Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ И МИРА (НА ПРИМЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ И МИРА (НА ПРИМЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будкевич Ольга Николаевна, Федорова Мария Александровна

В статье анализируются проблемы и трудности, возникающие у педагогов в работе с детскими группам (на примере дошкольных учреждений) со смешанным этническим составом в России и за рубежом. Проанализированы публикации по теме исследования, выявлены наиболее часто встречающиеся проблемы воспитательной деятельности образовательных учреждений при работе в поликультурных коллективах. Отмечается, что зарубежное представление о поликультурном подходе в образовании касается не только национальных групп, но и малых социальных групп других типов, а для теоретического описания феномена поликультурности используются понятия «социальной компетентности» (social competence) и «поликультурализма» (multiculturalism). В советской и российской педагогической теории исследователи оперируют такими понятиями, как «поликультурный подход», «поликультурный коллектив», «толерантность», «этнотолерантность», «социокультурная компетентность». Подчеркивается, что в основе развития социокультурной компетенции должно лежать полноценное овладение детьми национальными особенностями принимающей (в данном случае русской) национальной культуры. Для практического подтверждения теоретических выводов в дошкольном образовательном учреждении г. Омска № 116 было проведено анкетирование, которое помогло более точно описать проблемы, возникающие у педагогов при организации воспитательной деятельности с поликультурными детскими коллективами. Приведены результаты анализа практики воспитательной деятельности детского сада, включающие планирование и реализацию программы воспитательной деятельности ДОУ № 116 г. Омска с учетом работы в поликультурных детских коллективах. В частности, реализуется скорректированная в соответствии с ФГОС ДО программа «Традиции, обряды, песни в жизни русского народа Западной Сибири» (сост. А. Н. Коньшунова), создан музейный уголок русской народной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Будкевич Ольга Николаевна, Федорова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL-AND-EDUCATIONAL ACTIVITY I N MULTICULTURAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIA AND ABROAD

The paper analyses the problems and difficulties that teachers have in their cultural-and-educational activities in mixed ethnic children groups in Russia and abroad. Publications concerning the discussed topic are analyzed; most common problems arising during cultural-and-educational activities in educational institutions for children while working with multicultural groups are outlined. It is highlighted that the foreign view on the multicultural educational approach does not concern only ethnic groups, but other small types of social groups. For the theoretical description of the phenomena such terms as «social competence» and «multiculturalism» are used. In Soviet and modern Russian pedagogical theory scientists operate such concepts as «multicultural approach», «tolerance», and «ethno-tolerance». It is emphasized that the development of the socio-cultural competence of pre-school children should be based on their full-fledged mastery of the national characteristics of the host (in this case, Russian) national culture. To support theoretical conclusions, a survey, which helped to describe the problems more accurately that teachers face when organizing educational activities with multicultural children's groups, was conducted in the pre-school educational institution № 116 in Omsk.. The results of the analysis of the kindergarten educational activity practice, including the planning and implementation of the educational activity program of the pre-school educational institution № 116 in Omsk, taking into account the work in multicultural groups, are given. In particular, the program «Traditions, rituals, and songs in the life of the Russian people living in Western Siberia» (compiled by A. N. Kon’shunova), adjusted in accordance with the Federal State Educational Standard, is being implemented, and a museum exhibition of Russian folk culture has been created.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ И МИРА (НА ПРИМЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

Научная статья УДК 373.2

doi: 10.20323/1813-145X-2021-6-123-22-28

Воспитательная деятельность в поликультурных детских учреждениях России и мира (на примере дошкольного образования)

Ольга Николаевна Будкевичш, Мария Александровна Федорова2

Заведующая БДОУ г. Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида», аспирантка кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет». 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, д. 14 2Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет». 644050, г. Омск, пр. Мира, д. 11 1ds116@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0002-7565-6521 2sidorova_ma79@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0899-6303

