Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА'

ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕГАПОЛИС / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полковникова Наталья Борисовна

В статье рассматривается проблема обучения дошкольных педагогов профессиональным компетенциям организации и ведения межкультурного диалога с детьми и их семьями в детских садах Москвы. Обосновывается актуальность проблемы, которая отражает потребности маленьких горожан, посещающих детские сады, и педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях города. Представлен анализ современных отечественных и зарубежных исследований по обучению детей дошкольного возраста ведению межкультурного диалога, организации межкультурной коммуникации воспитателями дошкольных групп, формированию у студентов вузов компетенций, необходимых для работы в поликультурной среде в процессе профессионального обучения. Описываются и интерпретируются результаты исследования, проведенного с целью изучения потребностей воспитателей московских детских садов в специальных компетенциях по организации и ведению межкультурного диалога. В эмпирической работе использовался метод анкетирования. Результаты исследования позволили констатировать, что дошкольные педагоги Москвы работают в гетерогенной этнической среде. У воспитателей выражена собственная этническая принадлежность, и в профессиональной деятельности они могут сравнивать себя с представителями другого этноса, происходит противопоставление: свой - чужой по отношению к воспитанникам и их родителям. В детских садах Москвы дети мигрантов и их семьи имеют сложности в коммуникации, связанные с культурными и языковыми различиями, что ведет к социальной изоляции детей в дошкольных группах. В исследовании сделан вывод о том, что дошкольные педагоги осознают собственные образовательные дефициты, отсутствие специальных знаний и умений для организации и ведения межкультурного диалога в профессиональной деятельности. Выявлен запрос на специальное обучение таким компетенциям в университете. Намечен путь решения поставленной проблемы в ходе выстраивания педагогической системы формирования компетенций межкультурной коммуникации у дошкольных педагогов в рамках специально организованного модуля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полковникова Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF PRESCHOOL EDUCATION SPECIALISTS FOR THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF INTERCULTURAL DIALOGUE

The article depicts the subject of professional education for early childhood education teachers in the field of organization and execution of cross-cultural relationships among children and their families in Moscow area schools and kindergartens. The article also shows the request for such education based on current needs of the young citizens attending schools and kindergartens; and teachers working in the city education system. The article analyses published domestic and international studies describing research on multicultural early childhood education, organization of multicultural communications by the educators, as well as teacher's professional education to raise their competencies in working in the polycultural environments. The authors discuss the research to study and reveal the teachers' needs in obtaining and maintaining specialized professional skills how to organize and conduct multicultural communications. Experimental part of the research gives the actual data that researchers collected by using questioners. Results show that, in Moscow metropolis, early education teachers work in multifaceted multicultural environments. Each teacher, however, has own well-defined ethnic self-identity. In processional life, this self-identity presents itself when the teachers are comparing themselves with people of any other ethnos, then opposing counterpart may be seen to be a friend or an antagonist. In Moscow pre-schools and kindergartens, migrant families, children, and adults, have challenges in communicating with others due to cultural differences and the language proficiency. Failures to communicate lead to social isolation of the children. The research made obvious that teachers are aware of the deficiencies in specialized education, such as shortage of specialized competencies, to be able to effectively organize and conduct the cross-cultural communications in professional activities. Research found that specialized university level education to raise such competencies is needed and widely requested by the teachers. Moreover, research outlines the plan to resolve the issue by creating the education program for the educators to obtain knowledge and skills for professionally conducting multicultural communications.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА»

Научно-исследовательская статья УДК 378

DOI 10.25688/2076-9121.2022.16.1.04

ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА

Наталья Борисовна Полковникова

Московский городской педагогический университет, Москва, Россия,

polkovnikovanb@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-9068-6522

Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения дошкольных педагогов профессиональным компетенциям организации и ведения межкультурного диалога с детьми и их семьями в детских садах Москвы. Обосновывается актуальность проблемы, которая отражает потребности маленьких горожан, посещающих детские сады, и педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях города. Представлен анализ современных отечественных и зарубежных исследований по обучению детей дошкольного возраста ведению межкультурного диалога, организации межкультурной коммуникации воспитателями дошкольных групп, формированию у студентов вузов компетенций, необходимых для работы в поликультурной среде в процессе профессионального обучения. Описываются и интерпретируются результаты исследования, проведенного с целью изучения потребностей воспитателей московских детских садов в специальных компетенциях по организации и ведению межкультурного диалога. В эмпирической работе использовался метод анкетирования. Результаты исследования позволили констатировать, что дошкольные педагоги Москвы работают в гетерогенной этнической среде. У воспитателей выражена собственная этническая принадлежность, и в профессиональной деятельности они могут сравнивать себя с представителями другого этноса, происходит противопоставление: свой - чужой по отношению к воспитанникам и их родителям. В детских садах Москвы дети мигрантов и их семьи имеют сложности в коммуникации, связанные с культурными и языковыми различиями, что ведет к социальной изоляции детей в дошкольных группах. В исследовании сделан вывод о том, что дошкольные педагоги осознают собственные образовательные дефициты, отсутствие специальных знаний и умений для организации и ведения межкультурного диалога в профессиональной деятельности. Выявлен запрос на специальное обучение таким компетенциям в университете. Намечен путь решения поставленной проблемы в ходе выстраивания педагогической системы формирования компетенций межкультурной коммуникации у дошкольных педагогов в рамках специально организованного модуля.

