Научная статья на тему 'Изучение иностранного языка для профессиональных целей как успех будущей карьеры студентов технических вузов'

Изучение иностранного языка для профессиональных целей как успех будущей карьеры студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2274
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фуфурина Татьяна Алексеевна

В данной работе рассматривается роль иностранного языка при профессионально-ориентированном обучении студентов технических вузов. Изложены цели и задачи освоения дисциплины на основе развития коммуникативных, общекультурных, интеллектуальных и личностных компетенций. Показана важность изучения иностранного языка как неотъемлемого компонента профессиональной подготовки будущих специалистов. Проведен анализ результатов модульного обучения английскому языку студентов МГТУ имени Н. Э. Баумана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение иностранного языка для профессиональных целей как успех будущей карьеры студентов технических вузов»

Изучение иностранного языка для профессиональных целей как успех будущей карьеры студентов технических вузов

Фуфурина Т. А.

Фуфурина Татьяна Алексеевна /Fufurina Tatyana Alekseevna - доцент, факультет «Лингвистика-3»,

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, г. Москва

Аннотация: в данной работе рассматривается роль иностранного языка при профессионально -ориентированном обучении студентов технических вузов. Изложены цели и задачи освоения дисциплины на основе развития коммуникативных, общекультурных, интеллектуальных и личностных компетенций. Показана важность изучения иностранного языка как неотъемлемого компонента профессиональной подготовки будущих специалистов. Проведен анализ результатов модульного обучения английскому языку студентов МГТУ имени Н. Э. Баумана.

Ключевые слова: иностранный язык, профессиональное образование, коммуникативные навыки, программы обучения, модульная система.

Знание иностранного языка - залог успешной будущей карьеры специалистов во многих областях науки и техники. Поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов, стремящихся к постоянному профессиональному росту и владеющих иностранными языками, является первостепенной задачей технических вузов. Вследствие этого образование в техническом вузе должно быть общим и охватывать многие отрасли знаний, включая изучение иностранных языков. Выпускнику вуза могут потребоваться годы, чтобы определиться с интересующей его областью профессиональной деятельности. Многие люди не раз меняли специальность за время своей трудовой деятельности. Следовательно, чем больше знаний в различных областях получает студент, тем легче ему будет приспособиться к существующим социальным условиям. Изучение иностранных языков существенно расширяет возможности обучаемого, повышает его кругозор и общественную значимость.

В современном мире требования, предъявляемые к будущему специалисту, требуют и новых подходов к его подготовке. Владение иностранным языком, а лучше несколькими языками является необходимым условием принятия на работу.

Информационный взрыв, произошедший за последнее время, вызвал рост числа специалистов, вовлеченных в работу международных научных и общественных организаций, что способствовало существенному расширению культурных и деловых связей. Реальный информационный мир немыслим без специалистов, владеющих иностранными языками, способных быстро извлекать информацию из иностранных источников без переводчика, излагать ее на родном языке и использовать ее в научной работе. С давних времен считается, что изучение иностранных языков является одним из самых важных условий развития человечества. Знание иностранных языков нужно для того, чтобы получать нужную информацию в определенной области и уметь использовать ее при коммуникации на профессиональном уровне. Поэтому, по словам Чумаковой Н. В., «подготовка конкурентоспособных специалистов, владеющих системным анализом, способных ориентироваться в стремительном потоке научной и технической информации, является первоочередной задачей высшего профессионального образования, которую поставили стремительно развивающиеся отношения рыночной экономики» [6].

Изучение иностранного языка в неязыковом вузе рассматривается как «неотъемлемый компонент профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля» [4]. Следовательно, современные программы языкового образования в техническом вузе позволяют создать такую систему подготовки специалистов, которая позволит им легко адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, т. е. нацелена на профессионально-ориентированное обучение иностранного языка (English for Specific Purposes).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения в соответствии с требованиями программы по иностранным языкам выделяет в качестве основной цели профессионально-ориентированного обучения «подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и иностранным языком, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [3], учитывая при этом личностные качества обучаемого.

