11. Shilov V.V., Sergeeva T.N. Army issues through the eyes of young people (according to the results of a poll in Berezniki, Perm Territory). Diskussia, 2016. № 6 (69). P. 91-100. [in Russian].
12. Shindina I.V., Rybina Yu.V. Formation of readiness of the youth conscription for military service. Science Time, 2015. № 5 (17). P. 529-531. [in Russian].
Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-■mail: 23a12@list.ru
Information about authors: Dolgova Valentina Ivanovna,
Doctor of Sciences (Psychology),
Academic Title of Professor,
Professor, Department of Theoretical and
Applied Psychology,
South Ural State Humanitarian
Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: 23a12@list.ru
Киселев Артур Георгиевич,
магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: artur_kiselev_2015@mail.ru
Kiselev Artur Gergievich,
Master student,
Psychology Department,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: artur_kiselev_2015@mail.ru
УДК 151.8
ББК 88.54 %
Е.Е. Рогова, М.В. Науменко |
Q.
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИх СПОСОБНОСТЕй g
сотрудников коммерческих организаций
В статье рассматривается феномен лидерства, раскрываются различные подходы к трактовке данного понятия, производится небольшой экскурс в историю развития представлений о лидерстве. Обосновывается значимость лидерских способностей в управлении организационными структурами. Приводятся результаты входной и итоговой диагностики лидерских способностей, проведённой при помощи методики «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), и основные этапы внедрённого авторского тренинга с некоторыми пояснениями. Формулируется вывод относительно возможности внешнего воздействия на степень выраженности лидерских способностей личности.
Ключевые слова: лидер, личность, менеджер, организация, профессионализация, профессиональные функции, способности, руководитель, тренинг, эффективность.
E.E. Rogova, M.V. Naumenko
DEVELOPMENT OF LEADER ABILITIES OF STAFF OF THE COMMERCIAL ORGANIZATIONS
The leadership phenomenon is considered, various approaches to an interpretation of this concept are revealed, small digression to history of development of ideas of leadership is made. The
importance of leader abilities in management of organizational structures is proved. Results of the entrance and total diagnostics of leader abilities carried out by means of a technique "Diagnostics of leader abilities" (E. Zharikov, E.Krushelnitsky) and the main stages of an author's training with some explanations are given. A conclusion concerning a possibility of external impact on degree of expressiveness of leader abilities of the personality is formulated.
Key words: leader, personality, manager, organization, professionalizing, professional functions, abilities, head, training, efficiency.
Термин «лидерство» (leadership) произошел от английского глагола "lead", что значит «вести». Понятие «лидерство» является ключевым для многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта. В связи с чем существует масса подходов к определению данного феномена. Часто лидерство рассматривают как способ влияния и управления. Для многих лидер - это предводитель, вперёдсмотрящий, руководящий людьми и двигающий к цели. Согласно другому определению лидерство определяется как умение сделать так, чтобы у других возник импульс к деятельности в нужном лидеру направлении.
В современной науке можно выделить несколько основных подходов к трактовке данного понятия.
Согласно первому - лидерство представляет собой разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, - пишет Жан Блондель, -это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».
В рамках другого подхода лидерство определяется как управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это - руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-| функционального подхода, предпола-| гающего рассмотрение общества как го сложной, иерархически организованной ^ системы социальных позиций и ролей. ^ Занятие в этой системе позиций, свя-го занных с выполнением управленческих 2 функций (ролей), и дает человеку статус gl лидера. Иными словами, как отмечает ^ Л. Даунтон, лидерство - это положение
в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов [1].
В рамках третьей позиции, предложенной В. Кац, Л. Эдингером, лидерство рассматривается как влияние на других людей, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным, во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество), в-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии, в-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства.
Отдельные ученые, например Ж. Бло-ндель, допускают использование принуждения при осуществлении функций лидерства [3].
Феномен лидерства сопровождает человечество на всех этапах его развития, находит своё отражение во всех цивилизациях. Подтверждение тому можно найти как в античных трудах и летописях, так и в научных трактатах нового времени. Качествам лидера и природе лидерства уделяли внимание многие философы прошлого: Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-О. Ламетри, К.Л. Гельвеций, И. Кант, Т. Карлейль, Ф. Ницше.
На феноменологическом этапе формирования социально-психологических знаний феномен лидерства рассматривался, согласно Г. Тарду, как основной закон социальной жизни. А З. Фрейд рассматривал стремление к нему как результат подавленного либидо одних и потребность в подчинении авторитету других [5].
В условиях групповой деятельности рассмотрением отдельных аспектов проблемы лидерства занимались отечественные учёные: В.М. Бехтерев, Р.Л. Кричев-ский, Б.Д. Парыгин.
