Научная статья на тему 'Проблемы охраны редких видов хищных птиц в Карачаево-Черкесии'

Проблемы охраны редких видов хищных птиц в Карачаево-Черкесии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
239
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы охраны редких видов хищных птиц в Карачаево-Черкесии»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2000, Экспресс-выпуск 116: 20-23

Проблемы охраны редких видов хищных птиц в Карачаево-Черкесии

И.М.Акбаев

Кафедра зоологии, Ставропольский государственный университет, ул. Пушкина, д. 1а, Ставрополь, 355009, Россия

Поступила в редакцию 30 сентября 2000

В последние годы по программе “Ключевые орнитологические территории России” широко проводится выявление ценных в орнитологическом отношении территорий, инвентаризация их орнитофауны, разработка методов охраны. Ключевые орнитологические территории выделены и в Карачаево-Черкесской Республике. В этом плане значительная работа проделана орнитологами Тебердинского заповедника, которые с 1980-х проводили орнитологические исследования не только в заповеднике, но и по всей Карачаево-Черкесии. Здесь были выявлены основные гнездовые колонии белоголовых сипов Gyps fulvus, гнездовые участки стервятников Neophron percnopterus, бородачей Gypaetus barbatus, беркутов Aquila chrysaetos, изучалась экология отдельных видов. На основе этих исследований разработаны практические рекомендации по охране редких и исчезающих видов хищных птиц, написана обобщающая работа “Птицы Скалистого хребта” (Витович 1986, 1987; Поливанов и др. 2000). По инициативе Тебердинского заповедника в месте расположения самой крупной колонии белоголового сипа создан заказник “Белая скала”.

В орнитологическом отношении Карачаево-Черкесская Республика занимает на Кавказе особое место. На её территории находятся самые крупные из известных колоний белоголового сипа (Витович 1986). Здесь более высокая, чем в других регионах Кавказа, плотность других редких птиц. Обусловлено это географическим положением республики. Занимая западную часть Северного Кавказа, территория Карачаево-Черкесии утрачивает пологость рельефа, присущую более западным районам, но ещё не обретает суровость глубоко расчленённого рельефа, свойственного Центральному Кавказу. Расстояния между параллельно расположенными хребтами (Главным, Передовым, Скалистым и Меловым) здесь большие, много открытых ландшафтов, используемых под пастбища, есть вертикальные скальные обнажения, используемые хищными птицами для гнездования. В этой части Западного Кавказа сложился комплекс экологических условий, оптимальный для оседлой жизни и размножения многих редких видов хищных птиц, особенно некрофагов. Сходные условия есть ещё в западной части Кабардино-Балкарии, граничащей с Кара-чаево-Черкесией (Вуккерт 1995).

Численность хищных птиц-некрофагов в Карачаево-Черкесии достигла максимума в начале 1980-х. К этому времени колхозы и совхозы, имевшие в основном животноводческое направление, обладали большим

поголовьем крупного рогатого скота, овец и лошадей. Пастбища интенсивно использовались, наблюдалась их перегрузка и деградация. В таких условиях отход домашних животных по разным причинам был значительным. Животные погибали на пастбищах и становились добычей хищников. Пастухи о гибели скотины часто узнавали по скоплению хищных птиц около трупа. Скотомогильники во многих хозяйствах (в нарушение санитарных правил) представляли собой простые траншеи, по мере заполнения засыпаемые землёй с помощью бульдозеров. Хищники-некрофаги были полностью обеспечены пищей, и не улетали далеко от гнездовий на её поиски. Даже зимой, когда летние пастбища пустовали, птицы имели достаточно пищи на скотомогильниках.

В конце 1980-х трофические условия для хищников-некрофагов стали изменяться в худшую сторону (Тильба 1994). Посетив в 1991 три скотомогильника, где раньше всегда кормились хищные птицы, исследователь не нашёл там ни трупов животных, ни следов пребывания птиц. Начавшийся в 1980-х распад колхозно-совхозного животноводства продолжается до настоящего времени. Его результат — снижение в десятки раз поголовья домашних животных в общественном секторе. Ныне птицы-некрофаги испытывают явный недостаток кормов, что уже вызывает снижение их численности, особенно белоголового сипа.

В самой большой колонии белоголового сипа в долине Урупа в начале 1980-х насчитывалось 55-60 жилых гнёзд (Витович 1986). По нашим наблюдениям, в 2000 здесь гнездилось не более 40 пар. На правобережье Кубани, где гнездилось более 20 пар сипов, колония теперь вообще распалась (Поливанов и др. 2000). Наиболее стабильна колония сипов на скальном массиве Ахмет-кая. Гнездящиеся здесь птицы трофически частично связаны с территорией Кавказского заповедника, где высока численность копытных. В Карачаево-Черкесии дикие копытные (тур Capra caucasica, серна Rupicapra rupicapra) нигде, даже в Тебердинском заповеднике, не достигают численности, достаточной для того, чтобы служить устойчивой кормовой базой для хищных птиц.

При скудной кормовой базе вблизи колоний птицы вынуждены улетать в поисках пищи на значительные расстояния. В течение нескольких дней мы наблюдали, как сипы из колонии на Урупе, пролетая над станицей Преградной, улетали к Передовому хребту в верховья Урупа на расстояние 35-40 км. В долине Большого Зеленчука мы встречали сипов севернее Мелового хребта, уже практически над равниной. Наблюдались сипы и над Черкесском в 40 км от ближайших мест гнездования.

