Научная статья на тему 'Игровые технологии на уроках литературы в старших классах'

Игровые технологии на уроках литературы в старших классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5559
748
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ / КОНТРОЛИРУЮЩАЯ ИГРА / ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК / ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ / LITERATURE LEARNING TECHNOLOGY / CONTROLLING GAME / CORPORATE LESSON / LITERARY QUIZ / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / LYRIC POETRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уминова Наталья Владимировна

В статье описаны возможности практического применения игровых технологий на уроках литературы в старших классах. Определены функции игрового обучения литературе и выявлена проблема в методике проведения контролирующих игр в школе. На примере обобщающего урока в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века» представлены типы игровых заданий, даны методические рекомендации по их использованию в практике преподавания литературы в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAMING TECHNOLOGIES AT LITERATURE LESSONS IN SENIOR SCHOOL

The article describes the possibilities of а practical application of gaming technologies at literature lessons in senior school. It also defines the functions of gamebased learning literature and reveals a problem in the methodology of the organization of controlling games at school. Based on a corporate lesson in the 11th form on the topic «Poetry of the Silver Age», the article shows the types of game tasks, methodical recommendations for their use in teaching literature in school.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии на уроках литературы в старших классах»

H.B. УМИНОВА. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

GAMING TECHNOLOGIES AT LITERATURE LESSONS IN SENIOR SCHOOL

H.B. Уминова N.V. Uminova

Технологии обучения литературе, контролирующая игра, обобщающий урок, литературная викторина, межпредметные связи, лирическая поэзия. В статье описаны возможности практического применения игровых технологий на уроках литературы в старших классах. Определены функции игрового обучения литературе и выявлена проблема в методике проведения контролирующих игр в школе. На примере обобщающего урока в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века» представлены типы игровых заданий, даны методические рекомендации по их использованию в практике преподавания литературы в школе.

Literature learning technology, controlling game, corporate lesson, literary quiz, interdisciplinary connections, lyric poetry.

The article describes the possibilities of a practical application of gaming technologies at literature lessons in senior school. It also defines the functions of game-based learning literature and reveals a problem in the methodology of the organization of controlling games at school. Based on a corporate lesson in the 11th form on the topic «Poetry of the Silver Age», the article shows the types of game tasks, methodical recommendations for their use in teaching literature in school.

Современная образовательная ситуация требует от учителя широкого использования активных форм обучения. Данное требование ФГОС I! поколения способствует реализации системно-деятельностного подхода. Особое место среди педагогических технологий, активизирующих процесс изучения литературы в школе, занимают игровые технологии: в силу психологических и возрастных особенностей детей игра является для них наиболее органическим и естественным состоянием. Своеобразной методической аксиомой, не требующей доказательств, стало следующее положение: в игровых ситуациях любой учебный материал усваивается значительно эффективней. Кроме того, умелое использование игровых технологий в процессе обучения способствует формированию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий школьников, а также создает положительный эмоциональный фон урока.

Психолого-педагогическим, национальным, методическим основам игр посвящены труды

Ю.П. Азарова [Азаров, 1973], Н.П. Аникеевой [Аникеева, 1987], Л.С. Выготского [Выготский, 1966], Н.В. Гараниной [Гаранина, 2014], А.Н.Леонтьева [Леонтьев, 1983], С.Ф. Занько [Занько, 1992], Е.М. Минкина [Минкин, 1983], Б.П. Никитина [Никитин, 1990], П.И. Пидкасистого, Ж.С. Хай-дарова [Пидкасистый, Хайдаров, 1996], Г.К. Се-левко [Селевко, 1998], Н.В. Самоукиной [Само-укина, 1996], A.C. Спиваковской [Спиваковская, 1981], С.А. Шмакова [Шмаков, 1994], Д.Б. Элько-нина [Эльконин, 1999], М.Г. Яновской [Яновская, 1974] и др. Учеными определены функции игры, ее значение в развитии ребенка, представлены классификации игровых технологий. Возможности педагогических игр на уроках литературы описаны в работах Р.И. Альбетковой [Альбеткова и др., 1991], Т.Г. Кучиной, Е.М. Болдыревой [Кучина, Болдырева, 1998], Е.В. Карсаловой, A.B. Ле-денева, Ю.М. Шаповаловой [Карсалова и др., 1996] и др. Анализ методических периодических изданий («Литература в школе», «Литература») доказывает популярность игровых технологий у педагогов-словесников. Однако возмож-

