Научная статья на тему 'Неоязыческая религиозность в армии украинской народной Республики в 1917 – 1923 годах'

Неоязыческая религиозность в армии украинской народной Республики в 1917 – 1923 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
533
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium heptaplomeres
Область наук
Ключевые слова
Союз Освобождения Украины / Украинские Сечевые Стрельцы / Армия УНР / Дажбог / Перун / Арийская Империя / характерництво / Ukrainian Host Shots’ legion / Army of Ukrainian People`s Republic Dazhbog / Liberation Union of Ukraine / Perun / Aryan Empire / kharakternytstvo

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беднарчик Тарас Романович

В последние годы исследователи украинской мемуаристики опубликовали ряд новых материалов про участников Украинской национальной революции 1917 – 1921 годов. Среди них встретились факты уважительного и культового почитания древних богов – Дажбога и Перуна. Признанные лидеры украинского родноверия – В. Шаян и Л. Силенко – замалчивали информацию об этих людях. Статья написана на основе материалов о взглядах известного в своѐ время украинского скульптора М. Гаврилко (1882 – 1920) и сообщений о специфических эпизодах в жизни украинских военных этого времени. Ещѐ в 1913 г. М. Гаврилко открыто выступил за переосмысление древней истории и культуры, за почитание древних богов. Он и его единомышленники продолжили свою деятельность в Легионе украинских сечевых стрельцов, Союзе освобождения Украины, а после 1917 г. – в Армии Украинской Народной Республики. Результатом исследования стало выявление фактов существования неоязыческой религиозности в Армии УНР и определение причин появления этого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEOPAGAN RELIGIOUSNESS IN THE ARMY OF UKRAINIAN PEOPLE`S REPUBLIC

Through the recent years researchers of Ukrainian memoirs have been publishing a number of new materials about the participants of Ukrainian National Revolution 1917-1921. The facts of respectful and cultic honoring of the ancient Gods Dazhbog and Perun – were mentioned among them. Acknowledged leaders of Ukrainian Native Faith V.Shayan and L.Sylenko kept silent about the information concerning those people. The materials about the Ukrainian sculptor M.Havrylko (1882-1920) who was an outstanding person of his time and reports of specific periods of Ukrainian military people of those days were laid in the base of the article. Since 1913 M.Havrylko has been speaking about the importance of reinterpretation of ancient history and culture and ancient Gods‘ honoring. He and his upholders continued their work at Ukrainian Host Shots‘ legion, Liberation Union of Ukraine and later in the Army of Ukrainian National Republic. The facts of neopagan religiosity among people of army of Ukrainian People`s Republic and determination of this phenomenon appearing have become the result of our research work.

Текст научной работы на тему «Неоязыческая религиозность в армии украинской народной Республики в 1917 – 1923 годах»

УДК 298.9

НЕОЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ В АРМИИ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ

РЕСПУБЛИКИ В 1917 - 1923 ГОДАХ

© Беднарчик Тарас Романович, к. филос. н., старший преподаватель

Винницкий национальный медицинский университет им. Н. И. Пирогова (Украина)

taras2010.2011@yahoo.com

Обращаясь к современному российскому читателю, исследователю украинистики и неоязычества, мы надеемся, что ему будет интересно и познавательно углубиться в материалы, которые замалчивались, или, скорее, вообще не замечались идеологами советских времён. Тем более, если рассматриваемые факты были «не угодны» как «авторитетным» интерпретаторам социокультурных процессов в Украине, так и особам, которые наделили себя правом считаться «основателями» украинского родноверия. Также хочется верить, что объективный специалист адекватно воспринимает такие понятия, как Украинская Народная Республика (УНР), Армия УНР, украинские сечевые стрельцы (УСС), и понимает их важность при изучении рассматриваемого периода. Важно отметить, что термин «неоязычество» употреблён в широком смысле, без регламентации таких аспектов, как правомерность использования понятия «язычество» для древнего нехристианского монотеизма или приставки «нео» для последователей древних культов в современном мире.