Неотделимыми являются понятия «лидерство» и «малая группа». Лидерство как феномен может существовать только применительно к различным социальным структурам. В этой связи особая роль отводится лидеру в управлении организационной структурой. В сфере профессиональных взаимоотношений, вне зависимости от типа организации, направлений и масштаба её деятельности, управленческие функции реализуются руководителем. Но помимо этого, в любой, даже самой формализированной структуре имеет место система межличностных связей и взаимоотношений, регулируемых неформальным лидером. Роль лидера состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений. Между лидером и руководителем, существующими параллельно, нередки конфликты и противоречия, порождённые различными установками в отношении целей групповой деятельности, стратегий достижения целей, либо просто соперничеством и борьбой за сферы влияния. Наиболее оптимальными являются случаи совмещения роли руководителя и лидера в одном человеке, обладающем полномочиями руководителя и личностными качествами, детерминирующими лидерские способности. Особенно актуальным является подобное сочетание в коммерческих организациях, ориентированных на прогрессивную предпринимательскую активность, рост прибыли, расширение сферы деятельности. Менеджер, работающий в коммерческой организации, должен обладать лидерскими способностями, в силу значимости данных качеств не только для его карьерного роста, но и развития структурных подразделений или организации в целом [2]. Наличие лидерских способностей у менеджеров коммерческих организаций является важной личностной характеристикой в том числе и в связи с тем, что в основе отношений,
опосредованных профессиональной деятельностью, располагается конкурентная борьба, способствующая становлению конкурентно-созидательной мотивации. Лидерские способности представляют собой один из компонентов, способствующих отстаиванию своих позиций в процессе конкурентного взаимодействия.
Вместе с тем лидерские способности или их отсутствие далеко не всегда оказываются решающим фактором в назначении кандидатов на должность менеджера [4]. В силу чего актуальным является вопрос развития лидерских способностей специалистов, в особенности эффективной реализации профессиональных функций.
На этом основании с целью развития лидерских способностей у менеджеров коммерческих организаций была разработана и реализована соответствующая программа, включающая следующие этапы:
• 1-й этап - проведение первичной диагностики степени развития лидерских способностей менеджеров коммерческих организаций при помощи методики «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), состоящей из 50 вопросов различного типа, предполагающих соотнесение с ключом, на основании чего все респонденты дифференцируются по одной шкале на три группы: со слабой, средней и сильной степенью выраженности лидерских способностей [6].
• 2-й этап - реализация тренинга, направленного на развитие лидерских способностей менеджеров коммерческих организаций в экспериментальной группе.
• 3-й этап - итоговая диагностика степени развития лидерских способностей менеджеров коммерческих организаций, обработка и интерпретация результатов отдельно в экспериментальной и контрольной группах. В экспериментальную группу респонденты были отобраны случайным образом в равном количестве из трёх групп, предусмотренных применяемой диагностической методикой и отражающих степень развития лидерских способностей, выявленную в результате первичной диагностики.
го
X
го о
о ф
т ^
ф
о ¡£
ш о
X I-
о о
ф
I-
о о
X
ю о о о с о
о ^
ф ^
с;
ф ^
I-^
ей
со
го О.
0
X
ф
>
го
1
Ш
го ей
£ о о.
и] и]
Тренинг развития лидерских способностей менеджеров коммерческих организаций составлен на основе следующих программ: М. Кипнис «Тренинг коммуникации», М. Кипнис «Тренинг творческого мышления», Э. Кристофер, Л. Смит «Тренинг лидерства», X. Алдер «НЛП: современные психотехнологии», Р. Вердербер, К. Вердербер «Психология общения», О.В. Евтихов «Тренинг лидерства».
Целью тренинга явилось развитие лидерских способностей менеджеров и повышение их лидерского статуса в группе.
Тренинг с полным погружением рассчитан на 3 дня, в ходе которых и был реализован (по 6 часов с двумя перерывами по 30 минут); каждый из дней включает этапы:
1. Активизация и настройка. Упражнения данного этапа зависят от дня работы и предполагают раскрепощение участников и формирование необходимых установок. К примеру, первый день включает такие упражнения, как: «Мои пожелания», «Здравствуйте, а вот и я», «Безопасная среда».
2. Информационный блок. Состоит из интерактивно организованных бесед, посвящённых вопросам лидерства как социально-психологического феномена, и его проявления в различных аспектах человеческого существования.
3. Основная часть. Включает групповые дискуссии и ролевые игры, а также упражнения, дающие возможность участникам проанализировать и осознать факторы, способствующие и препятствующие развитию лидерских способностей, выработать и закрепить навык действовать в недирективной среде в условиях неопределенности, а также сформировать компетенции, способствующие проявлению и закреплению поведенческих моделей, характерных для личностей, обладающих выраженными лидерскими способностями [7]. В частности, используются такие упражнения, как: «Круг и я», «Матрёшка», «Без командира».
4. Заключение, подведение итогов. Этап ориентирован на рефлексию, в процессе которой все участники тренин-
га обсуждают с ведущим новые знания, новый опыт и навыки работы, высказываются относительно того, как они оценивают общую организацию занятия, высказывают пожелания по её усовершенствованию.
В качестве респондентов в реализации программы выступили менеджеры следующих отделов компании «ТрансТелеКом Спарк»: административно-хозяйственного, отдела персонала, юридического отдела, отдела логистики, финансового, бухгалтерии, отдела продаж, отдела маркетинга, абонентского отдела, отдела эксплуатации линейно-кабельных сооружений связи, отдела мониторинга сети.
