Научная статья на тему 'Храмовая архитектура Сибири как часть сакральной православной культуры России в XVI -XVIII вв'

Храмовая архитектура Сибири как часть сакральной православной культуры России в XVI -XVIII вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1220
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА СИБИРИ / TEMPLE ARCHITECTURE OF SIBERIA / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ / ORTHODOX RUSSIAN CULTURE / СИБИРСКИЕ ХРАМЫ / SIBERIAN TEMPLES / ГЕНЕЗИС АРХИТЕКТУРЫ / GENESIS OF ARCHITECTURE / ДЕРЕВЯННЫЕ ЦЕРКВИ / WOODEN CHURCHES / РУССКОЕ ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО / RUSSIAN TEMPLE ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Оболкин Е. С.

Представлены результаты исследования архитектурной компоненты сибирского храма и его организационного социокультурного значения в сакральной православной культуре России. Изучен и проанализирован генезис храмовой архитектуры Сибири. Исследованы исторический и архитектурный аспекты развития сибирского православного храмового пространства. Показано, что православные храмы обладают социокультурной многокомпонентностью, которая заключается в совмещении организационного, социально-репрезентативного, образовательно-просветительского и музейного значений. На основе данных научных изысканий храмовую архитектуру Сибири можно определить как часть сакральной православной культуры России, которая и в нынешнее время выступает в качестве духовной скрепы и основы, объединяющей российское общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPLAR ARCHITECTURE OF SIBERIA AS PART OF SACRED ORTHODOX CULTURE IN RUSSIA IN XVI -XVIII CENTURIES

In this scientific article we presented the research results of architecture component of a Siberian temple and its organizational, social and cultural meaning in sacred orthodox Russian culture. We studied and analysed genesis of temple Siberian architecture. We researched historical and architectural aspects of the development of a Siberian orthodox space. It is shown that orthodox temples have sociocultural complexity which is in combining organizational, social and representative, educational and museum meanings. Based on the research data, temple Siberian architecture can be defined as part of sacred orthodox Russian culture which nowadays plays the part of spiritual basement which tightens Russian society.

Текст научной работы на тему «Храмовая архитектура Сибири как часть сакральной православной культуры России в XVI -XVIII вв»

Information about the author

Makotina S.A., senior teacher, Department of Architectural Design, e-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 72(091)

ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА СИБИРИ КАК ЧАСТЬ САКРАЛЬНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ В XVI -XVIII вв.

© Е.С. Оболкин

Представлены результаты исследования архитектурной компоненты сибирского храма и его организационного социокультурного значения в сакральной православной культуре России. Изучен и проанализирован генезис храмовой архитектуры Сибири. Исследованы исторический и архитектурный аспекты развития сибирского православного храмового пространства. Показано, что православные храмы обладают социокультурной многокомпонентностью, которая заключается в совмещении организационного, социально-репрезентативного, образовательно-просветительского и музейного значений. На основе данных научных изысканий храмовую архитектуру Сибири можно определить как часть сакральной православной культуры России, которая и в нынешнее время выступает в качестве духовной скрепы и основы, объединяющей российское общество.

Ключевые слова: храмовая архитектура Сибири; православная культура России; сибирские храмы; генезис архитектуры; деревянные церкви; русское храмовое зодчество.

TEMPLAR ARCHITECTURE OF SIBERIA AS PART OF SACRED ORTHODOX CULTURE IN RUSSIA IN XVI -XVIII CENTURIES

© E.S. Obolkin

In this scientific article we presented the research results of architecture component of a Siberian temple and its organizational, social and cultural meaning in sacred orthodox Russian culture. We studied and analysed genesis of temple Siberian architecture. We researched historical and architectural aspects of the development of a Siberian orthodox space. It is shown that orthodox temples have sociocultural complexity which is in combining organizational, social and representative, educational and museum meanings. Based on the research data, temple Siberian architecture can be defined as part of sacred orthodox Russian culture which nowadays plays the part of spiritual basement which tightens Russian society.