Как широко известно, феномен украинского родноверия насчитывает уже много десятков лет. Специалистам хорошо известны имена лидеров Родной Украинской Национальной Веры - Льва Силенко (1921 - 2008) и Украинской Родной Веры - Владимира Шаяна (1908 - 1974). В силу разных причин они формулировали сакральную историю своего восхождения к родной вере таким образом, что оказывались в её центре со статусом «главного просветлённого». В. Шаян убеждал своих последователей, что сам обратился к дохристианским верованиям в 1934 г. после мистического «переживания». Его первые опубликованные работы по вопросам возрождения древних верований появились в середине 1940-х годов. Л. Силенко в своей сакральной истории упоминает родного деда как носителя древнего нехристианского мировоззрения. Свою личную веру в Дажбога он осмыслил во время Второй мировой войны, но открыто проповедовать Родную Веру отважился позже, в 1964 г., после курса самообразования. Нет ничего удивительного в том, что между Л. Силенко и В. Шаяном разгорелась жёсткая борьба за первенство в вопросе о «сознательном провозглашении» родной веры. Но в свете новых фактов можно утверждать, что они оба замалчивали факт существования неоязыческой украинской религиозности в начале ХХ века. Тему нашего исследования определило то, что основными известными на данный момент ранними сторонниками возрождения древних верований были участники вооружённой борьбы за независимость Украины.

Новым прямым свидетельством о сознательном обращении к дохристианской религии и культовом использовании имён древних богов является информация о выдающемся украинском скульпторе и военном деятеле, уроженце Полтавщины, Михаиле Гаврилко (1882

- 1920). Привлекают внимание основные эпизоды его биографии: учёба в Миргородской художественно-промышленной школе им. Н. Гоголя (1899 - 1904), членство в Революционной украинской партии (РУП), участие в революции 1905 - 1907 годов, аресты за нелегальную политическую деятельность, эмиграция, учёба в Краковской императорской академии искусств (1907 - 1912), стажировка в Парижской вольной художественной академии под руководством известного скульптора Э. А. Бурделя. Специально для российского читателя отметим, что там же проходила подготовку небезызвестная Вера

Мухина. Следует отдельно сказать, что обратившись к теме увековечивания памяти Тараса Шевченко, М. Гаврилко фактически основал традицию и каноны создания монументов в честь этого великого деятеля украинского национального возрождения. Он был автором многих скульптурных портретов и памятников, которые устанавливались в населённых пунктах Центральной и Западной Украины, участником 4-х этапов незавершённого конкурса на лучший монумент поэту в Киеве (1909 -1914).

В 1913 г. М. Гаврилко публично выступил с идеей возрождения

дохристианской духовности и религиозности. Это произошло во время его планового выступления на Втором украинском съезде студентов,

посвящённом 40-летию творческой

деятельности Ивана Франка во Львове.

Приведём ключевые фразы М. Гаврилко, пересказанные свидетелем М. Голубцом: «Греко-византийские, римские, польские,

московские, немецкие и бог знает какие влияния искривили и покалечили украинскую душу... Поэтому прочь из мусора чужих влияний, назад к позициям, из которых мы происходим, то есть - к культуре наших прапредков, кто имел своих богов, свой взгляд на мир и своё отношение к природе, свою этику и свою мораль. Гаврилко действительно высказался о возвращении к поганству, и не только на студенческом съезде говорил про Перуна и здоровый символизм старой украинской мифологии» [Коваль 2011: 68].

С началом Первой мировой войны М. Гаврилко принял участие в создании Легиона украинских сечевых стрельцов (1914), Союза освобождения Украины (Союз Визволення України, СВУ), проводил украинизацию среди пленных военнослужащих царской армии, которые были призваны с территории Украины и кубанцев. В 1915 - 1916 годах находился на фронте в должности командира сапёрной роты УСС, позже служил в украинском комиссариате Волынской губернии. Во времена борьбы за независимость УНР М. Гаврилко был на службе в 1-й стрелецко-казацкой дивизии, более известной под названием «Серая». В 1920 г. он был сожжён в топке паровоза полтавскими чекистами за организацию восстания против советской власти.

В воспоминаниях Юрия Липы (1900 - 1944) о военном периоде жизни М. Гаврилко есть упоминания о его публичном молитвенном обращении к древним богам в присутствии подчинённых солдат. Он почитал «ясного и ласкового Дажбога, который бережёт от всякой напасти, и Перуна, который бьёт громами всякого супостата. мог остановиться среди леса, встать на пень дерева, и громко молиться к силам, которые его окружали». Отметим так же, что М. Гаврилко преклонялся перед личностями князя Святослава и «любимого Отца и спасителя нашего Тараса» [Коваль 2011: 14 - 15, 61].

