ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В ШКОЛЕ
THE POSSIBILITY OF PROJECT TECHNOLOGY OF TEACHING LITERATURE IN SCHOOL
Н.В. Уминова N.V. Uminova
Проектная технология, обучение литературе, проектная деятельность, издательский проект, элективный курс, интеграция учебных предметов, святочная проза.
В статье описываются основы проектной деятельности школьников на примере выполнения учебного творческого проекта издательского характера. Дается практическое освещение проблемы, представляются возможности технологии проектирования в рамках урочной и внеурочной работы по литературе. Характеризуются этапы выполнения издательского проекта на занятиях элективного курса. Представлены темы проектов издательского типа в процессе преподавания литературы в 5-11 классах.
Project technology, teaching Literature, project activities, publishing project, elective course, integration of academic subjects, Christmas prose. This article describes the basics of project activities of pupils through an example of the implementation of a publishing educational creative project. It provides practical coverage of the problem, the possibility of a project technology within class and extracurricular activities on literature. The author comments on the stages of implementing a publishing project during elective course classes and suggests the topics of publishing projects in the process of teaching literature to 5-11th graders.
Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), основанных на системно-деятельностном подходе, сопряжена с поиском методов обучения, использование которых позволяет вовлекать обучающихся в продуктивную деятельность. Среди таких методов мы выделяем метод проектов, эффективность которого объясняется рядом причин: проектная деятельность позволяет формировать личность всесторонне, создает положительную мотивацию подростков к учебе, развивает у них навыки самостоятельной, поисковой и творческой работы, а также способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала. Проектная деятельность направлена на формирование таких важных компетенций современного школьника, как коммуникативная, информационная, исследовательская и др.
В педагогической науке проектная образовательная технология достаточно хорошо изучена как педагогический феномен. Работы
А.Н. Бренчугиной-Романовой, Н.Ю. Пахомовой, Н.А. Поповановой, Д.В. Логинова, Г.К. Селевко, И.С. Сергеева, В.Э. Штейнберга и др. посвящены различным аспектам использования технологии проектирования в школе и педагогическом вузе. Более того, современная школа накопила определенный практический опыт по организации и выполнению групповых проектов в начальных классах (в связи с реализацией ФГОС), а также по предметам физико-математической и естественнонаучной направленности. Однако в настоящее время сохраняются трудности реализации проектной технологии применительно к предметам гуманитарного цикла. Проблемная зона - непонимание педагогами конечного результата проектной деятельности учащихся. Отдельные аспекты решения этой проблемы рассматривались в публикациях ряда авторов [Янушев-ский, 2015; Челышева, 2015, Севастьянова, 2014] и др. Но особенности творческих проектов издательского характера изучены слабо, хотя их использование открывает широкие возможности
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
о я
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
д
н
U
W М
для реализации личностно ориентированного подхода в обучении и они могут занять достойное место в практике обучения литературе в школе. Представим темы издательского проекта и опишем этапы его выполнения.
Под учебным творческим проектом (к данному типу имеет отношение издательский проект) будем понимать «самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя» [Селевко, 2006, с. 229]. Издательский проект предполагает в качестве результата определенный издательский продукт: сборники произведений, антологии, альбомы, альманахи, литературные газеты и журналы, выполненные в печатном или электронном формате.
Проект издательского типа эффективен на этапе обобщения учебного материала, его презентацией можно завершить определенную тему. Так, после изучения устного народного творчества на уроках литературы в 5 классе возможна реализация проекта «Сборник загадок», тему «Литературная сказка» может завершить подготовка издания «Книжка-сказка», итогом обращения к жанру басни в 6 классе станет литературная газета «Чему учат басни», обобщающим этапом погружения в поэзию серебряного века на уроках в 11 классе может быть выполнение индивидуального издательского проекта «Мой любимый поэт» (предполагает подбор текстов, написание предисловия, историко-литературного комментария к отдельным стихотворениям, иллюстрирование издания). В реализации проектной деятельности на уроках литературы важно учитывать принцип разумного чередования индивидуальной, парной и групповой работы, а также помнить, что издательский проект в большинстве случаев - это долгосрочный проект, требующий значительного времени его выполнения.
