УДК 37;81
Е. М. Болдырева, В. И. Жельвис
Изучение литературы «серебряного века» в школе
В статье обосновывается необходимость разработки системы формирования представлений о поэзии рубежа веков на уроках литературы в средней школе в соответствии с уровнем литературного развития учащихся, с опорой на принцип пропедевтического обучения, когда в литературном курсе 5-10 классов происходит постепенное накапливание материала, все основные закономерности поэзии «серебряного века» рассматриваются на эмпирическом уровне, при анализе конкретных текстов без итогового теоретико-литературного осмысления, а в 11 классе, когда изучение поэзии рубежа веков как определенного этапа в историко-литературном процессе уже запланировано программой, теоретическое обоснование эстетических принципов основных модернистских направлений - символизма, акмеизма и футуризма - приобретает систематизирующий и обобщающий характер. В статье предлагается концепция изучения поэзии «серебряного века» в 5 классе, когда теоретическим концептом, определяющим формально-тематический ракурс изучения, отбор материала и логику его подачи, становится понятие «поэзия как волшебство», актуализирующее фонетические аспекты стиха, размывание семантики слова, словотворчество, игровую природу поэтического творчества «серебряного века». В качестве методического приложения в статье представлен развернутый план урока - сюжетно-ролевой игры «Путешествие по Поэтической Вселенной «серебряного века» с системой творческих заданий.
Ключевые слова: поэзия «серебряного века», методическая система, пропедевтический принцип, уровень литературного развития учащихся, творческие задания, урок-путешествие, актуализация фонетического аспекта стиха, размывание семантики слова, словотворчество, игровая природа стиха, ассонанс, аллитерация, ролевая лирика, неологизмы.
E. M. Boldyreva, V. I. Zhelvis
Study of «Silver Age» Literature at School
In the article is proved need to develop the system of formation about ideas of poetry at the turn of centuries at Literature lessons in high school according to the level of pupils' literary development, being based on the principle of propaedeutic training when during the literary course of 5-10 forms there is a gradual accumulation of material, all the main regularities of «the Silver Age» poetry are considered at the empirical level, in the analysis of certain texts without final theoretical-literary understanding, and in the 11th form when study of poetry at the turn of centuries as a certain stage in the historical-literary process has already been planned by the programme, theoretical substantiation of aesthetic principles of the main modernist directions - symbolism, acmeism and futurism -gain a systematizing and generalizing character. In the article is offered the concept of studying of «the Silver Age» poetry in the 5th form when the theoretical concept, determining formal-thematic position of studying, choice of material and logic of its presentation, is the notion «poetry as magic» staticizing phonetic aspects of the verse, washing out of semantics of the word, word creation, the game nature of poetic creativity of «the Silver Age». A detailed plan of the lesson - a subject role-playing game «Travel in the Poetic Universe of «the Silver Age» with the system of creative tasks is presented as a methodical appendix in the article.
Keywords: poetry of «the Silver Age», a methodical system, a propaedeutic principle, a level of pupils' literary development, creative tasks, lesson travel, updating of the phonetic aspect of the verse, washing out of semantics of the word, word creation, game nature of the verse, assonance, alliteration, role lyrics, neologisms.
В существующих на сегодняшний день школьных программах поэзия «серебряного века» оказывается представленной только в курсе 11 класса в соответствии с хронологическим принципом изучения литературы. Что касается остальных классов, то здесь предлагается изучать отдельные стихотворения поэтов «серебряного века» либо в связи с определенным тематическим разделом, либо в силу необходимости представить данный период в циклическом варианте. По сути, ни одна из существующих на сегодняшний день школьных программ не предусматривает систематической работы над эпохой «серебряного века». Сведения о поэзии рубежа веков, получаемые учащимися
5-10 классов, носят случайный и фрагментарный характер и не способствуют оптимальному усвоению данного материала в курсе на историко-литературной основе. Произведения поэтов «серебряного века», безусловно, сложны для восприятия учащихся средних классов, поэтому мы сочли целесообразным теоретически разработать и экспериментально обосновать (с учетом потребностей школ и классов с углубленным изучением литературы) систему формирования представлений о поэзии рубежа веков, предложив следующие принципы изучения данной эпохи в курсе средней школы:
Болдырева Е. М., Жельвис В. И., 2016
1. Отбор произведений осуществляется в соответствии с уровнем литературного развития
школьников и определяется формулой «от простого, понятного к сложному, непонятному»: так, пятиклассникам рекомендуется предлагать для знакомства достаточно «прозрачные» акмеистические стихотворения раннего Н. Гумилева, произведения К. Бальмонта, основанные на простейших звуковых эффектах, или имитирующие особенности детского сознания футуристические тексты; учащиеся 7-8 классов уже могут воспринять более сложные произведения В. Брюсова, О. Мандельштама и И. Анненского, а десятиклассники - литературоведческие и философские работы различных поэтов «серебряного века».
