СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Изучение и анализ современных данных в области моделирования процесса профессиональной подготовки будущих педагогов
о с
CJ
см со
Груздова Инна Викторовна,
к.п.н., доцент кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университета E-mail: gruzdovaiv@mail.ru
В статье рассматривается метод моделирования педагогических систем, раскрывается роль моделирования в исследовании образовательного процесса в вузе, изучены и проанализированы теоретические положения, характеризующие сущность моделирования как метода познания закономерностей процесса профессиональной подготовки будущих педагогов, проведен анализ типологии педагогических моделей, дана характеристика апостериорной модели и раскрыты условия практикоориентированной подготовки будущих педагогов. Современная подготовка будущих педагогов в вузе ориентирована на обновление образовательного процесса за счет апостериорной составляющей, что предполагает перенос акцента в представлении обучающимся знаний в готовом виде на поиск и самостоятельное применение знаний в практической деятельности проблемного характера. Такая стратегия обучения требует переосмысления принципов, содержания, форм подготовки будущего педагога. Моделирование современной профессиональной подготовки педагога должно основываться на преемственности общенаучного подхода в разработке педагогических моделей и осуществляться с учетом инновационных тенденций в построении общепрофессионального и педагогического образования. Проведенный в статье анализ данных в области моделирования позволяет выделить актуальные проблемы и подходы к решению вопроса подготовки педагога к профессиональной деятельности в современной школе.
Ключевые слова: моделирование, типы моделей, апостериорная модель подготовки.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00126 А «Проектирование и научно-методическое обеспечение апостериорных моделей образовательной деятельности вуза по совершенствованию профессиональной подготовки педагогических кадров»
Универсальный характер и огромный потенциал исследовательских возможностей позволяют отнести моделирование к одному из ведущих методов современного научно-педагогического исследования. Названный метод применим в изучении разнообразных аспектов педагогического процесса, предоставляет возможность отразить в виде модели, формализованным образом все его сущностные характеристики.
В Большом энциклопедическом словаре (2004) понятие «моделирование» определяется как процесс исследования объектов познания, который осуществляется посредством создания моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов с целью уточнения их характеристик, а также для рационализации способов их построения.
В Психолого-педагогическом словаре [1] моделирование трактуется как метод познания и преобразования мира, универсальная форма познания, применяемая в научных целях в разнообразных сферах деятельности.
В отдельных научных источниках моделирование трактуется как специфический метод исследования, в других - моделирование называется процессом.
Модельный подход изучения действительности рассматривался в связи с исследованием целостного педагогического процесса в работах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, М.И. Мах-мутова, П.И. Пидкасистого. В теории сложилось единое понимание процесса моделирования как способа выявления закономерностей педагогической системы, ее структуры, точек роста, что в итоге позволяет более точно прогнозировать динамику развития. В работах теоретически обоснована идея о том, что моделирование не столько позволяет расчленить педагогический процесс на составляющие компоненты, сколько систематизировать их для более эффективного функционирования целостной педагогической системы. В связи с этим в современных исследованиях [2, 3, 4, 5] широко используется термин «педагогическое моделирование», целью которого является создание объекта, который отражал бы особенности реальной педагогической системы в компонентах искусственного объекта - педагогической модели.
Исследователи И.Б. Игнатова, Е.А. Покровская [6] раскрывают вопросы моделирования педагогического процесса профессиональной подготовки, опираясь на положение о том, что моделирование как метод исследования позволяет получить более точные представления о реальном устройстве протекающих процессов. Исследование педагогических объектов, по мнению Е.А. Лодатко [7], осуществляется путем моделирования их сущностных характеристик, реальных условий протекания и функционирования. Сам процесс моделирования определяется установкой на то, для чего необходимо моделирование. Наиболее информативными для характеристик моделирования выделены понятийные, процессуальные, структурно-содержательные, результативные и концептуальные характеристики учебно-воспитательного процесса образовательной организации.
