Научная статья на тему 'Лидерский потенциал как особое качество современного специалиста'

Лидерский потенциал как особое качество современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2530
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПОТЕНЦИАЛ / ЛИДЕР / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / MODERN SPECIALIST / POTENTIAL / LEADER / LEADERSHIP POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимчук О. С.

В статье представлены результаты анализа российских и зарубежных исследований по проблеме формирования в процессе обучения у студентов вуза лидерского потенциала как особого неотъемлемого качества современного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP POTENTIAL AS AN INDISPENSABLE TRAIT OF A MODERN SPECIALIST

Annotation: The article presents the analysis of Russian and foreign researches on the point of forming such an indispensable trait of a modern specialist as leadership potential during the studying process.

Текст научной работы на тему «Лидерский потенциал как особое качество современного специалиста»

О. С. ЕФИМЧУК

старший преподаватель кафедры английского языка Северо-Восточного государственного университета Е-шаИ: efemchuk@mail.ru Тел. 8 914 852 12 52, (4132) 65 77 94

ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСОБОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

В статье представлены результаты анализа российских и зарубежных исследований по проблеме формирования в процессе обучения у студентов вуза лидерского потенциала как особого неотъемлемого качества современного специалиста.

Ключевые слова: современный специалист, потенциал, лидер, лидерский потенциал.

В современных условиях перехода российского общества к обществу «экономики знаний» задачи реорганизации высшего образования, перевода его в режим инновационного развития встают особенно остро. Одно из первых мест в решении этих задач занимает разработка модели современного специалиста, соответствующего новым потребностям рынка труда. Переломное десятилетие 1990-х, изменившее как экономическую, так и социокультурную ситуацию в стране, возымело свои последствия на мировоззрение и систему ценностей нового поколения. Состояние всех сфер общественной жизни диктует конкурентные условия для специалиста, выходящего из стен высшей школы: сегодня наличие диплома о высшем образовании не является гарантом стабильности и будущего благополучия. Более того, текущие и грядущие реформы системы высшего образования ставят выпускника школы перед непростым выбором в определении своей будущей профессиональной деятельности с необходимостью учитывать возможные варианты переквалификации и предвидеть возможные трудности в связи с постоянно меняющимися требованиями, предъявляемыми на рынке труда.

Анализ диссертационных исследований, посвященных проблеме подготовки специалистов (Г.Л.Абдулгамидовой, Н.Л.Горчаковой,

У.А. Комаровой, Е.В.Киприяновой, М.Г.Макар-ченко, И.Е.Брыксиной, В.А.Суховал и др.), позволяет сделать вывод о том, что под современным

специалистом может пониматься специалист в определённой области, обладающий рядом сформированных компетенций, задатками дипломата, аналитика и предпринимателя, отличающийся аккуратностью, тщательностью, высоким чувством ответственности, имеющий развитое чувство перспективы - видение того, к чему нужно стремиться, демонстрирующий страстность - одержимость своей целью, эмоциональную вовлечённость, убедительность - умение добиться своего, настойчивость - умение никогда не сдаваться, терпение - умение ждать подходящего момента, в случае неудачи способный предпринимать новые попытки, не спеша продумывать все последующие шаги, быть честным - всегда говорить правду, быть сдержанным, но непринужденным, уметь слушать, быть инициативным, обладать умением мотивировать других, самому обладать высокой мотивацией, быть ответственным, организованным и целеустремленным.

На практике большинство молодых людей, получающих образование в вузе в рамках переформулированного в стандарт компетентности «знаниевого» подхода, по окончании обучения демонстрируют неготовность к самостоятельной жизнедеятельности в современном обществе, неадекватно оценивают социокультурную ситуацию, не уверены в себе.

Возникает противоречие между потребностью общества и рынка труда в специалистах новой формации с четкими жизнеутверждающими

© О.С. Ефимчук

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

позициями, задатками лидера и определённой системой ценностей и недостаточной разработанностью в педагогической науке теории и практики формирования у молодого поколения этих необходимых качеств в процессе обучения.

Проблема нашего исследования состоит в поиске ответа на вопрос, каким образом сформировать у студентов качества, необходимые для их дальнейшего самоутверждения в жизни, в процессе обучения? Обозначим совокупность этих качеств как «потенциал» обучающихся.

В большом толковом социологическом словаре Д. Джери и Дж. Джери «потенциал» рассматривается как совокупность навыков, знаний или способностей отдельных людей, организаций или секторов в отношении выполнения определенных ролей или изготовления конкретной продукции [3].

