2. Семёнова В.В., Винарчик Е.А. Социальная фрустрация студентов первого курса // НАУКА. ТЕХНОЛОГИИ. ИННОВАЦИИ: сборник научных трудов: в 9 частях. Новосибирск: Изд-во Новосибирский государственный технический университет, 2016. С. 104-106.
3. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с. ISBN 5-88439-015-7
Психология
УДК 316.473
магистр 2 курса Габдуллина Лиана Айратовна
Казанский (Приволжский) Федеральный университет (г. Казань)
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С ПОЗИТИВНОЙ И НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
Аннотация. В настоящее время наблюдаются системные изменения социокультурной среды, сопровождающиеся сменой сложившихся отношений, традиций, норм, правил поведения, активизацией миграционных процессов (в основном за счет беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, получивших временное убежище).
Поэтому анализ этнической идентичности молодежи обретает самостоятельную значимость и требует целенаправленного исследования на материале историко-культурных регионов, в частности Татарстана, что связано с решением задач формирования толерантности в условиях поликультурной образовательной среды.
Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных этнопсихологическим феноменам, вопрос о роли этнической идентичности в обеспечении эффективной социально-психологической адаптации личности в поликультурном социуме остается открытым. При этом позитивная этническая идентичность нами рассматривается как ключевой механизм формирования межэтнической толерантности и эффективной социально-психологической адаптации.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, этническая идентичность, специфика социально-психологической адаптации, адаптивность, дезадаптивность, поликультурный социум, этническая группа, межэтнические отношения.
Annotation. Currently, there are systemic changes in the socio-cultural environment, accompanied by a change in the existing relations, traditions, norms, rules of conduct, the intensification of migration processes (mainly due to refugees, internally displaced persons and persons who have received temporary asylum).
Therefore, the analysis of the ethnic identity of young people acquires its own importance and requires targeted research based on the material of historical and cultural regions, in particular Tatarstan, which is associated with the solution of the problems of tolerance formation in a multicultural educational environment.
Despite the large number of studies devoted to ethnopsychological phenomena, the question of the role of ethnic identity in ensuring effective social and psychological adaptation of the individual in a multicultural society remains open. At the same time, we consider positive ethnic identity as a key mechanism for the formation of inter-ethnic tolerance and effective social and psychological adaptation.
Keywords: socio-psychological adaptation, ethnic identity, specificity of socio-psychological adaptation, adaptability, disadaptation, multicultural society, ethnic group, interethnic relations.
Введение. В настоящее время наблюдается трансформация социокультурной среды. Учитывая, что в России в целом и в Татарстане в особенности общества всегда являлось полиэтничным (согласно официальной статистике в Республике Татарстан насчитывается более 18 национальностей [1]), а миграционные процессы только этот показатель усилили, вопросы адаптации к ситуации инаковости и формирования толерантного отношения у современной молодежи приобретают особую значимость.
Одной из первоочередных задач школ и вузов как институтов социализации становится социально-психологическая адаптация обучающихся в едином образовательном и социокультурном пространстве. При этом эффективная адаптация выступает рычагом регулирования межличностного и межгруппового взаимодействия обучающихся и платформой воспитательных превентивных мероприятий. Отметим, что социально-психологическая адаптация определяется нами как согласование компонентов системы «личность-социокультурная среда» в результате взаимодействия личности с совокупностью материальных и социальных составляющих социокультурной среды.
Основная цель нашего исследования заключается в выявлении специфики социально-психологической адаптации у студентов с позитивной и неопределенной этнической идентичностью.
Изложение основного материала статьи. Этническая идентичность имеет более узкую направленность в виде принадлежности к определенной этнической группе или этносу. Позитивная этническая идентичность рассматривается как «норма» при условии гармоничного межэтнического взаимодействия, однако отклонение от нормы порождает разные типы идентичности (высокая этническая идентичность) [4, c. 6-9].