Аннотация. В статье анализируются проблемы и трудности, возникающие у педагогов в работе с детскими группам (на примере дошкольных учреждений) со смешанным этническим составом в России и за рубежом. Проанализированы публикации по теме исследования, выявлены наиболее часто встречающиеся проблемы воспитательной деятельности образовательных учреждений при работе в поликультурных коллективах. Отмечается, что зарубежное представление о поликультурном подходе в образовании касается не только национальных групп, но и малых социальных групп других типов, а для теоретического описания феномена поликультурности используются понятия «социальной компетентности» (social competence) и «поликультурализма» (multiculturalism). В советской и российской педагогической теории исследователи оперируют такими понятиями, как «поликультурный подход», «поликультурный коллектив», «толерантность», «этнотолерантность», «социокультурная компетентность».

Подчеркивается, что в основе развития социокультурной компетенции должно лежать полноценное овладение детьми национальными особенностями принимающей (в данном случае русской) национальной культуры. Для практического подтверждения теоретических выводов в дошкольном образовательном учреждении г. Омска № 116 было проведено анкетирование, которое помогло более точно описать проблемы, возникающие у педагогов при организации воспитательной деятельности с поликультурными детскими коллективами. Приведены результаты анализа практики воспитательной деятельности детского сада, включающие планирование и реализацию программы воспитательной деятельности ДОУ № 116 г. Омска с учетом работы в поликультурных детских коллективах. В частности, реализуется скорректированная в соответствии с ФГОС ДО программа «Традиции, обряды, песни в жизни русского народа Западной Сибири» (сост. А. Н. Коньшунова), создан музейный уголок русской народной культуры.

Ключевые слова: поликультурное образование, воспитательная деятельность, поликультурный коллектив, социальная компетентность, национальная культура

Для цитирования: Будкевич О. Н., Федорова М. А. Воспитательная деятельность в поликультурных детских учреждениях России и мира (на примере дошкольного образования) // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 6 (123). С. 22-28. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2021-6-123-22-28.

Original article

Cultural-and-educational activity i n multicultural educational institutions in Russia and abroad

Olga N. Budkevich1H, Mariya A. Fedorova2

1Head of BPEI in Omsk «Kindergarten № 116 of a combined type», post-graduate student of the department of pedagogy, FSBEI HE «Omsk state pedagogical university». 644099, Omsk, Tukhachevsky emb., 14 2Candidate of philological sciences, associate professor of the department of foreign languages, FSBEI HE «Omsk state technical university». 644050, Omsk, Mir ave., 11 1ds116@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0002-7565-6521 2sidorova_ma79@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0899-6303

© Будкевич О. Н., Федорова М. А., 2021

Abstract. The paper analyses the problems and difficulties that teachers have in their cultural-and-educational activities in mixed ethnic children groups in Russia and abroad. Publications concerning the discussed topic are analyzed; most common problems arising during cultural-and-educational activities in educational institutions for children while working with multicultural groups are outlined. It is highlighted that the foreign view on the multicultural educational approach does not concern only ethnic groups, but other small types of social groups. For the theoretical description of the phenomena such terms as «social competence» and «multiculturalism» are used. In Soviet and modern Russian pedagogical theory scientists operate such concepts as «multicultural approach», «tolerance», and «ethno-tolerance». It is emphasized that the development of the socio-cultural competence of pre-school children should be based on their full-fledged mastery of the national characteristics of the host (in this case, Russian) national culture. To support theoretical conclusions, a survey, which helped to describe the problems more accurately that teachers face when organizing educational activities with multicultural children's groups, was conducted in the pre-school educational institution № 116 in Omsk.. The results of the analysis of the kindergarten educational activity practice, including the planning and implementation of the educational activity program of the pre-school educational institution № 116 in Omsk, taking into account the work in multicultural groups, are given. In particular, the program «Traditions, rituals, and songs in the life of the Russian people living in Western Siberia» (compiled by A. N. Kon'shunova), adjusted in accordance with the Federal State Educational Standard, is being implemented, and a museum exhibition of Russian folk culture has been created.

