УДК 502.4(1/9)
ИЗУЧЕНИЕ И ОХРАНА РЕДКИХ И ИСЧЕЗАЮЩИХ ВИДОВ ПТИЦ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА
© 2007 Тильба П.А., Мнацеканов Р.А. Сочинский национальный парк, Краснодарское отделение Союза охраны птиц России
В статье описывается современное состояние редких и исчезающих птиц на особо охраняемых природных территориях Краснодарского края и Республики Адыгея. Специальные орнитологические исследования позволили определить места их постоянного присутствия, гнездования, проследить динамику численности и тенденции ее изменения.
The article describes the modern condition of the rare and disappearing birds on highly preserved natural habitats of Krasnodarsky Kray and the Republic of Adygei. The special ornithological researches have allowed defining the places of their constant presence, building their nests, to retrace the dynamics of their number and trends of its changes.
Ключевые слова: редкие и исчезающие птицы, памятники природы, особо охраняемые природные территории, птицы-некрофаги, ключевые орнитологические территории.
Keywords: rare and disappearing words, natural memorials, higly preserved natural areas, necrofag birds, key ornithologic areas.
На Западном Кавказе в пределах Краснодарского края и Республики Адыгея располагается 12 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), имеющих наибольшую значимость для сохранения редких видов птиц или своеобразных орнитологических комплексов (табл. 1). Из них одна ООПТ высшего ранга - биосферный заповедник, 1 национальный парк федерального значения, 1 природный парк, 1 заказник,
имеющий федеральную значимость, и 8 заказников местного значения.
Общая площадь этих охраняемых территорий составляет 600713 га. Кроме того, определенную роль в сохранении видового разнообразия горных орнито-комплексов играют некоторые памятники природы, такие как Гуамское ущелье, гора Ленина, гора Утюг, верховья реки Цице, верховья рек Пшеха и Пшехашка.
Таблица 1
ООПТ горной части Западного Кавказа (в пределах Краснодарского края и Республики Адыгея)
,
- 280335
193737
« » 3702
6202
38000
37400
15000
11500
« » 5673
« » 4400
« » 2924
1840
600713
Традиционно орнитологические исследования проводились у нас в заповедниках. Однако, несмотря на то, что в Кавказском заповеднике научный отдел существует очень давно, целевые работы по изучению авифауны в нем проводились с большими перерывами. В частности, последний раз они были возобновлены только в 1975 году, через 35 лет практически полного отсутствия орнитологических исследований.
В созданном сравнительно недавно Сочинском национальном парке (1983 г.) такие работы были начаты сразу же, с момента организации ООПТ.
На территории заказников и отдельных памятников природы, не имеющих штатных научных сотрудников, орнитологические исследования традиционно ведутся лишь эпизодически.
Из редких видов курообразных во многих ООПТ Кавказа, в том числе в
западной его части, популярным объектом исследований был и остается кавказский тетерев.
В Кавказском заповеднике в 1930-х гг. проведены фактически первые исследования экологии этого вида [1]. В последующем их развитие активизировалось в 1950-х-1970-х гг. в Тебердинском заповеднике [3, 14]. На территории Кавказского заповедника с 1970-х гг. начаты регулярные учеты численности этого вида, наблюдения на тетеревиных токах, сбор сведений об особенностях размещения птиц. Установлено, что характер использования кавказским тетеревом территории определяется существованием локальных микрогруппировок, имеющих четкие границы. Общая численность вида в Кавказском заповеднике была оценена в 3000 особей (табл. 2).
Таблица 2
Численность некоторых редких видов птиц в заповедниках российской части Кавказа
( , )
1
4 5-7 4-6 1 - [12], [10], [7, 8]
9-10 3 10 3 - , [13], [4], [7], [6]
1 - - - - [11]
15-20 - - - 3-5 .[5] '
4-5 5-7 - 1 - [10], [8] '
3000 1000- 1100 500 - - 0]
На территории Сочинского национального парка, где проходит северозападная граница распространения вида, его размещение в краевой части ареала
приобретает очаговый характер. Тем не менее, установлено присутствие кавказского тетерева во всех изолятах ареала, где он обитал еще в 1930-х гг.