2. Основным принципом предлагаемой системы является принцип пропедевтического обучения, когда в литературном курсе 5-10 классов происходит постепенное накапливание материала, все основные закономерности поэзии «серебряного века» рассматриваются на эмпирическом уровне, «выводятся» из конкретных текстов без итогового теоретико-литературного осмысления. В 11 классе, когда изучение поэзии рубежа веков как определенного этапа в историко-литературном процессе уже запланировано программой, теоретическое обоснование эстетических принципов основных модернистских направлений - символизма, акмеизма и футуризма - производится не «на пустом месте»: новые знания, попадая на заранее подготовленную почву, не воспринимаются навязанными извне, а приобретают систематизирующий и обобщающий характер. Таким образом, изучение поэтики «серебряного века» становится не принципиально новым для учащихся знакомством с неизвестными ранее закономерностями, не имеющими конкретного подтверждения, а «узнаванием» ранее освоенного материала и его осмыслением уже на новом, качественно ином уровне. Так, словотворческие эксперименты В. Хлебникова и А. Крученых, воспринятые пятиклассниками на игровом уровне, будут встроены в общую систему футуристической поэтики; особый статус поэтического слова-символа и категория музыкальности в поэзии К. Бальмонта и Ф. Сологуба будут осмыслены в русле основных тезисов русского символизма.
3. В основу изучения в каждом классе блока «серебряный век» кладется теоретический концепт (теоретико-литературная или историко-литературная проблема), то есть определяется тот формально-тематический ракурс, который и
будет «управлять» отбором материала и логикой его подачи. Теоретический концепт будет по возможности соответствовать тем базовым понятиям, которые определены в существующих на сегодняшний день программах, а также будет представлять собой реализацию одного из основных параметров поэтики «серебряного века».
Продемонстрируем, как можно организовать подобную работу в пятом классе на уроках литературы, когда интегральным концептом становится понятие «Поэзия как волшебство» (актуализация фонетического аспекта стиха, размывание семантики слова, словотворчество, игровая природа стиха). Изучение поэзии «серебряного века» в пятом классе на первый взгляд кажется нонсенсом, поскольку пятиклассники не обладают еще достаточным литературным опытом, чтобы даже просто воспринять стихотворения поэтов «серебряного века» с их установкой на встречную активность избранного читателя-интеллектуала. Однако подобный опыт все же представляется возможным при условии соблюдения трех необходимых методических условий:
— изучение данной темы должно носить ознакомительный, вводный характер вместо обстоятельного и глубокого анализа, который пока недоступен пятиклассникам, методически более эффективно просто представить панораму, общую картину поэзии «серебряного века» (разумеется, на доступном для понимания уровне, с использованием адекватных литературному развитию учеников метафорических аналогий);
— при знакомстве учащихся с отдельными стихотворениями нецелесообразно пытаться выстроить подобие их анализа и интерпретации даже на поверхностном, примитивном уровне, вопросы должны быть направлены на выявление непосредственного восприятия, эмоциональной реакции, а не глубокого понимания текста;
— изучение темы оптимально проводить в игровой, творческой форме: выбранная для пятого класса концепция «поэзия как волшебство» позволяет построить урок как сюжетно-ролевую игру, в процессе которой ученики будут проходить ряд «испытаний», открывая для себя «тайны» поэзии «серебряного века».
Учитывая то обстоятельство, что это первое знакомство учеников с данной эпохой и ее представителями, одной из оптимальных форм может стать урок-путешествие в «серебряный век». Роль «гида», безусловно, отводится учителю, который как мудрый и знающий проводник проведет ребят по «волшебной стране» «серебряного
века». Деятельность учащихся организуется следующим образом: участие в эвристической беседе и выполнение творческих заданий. В каждом разделе урока приводятся несколько вариантов подобных заданий, одни из них учитель может включить в сценарий урока, другие - предложить учащимся для домашнего выполнения.