Keywords: multicultural education, cultural-and-educational activity, multicultural group, social competence, national culture

For citation: Budkevich O. N., Fedorova M. A. Cultural-and-educational activity in multicultural educational institutions in Russia and abroad. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2021;(6):22-28. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2021-6-123-22-28.

Введение

Проблемы организации воспитательной деятельности в группах с детьми разных национальных культур актуальны в любом многонациональном государстве. Но особую остроту данной теме придает массовая миграция, с которой в последние годы столкнулись многие страны. По данным портала «Демография», за последнее десятилетие в Россию увеличился поток мигрантов: в 2010-2018 гг. международная миграция в Россию составила более 430 тысяч человек, из которых большая часть — мигранты из стран СНГ.

Особо остро проблема образования в поликультурных детских коллективах стоит на приграничных территориях Российской Федерации, прежде всего в областях, граничащих с зарубежными странами по всей южной границе России. Такой приграничной территорией является Омская область: благодаря принятию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию проживающих за рубежом соотечественников (утв. Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г-. № 637) [Указ Президента ... , 2006] многонациональная Омская область начала принимать еще больше переселенцев из Казахстана, Армении, Азербайджана и других стран ближнего и дальнего зарубежья [Международная миграция ... , 2021; Общие итоги ... , 2021; Половинко, 2018].

Дети дошкольного возраста составляют практически треть от общего количества прибываю-

щих мигрантов. Необходимость обучения таких детей закреплена в ст. 78 закона «Об образовании в РФ»: «иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в РФ в соответствии с международными договорами и данным законом» [Федеральный закон ... , с. 3]. Поэтому актуальными становятся проблемы организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях с учетом поликультурного состава детских коллективов.

Обзор литературы

В мировой педагогике феномен поликультурности стал предметом особых исследований с 1960-х гг. XX в. Что касается зарубежных работ, посвященных воспитательному процессу в поликультурных дошкольных группах, то в европейской педагогике разработано понятие мульти-культурализма в образовании [Bennet, 2007; Vaughn, 2009]. Также предлагаются различные модели развития социальной компетентности дошкольников, а поэтому и различные модели организации воспитательного процесса в ДОУ [Ojala, 2010; Rata, 2013; Svetislav, 2000].

Вопросы воспитания детей в многонациональных детских коллективах хорошо разработаны в советской педагогике: рассмотрены проблемы сплочения детского коллектива; учета индивидуальных особенностей (в том числе и национальных). Сложилась особая педагогика интернационального воспитания детей, представленная работами ученых В. С. Заслуженюк, К. Д.

Радиной, З. А. Ходоровской, А. Б. Шеметовой и др.

В современной педагогической теории также изучены проблемы подготовки педагогов к работе в поликультурных коллективах (Л. И. Гришае-ва, М. В. Данилова, Е. А. Кожемякин, А. И. Попова), но довольно часто эта тема рассматривается в отношении педагогов школ и вузов [Ильинская, 2011; Ильинская, 2015; Корякина, 2021].

Дошкольному этнокультурному образованию посвящены публикации Ю. А. Белоглазовой, С. А. Галушкиной, Н. П. Флегонтовой, Г. П. Ха-ниной [Белоглазов, 2010; Галушкина, 2021; Фле-гонтова, 2005; Ханина, 2015]. Исследователи приводят конкретные примеры формирования толерантного поведения у детей дошкольного возраста, описывают практику воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. Так, Г. А. Ханина использует термин «этнокультурное образование», понимая под ним «формирование знаний и уважительного отношения к культуре в целом и к представителям этой культуры в ближайшем окружении ребенка» [Ханина, 2015]. С. А. Галушкина обращает внимание на организацию работы с родителями [Галушкина, 2021]. Все исследователи подчеркивают необходимость формирования толерантного поведения в многонациональном детском коллективе [Бело-глазов, 2010; Степанова, 2012; Флегонтова, 2005].