О дефиците пищи говорит и то, что сипы стали опускаться на падаль вблизи человеческого жилья и автомагистралей. Так, в пос. Орджоникидзе 4 сипа кормились на трупе собаки в 70 м от жилых строений. На трассе Карачаевск—Теберда 12 сипов кормились на трупе лошади в 50 м от оживлённой автодороги. Такие случаи не единичны.

Ухудшение кормовой базы не столь заметно сказывается на неколониальных видах. Для них условия, видимо, меньше изменились в худшую сторону, поскольку снижения численности бородача и стервятника не

отмечается. Эти виды не испытывают жёсткой конкуренции со стороны белоголовых сипов, т.к. качественный состав их рациона несколько иной.

Вопрос о необходимости охраны авифауны Скалистого хребта и хищных птиц, в частности, поднимался орнитологами и ранее (Витович 1987; Тильба 1989, 1994). Из всех предлагаемых мер была осуществлена только одна — создан орнитологический заказник местного значения (400 га) для охраны гнездовой колонии сипов и гнездящихся здесь же стервятников, бородачей, сапсанов Falco peregrinus. Однако, время показало, что для сохранения гнездовой колонии сипов одной охраны мест гнездования недостаточно. Птицы гибнут, улетая на далёкие расстояния от колонии и попадая в разные нестандартные ситуации. Для охраны заказника была выделена лишь одна штатная единица егеря, и больше никаких средств. Поэтому невозможно организовать подкормку птиц.

В настоящее время необходимо осуществить новые подходы к охране редких видов птиц. Учитывая, что для России Северный Кавказ — это единственный район обитания стервятника, бородача, чёрного графа, белоголового сипа (а все они включены в Красную книгу России), вопрос об их охране нужно решать на федеральном уровне.

Урочище Ахмет-кая на левом берегу Большой Лабы и территория заказника “Белая скала” на Урупе отнесены к ключевым орнитологическим территориям России. Здесь находятся две самые большие гнездовые колонии белоголовых сипов (не менее 60-70 гнездящихся пар), а также гнездятся стервятники (5-6 пар), бородачи (2-3 пары), сапсаны (5 пар), чёрные аисты Ciconia nigra (2-3 пары). Необходимо места этих двух колоний, включая соединяющие их территории северных склонов Скалистого хребта в междуречье Большой Лабы и Урупа, сделать государственным орнитологическим заказников (площадь 20-30 тыс. га).

Заказник должен быть укомплектован штатом егерей по существующим нормам, иметь автотранспорт для транспортировки подкормки и средства на её приобретения. Создание подкормочных площадок и постоянная подкормка птиц (особенно зимой) — первоочередные меры наравне с охраной мест гнездования. В задачи заказника может быть вменена и организация подкормки птиц в других районах республики, т.к. без конкретного исполнителя эта работа не проводится. Инициатором создания такого заказника должен выступить, по нашему мнению, Тебердинский государственный биосферный заповедник. У заповедника накоплен большой опыт по созданию особо охраняемых природных территорий (Салпагаров 1999), и создание нового заказника явилось бы продолжением этой работы. Более того, научные сотрудники заповедника могут быть кураторами при организации правильной охраны гнездовий, проведении учётов, оборудовании прикормочных площадок. Без такой радикальной меры, как создание нового орнитологического заказника, о действенной охране птиц в Карачаево-Черкесии говорить нельзя.

Второе важное направление — эколого-просветительская работа. В 1999 в Тебердинском заповеднике создан эколого-просветительский отдел. Есть все основания полагать, что через средства массовой информации и специальные печатные издания жители республики будут получать необходимую экологическую информацию. Уже есть опыт выпуска хорошо иллюстрированных буклетов, посвящённых отдельным редким видам животных (кавказский тур, кавказ-

ский тетерев). Такие издания, в отличие от общих призывов охранять природу, содержат конкретную информацию об особенностях биологии, ценности, редкости, уязвимости конкретных видов.

Остаются актуальными и практические рекомендации по охране хищных птиц, предложенные ранее (Витович 1987; Тильба 1989).

Литература

Витович О.А. 1986. Гнездовые колонии белоголового сипа в Ставропольском крае // Изучение птиц СССР, их охрана и рациональное использование. Л., 1. Витович О.А. 1987. Практические рекомендации по охране редких и исчезающих видов дневных хищных птиц на территории Карачаево- Черкесской автономной области. Черкесск.

Вуккерт Е.А. 1995. Фаунистический обзор соколообразных Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника // Хищные птицы и совы Северного Кавказа. Ставрополь.

Поливанов В.М., Витович О.А., Ткаченко И.В. 2000. Птицы Скалистого хребта// Тр. Тебердинского заповедника 18.

Салпагаров Д.С. 1999. Тебердинский государственный биосферный заповедник. Анализ развития и особенностей функционирования особо охраняемой природной территории в условиях туристско-курортной зоны Кавказа // Тр. Тебердинского заповедника 16.

Тильба П.А. 1989. Проблемы охраны авифауны Скалистого хребта // Экологические проблемы Ставропольского края и сопредельных территорий. Ставрополь. Тильба П.А. 1994. Изменение трофических условий обитания белоголового сипа на Западном Кавказе // Птицы Кавказа: Материалы 1-й Международ. практ. конф. Ставрополь.

ю ся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.