Научная статья на тему 'Роль иностранного языка в профессионально-ориентированном обучении студентов неязыковых вузов'

Роль иностранного языка в профессионально-ориентированном обучении студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнаткина Ираида Викторовна

В статье рассматривается проблема профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов технических специальностей, которая в последнее время приобрела особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в профессиональной деятельности современных специалистов. Учитываются требования высшего образования, направленные на подготовку конкурентоспособных специалистов. Рассматриваются способы повышения мотивации к изучению иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнаткина Ираида Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль иностранного языка в профессионально-ориентированном обучении студентов неязыковых вузов»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Игнаткина И. В.

Игнаткина Ираида Викторовна - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Поволжский государственный университет информатики и телекоммуникаций, г. Самара

Аннотация: в статье рассматривается проблема профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов технических специальностей, которая в последнее время приобрела особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в профессиональной деятельности современных специалистов. Учитываются требования высшего образования, направленные на подготовку конкурентоспособных специалистов. Рассматриваются способы повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: профессионально-ориентированный подход, иноязычное общение, мотивация к изучению иностранного языка.

УДК 81.432.1

В настоящее время выпускник вуза, несомненно, должен быть многосторонне образованным человеком, в арсенале которого - фундаментальная подготовка по своей специальности. При этом необходимым условием его компетентности, позволяющее работать с огромным объемом информации, а также общаться с коллегами из зарубежных стран является знание иностранных языков.

В подпрограмме «Развитие профессионального образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы целью является существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Российской Федерации, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося [3].

Для конкурентоспособного современного специалиста важна не только высокая квалификация в его профессиональной деятельности, но и готовность решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации.

«Общение на иностранном языке становится существенным компонентом для профессиональной подготовки специалистов любого профиля, так как основной задачей студентов является не только овладеть навыками общения на иностранном языке, но и приобрести специальные знания терминологии по своей специальности» [4].

Сегодня, как прописано в ФГОС ВО, современному молодому специалисту для успешной профессиональной деятельности необходимы такие профессиональные и личностные качества как:

- умение осуществлять проектную деятельность, профессионально подходить к решению технических задач и проблем;

- вести техническую документацию;

- использовать современные информационные технологии при разработке новых образцов техники;

- владеть графической и компьютерной культурой;

- владеть, по крайней мере, одним из иностранных языков на уровне социального и профессионального общения и применять специальную лексику и профессиональную терминологию языка и т. д.

По мнению Е. И. Пассова, низкий уровень иноязычной грамотности специалистов не только подрывает конкурентоспособность нашего государства, но и мешает экономике внутри страны. Особенно заметно это проявляется при организации совместных предприятий, где партнеры должны хорошо знать друг друга, без чего нет доверия. Самый большой барьер к узнаванию друг друга - языковой [2].

В современном обществе иноязычное общение становится значимым компонентом будущей профессиональной деятельности выпускника вуза, и, исходя из этого, существенно возрастает роль дисциплины «иностранный язык» в технических ВУЗах. Профессионально-ориентированный подход является приоритетным в решении проблемы повышения значимости предмета.

«Профессионально-ориентированный подход к обучению ИЯ предполагает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления, при организации мотивационно-побудительной и ориентировочно-исследовательской деятельности. Подготовка специалистов на неязыковых факультетах вузов заключается в формировании таких коммуникативных умений, которые позволили бы осуществлять профессиональные контакты на иностранном языке в различных сферах и ситуациях» [1].

Смысл профессионально-ориентированного обучения иностранному языку состоит в его взаимосвязи со специальными дисциплинами для приобретения дополнительных профессиональных знаний и, как результат, формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессиональной деятельности.

Для студентов неязыковых специальностей предмет «иностранный язык» не является профилирующим, поэтому чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным и целенаправленным, преподаватель должен четко представлять себе роль иностранного зыка в жизни и деятельности будущего профессионала. Необходимо создание обстановки профессиональной деятельности в учебных условиях. В этом случае учебная информация является средством оптимизации профессиональной деятельности.

Одной из главных проблем, возникающих перед преподавателем иностранного языка в техническом вузе, является отсутствие у большинства студентов должного уровня мотивации, так как, к сожалению, иностранный язык воспринимается студентами неязыковых образовательных учреждений как второстепенный предмет, да и загруженность другими предметами очень высока. Поэтому, первостепенным является создание условий для формирования мотивации и повышение интереса к изучению иностранного языка.

Мир давно уже перестал быть закрытым для общения. Студенты выезжают по обмену для обучения в учебных заведениях других стран, поэтому подобные программы привлекают тех молодых людей, которые отличаются высокой работоспособностью, имеют собственные амбиции, мечтают о международной карьере, хотят улучшить владение иностранным языком, обладают коммуникативными навыками. Набирает силу и становится очень популярным у студентов волонтерское движение, которое помогает формировать и совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию, расширять и систематизировать знания о языке, расширять лингвистический кругозор и лексический запас, овладевать общей речевой культурой.

Как известно, общение с иностранцами - это один из лучших способов быстро и легко выучить новый язык. Сегодня для того, чтобы общаться с носителями языка, достаточно зарегистрироваться на одном из многочисленных сайтов для общения и

68

изучения иностранных языков; наиболее популярны среди студентов - Interpals.net, Conversationexchange.com, Unilang.org, Livemocha.com и др.

Таким образом, и программы по обмену, и волонтерское движение, и общение на сайтах - все это повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

Следует пояснить, что в каждом конкретном случае особенности применения иностранного языка обусловлены профилем вуза и содержанием деятельности студента в качестве будущего специалиста.

Например, для формирования профессионально ориентированных иноязычных знаний и навыков на занятиях по иностранному языку могут применяться следующие задания:

- перевод и адаптация оригинальных текстов из журналов по специальности;

- подготовка презентаций на различные темы;

- общение (как по e-mail, так и на конференциях);

- учебная и научно-исследовательская работа;

- участие в студенческих научных секциях.

Студенты, в большинстве случаев, с интересом выполняют и успешно справляются с предложенными заданиями.

Необходимо всегда помнить, что знание иностранного языка в настоящее время -это не только атрибут культурного развития специалиста, но и одно из условий его успешной профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Образцов П. И., Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие Орел: ОГУ, 2005. 114 с.

2. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. «Развитие индивидуальности в диалоге культур» М.: Просвещение, 2000. С. 156.

3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70643472/#ixzz4WyOiBcVG/ (дата обращения: 01.02.2017).

4. Фуфурина Т. А. Изучение иностранного языка для профессиональных целей как успех будущей карьеры студентов технических вузов // Наука, техника и образование, 2015. № 2 (8). С. 98-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.