Социально-психологическая адаптация студентов и их самосознания начинаются с его ядра - этнической идентичности. Предлагается рассматривать три вида ее социально-психологической адаптации:
а) этническая идентичность может «размываться», что выражается в неопределенности этнической принадлежности;
б) возможен отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию, что выделяется как позитивная этническая идентичность;
в) этническая идентичность может гиперболизироваться и в контексте межэтнических отношений принимать дискриминационные формы [3, c. 202].
Для формирования позитивной этнической идентичности у молодежи выступает ряд механизмов моделирующих особое символическое пространство, в котором этничность не только представляется общественности как нечто позитивное, но и конструируется как первичные этнокультурные ценности [2, с. 82-92].
По мнению А.Ю. Тулыниной, у студенческой молодежи этническая идентичность представляет собой переменную величину. Так, находясь во влиянии внутренних и внешних факторов, она может быть
подвержена определенной трансформации и актуализироваться. В случае, если позитивная этническая идентичность является балансом толерантного отношения к своей и остальным этническим группам, которые являются значимым критерием независимого постоянного существования этнической общности в полиэтническом окружении, то модификация этнической идентичности (сравнительно позитивной этнической идентичности) может протекать как в тенденции усиления, так и в противоположном направлении. Каждый индивид, в особенности человек студенческого возраста, стремится повысить свою позитивную идентичность и всеми возможными способами оберегать ее. На современном этапе в условиях довольно непростой социально-политической ситуации этническая идентичность играет роль психологической основы этнополитической мобилизации как готовности людей, которые объединены по этническому признаку, к общественной деятельности с целью отстаивания своих национальных интересов [4, с. 33-35].
В современном полиэтническом обществе тема единого социокультурного пространства приобретает особую актуальность. Обращаясь к образовательному пространству как центральному для формирования поликультурного самосознания у современной молодежи, необходимо актуализировать изучение особенностей социально-психологических механизмов адаптации студентов с позитивной и неопределенной этнической идентичностью.
В нашем исследовании мы изучаем специфику социально-психологической адаптации у студентов с различной этнической идентичностью, проживающей в поликультурном регионе, каковым является Татарстан. По нашему мнению, представители студенческой молодежи имеющие, позитивную этническую идентичность определяются высоким уровнем формирования социально-психологической адаптации, нежели представители с неопределенной этнической идентичностью.
Экспериментальное изучение особенностей социально-психологической адаптации у студенческой молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью осуществлялось в три этапа (см. табл. 1).
Таблица 1
Этапы экспериментального исследования
Цель | Методы
Предварительный этап
Формирование диагностических групп студенческой молодежи, способных представить модели совокупности студентов с позитивной и неопределенной этнической идентичностью Сбор сведений о студентах, подбор диагностических методик, направленных на выявление особенностей социально-психологической адаптации у студенческой молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью
Основной этап
Получение диагностических сведений об особенностях социально-психологической адаптации у студенческой молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью Проведение методик, направленных на изучение социально-психологической адаптации у студенческой молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью
Заключительный этап
Обобщение результатов экспериментального изучения особенностей социально-психологической адаптации у студенческой молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью Количественный и качественный анализ полученных результатов. Математическая обработка полученных данных (методы описательной статистики, математические методы вычисления значимости различий (Б-критерий Манна-Уитни)), исследования связи между параметрами (ранговая корреляция Спирмена)
В нашем исследовании принимали участие 56 студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в возрасте 18-22 лет. Выборку составили представители русской (39 %), башкирской (4 %), татарской (36 %), чувашской (11 %), армянской (2 %), узбекской (8 %) национальности. Из них представителей мужского пола - 17 человек, женского - 39. Мы использовали две методики: диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) и методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности (А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева).
Целью первой методики является выявление наиболее значимых особенностей проявления социально-психологической адаптации у представителей той или иной этнической группы. Вторая методика позволяют определить, к какому типу этнической идентичности относится респондент, а именно «Позитивная идентичность» или «Неопределенная идентичность». Первый тип этнической идентичности определяется балансом толерантности в отношении к другим этническим группам, а также к своей собственной. Второй тип «Неопределенная этническая идентичность» определяется размытостью и отсутствием тождественности со своей этнической группой.
