Научная статья на тему 'Изучение культурного наследия казаков в работах Н. Е. Макаренко'

Изучение культурного наследия казаков в работах Н. Е. Макаренко Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АRCHEOLOGY / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MATERIAL CULTURE / КАЗАКИ / COSSACKS / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ЦЕРКОВЬ / CHURCH / РЕСТАВРАЦИЯ / RESTORATION / АРХЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нименко Наталия Анатольевна

В статье анализируется вклад Н.Е. Макаренко в изучение материальной культуры казаков. Ученый одним из первых исследовал и ввел в научный оборот памятники деревянной архитектуры Покровскую церковь в г. Ромнах и Троицкую в с. Пустовойтовка, построенные на средства последнего кошевого атамана Запорожской Сечи П.И. Калнышевского. Автор провел комплексное обследование храмов, выявил аналогии и преемственность форм с культовыми сооружениями Киевской Руси, выделил особый стиль «украинское барокко», период охарактеризовал как «украинское Возрождение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение культурного наследия казаков в работах Н. Е. Макаренко»

HISTORICAL SCIENCES

STUDY OF THE CULTURAL HERITAGE OF COSSACKS IN WORKS

N.E. MAKARENKO Nimenko N.A. (Ukraine) Email: Nimenko537@scientifictext.ru

Nimenko Natalia Anatolievna - Teacher, DEPARTMENT OF LANGUAGE TRAINING, SUMY STATE UNIVERSITY, SUMY, UKRAINE

Abstract: the contribution of N.E. Makarenko in the study of the material culture of the Cossacks is analyzed in the article. The scientist was one of the first to investigate and put into scientific circulation the monuments of wooden architecture - the Pokrovska Church in Romny and Trinity Church in the village of Pustovoitovka, built on the means of the last ataman of Zaporozhskaya Sich P.I. Kalnyshevsky. The author has conducted a comprehensive survey of the temples, has revealed the analogies and continuity of the forms with the cult constructions of Kiev Rus, and has singled out a special style the «Ukrainian baroque»; the period has been characterized as «the Ukrainian Renaissance».

Keywords: archeology, material culture, Cossacks, architecture, church, restoration.

ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАЗАКОВ В РАБОТАХ

Н.Е. МАКАРЕНКО Нименко Н.А. (У краина)

Нименко Наталия Анатольевна - преподаватель, кафедра языковой подготовки, Сумский государственный университет, г. Сумы, Украина

Аннотация: в статье анализируется вклад Н.Е. Макаренко в изучение материальной культуры казаков. Ученый одним из первых исследовал и ввел в научный оборот памятники деревянной архитектуры - Покровскую церковь в г. Ромнах и Троицкую в с. Пустовойтовка, построенные на средства последнего кошевого атамана Запорожской Сечи П.И. Калнышевского. Автор провел комплексное обследование храмов, выявил аналогии и преемственность форм с культовыми сооружениями Киевской Руси, выделил особый стиль - «украинское барокко», период охарактеризовал как «украинское Возрождение». Ключевые слова: археология, материальная культура, казаки, архитектура, церковь, реставрация.

Последние десятилетия в исторической науке ознаменовались всплеском интереса к исследованиям биографического характера. Среди незаслуженно забытых ученых, чье имя нынче упоминается в научных публикациях по разным направлениям гуманитарных исследований, оказался Николай Емельянович Макаренко (1877 - 1938) - выдающийся российский и украинский ученый-энциклопедист, археолог, искусство- и музеевед, художник, ревностный защитник памятников материальной культуры. Его детские и юношеские годы прошли в с. Москалевка в Украине (ныне - Роменского р-на Сумской обл.).

Профессиональное художественное и археологическое образование получил в С.-Петербурге, где и сформировались его разносторонние интересы. Именно там под руководством и в тесном сотрудничестве с Н.К. Рерихом, В.А. Верещагиным, Б.В. Фармаковским и многими другими видными учеными Российской империи Н.Е. Макаренко оттачивал свое мастерство как археолог, исследователь и хранитель древностей. Тем паче, что долгие годы работал зав. отделом, хранителем в Эрмитаже, принимал деятельное участие работе многочисленных

научных обществ, комиссий и комитетов, публиковал работы в журналах «Старые годы», «Искусство и художественная промышленность», «Аполлон».

Но по-настоящему талант ученого раскрылся в Украине, куда он приезжал на каникулы, а в 1919 г. вернулся окончательно. На малой родине, на Роменщине молодой исследователь проводил археологические разведки, позднее - раскопки. В целом, исследования 1901 -1925 гг. позволили ученому выделить новую археологическую культуру - Роменскую, принадлежавшую северянам [1; 2].