Ключевые слова: мегаполис, межкультурный диалог, поликультурное образование, профессиональная подготовка, педагог дошкольного образования, этнические культуры

© Полковникова Н. Б., 2022

Research article

PREPARATION OF PRESCHOOL EDUCATION SPECIALISTS FOR THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF INTERCULTURAL DIALOGUE

Natalia B. Polkovnikova

Moscow City University, Moscow, Russia,

polkovnikovanb@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-9068-6522

Abstract. The article depicts the subject of professional education for early childhood education teachers in the field of organization and execution of cross-cultural relationships among children and their families in Moscow area schools and kindergartens. The article also shows the request for such education based on current needs of the young citizens attending schools and kindergartens; and teachers working in the city education system. The article analyses published domestic and international studies describing research on multicultural early childhood education, organization of multicultural communications by the educators, as well as teacher's professional education to raise their competencies in working in the polycultural environments. The authors discuss the research to study and reveal the teachers' needs in obtaining and maintaining specialized professional skills how to organize and conduct multicultural communications. Experimental part of the research gives the actual data that researchers collected by using questioners. Results show that, in Moscow metropolis, early education teachers work in multifaceted multicultural environments. Each teacher, however, has own well-defined ethnic self-identity. In processional life, this self-identity presents itself when the teachers are comparing themselves with people of any other ethnos, then opposing counterpart may be seen to be a friend or an antagonist. In Moscow pre-schools and kindergartens, migrant families, children, and adults, have challenges in communicating with others due to cultural differences and the language proficiency. Failures to communicate lead to social isolation of the children. The research made obvious that teachers are aware of the deficiencies in specialized education, such as shortage of specialized competencies, to be able to effectively organize and conduct the cross-cultural communications in professional activities. Research found that specialized university level education to raise such competencies is needed and widely requested by the teachers. Moreover, research outlines the plan to resolve the issue by creating the education program for the educators to obtain knowledge and skills for professionally conducting multicultural communications.

Keywords: metropolis, multicultural dialogue, polyculture education, professional training, preschool teacher, ethnic cultures

Для цитирования: Полковникова, Н. Б. (2022). Изучение готовности дошкольных педагогов к организации и ведению межкультурного диалога. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 16(1), 78-93. DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.1.04

For citation: Polkovnikova, N. B. (2022). Preparation of preschool education specialists for the organization and conduct of intercultural dialogue. MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 16(1), 78-93. DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.1.04

Введение

Включение людей в межкультурный диалог, в общение с представителями разных культур — насущная потребность современного гражданского общества (Бондырева, 2021). Как показывает мировой опыт, сегодня это вопрос биологического и социального выживания в муль-тикультурной среде. Межкультурный диалог предполагает использование его участниками специальных компетенций, знаний о других культурах и навыков общения с людьми разных культур (Раи1-Бтуатт, & Haj-Yehia, 2019; Маг1»гапа, Rania, & Lagomarsino, 2021; М^па, & КаБЫта, 2021).

Первичными представлениями об особенностях разных этнических культур и способами этичного взаимодействия с их представителями сегодня необходимо обладать каждому человеку (Бондырева, 2020). Особенно остро эта потребность возникает у жителей мегаполисов, например, таких как Москва. У них взаимодействие с представителями других культур начинается в раннем детстве. Поэтому маленьких детей, живущих в мегаполисе, необходимо начинать обучать нормам и правилам ведения межкультурного диалога, развивать их навыки социального взаимодействия с разными людьми (Пархимович и Савенкова, 2018).

В зарубежных странах накоплен большой опыт по обучению детей дошкольного возраста ведению межкультурного диалога и по организации межкультурной коммуникации дошкольными педагогами (Arvola, Lastikka, & Reunamo, 2017; Наци-Ьииккатеп, Атакуе, & СеёегЬе^, 2019). По нашему мнению, наиболее значимыми современными исследованиями в этой области являются следующие:

- изучение педагогики в кросс-культурном контексте и сравнительного образования на международном уровне Niyozov, 2016);

- междисциплинарные исследования образования в поликультурном обществе, которые включают различные направления, среди которых — изучение воспитания в семьях этнического большинства и этнических меньшинств (ЕктекС й а1., 2016);

- описание миграции и мобильности детства и исследования о стратегиях педагогической поддержки общения детей 3-6-летнего возраста для овладения обучением в многоязычных детских садах (Наци-Ьииккатеп, Атакуе, & СеёегЬе^, 2019);

- анализ и описание профессиональной подготовки дошкольных педагогов для работы в мультикультурном детском саду (С. Ueffing и Н. К. Наци-Luukkainen, 2019);

- анализ развития мультикультурного дошкольного образования в финском контексте профессора М. Оджала (OJa1a, 2010);

- разработка педагогических подходов к развитию и обучению дошкольников разных этносов, к взаимодействию с их семьями для включения детей в финское дошкольное образование (ЪаБЙкка, Lipponen, 2016).

В перечисленных выше исследованиях описано, что, несмотря на большие культурные различия, значительное количество мигрантов успешно адаптируется в зарубежных странах. Культурная адаптация мигрантов осуществляется в процессе обыденной жизни: для взрослых — на работе, для детей — в образовании. Доказано, что успешной адаптации детей мигрантов помогает специальная работа педагогов дошкольного образования с семьями детей и с самими детьми в детских садах и центрах для мигрантов.

