Научная статья на тему 'Психологический тренинг как фактор развития лидерских качеств личности руководителей подразделений пограничных органов'

Психологический тренинг как фактор развития лидерских качеств личности руководителей подразделений пограничных органов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
806
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИД / КОЛЛЕКТИВ / ГРУППА / РАЗВИТИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калитко Андрей Евгеньевич

В статье представлены результаты теоретического анализа применения психологического тренинга как фактора развития лидерских качеств личности, в ней изучены и обобщены наиболее актуальные труды, посвященные теории и практике психологического тренинга. Развитие лидерских качеств личности является одним из приоритетов в работе как с офицерами-руководителями, так и с другими категориями сотрудников, а психологический тренинг, в свою очередь, является важным элементом профессиональной подготовки руководителей, позволяющий целенаправленно развить лидерские качества руководителей подразделений пограничных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological training as a factor in the development of leadership qualities of the individual heads of the border authorities

The article presents the results of theoretical analysis of application of psychological training as a factor in the development of leadership qualities of the person, it studied and summarized the most relevant works on the theory and practice of psychological training. Leadership development of personality is one of the priorities in the work, as with the officers-supervisors, and other categories of workers, and psychological training, in turn, is an important element of training for managers, allowing purposefully develop leadership skills heads of border authorities.

Текст научной работы на тему «Психологический тренинг как фактор развития лидерских качеств личности руководителей подразделений пограничных органов»

УДК 316.6

А.Е. Калитко ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФАКТОР

РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического анализа применения психологического тренинга как фактора развития лидерских качеств личности, в ней изучены и обобщены наиболее актуальные труды, посвященные теории и практике психологического тренинга. Развитие лидерских качеств личности является одним из приоритетов в работе как с офицерами-руководителями, так и с другими категориями сотрудников, а психологический тренинг, в свою очередь, является важным элементом профессиональной подготовки руководителей, позволяющий целенаправленно развить лидерские качества руководителей подразделений пограничных органов.

Ключевые слова: тренинг, руководитель, лидер, лидерство, лидерские качества, личность, индивид, коллектив, группа, развитие, деятельность.

Andrey Kaiitko PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A FACTOR IN THE

DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES OF THE INDIVIDUAL HEADS OF THE BORDER AUTHORITIES

Annotation. The article presents the results of theoretical analysis of application of psychological training as a factor in the development of leadership qualities of the person, it studied and summarized the most relevant works on the theory and practice of psychological training. Leadership development of personality is one of the priorities in the work, as with the officers-supervisors, and other categories of workers, and psychological training, in turn, is an important element of training for managers, allowing purposefully develop leadership skills heads of border authorities. Keywords: training, manager, leader, leadership, leadership skills, personality, individual, collective, group development, activity

Качество управленческой деятельности руководителя подразделения пограничных органов во многом зависит от профессиональных и лидерских качеств его личности. Однако перечень ситуаций, с которыми руководитель подразделения сталкивается как в служебной, так и в повседневной жизни достаточно разнообразен и требует от него различных лидерских качеств, которые, в свою очередь, имеют различную степень выраженности. В этой статье пойдет речь о психологическом тренинге как способе развития лидерских качеств руководителей подразделений пограничных органов.

Отношение различных исследователей к возможности целенаправленного развития лидерских качеств неоднозначно. Согласно мнению ряда авторов, эти возможности значительно ограничены. Так, сторонники ситуационного подхода к исследованию лидерства подчеркивают относительность лидерских черт и утверждают, что качественно разные ситуации могут потребовать и качественно различных личностных черт, обладая которыми индивиды и становятся лидерами. Иными словами, формирование лидера в группе определяется тем, насколько набор его личностных и деловых качеств является актуальным и востребованным в этой группе. В связи с этим перспективное развитие лидерских качеств вне контекста реальной группы и специфики деятельности не представляется эффективным.

Сторонники персоналистического подхода придерживаются идеи об индивидуальной предрасположенности человека к лидерству и о том, что диапазон развития отдельных качеств индивида генетически предопределен. Поэтому невозможно из любого человека с улицы «сформировать» лидера. Однако, даже принимая во внимание эти взгляды, можно признать, что практическая реаль-

© Калитко А.Е., 2014

ность развития лидерских качеств руководителей подразделений пограничных органов оказывается существенно проще. Во-первых, речь идет о целенаправленном развитии лидерских качеств у людей, имеющих должностной статус в конкретных, уже сформированных группах с определенной спецификой деятельности. Во-вторых, кандидаты на должности руководителей подразделений проходят предварительный отбор с учетом наличия у них лидерского потенциала, выявляемого в специфической для них деятельности, а также социально-психологических особенностей конкретной группы. На наш взгляд, в этих условиях задача развития лидерских качеств вполне осуществима.