А.Н. Дахин [3] рассматривает моделирование в качестве самостоятельного направления исследования педагогических процессов. Отмечается универсальная часть педагогического моделирования, в содержание которой включена аксиоматика, проблемное поле, сформулированное на базе педагогического опыта, фиксируются выведенные из опыта педагогические закономерности, обогащающие теорию вопроса.
С.М. Годник [8] рассматривает основу моделирования - научную концепцию, нацеленную на достижение конкретных целей. С точки зрения ученого, моделирование представляет собой аналитику системной сущности процесса, которая должна опираться на теоретико-методологическую основу отображения системной реальности. А.О. Зязин [9] описывает более широкий круг условий моделирования педагогического объекта: моделирование осуществляется на основе педагогических концепций и фундаментальных положений педагогики, также должны быть учтены основные законы познания, средства деятельности, реальная педагогическая норма, кроме того могут быть использованы данные из смежных областей знания.
Условия функционирования педагогических систем могут быть вариативны и многофункциональны, поэтому моделирование и его результаты в виде педагогической модели выступают в качестве теоретического и концептуального инструмента исследования, а также разработки педагогической системы или процессов.
В ряде научных работ процессы моделирования рассматриваются в качестве теоретического обобщения педагогической идеи. Позиция С.О. Груни-ной [10] основана на концептуальном моделировании воспитательной системы с опорой на традиционные и инновационные положения в вопросах формирования личности будущего педагога. С одной стороны, как отмечает автор статьи, подобная система должна предоставлять возможность варьирования воспитательной практики, с другой -строится на соответствующем учете всех сторон современного социального развития. Процесс формирования личности будущего педагога в та-
кой модели предполагает необходимость разработки условий активизации факторов профессиональной направленности, ценностной ориентированности, социальности, использование потенциала саморазвития и самоуправления.
В работе И.В. Непрокиной [11] содержательно представлен методологический компонент проектируемой модели, который призван раскрывать основные подходы к процессу моделирования профессиональной подготовки будущих педагогов. Автор высказывает мысль о необходимости системного подхода в качестве методологического основания в исследовании педагогических систем. Объект исследования - сложная открытая система, деятельность которой определяется целью, служащей основой её объединения. Отдельные компоненты педагогической системы связываются целью обучения, что определяет их рассмотрение с учетом субъектов учебного процесса, разнообразных методов, форм и средств.
Именно компетентностный подход, по мнению автора, позволяет сосредоточить обучающегося на овладении в комплексе отдельными знаниями и умениями. При таком подходе цель образования сориентирована в наибольшей степени на ситуацию профессиональной деятельности, что дополняет, углубляет и расширяет традиционный подход в педагогическом процессе и приближает его к реальным требованиям практической деятельности.
Деятельностный подход формирует практические умения на основе учебной информации, выступающей в данном случае инструментом, позволяющим выполнять профессиональную деятельность.
Практико-ориентированный подход имеет целью в технологии обучения практический результат, что и определяет направленность всего процесса обучения.
Е.А. Бурдуковская [2] включает в процесс педагогического моделирования систематизацию, осмысление, продуцирование идей, касающихся содержания выстраиваемого пространства, исчерпывающих направлений деятельности. В процессе моделирования предполагается отразить цели формирования и развития социокультурной среды, определить её субъекты, а также спроектировать виды деятельности, охватывающие все субъекты и отношения, выработать средства, методы формирования среды и её управления.
Педагогическое моделирование в работе И.П. Золотухиной [12] рассматривается в качестве изменяющегося и требующего постоянной организации процесса. Определение, обоснование, экспертиза, представляемые способы решения, с которыми связано моделирование, способствуют, по мнению автора, повышению эффективности педагогической практики. Объектом моделирования являются структурные компоненты систем или же сами системы различного уровня, подвергаемые исследованию в тесной взаимосвязи с системой в целом.
