Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ТИПОВЫХ МТС'

ИЗУЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ТИПОВЫХ МТС Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ТИПОВЫХ МТС»

Знакомство с состоянием тракторного парка МТС показывает, что в период зимнего ремонта машин основное внимание уделяется ходовой части и двигателю. На ремонт сидений, кабин, остекление последних обращается мало внимания. В то же время хорошо отремонтированная и остекленная кабина в значительной мере снижает загазованность и уменьшает неблагоприятные метеорологические воздействия.

При изучении заболеваемости рабочих МТС обычно основное внимание уделяется простудным и гнойничковым заболеваниям, производственному травматизму, так как среди причин временной утраты трудоспособности они занимают наибольший удельный вес. Однако эти заболевания не являются характерными и специфичными для МТС. Важно учитывать наличие ряда химических загрязнений воздушной среды и выяснить вопрос о наличии или отсутствии хронических интоксикаций среди механизаторов.

С последней целью был произведен углубленный осмотр рабочих МТС Псковского района, всего 134 человека (133 мужчины и одна женщина). В возрасте до 20 лет было 7. от 20 до 30 лет — 59, от 30 до 40 лет — 50. от 40 до 50 лет— 13 и старше 50 лет—5 механизаторов. Таким образом, подавляющее большинство механизаторов было в возрасте от 20 до 40 лет. Основная часть осмотренных механизаторов имела стаж работы от 3 до 10 лет. Стаж свыше 10 лет имел 21 человек. Из 21 рабочего имеющего стаж работы более 10 лет, 19 жалуются на плохой сон, головные боли, повышенную раздражительность, одышку. При объективном исследовании отмечается расширение сердечной тупости, глухость тонов сердца. Они были в возрасте до 45 лет и у них в анамнезе отмечалось отсутствие заболеваний, с которыми можно было бы связать указанные жалобы и объективные данные. Таким образом, наблюдаемые явления миокардиодистрофии и неврастенический синдром могут быть поставлены в связь с хронической интоксикацией окисью углерода.

Из числа осмотренных механизаторов 16 находятся в тесном контакте с тетра-этилсвинцом (шоферы, комбайнеры). Трое из них жалуются на плохой сон и головные боли; у них отмечается также гипотония (максимальное артериальное давление 85—90 мм ртутного столба), а у других 3 человек имеется только гипотония без каких-либо особых жалоб. У 2 заведующих нефтебазами отмечены хронические конъюнктивиты и у одного — дерматоз Шамберга.

Несомненно, что приведенного материала недостаточно для определенных выводов. Однако он говорит о возможности хронической интоксикации окисью углерода и тетраэтилсвинцом и требует более детальной разработки в дальнейшем. У обследованных механизаторов обращает на себя внимание частота заболеваний периферической нервной системы. Пояснично-крестцовый радикулит встречается в 30,1%, а у механизаторов со стажем 3—4 года — в 65%. Такое распространение радикулита объясняется воздействием ряда факторов: значительная физическая нагрузка, частые охлаждения, вибрация. Травматизм с временной потерей трудоспособности отмечен у 68% обследованных.

В целях улучшения условий труда в МТС на тот срок, в течение которого они будут еще сохранены в ряде мест, необходимо:

а) до начала ремонтных работ организовать утепление цехов, улучшить освещенность и вентиляцию, обеспечить мастерские умывальниками, питьевой водой и аптечками;

б) до начала летних полевых работ отремонтировать тракторный парк, обращая внимание на состояние кабин, обеспечить тракторные агрегаты аптечками, питьевой водой;

в) в целях выявления начальных стадий интоксикации проводить систематические осмотры рабочих МТС с участием врачей 2—3 специальностей (терапевта, невропатолога и отоларинголога).

Поступила 2/1Х 1967 г.

-й- -Й- -й-

ИЗУЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

ТИПОВЫХ МТС

Проф. П. И. Баранник, И. А. Михалюк, Г. С. Яцула, Р. Е. Вульфсон Из кафедры общей гигиены Киевского медицинского института

Целью настоящей работы было изучить количественное содержание окиси углерода в воздухе некоторых производственных помещений типовых МТС, в частности испытательной станции, кузнечно-сварочного и моторосборочного отделений.

Несмотря на предстоящую реорганизацию МТС в РТС (ремонтно-техннческие станции) актуальность разбираемого вопроса не уменьшается, так как производственно-ремонтные помещения МТС являются базой, на которой будут создаваться РТС.