Анализ ряда психологических и социологических исследований «потенциала» человека (В.Н.Маркова, Б.М. Теплова, Н С. Лейтес, С.Л. Рубинштейна, Р.Л.Кричевского, Т.И.Артемьевой, Е. В. Кудряшова, Б.Д.Парыгина, В.И.Добренькова и др.) показал, что данное понятие предполагает совокупность качеств субъекта, которая выполняет функцию «реализации» субъекта, то есть обеспечивает и определяет эффективность осуществления субъектом (работником) в данных объективных условиях всех видов жизнедеятельности. В потенциал в данном аспекте рассмотрения входят две составляющие: деловой ресурс и личностный ресурс.

Деловой ресурс включает в себя: способности - своеобразную выраженность тех или иных индивидуально-психологических осо-

бенностей, психических процессов, состояний, обуславливающих успешность выполнения определенной деятельности и возможности -социально-психологическую атмосферу, условия жизни, ситуации, которые способствуют или препятствуют реализации той или иной профессиональной деятельности.

Личностный ресурс включает в себя: мировоззрение и мотивацию самореализации. «Словарь психолога-практика» С.Ю. Головина определяет мировоззрение как систему взглядов на объектный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные

этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации [4]. Рассматривая мотивацию как психологическую категорию, многие российские и зарубежные ученые (Б.Г. Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, И.А.Зимняя, Н.В.Бордовская, А.А.Реан, Л.И.Божович А.Маслоу и др.) говорят о «мотиве» и «мотивационной сфере личности», где «мотив» уже, а «мотивационная сфера» шире понятия «мотивация». Проанализировав работы, посвященные проблеме мотивации, в рамках исследования мы выделили следующее определение мотивации - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, и констатировали, что именно мировоззрение и мотивационные потребности в самореализации личности побуждают развитие интеллектуальных, познавательных способностей и креативности и определяют ценностную основу деятельности личности.

Таким образом, включая в себя способности, возможности, мировоззрение и мотивацию самореализации, понятие «потенциал обучающихся» неразрывно связано с процессом развития, становления и самореализации личности в профессиональной сфере как на уровне освоения и совершенствования каких-либо профессиональных навыков и умений, так и на уровне внутреннего развития и роста.

В научной литературе выделяют различные виды «потенциала»: лидерский, творческий, научный, исследовательский, образовательный и др. Возвращаясь к качествам, заявленным среди необходимых для молодого специалиста, особый интерес в рамках нашего исследования представляет развитие «лидерского потенциала».

Определение понятия «лидер», а также отличительные черты лидера и руководителя, которые официально утвердились в науке в советский период, были выделены Парыгиным Б. Д.: «Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя опреде-

ленные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать».1

Немов РС. рассматривает понятие «лидер» следующим образом - это член социальной группы, чей авторитет, власть и полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, находящимися под его психологическим влиянием и готовыми следовать за ним [7, с.483]. Абрамова Г.С. говорит о лидере, как о человеке, который в живом слове формулирует цели группы как проявление одновременно группового и индивидуального сознания [1, с.261]. Бухарова Г.Д определяет лидера как члена группы, за которым группа признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях [4, с.464]. Артемьева Т.И. указывает на лидера как на авторитетного члена некоего сообщества, имеющего перед собой ясную, достижимую цель и который может координировать деятельность других для достижения этой цели [2, с.121]. Кудряшова Е.В., сравнивая лидера с руководителем, считает первого менее стабильным и в большей степени зависящим от настроения в группе. Руководство подчиненными обеспечивается определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет, а процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает решения непосредственно сам [6, с.98].

Таким образом, анализ работ названных исследователей, посвященных проблеме лидерства, позволил нам прийти к выводу о том, что лидер -это член группы с наивысшим социометрическим статусом, наиболее авторитетная личность, за которой признается центральная роль при приня-

1 Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической

теории . М.: Мысль, 1971. С.340.

тии групповых решений и организации совместной деятельности.

В этом контексте «лидерский потенциал» рассматривается нами как особое качество, которое обеспечивает и определяет эффективность осуществления деятельности личности в конкретных объективных условиях, с целью завоевать авторитет у подчиненных через свой личностный и деловой ресурсы.