В исследовании Т.А. Лукишиной [13] моделирование применяется с точки зрения условий раз-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
работки критериев и уровней качества формирования патриотических установок личности, что должно обеспечивать ценностно-смысловую направленность в социокультурном развитии личности. Автор представляет социокультурное моделирование процесса формирования патриотических установок личности в виде управления взаимодействием системообразующих компонентов, представленных в моделях. Данный процесс успешно протекает путем интеграции социокультурной сферы и системы экспертной оценки качества в деле формирования патриотических установок каждого индивида.
В работе Н.А. Нефедовой моделирование характеризуется как комплексный социально-педагогический метод совершенствования системы профессиональной подготовки студентов среднего и высшего образования. Выделяются основы эффективного педагогического моделирования процесса подготовки педагогических кадров, среди которых системность, научность, информатизация, профессиональная направленность, соотношение теоретического и практического характера обучения будущих педагогов и др.
И.Ф. Исаева и Е.И. Ерошенкова рассматривают моделирование в качестве теоретического (содержательного) обобщения. По мнению авторов, модель представляет теоретическую конструкцию, в которой сведены компоненты и связи, нацеленные на формирование профессионально-ценностной установки будущего специалиста. М.В. Ядровская [5] рассматривает моделирование как эффективный способ активизации учебно-познавательной деятельности. Педагогическая модель, по описанию автора, учитывает особенности специальности, дидактические условия обучения, связанные с формированием профессиональных компетенций обучающихся, и должна быть ориентирована на конкретные функции, которые определяются целями ее создания.
Авторы учебного пособия для вузов «Введение в системный анализ» И.Ф. Перегудов, Ф.П. Тара-сенко [14] описывают типологию существующих в науке моделей. На основании направленности потоков информации авторы выделяют познавательные модели, которые отражают существующие в реальном мире и прагматические модели, отражающие не существующее, но желаемое и достижимое; статические («моментальная фотография» объекта) и динамические модели, которые отражают процесс изменения состояния объекта; абстрактные и материальные модели. Абстрактные выступают как идеальные конструкции, базирующиеся на мышлении, представляющие собой языковые конструкции, созданные средствами естественного языка, «профессиональных» языков или искусственных, в том числе формализованных. Ма-
5 териальные модели основаны на принципе подобия
§ реальным конструктам. Подобие может быть прямым, косвенным и установленным на основе согла-
= г-.
е^ шения. В книге описаны знаковые модели, которые
со
z основываются на использовании знаков и сигналов.
Л.С. Гринкруг, Б.Е. Фишман [15] раскрывают суть понятия «модель развития педагогического объекта» посредством совокупности элементов, позволяющих путем их реализации обновить лич-ностно-развивающее пространство вуза, что способствует обеспечению субъектно-личностного развития всех участников данного образовательного процесса. На основании анализа диссертационных исследований (С.В. Бондаренко (2005), Н.Н. Ершова (2016) М.Н. Лебедева (2013), Л.Л. Романова (2015), А.А. Сивухин (2015), Н.Г. Щербане-ва (2003) и др.) можно выделить примерную структуру педагогической модели. Обобщенно в ней могут быть представлены такие компоненты образовательного процесса, как:
1) цель, которая исходит из источника и способа ее постановки;
2) содержание;
3) технологии, адекватные решению поставленных задач на основании обозначенной цели;
4) субъекты обучения, их статус и взаимоотношения;
5) осуществляемые средства методической системы.
Модель может отражать информационные, психологические, коммуникативные стороны образовательного процесса, в качестве параметров включаются принципы, условия, характеризующие моделируемый учебный процесс, а также представляются результаты, порядок контроля, кратко формулируется эффективность применяемых средств, методов, технологий и иных обстоятельств протекания педагогического процесса.
Е.А. Лодатко [16] дает описание типов педагогических моделей - содержательных, структурных и функциональных. Первый тип нацелен на раскрытие свойств, признаков и характеристик педагогического объекта, второй - на описание его структуры, реализуемой через связи, характерные компоненты, и третий, функциональный тип представляет объект с учетом педагогически значимых функций.