Издательские проекты часто имеют интегрированный характер, они позволяют соединять литературу с различными областями знаний: историей (комментарий к историческим фактам, обо-
значенным в тексте художественного произведения), живописью (подбор иллюстраций, оформление обложки), русским языком (составление словарика к литературному произведению). Если учащиеся выполняют проект, предполагающий издание в электронном формате, то литература и информатика выступают как самостоятельные и одинаково значимые предметы. Идеи для проектов, интегрирующих литературу и информатику, можно почерпнуть в программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова). Особенность программы обозначена в аннотации: «Впервые в школьной практике дается система методов и приемов работы с ресурсами Интернета при изучении литературного процесса и творчества писателей» [Ланин, Устинова, 2006]. Обозначим некоторые темы издательской проектной деятельности с использованием информационных технологий. После изучения русской поэзии начала XIX века учащимся предлагается создать электронный вариант мини-энциклопедии об одном из русских поэтов: Н. Гнедич, Ф. Глинка, К. Рылеев, В. Кюхельбекер, Д. Давыдов, Н. Языков, Д. Веневитинов (по выбору). Изучение произведений современной литературы завершает создание электронной библиотечки «Мои любимые книги», итогом обращения к поэзии Серебряного века становится верстка школьного журнала (газеты) «Мой Серебряный век» (с использованием ресурсов Интернета).
Издательская проектная деятельность открывает широкие возможности не только для программного изучения художественных произведений (прежде всего обобщающий этап) и проведения занятий внеклассного чтения, но и для организации внеурочной деятельности школьников. Примером такой работы может стать конкурс газет, посвященных памятным датам литературного календаря. Усилит эффективность реализации подобного проекта защита или презентация газет (не только просмотр и оценивание по определенным критериям;рекомендуем в состав жюри включить учеников).
Одним из перспективных направлений реализации издательского проекта являются пред-
профильные или профильные элективные курсы на основе проектной деятельности. Обозначим и прокомментируем этапы выполнения проекта создания сборника святочных рассказов, реализованного учащимися 8 классов на занятиях элективного курса «Календарная словесность».
1. Подготовительный этап. На данном этапе выявляется проблема, осуществляется определение темы и целей проекта, формируются творческие группы (художники - делают эскизы обложки, создают иллюстрации к святочным рассказам, подбирают рождественские открытки для оформления; редакторы - пишут аннотацию, предисловие, выстраивают в определенной логике художественный материал; составители словарика - делают толковый словарик к словам, понимание которых затруднительно для современного подростка; группа пиара - занимаются подготовкой рекламной кампании святочного сборника. Если задуман сборник в электронном виде, целесообразно определить и «компьютерную группу», ее участники будут отвечать за верстку издания). Определяется конечный продукт проектной деятельности (уточняется формат: печатный, рукописный или электронный сборник). Выявлению проблемы рекомендуем уделить особое внимание, поскольку именно с данным моментом связана мотивация учеников к активному и ответственному участию в проектной деятельности. Опишем возможные пути поиска проблемы. Учащиеся знакомятся с выставкой книг святочных рассказов, которую подготовил учитель, определяют особенности этих книг (обсуждают, читателям какого возраста адресованы, привлекают внимание и интересны ли современному подростку и др. Задача учителя - вызвать не только хвалебные отзывы, но и критические оценки). Далее участники проекта проводят опрос школьников разных классов, знакомы ли им святочные рассказы, почему они так называются. Можно узнать, есть ли в школьной библиотеке подобные издания, насколько они востребованы.
2. На этапе планирования работы обозначаются этапы реализации проекта и сроки его выполнения, учащиеся создают лист планирования
самостоятельной деятельности по проекту, определяются источники, способы сбора и анализа информации. В нашем случае был реализован долгосрочный проект (сентябрь - январь), в качестве источников информации выступали прежде всего художественные тексты на святочную тему, энциклопедическая литература, издание «Детская Библия», рождественские открытки.