Для изучения количества окиси углерода были выбраны МТС в Жулянах и в Василькове (Киевская область), построенные по типовому проекту № 1662. Основная масса исследований проводилась в испытательных станциях во время испытания моторов, которое, как правило, проводится в осенне-зимний сезон: в ноябре, декабре и январе. Кроме испытательной станции, часть проб воздуха была взята в кузнечно-сварочном и моторосборочном отделениях. Количество окиси углерода определялось по методике, указанной в ГОСТ 5612-50.

Испытательная станция как в одной, так и в другой МТС имеет площадь 30,9 м2, кубатура ее 126 м3. В помещении имеются два окна, площадь их 6,6 м2 На полу вмонтированы рельсы и подставка с испытатгльно-откаточно-тормозным стендом. Над

стендом на расстоянии 30— 40 см от потолка находится вытяжная труба с отверстиями (окнами), которая протянута через все помещения и выходит в атмосферу на крыше (см. схематический план испытательной станции). Кроме того, в испытательной станции Ва-сильковской МТС над стендом установлен вытяжной зонд (колпак), который присоединяется к вытяжной трубе. При испытании выхлопная труба моторов при возможности вставляется в вытяжной зонт. Из проекта № 1662 следует, что в испытательной станции должна быть приточ-но-вытяжная вентиляция с отрицательным балансом. В действительности в испытательных станциях Жулянской и Василь-ковской МТС есть только вытяжная вентиляция Гибкого шланга, который следует надевать на выхлопное отверстие для отвода выхлопных газов в атмосферу, также не имеется.

Пробы воздуха отбирали в испытательных станциях на уровне дыхания человека (155—160 см от пола) в 4 точках: с одной и другой стороны стенда, у вентилятора и в наиболее отдаленном от стенда месте, у окна. Отобрано около 200 проб воздуха. Во время отбора проб воздуха

Концентрация окиси углерода в воздухе испытательных станций

Схематический план испытательной станции типовой МТС.

1 — стенд для испытания моторов; 2 — вытяжная труба: 3 — отверстия в вытяжной трубе: 4 — побудитель вытяжной вентиляции; 5 — стол: 6 — окна: 7 — дверь; а, в, в, г — точки отбора прбб воздуха.

моторы испытывали на керосиновом и дизельном топливе. Мы отбирали от 14 до 20 проб в разных точках с интервалами 5—30 минут Кроме того, пробы воздуха отбирали до испытания моторов и через 30—40 минут после окончания испытания. Количество окиси углерода во время испытания моторов в воздухе испытательной станции распределялось следующим образом (см. таблицу).

Большое количество окиси углерода было в точках, расположенных непосредственно около стенда для испытания моторов, в остальных точках количество окиси углерода не превышало 0,15 мг/л. Рабочие во время испытаний.

Количество СО ( в мг/л) Процент проб

Жулянска я МТС Еасильков-ская МТС

0,01—0,03 17,7 9,6

0,04—0,05 12,1 14

0,06—0,1 24,3 19

0,11—0,2 36,4 50

0,21—0,3 3,7 4,9

0,32—0,4 3,8 2,5

длившихся 3—4 часа, находились обычно* около стенда, а следовательно, дышали воздухом с большим содержанием угарного газа До испытания моторов и через 30—40 минут после него (при включенной вентиляции) угарного газа обычно не находили. Во время кратковременных перерывов (5—10—15 минут) количество угарного газа как в одной, так и в другой МТС не всегда падало до нуля, в отдельных случаях оно находилось в пределах 0,02—0,24 мг/л.

Из данных исследования следует, что вытяжной зонт (колпак), установленный в испытательной станции Васильковской МТС, малоэффективен. Очевидно, это связана с тем, что он установлен неподвижно, а выхлопную трубу мотора не всегда можно ввести в' зонт. Кроме того, зонт присоединяется к вытяжной трубе далеко от побудителя вытяжной вентиляции. Если бы указанный зонт был съемным, перемещался под нужным углом (в зависимости от габаритов и формы моторов) и присоединялся к вытяж-

ной трубе вблизи побудителя вытяжной вентиляции, то эффективность его была бы больше.