Из аистообразных одним из наименее изученных редких видов птиц, гнездящихся на некоторых ООПТ региона, является черный аист. К сожалению, большинство охраняемых территорий высшего ранга (прежде всего заповедники) в силу своего территориального расположения (преимущественно в среднегорных и высокогорных районах) не обеспечивает сохранение гнездовых группировок этого вида, располагающихся только в низкогорных районах Западного Кавказа. Лишь в пределах Сочинского национального парка и в некоторых заказниках (Сочинском, Туапсинском, Горячеключевском) в настоящее время гнездятся или возможно гнездятся отдельные пары этого вида. Необходимо подчеркнуть, что горно-лесную местность Западного Кавказа населяет своеобразная экологическая группировка черного аиста, обитающая в условиях дефицита открытых пространств и мозаичности биотопов. Изучение всего спектра характерных экологических черт этого вида - задача будущего.
Издание общегосударственных и региональных Красных книг послужило стимулом для изучения современного состояния многих редких видов птиц, в том числе и на Кавказе. В последующем важной вехой в развитии этих исследований явилась разработка и реализация программы КОТР.
После первых же изданий Красных книг выяснилось, что на Кавказе «белым пятном» в плане изученности являются, прежде всего, многие редкие виды соколообразных. Развернулось активное изучение этой группы птиц в регионе. Оно ознаменовалось исследованиями экологии бородача в Тебердинском заповеднике [2]. Пристальное внимание уделялось этому виду с 1980-х гг. в Кавказском заповеднике. Выяснилось, что в Краснодарском крае фактически все выявленные гнездовые пары размножаются на территории Кавказского заповедника. В целом ООПТ (прежде всего заповедники) играют существенную роль в сохранении бородача, населяющего преимущественно среднегорные и высокогорные районы. Возможно, с этим связа-
но достаточно стабильное общее состояние популяции вида.
Кардинально иная ситуация складывается сейчас с белоголовым сипом. Большинство поселений этого вида располагается вне ООПТ Западного и Центрального Кавказа. Только две колонии в Краснодарском крае находятся в периферийной части Кавказского заповедника, и одна - в пределах памятника природы «Гуамское ущелье».
В Кавказском заповеднике с 1980-х гг. проводятся абсолютные учеты численности белоголового сипа на одной из колоний (в низовьях реки Уруштен) по специально разработанной методике [9]. Они позволили проследить многолетнюю динамику численности птиц и выявить тенденции устойчивого ее сокращения в последнее десятилетие. Длительные наблюдения этой колонии послужили основой для выявления особенностей пространственного размещения гнезд в поселении, особенностей периодизации их использования [13].
К наиболее редким видам хищных птиц на ООПТ Западного Кавказа относятся черный гриф и стервятник
Постоянное присутствие черного грифа отмечается на территории Кавказского заповедника и Псебайского заказника. Гнездование его зарегистрировано только один раз в восточной части Кавказского заповедника, причем в последующем оно не возобновлялось [11]. По-видимому, гнездование черного грифа на ООПТ Западного Кавказа носит нерегулярный характер и связано с обеспеченностью птиц кормовыми ресурсами.
Стервятник биотопически связан с низкогорными ландшафтами и наличием открытых пространств со скальными обнажениями. По этой причине вид почти отсутствует на гнездовании на ООПТ и появляется там лишь во время кочевок.
На охраняемых территориях Западного Кавказа значительное внимание уделялось также изучению кормодобывающего поведения хищных птиц-некрофагов, их межвидовым и внутривидовым отношениям при освоении кормовых ресурсов. При этом в Тебер-динском заповеднике проводились спе-
циальные работы по привлечению хищных птиц-некрофагов на кормовые площадки, что позволило выяснить ряд их поведенческих особенностей, последовательность использования пищи разными видами [3]. В Кавказском заповеднике проанализированы различные ситуации по освоению белоголовыми сипами кормовых объектов. Выявлен ряд форм (стереотипов) поведения белоголовых сипов, гарантирующих безопасное потребление пищи в условиях повышенной уязвимости птиц. Высказано предположение о существовании пищевой специализации у группировок, обитающих на освоенных человеком территориях (поедание трупов домашних животных) с одной стороны и группировок, гнездящихся на ООТП или вблизи них (поедание трупов диких животных), с другой
[13].