Key words: temple architecture of Siberia; orthodox Russian culture; Siberian temples; genesis of architecture; wooden churches; Russian temple architecture.

Целью данного исследования является изучение архитектуры сибирского храма и его организационного социокультурного значения в сакральной православной культуре России.

Храмовая архитектура (а также сакральная архитектура) - архитектура, занимающаяся проектированием и сооружением мест поклонения и священных культовых объектов, таких как церкви, мечети, ступы, синагоги и др. Многие цивилизации древности

вкладывали большие средства и усилия в сакральную архитектуру, многие древние пирамиды и храмы сохранились до наших дней. Религиозные и священные постройки являются одними из самых впечатляющих, созданных человечеством [1].

Одним из количественных показателей развития православной культуры в современной Сибири является число функционирующих храмов (приходов). В Сибири сейчас работают восемь епархий прямого подчинения и четыре митрополии (Иркутская, Красноярская, Новосибирская, Омская), объединяющие несколько епархий. Количество храмов различных типов и принадлежности исчисляется тысячами.

В официальной государственной версии XVII в. освоение Сибири началось с миссионерской целью. Русские казаки, разрушая капища, возводили на их месте православные храмы [2].

Культовое искусство в Сибири появилось с конца XVI в. с приходом первопроходцев. Упоминания о постройках церквей, храмов, часовен, основании иконописных мастерских встречаются практически во всех исторических источниках о Сибири. Ремезовская летопись свидетельствует, что в одно время с Тюменским острогом (1586) построена церковь во имя Всемилостивого Спаса, которая была первой церковью во всей Сибири [3, с. 267-268]. Многие острожные башни выполняли функцию культовых сооружений.

В начале XVII в. возведение церкви на чужой земле было равносильно акту сотворения своего мира, освоению иного пространства. Очевидно, что культовые сооружения играли важную роль в организации социокультурного пространства Сибири.

Подтверждение значимости культовых сооружений в организации культурного пространства на сибирских просторах находим в работе отечественных авторов: В.Н. Ку-рилова, А.А. Люцидарской, А.Ю. Майничевой. В частности, авторы отмечают, что духовная освоенность территории, где расселялись русские, находится в очевидной зависимости от количества часовен и престолов церквей, а также от распределенности престольных праздников в календарном цикле [4].

Деревянные церкви в XVII в. были клетского и шатрового типов. Клетские церкви являют собой самый древний вид сооружений северорусского происхождения. В основе своей они содержат две поставленных рядом четырехстенных клети (сруба). Восточная клеть всегда ставилась выше другой, символизируя высоту Града Небесного по сравнению с Градом Земным.

В XVII в. в искусстве превыше всего стояла теология. Объяснялось это не одной только зависимостью художника от богослова, которая была прямо предписана церковью, осуществлявшей контроль над искусством, но и слиянием задач художника и богослова, единением, а не противопоставлением их.

Постепенно в Сибири сформировалась православная агиотопонимика. Названия селам, деревням, речкам, озерам давались по имени какого-либо православного праздника. Например, Воздвиженка, Покровка, Троицк, Успеновка, Благовещенск, Сретенка и другие. Называли по имени чтимого святого - Борисоглебское, Александровка, Николаевск, Петропавловское; по имени православной иконы - Иверка, Преображенка (село в Катангском районе Иркутской области), Смоленка [5].

Иерархичность структурирования храмовых зданий проявилась в том, что многие сибирские православные церкви имели трехчастную структуру, в которой сакральная ценность частей здания увеличивалась с приближением к алтарю. Эти три части соответствуют трем главным членениям христианского общества: священнослужителям, верным, оглашенным [6].

К началу XVIII в. Иркутск, в котором деревянная крепость была перестроена в 1670 г., быстро становится административным и коммерческим центром Восточной Сибири. Одним из самых явных признаков этого возрастающего значения города стало число каменных церквей, которое делает Иркутск одним из самых выдающихся центров церковного зодчества в Сибири, с которым может соперничать только Тобольск в Западной Сибири [7, 8]. Их богатые декоративные стили и разнообразные формы сочетали в себе рус-

ские и украинские влияния с мотивами, идущими в некоторых случаях из азиатских, буддийских источников.