Круг научных интересов Н.Е. Макаренко не ограничивался исследованиями памятников археологии. Ученый одним из первых начал изучать монументальное украинское зодчество XVII - XVIII вв. Особое внимание он уделил памятникам деревянной архитектуры, понимая их зыбкость и недолговечность в силу объективных и субъективных причин. На родине ученого сохранились уникальные культовые сооружения, построенные на средства последнего кошевого атамана Запорожской Сечи П.И. Калнышевського - Покровская церковь в Ромнах (1764 - 1770) и Троицкая в с. Пустовойтовка (1773). Скрупулезные исследования, описания, изложенные на страницах научных публикаций [3; 4; 5], дают целостную картину не только внешнего и внутреннего убранства церквей, но и ментальности их строителей и прихожан. Так, описывая дубовую, на каменном невысоком фундаменте Роменскую Покровскую церковь, исследователь остановился на истории храма, его географическом положении, особенностях строительного материала, общего вида, технических параметрах и тому подобное. Иными словами, провел комплексное обследование, используя широкий спектр аналогий. Все это позволило ученому утверждать, что переплетение элементов классического барокко монументальной архитектуры и традиционных деревянного зодчества периода Киевской Руси сформировало особый стиль -«украинское барокко», который использовали зодчие при строительстве преимущественно культовых сооружений. Всю же эпоху XVII - XVIII вв. за преемственность и развитие традиций древнерусской культуры Н.Е. Макаренко назвал «украинское Возрождение».

Среди чудом сохранившихся фрагментов внутреннего убранства храма особое внимание исследователя привлекли многоярусный иконостас и деревянные скульптуры из его композиции, сиденья для казацкой старшины и «уважительных» людей и др. Все вещи, заинтересовавшие ученого, были детально описаны, зарисованы, сделаны подетальные чертежи плана здания и его разреза. Часть этих заметок нашла свое место в научной публикации, большая же их часть так и осталась вне научного обращения. В фондах Института истории материальной культуры РАН в С.-Петербурге хранятся оригиналы чертежей, схемы, рисунки Покровской церкви, сделанные Н.Е. Макаренко.

В 1907 г. возникла очередная угроза разрушения Покровской церкви. Ученый одним из первых стал на ее защиту. Заручившись поддержкой центральных охраны памятников структур и местной церковной общины, он вместе с П. Покрышкиным совершил уникальный научный и практический эксперимент: полную маркировку и перенос Роменской Покровской церкви в г. Полтаву, сохранив при этом ее оригинальный вид. Это был первый пример научной музеефикации деревянной архитектуры [6].

В 1919 г. развернулась активная борьба органов государственной власти против церкви, в 1921 - 1922 гг. - принято ряд постановлений об изъятии церковных историко-культурных ценностей, в 1922 - 1923 гг. началась массовая ликвидация культовых сооружений. Обе церкви, которые стали известными благодаря исследованиям Н.Е. Макаренко, пережили те времена, но не сохранились до нашего времени: в годы Великой Отечественной войны была разрушена Покровская церковь (1943), в годы равнодушия к культурному наследию -Троицкая. Последнюю в 1929 г. исследовал С.А. Таранушенко, после чего ее наполовину разобрали, а потом приспособили для нужд власти. Долгое время она считалась утраченной, но в 1987 г. были обнаружены остатки фундамента. С этого времени неоднократно поднимался вопрос о восстановлении церкви, высказывались мнения о целесообразности ее размещения в Ромнах, на о. Хортица и наконец в с. Пустовойтовка - на историческом месте. Ныне возрожденный храм является частью историко-культурного заповедника «Посулье», находится практически на старых фундаментах [7].

17

Таким образом, именно благодаря Н.Е. Макаренко эти шедевры украинского деревянного зодчества были введены в научный оборот, а его работы об этих памятниках имеют не только искусствоведческое, но и историческое значение, позволяя возродить сооружения в их почти первозданной форме. Более того, исследование этих памятников позволило ученому определить общий стиль не только культовых сооружений, но и целой эпохи.

Много позже, в 1924 г. ученый еще раз вернулся к изучению культурного наследия казаков. На этот раз предметом его исследований стали запорожские клейноды, хранящихся в Эрмитаже. Работая там до революции, он имел возможность не только детально изучить и описать общий вид экспонатов, но и частично проследить их историю, сделать сравнительную характеристику, найти аналогии. Все это нашло место на страницах обширной публикации [8].

Таким образом, в течение жизни Н.Е. Макаренко неоднократно обращался к изучению особенностей материальной культуры времен казачества, причем его интересовали не политические и экономические аспекты, а проявления духовности, вкуса и творчества как в монументальных сооружениях, так и в малых формах, повседневной жизни.

Список литературы /References

1. Макаренко Микола. Городище «Монастирище». К., 1925. 23 с.

2. Макаренко М.О. Орнаментащя керамiчних виробiв в культурi городищ Роменського типу // Niederluv sbornik (Usporada) J. Schranil. Praha, 1925. P. 323-338.

3. На родине последнего гетмана запорожского П.И. Калнишевского. I. Евангелие, пожертвованное П.И. Калнышевским в церковь села Пустовойтовки Полт. губ. II. Церковь Покровская в г. Ромнах Полт. г., построенная Калнышевским: Заметки Николая Е. Макаренко // Искусство и художественная промышленность, 1901. Май. № 8 (32). С. 253-257.

4. Макаренко Николай. Памятник украинского искусства XVIII века // Зодчий, 1908. № 24. С. 211-215.

5. Макаренко Николай. Памятник украинского искусства XVIII века // Зодчий, 1908. № 25. С. 219-222.

6. Нименко Н.А. Пам'яткоохоронна дiяльнiсть М.О. Макаренка на // Сумська старовина, 2004. № XIII - XIV. С. 263-272.

7. Звагельський В.Б. На батьшвщиш останнього кошового // Сумська старовина, 2006. № XX. С. 7-20.

8. Макаренко Микола. Запорiзькi клейноди в Ермгтаж^ Корогви // Украша, 1924. Кн. 3. С. 25-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.