Поликультурное образование в мире (на примере дошкольного образования)

Поликультурные принципы в образовании являются результатом общих изменений, происходящих в современном обществе: демократизация, уважение прав и свобод человека, глобализация, улучшение культурных связей между народами и странами [Федорова, 2013; Barakoska, 2013]. Для западных стран поликультурность — концепт не только и не столько национальный, сколько социальный: понятие «поликультурное образование» представляет собой образовательную программу, которая не касается только определенных меньшинств, но относится к любым, большим и малым, социальным группам. Она предполагает работу со всеми социальными группами, имеющим самобытную культуру и мнение, которое группа формирует по отношению к культурам других народов.

Для многих стран мира поликультурное образование — предмет критического осмысления. Эти страны пытаются включить в свои конституции и образовательные законы основные идеи о поликультурном образование на основе стандар-

тов ООН и Официальных документов ЮНЕСКО [Ojala, 2010; Rata, 2013].

С учетом более широкого понимания поликультурности зарубежные ученые исследуют условия формирования у воспитанников образовательных учреждений социальной компетентности в широком смысле. Описаны различные модели мульти- или поликультурного образования, реализуемые в Европе и США. Среди таких моделей поликультурного образования этническая концепция К. Муули и М. Стоуна, концепция антирасизма С. Барате, языковая концепция Б. П. Кенпеуна, концепция культурной деприва-ции С. Берайтера и др. При этом изучение поставленной в данной работе проблемы междисциплинарно: ее решению посвящены исследования зарубежных социологов, психологов, педагогов.

В соответствии с этими различиями появляются различия в образовательной политике. Считается, что образовательные учреждения как конкретные организации, наиболее приближенные к каждому ребенку, должны играть важную роль в развитии поликультурного образования. С учетом более широкого понимания поликультурности, зарубежные ученые исследуют условия формирования у воспитанников образовательных учреждений социальной компетентности в широком смысле.

Перечислим только некоторые принципы поликультурного образования:

- образование на родном языке, от начального до университетского;

- образовательная деятельность на родном языке, двуязычная воспитательная работа (двуязычие);

- специальные системы разработки программ по языкам и литературе, истории, географии, музыке;

- специальные программы по культуре и история меньшинств;

- язык в социальной среде;

- поликультурное образование на основе прессы, СМИ, радио, телевидения, интернета.

Таким образом, различное отношение к поликультурности в Европе и США возникает из различных условий и ситуаций, в которых оказываются находящиеся в меньшинстве социальные и национальные группы.

Поликультурное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации (на примере дошкольных организаций)

В практике современных дошкольных учреждений Российской Федерации реализуется ФГОС дошкольного образования, который направлен в том числе на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, предполагает учет этнокультурной ситуации развития детей. В отношении особой категории детей стандарт предусматривает следующие цели и задачи:

— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

— учет этнокультурной ситуации развития детей;

— обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

— обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) [Приказ Министерства ... , 2013].

Воспитательный процесс в условиях поликультурной образовательной среды дошкольного учреждения предусматривает воспитание у детей толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости к людям других национальных культур; формирование у них умений разбираться в себе и своем внутреннем мире, социальной активности, уверенности в своих собственных силах, выработку умений вступать в диалог с детьми разных национальностей, слушать и говорить, спорить, не ссорясь в поисках правильного ответа; воспитание симпатии и уважения к себе и другим людям [Ушакова, 2014].

Для этого в педагогическом коллективе должна быть сформирована особая атмосфера сотрудничества: реальная связь семьи и детского сада, социума, высокий уровень профессионально-личностной культуры педагога, его педагогическая и поликультурная компетентность [Шемето-ва, 2013].

Результаты

Тем не менее проведенное нами педагогическое исследование показало, что многие дети поступают в образовательные учреждения с плохим знанием русского языка, российских культурных традиций, поэтому у педагогов возникают труд-

ности при взаимодействии не только с детьми, но и с семьями, прежде всего, по причине неготовности к такому взаимодействию, что приводит к непониманию причин поведения ребенка [Федорова, 2015].