Зодчество Сибири в 20-80-х годах XVIII в. отражало смену архитектурных стилей России. Вместе с тем стали складываться и местные стили и школы. Здесь сталкивались северорусское, южнорусское и восточное влияния. При этом приемы строительства и художественно-архитектурные вкусы, принесенные русскими переселенцами в XVII в. под воздействием местных условий и особенностей жизни, изменялись [9].

Наибольшее развитие так называемое каменное строение получило в культовом городском зодчестве, особенно в Западной Сибири и в Иркутске. Церкви в сельской местности и северных городах (Якутск, Илимск) по-прежнему строились из дерева.

Усилившееся в XVIII в. каменное строительство на смену старорусским стилям принесло барочную архитектуру. В стиле барокко было построено большое количество церквей и гражданских сооружений в Тобольске, Тюмени, Иркутске, Омске и других городах. При этом имело место сочетание различных стилей русского барокко (московского, украинского, петербургского) в местной их трактовке, что дало основание ряду исследователей выделить особый стиль сибирского барокко [10]. Свято-Троицкий храм, который был построен в 1778 году, и сегодня является, пожалуй, самым ярким образцом сибирского барокко в Иркутске. Церковь отличается необычным объемно-пространственным построением. В композиции здания прослеживается связь с деревянными ярусными храмами, которые были распространены на территории Иркутской области в середине XVIII в. (рис. 1).

%

Рис. 1. Свято-Троицкий храм. Иркутск [11]

На рис. 2-5 представлено еще несколько ярких образцов сибирского барокко.

Рис. 2. Знаменская церковь. Иркутск [12]

Рис. 3. Покровская церковь. Красноярск [13]

Рис. 4. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ханты-Мансийске [14]

Рис. 5. Крестовоздвиженская церковь. Иркутск [15]

В культовом деревянном зодчестве Сибири клетские храмы в XVIII в. стали исчезать, а шатровая архитектура продолжала развиваться дальше, в основе сохраняя старую северорусскую архитектурную традицию, но впитывая в себя некоторые элементы барокко (в резьбе иконостасов, орнаментальном убранстве). Такие церкви строились повсеместно, особенно в деревнях. В то же время и в деревянном церковном зодчестве получили довольно широкое распространение церкви, строившиеся по образцу каменных в стиле барокко [16].

Очень важно отметить, что русская архитектура в Сибири до конца XVII в. была представлена исключительно деревянным зодчеством, которое можно разделить условно на три группы: крепостное, церковное и гражданское.

Таким образом, в сибирской церковной архитектуре XVI - начала XVIII вв. были две основные группы храмов. Первая представлена наиболее древним и наиболее простым видом церковных строений северорусского происхождения, так называемым клетским храмом. Типичным образцом этого вида церковного зодчества была Введенская церковь в Илимске (1673 г.). Она представляла собою два поставленных рядом сруба, один из которых (восточный) несколько выше другого. Каждый сруб был покрыт двускатной крышей. На крыше восточного сруба (клети) находился небольшой четверик, покрытый «бочкою», повернутой поперек главной оси здания. Бочка несла на круглых шейках две «луковичные» главки, обитые чешуей. Церкви такого типа были распространены во многих районах Сибири.

Другим типом старорусских построек, привившихся в Сибири, была шатровая церковь. Она обычно состояла из обширного четырех- или восьмигранника, заканчивающегося вверху восьмигранной пирамидой в виде шатра. Шатер увенчивался небольшим куполом луковичной формы. Шатровые колокольни имели Верхоленская Богоявленская (1661 г.), Иркутская Спасская (1684 г.) и другие церкви.

Кроме того, в Сибири были широко распространены, как уже отмечалось, «над-вратные» церкви, стоявшие над острожными и монастырскими воротами. Для этого вида типична надвратная церковь в Киренске (1693 г.). Большой интерес представляют покрытия церквей, имеющие чисто национальные русские архитектурные мотивы: «бочки», кубы, «маковицы». До нашего времени сохранилась покрытая «бочкой» и «маковицей» Казанская церковь в Илимске [17].