Результаты исследования типов этнической идентичности позволили установить, что у большинства студентов преобладает неопределенная этническая идентичность (61% выборки), у остальных студентов выражен позитивный тип этнической идентичности (39%). Полученные данные позволили нам разделить всю выборку на две группы - студенты с позитивной и неопределенной этнической идентичностью. Для наглядности представим результаты в виде диаграммы (рис. 1).
Рисунок 1. Разделение выборки студентов на группы по этнической идентичности
Для выявления значимости различий мы применили математические методы, а именно Б-критерий Манна-Уитни. Далее мы рассмотрели шкалу «Неопределенная этническая идентичность» по методике оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности (А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева).
180
160
Адаптивность Дезадаптивность
■ Высокая 3 И ■ Неопределенная ЗИ
Рисунок 2. Схема сравнительного анализа по показателям «Адаптивность» и «Дезадаптивность» по методике «Социально-психологической адаптации (К.Роджерса и Р.Даймонда) у студентов с различным уровнем этнической идентичности
Достоверность различий при показателе «дезадаптивность» пподтвердилась у студентов с высокой этнической идентичностью, нежели у респондентов с неопределенной этнической идентичностью. Это объясняется тем, что студенты с высоким уровнем этнической идентичности выражают непринятие новых социальных условий своей жизнедеятельности, а также медлительность вступления в контакт с новыми для себя людьми. Данное предположение можно объяснить тем, что студенты с высокой этнической идентичностью имеют убежденность в превосходстве своего народа, негативное отношение к межэтническим брачным союзам.
Также для выявления взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации и показателем «Высокая этническая идентичность» мы применили метод ранговой корреляции Спирмена. Для наглядности представим результаты в виде плеяды (рис. 3).
Рисунок 3. Корреляционные связи между показателями социально-психологическо адаптации у студентов с высокой этнической идентичностью
Примечание:
Социально-психологическая адаптация (СПА): 1-адаптивность, 2-принятие себя, 3-непринятие себя, 4-принятие других, 5-непринятие других, 6-эскапизм (уход от проблем), 7-ведомость, 8-доминирование, 9-вутренний контроль,10-внешний контроль, 11-эмоциональный дискомфорт. 12-эмоциональный комфорт, 13-дезадаптивность,
Методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности (А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева): шкала неопределенной этнической идентичности: 14-высокая этническая идентичность,15-неопределенная этническая идентичность
Статистический анализ результатов исследования позволил выявить взаимосвязь показателя «Высокая этническая идентичность» с критерием социально-психологической адаптации: «Дезадаптивность» (г=0,55; р<0,05). Данная взаимосвязь также подтверждает наличие низкой социально-психологическая адаптации у студентов с высоким уровнем этнической идентичности.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что социально-психологическая адаптация студентов и их самосознание начинаются с его ядра - этнической идентичности. В нашем исследовании высокая этническая идентичность рассматривается как отклонение от «нормы», и имеет проявление этнофанатизма и этнической индифферентности, т.к отсутствует гармоничное межэтническое взаимодействия. По эмпирическим данным исследования студенты имеющие высокую этническую идентичность склонны к непринятию новых социальных условий своей жизнедеятельности, а также проявляют нежелание вступления в контакт с новыми для себя людьми.
Литература:
1. Данные официальной статистики Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/statistics/population/. Дата обращения: 12.10.2016
2. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - Спб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 82-92.
3. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как фактор межгрупповой интолерантности // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №3. С. 51-64.
3.Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - М.: Смысл, 2014. - С. 202.
4. Тулынина, А.Ю. Содержание структурных компонентов этнической идентичности студенческой молодежи: дисс. канд. псих. наук / А.Ю. Тулынина. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 2004. -С. 6-9
Психология
УДК: 37.015.3
старший преподаватель Гайфуллина Наталия Геннадиевна
Елабужский институт (филиал)
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ НА УСПЕШНОСТЬ
ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация. Данное исследование ориентировано на выявление влияния психологического климата учебной группы старшеклассников на успешность их обучения. Как качественная сторона межличностных отношений, психологический климат проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. В результате исследования было выявлено, что психологический климат влияет положительно на успешность каждого члена группы, при условии, что она высокоорганизована и сплочена.