Е.В. Яковлевым и Н.О. Яковлевой [17] представлены характеристики педагогических моделей (структурно-функциональной, организационной, процессной), описаны содержание и структура разных типов моделей, их функции, отличительные черты.
Первый тип модели - структурно-функциональной - предназначен для выражения связи строения объекта изучения с его функциями. Второй тип -организационный - связан с исследованием педагогического процесса с точки зрения отношений субъекта и его полномочий в этом процессе. Данный тип модели предполагает необходимость представления организационных единиц и описания координационных механизмов их взаимодействия. И третий - процессный тип модели, как считают авторы статьи, позволяет раскрыть содержание педагогических феноменов, представленных в определенной последовательности состояний, описываемых в процессно-деятельностных категориях.
В исследовании Н.В. Гафуровой [18] выделяются типы моделей педагогического процесса на основании цели образования, которая рассматривается как системообразующий элемент; ориентация структурных элементов модели на ее цель является в исследовании методологическим принципом построения педагогической модели. Ценность проведенного исследования заключается в теоретическом обосновании моделирования вариативных интегральных педагогических моделей.
Анализ исследований показывает, что моделирование образовательной деятельности требует глубокого осмысления теории вопроса и обоснования способов реализации новых идей, что побуждает исследователей к поиску новых типов моделей подготовки педагогов с учетом современных требований, предъявляемых к образованию.
В.А. Тестов в своей работе обращается к понятию «мягкой» педагогической модели, которую характеризует с позиции гибкого управления учебным процессом посредством советов и рекомендаций
В работе И.И. Циркун [19], посвященной вопросам модернизации педагогического образования, отмечается, что традиционный образовательный процесс в вузе содержит ряд противоречий, что не позволяет в полном объёме сделать его успешной жизненной и профессиональной стратегией. В качестве альтернативы выделяется апостериорная модель построения процесса профессиональной подготовки будущих педагогов, суть которой в актуализации продуктивной самостоятельной учебной деятельности студентов, предполагающей «открытие» и конструирование ими профессионального знания, создание в вузе резонансной образовательной среды. Реализация апостериорной модели требует выполнения рада правил, таких как столкновение с противоречивой практикой образования, организация индивидуального опыта по разрешению противоречий и конфликтов, возможность привлечения дополнительной информации для разрешения возникающих трудностей на практике и в процессе обучения, необходимость формулирования обобщенных знаний и выводов на основании логических умозаключениях.
На основе анализа и обобщения исследований, связанных с разработкой процессов моделирования и создания инновационных моделей подготовки будущих педагогов, И.В. Руденко и А.А. Ош-кина [20] предлагают апостериорную модель как структурную и функциональную составляющую профессиональной подготовки студентов педагогического вуза. Авторы отмечают, что для совершенствования профессиональной подготовки в вузе необходимо расширить направление, связанное с интенсивным применением апостериорной составляющей. Подготовка будущих педагогов на основе активизации личностно значимого опыта профессиональной деятельности предполагает интеграцию научно-методического сопровождения, с включением современных информаци-
онно-коммуникативных технологий, обучение алгоритму решения сложных противоречивых задач, применение различных технологий и стратегий обучения при доминировании сотрудничества и сотворчества студентов, педагогов и наставников.
Выводы. Анализ исследований в области моделирования педагогических систем и процессов подтверждает объективную универсальность данного метода в профессиональной теории и практике обучения. Моделирование позволяет исследователю объединять эмпирическое и теоретическое знание и на этой основе выстраивать логические конструкции в создаваемой им модели.
Изучение типологии педагогических моделей создает теоретическую основу для понятийной и инструментальной базы педагогики в области моделирования образовательной деятельности вуза в целях эффективного совершенствования подготовки будущих профессионалов педагогической деятельности. Апостериорная составляющая современного образовательного процесса, связанного с обновлением содержания педагогического образования и подготовкой будущего педагога, достаточно вариативна. Моделирование образовательного процесса, нацеленного на инновационную подготовку будущих педагогов, может при определенных условиях стать мощным инструментом формирования профессиональной компетентности будущего педагога и достижения высокого уровня профессионализма с учетом современных требований, предъявляемых к профессии. Разработка моделей подготовки педагогических кадров, направленных на стимулирование потребности к самостоятельной познавательной деятельности по приобретению индивидуального педагогического опыта и формированию профессиональной компетентности, является одним из приоритетных направлений в педагогическом образовании.