Начиная урок «Путешествие в Серебряный век русской поэзии», преподаватель говорит ученикам, что литературу как самостоятельный предмет они начали изучать сравнительно недавно, но, наверное, уже почувствовали, что это особый мир, волшебная страна, каждая область которой таит в себе какую-то загадку: они побывали в гостях у сказки, в мире животных - героев басен, заглянули в Священную историю - Библию, а сегодня их ждет еще одно замечательное путешествие - в Серебряный век русской поэзии. Можно попросить учеников вспомнить, стихотворения каких поэтов им уже знакомы (ученики могут назвать А. Пушкина, М. Лермонтова и Н. Некрасова, отдельные произведения которых изучались в начальной школе). Далее учитель объясняет ученикам смысл понятия «серебряный век»: время, когда творил А. С. Пушкин, получило название «золотого века» русской поэзии, но была в истории русской литературы и другая эпоха, когда вновь ярким светом вспыхнуло поэтическое творчество, когда всего лишь за два десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми гордилась бы любая страна, когда поэзия перестала быть второстепенной областью литературы, подчиненной прозе, и превратилась в огромную поэтическую вселенную, и это время получило название «серебряный век» русской поэзии. Далее ученикам предлагается выбрать героев-спутников, с которыми предстоит совершить путешествие по этой загадочной поэтической вселенной «серебряного века». Для этого можно вспомнить, каких «путешествующих» героев знают ученики (они могут назвать Синбада-морехода, искателей сокровищ капитана Флинта, Робинзона Крузо и т. д.), и предложить им в качестве «проводника» выбрать героя сказки Анту-ана де Сент-Экзюпери Маленького принца, который однажды решил посетить ближайшие к его планете астероиды. Сказочный Маленький принц встретился с королем, честолюбцем, фонарщиком, деловым человеком - в путешествии же по Поэтической Вселенной «серебряного века» ученикам предстоит встречаться с разными поэтами, которые откроют им тайны этой вселенной.
Далее учитель продолжает играть роль рассказчика, «проводника», который знакомит путешественников с обитателями астероидов и предлагает им различные вопросы и творческие задания. Роли различных поэтов могут исполнять заранее подготовленные ученики - в этом случае учитель проводит с каждым из них предварительную беседу и разъясняет их роль. Возможен и другой вариант «разыгрывания» сценария: учитель сам «перевоплощается» в разных поэтов и отдельные фрагменты урока ведет как бы от чужого лица.
На первом астероиде жил поэт - Повелитель природы. Это был очень странный поэт. Он мог писать свои стихотворения, забираясь по горло в пруд или залезая на вершину дерева: ему казалось, что таким образом, слившись с природой, он лучше почувствует ее и сможет рассказать об этом читателям. Поэт говорит ученикам о том, что он может волшебным поэтическим словом дать им услышать шум дождя, шелест листьев на деревьях или плеск реки (чтение стихотворений К. Д. Бальмонта «Камыши» и «Влага»). Вопросы для анализа: что вы услышали, когда звучало это стихотворение? Как поэт смог воссоздать ощущение этих природных явлений? Далее на основании анализа звуковых повторов «ш», «л» и «а» учитель вводит понятия аллитерации и ассонанса как двух «волшебных слов», с помощью которых вы можно заставить зазвучать и волны, и камыши, и ветер. Творческое задание: написать небольшое стихотворение (или прозаическую строчку) про грозу, слякоть, бурный ураган, барабанный дождь по крыше, шипящую змею, жужжащую пчелу, мычащую корову, тихую ночь и т. д. Какие звуки вы будете повторять, чтобы создать нужный эффект?
На втором астероиде жил поэт - Музыкант и Колдун. Его стихотворения были очень странными: никто не мог сказать, о чем они написаны, но, когда поэт их читал, слушатели оказывались околдованными и очарованными этими непонятными творениями. Читал поэт свои стихотворения особым образом: он не говорил, а почти пел, декламировал нараспев, даже покачиваясь в такт стихотворению и порой закрывая глаза (чтение стихотворений Ф. Сологуба «Любовью легкою играя...» и К. Бальмонта «Тоска степей»). Вопросы для анализа: о чем это стихотворение? Какое впечатление оно на вас произвело? Какие ощущения у вас возникали во время его звучания? Почему это стихотворение почти невозможно понять, но, когда его слушаешь, невольно
подчиняешься завораживающему стихотворному ритму? Какие приемы помогают поэту создать это ощущение таинственности и непонятного очарования? Учитель может познакомить учеников с теорией звуков, изложенной К. Бальмонтом в статье «Поэзия как волшебство», где каждый отдельный звук имеет свой особый, магический смысл. Творческие задания: напишите стихотворение-заклинание, в котором вы будете достигать эффекта внушения не смыслом слов, а прежде всего звуками (используйте повторы, непонятные слова, длинные перечисления, ассонансы и аллитерации и т. д.): чтобы прошел больной зуб, пошел дождь, чтобы не спросили на уроке, чтобы человек заснул, испугался и т. д.; попробуйте сами стать магами и чародеями слова и придумайте свой «цветной алфавит», расскажите, какое впечатление производит на вас каждый звук.