Россия только сейчас начинает сталкиваться с миграционными проблемами, которые уже успешно решены некоторыми зарубежными странами в последние десятилетия. Интеграцию мигрантов в российское общество нельзя осуществить без выстраивания педагогической системы обучения межкультурному диалогу. Такая система состоит из коммуникации на разных уровнях: специалистов сферы образования с детьми, с их семьями (Вачков, Вачкова и Воропаев, 2019), с коллегами разных этнических культур (Ниёзов и др., 2020). Для эффективной организации и ведения межкультурного диалога в образовательной сфере требуется специальная подготовка кадров, в первую очередь дошкольного уровня образования.

Методологические основания

Московский городской педагогический университет — это самый крупный региональный вуз, который обучает педагогов дошкольного образования с 1995 года (Агранат, 2020; Айгунова и др., 2017; Любченко, Ганичева и Каитов, 2019; Савенков и др., 2018; Barannikov et al., 2020; Polkovnikova, 2021). За 25 лет по профилю «Дошкольное образование» реализованы программы бакалавриата, специалитета и магистратуры, которые включают отдельные разделы и темы, связанные с народной педагогикой и этнопсихологией, воспитанием патриотических и гражданских чувств дошкольников, развитием у детей этнотолерантно-сти. В то же время сегодня обучение педагогов для детских садов Московского региона требует формирования пула педагогических компетенций по организации и ведению межкультурного диалога в профессиональной деятельности. Эти компетенции в области межкультурной коммуникации востребованы обществом, городом и государством. Они включают знания об этнических особенностях, народной ментальности и культуре общения с представителями разных этнических групп, их учет в ходе ежедневной работы дошкольного педагога.

В последние годы от педагогов детских садов Москвы все чаще звучит запрос на изучение технологий организации и ведения межкультурного диалога с дошкольниками и их семьями, коллегами, представителями разных этнических культур. Проведенное нами пилотажное исследование (Полков-никова, 2016; Polkovnikova, Osipenko, & Lesin, 2020; Polkovnikova, Osipenko, & Lesin, 2021) подтвердило, что московскими дошкольными работниками востребованы специальные знания и умения по работе с детьми и семьями

мигрантов из Средней, Центральной, Юго-Восточной Азии, закавказских и других зарубежных регионов.

На педагогической практике в детских садах преподаватели и студенты университета видят, что необходимо интегрировать детей мигрантов в общий образовательный процесс, помогать включаться в совместную деятельность с другими детьми и дошкольными педагогами. Это нужно для адаптации и аккультурации детей мигрантов, для обучения детей коренного населения способам взаимодействия с детьми других этнических групп, для подготовки детей мигрантов к обучению в школе. Наше пилотажное исследование (Лесин, Осипенко и Полковникова, 2019) отвечало на вопрос, обладают ли сегодня специальными профессиональными компетенциями в этой области дошкольные педагоги детских садов Москвы.

В Институте педагогики и психологии образования МГПУ нами было проведено исследование актуального состояния компетенций дошкольных педагогов по организации и ведению межкультурного диалога в ходе профессиональной деятельности. Методология исследования опиралась на культурно-историческую концепцию развития психики. Были реализованы деятельност-ный и личностно ориентированный подходы.

Цель исследования состояла в изучении, анализе и обобщении данных о потребности работающих педагогов московских детских садов в специальных компетенциях по организации и ведению межкультурного диалога. Задачами исследования были:

1) дать характеристику этнической среде, в которой работают московские дошкольные педагоги;

2) определить осознание дошкольными педагогами изменений в профессиональной деятельности в связи с динамикой этнического состава воспитанников детских садов Москвы;

3) выявить понимание потребности в специальных знаниях и навыках организации и ведения межкультурного диалога у педагогов московских детских садов;

4) обозначить особенности межкультурной коммуникации субъектов образовательного процесса (педагогов, дошкольников, родителей) в детских садах мегаполиса.

Каждая задача исследования была направлена на достижение конкретного результата, который выражался в получении статистических данных и их интерпретации.

Была выдвинута гипотеза о том, что если дошкольные педагоги работают в этнически гетерогенной среде, то они испытывают дефициты профессиональных знаний и умений по организации и ведению межкультурного диалога в детских садах Москвы. Испытуемыми были 106 студентов бакалавриата педагогического направления дошкольного профиля очно-заочной и заочной форм обучения. Все испытуемые были с колледжным педагогическим образованием, имели опыт работы в детских садах Москвы. Выборку составляли

женщины в возрасте 23-48 лет, в ходе исследования испытуемые не дифференцировались по возрастным группам.

Поскольку объектом исследования были представления дошкольных педагогов, процедура эмпирического исследования осуществлялась с помощью анкетирования. Разработка анкеты проводилась на основе принципов: 1) учета психологических особенностей опрашиваемых, их профессиональной компетентности в проведении опросов, понимания респондентами ожидаемых исследователем ответов; 2) учета профессионального опыта опрашиваемых, ориентировка на их практический опыт работы с детьми разных народов в условиях многонационального мегаполиса; 3) чередования вопросов (частного и общего характера, закрытых и открытых); 4) динамики сложности вопросов (сложность вопросов нарастала к середине анкеты и снижалась к завершению); 5) возможности не давать ответ на вопрос при желании; 6) анонимности. Обследование испытуемых проводилось подгруппами по 10-12 человек в аудиториях университета. Время заполнения анкет было для всех одинаково, составляло 50 минут. Статистический сбор и обработка данных выполнялись с помощью программы MS Excel.