Каменное строительство началось в Сибири в конце XVII в. Одним из первых был сооружен Софийский двор в Тобольске (1683-1688 гг.). Это был целый комплекс - большой собор, колокольня и крепостная стена с башнями [18].

В конце XVII в. в целях борьбы с очень частыми в сибирских городах пожарами было велено все казенные здания строить из камня. Но за неимением «мастеров каменных дел» и из-за нехватки сил и средств каменное строение удалось развернуть лишь в начале XVIII в. и только в двух городах - Верхотурье и Тобольске. В других местах в это время ограничивались постройкой отдельных зданий, например, в Тюмени - казенных амбаров с церковью над ними (1700-1704 гг.) [18].

Отдаленность Сибири способствовала сохранению в ее архитектуре многих архаизмов. Местные архитекторы-самоучки Иван и Кузьма Черепановы сооружением колокольни Воскресенского собора в Омске донесли до 70-х годов XVIII в. традиции древнего шатрового зодчества. Черты русского барокко дожили до начала XIX в., они прослеживаются в здании омской гауптвахты в Московских воротах Иркутска, поставленных по проекту губернского архитектора Кругликова в ярусно расположенных восьмериках томских церквей того времени, в чарующей композиции пирамидально устремленных ввысь причудливых глав Воскресенского храма (1789-1807 гг.) в том же Томске.

Таким образом, православные храмы обладают социокультурной многокомпонент-ностью, которая заключается в совмещении организационного, социально-репрезентативного, образовательно-просветительского и музейного значений. Актуальность исследования значений храмовой архитектуры православия обусловлена ее репре-

зентативностью в выявлении ментальных оснований и ценностных ориентиров сибирского общества. Организационное значение храмов в Сибири состояло в структурировании осваиваемого пространства, перекраивании языческого космоса в православный. С точки зрения русских, сибирская земля представлялась хаосом, который необходимо было упорядочить для комфортного существования. В этом смысле храм выступал в качестве маркера национально-религиозного самосознания русских первопроходцев.

Своеобразие символики, морфологии и феноменологии русского храмового зодчества лежало в основе архитектуры деревянных церквей Сибири. Многоуровневость организации храмами общественной жизни и пространства обеспечили многозначность их прочтения. Архитектурная форма православных храмов Сибири была обусловлена требованиями отправления культа, необходимостью выражения духовного начала материальными средствами, учетом влияния природно-климатических условий, свойств дерева как строительного материала, использования определенных конструкций, эстетическими установками. Храмы понимались не только как культовые сооружения, они несли многозначную символику и исполняли несколько функций. Храм был для прихожан не только молитвенным домом, но и центром мироздания, архитектурной доминантой в силуэте города, местом театрализованного богослужебного действа, хранилищем произведений искусства и редких книг, своеобразным концертным залом, пантеоном с почетными захоронениями, центром публичной жизни города, а нередко и страны, каковыми были, например, София Киевская, Успенский собор Московского Кремля, Софийский собор Тобольска или церковь Троицы Живоначальной в Томске.

В русском храмовом зодчестве примечательна одна особенность - главенствующее значение внешнего облика здания по сравнению с его интерьером. Известно, что в композиции византийских церквей предпочтение отдавалось внутреннему пространству - здание служило оболочкой для ритуальных действий, фасады же играли второстепенную роль. На Руси византийский прототип претерпевает эволюцию, выразившуюся в появлении величественных сооружений со скромным внутренним объемом, незначительность которого, впрочем, часто компенсировалась эффектным и богатым убранством.

В настоящее время, в эпоху мировых радикальных трансформаций в обществе, характеризующихся утратой человеком религиозного мышления и религиозного мировоззрения, в решении проблемы возврата, приобщения личности к наследию традиционной религиозной культуры заключается, без преувеличения, возможность сохранения нации. В этих условиях изучение русского и сибирского национального наследия в сфере архитектуры православного храма как одного из важнейших компонентов традиционной духовной культуры народа приобретает еще большую актуальность.