На третьем астероиде жил поэт-Оборотень, который умел превращаться в самых разных животных. Поэты «серебряного века» - вообще люди необыкновенные. Они могут видеть мир не только своими собственными глазами, но и глазами других живых и даже неодушевленных существ (чтение стихотворений Ф. Сологуба «Высока луна Господня...» и И. Северянина «Фиалка»). Вопросы для анализа: что оказывается важным для собаки в ее восприятии ночи в стихотворении Ф. Сологуба? Как в стихотворении И. Северянина чувствует себя в лесу фиалка? Творческое задание: напишите стихотворение от лица попугая с Антильских островов, жирафа, живущего на озере Чад, гиены, ягуара, снежинки, трясогузки и др. (в качестве источников лирических повествователей использованы стихотворения Н. Гумилева «Попугай», «Гиена», «Жираф», «Ягуар», К. Бальмонта «Снежинка», «Трясогузка»).
На четвертом астероиде жил поэт-Сказочник. Он, как и многие поэты «серебряного века», любил писать в своих стихотворениях обо всем таинственном, загадочном, волшебном, - а где это найти, как не в сказке (чтение стихотворения К. Бальмонта «У чудищ»). Вопросы для анализа: герои и предметы из каких сказок представлены в стихотворении? Почему же автор решил так «свободно» обойтись со сказками и совместить в одном тексте разных героев? Как герой стихотворения относится к сказочному миру? Как строятся его отношения со сказочными персонажами? Что представляется собой сюжет сказки Бальмонта? Творческое задание: подобно Бальмонту, объединяющему в одной сказке бабу
Ягу, Кощея, Змея и шапку-невидимку, напишите новую сказку, в которой участвовали бы следующие герои: а) Буратино, Чебурашка, Змей Го-рыныч, доктор Айболит, Снежная Королева; б) Шапокляк, Герда, Бармалей, Тараканище, Мэри Поппинс; в) Крокодил Гена, Муха-цокотуха, Карабас-Барабас, Карлсон, баба-Яга; г) Чиполли-но, Мойдодыр, черепаха Тортилла, Дюймовочка, стойкий оловянный солдатик; придумайте басни, построенные на основе сказочных сюжетов со следующими названиями: «Волк и лисица», «Петух и сапожник», «Поросенок и котенок», «Лиса в курятнике», «Попугай и аквариумные рыбки». Придумайте мораль к басне.
Другие варианты стихотворений поэтов «серебряного века» для «сказочного астероида»: «Фейные сказки» и «Кошкин дом» К. Бальмонта.
На пятом астероиде жил поэт-Словотворец. Он считал, что все слова русского языка давно устарели, мы слишком часто их употребляем, и они становятся привычными, знакомыми, повседневными, скучными, а значит, непригодными для волшебной и таинственной поэзии. Таким образом, чтобы вернуть поэзии ее магическую силу, нужно переделать, изменить прежний язык или создать новый. И поэт-словотворец придумал несколько способов создания нового, настоящего языка поэзии. Вот один из его экспериментов (чтение стихотворения В. Хлебникова «Заклятие смехом»). Вопросы для анализа: что в этом стихотворении кажется вам необычным и интересным? Какие слова с корнем «-смех-» существуют в русском языке? Почему такие слова, как «смехачи», «смеюнчики», «смеянствуют», «смейево», кажутся нам странными? Как поступает В. Хлебников с законами построения слов? Как он относится к самому слову? Зачем он изобретает столько слов с одним и тем же корнем? Почему стихотворение поэт называет «Заклятие смехом»? Творческое задание: попробуйте поиграть с корнем слова так, как это делал В. Хлебников, и написать «Заклятие плачем», «Заклятие сном», «Заклятие едой» и т. д.