Среднее накопление окиси углерода за 1 минуту в воздухе испытательной станции Жулянской и Васильковской МТС находится в пределах 0.0084—0,0096 мг/л, а к концу часа даже при действии вентиляции в воздухе накапливается 0,504—0,576 мг/л окиси углерода. Так как по санитарным нормам проектирования промышленных предприятий (Н 101-54) в воздухе промышленных предприятий допускается 0,03 мг/л окиси углерода, то для разбавления указанных накоплений окиси углерода потребуется 17—19-кратный обмен воздуха в час, что значительно выше проектной мощности вентиляции

Повышенное количество окиси углерода в воздухе испытательной станции во время испытания моторов можно отнести прежде всего за счет недостатков вентиляции (отсутствие приточной вентиляции, недостаточная мощность вытяжной).

Повышенное количество окиси углерода отмечено также и в других производственных помещениях МТС. Так, в Жулянской и Васильковской МТС в моторосбороч-ном помещении, смежном с испытательной станцией, количество окиси углерода было в пределах 0,03—0,06 и даже до 0,11 мг/л. Особенно повышенное количество окиси углерода отмечалось в центральном проезде до 0,2—0,4 мг/л, а в отдельных случаях — до 0,6 мг/л (во время въезда тракторов и комбайнов). Тракторы и комбайны въезжали в мастерскую «самоходом». Передвижных универсальных стендов, хотя в проекте они и предусмотрены, не имеется.

В кузнечно-сварочном отделении количество окиси углерода находится в пределах 0,1—0,24 мг/л. Повышенное количество окиси углерода в воздухе моторосборочного помещения можно объяснить не только выхлопными газами, которые образуются при заводе тракторов и комбайнов «самоходом», но и попаданием из воздуха кузнечно-сварочного отделения и испытательной станции, так как эти помещения сообщаются между собой. В связи с этим даже, когда машины не заводили, количество окиси углерода находилось в пределах 0,03—0,07 мг/л.

Повышенное количество окиси углерода оказывало неблагоприятное действие на рабочих, которые при опросе жаловались на головные боли в конце рабочего дня, проходящие через некоторое время после работы. Мы также отмечали головные боли и даже тошноту, если находились на протяжении всего периода испытания мотора (3—4 часа) в помещении испытательной станции.

На основании полученных данных следует рекомендовать тщательно контролировать постройку мастерских по типовым проектам, так как при постройке имеются значительные отступления от проекта: отсутствие приточной вентиляции в испытательной станции, поступления выхлопных газов при испытании моторов непосредственно в помещении станции, так как шланга для отвода газов не имеется, отсутствие искусственной вентиляции в кузнечно-сварочном отделении, универсальных стендов для завода в мастерскую тракторов и других двигателей.

В типовой проект № 1662 при переработке его для строительства РТС следует внести следующие изменения:

1. Увеличить проектную мощность вентиляции.

2. Кузнечно-сварочное отделение вынести в торцевую часть здания, изолировать сварочную.

3. Предусмотреть механизацию процесса ввода и вывода из мастерской не только тракторов, но и других сельскохозяйственных машин с тем, чтобы не загрязнять помещение выхлопными газами.

4. В центральном проезде предусмотреть искусственную приточно-вытяжную вентиляцию, так как при заводе машин помещение сильно загрязняется выхлопными газами.

ЛИТЕРАТУРА

Аскаров а Я. Н., Коп а не в А. И. Башкирский мед. институт, Тез. докл. 33-й научн. конф. Уфа, 1956, стр. 20—21. — В о р о н и н А. П., Соколова Л. А. Гиг. и сан., 1955, № 6, стр. 55—58. — Габович Р. Д. Гиг и сан., 1957, № 7. стр. 44—49. — Габрилович M. A., M у с а т о в а О. А. Гиг. и сан., 1954, № 12. стр. 19—23. — Геминов Н. В., Полле р Л. В. Санитарное благоустройство колхозов, М1С и совхозов. Куйбышев, 1954. — Марзеев А. Н., Лахно Е. С. Гиг. и сан., 1956, № 4, стр. 3—11.—Радио нов Е. А. Гиг. и сан., 1956, № 6, стр. 6—11.—Р а з у-мовский М. Д. Гигиеническая характеристика и оздоровление труда механизаторов сельского хозяйства. Автореф. дисс. Л., 1954.—Чернявская Л. Л. Гиг. и сан., 1956, № 4, стр. 38—40. — Шифрин H. К-, Авербах М. Ф. Гиг. и сан., 19о6, № 4, стр. 27—31.

J Поступила 18/XI 1957 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.