Научная статья на тему 'Изучение фонетической категории "речевой голос" в современных лингвистических исследованиях'

Изучение фонетической категории "речевой голос" в современных лингвистических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
896
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ ГОЛОС / ЛИНГВИСТИЧЕСКИ РЕЛЕВАНТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / ИНТОНАЦИЯ / КАЧЕСТВО ГОЛОСА / ТЕМБР ГОЛОСА / ГОЛОСОВЫЕ МОДУЛЯЦИИ / ТОН ГОЛОСА / SPEAKING VOICE / LINGUISTICALLY RELEVANT PHENOMENA / INTONATION / VOICE QUALITY / TIMBRE / VOCAL MODULATION / TONE OF VOICE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пчелина Татьяна Михайловна

В статье рассматривается фонетическая категория современной лингвистической теории речевой голос. В центре внимание автора изучение сложного, полиинформативного и полифункционального явления и его многокомпонентный состав. В русле дискуссии о составе номенклатуры речевого голоса и его функционального аспекта автор обосновывает необходимость исследования лингвистически релевантных явлений, которые могут рассматриваться как компоненты речевого голоса. Отечественные и зарубежные ученые по-разному определяют данное явление и его компонентный состав. Современные лингвистические исследования показывают, что при описании речевого голоса выделяются три основные направления: аксиологическое, социолингвистическое и речеведческое. Определение компонентного состава речевого голоса напрямую зависит от данных лингвистических направлений. В статье представлен анализ основных концепций, представляющих компоненты речевого голоса и их функциональную значимость. Чаще всего в состав номенклатуры речевого голоса ученые включают качество голоса, интонацию, тембр голоса, голосовые модуляции и тон голоса. Каждый из этих компонентов способствует реализации риторического плана профессиональных ораторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of the phonetic category "speaking voice" in contemporary linguistic works

The article reports on the study of the phonetic category of the contemporary linguistic theory speaking voice. The focus is given to the investigation of the complicated, multi-informative and multifunctional phenomenon and its multielement structure. Within the context of the discussion concerning the multielement set of speaking voice and its functional aspect, the author argues that special attention should be given to the analysis of linguistically relevant phenomena which might be regarded as components of speaking voice. Scientists of Russian and foreign schools define this phenomenon and its multielement structure differently. Modern linguistic researches demonstrate that three main approaches to the description of speaking voice exist: axiological, sociolinguistic and speech-oriented study. Description and definitions of speaking voice and its multielement structure strongly depend on these linguistic approaches. The article contains an overview of fundamental conceptions which reveal components of speaking voice and their functional value. According to the majority of scientists speaking voice often comprises voice quality, intonation, timbre, vocal modulation and tone of voice. Each of these components provide realisation of a rhetorical plan of skillful public speakers.

Текст научной работы на тему «Изучение фонетической категории "речевой голос" в современных лингвистических исследованиях»

УДК 811.161.1'1

Пчелина Татьяна Михайловна

кандидат филологических наук, доцент Московский педагогический государственный университет

[email protected]

ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «РЕЧЕВОЙ ГОЛОС» В СОВРЕМЕННЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В статье рассматривается фонетическая категория современной лингвистической теории - речевой голос. В центре внимание автора изучение сложного, полиинформативного и полифункционального явления и его многокомпонентный состав. В русле дискуссии о составе номенклатуры речевого голоса и его функционального аспекта автор обосновывает необходимость исследования лингвистически релевантных явлений, которые могут рассматриваться как компоненты речевого голоса. Отечественные и зарубежные ученые по-разному определяют данное явление и его компонентный состав. Современные лингвистические исследования показывают, что при описании речевого голоса выделяются три основные направления: аксиологическое, социолингвистическое и речеведческое. Определение компонентного состава речевого голоса напрямую зависит от данных лингвистических направлений. В статье представлен анализ основных концепций, представляющих компоненты речевого голоса и их функциональную значимость. Чаще всего в состав номенклатуры речевого голоса ученые включают качество голоса, интонацию, тембр голоса, голосовые модуляции и тон голоса. Каждый из этих компонентов способствует реализации риторического плана профессиональных ораторов.

Ключевые слова: речевой голос, лингвистически релевантные явления, интонация, качество голоса, тембр голоса, голосовые модуляции, тон голоса.