3. Разработка проекта предполагает накопление информации путем работы с литературой. Учитель организует коллективное обсуждение следующих произведений: Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», А.И. Куприн «Чудесный доктор», «Тапер», Н.С. Лесков «Неразменный рубль», «Зверь» (рекомендуем сопоставить с «Рождественской песнью в прозе» Ч. Диккенса), «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели», «Жемчужное ожерелье» (можно сравнить по проблемно-тематическому принципу с новеллой О, Генри «Дары волхвов»), Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке» (возможна сопоставительная работа со сказкой Г.Х. Андерсена «Девочка с серными спичками»), А.П. Чехов «Мальчики», «Ванька», «Праздничная повинность», Л. Андреев «Ангелочек», главы из романа И. Шмелева «Лето Господне», Л. Улицкая «Капустное чудо», В. Токарева «Рождественский рассказ», А. Кабаков «Перекресток». Задача всех участников проекта - выбрать тексты для святочного сборника, представив аргументацию выбора.
4. Оформление результатов. На данном этапе идет активная работа в малых творческих группах: учащиеся работают с произведениями, которые по коллективной договоренности будут включены в сборник (иллюстрируют, подбирают толкования слов, пишут аннотацию и предисловие и т.д.).
5. Этап презентации связан с представлением выполненной работы. Творческие группы представляют результаты своей деятельности, после отдельных корректировок и завершения работы проводится рекламная кампания святочного сборника. Ученики разработали рождественскую викторину, провели ее в разных классах, в качестве приза победителям викторины были вруче-
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
д
н и
щ м
ны сборники святочных рассказов. Несколько экземпляров сборника были переданы в школьную библиотеку. Кроме того, группа пиара написала о данном событии в школьную газету.
6. Заключительный этап (рефлексия) направлен на обсуждение результата проектной деятельности, школьники оценивают свое участие в реализации группового проекта.
На каждом этапе реализации издательского проекта важно корректировать план работы, уточнять цель, понимание конечного результата (обозначить определенные критерии издания - что мы хотим создать? Для кого? Как это должно выглядеть? Что включать?). Подобная издательская проектная деятельность в рамках элективного курса возможна по следующим темам: сборники «Пасха в литературе и живописи», «Современный рассказ», «Русская критика», «Лучшие сочинения школьников», «Современная поэзия», «Смех продлевает жизнь» (сборник юмористических рассказов и стихотворений), антология «Шедевры любовной лирики» (пейзажной, философской, патриотической и др.), «Литературная пародия», литературный журнал «Книжные новинки», литературная газета «Советуем почитать» и т.д.
Таким образом, реализация издательского проекта в процессе преподавания литературы в школе создает благоприятные условия для саморазвития учащихся: формирует навыки межличностного взаимодействия и сотрудничества, развития самостоятельности, любознательности, творческих качеств, социальной активности и коммуникативных умений, создает положительную мотивацию подростка к учебе. Технология проектирования имеет большие возможности практического применения в рамках урочной и внеурочной работы по литературе, обеспе-
чивает профилизацию обучения. В силу интегрированного характера издательская проектная деятельность способствует формированию целостной картины мира современного школьника.
Библиографический список
1. Бренчугина-Романова А.Н. Использование метода проектов // Образование в современной школе. 2006. № 5. С. 15.
2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. Литература: Программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2006. 96 с.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: Аркти, 2005. 112 с.
4. Попованова Н.А., Логинов Д.В. Включение студентов - будущих учителей в проектную деятельность по формированию ценностных ориентиров поведения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1. С. 96-100.
5. Севастьянова А.А. Учебные проекты по литературе с использованием информационных технологий // Литература в школе. 2014. № 6. С. 24-27.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т. 1. 816 с.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: Аркти, 2008. 80 с.
8. Челышева И.Л. Групповая проектная деятельность учащихся // Литература в школе. 2015. № 2. С. 25-26.
9. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов // Школьные технологии. 2000. № 2. С. 3.
10. Янушевский В.Н. Учебный исследовательский проект в основной средней школе // Литература в школе. 2015. № 2. С. 24-25.