<

аз

Щ

УЗ

I ч

С

03

С

b

к

щ

ш m н

о

Рн

<

CJ ^

О о

с Р

£

ы н К о

Рч

и

0

1

к

i и

«

и и

V S

ь

U

Pi

и

и

S

т

Н

и

W PQ

ности игры на уроках литературы представлены в основном на примере занятий в 5-6 классах. В старшей школе методической наукой описан только контролирующий тип учебных игр (с преобладанием викторинных заданий, однообразных по своей сути: определение автора и произведения по фрагменту, литературного героя по его описанию и т.п.), а также игра осмыслена как технология внеклассной работы (наиболее востребованы такие формы, как урок-концерт, урок-спектакль, урок-квест, литературная гостиная, «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и др.). Весь развивающий, творческий, познавательный потенциал игровых технологий на уроках литературы в старших классах современной методической наукой до конца не раскрыт. Данная тема не теряет актуальность, что позволяет нам представить варианты использования приемов и форм игрового обучения литературе в старшей школе.

Приведем примеры заданий, используемых в процессе контролирующей игры в 11 классе (рассчитана на 2 часа). Как отмечалось выше, основной проблемой проведения обобщающих уроков с использованием игровых технологий является однообразие заданий: чаще всего учителя-практики предпочитают вопросно-ответную форму викторины, тестирование, реже разгадывание кроссворда. На примере рекомендаций к проведению урока-обобщения по теме «Серебряный век русской поэзии» покажем, как можно использовать многообразие игровых интеллектуальных заданий, а также интеграцию с другими учебными предметами. Занятие проходит в виде литературного турнира, предполагающего работу в малых группах. Деление старшеклассников по группам традиционно в массовой практике проходит в произвольном порядке (ученики по желанию объединяются в группы), однако мы предлагаем в этом случае использовать игровой прием: учащиеся получают карточки с именами литературных героев (как вариант можно использовать цитаты или афоризмы). Задача учащихся - объединиться в группы по произведениям (например, ученики, которые полу-

чили карточки с именами Митрофан, Стародум, Правдин, Кутейкин, Еремеевна, должны найти друг друга, объединиться в группу и назвать автора и произведение - Д.И. Фонвизин «Недоросль»), Далее ученики придумывают название своей группы, связанное с произведением или творчеством автора. На этапе распределения учащихся в группы возможно использование и межпредметных связей: литература -русский язык, литература - история. Так, ученики получают карточки со словами на определенную орфограмму и должны объединиться по этому принципу или вспоминают, в каких произведениях описаны исторические события и люди, указанные на карточке. Учитель в практике может использовать различные варианты деления учеников на группы в зависимости от целевых установок урока. На обобщающем занятии по поэзии Серебряного века целесообразным будет предложить ученикам «разорванные» на строки программные стихотворения поэтов, объединение в группы и будет процессом восстановления поэтического текста.

Игра включает последовательное выполнение нескольких заданий.

1. Конкурс «Портретная галерея». Школьникам необходимо узнать поэта Серебряного века по его изображению. Ученики могут получить дополнительные баллы, если назовут художников или вспомнят факты из истории портрета.

2. Конкурс «Что в имени тебе моем?». Учащимся даны настоящие имена поэтов Серебряного века, необходимо вспомнить их псевдонимы (например, Кириенко - Волошин, Горен-ко - Ахматова, Лотарев - Игорь Северянин, Бугаев - Андрей Белый и т.д.).

3. Конкурс «Географический». Школьникам предстоит вспомнить, с именем какого поэта связано то или иное географическое название (например, Елабуга - Марина Цветаева, озеро Чад - Николай Гумилев, Шахматове - Александр Блок, Багдади - Владимир Маяковский, Эстония - Игорь Северянин и т.д.). Когда ученики будут озвучивать свои ответы, педагог может визуализировать учебный материал с помощью ИКТ.

Н.В. УМИНОВА. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

4. Конкурс «Биографический». Ученикам предстоит выполнить роль редакторов литературной энциклопедии и исправить фактические ошибки в биографиях поэтов Серебряного века. Рекомендуем дать группам биографические тексты разных поэтов, чтобы на этапе озвучивания итогов работы происходили повторение и обобщение большего объема учебного материала. Можно предложить старшеклассникам добавить важные факты творческой биографии, которые отсутствуют в тексте. В этом случае ученики решают и стилистическую задачу - сохранение научно-популярного стиля изложения материала. В составлении биографических текстов рекомендуем использовать материалы энциклопедии «Русская литература. Ч. 2. XX век» издательства «Аванта+» [Энциклопедия для детей, 2002].

5. Конкурс «Четвертое лишнее». Данный тип заданий эффективен для повторения теоретико-литературных понятий и способствует развитию логического мышления школьников. Им необходимо найти в каждой цепочке терминов «четвертый лишний» и объяснить свой выбор (например, футуризм - классицизм - акмеизм - символизм; неологизм - эпитет - сравнение - метафора и др.).