Согласно определению, Клименко И. Л. рассматривает понятие «профессиональной мобильности» как «способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладеть новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность профессионально-ориентированной деятельности» [4]. Это понятие основано на высоком уровне межкультурных и межотраслевых знаний, умений и способностей, необходимых для профессиональной деятельности людей. В неязыковом вузе при обучении иностранному языку «профессиональная

мобильность» направлена на обеспечение качественной подготовки будущих специалистов, хорошо владеющих иностранным языком.

Таким образом, профессионально-ориентированное обучение - это обучение, нацеленное на изучение иностранного языка студентами для использования его в их будущей профессии. В действующих Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по иностранным языкам для неязыковых вузов указано, что целью вузовского курса иностранного языка является «приобретение студентами коммуникативной компетенции, необходимой для квалифицированной информационной и творческой деятельности в разных сферах и ситуациях делового партнерства» [3]. Важно также отметить, что «владение профессионально-ориентированным языком тесно связано с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях» [6]. В настоящее время профессионально -ориентированное обучение (English for Specific Purposes) является приоритетным направлением в МГТУ имени Н. Э. Баумана. Общение на иностранном языке становится существенным компонентом для профессиональной подготовки специалистов любого профиля, так как основной задачей студентов является не только овладеть навыками общения на иностранном языке, но и приобрести специальные знания терминологии по своей специальности. Такая форма обучения широко используется в МГТУ имени Н. Э. Баумана, где студенты старших курсов, магистранты и аспиранты изучают иностранные языки с учетом их специальности. По словам Платковой А. Б., изучение иностранного языка является «инструментом для более глубокого освоения их основной специальностью, и они с готовностью посвящают свое время его более углубленному изучению» [5].

Курс иностранного языка в МГТУ имени Н. Э. Баумана носит профессионально -ориентированный характер, поэтому основная задача заключается в развитии коммуникативных навыков студентов, магистрантов и аспирантов применительно к их специальностям, а также развитие познавательных способностей будущих специалистов соответствующего профиля. Программа по иностранному языку в МГТУ имени Н. Э. Баумана нацелена на приобретение коммуникативной и профессиональной компетенции, необходимой для квалифицированной информационной, творческой и производственной деятельности студентов, магистрантов и аспирантов в различных областях науки и техники и в условиях делового партнерства. Поэтому «языковая подготовка будущего специалиста становится в ряд со специальной подготовкой профессионала и существенно влияет на конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда» [4]. Следовательно, иностранный язык, как считает Клименко И. Л, является «неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля» [4]. Учитывая профессиональную направленность технических вузов, были определены следующие задачи освоения дисциплины: формирование и развитие у обучающихся на основе полученных знаний, умений и навыков следующих компетенций:

1. Интеллектуальные компетенции:

- способность анализировать научные и социальные проблемы;

- умение пользоваться основными положениями и методами гуманитарных и социально -экономических наук при решении профессиональных и общественных задач;

- владеть основными лексико-грамматическими структурами иностранного языка, характерного для научной речи;

- использовать профессиональную терминологию в документах, докладах и презентациях;

- умение моделировать различные ситуации и использовать их в профессиональном общении;

- умение генерировать новые идеи и решать творческие задачи;

- применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития;

- повышать свой профессиональный и культурный уровень.

2. Личностные компетенции:

- осознание места и роли науки и техники в истории человечества;

- бережное и уважительное отношение к историческому наследию, культурным и религиозным традициям;

- умение работать с научно-технической литературой на иностранном языке;

- владение коммуникативными навыками на иностранном языке;

- понимание иноязычной речи профессионального характера;

- умение ясно и аргументировано излагать свои мысли и строить свою речь, выражая собственное мнение и выясняя мнение собеседника.

Формирование коммуникативной компетенции происходит путем изучения иностранного языка при ознакомлении с национальными особенностями страны изучаемого языка, ее историей и нормами социального поведения в данной стране.

Основными формами общения в области профессиональной деятельности студентов МГТУ имени Н. Э. Баумана являются: ведение беседы на иностранном языке с использованием технической терминологии в данной специальности; выступление с докладом и презентацией на студенческих,

научных, международных, региональных и университетских конференциях; умение вести деловую переписку на языке; владение навыком перевода научно -технической документации с английского языка на русский и с русского на английский; аннотирование и реферирование научных статей; составление текстов писем, факсов и телексов и др.