С целью выявления затруднений педагогов ДОУ при работе в поликультурных группах было проведено анкетирование, в котором участвовали 27 респондентов. По результатам опроса было выявлено следующее:

— 32 % педагогов из числа опрошенных испытывают трудности в воспитательной деятельности с поликультурными детскими коллективами;

— 28 % педагогов считают недостаточным оказываемое методическое сопровождение в этом вопросе [Будкевич, 2021].

Массовый характер таких затруднений ставит перед администрацией ДОУ задачу организации системы методического сопровождения педагогов при организации воспитательной деятельности в поликультурном детском коллективе. Возникла необходимость усилить работу по поликультурному образованию , прежде всего оказать методическую поддержку педагогам, работающим в поликультурных детских коллективах.

Поликультурное образование педагогов рассматривается многими исследователями как процесс формирования и развития у педагогов, ведущих работу с детскими поликультурными коллективами, представлений о разнообразии культур в мире и в нашей стране, воспитания у них толерантного отношения к различиям культур разных стран, формирования навыков эффективного взаимодействия с представителями других культур.

В основе формируемых представлений об обычаях, культурных ценностях, нормах и правилах поведения представителей других этнических групп должно лежать полноценное овладение национальными особенностями своей культуры, это поможет принять культуру другого народа. Поэтому одним из основных этапов работы нашего педагогического коллектива стало изучение традиций русской народной культуры.

Приведем результаты некоторых мероприятий по методической поддержке педагогов ДОУ № 116 г. Омска.

Было организовано проведение методических мероприятий, которые помогли получить информацию по этому направлению самими педагогами, переработать ее для использования с детьми дошкольного возраста, а также создать условия

25

для поликультурного быта. Активное участие в наполнении музейного уголка приняли не только сотрудники учреждения, но и родители воспитанников.

На декабрьском педагогическом совете 2020 г. было принято решение возобновить в нашем дошкольном учреждение реализацию парциальной программы «Традиции, обряды, песни в жизни русского народа Западной Сибири» (сост. А. Н. Коньшунова). Данная программа позволяет заложить основы знаний о русской народной культуре.

В настоящее время коллективом образовательного учреждения скорректирована программа в соответствии с ФГОС ДО. Программа включена в основную образовательную программу воспитания.

В результате проведенной работы в детском саду был создан музейный уголок «Русской народной культуры», который включает в себя предметы русского народного быта.

На практических семинарах разработаны проекты организации разных видов деятельности детей в разных возрастных группах (в рамках реализации парциальной программы).

Заключение

Таким образом, учитывая цели и задачи, которые перед нами ставят ФГОС ДО по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста, можно говорить об особой актуальности обозначенной проблемы на настоящее время и о необходимости системного подхода в организации работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Проведенное в ДОУ № 116 г. Омска анкетирование педагогов, а также анализ воспитательной практики позволили скорректировать программу учреждения в соответствии с выявленными проблемами и нормативными документами Российской Федерации.

Перспективой исследования является разработка педагогических условий развития социокультурной компетентности детей посредством их участия в мероприятиях обновленной программы.

Библиографический список

Белоглазов Ю. А. Работа по воспитанию у детей толерантного поведения // Управление ДОУ 2010. № 7. С. 78-82.

Будкевич О. Н. Исследование практики воспитательной деятельности с поликультурными детскими коллективами ДОУ / О. Н. Будкевич, Н. И. Чуркина // Педагогика и психология в России и за рубежом: про-

блемы и перспективы развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 10 февраля 2021 г. Санкт-Петербург : Профессиональная наука, 2021. С. 19-22.

Галушкина С. А. Консультация для воспитателей «Поликультурный подход при организации работы с родителями в дошкольном учреждении» // Портал «Детский сад». URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/29/konsultatsiya-dlya-vospitateley-polikulturnyy-podkhod-pri-organizatsii (дата обращения: 11.10.2021).