Далее учитель вводит понятие «неологизмы» на примере анализа стихотворения В. Хлебникова «Кузнечик»: попробуйте прокомментировать незнакомые вам слова, встречающиеся в этом стихотворении («крылышкуя» -глагол от существительного «крылышко» по образцу «воркуя», «лебедиво» - это соединение слов «лебедь» и «диво» и т. д.). Объясните следующие неологизмы Хлебникова:
— «облакини плыли и рыдали» (облака жен-
ского рода, синтез «облака» и «богини» или «княгини»);
— «пролетели, улетели стая легких времирей» (соединение слов «снегири» и «время», ведь снегири - это птицы, которые лишь временно, только зимой, бывают в наших краях, а когда они улетают, они словно уносят с собой это время года);
— «глазами синими увидел зоркий записки стыдесной земли» (синтез двух слов - стыдливой и чудесной);
— «тихес голубое величье»;
— «просторцы нетучих летот» (летающие в просторных высотах);
— «молчебные ночери точки» (это может быть искаженный вариант фразы «молчаливые дочери ночи», молчебные - синтез слов «молчаливые» и «волшебные», возможно, речь идет здесь о звездах - волшебных «точках» и «дочерях» ночи);
— «сыновеет ночей синева» (новый глагол от слова «сын» по аналогии со словом «синеет», синева оказывается близкой, родной и даже не холодной, а теплой, как ребенок);
— «темный волн кумоворот» (искаженное слово «круговорот», в которое «вклинилось» слово «кум», что означает - родственник; кумо-ворот - сближение волн, их породнение друг с другом);
— «так умер волкобой» (слово образовано из двух - «волк» и «бить», скорее всего, так назван охотник, то есть человек, убивающий волков);
— «мы будетляне» (слово образовано по аналогии с названиями народов - славяне, киевляне, древляне; будетляне - это народ будущего);
— «дивеса» (сочетание двух слов - «диво» и «небеса», одновременно обладающее таинственностью, загадочностью и недосягаемостью, недоступностью);
— «о, пушкиноты млеющего полдня» (сопряжение Пушкина и красоты, а может быть, Пушкина и «ноты», ведь поэзия Пушкина - это чудесная, волшебная музыка);
— «они голубой тихославль» (слово образовано по аналогии с названиями городов - Ярославль, Переславль, тихославль - это тихий город, прославление тишины);
— «хорошеуки первые уроки» (новое краткое прилагательное, образованное из сочетания «хорошо учить»);
— «земля - мозг, все мыслезем» (явный гибрид слов «мысль» и «чернозем», это мыслящая земля, мозг земли, это земля как мозг всего мира).
Творческие задания:
1. Придумайте собственные неологизмы по следующим образцам Хлебникова: крылышкуя (особая словоформа), лебедиво (гибрид из двух слов).
2. Прочитайте стихотворение В. Хлебникова «Мудрость в силке (утро в лесу)». При помощи каких неологизмов поэт передает язык птиц? Попробуйте сами написать такую миниатюру и передать язык рыб («Утро в реке»), домашних птиц («Утро на птичьем дворе»), обитателей зоопарка («Ночь в зоопарке»), тепличных растений и т. д. Ничего страшного, если ваши звери или птицы будут говорить непонятно, главное - чтобы у каждого из них был свой голос, ведь надменная тепличная роза не может говорить так же, как невзрачный сорняк.
3. Прочитайте стихотворение Алексея Крученых «Дыр бул щыл...», про которое сам поэт сказал, что в этом пятистишии больше русского, чем во всей поэзии Пушкина. Напишите свою «нелепицу» и объясните ее «смысл».
В финале урока (или комплекса уроков) делается обобщающий вывод о том, какими были поэты «серебряного века». Поэты «серебряного века» - это необычные люди. Для них стихотворение - это не просто способ в особой форме выразить свои мысли и чувства, а волшебство, словесная ворожба, магическое заклинание. Поэзия может быть непонятна, и оттого она оказывается еще притягательнее для читателя, стремящегося разгадать таинственную загадку или просто насладиться завораживающей музыкой стиха. Поэты «серебряного века» зачастую нарушали все существующие правила, нормы, законы, самый главный их закон - собственная поэтическая фантазия. Они творили особый мир, существующий по своим, порой непонятным обычным людям законам - и в этом мире они были полновластными хозяевами, заставляя даже язык подчиняться своим «правилам игры».