Результаты

Для решения первой задачи исследования: дать характеристику этнической среде, в которой работают московские дошкольные педагоги, в анкете были заданы следующие открытые вопросы: «Есть ли в группе, где вы работаете, дети разных народов? Если да, то каких?», «В группах, где вы когда-либо работали прежде, всегда были дети разных народов? Если да, то каких?» Обобщенные количественные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты изучения высказываний московских дошкольных педагогов об этнической характеристике среды группы детского сада

Table 1. The results of studying the statements of Moscow preschool teachers about the ethnic characteristics of the environment of the kindergarten group

Этническая характеристика среды группы детского сада в настоящее время Этнически гомогенная среда группы детского сада 2 %

Этнически гетерогенная среда группы детского сада 97 %

Затруднились охарактеризовать этническую среду группы детского сада 1 %

Этническая характеристика среды группы детского сада до настоящего времени Этнически гомогенная среда группы детского сада 7 %

Этнически гетерогенная среда группы детского сада 93 %

Затруднились охарактеризовать этническую среду группы детского сада -

Полученные количественные данные позволяют утверждать, что респонденты характеризуют среду дошкольных групп московских детских садов как этнически гетерогенную. В исследовании не ставилась задача узнать, какие этносы в детских садах Москвы представлены статистически более или менее значимо. Поэтому данные о количественном соотношении дошкольников разных этносов не собирались. Полученные нами эмпирические данные показывают, что этнический состав контингента московских детских садов менялся. Согласно ответам дошкольных педагогов, сегодня детские сады Москвы посещает больше детей этносов Средней Азии, преимущественно таджики, киргизы и узбеки. В меньшей степени представлены этносы Закавказья, среди них чаще называли азербайджанцев и армян. Ответы дошкольных педагогов о прошлом опыте работы с детьми разных этносов в детских садах Москвы говорят о другом соотношении. Прежде в детских садах Москвы было больше детей этносов Закавказья: азербайджанцев и армян, меньше детей этносов Средней Азии: таджиков, узбеков, киргизов.

Для решения второй задачи исследования — определить осознание дошкольными педагогами изменений в профессиональной деятельности в связи с динамикой этнического состава воспитанников детских садов Москвы — в анкете были заданы следующие вопросы. Закрытый вопрос: «Можно ли утверждать, что в вашей работе произошли изменения в связи с тем, что группу посещают дети разных этносов?». Открытый вопрос: «Если да, что изменилось в вашей работе?».

Нами были получены следующие количественные и качественные результаты. Все 100 % респондентов сказали, что в их работе произошли изменения, связанные с гетерогенным этническим составом дошкольных групп. Ответы дошкольных педагогов о характере этих изменений объединены в диаграмме на рисунке 1.

Из диаграммы на рисунке 1 видно, что, согласно ответам дошкольных педагогов, изменения в их работе связаны со сложностями в выполнении профессиональных обязанностей и затруднениями в коммуникации с детьми-мигрантами.

Для решения третьей задачи — выявить понимание потребности в специальных знаниях и навыках организации и ведения межкультурного диалога — педагогам московских детских садов в анкете были заданы следующие закрытые вопросы: «Нужны ли вам специальные знания и навыки для работы с детьми разных этносов?», «Если да, то как вы хотели бы получить эти знания?».

Выбор испытуемыми вариантов ответов, предложенных в анкете, распределился следующим образом: 83 % испытуемых ответили, что специальные знания и навыки для работы с детьми разных этносов им очень нужны, 16 % — выбрали ответ «нужны», 1 % дошкольных педагогов затруднились ответить на вопрос, ответ «не нужны» не выбрал никто.

Количественные результаты ответов на вопрос, как дошкольные педагоги хотели бы получить специальные знания и навыки для работы с детьми разных этносов, отражены на рисунке 2.

Рис. 1. Качественный анализ осознания дошкольными педагогами изменений в профессиональной деятельности в связи с динамикой этнического состава дошкольников Москвы

Fig. 1. Qualitative analysis of the awareness of preschool teachers of changes in professional activity in connection with the dynamics of the ethnic composition of preschoolers in the Moscow

Рис. 2. Количественный анализ ответов на вопрос, как дошкольные педагоги хотели бы получить специальные знания и навыки для работы с детьми разных этносов Fig. 2. Quantitative analysis of answers to the question of how preschool teachers would like to acquire special knowledge and skills to work with children of different ethnic groups

Таким образом, практически все респонденты высказали запрос на специальное обучение умениям и навыкам организации и ведения межкультурного диалога в профессиональной деятельности. Преимущественным выбором способов обучения было изучение дисциплин специального модуля в университете. Выбор дошкольными педагогами интерактивного обучения, то есть участия в отдельных ворк-шопах, семинарах, а также на курсах повышения квалификации оказался почти вдвое меньше. Обучение путем самообразования было выбрано незначительным количеством респондентов.

Для решения четвертой задачи — обозначить особенности межкультурной коммуникации дошкольных педагогов, дошкольников и их родителей в детских садах московского мегаполиса — в анкете были заданы следующие открытые вопросы: Вы осознаете свою этническую принадлежность и этнокультурные различия с дошкольниками других этносов и их родителями в своей работе? В чем это выражается? Комфортно ли детям-мигрантам в детском сообществе дошкольной группы, где вы работаете? Почему вы так думаете? Есть ли особенности общения с семьями детей-мигрантов в вашей работе? В чем они состоят? Знаете ли вы, к каким этносам принадлежат дети дошкольной группы, в которой вы работаете? Знаете ли вы о культуре, быте и традициях воспитания детей этих этносов?