6. Конкурс «Литературные пародии». Школьникам даны пародии на творчество поэтов Серебряного века (рекомендуем пародии на стихотворения В. Маяковского, А. Ахматовой, Н. Гумилева, С. Есенина, М. Цветаевой, И. Северянина из сборника «Парнас дыбом» [Паперная и др., 1990]), ученикам необходимо назвать пародируемого автора и обосновать свой ответ (учителем оцениваются глубина и убедительность аргументов). В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам попробовать себя в роли поэтов-пародистов (подобное творческое задание не носит обязательный характер, может быть выполнено по желанию учащихся).

7. Конкурс чтецов. Обобщающий урок изучения лирических текстов не исключает важной для данной родовой принадлежности произведений эмоциональной составляющей. Считаем, что уместным завершением занятия будет мини-

конкурс чтецов: представитель от каждой группы читает наизусть стихотворение поэта Серебряного века (задание связано с домашней подготовкой). При оценивании выступления педагог (или жюри, или ученики других групп) может руководствоваться следующими критериями выразительного чтения: технически поставленная речь (громкость, четкость и т.д.); эмоциональность (но без излишней жестикуляции); интонационное богатство (интонация должна быть уместной); верная расстановка пауз, логических ударений; правильное произношение слов и постановка ударений; адекватная передача идеи произведения.

Представленные типы заданий литературного турнира возможны как на этапе обобщения учебного материала, так и в качестве формы актуализации ранее полученных знаний в преддверии изучения определенной монографической темы историко-литературного курса. Данная литературная игра была апробирована на интерактивной площадке в рамках городского форума интеллектуально одаренных детей «Созвездие Сосновоборска», а также во время олимпиадных предметных погружений старшеклассников. Помимо активизации мыслительной деятельности школьников, предложенные игровые задания способствуют развитию логики, творческих способностей, учат коммуникации в группе, за счет интегрированных связей с другими предметами обеспечивают создание целостной картины мира старшеклассника.

Библиографический список

1. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973. 96 с.

2. Альбеткова Р.И., Герке С.Г., Гладкая Л.П. Активные формы преподавания литературы. М.: Просвещение, 1991. 175 с.

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 144 с.

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-68.

5. Гаранина Н.В. Игровой дискурс подвижных игр английского подростка // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. №1. С. 218-223.

С

аз

Щ

УЗ

I

С

03

С

в

к

Щ

и т н

о

Рн

о ^ О о и к с О

£

ы н К о

Рч

и

0

1

к

§

и

и

И V

К

ь

и

И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

Н

и

Ш

6. Гельфонд М.М. «Я сделал вновь поэзию игрой...», или Веселые разминки на уроках литературы // Литература. 2013. Апрель. С. 26-28.

7. Горбунова Е.В. Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению. 5 класс // Уроки литературы. 2016. № 8.

8. Дружинина Т.В. «Верите ли вы, что...»: литературная игра, посвященная жизни и творчеству Ф.А. Абрамова // Уроки литературы. 2015. № 2. С. 12-14.

9. Занько С.Ф. Игра и ученье. Теория, практика и перспективы игрового обучения. М,: Логос, 1992. 126 с.

10. Карсалова Е.В., Леденев A.B., Шаповалова Ю.М. Серебряный век русской поэзии: пособие для учителей. М.: Новая школа, 1996. 192 с.

11. Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. Литература. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998. 240 с.

12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. С. 303-323.

13. Минкин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1983. 254 с.

14. Мурзинцева О.Ф. Сценарий литературной игры «Колесо истории», посвященной жиз-

ни и творчеству A.C. Пушкина. 9 класс // Уроки литературы. 2015. № 6. С. 11-14.

15. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.160 с.

16. Паперная Э.С., Розенберг А.Г., Финкель А.М. Парнас дыбом (литературные пародии). М.: Художественная литература, 1990 [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/ANEKDOTY/ parnas.txt (дата обращения: 25.08.2016).

17. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: РПА, 1996. 270 с.

18. Самоукина Н.В. Организационно-обучаю-шие игры в образовании. М,: Народное образование, 1996. 112 с.

19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

20. Спиваковская A.C. Игра - это серьезно. М.: Педагогика, 1981. 141 с.

21. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая Москва, 1994. 240 с.

22. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.

23. Энциклопедия для детей / глав. ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта+, 2002. Т. 9: Русская литература. Ч. 2: XX век. 688 с.

24. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М.: Просвещение, 1974. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.