Литература
1. Психолого-педагогический словарь / Сост. Ра-цевич Е.С. Минск: «Современное слово», 2006. 928 с.
2. Бурдуковская, Е.А. Социокультурная среда вуза как объект педагогического моделирования // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 154-156.
3. Дахин, А.Н. Модели и цели общего образования // Школьные технологии. 2012. № 3. С. 2833.
4. Землянская, Е.Н. Моделирование как метод педагогического исследования// Преподаватель XXI век. 2013. № 3. С. 35-43.
5. Ядровская, М.В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 139-143.
6. Игнатова, И.Б., Покровская, Е.А. Моделирование процесса профессиональной подготовки студентов в вузах социокультурной сферы на принципе дуальной системы обучения // Вестник Тамбовского университета. Се-
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
о с
U
см оо
рия Общественные науки. Выпуск 3 (3). 2015. С. 63-69.
7. Лодатко, Е.А. Когнитивные метафоры и кластеризация в педагогическом моделировании // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3.С. 146-150.
8. Годник, С.М. О методе концептуального моделирования вузовского педагогического процесса на основе объектно-субъектного преобразования личности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2009. № 1. С.439-59.
9. Зязин, А.О. Практическая направленность методологии педагогики: педагогическое конструирование // Вопросы методологии и методики формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. Челябинск, 1990. С.62-63.
10. Грунина, С.О. Аксиологические и структурные подходы к моделированию воспитательной системы педагогического вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 2 (5). С. 73-76.
11. Непрокина, И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 61-64.
12. Золотухина, И.П. К вопросу о педагогическом моделировании здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения // Совет ректоров. 2013. № 6. С. 73-76.
13. Лукишина, Т.А. Социокультурное моделирование процесса формирования патриотических установок личности: автреф. дисс.. канд.пед. наук. Казань, 2017. 20 с.
14. Перегудов, И.Ф., Тарасенко, Ф.П. Введение в системный анализ: Москва: Высшая школа, 1989. 76 с.
15. Гринкруг, Л.С., Фишман, Б.Е. О моделировании механизма развития педагогических объектов // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. № 4. С. 95-101.
16. Лодатко, Е.А Типология педагогических моделей// Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1(16). С. 126-128.
17. Яковлев, Е.В., Яковлева, Н.О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 9. С.136-140.
18. Гафурова, Н.В. Моделирование педагогического процесса интеллектуально-личностного развития учащихся автреф. дисс.. докт.пед.на-ук. Красноярск, 2005. 44 с.
19. Цыркун, И.И. Культурно-праксиологический концепт развития содержания педагогического образования и модернизации педагогического процесса // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2008. № .6. С. 20-24.
20. Руденко, И.В., Ошкина, А.А. Проектирование апостериорной модели профессиональной подготовки будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2000. Т. 9. № 2. С. 225-229.
study and analysis of modern data in the field of modeling the process of professional training of future teachers
Gruzdova I.V.
Togliatti state University
The article considers the method of modeling pedagogical systems, reveals the role of modeling in the study of the educational process in higher education, reveals the theoretical provisions that characterize the essence of modeling as a method of learning the regularities of the process of professional training of future teachers, analyzes the typology of pedagogical models, describes the a posteriori model, and reveals the conditions for training future teachers. The modern process of training future teachers is focused on updating the pedagogical process at the expense of the a posteriori component, which involves shifting the emphasis in presenting students with knowledge in the ready form of knowledge to their independent search and independent application in practical activities of a problematic nature. This training strategy requires a rethinking of the principles, content, and forms of training of the future teacher. Modeling of modern professional training of a teacher should be based on the continuity of the General scientific approach in the development of pedagogical models and be carried out taking into account innovative trends in the construction of General professional and pedagogical education. The analysis of modern data in the field of modeling carried out in the article allows us to identify current problems and approaches to solving the issue of preparing a teacher for professional activity in a modern school.