Ключевые слова: психологический климат, учебный коллектив, успешность обучения, старшеклассник.
Annotation. This study is aimed at identifying the impact of the psychological climate of the study group of high school students on the success of their training. As a qualitative aspect of interpersonal relations, the psychological climate is manifested in the form of a set of psychological conditions that promote or impede productive joint activities and comprehensive development of the individual in the group. The study revealed that the psychological climate has a positive effect on the success of each member of the group, if it is highly organized and cohesive.
Key words: psychological climate, educational group, success of training, high school students.
Введение. Современная система образования направлена на обеспечение активного развития творческих способностей детей и молодёжи и их включение в общественно-значимую деятельность. Именно на школьные годы приходится всестороннее развитие личности, когда формируются основные черты характера и мировоззрение ребенка в целом. Период перехода от детства к зрелости относят к старшему школьному возрасту. Для этого периода характерен рост личностных притязаний и требований к уровню включенности старшеклассника в учебно-трудовую деятельность. Происходит становление человека как субъекта собственного развития: возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути, формирование устойчивой системы ценностей и этических принципов, развитие внутренней автономии и самостоятельности. Этот процесс во многом зависит от социальной среды и благоприятного психологического климата, в котором обучающийся пребывает. Именно этим обусловлена актуальность нашего исследования, когда психологический климат коллектива является одним из наиболее существенных элементов в общей системе условий существования и благополучия человека, его работоспособности, эффективности его труда [2].
Целью нашего исследования стало выявление влияния психологического климата в учебной группе на успешность обучения старшеклассников. Объектом исследования выступили обучающиеся 10 классов («А» и «Б») в количестве 42 человека. Предмет изучения - психологический климат группы и успешность обучения. Данное исследование позволило проанализировать взаимосвязь успешности в учебной деятельности и ощущение комфорта в группе, а также выявить условия формирования школьного микроклимата.
Изложение основного материала статьи. Старший школьный возраст - это период, когда формируется личность обучающегося и проявляется его устремленность к самоопределению и самостоятельности. Перестраивается система межличностных отношений и развивается устойчивая система ценностей. Старшеклассник старается проявлять себя как самостоятельная зрелая личность [1]. При этом не всем школьникам удается обрести личностную свободу и решить задачу своего межличностного общения в группе и это проявляется в отношениях со сверстниками.
Одним из условий всестороннего развития старшеклассника является его включение в многообразные отношения и взаимодействие в малых группах, особенно в той, в которой он находится большую часть времени, то есть в классе. Одним из показателей включенности обучающегося в группу является его эмоциональное отношение к школьному коллективу. Поэтому, успешность обучения старшеклассников будет зависеть от сложившегося в классе психологического климата.
К психологическому климату некоторые авторы подходят как к неофициальным отношениям, складывающимся между членами группы и значительно влияющих на ее работоспособность. В исследовании Ренато Тагиури был выделен целый комплекс параметров, определяющих психологический климат группы. Он определил, что это система межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба), основанных на таких психологических механизмах взаимодействия между людьми, как подражание, сопереживание, содействие и включающих систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива. Применительно к образовательной среде, это такой стиль общения между детьми и педагогами, который определяет отношение обучающихся к школе, удовлетворённость учителей своей работой и ожидания относительно успехов обучаемых [6].
Ряд ученых, исследуя проблему включенности школьника в микрогруппы школьного класса, рассматривали психологический климат в учебном коллективе через призму его влияния на успешность обучения (А.А. Реан, Д.Я. Райгородский, В.М. Шепель). Социально-психологический климат проявляется через стиль взаимоотношений учащихся, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом. При этом особенности школьного микроклимата представляют собой качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе [4]. Результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе, которое является обязательным условием развития школьника. Успешность в обучении, самочувствие обучающихся определяется, прежде всего, взаимоотношениями в первичном коллективе, классе. Категория высокой успеваемости обучения в школе обычно рассматривается как главный критерий интеллектуального уровня, социализации и общего развития [5].