Дискуссионные вопросы

Количественный и качественный анализ ответов испытуемых позволил выявить следующее. Этническая самоидентификация осознается дошкольными педагогами в ситуациях работы с детьми и родителями, которые, во-первых, не говорят или очень плохо говорят по-русски; во-вторых, имеют существенные отличия во внешнем облике, связанные с расовой принадлежностью (например, монголоидный тип лица, цвет кожи) или костюмом (например, головные уборы мужчин и женщин мусульман). В других случаях, по ответам респондентов, они не осознают свою этническую принадлежность, не задумываются о ней в работе. Дошкольные педагоги отмечали, что осознание ими этнической самоидентичности выражалось в сравнении себя с представителем другого этноса (дошкольником или его родителем) и фиксировании различий; выделении в группе дошкольников, сходных со своей этнической принадлежностью.

В ответах дошкольные педагоги утверждали, что дети-мигранты чаще испытывают дискомфорт, нежели комфортно чувствуют себя в детском сообществе дошкольной группы. Респонденты отмечали, что это обусловлено трудностями в вербальной коммуникации, так как значительная часть детей-мигрантов и их родителей практически не говорят или очень плохо говорят по-русски. Среди ответов респондентов часто звучало утверждение, что

в их прежнем опыте работы с детьми разных этносов таких ситуаций практически не было. Все дети-мигранты и их родители за редким исключением хорошо говорили по-русски.

Среди особенностей общения с семьями детей-мигрантов дошкольные педагоги чаще всего называли: уважительное отношение родителей дошкольников к педагогу, нацеленность родителей на контакт с дошкольными педагогами, стремление понять и выполнить рекомендации педагога, поддержать его инициативы и пожелания, связанные с уходом и образованием детей-мигрантов.

Из ответов испытуемых было ясно, что им известно об этнической принадлежности детей в дошкольной группе. В то же время никто из дошкольных педагогов не ответил утвердительно на вопрос, знают ли они о культуре, быте и традициях воспитания детей этих этносов.

Анализ и интерпретация полученных результатов позволяют констатировать, что сегодня дошкольные педагоги Москвы работают в гетерогенной этнической среде. В работе с детьми-мигрантами и их семьями у дошкольных педагогов выражена собственная этническая принадлежность. В ходе профессиональной деятельности педагогов происходит сравнение себя и представителей другого этноса, противопоставление: свой - чужой по отношению к детям дошкольной группы и их родителям. В детских садах Москвы дети-мигранты и их семьи имеют сложности коммуникации, связанные с культурными и языковыми различиями, что ведет к социальной изоляции детей в дошкольных группах. Родители детей-мигрантов нацелены на взаимодействие с педагогами в вопросах ухода и образования дошкольников. Дошкольные педагоги осознают собственные образовательные дефициты, говорят, что у них нет специальных знаний и умений для организации и ведения межкультурного диалога в профессиональной деятельности.

Заключение

Таким образом, специальная подготовка будущих педагогов дошкольного образования к организации и ведению межкультурного диалога в профессиональной деятельности является острой проблемой современного высшего образования. Ее решение позволит качественно улучшить образовательный процесс в Московском городском педагогическом университете. Этого можно добиться путем выстраивания системы образования с помощью объединения и координации мультикультурных знаний из отдельных учебных дисциплин в единый модуль. Он поможет обучению дошкольных педагогов организации и ведению межкультурного диалога в детских садах Москвы. Проведенное исследование доказало, что это актуальный запрос студентов, работающих в московских детских садах. Он нуждается в незамедлительном отклике от университета.

Сегодня необходимо специальное обучение дошкольных педагогов межкультурной коммуникации, особенно с детьми-мигрантами, и работе с их семьями. Такое обучение должно реализовываться на основе построения педагогической системы в образовательном процессе Московского городского педагогического университета — лидера в обучении педагогических кадров столицы. Педагогические концепции и технологии ведения межкультурного диалога сделают профессиональное обучение дошкольных работников Москвы эффективнее. В будущем это позволит дошкольным педагогам успешно работать и избегать профессиональных ошибок в работе с детьми и их родителями в этнически гетерогенной среде московских детских садов. Изучение и использование этнокультурных знаний ускорит прогресс педагогической науки и практики в московском дошкольном образовании. Раннее обучение детей навыкам межкультурного диалога откроет дополнительные перспективы развития гражданского общества на основе принципов гуманизма и диалога культур.

Список источников

1. Бондырева, С. К. (2021). Этническое самоопределение и особенности его проявления и осуществления в современном мире. Мир психологии, 1-2(105), 203-209. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46300156_96074807.pdf (дата обращения: 24.09.2021).