Ильинская И. П. Программа «Эстетические традиции разных народов» // Начальная школа. 2015. № 12. С. 16-26.

Ильинская И. П. Ценностно-целевые ориентиры формирования эстетической культуры младших школьников в контексте развития современной философии образования // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 1 (17). С. 39-51.

Корякина А. А. Зарубежные подходы к проблеме межкультурного обучения // Инновации в образовании. 2021. № 2. С. 25-32.

Международная миграция в Омской области // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://omsk.gks.ru/storage/mediabank/ALsTbfEE/migrati on_world-2020.htm (дата обращения: 09.10.2021).

Общие итоги миграции населения Омской области в январе — июле 2021 года // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://omsk.gks.ru/storage/mediabank/migr_07-2021 .htm (дата обращения: 09.10.2021).

Половинко В. С. Модель регулирования миграционных процессов региона (на примере Омской области) // Вестник ОмГУ Серия: Экономика. 2018. № 2 (62). С. 177-189.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. / Регистрационный № 3038.

Степанова М. В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов России посредством дидактической игры // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2012. № 1-1. С. 151-155.

Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (с изменениями и дополнениями) // Гарант. URL:

https://base.garant.ru/189653/ (дата обращения: 16.10.2021).

Ушакова М. Е. Формирование толерантного сознания в детских коллективах дошкольных учреждений РФ // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 4. С. 55-57.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации» / Президент Российской Федерации В. В. Путин. Москва : Кремль 29.12.2012 г. № 273-Ф3

Федорова М. А. Мировой социально-экономический контекст научного образования / М. А. Федорова, А. М. Завьялов // Almamater (Вестник высшей школы). 2013. № 4. С. 7-10.

Федорова М. А. Трудности межкультурного общения при смене языковой ситуации (на примере обучающихся в ОмГТУ студентов-граждан Узбекистана) / М. А. Федорова, Т. А. Винникова // Новое в когнитивной лингвистике 21 века : сборник научных статей. Бишкек ; Волгоград ; Екатеринбург ; Санкт-Петербург, 2015. С. 302-303.

Флегонтова Н. П. Воспитание толерантности у детей в многонациональной группе детского сада // Детский сад от А до Я. 2005. № 5. С. 19-24.

Ханина Г. А. Поликультурный подход при организации работы в многонациональной группе детского сада. URL: https://nsportal.ru/detskiy-

sad/raznoe/2015/10/25/polikulturnyy-podhod-pri-organizatsii-raboty -v-mnogonatsionalnoy. Опубликовано 25.10.2015 г. (дата обращения: 09.10.2021).

Шеметова А. Б. Поликультурное образование как направление в профессиональной школе // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 159-162.

Barakoska A. Multiculturalism as important characteristic of contemporary education // International Journal of Cognitive Research in science, engineering and education (IJCRSEE). 2013. Vol. 1. № 1. pp. 1-7.

Bennett J., Bettens C., Buysse B. Policy on diversity and social inclusion in early childhood education and care. Report on the 1st OECD Starting Strong Network workshop. Brussels, Belgium, 2007.

Ojala M. Developing Multicultural Early Childhood Education in a Finnish Context // ICEP. 2010. Vol. 4. pp. 13-22. URL: https://doi.org/10.1007/2288-6729-4-1-13

Rata G. Multicultural education: from theory to practice. Edition: 2013. Publisher: Cambridge Scholars Publishing. Ed.: Hasan Arslan, Georgeta Rata.

Svetislav S. Multikulturalizamiobrazovanje / S. Sveti-slav, B. Rade // Pedagogija, Beograd. 2000. Vol. 38 (2). pp. 89-105.