Согласно программе учебной дисциплины по иностранному языку, разработанной факультетом «Лингвистики» в МГТУ имени Н. Э. Баумана, модульное обучение рассматривается как один из наиболее эффективных и перспективных методов обучения иностранному языку в университете. Разработанная модульно-рейтинговая система обучения английскому языку хорошо себя зарекомендовала.

Логически выстроенные модули по изучаемым темам помогают преподавателям вводить новый материал от простого к сложному, используя различные грамматические конструкции и расширяя словарный запас студентов. При этом 50% отводится на внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Такое соотношение доли самостоятельности и активности повышает уровень мотивации, активности у студентов, осознанное их отношение к изучению иностранного языка и дальнейшего его использования как средства эффективной работы будущих специалистов в современных условиях.

Таким образом, модульное обучение иностранному языку является наиболее актуальным методом преподавания в техническом вузе, поскольку такой метод позволяет реализовать коммуникативную и культурную направленность учебно-воспитательного процесса, учитывать интересы учащихся, а также достичь обучающимся такого уровня коммуникативной компетенции, который является достаточным для профессионального общения; повысить у учащихся уровень самосознания и выработать потребность и необходимость изучения иностранного языка на основе полученных знаний и навыков самообразования и самоконтроля.

Как показал анализ результатов модульного обучения английскому языку в МГТУ имени Н. Э. Баумана, на практике возникли некоторые сложности в преподавании иностранного языка, вызванные:

- недостаточным объемом учебного времени, отведенного на изучение каждого модуля;

- низким уровнем мотивации у некоторых студентов;

- отсутствием четко разработанной программы для самостоятельной работы студентов и объективной системы контроля результатов их учебной деятельности. Однако следует заметить, что диапазон оценки уровня удовлетворительных знаний слишком широк (60-80 баллов), что не позволяет объективно оценивать знания студентов.

Поэтому необходимо выработать новые подходы, принципы обучения иностранному языку на модульной основе, а также разработать более полные программы модульного обучения иностранному языку для максимального развития навыков и умений, которые студенты смогут применить в будущем в своей профессиональной деятельности.

Ниже приводится схема взаимодействия студента и преподавателя в учебном процессе по дисциплине «Иностранный язык» при профессионально-ориентированном обучении в зависимости от цели обучения иностранному языку с учетом программы модульно -рейтинговой системы, разработанной для студентов МГТУ имени Н. Э. Баумана.

Учебный процесс

Практические занятия по английскому языку

УМКД (Учебнометодический комплекс дисциплины)

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Система контроля

Виды контроля: - Входное тестирование - Рубежный контроль I - Рубежный контроль II - Итоговая к/работа - Экзамен (3-й курс) Анализ результатов: - Рейтинг студента - Рейтинг группы - Переход на след.уровень модуля Оценка уровня знаний: 91-100 б - отлично 80-90 б - хорошо 60-79 б - удовлетв. 0-59 б - неудовлетв.

Рис. 1. Система модульного обучения английскому языку студентов МГТУ имени Н. Э. Баумана

Литература

1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. от 29 дек. 2001 г. N 1756 // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации - Высшее и среднее профессиональное образование. - 2002 г., N 2.

2. Методические указания по типовым программам по иностранным языкам для неязыковых специалистов. - М.: МГЛУ, 1991 г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения, 2010 г.

4. Клименко И. Л. Роль иностранного языка в формировании профессиональной мобильности студентов

неязыковых вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.rusnauka.com/3_anrd_2009/40132doc.html (дата обращения: 02.09.2014 г.).

5. Платкова А. Б. Английский язык в контексте академической мобильности. / Наука, техника и образование (НТО) // Научно-методический журнал - 2014 г., № 1, с. 94-99. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scienceproblems.ru, http:ipil/ru (дата обращения: 02.09.2014 г.).

6. Чумакова Н. В. Роль иностранного языка при подготовке будущих специалистов в неязыковом вузе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/13_NPN_2010/pedagogica/65369.doc.html (дата обращения: 02.09.2014 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.