Сведения о культовом почитании древних богов в кругу общения М. Гаврилко подтверждаются письмами его друга Марка Луцкевича (1882 - 1940), которые относятся к декабрю 1916 г.: «И, надеюсь, Перун ещё милостив - увидимся. Имею ещё к тебе просьбу, не посчастливится ли из Вены, через Швейцарию, сообщить сестре, что Перун меня тут милует. Такой адрес: Киев. Редакция газеты «Рілля». М. Луцкевич» [Коваль 2011: 371]. В другом письме, адресованном известному деятелю, председателю президиума СВУ Андрею Жуку,

тоже фигурирует вышеупомянутый бог: «Будьте здоровы. Удачи Вам,

Прадавний Наш Перун, в этой тяжёлой работе.» [Коваль 2011: 372].

О том, что среди членов СВУ культивировалось почтительное отношение к древней культуре, свидетельствует ещё один факт.

Среди причастных к организации находился западно-украинский поэт Василий Пачовский (1878 - 1942). Ещё в 1913 г. он обратился к языческой тематике в поэтическом сборнике «Ладе и Марене -терновый огонь мой». В поэме «Князь Ляборец» (1923) автор описывает монотеистический культ Дажбога как основу духовности дохристианских времён. Нам известно, что В. Пачовский посещал Каменец-Подольский когда там находилось правительство УНР и войска (1919). Интересно отметить, что М. Гаврилко тоже пребывал в городе приблизительно в это время. Позднее, В. Шаян признал В. Пачовского одним из предтечей формирования своего родноверческого мировоззрения. На него произвело впечатление то, что поэт ввёл в культуру современников такие образы, как «Храм детей Солнца» (в одноимённой поэме), «Бог Солнца», «возрождение Ордена» [Шаян 1987: 447].

В 1918 - 1919 годах в войсках УНР выступал и пользовался популярностью бандурист Василий Емец. В это же время у него завязались дружеские отношения с М. Гаврилко. Нам не известно, обсуждали ли они вопросы возрождения дохристианской религии. Вызывает интерес то, что в 1970 г., будучи известным в США исполнителем, он открыто поддержал культ Дажбога, который проповедовал Л. Силенко [Ємець 1970: 72].

Отдельное свидетельство об интересе украинских военных к древней истории и религии оставил ветеран Серой дивизии Василий Падалка (1888 - 1977). В официальном письме редактору журнала «Відродження» и главе общины «Визнавців Української Віри»

В. Гринько он рассказал о книге "Історія Оріянської Імперії", которая якобы находилась в походной библиотеке и обсуждалась украинскими офицерами в 1917 - 1923 годах. Согласно словам В. Падалки, её текст был посвящён «Арийской Империи», которая занимала территорию современной Украины, Сирии, Палестины,

Ирака, Ирана и Индии. Её правитель Кий Первый исповедовал «веру в Дажбога» и построил в его честь храм «Аркон» в подвластном ему Иерусалиме. Позже мусульмане превратили его в мечеть «Аль-Аксу» [Падалка 1972: 22]. Сейчас нет независимых данных о существовании такой книги. Возможно, что В. Падалка спустя пятьдесят лет мифологизировал содержание какой-то научно-познавательной брошюры. Книги по историко-культурной тематике действительно массово издавались после снятия цензуры в 1917 г. Например, в это время уже была известна книга Ивана Франка «Сотвореннє Світа» (1904), в которой на основе археологических данных того времени была подвергнута критике библейская история Древнего мира и признана ценность земледельческих цивилизаций Ближнего Востока. Им же ещё в 1882 г. была написана повесть «Захар Беркут», где языческая община была представлена как позитивная альтернатива власти боярина-христианина. В 1918 г. в Екатеринославе вышло посмертное издание книги Леси Украинки «Стародавня історія східних народів». Там были рассмотрены вопросы происхождения арийских народов на территории Европы, их частичного расселения в Азии, общности культуры индоевропейских народов.

Обращение к мемуаристике, повествующей о событиях начала ХХ века, даёт все основания говорить о падении в Украине авторитета православия. Может быть, это не касалось всех слоёв населения, но среди молодых людей церковные догматы и традиции теряли своё значение даже без большевистской пропаганды. Приведём свидетельство о нравах в Черниговской духовной семинарии в 1904 - 1911 годах из воспоминаний

М. Луцкевич

А. Храпачёва (1889 - 1931), штабс-капитана царской армии (1917), офицера армии УНР (1918

- 1922): «Большинство семинаристов были безбожники и к строгим уставным требованиям семинаристской жизни относились непочтительно. В Великий пост семинаристы, голодные от постных обедов, во время уроков жарили на свечках сало (в вычищенных от ваксы коробочках), даже во время Закона Божьего. Старый «батюшка» был поражён, услышав шкворчание и уловивши запах жареного сала. Семинаристы крали церковное вино кагор, чем особенно расстраивали священника. Не любили дети и уроки библейской истории, «изъяснение священного писания» и церковное пение». После смерти отца (дьяка) Александру было предложено занять его место в епархии, на что он ответил: «Я атеист, собираюсь учиться дальше, а не служить церкви». Отметим, что, невзирая на скандал, правление семинарии дало возможность этому молодому человеку продолжить обучение за счёт заведения и закончить его [Коваль 2012: 93 - 94].