Vaughn B. Hierarchical Models of Social Competence in Preschool Children: A Multisite, Multinational Study / B. Vaughn, N. Shin, M. Kim et al. // Child development. 2009. 80. 10.1111/j. 1467-8624.2009.01367.x.References

Reference list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Beloglazov Ju. A. Rabota po vospitaniju u detej toler-antnogo povedenija = Work on educating children for Google's tolerant behavior // Upravlenie DOU. 2010. № 7. S. 78-82.

Budkevich O. N. Issledovanie praktiki vospitatel'noj dejatel'nosti s polikul'turnymi detskimi kollektivami DOU = Study of the practice of educational activities with multicultural children's groups of the Department of Internal Affairs / O. N. Budkevich, N. I. Churkina // Peda-

gogika i psihologija v Rossii i za rubezhom: problemy i perspektivy razvitija : sbornik nauchnyh trudov po mate-rialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii, 10 fevralja 2021 g. Sankt-Peterburg : Profession-al'naja nauka, 2021. S. 19-22.

Galushkina S. A. Konsul'tacija dlja vospitatelej «Polikul'tumyj podhod pri organizacii raboty s roditeljami v doshkol'nom uchrezhdenii» = Consultation for educators «Multicultural approach when organizing work with parents in preschool» // Portal «Detskij sad». URL: https://nsportal.ru/detskiy-

sad/raznoe/2014/04/29/konsultatsiya-dlya-vospitateley-polikulturnyy-podkhod-pri-organizatsii (data obrashheni-ja: 11.10.2021).

Il'inskaja I. P. Programma «Jesteticheskie tradicii raznyh narodov» = Program «aesthetic traditions of different nations» // Nachal'naja shkola. 2015. № 12. S. 16-26.

Il'inskaja I. P. Cennostno-celevye orientiry formiro-vanija jesteticheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov v kontekste razvitija sovremennoj filosofii obrazovanija = Value-oriented guidelines for the formation of aesthetic culture of junior schoolchildren in context of development of modern philosophy of education // Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2011. № 1 (17). S. 39-51.

Koijakina A. A. Zarubezhnye podhody k probleme mezhkul'turnogo obuchenija = Foreign approaches to intercultural learning // Innovacii v obrazovanii. 2021. № 2. S. 25-32.

Mezhdunarodnaja migracija v Omskoj oblasti = International migration in the Omsk region // Sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. URL: https://omsk. gks.ru/storage/mediabank/ALsTbfEE/migrati on_world-2020.htm (data obrashhenija: 09.10.2021).

Obshhie itogi migracii naselenija Omskoj oblasti v janvare — ijule 2021 goda = General results of migration of the population of the Omsk region in January — July 2021 // Sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. URL:

https://omsk.gks.ru/storage/mediabank/migr_07-2021 .htm (data obrashhenija: 09.10.2021).

Polovinko V S. Model' regulirovanija migracionnyh processov regiona (na primere Omskoj oblasti) = Model of regulation of migration processes in the region (using the example of the Omsk region) // Vestnik OmGU. Seri-ja: Jekonomika. 2018. № 2 (62). S. 177-189.

Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktjabrja 2013 g. № 1155 g. Moskva «Ob utverzhdenii federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija = Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of Russia) dated from October 17, 2013 № 1155 of Moscow «On the approval of the federal state educational standard for preschool education / Zaregistri-rovan v Minjuste RF 14 nojabrja 2013 g. / Registra-cionnyj № 3038.

Stepanova M. V Priobshhenie detej starshego dosh-kol'nogo vozrasta k kul'ture narodov Rossii posredstvom didakticheskoj igry = Introduction of older preschool children to the culture of the peoples of Russia through didactic play // Vestnik ChGPU im. I. Ja. Jakovleva. 2012. № 1-1. S. 151-155.

Ukaz Prezidenta RF ot 22 ijunja 2006 g. № 637 «O merah po okazaniju sodejstvija dobrovol'nomu pereseleni-ju v Rossijskuju Federaciju sootechestvennikov, prozhiva-jushhih za rubezhom» (s izmenenijami i dopolnenijami) = Decree of the President of the Russian Federation of June 22, 2006 № 637 «On measures to assist the voluntary resettlement of compatriots living abroad in the Russian Federation» // Garant. URL:

https://base.garant.ru/189653/ (data obrashhenija: 16.10.2021).

