Научная статья на тему 'Изучение лидерских качеств у психологов-менеджеров'

Изучение лидерских качеств у психологов-менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / КОЛЛЕКТИВ / МЕНЕДЖЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парасочко Е.В., Салменкова М.В.

Данная статья посвящена теоретическому исследованию лидерских качеств у психологовменеджеров. Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить лидерские качества у психологовменеджеров. Методы исследования теоретический анализ, научно-методической литературы, материалов научных исследований. Результаты проведенный анализ теоретических исследований показал, что лидером может стать абсолютно каждый человек, главное раскрыть в себе эти качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение лидерских качеств у психологов-менеджеров»

обучения. Следует отметить, что такое единство проявляется и у студентов со среднеразвитым уровнем профессионального самоопределения, это явление проявляется только по отношению к предпочитаемым предметам. У студентов с низким уровнем профессионального самоопределения учебно-познавательный мотив достигается только на основе влияния мастерства и авторитета преподавателя.

Значительно развиваются мотивы и способы образовательной деятельности. В этот период обучения доминируют отдаленные цели, связанные с будущим, выбором профессии и самовоспитанием. У студентов с высоким уровнем профессионального самоопределения эти мотивы и цели создают новые подходы к образованию, такие как: понимание особенностей своей учебной деятельности; приведение их в соответствие с требованиями общества; оценка этих особенностей и их развитие; создание новых способов познавательной деятельности; понимание образования как специфического вида деятельности. На данном этапе развития студента самообразование сопряжено с самовоспитанием. В связи с этим у них повышается интерес к формам учебных занятий, которые контролируют и оценивают не только преподаватель, но и сам студент.

У студентов со средним уровнем профессионального самоопределения в мотивах и способах образовательной деятельности доминируют отдаленные цели, связанные с выбором профессии, они также понимают особенности своей учебной деятельности, связанной с профессиональным выбором, но их учебная деятельность не направлена на создание новых подходов, новых решений. На данном этапе их учебную деятельность оценивающим и контролирующим является непосредственно преподаватель. Студенты с низким уровнем профессионального самоопределения не задумываются о методах и способах своей учебной деятельности.

В ходе исследования установлено, что на всех курсах, независимо от выбранной специальности, ведущими мотивами являются общественные, профессиональные и научно-познавательные мотивы, они занимают лидирующие позиции. Это свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве студентов образование в университете связано с стремлением удовлетворить научно-познавательные интересы, образование для них является необходимой предпосылкой для будущей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1 Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.: Просвещение, 2000.-205с.

2 Москвичев С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. Киев: Мир, 2009.-235 с.

3 Петросянц В. Р., Селиванова А. М. Структура учебно-профессиональной мотивации студентов - будущих психологов // Молодой ученый. - 2017. - №7. - С. 560-562.

© Молдабаева Р.А., Жансерикова Д.А., Нургалиева С.М., 2018

УДК 316. 46

Е.В.Парасочко

Студент 2 курса, ИМСИТ Краснодар, РФ E-mail:parasochko12@mail.ru М.В. Салменкова канд. пед. наук, преподаватель ФСПО, ИМСИТ

Краснодар, РФ Е-mail: msalmenkova@mail. ru

ИЗУЧЕНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ПСИХОЛОГОВ-МЕНЕДЖЕРОВ.

Аннотация

Данная статья посвящена теоретическому исследованию лидерских качеств у психологов-

192 -

~ Ч/ ~

менеджеров. Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить лидерские качества у психологов-менеджеров. Методы исследования - теоретический анализ, научно-методической литературы, материалов научных исследований. Результаты - проведенный анализ теоретических исследований показал, что лидером может стать абсолютно каждый человек, главное раскрыть в себе эти качества.

Ключевые слова:

Лидер, лидерские качества, коллектив, менеджер. Становятся лидером или рождаются? Споры на эту тему идет уже много времени. Некоторые ученые считают, что лидером рождаются, другие же наоборот.

Но и те, и другие думают, что при упорстве и желание любой человек сможет стать лидером, добиться

успехов в карьере и личной жизни.