Критическое отношение к Православной церкви имело место в Армии УНР. Неуместность церковной пропаганды во время войны с большевиками открыто обсуждалась офицерами Серой дивизии. Об этом сообщил в своих мемуарах ветеран Армии УНР кубанец Василий Прохода (1890 - 1971). Жизнь этого человека была наполнена сложными событиями: служба в кадровой армии царской России, участие в Первой мировой войне, плен, война за независимость УНР (1918 - 1920), ранение, пребывание в лагерях для интернированных, эмиграция, работа на немецком военном строительстве (1942 - 1945), советский плен, суд, лагеря НКВД (1945 - 1954), депортация в Чехословакию и выезд в США. Отметим, что В. Прохода на протяжении всей своей жизни признавал существование мистических феноменов, а главным творческим итогом своей деятельности считал не мемуары, а духовную книгу «Думки про Правду». В ней он отошёл от христианской доктрины и провозгласил идеи, близкие к родноверию: он прославлял Бога как

«Вечносущего и Безграничного Духа жизни». В «Молитве Украинца» полностью отсутствует христианская терминология, а Бог-Творец предстаёт как добрая сила, которая покровительствует Украине и её народу. В своей молитве В. Прохода также упоминал князя Олега, Петра Калнышевского, Григория Сковороду, Тараса Шевченко, Ивана Франка и «всех отдавших жизнь за волю Украины» [Коваль 2007: 298, 305, 397]. Эти элементы полностью созвучны идеологическим воззрениям украинского родноверия 1960 - 1980 годов.

Можно утверждать, что сложности фронтовых испытаний толкали военнослужащих к поиску совершенно новых духовных ориентиров. Среди них можно назвать признание мистической картины мира, отличной от христианского учения, знакомство с духовными практиками медитационного характера, обращение к мифологическим образам. В связи с этим напомним, что Александр Клизовский (1874 - 1942), автор «Основ миропонимания Новой Эпохи», был кадровым офицером царской армии, в 1914 г. принимал участие в боевых действиях, был ранен, провёл в плену более четырёх лет. К изучению теософии и восточной философии он обратился уже после этих экстремальных событий [Рудзите 1998: 5 - 6]. В этом контексте стоит отметить, что всемирно известные писатели Джон Толкин (1892 - 1973) и Клайв Льюис (1898 - 1963) тоже принимали активное участие в Первой мировой войне. Д. Толкин начал работу над своей главной книгой с мифологическим сюжетом («Сильмариллион») ещё во время лечения в госпитале в 1917 - 1918 годах [Алексеев 1997]. К. Льюис обратился к литературному творчеству сразу же после войны (в 1919 г.). В эти годы он сознательно отрицал христианское учение. Д. Толкин и К. Льюис были друзьями и сотрудничали в литературном объединении «Инклинги» [Биография 2013]. Хотя Д. Толкин позиционировал себя как католика, а К. Льюис с 1931 г. стал проповедовать христианские ценности, мы отметим, что многие созданные ими образы и сюжетные линии далеки от христианского миропонимания.

О серьёзных изменениях в сознании военнослужащих в связи с затяжным участием в боевых действиях, как это было во время Первой мировой войны, свидетельствуют и примеры с украинцами. Михаил Горбовой (1896 - 1941) родился в простой крестьянской семье в местечке Косов (сейчас Ивано-Франковская область), в 1914 г. добровольно вступил в

