Научная статья на тему 'Вклад кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского в церковное строительство'

Вклад кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского в церковное строительство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
423
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОШЕВОЙ АТАМАН / ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ / ПЕТР КАЛНЫШЕВСКИЙ / ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЕВАНГЕЛИЕ / ИКОНОСТАС / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / COSSACK ATAMAN / ZAPORIZHIAN SICH / PETRO KALNYSHEVSKY / CHURCH CONSTRUCTION / GOSPEL / ICONOSTASIS / CHARITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коцур Вита Анатольевна

В данной статье рассматривается благотворительная деятельность последнего кошевого атамана Запорожской Сечи П. Калнышевского в церковном строительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF ZAPORIZHIAN SICH ATAMAN PETRO KALNYSHEVSKY INTO THE CHURCH CONSTRUCTION

This article discusses the charity activities of P. Kalnyshevsky, who was the last Cossack ataman of the Zaporizhian Sich, in the church construction.

Текст научной работы на тему «Вклад кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского в церковное строительство»

УДК 94 (477) "17" (092) Калнышевский : 2 Коцур Вита Анатольевна Kotsur Vita Anatoliyivna

аспирант кафедры истории и культуры Украины

Переяслав-Хмельницкого

государственного университета

имени Григория Сковороды

dom-hors@mail.ru

ВКЛАД КОШЕВОГО АТАМАНА ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ ПЕТРА КАЛНЫШЕВСКОГО В ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

PhD student of the Department of History and Culture of Ukraine, Pereyaslav-Khmelnytskiy University named after Hryhoriy Skovoroda dom-hors@mail.ru

CONTRIBUTION OF ZAPORIZHIAN SICH ATAMAN PETRO KALNYSHEVSKY INTO THE CHURCH CONSTRUCTION

Аннотация:

В данной статье рассматривается благотворительная деятельность последнего кошевого атамана Запорожской Сечи П. Калнышевского в церковном строительстве.

Ключевые слова:

кошевой атаман, Запорожская Сечь, Петр Калнышевский, церковное строительство, Евангелие, иконостас, благотворительность.

Summary:

This article discusses the charity activities of P. Kalnyshevsky, who was the last Cossack ataman of the Zaporizhian Sich, in the church construction.

Keywords:

Cossack ataman, Zaporizhian Sich, Petro Kalnyshev-sky, church construction, Gospel, iconostasis, charity.

История украинского народа знает немало примеров благотворительности, начиная с ранних ее периодов, но наиболее ярко это общественное явление проявилось в эпоху казачества. То время подарило украинцам целый ряд известных благотворителей, среди которых заметно выделяется кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский.

Объективное изучение и объяснение истоков, сути видов и форм благотворительной деятельности дает богатый материал для критического осмысления и использования в нынешних непростых условиях, когда полярными остаются не только взгляды, но и материальное состояние разных слоев населения, положительного опыта организации и регулирования процесса благодеяния. Знание истории благотворительности может способствовать поиску оптимальных путей решения проблем современности.

Вклад кошевого атамана П. Калнышевского в духовную сокровищницу истории на разных историографических этапах исследовали П. Ефименко [1, с. 407-420], Д. Яворницкий [2], А. Скальковский [3], В. Голобуцкий [4], Е. Апанович [5] и другие. Хотя в целом тема недостаточно разработана в исторической науке. Это связано в первую очередь с тем, что длительное время вопрос благотворительности казацкой старшины не исследовался.

П. Калнышевский заботился об украинской церкви, образовании, духовности. На собственные средства или при его содействии построен ряд православных храмов: Святых апостолов Петра и Павла в Межигорском монастыре под Киевом (1768), Покровы Пресвятой Богородицы в Ромнах (1770), Троицкую церковь в Пустовойтовке (1773-1775), храмы в Лохвице (1763-1764) и Петриковке (1769-1775), Троицкий собор в Самаре [6, с. 6-7]. П. Калнышевский финансировал строительство церкви в с. Карнауховка (1773-1775), которое находится напротив острова Просереда и заборов Ясеноватого и Липового на Днепре [7, с. 58], г. Котовке (1774 г.), что на левом берегу Орели [8], одном своем зимовнике [9, с. 10-11]. На средства запо-

рожского атамана были построены церкви в слободах Протовщанской и Орильской паланок: Байбаковке, Могилевке, Куриловке на р. Чаплинке, Личковой, Гупаловке [10]. Всего же П. Калнышевский построил более 30 храмов. Как отмечала историк Е. Апанович, «за всю историю Запорожской Сечи никто не смог сравниться в этом (в строительстве храмов - В.К.) с Петром Кал-нышевским, который с искренней душой, со знанием дела, не жалея огромных средств, отдавался сооружению и отделке храмов» [11, с. 267].

П. Калнышевский также неоднократно отправлял подарки для храма Гроба Господнего в Иерусалиме [12, с. 191].

Еще будучи военным судьей, П. Калнышевский в 1762 г. подарил церкви своего родного с. Пустовойтовка Евангелие в драгоценном переплете, который изготовил известный киевский мастер Иван Равич. Книга обошлась П. Калнышевскому в 500 руб. золотом. Евангелие - настоящий шедевр украинского золотарства XVIII в., вошедшее в мировые каталоги искусства.

На оправу было использовано более пуда серебра, ее длина - более полуметра, ширина -З4 см, толщина - Ю см [1З].

1 октября 176З г. на праздник Покровы пресвятой Богородицы, П. Калнышевский подарил Сечевой церкви драгоценное Евангелие. После ликвидации Запорожской Сечи в 177б г. книга, как отмечают «Ведомости о церковных одеждах, поступивших при разрушении Сечи Запорожской в ведомство Екатеринославской казенной палаты...» [14, с. ЗЗ] с 177S по 179б г. находилось в Ека-теринославе, а потом - в Полтаве. В Черноморию из Полтавы книгу привез С. Белый [1б].