2. Paul-Binyamin, I., & Haj-Yehia, K. (2019). Multicultural education in teacher education: Shared experience and awareness of power relations as a prerequisite for conflictual identities dialogue in Israel. Teaching and Teacher Education, 85, 249-259. https://doi. org/10.1016/j.tate.2019.06.021

3. Martorana, F., Rania, N., & Lagomarsino, F. (2021). Which intercultural competences for teachers, educators, and social workers? A literature review. International Journal of InterculturalRelations, 85, 92-103. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2021.09.003

4. Virgona, A., & Kashima, E. S. (2021). Diversity ideologies and flourishing: An Australian study comparing polyculturalism, multiculturalism, and colorblindness. International Journal of Intercultural Relations, 81, 236-251. https://doi.org/10.1016/j.ijin-trel.2021.02.002

5. Бондырева, С. К. (2020). Роль пространства и среды в формировании культурных традиций этноса и его историческом развитии. Мир психологии, 2(102), 212-216. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44495253_63647286.pdf (дата обращения: 24.09.2021).

6. Пархимович, З. В., Савенкова, Т. Д. (2018). Методики развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребёнка средствами игровой и художественной деятельности. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 2(44), 107-120. URL: https://vestnik.mgpu.ru/index2.php?param=GtLf3uGi (дата обращения: 17.09.2021).

7. Arvola, O., Lastikka, A-L., & Reunamo, J. (2017). Increasing Immigrant Children's Participation in the Finnish Early Childhood Education Context. The European Journal of Social & Behavioural Sciences, 20(3), 2538-2548. URL: https://www.researchgate.net/ publication/320852745_Increasing_Immigrant_Children's_Participation_in_the_Finn-ish_Early_Childhood_Education_Context (дата обращения: 20.09.2021).

8. Harju-Luukkainen, H. K., Desmond, A., & Cederberg, L. (2019). Instructional Practices in Early Swedish Immersion in Finland Nordic Families, Children and Early Childhood Education, 119-138. URL: https://researchportal.helsinki.fi/en/publications/instructional-practices-in-early-swedish-immersion-in-finland (дата обращения: 23.09.2021).

9. Niyozov, S. (2016). Pedagogy in cross-cultural context. Insights from Central Asia and developing world, revisited. In K, Bichmore, R. Hayhoe, R. Reed, C, Manion and K. Mundy (Eds.) Comparative education for teachers: An introductory textbook on comparative and international education (pp. 88-118). Toronto & New York: Canada Scholars Press.

10. Ekmekci, H., Malda, M., Yagmur, S., Van Jzendoorn, M. H., Bakermans-Kranen-burg, M. J., & Mesman, J. (2016). The discrepancy between sensitivity beliefs and sensitive parenting behaviors of ethnic majority and ethnic minority mothers. Canadian Journal of Behavioural Science, 48(1), 60-67. URL: https://psycnet.apa.org/record/2016-01736-007 (дата обращения: 23.09.2021).

11. Harju-Luukkainen, H. K. (2019). Migration and Mobility in Childhood (Finland) Bloomsbury Education and Childhood Studies. URL: https://www.becs-bloomsbury. com/article?docid=b-9781474209441&tocid=b-9781474209441-013 (дата обращения: 13.09.2021).

12. Ueffing, C., & Harju-Luukkainen, H. K. (2019). Developing ECEC professionals for multicultural environments in Germany: A European approach Teachers' and Families' Perspectives in Early Childhood Education and Care Early Childhood Education in the 21st Century Vol. II, 1st Edition, 84-95. URL: https://researchportal.helsinki.fi/ en/publications/developing-ecec-professionals-for-multicultural-environments-in-g (дата обращения: 13.09.2021).

13. Ojala, M. (2010). Developing Multicultural Early Childhood Education in a Finnish Context. ICEP International Journal of Child Care and Education Policy 4, 13-22. https://doi.org/10.1007/2288-6729-4-1-13

14. Lastikka, A-L., & Lipponen, L. (30 Oct, 2016). Immigrant Parents' Perspectives on Early Childhood Education and Care Practices in the Finnish Multicultural Context. International Journal of Multicultural Education, 18(3), 75-94. URL: https://researchportal. helsinki.fi/en/publications/immigrant-parents-perspectives-on-early-childhood-education-and-c (дата обращения: 03.09.2021).

15. Вачков, И. В., Вачкова, С. Н., Воропаев М. В. (2019). Представления родителей о качестве образования детей в мегаполисе и их установки в отношении родительского контроля. Психологическая наука и образование, 24(3), 19-31. URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_38245425_88175637.pdf (дата обращения: 24.09.2021).

16. Ниёзов, С., Ржевская, А., Осипенко, Л. Е., Полковникова, Н. Б. (2020). Воспитание толерантности дошкольников как основы межкультурного диалога. Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации. Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции, в 2 частях (С. 107-112). Москва: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования». URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=42664204 (дата обращения: 20.09.2021).

17. Агранат, Д. Л. (2020). Образование и город: Складывающиеся новые тенденции и изменения образовательных программ (опыт Московского городского педагогического университета). Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 2(52), 8-13. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.52.2.01

18. Айгунова, О. А., Вачкова, С. Н., Реморенко, И. М., Семёнов, А. Л., Тимонова, Е. Н. (2017). Оценка профессиональной деятельности учителя в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология»,2(40), 8-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29308327 (дата обращения: 15.09.2021).

19. Любченко, О. А., Ганичева, А. Н., Каитов, А. П. (2019). Инновационный контент электронной коворкинговой среды: от теории к практике. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 2(48), 39-58. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2019.48.2.03

20. Савенков, А. И., Любченко, О. А., Львова, А. С., Воропаев, М. В., Никитина, Э. К., Поставнев, В. М., Алисов, Е. А., Добротин, Д. Ю., Каитов, А. П. (2018). Подготовка педагогов в условиях модульной организации образовательного процесса магистратуры. М.: Известия ИППО. URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/wp-content/ uploads/2017/12/Podgotovka-pedagogov-.pdf (дата обращения: 08.09.2021).