Таким образом, храмовую архитектуру Сибири можно определить как часть сакральной православной культуры России, которая и в нынешнее время выступает в качестве духовной скрепы и основы, объединяющей российское общество.

Статья поступила 01.12.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org (15.10.2015).

2. Есиповская летопись (основная редакция). Глава 7. О пришествии Ермакове и прочих в Сибирь [Электронный ресурс]. URL: http://www.newchron.narod.ru/texts/esip.html (23.10.2015).

3. Миллер Г.Ф. История Сибири. М. : Наука, 2000. Т. I. 343 с.

4. Курилов В.Н., Люцидарская А.А., Майничева А.Ю. Освоение Сибири: сохранение и трансформация русской культуры в XVII - начале XX в. : историко-этнографические очерки. Новосибирск: ПреПресс Студио, 2005. 378 с.

5. Стрельцова М.И., Шишкина Т.А. Агиотопонимика Западной Сибири // Православные традиции в народной культуре восточно-славянского населения Западной Сибири в конце XIX-XX в. : сб. статей. Новосибирск, 2005. С. 54-62.

6. Шамаро А.А. Русское церковное зодчество: символика и истоки. М. : Наука, 1988. 328 с.

7. Калинина И. Православные храмы Иркутской епархии. М. : Галарт, 2000. 289 с.

8. Полунина Н. У истоков каменного града. Иркутск : ВСКИ, 1979. 259 с.

9. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М. : Знание, 1950.

267 с.

10. Болдырев-Казарин Д.А. Народное искусство в Сибири. (Из очерков по истории русского искусства в Сибири) : научное издание. Иркутск : Иркутское отд-ние Сибгосиз-дата, 1924. 18 с.

11. Храмы Иркутска [Электронный ресурс]. URL: http://sdelanounas.ru/blogs/13252 (07.10.2015).

12. Знаменская церковь (Иркутск) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Знаменская церковь (Иркутск) (30.10.2015).

13. Сибирское барокко [Электронный ресурс]. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Сибирское_барокко (12.10.2015).

14. Клуб Foto.ru [Электронный ресурс]. URL: oblaka.foto.ru (12.10.2015).

15. Крестовоздвиженская церковь (Иркутск) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Крестовоздвиженская церковь (Иркутск) (23.10.2015).

16. Попов И.В. Исторические и архитектурные памятники города Якутска. Якутск : Изд-во Якутск. республ. краеведч. музея, 1960. 253 с.

17. Одинцова М.К. Из истории русского деревянного зодчества в Восточной Сибири. Иркутск : Иркутск. отд-ние Сибгосиздата, 1958. 60 с.

18. Кочедамов В.И. Строительство Тюмени в XVI-XVIII вв. // Ежегодник Тюменского обл. краеведческого музея. 1963. Вып. 3. С. 83-106.

REFERENCES

1. Vikipediia - svobodnaia entsiklopediia [Wikipedia - free encyclopedia]. Available at: https://ru.wikipedia.org (accessed 15 October 2015).

2. Esipovskaia letopis' (osnovnaia redaktsiia). Glava 7. O prishestvii Ermakove i pro-chikh v Sibir' [Esipovsk chronicles (main edition). Part 7. About coming of Ermakov and others to Siberia]. Available at: http://www.newchron.narod.ru/texts/esip.html (accessed 23 October 2015).

3. Miller G.F. Istoriia Sibiri [History of Siberia]. Moscow, Nauka Publ., 2000, vol. 1.

343 p.

4. Kurilov V.N., Liutsidarskaia A.A., Mainicheva A.Iu. Osvoenie Sibiri: sokhranenie i transformatsiia russkoi kul'tury v XVII - nachale XX v. : istoriko-etnograficheskie ocherki [Reclaiming of Siberia: saving and transformation of Russian culture in XVII - at the beginning of XX centuries. : historical and ethnographical sketches]. Novosibirsk, PrePress Studio Publ., 2005. 378 p.