Гуцульскую сотню УСС. Четыре года провёл в действующей армии. В его дневниках военного времени за 1917 - 1918 годы чувствуются ноты глубоких духовных переживаний. Приблизительно в это же время М. Горбовой углубился в изучение йоги и эзотерических учений Индии. То есть в конце войны молодой человек обратился к отличной от христианства мировоззренческой концепции. И этот опыт он признал жизненно важным и поучительным: «1 декабря говорил с п. Устияновичем о гипнозе и спиритуализме и т. п., что обнадёжило меня в будущем этого не оставлять, а тем более заниматься, насколько это будет возможно. 10 декабря отправил письмо п. Устияновичу со своими наблюдениями из книги “Ezoteryczna wiedra Indyi”, а именно: что если какой-то человек на войне или вообще в своей жизни не убьёт никого ради своего удовольствия, разве что в крайнем случае, тот может быть уверен за свою жизнь. Из книги “Yoga” узнаю о порядке мысли. Когда ушёл на войну в 1914 году, то было сильное впечатление, что не попаду домой даже через три года. Так и случилось. Этих доводов с лихвой хватает мне и любому, чтобы убедится в правдивости правил “Yogi”, а также, что если человек сильно задумает, то это и произойдёт, лишь надо иметь сильную волю. И вы, люди, которые считаются мудрыми и взрослыми, знаете ли вы, какой должна быть женщина, а тем более девушка?.. А кто хочет знать, пусть прочитает несколько книг по теософии, такие как “Yogi”, “Ezoteryczna wiedra Indyi” и др., и не пожалеет про это» [Гуцули 2009: 144 - 146]. Отметим, что в следующие годы М. Горбовой занял

активную жизненную позицию: служил в Украинской Галицкой армии, боролся с польским оккупационным режимом (за что несколько раз был заключён в тюрьму), стал организатором местного молодёжного отделения «Пласта» (украинский вариант скаутской организации). Мы не знаем о его дальнейшем отношении к ведической культуре или вариантам родноверческой идеологии, но считаем пример изменения духовных ценностей этого простого стрельца показательным для своего времени.

Ещё один украинский феномен быстрого возрождения древних традиций связан с возвращением казацкой причёски «оселедец» (более правильное название «чуприна»). Как известно, в казацких формированиях украинского происхождения оселедец считался признаком опытного воина. В 1917 году эта традиция массово вернулась в среду военных Армии УНР, Вольного казачества и повстанцев-самостийников. Эта причёска была распространена в военных формированиях до окончательного завершения боевых действий в 1923 году. Ношение оселедца было глубоко осмысленным символом связи с древней традицией. Также это была публичная демонстрация готовности умереть за свои патриотические убеждения. Как хорошо известно из военной мемуаристики, казаков с оселедцем не брали в плен живыми. Бойцы осознавали, что такую же причёску носил князь Святослав. Легендарный остров Хортица в 1917 - 1920 годах превратился в своеобразную «Мекку» для украинских военных. Атаман Ю. Божко возродил там «Запорожскую Сечь», которая превратилась впоследствии в одно из лучших добровольческих формирований Украины. Казачья традиция демонстрировала особое уважение к «характерництву» (использование гипнотических, магических или экстрасенсорных методов в военном деле). Церковь же всегда дистанцировалась от этого феномена, считая его «богопротивным».

В сообщениях современников достаточно часто указываются разные случаи предвиденья в условиях боевых действий. Для нас важно, что этот феномен был признан талантливым украинским командиром Яковом Гальчевским (1894 - 1943). Он, штабс-капитан царской армии (1917), полковник Армии УНР (1922), в 1921 - 1925 годах успешно руководил отрядами Подольской повстанческой группы. В своих воспоминаниях он детально описывает боевые действия, быт и нравы повстанцев. Наше внимание привлекают эпизоды с признанием эффективности особой интуиции, которая отвечает канонам «характерництва»: «Уже светает. Я приказываю казакам держать коней в руках, выставляю заставу и сам ложусь на холмик подремать. Ещё не заснул хорошо, когда в полудрёме чётко вижу трёх большевиков в километре от нас. Они едут на конях вперёд, а за ними в 300 - 400 метрах основная часть большевицкой конницы, не меньше полка. Вижу, как идёт пыль из-под копыт. Я вскочил, чтобы увидеть, держат ли казаки коней в руках. Смотрю: действительно, много

коней пасутся сами. А тут уже с пригорка бежит дежурный. Говорит - едет много конницы и показывает рукой. Смотрю в бинокль и удивлённо наблюдаю ту самую картину, что видел в полусне: этих трёх большевиков впереди, эту самую длинную колонну конницы, от которой развивается пыль» [Гальчевський 2011: 267 - 268].