Однако множество работ зарубежных исследователей (П.Друкера, Р.Дилтса, Р.Перо, Дж. Рона, Х. Сильва, М. Фишера, А. Залезника и др.), посвященных социальному портрету современного лидера, убеждают нас в том, что лидер не только «заставляет других делать то, что он хочет, так, чтобы они думали, будто сами хотят делать это», но и стремится быть первым во всем, постоянно самосовершенствуясь и стремясь раскрыть все свои таланты и способности в наибольшей степени. Описывая биографию и анализируя успехи и достижения таких выдающихся предпринимателей, как У.Дисней, Г.Форд, Б.Гейтс, М.Бауэр, Дж.Уэлч, М.Делли и других, вышеуказанные авторы называют лидером человека, который «построил себя сам». Американский философ Джим Рон пишет: «Настоящие лидеры в семье или в работе привлекают талантом, опытом и возможностями, которые у них есть. Лидерами просто становятся, если у вас есть желание, кто-то, заметив это, поощряет вас, дает вам возможность самореализации, следовательно, вы сможете реализовать свои способности».2

Также в работах этих зарубежных авторов мы находим целый ряд качеств, способностей и умений, которыми должен обладать лидер для постоянного успеха во всех сферах: харизматичность, энтузиазм, целеустремленность, амбициозность, взаимоуважение, решительность, вера в свои силы, лояльность, юмор, дружелюбие, пунктуальность, деликатность, самокритич-

ность, способность всегда выполнять свои обещания, способность эффективно и внушительно общаться, способность находить компромисс и мотивировать коллег, способность адаптироваться к любой среде, умение предвидеть будущие перспективы, умение извлекать необходимые сведения из информационных потоков, объективно соизмерять свои идеи, планы, мысли с

2 Рон Дж. Витамины для ума. Курск: Кентавр, 2003. С. 80-81

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

окружающей реальностью, умение демонстрировать безупречные манеры и стиль в одежде.

Таким образом, анализ российских и зарубежных исследований показал, что само понятие «лидер» рассматривается исследователями разных стран по-разному. Российские исследователи, опираясь на опыт советского периода, по-прежнему рассматривают лидера как неотъемлемую часть малой группы, немыслимую без нее. Зарубежные же исследователи в лидере видят успешного, самодостаточного человека, обладающего рядом положительных качеств, стремящегося к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Именно такой тип современного специалиста востребован сегодня на рынке труда нашей страны.

Вероятно поэтому, как свидетельствует анализ современной прессы, многие российские компании, уделяя все больше внимания повышению эффективности своей деятельности, уже сейчас привлекают специалистов из других стран, что-

бы они не только принесли с собой недостающие знания и навыки, но и внесли свой вклад в перестройку работы компаний и развитие лидерства.

В связи с этим одним из путей решения заявленной в нашем исследовании проблемы является разработка и применение таких методов, приемов и средств в процессе обучения, которые бы способствовали развитию качеств, необходимых для дальнейшего самоутверждения студентов в жизни. Мы полагаем, что опытно-экспериментальной проверке подлежит гипотеза об эффективности интерактивной модели обучения, основанной на принципе субъектной активности студентов. Этот процесс обучения будет основан на принципе отношений «взрослый-взрослый» между преподавателем и студентом и принципе обратной связи субъектов образовательного процесса.

Названная интерактивная модель обучения старшекурсников направлена на развитие лидерского потенциала студентов в процессе обучения.

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2002. 496 с.

2. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977. 184 с.

3. Большой толковый социологический словарь: В 2 т.: русско-англ., англо-русский / Сост. Д.Д. Джери, Дж. Джерри. М.: ВечеАст, 1999. Т 2: 528 с.

4. Бухарова Г.Д. Системы образования: учебное пособие / Г.Д. Бухарова, О. Н. Арефьев, Л.Д. Старикова. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 475 с.

5. Добреньков В.И. Социология: Учебник/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко М.: ИНФРА М, 2003. 623 с.

6. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство (Исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли). Архангельск: Изд-во Поморского межд-го педагогического ун-та им. М.В.Ломоносова, 1996. 145 с.

7. Немов Р. С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.2 Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994. 496 с.

8. ПарыгинБ.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 348 с.

9. Рон Дж. Витамины для ума. Курск: Кентавр, 2003. 100 с.

10. Словарь психолога-практика. /Сост. С.Ю.Головин. 2-е изд. перераб. и доп. Минск: Харвест, 2005. 975 с.

SJ^^nEMTOrHKAHnCHXMOrHfl^^J^^

O.S. EFIMCHUK

LEADERSHIP POTENTIAL AS AN INDISPENSABLE TRAIT OF A MODERN SPECIALIST.

Annotation: The article presents the analysis of Russian and foreign researches on the point offorming such an indispensable trait of a modern specialist as leadership potential during the studying process.

Key words: modern specialist, potential, leader, leadership potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.