5. Strel'tsova M.I., Shishkina T.A. Agiotoponimika Zapadnoi Sibiri [Agiotoponymy of Western Siberia]. Pravoslavnye traditsii v narodnoi kul'ture vostochno-slavianskogo naseleniia Zapadnoi Sibiri v kontse XIX-XX v. [Orthodox traditions in folk culture of East Slavic people of Western Siberia at the end of XIX-XX centuries]. Novosibirsk, 2005, pp. 54-62.

6. Shamaro A.A. Russkoe tserkovnoe zodchestvo: simvolika i istoki [Russian church architecture: symbolic and roots]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 328 p.

7. Kalinina I. Pravoslavnye khramy Irkutskoi eparkhii [Orthodox churches of Irkutsk bishopric]. Moscow, Galart Publ., 2000. 289 p.

8. Polunina N. U istokov kamennogo grada [At the roots of a stone city]. Irkutsk, VSKI Publ., 1979. 259 p.

9. Ashchepkov E.A. Russkoe narodnoe zodchestvo v Zapadnoi Sibiri [Russian folk architecture in Western Siberia]. Moscow, Znanie Publ., 1950. 267 p.

10. Boldyrev-Kazarin D.A. Narodnoe iskusstvo v Sibiri. (Iz ocherkov po istorii russkogo iskusstva v Sibiri) [Folk art in Siberia. (From sketches of history of Russian art in Siberia)]. Irkutsk, Irkutskoe otd-nie Sibgosizdata Publ., 1924. 18 p.

11. Khramy Irkutska [Churches of Irkutsk]. Available at: http://sdelanounas.ru/blogs/13252 (accessed 07 October 2015).

12. Znamenskaia tserkov' (Irkutsk) [The Church of the Holy Sign-painter (Irkutsk)]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Znamenskaia tserkov' (Irkutsk) (accessed 30 October 2015).

13. Sibirskoe barokko [Siberian baroque]. Available at: ru.wikipedia.org/wiki/Sibirskoe_barokko (accessed 12 October 2015).

14. Klub Foto.ru [Club Foto.ru]. Available at: oblaka.foto.ru (accessed 12 October 2015).

15. Krestovozdvizhenskaia tserkov' (Irkutsk) [The Church of the Exaltation of the Holy Cross (Irkutsk)]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Krestovozdvizhenskaia tserkov' (Irkutsk) (accessed 23 October 2015).

16. Popov I.V. Istoricheskie i arkhitekturnye pamiatniki goroda Iakutska [Historical and architecture memorials of the city of Iakutsk]. Iakutsk, Izd-vo Iakutsk. respubl. kraevedch. mu-zeia Publ., 1960. 253 p.

17. Odintsova M.K. Iz istorii russkogo dereviannogo zodchestva v Vostochnoi Sibiri [From the history of Russian wooden architecture in Eastern Siberia]. Irkutsk, Irkutsk. otd-nie Sibgosizdata Publ., 1958. 60 p.

18. Kochedamov V.I. Stroitel'stvo Tiumeni v XVI-XVIII vv. [Development of Tiumen in XVI-XVIII centuries]. Ezhegodnik Tiumenskogo obl. kraevedcheskogo muzeia - Annual of Tiumen regional museum, 1963, issue 3, pp. 83-106.

Информация об авторе

Оболкин Евгений Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры дизайна, e-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Obolkin E.S., candidate of historical sciences, associate professor, Department of design, е-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 711:719:911.5

УЧЕТ ЛАНДШАФТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕРРИТОРИИ ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭМ «ТАЛЬЦЫ»

© Е.В. Пуляевская, С.В. Солодянкина

Приведены результаты анализа ландшафтных особенностей территории, их влияния на планировочную структуру музейного комплекса на примере иркутского архитектурно этнографического музея «Тальцы». Выявлены территории, подверженные рекреационной дигрессии. Проведен анализ рельефа и формируемых ландшафтных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.