Кто же такой лидер? Лидер - человек, эффективно осуществляющий руководство группой [1]. Такой человек выделяется особой харизмой, он решителен и энергичен, не боится взять на себя ответственность, умеет увлечь окружающих. Основная функция лидера - организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности. [2]. Лидера в коллективе видно сразу, такой человек обладает следующими качествами:

1. Лидер предан своей фирме. Он никогда не опускает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы.

2. Лидер должен быть оптимистом. Такой лидер всегда выслушивает своих сотрудников и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей, от своих коллег.

3. Лидер любит людей. Лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие, в каком расположение духа находятся его сотрудники. Хороший лидер доступен и не избегает своих коллег.

4. Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше.

5. Лидер обладает широтой взглядов. Если вы ожидаете, что ваша группа сотрудников активно включится в работу, когда возникнут какие-либо исключительные ситуации, нужно показать им, что вы сами готовы взяться за новое дело, когда вас об этом попросят. Лидер проявляет большой интерес со всех сторон деятельности фирмы.

6. Руководитель должен быть решительным. Лидер всегда готов принимать решения. Необходима настоящая смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть неверным.

7. Лидер тактичен и внимателен. Лидер, не должен критиковать человека, за неудачно выполненную работу. Он в праве подвергать критике только саму работу.

8. Справедливость - тоже важная черта лидера. Когда подчиненный совершает какую-либо ошибку, ему нужно указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об этом.

9. Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству -это говорить своему начальству то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным -это говорить, когда они правы, и когда они неправы. Быть честным -это умение признавать свои ошибки.

10.Лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех. Он вдохновляет таким образом других своим энергией и энтузиазмом, и все преуспевают по службе.

11. Лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать уверенность в себе, энтузиазм, честолюбие, любовь к людям, честность, уравновешенность и решительность. [3]

Развитие лидерских качеств, важная часть в работе менеджера. За ним должны идти другие сотрудники, в отсутствии этих качеств менеджера не будут уважать коллективе. Что бы все-таки развить лидерские качества, нужно придерживаться некоторых правил.

1. Нужно четко ставить перед собой цель. Чем яснее поставлена цель, тем легче ее будет достичь.

2. Умение распознать возможность и воспользоваться ей правильно, является отличительной чертой лидера. Ожидание подходящего случая-это не метод того, кто хочет добиться успеха.

3. Нужно не бояться рисковать, выходить из своей «зоны комфорта» и действовать.

4. Наблюдение за другими успешными людьми, всегда поднимает лидерский дух. Такие люди мотивируют на дальнейшую продуктивную работу.

Некоторые считают, что не если они не являются лидером, то и лидерские качества невозможно развить. Это главная ошибка, которая мешает людям добиться успеха. Помимо этого, существуют и другие барьеры, которые не дают продвигаться в личностном саморазвитии. Среди этих барьеров можно отметить.

1. Неумение четко поставить перед собой цели и задачи.

2. Мелкие и семейные проблемы на решение которых уходит слишком много времени.

3. Отсутствие принятия ответственности за свои решения и поступки.

4. Страх перемен в жизни.

5. Нежелание покидать «зону комфорта».

6. Отсутствие мотивации. . [4, с 16-18].

Исходя из всего вышесказанного, хочется сделать вывод. Проблема лидерства, является ключевой для достижения организационной эффективности. Быть лидером-это огромный труд, и такая ноша под силу только сильному человеку, готовому пойти на риск. Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Стать лидером может каждый, главное, чтобы было желание и упорство, и тогда любой человек сможет это сделать и добиться своей цели. Список использованной литературы:

1. http://managment-study.ru/liderskie-kachestva-menedzhera.html

2. http://www.dslib.net/psixologia-razvitja/psihologo-akmeologicheskie-osobennosti-razvitija-liderskih-kachestv-menedzhera-v.html

3. http://hr-portal.ru/article/liderskie-kachestva-menedzhera

4. Белоконь О. В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. психолог. наук / Белоконь О. В. - М., [2008]. - 22 с. - Режим доступа: локальная себть СОУНБ им. Белинского, зал ЭИ.

© Салменкова М.В., Е.В. Парасочко, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.