21. Barannikov, K. A., Lesin, S. M., Vachkova, S. N., Suleimanov, R. S., & Kupriya-nov, R. B. (2020). Application of educational data analysis methods in the evaluation of lesson scenarios in the Moscow electronic school. Revista Inclusiones, 7(3-3), 1-8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43143873 (дата обращения: 12.09.2021).

22. Polkovnikova, N. (2021). Analysis of the motivational features of the choice of the teaching profession by students. Education and City: Education and Quality of Living in the City, The Third Annual International Symposium, Moscow. URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_44833343_26260812.pdf (дата обращения: 14.09.2021).

23. Полковникова, Н. Б. (2016). Педагогическая полифункциональность народной сказки. Новое в психолого-педагогических исследованиях, 4(44), 39-46. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28995294_30305154.pdf (дата обращения: 14.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Polkovnikova, N. B., Osipenko, L. E., & Lesin, S. M. (2020). Training Preschool Specialists for Organization and Realization of Intercultural Dialogue. European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. Conference proceedings. London, 732-740. URL: https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/10043/12269/ article_10043_12269_pdf_100.pdf (дата обращения: 14.09.2021).

25. Polkovnikova, N. B., Osipenko, L.E., & Lesin, S. M. (2021). Folklore Tale for Young Children Precuring a Polyculture Textbook. TSNI 2021: Focus on Students' National Identity. Moscow, 699-709. URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_46539894_84134042.pdf (дата обращения: 14.09.2021).

26. Лесин, С. М., Осипенко, Л. Е., Полковникова, Н. Б. (2019). Технологии включения детей в межкультурный диалог при реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Мир образования - образование в мире, 4, 225-229. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_44443506_45898873.pdf (дата обращения: 14.09.2021).

References

1. Bondyreva, S. K. (2021). Ethnic self-determination and features of its manifestation and implementation in the modern world. World of psychology, 1-2(105), 203-209. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46300156_96074807.pdf (date of accesses: 24.09.2021). (In Russ.).

2. Paul-Binyamin, I., & Haj-Yehia, K. (2019). Multicultural education in teacher education: Shared experience and awareness of power relations as a prerequisite for conflictual

identities dialogue in Israel. Teaching and Teacher Education, 85, 249-259. https://doi. org/10.1016/j.tate.2019.06.021

3. Martorana, F., Rania, N., & Lagomarsino, F. (2021). Which intercultural competences for teachers, educators, and social workers? A literature review. International Journal of Intercultural Relations, 85, 92-103.

4. Virgona, A., & Kashima, E. S. (2021) Diversity ideologies and flourishing: An Australian study comparing polyculturalism, multiculturalism, and colorblindness. International Journal of Intercultural Relations, 81, 236-251.

5. Bondyreva, S. K. (2020). The role of space and environment in the formation of cultural traditions of an ethnos and its historical development. World of psychology, 2(102), 212-216. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44495253_63647286.pdf (date of accesses: 24.09.2021). (In Russ.).

6. Parkhimovich, Z. V., & Savenkova T. D. (2018). Methods for the development of emotional intelligence and social competence of a child by means of play and artistic activity. MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 2(44), 107-120. URL: https://vestnik. mgpu.ru/index2.php?param=GtLf3uGi (date of accesses: 17.09.2021). (In Russ.).

7. Arvola, O., Lastikka, A-L., & Reunamo, J. (2017). Increasing Immigrant Children's Participation in the Finnish Early Childhood Education Context. The European Journal of Social & Behavioural Sciences, 20(3), 2538-2548.

8. Harju-Luukkainen, H. K., Amakye, D., & Cederberg, L. (2019) Instructional Practices in Early Swedish Immersion in Finland Nordic Families. Children and Early Childhood Education, 119-138. URL: https://researchportal.helsinki.fi/en/publications/instruc-tional-practices-in-early-swedish-immersion-in-finland (date of accesses: 23.09.2021).

9. Niyozov, S. (2016). Pedagogy in cross-cultural context. Insights from Central Asia and developing world, revisited. In K, Bichmore, R. Hayhoe, R. Reed, C, Manion and K. Mundy (Eds.). Comparative education for teachers: An introductory textbook on comparative and international education (pp. 88-118). Toronto & New York: Canada Scholars Press.

10. Ekmekci, H., Malda, M., Yagmur, S., Van Jzendoorn, M. H., Bakermans-Kranen-burg, M. J., & Mesman, J. (2016). The discrepancy between sensitivity beliefs and sensitive parenting behaviors of ethnic majority and ethnic minority mothers. Canadian Journal of Behavioural Science, 48(1), 60-67. URL: https://psycnet.apa.org/record/2016-01736-007 (date of accesses: 23.09.2021).

11. Harju-Luukkainen, H. K. (2019). Migration and Mobility in Childhood (Finland) Bloomsbury Education and Childhood Studies. URL: https://www.becs-bloomsbury. com/article?docid=b-9781474209441&tocid=b-9781474209441-013 (date of accesses: 13.09.2021).