К тому же многие исследователи все же придерживаются позиции, что поскольку лидерство не может быть сведено к набору личностных качеств или способностей, данных человеку от природы, а является особым видом межсубъектных отношений, то, соответственно, лидерские качества в определенной степени можно развивать, а лидерству можно обучаться. Так, еще в 1928 г. Г. Персон [7] утверждал, что качества индивида, которые в особой ситуации могут быть определены как лидерские, сами по себе во многом являются продуктом успешного лидерского опыта индивида в предшествующих ситуациях.

В модели, которую предложил Э. Хартли [4], имеют место следующие закономерности:

- если человек становится лидером в одной ситуации, то не исключено, что он им может стать и в другой;

- вследствие стереотипного восприятия лидер в одной ситуации рассматривается группой как «лидер вообще»;

- став лидером в одной ситуации, индивид приобретает авторитет, который способствует избранию его лидером и в последующих ситуациях;

- лидером чаще выбирают человека, который имеет мотивацию к достижению этого статуса.

Также здесь уместно напомнить второе положение ценностной теории лидерства С. и Т. Куч-

марски [6], согласно которому лидерству можно обучаться в процессе деятельности. По мнению этих авторов, процесс обучения лидерству является непрекращающимся. Лидерами не становятся вдруг. Никто не может достичь предела совершенства и сказать: «Я - идеальный лидер».

По утверждению М.С. Балунова [1], так как выдвижение лидера осуществляется в процессе деятельности, то через специально организованную работу в группах можно обеспечить ситуации, не только направленные на сплочение групп, но и создающие благоприятные возможности для успеха становления в качестве лидеров людей, обладающих лидерским потенциалом.

Интересные наблюдения были сделаны П. Секордом и К. Бакманом [8]. Они отметили, что, однажды став лидером и благодаря этому завоевав центральное положение в системе отношений и в иерархии статусов, лидер, с одной стороны, получает положительную оценку со стороны членов группы, а с другой - развивает в себе лидерские способности. Кроме того, положительный опыт лидерства в значительной степени мотивирует его на сохранение занимаемой позиции, в то время как успех лидера, состоящий в удовлетворении потребностей остальных членов группы, способствует снижению индивидуальной активности каждого из них, что укрепляет позиции лидера.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Развитие лидерских качеств может происходить в ситуации успешно реализуемого лидерского поведения. В индивиде, который на протяжении продолжительного времени исполняет роль лидера, могут формироваться и закрепляться требуемые для этого черты (то, что было социальной ролью, становится частью его Я).

2. Лидерство является социальным феноменом. Следовательно, освоение лидерских моделей поведения необходимо осуществлять в процессе межличностного и внутригруппового взаимодействия.

3. Комплексное развитие лидерских качеств может происходить в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности и внутригруппового взаимодействия.

По утверждению Е.В. Кудряшовой, лидерство развивается только в процессе приобретения опыта. Никто не может научиться играть на фортепиано, лишь слушая, как исполняют музыкальные произведения другие люди, или стать хорошим футболистом, только наблюдая за ходом матча по телевизору. Также и лидерству трудно учиться, наблюдая за другими со стороны. Для того чтобы стать лидером, необходимы практика и опыт [2].

Понятие «опыт» является ключевым для описания содержания психологического тренинга. Так, К. Рудестам [5] называет тренинговую форму «ядром обучающего опыта, а в некоторых случаях - единственным успешным методом обучения и изменения человека». Он отмечает, что «все переживания и поток опыта, порождаемые в группе, позволяют каждому участнику проанализировать и переоценить многие ограничивающие его установки и убеждения. В процессе тренинга участники могут смоделировать и опробовать различные навыки, которые в дальнейшем они могут перенести в обычную жизнь».

Как отмечает С.И. Макшанов [3], возможность работы непосредственно с опытом позволяет использовать психологический тренинг в качестве важного элемента профессиональной подготовки руководителей. Любая информация, оставаясь не связанной с переживаниями от практического использования полученных знаний, более подвержена воздействию механизмов забывания, вытеснения или просто последующего непринятия. В тренинге создается возможность незамедлительного соотнесения полученных знаний и деятельности, эмоционального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов. При этом, в случае перехода индивида в новую группу, его прежний статус оказывает существенное влияние на его лидерские притязания в новой для него группе, а также на возможность успеха в процессе завоевания им положения лидера.