Во время первичного исследования по методике лидерских способностей Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, были получены следующие данные: лидерские качества выражены слабо у 40% сотрудников, средне Крушельницкого - у 50 %, сильно - у 10 %.
Спустя несколько дней после реализации тренинговой программы в контрольной и экспериментальной группах была проведена итоговая диагностика, при помощи той же методики. Результаты подтвердили первоначальную гипотезу о том, что лидерские способности, выступающие как конвергируемый фактор, поддаются формированию и развитию. В частности, в экспериментальной группе существенно возросло количество респондентов, демонстрирующих средний уровень лидерских способностей, 70 %, высокий уровень достигнут у 25 % респондентов, а слабо выраженные лидерские способности остались доминировать только в 5 % случаев. Тогда как в контрольной группе различия в сравнении с входящей диагностикой не столь существенные и объясняются либо статистической погрешностью, либо стремлением респондентов, уже имеющих опыт обращения с предложенной методикой, формулировать социально желательные ответы: низкий уровень - 35% , средний - 55%, высокий - 10 %. Результаты представлены на рисунке 1.
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%
т
□ Входящая диагностика
□ Итоговая диагн. эксп. гр. I Диагностка контрольной гр.
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Рис. 1. Данные о степени развития лидерских способностей респондентов
Таким образом, результаты проведённого исследования и реализованной программы позволяют сделать вывод относительно того, что лидерские способности в процессе онтогенетического развития представляется возможным актуализировать и развивать посредством специальных тренинговых программ. Особенно значимыми данные результаты являются для представителей тех сфер деятельности, в которых проявление и закрепление личностных черт, способствующих реализации стратегий поведения, характерных для лидерских моделей, является условием успешной профессионализации и эффективного профессионального функционирования. Следовательно развитие лидерских способностей, в данном
случае у менеджеров, способствует не только их личностному становлению, но и профессиональному росту и развитию.
Данный вывод приводит к формулировке более широкого заключения относительно того, что полученные результаты утверждают значимость роли организационного психолога или менеджера по работе с персоналом, имеющим базовое психологическое образование, как фактора, обеспечивающего различные аспекты психологического благополучия сотрудников, в частности формирование личностных характеристик и поведенческих моделей, способствующих профессиональному развитию каждого, а следовательно оптимизации функционирования всей организации.
Библиографический список
1. Адаир, Д. Эффективное лидерство [Текст] / Д. Адаир. - М.: Эксмо, 2003 - 320 с.
2. Белецкий, Н.П. Менеджмент: Основы лидерства [Текст] / Н.П. Белецкий. - Минск: Новое знание, 2002. - 250 с.
3. Бендер, П. Лидерство изнутри [Текст] / П. Бендер, Э. Хеллман. - Минск: Попурри, 2005. - 304 с.
4. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: Юристъ, 2003. - 495 с.
5. Кипнис, М. Тренируем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем [Текст] / М. Кипнис. - М.: Эксмо, 2009. - 156.с.
6. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, ГМ. Мануйлов. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2002. - 490 с.
7. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения [Текст] / К. Фопель. - М.: Генезис, 2001. - 176 с.
Referencеs
1. Adair D. Effective leadership. M.: Eksmo, 2003. P. 320. [in Russian].
2. Beletsky N.P. Management: Bases of leadership. Minsk: Novoie znanie, 2002. P. 250. [in Russian].
ro
X
ro о
о Ф
T ^
Ф
о
CO
о
S X
г ^
i-
o о
Ф I-
o о
X
Ю
о о о с
о
о ^
ф
4
5
с;
О) S IS са т ГО CL
3. Bender P., Hellman E. Leadership from within. Minsk: Popurrí, 2005. P. 304. [in Russian].
4. Vesnin V.R. Practical management of personnel. M.:Yurist, 2003. P. 495. [in Russian].
5. Kipnis M. Treneruyem ability to lead, be the leader, "motor" and the inspirer. M.: Eksmo, 2009. P. 156. [in Russian].
6. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Social and psychological diagnostics of development of the personality and small groups. M.: izd-vo Instituta Psikhotherapii, 2002. P. 490. [in Russian].
7. Fopel K. Energy of a pause. Psychological games and exercises. M.: Genesis, 2001. P. 176. [in Russian].
Сведения об авторах: Рогова Евгения Евгеньевна,
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры организационной и возрастной психологии, Южный федеральный университет,
г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-maiЪ evgrogova@yandex.ru
Науменко Марина Владимировна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры организационной и возрастной психологии,
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-maiЪ marina-naumenko@mail.ru
Information about the authors: Rogova Evgenia Evgenyevna,
Doctor of Sciences (Sociology), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of Organizational and Developmental Psychology, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation. E-mail: evgrogova@yandex.ru
Naumenko Marina Vladimirovna,
Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor, Department of Organizational and Developmental Psychology, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation. E-mail: marina-naumenko@mail.ru
0
X
Ф
S >
ГО
1
od
го
CQ £ о CL
Ш LLÍ