Исследование речевого голоса было начато античными риторами, намного позже в ХУШ-Х1Х вв. в своих работах по риторике его продолжили отечественные ученые (среди которых были М.В. Ломоносов, И. С. Рижский, А.Ф. Мерзляков, А.И. Галич, Н.Ф. Кошан-ский, М.М. Сперанский и др.). Научные фонетические описания компонентов речевого голоса появились к XIX веку.

Современные лингвистические исследования показывают, что при описании речевого голоса выделяются три основные направления: аксиологическое, социолингвистическое и речеведческое [4, с. 16]. Аксиологический подход предполагает изучение символики как сегментных, так и сверхсегментных фонетических единиц. При этом могут анализироваться ассоциации, связанные со звучанием не только отдельных звуковых явлений, но и целого звучащего текста в контексте определенной культуры: «Звучащий текст может оцениваться воспринимающим субъектом в плане того, насколько эстетически приятное впечатление создается при восприятии текста на слух, насколько комфортен и благоприятен сам процесс восприятия, насколько значимым и информативным является текст по смыслу, насколько адекватны смыслу и выражаемым эмоциям произносимые звуки, просодия текста, качества речевого голоса» [1, с. 5].

Социолингвистическое направление основано на углубленном изучении социолингвистического аспекта английской звучащей речи [4, с. 17]. В работах этого направления исследуются просодические характеристики, характерные для женской и мужской речи, а также качество голоса, являющееся социальным или профессиональным маркером. Например, артисты могут использовать придыхательный голос для создания особой экспрессии.

Речеведческое направление связано с изучением языкового общения в целом и функционирования языковых единиц в частности, особый акцент сделан на экспрессивную коммуникацию [4, с. 17-18]. В данном направлении написано много работ ученых МГУ, среди которых О.С. Ахмано-ва, И.М. Магидова, С.В. Дечева, М.Н. Козырева, Н.Ф. Медведева и др.

Вне зависимости от научного подхода важным является различие двух понятий: «индивидуальный голос» и «речевой голос». Индивидуальный голос «наивного» носителя языка (термин И. А. Анашки-ной) представляет собой «звуки, возникшие в результате колебания связок и исходящие изо рта человека...» [7, с. 453] или более полно - это «звук, образуемый колебанием /вибрацией, дрожанием/ приближенных друг к другу голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха» [2, с. 102]. Как отмечает Н.Ф. Медведева, данное явление не может быть объектом лингвистического анализа в силу своей узкой анатомо-физиологической обусловленности. Данный феномен только указывает на голосовые возможности отдельного человека вне рамок какой-либо конкретной речевой ситуации. Что касается «речевого голоса», то его в современной лингвистической литературе часто рассматривают как некий сплав взаимообусловленных биофизических, акустических и функциональных характеристик звучания, реализующихся в процессе речи на определенном языке [8, с. 10]. Очевидно, что данная характеристика может считаться дефиницией речевого голоса.

Сходную идею высказывает исследователь этого же научного направления М.Н. Козырева. Она определяет речевой голос как «совокупность лингвистически релевантных модуляций по высоте и интенсивности, которые используются говорящим на данном языке для передачи речевой

© Пчелина Т.М., 2018

Вестник КГУ ^ № 3. 2018

219

информации и оказания различных речевых воздействий» [6, с. 6].

При определении данного феномена представители других научных школ могут уделять особое внимание физио-акустическому аспекту. Например, И.А. Анашкина считает, что речевой голос - это «совокупный акустический продукт двигательной активности организма, образующийся в результате скоординированного центральной нервной системой взаимодействия речевых органов, приводящего к периодическим колебаниям голосовых связок гортани» [1, с. 78].

Кроме того, И.А. Анашкина предлагает трехчленную голосовую классификацию, отражающую степень аксиологизирующих возможностей голоса говорящего. Рассматриваемые качества голоса отражают модуляционные звуковые возможности. Данная классификация включает «поставленный актерский голос», который «характеризуется максимальными возможностями в плане воздействия на оценочные реакции индивида», среди голосовых качеств выделяется «полетность», «благозвучность», «хорошая дикция», «гибкость», «суггестивность» и «креативный тембр». Вторым членом классификации выступает «профессионально поставленный голос», рамки качественных характеристик здесь немного сужены до «адаптивности», «спонтанного тембра», «четкой дикции» и «гибкости». И, наконец, третьим компонентом выступает «голос "наивного" носителя языка», в рамках которого справедливо выделены только два аспекта, а именно «природные качества» и «умение их использовать» [1, с. 79].