На ООПТ региона, преимущественно расположенных в среднегорных и высокогорных районах, нами отмечается регулярное присутствие беркута. Его гнездование установлено на территориях Кавказского и Тебердинского заповедников. Однако трофические условия для этого вида на перечисленных ООПТ, и особенно в Кавказском заповеднике, экстремальны. Беркут тяготеет к районам поселений горного суслика - наиболее стабильного кормового ресурса вида. Поселения же горного суслика располагаются вне охраняемых территорий (заповедников).
С горными территориями связано распространение на Северном Кавказе южноевропейского подвида сапсана. Пробелы знаний о нем в регионе стали также быстро заполняться после издания Красных книг различного ранга. Этот вид проникает в среднегорные районы в незначительном количестве; оптимальными для него местообитаниями являются низкогорные территории с присутствием скальных обнажений. Так, в среднегорных районах восточной части Кавказского заповедника выявлено присутствие всего двух пар соколов, а в низкогорных районах Сочинского национального парка от р. Мзымта до р. Псе-зуапсе - 7 пар. В Сочинском националь-
ном парке проведены длительные стационарные исследования экологии сапсана, которые позволили определить особенности его территориального размещения, гнездового цикла, питания, выявить тенденцию роста численности вида, оценить его состояние в регионе как благополучное.
Примечания
1. Аверин Ю.В. Кавказский тетерев // Труды Кавказского госзаповедника. Вып. 1. - М., 1938. -С. 57-84.
2. Витович О.А. Гнездовая жизнь бородача на Западном Кавказе // Бюллетень МОИП. Отд. биол. Т. 89.
Вып. 4. 1984. - С. 86-94. 3. Витович О.А. Экология кавказского тетерева // Орнитологические исследо-
вания Северо-Западного Кавказа. Труды Тебердинского гос. заповедника. - Ставрополь. Вып. 10. 1986. -С. 166-309. 4. Витович О.А. Практические рекомендации по охране редких и исчезающих видов дневных
хищных птиц на территории Карачаево-Черкесской автономной области. - Черкесск, 1987. - 21 с. 5. Джамирзоев Г.С., Магомедов Г.М., Пишванов Ю.В., Прилуцкая Л.И. Птицы заповедника «Дагестанский». -Махачкала, 2004. - 94 с. 6. Комаров Ю.Е. Фауна хищных птиц и сов Северо-Осетинского заповедника // Птицы Северного Кавказа. - М., 1985. - С. 139-151. 7. Липкович А.Д. Кабардино-Балкарский заповед-
ник (КБ-001) // Ключевые орнитологические территории России. Ключевые орнитологические территории международного значения в Европейской России. Т. 1. - М., 2000. - С. 365-366. 8. Липкович А.Д. Беркут. Сапсан // Животный мир Республики Северная Осетия-Алания. - Владикавказ, 2000. - С. 91, 96. 9.
Мнацеканов Р.А., Тильба П.А. К методике изучения скальногнездящихся соколообразных // Научное наследие Н.Я. Динника и его роль в развитии современного естествознания: Материалы межреспубликанской научно-практической конференции. -Ставрополь, 1997. - С. 89-110. 10. Поливанов В.М. Тебердин-
ский заповедник (КЧ-003) // Ключевые орнитологические территории России. Ключевые орнитологические территории международного значения в Европейской России. Т. 1. М., 2000. - С. 360-361. 11.
Тильба П.А. Гнездование черного грифа в Кавказском заповеднике // Кавказский орнитологический вестник. Вып. 5. - Ставрополь, 1993. - С. 96. 12. Тильба П.А. Кавказский государственный биосферный за-
поведник (КД-009) // Ключевые орнитологические территории России. Ключевые орнитологические территории международного значения в Европейской России. Т. 1. М., 2000. - С. 333-334. 13. Тильба П.А.,
Мнацеканов Р.А. Многолетняя динамика численности и пространственная структура популяции белоголового сипа на Западном Кавказе // Бюллетень МОИП. Отд. биол. Т. 108. Вып. 2. М., 2003. - С. 45-50. 14.
Ткаченко В.И. Птицы Тебердинского заповедника // Труды Тебердинского гос. заповедника. Вып. 6. -Ставрополь, 1966. - С. 145-230.