Согласно другой версии, Ю апреля 17S7 г. был издан царский указ о перевозе ризницы и церковного инвентаря монастыря в Софиевский собор г. Киева. Позже ризница и книги Свято-Покровской Сечевой церкви были отправлены в г. Санкт-Петербург в Aлександро-Невскую лавру. В Екатеринодар Евангелие П. Калнышевского привезено после 2S сентября 179S г. [16, с. 6G].

Из «Ведомостей.» узнаем, что Евангелие П. Калнышевского распечатано на высококачественной и дорогой александрийской бумаге, переплет с серебряной позолотой. Отделка оклада книги выполнена с использованием финифти, его украшают более SGG цветных камней. На верхней крышке выгравирован растительный орнамент, по четырем углам - изображение евангелистов, в центре - серебряный крест. Нижняя крышка по центру украшена иконой в виде медальона «Покрова Пресвятой Богородицы», которая обрамлена таким же растительным орнаментом. Сверху - изображение Святого Духа в окружении двух ангелов, а снизу - одного. Также на обратной стороне, в конце есть надпись «Сие С: Евангелие дал укладом в войсковую Сечевую Запорожскую покрова Пресвятые Богородицы церковь, войсковой Судья Петр Калнышевский 176З года Октября «1» дня, которая с серебром, каменями и позолотою тисяча двадцать пять рублей» [17]. Вес оправы Евангелия без текста книги составляет 9,722 кг. Сегодня Евангелие находится в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына.

П. Калнышевский в связи с освобождением после 2б-летнего заключения, подарил на память Соловецкому монастырю Евангелие с надписью: «Во славу божію устройся святое Еван-геліе во обитель святаго преображенія i преподобныхъ отецъ Зосимы и Савватія соловецкихъ чудотворцевъ и коштомъ бывшаго Запорожской Сечи кошеваго Петра Івановича Калнишевскаго 1SG1 г. и вего весу З4 иу 2б во всеі сумы 2 4Зб» [1S].

При П. Калнышевском, в последний период существования Запорожской Сечи, действовало З специальных и 16 общеобразователных парафиальных школ при церквях в центрах па-ланок, слободах, селах [19]. В школах при Святопокровской сечевой церкви дети возрастом от 12 до 17 лет учились «цыфири», письму, закону Божьему, украинскому и старославянскому языкам и т.д. В отдельных школах учили многоголосому пению, готовили декламаторов и певцов для церкви.

Кроме того, П. Калнышевский интересовался обеспечением Сечи религиозной литературой, о чем свидетельствует его письменная благодарность архимандриту Киево-Печерской лавры Зосиму за высланные им книги по религиозной тематике ДО]. Известно также, что кошевой атаман при содействии главного смотрителя Темерницкой портовой таможни Г. Бурбаса получал на Сечь тогдашнюю прессу [21].

Следовательно, благотворительная деятельность П. Калнышевского - проявление общественных отношений конкретного исторического периода, социокультурный феномен своего времени. Заботясь о судьбе церкви, выделяя значительные средства на сооружение храмов, отстаивая интересы духовенства на Сечи, предоставляя финансовую поддержку, тем самым он оставил заметный след в истории. Благотворительность П. Калнышевского должна служить важным и полезным опытом для нынешнего поколения, а ее изучение должно продолжаться.

Ссылки:

1. Ефименко П.С. Калнишевскій, посл^дній кошевой Запорожской С"Ьчі. 1691-1SG8 // Русская старина. 1S75. Т. XIV.

2. Эварницш Д.И. Посл^дній кошевой атаманъ Петръ Ивановичъ Калнишевскій. Новочеркасскъ, 1SS7.

3. Скальковський A^. Історія Нової Січі, або останнього Коша Запорозького. Дніпропетровськ, 1994.

4. Голобуцкий ВА Запорожское казачество. Киев, 19б7.

5. Aпанович О. Розповіді про запорозьких козаків. Київ, 1991.

6. Коцур В.П., Коцур A.I1. Від Сули до Білого моря: шлях через три століття. Київ; Переяслав-Хмельницький, 2GG4.

7. Эварницкий Д.И. Запорожье в останках старины и преданиях народа. Киев, 199б. Ч. 1.

S. Центральний державний історичний архів України (ЦДАУ). Ф. 229. Оп. 1. Д. 142. Л. 2SG.

9. Коцур Г. Петриківка й Петро Калнишевський (До З1 б-ї річниці від дня народження останнього кошового отамана Запорозької Січі) // Часопис української історії. Київ, 2GG6. № б.

10. ЦД^У. Ф. 229. Оп. 1. Д. 142. Л. 2SG.

11. Aпанович О.М. Гетьмани України і кошові отамани Запорозької Січі. Київ, 199З.

12. Мицик ЮА Калнишевський Петро Іванович // Українське козацтво: Мала енциклопедія. Київ, 2GG2.

13. Коцур В.П., Коцур АП. Указ. соч.

14. Короленко П.П. Церковные древности кубанских казаков. М., 1905.

15. Там же. С. 60.

16. Кирьянова О., Слуцкий А., Фролов Б. Книжные реликвии кубанских казаков в фондах КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына // Антиквариат: предметы искусства и коллекционирования. 2012. № 1/2.

17. Короленко П.П. Указ. соч. С. 33.

18. Коцур В.П., Коцур А.П. Указ. соч. С. 15

19. Апанович О.М. Указ. соч. С. 267.

20. Коцур В.П., Коцур А.П. Указ соч. Ст. 29-30.

21. ЦДІАУ. Ф. 229. Оп. 1. Д. 142. Л. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.