Keywords: modeling, types of models, a posteriori model of preparation.
References
1. Psychological and pedagogical dictionary / Comp. Race-wicz E.S. Minsk: "The Modern word", 2006. 928 p.
2. Burdukovskaya E.A. Socio-cultural environment of the University as an object of pedagogical modelling // Theory and practice of social development. 2011. No. 8. Pp. 154-156.
3. Dakhin, A.N. Models and goals of General education / / School technologies. 2012. No. 3. Pp. 28-33.
4. Zemlyanskaya, E.N. Modeling as a method of pedagogical research// The teacher of the XXI century. 2013. No. 3. Pp. 35-43.
5. Yadrovskaya, M.V. Models in pedagogy / / Bulletin of the Tomsk state University. 2013. No. 366. Pp. 139-143.
6. Ignatova, I. B., Pokrovskaya, E.A. Modeling of the process of professional training of students in higher education institutions of the socio-cultural sphere on the principle of a dual system of education // Bulletin of Tambov University. Social science series. Issue 3 (3). 2015. Pp. 63-69.
7. Lodatko, E.A. Cognitive metaphors and clustering in pedagogical modeling // Vector of TSU science. Series: Pedagogy, psychology. 2013. No. 3. Pp. 146-150.
8. Godnik, S.M. On the method of conceptual modeling of the University pedagogical process based on the object-subject transformation of personality // Bulletin of the Voronezh state University. Series: Problems of higher education. 2009. No. 1. Pp. 439-59.
9. Zyazin, A.O. Practical orientation of the methodology of pedagogy: pedagogical construction // Questions of methodology and methods of forming scientific concepts in school and University students. Chelyabinsk, 1990. Pp. 62-63.
10. Grunina, S.O. Axiological and structural approaches to modeling the educational system of a pedagogical University // Vector of science of Tolyatti state University. 2011. No. 2 (5). Pp. 73-76.
11. Neprokina, I. V. modeling Method as the basis of pedagogical research // Theory and practice of social development. 2013. No. 7. Pp. 61-64.
12. Zolotukhina, I.P. On the issue of pedagogical modeling of the health-saving space of an educational institution // Council of rectors. 2013. No. 6. Pp. 73-76.
13. Lukishina, T. A. socio-Cultural modeling of the process of forming Patriotic attitudes of the individual: autref. Diss. Cand. PED. science. Kazan, 2017. 20 p.
14. Peregudov, I. F., Tarasenko, F.P. Introduction to system analysis: Moscow: Higher school, 1989, 76 p.
15. Grinkrug, L. S., Fishman, B. E. on modeling the mechanism of development of pedagogical objects / / Humanities research in Eastern Siberia and the far East. 2010. No. 4. Pp. 95-101.
16. Lodatko, E. a Typology of pedagogical models// Vector of TSU science. Series: Pedagogy, psychology. 2014. No. 1(16). Pp. 126-128.
17. Yakovlev, E. V., Yakovleva, N.O. Model as a result of modeling the pedagogical process // Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical University. 2016. No. 9. Pp. 136-140.
18. Gafurova, N.V. Modeling of the pedagogical process of intellectual and personal development of students: autref. Diss .. Doctor of Pedagogical Sciences. Krasnoyarsk, 2005.44 p.
19. Tsyrkun, I.I. Cultural-praxiological concept of development of the content of pedagogical education and modernization of the pedagogical process / / Education through life: continuing education for sustainable development. 2008. No. 6. Pp. 20-24.
20. Rudenko, I. V., Oshkina, A.A. Designing a posteriori model of professional training of future teachers // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2000. Vol. 9. No. 2. Pp. 225-229.