Исходя из всего вышеизложенного, групповой психологический тренинг вполне может выступать в роли эффективного средства развития лидерских качеств. Обретение индивидуумом успешного лидерского опыта в моделируемых тренинговых ситуациях может способствовать комплексному развитию лидерских качеств, повышать его мотивацию к лидерству, формировать его лидерский образ и авторитет в глазах группы, которые в последующем могут переноситься на реальные жизненные и профессиональные ситуации.

В последние десятилетия теория и практика психологического тренинга получила значительное развитие в отечественной психологии. Фундаментальными и прикладными разработками в области психологического тренинга занимались отечественные психологи: В.Ю. Большаков, H.H. Васильев, И.В. Вачков, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Е.С. Кузьмин, А.Г. Лидере, Г.И. Марасанов, С.И. Макшанов, Б.Д. Парыгин, Ю.В. Пахомов, Л.А. Петровская, A.C. Прутченков, Е.В. Сидоренко, Н.Ю. Хрящева, Н.В. Цзен и др.

На наш взгляд, накопленный в настоящее время опыт психологического тренинга и многочисленные экспериментальные данные создают возможность интеграции различных форм и средств групповой работы в целостную программу, позволяющую развивать лидерские качества руководителей подразделений пограничных органов и повысить их лидерский статус в группе. В конечном итоге комплексное развитие личностных качеств руководителей подразделений должно быть направлено на формирование их психологической готовности к лидерству, которая структурно включает в себя мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты. Мотивационная готовность к лидерству характеризуется внутренней готовностью к принятию роли лидера, желанием выполнять лидерские функции, интересом к организаторской деятельности и т.п. Когнитивная готовность к лидерству включает понимание поставленных профессиональных задач, знание приемов и стратегий лидерства, алгоритмов организаторской деятельности в группе, способность к практическому мыш-

лению и т.п. Деятелъностная готовность к лидерству предполагает развитую способность к практическим лидерским действиям, умение использовать имеющиеся знания о лидерстве в практике профессионального взаимодействия, быстроту нахождения оптимального решения управленческих задач и т.п.

Наличие такой внутренней интегральной психологической готовности к лидерству, по нашему мнению, обеспечивает успешное выполнение личностью роли лидера на практике и принятие его в качестве лидера другими членами группы. На основе вышеизложенного хочется выделить ряд факторов и особенностей, при соблюдении которых развитие лидерских качеств руководителей представляется нам наиболее эффективным.

1. Групповой психологический тренинг является эффективным средством развития лидерских качеств руководителей подразделений пограничных органов. Обретение индивидуумом успешного лидерского опыта в моделируемых тренинговых ситуациях способствует комплексному развитию лидерских качеств, повышает мотивацию к лидерству, формирует его лидерский образ и авторитет в глазах подчиненных сотрудников, которые в последующем могут переноситься на реальные жизненные и профессиональные ситуации.

2. Важными факторами, обеспечивающими успешность развития лидерских качеств, являются: а) опора на имеющиеся научные разработки теории лидерства, а также на профессиональную реальность жизнедеятельности сотрудников пограничных органов; б) отбор кандидатов на должности руководителей подразделений с учетом их лидерского потенциала; в) создание социально-психологических условий, стимулирующих проявление лидерских качеств офицеров в процессе руководства подразделением.

3. Важным условием, обеспечивающим устойчивость достигнутых в процессе тренинга результатов и успешность их переноса в профессиональную реальность, является психологическое сопровождение участников в посттренинговый период.

Без учета этих факторов и условий успешность решения задачи развития лидерских качеств трудно достижима. В противном случае неизбежно придется столкнуться с обеднением стимулирующего эмпирического содержания, снижением мотивации и стремления участников тренинга к лидерству, а также трудностями переноса полученных в тренинге результатов в профессиональную действительность.

Библиографический список

1. Валунов М.С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2000. - С. 26.

2. Кудряшова Е.В. Лидерство как предмет социально-философского анализа: дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1996. - С. 299.

3. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика / С.И. Макшанов. - СПб.: Образование, 1997. - С. 9.

4. Мокшанцев Р.И. Социальная психология / Р.И. Мокшанцев [и др.]. - М.: Инфра-М, 2001. - С. 164.

5. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - М.: Прогресс, 1993.

6. Kuczmarski S., Kuczmarski Th. Values-Based Leadership // Englewood Cliffs. NJ. 1995. P. 190.

7. Person H. Leadership as a Response to Environment // Educational Research Supplement. 1928. №6.

8. Secord P., Backman C. Social Psychology. N.Y., 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.