Ushakova M. E. Formirovanie tolerantnogo soznanija v detskih kollektivah doshkol'nyh uchrezhdenij RF = Formation of tolerant consciousness in children's groups of preschool institutions of the Russian Federation // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. 2014. T. 2. № 4. S. 55-57.

Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ. «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» = Federal law dated from December 29, 2012 № 273-FZ. «On education in the Russian Federation» / Prezident Rossijskoj Federacii V V Putin. Moskva : Kreml' 29.12.2012 g. № 273-FZ

Fedorova M. A. Mirovoj social'no-jekonomicheskij kontekst nauchnogo obrazovanija = World socioeconomic context of science education / M. A. Fedorova, A. M. Zav'jalov // Almamater (Vestnik vysshej shkoly). 2013. № 4. S. 7-10.

Fedorova M. A. Trudnosti mezhkul'turnogo obshheni-ja pri smene jazykovoj situacii (na primere obuchajush-hihsja v OmGTU studentov-grazhdan Uzbekistana) = Difficulties of intercultural communication in changing the language situation (using the example of students studying at OmSTU-citizens of Uzbekistan)/ M. A. Fedo-rova, T. A. Vinnikova // Novoe v kognitivnoj lingvistike

21 veka : sbornik nauchnyh statej. Bishkek ; Volgograd ; Ekaterinburg ; Sankt-Peterburg, 2015. S. 302-303.

Flegontova N. P. Vospitanie tolerantnosti u detej v mnogonacional'noj gruppe detskogo sada = Tolerance education in children in a multi-ethnic kindergarten group // Detskij sad ot A do Ja. 2005. № 5. S. 19-24.

Hanina G. A. Polikul'turnyj podhod pri organizacii raboty v mnogonacional'noj gruppe detskogo sada = Multicultural approach in organizing work in a multinational kindergarten group. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/25/polikulturnyy-podhod-pri-organizatsii-raboty-v-mnogonatsionalnoy. Opublikovano 25.10.2015 g. (data obrashhenija: 09.10.2021).

Shemetova A. B. Polikul'turnoe obrazovanie kak napravlenie v professional'noj shkole = Multicultural education as a direction in a professional school // Pedagog-icheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 1. S. 159-162.

Barakoska A. Multiculturalism as important characteristic of contemporary education // International Journal of Cognitive Research in science, engineering and education (IJCRSEE). 2013. Vol. 1. № 1. pp. 1-7.

Bennett J., Bettens C., Buysse B. Policy on diversity and social inclusion in early childhood education and care. Report on the 1st OECD Starting Strong Network workshop. Brussels, Belgium, 2007.

Ojala M. Developing Multicultural Early Childhood Education in a Finnish Context // ICEP. 2010. Vol. 4. pp. 13-22. URL: https://doi.org/10.1007/2288-6729-4-1-13

Rata G. Multicultural education: from theory to practice. Edition: 2013. Publisher: Cambridge Scholars Publishing. Ed.: Hasan Arslan, Georgeta Rata. ISBN: 978-14438-4740-7.

Svetislav S. Multikulturalizamiobrazovanje / S. Sveti-slav, B. Rade // Pedagogija, Beograd. 2000. Vol. 38 (2). pp. 89-105.

Vaughn B. Hierarchical Models of Social Competence in Preschool Children: A Multisite, Multinational Study / B. Vaughn, N. Shin, M. Kim et al. // Child development. 2009. 80. 10.1111/j. 1467-8624.2009.01367.x.

Статья поступила в редакцию 20.10.2021; одобрена после рецензирования 22.10.2021; принята к публикации 23.11.2021.

The article was submitted on 20.10.2021 ; approved after reviewing 22.10.2021 ; accepted for publication on 23.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.