Также Я. Гальчевский отдал должное внимание особым способностям своих подчинённых: «Между прочим, сотник Карабчевский имел невероятную интуицию. Например, он всегда мне говорил, когда будет бой, а когда день пройдёт спокойно. Сотник Карабчевский прибыл ко мне, полусонному, от Хмары и говорит, что ещё до вечера мы второй раз будем иметь бой с красными, но он предчувствует, что мы зададим большевикам порядочную «взбучку». И действительно, около 15-и часов мои разведчики объявляют наступление красной конницы на лес, в котором мы находились» [Гальчевський 2011: 285, 287 - 288].

Приведённые выше факты в общих чертах напоминают условия формирования неоязыческих обществ в Прибалтике и среди армянских националистов. Про основателей «Диевтурибы» Эрнста Брастиньша (1892 - 1942) и «Цегакронутюна» Гарегина Нжде (1886 -1955) можно сказать, что их осмысленный интерес к древней культуре своего народа и осознание необходимости духовного возрождения были помножены на особые эмоции военного опыта.

Мы считаем вышеизложенное достаточным доказательством существования в Украине группы сторонников неоязыческой религиозности в первой четверти ХХ века. В её основе были представители творческой интеллигенции, которые осознавали необходимость национального возрождения с опорой на дохристианскую духовность. В ходе исторических событий они оказались связанными с украинскими военными формированиями 1914 - 1923 годов. Армейская среда, с одной стороны, имела определённый скептицизм в отношении к православной церкви, а с другой - подчёркнутый интерес к возрождению древних военных традиций. Эмоциональная нагрузка затяжных военных событий подталкивала рядовых участников к поиску новых духовных ориентиров. Определённая часть людей, имеющих такой опыт, могла признать идеи неоязычества. Гибель М. Гаврилко, наиболее известного в обществе носителя родноверческих идей, и поражение УНР в войне за независимость прервали процесс становления этой идеологии. Но всё же неоязычество указанного периода оказало влияние на новое поколение украинских родноверов.

Список литературы

1) Алексеев 1997 - Алексеев С. Джон Рональд Руэл Толкин. Жизнь и легенды (Биографический очерк) // Знание-Сила. 1997. №9 (http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/ about/silabio97.html) [30.11.2013].

2) Биография 2013 - Биография писателя-фантаста Клайва Стейплза Льюиса // Хроники Нарнии (http://www.namiachronics.ru/hn-autor-biography.php) [30.11.2013].

3) Гальчевський 2011 - Гальчевський Я. Проти Червоних окупантів. - Кам'янець-Подільський: ПП «Медобори-2006», 2011. - 360 с.

4) Гуцули 2009 - Гуцули у Визвольній боротьбі: Спогади січового стрільця Михайла Горбового / Упор., вступ. слово, примітки, додатки, біограф. дов. Р. Коваля, Ю. Юзича, П. Арсенича. Серія «Українська воєнна мемуаристика». Т. 4. - Вінниця: ДП «Державна картографічна фабрика»; Київ: Історичний клуб «Холодний Яр», 2009. - 472 с.: іл.

5) Коваль 2007 - Коваль Р. М. Тернистий шлях кубанця Проходи: Документальний роман / Вступ. Слово РКоваля. - Вінниця: ДП “ДКФ”, 2007. - С. 34-45.

6) Коваль 2011 - Коваль Р. Михайло Гаврилко: і стеком, і шаблею. Історичний нарис. / Роман Коваль. Бібліотека Історичного клубу “Холодний Яр”. - Київ: Історичний клуб “Холодний Яр”; Вінниця: ДП “Державна картографічна фабрика”, 2011. - 472 с.

7) Коваль 2012 - Коваль Р. Іван Ремболович: Історичний нарис / Р.М.Коваль. Бібліотека Історичного клубу «Холодний Яр». - Київ: Історичний клуб «Холождний Яр»; Вінниця: ДП

«Державна картографічна фабрика», 2012. - 464 с. - (Серія «Отаманія ХХ століття». - Кн. 4).

8) Падалка 1972 - Падалка В. Цінна знахідка // Відродження. - Atlantic Citi (USA): ORIANA.

- 1972. - № 1. - С. 22.

9) Рудзите 1998 - Рудзите Г. «С неиссякаемой энергией и несломимой верой.» // Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. - Минск: ООО «Вида-Н» - ИП «Лотаць», 1998. - 816 с.

10) Шаян 1987 - Шаян В. Джерело сили української культури // Шаян В. Віра предків наших.

- Гамільтон: Видавничий Комітет при Святині Дажбожій в Гамільтоні, 1987. - С. 429-447.

11) Ємець 1970 - Ємець В. Вельмишановний і Дорогий... // Рунвіст. - 1970. - №18. - С. 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.