12. Ueffing, C., & Harju-Luukkainen, H. K. (2019). Developing ECEC professionals for multicultural environments in Germany: A European approach Teachers' and Families' Perspectives in Early Childhood Education and Care Early Childhood Education in the 21st Century Vol. II, 1st Edition, 84-95. URL: https://researchportal.helsinki.fi/ en/publications/developing-ecec-professionals-for-multicultural-environments-in-g (date of accesses: 13.09.2021).

13. Ojala, M. (2010). Developing Multicultural Early Childhood Education in a Finnish Context. ICEP International Journal of Child Care and Education Policy 4, 13-22. https://doi.org/10.1007/2288-6729-4-1-13

14. Lastikka, A-L., & Lipponen, L. (30 Oct, 2016). Immigrant Parents' Perspectives on Early Childhood Education and Care Practices in the Finnish Multicultural Context. International Journal of Multicultural Education, 18(3), 75-94. URL: https://researchportal. helsinki.fi/en/publications/immigrant-parents-perspectives-on-early-childhood-education-and-c (date of accesses: 03.09.2021).

15. Vachkov, I. V., Vachkova, S. N., & Voropaev, M. V. (2019). Parents' perceptions of the quality of education of children in a metropolis and their attitudes towards parental control. Psychological Science and Education, 24(3), 19-31. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_38245425_88175637.pdf (date of accesses: 24.09.2021). (In Russ.).

16. Niyozov, S., Rzhevskaya, A., Osipenko, L. Ye., & Polkovnikova, N. B. (2020). Education of tolerance of preschoolers as the basis of intercultural dialogue. Horizons and risks of education development in the context of systemic changes and digitalization. Collection of scientific papers of the XII International Scientific and Practical Conference in 2 parts (pp. 107-112). Moscow: Non-profit partnership "International Academy of Sciences of Pedagogical Education". URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42664204 (date of accesses: 20.09.2021). (In Russ.).

17. Agranat, D. L. (2020). Education and the city: Emerging new trends and changes in educational programs (the experience of the Moscow City University). MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 2(52), 8-13. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.52.2.01 (In Russ.).

18. Aigunova, O. A., Vachkova, S. N., Remorenko, I. M., Semenov, A. L., & Timono-va, E. N. (2017). Evaluation of professional activity of a teacher in accordance with the professional standard of the teacher. MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 2(40), 8-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29308327 (date of accesses: 20.09.2021). (In Russ.).

19. Lyubchenko, O. A., Ganicheva, A. N., & Kaitov, A. P. (2019). Innovative electronic content co-working environment: from theory to practice. MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 2(48), 39-58. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2019.48.2.03 (In Russ.).

20. Savenkov, A. I., Lyubchenko, O. A., Lvova, A. S., Voropaev, M. V., Nikitina, E. K., Postavnev, V. M., Alisov, E. A., Dobrotin, D. Yu., & Kaitov, A. P. (2018). Training of teachers in the modular organization of the educational process of the magistracy. Study guide. Moscow: Izvestia IPPO. (In Russ).

21. Barannikov, K. A., Lesin, S. M., Vachkova, S. N., Suleimanov, R. S., & Kup-riyanov, R. B. (2020). Application of educational data analysis methods in the evaluation of lesson scenarios in the Moscow electronic school. Revista Inclusiones, 7(3-3), 1-8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43143873 (date of accesses: 12.09.2021).

22. Polkovnikova, N. (2021). Analysis of the motivational features of the choice of the teaching profession by students. Education and City: Education and Quality of Living in the City, The Third Annual International Symposium, Moscow. URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_44833343_26260812.pdf (date of accesses: 14.09.2021).

23. Polkovnikova, N. B. (2016). Pedagogicheskaya polifunkcional'nost' narod-noj skazki (Pedagogical polyfunctionality of a folk tale). New in psychological and pedagogical research, 4(44), 39-46. URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_28995294_30305154.pdf (date of accesses: 14.09.2021). (In Russ.).

24. Polkovnikova, N. B., Osipenko L. E., & Lesin S. M. (2020). Training Preschool Specialists for Organization and Realization of Intercultural Dialogue. European Proceedings

of Social and Behavioral Sciences. Conference proceedings. London, 732-740. URL: https:// www.europeanproceedings.com/files/data/article/10043/12269/article_10043_12269_ pdf_100.pdf (date of accesses: 14.09.2021).

25. Polkovnikova, N. B., Osipenko, L. E., & Lesin, S. M. (2021). Folklore Tale for Young Children Precuring a Polyculture Textbook. TSNI 2021: Focus on Students' National Identity. Moscow, 699-709. URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_46539894_84134042.pdf (date of accesses: 14.09.2021).

26. Lesin, S. M., Osipenko, L. E., & Polkovnikova, N. B. (2019). Technologies for the inclusion of children in intercultural dialogue in the implementation of the federal state educational standard of preschool education. World of education - education in the world, 4, 225-229. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44443506_45898873.pdf (date of accesses: 14.09.2021). (In Russ.).

Статья поступила в редакцию: 20.09.2021; The article was submitted: 20.09.2021; одобрена после рецензирования: 16.11.2021; approved after reviewing: 16.11.2021; принята к публикации: 09.12.2021. accepted for publication: 09.12.2021.

Информация об авторе:

Полковникова Наталья Борисовна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия,

polkovnikovanb@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-9068-6522

Information about the author:

Natalya B. Polkovnikova — PhD in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University, Moscow, Russia,

polkovnikovanb@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-9068-6522

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.