Данные концепции позволяют сделать вывод о том, что речевой голос является сложным полиинформативным, многофункциональным фонетическим явлением супрасегментного уровня. Важно, что при изучении данного феномена ученые обращают особое внимание на его многокомпонентный состав и полифункциональную природу. Коротко остановимся на составляющих речевого голоса.

Г.Е. Крейдлин выделяет следующие голосовые признаки: высоту тона (параметр, зависящий «от числа колебаний голосовых связок в секунду: чем больше число колебаний, тем выше голос», громкость (параметр, связанный «с амплитудой колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь, зависит от индивидуальных особенностей голосовых связок, от величины подсвязочного давления - чем давление больше, тем звук сильнее - и от строения речевого аппарата», тембр и фонацию (данные параметры обуславливают, по мнению Г.Е. Крейд-лина, «общую и (преимущественно) эмоционально-чувственную окраску и обрамление звуков голоса» [7, с. 458]. Данные фонетические показатели часто включаются лингвистами в рамки интонации, но в данном случае исследователь рассматривает их как независимые голосовые компоненты рече-

вого голоса, а само явление, по его мнению, можно считать стилеобразующим средством: «...Все перечисленные признаки голоса уточняют, а порой и однозначно задают тот или иной конкретный тип речевого акта в коммуникации. Достаточно назвать такие речевые акты, как причитание, нытье, клятва, уверение, наставление, поучение, вопрошание, подбадривание, утешение, извинение, оправдание, упрек, оскорбление, ругань, или различного вида аппелятивы - каждый из них связан с определенным видом голоса» [7, с. 459-460].

Состав номенклатуры речевого голоса может увеличиваться. Наряду с высотой тона и громкостью исследователи могут включать лингвистически мотивированные качества голоса, которые, по мнению Н.Ф. Медведевой, «используются для разграничения функциональных стилей и других социолингвистически обусловленных типов речи» [8, с. 11]. Важно, что за речевым голосом снова закрепляется стилеобразующая функция. Такого же мнения придерживается М.Н. Козырева, которая наряду с релевантными изменениями громкости и высоты тона в качестве параметров речевого голоса выделяет систему тонов конкретного языка (мелодику) и качества голоса как функционально обусловленную звуковую окраску [6, с. 7, 33]. Однако, тембральные характеристики, по мнению ученых, не должны рассматриваться в составе речевого голоса, поскольку они относятся к «индивидуальному голосу» наивного говорящего и не могут им осознанно контролироваться, использоваться для передачи речевой информации [8].

Понятие «качество голоса» (voice quality), к которому обращаются многие зарубежные и отечественные лингвисты, скрупулезно было изучено британским ученым Джоном Лейвером, которому принадлежит большое число работ, посвященных данному явлению. В своих работах исследователь рассматривает качество голоса не только как показатель физио-акустической индексальной информации (indexical information - термин Дж. Лейвера), но и психической и социальной [9, с. 2]. Следует отметить, что в этом случае категория «качество голоса» приобретает тот же статус, что и «речевой голос». Однако определение, которое дает ученый, свидетельствует о доминирующей физио-акустиче-ской природе данного феномена: это «характерный звуковой образ голоса конкретного говорящего, создаваемый определенной работой ларингальной и надларингальной систем» [9, с. 1].

Похожей точки зрения придерживается И.А. Анашкина, которая особое внимание уделяет физио-акустическому аспекту при рассмотрении качества голоса: «"Качества речевого голоса" - это не только качества фонации (звукопроизводящей деятельности голосовых связок и гортани), но и те качества, которые обусловлены деятельностью и других частей голосового тракта: велафаринкса,

надгортанника, ротовой, носовой полостей, языка и других органов, относящихся к артикуляторной системе» [1, с. 78].

Интересно, что в некоторых отечественных работах понятие «качество голоса» может отождествляться с понятием «тембр голоса», т.е. его индивидуальным качеством: «Голос, образующийся колебанием напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха, видоизменяется под влиянием резонаторов и превращается в звук, приобретая лишь одному ему присущее качество» [3, с. 199]. При подключении новых резонаторов или изменении положения уже участвующих в образовании звука резонаторов создается дополнительная окраска, которую, по мнению Е.А. Бурой, И.Е. Галочкиной и Т.И. Шевченко, следует называть «просодическим тембром» [3, с. 199]. Важно, что просодический тембр может быть объектом лингвистического исследования только тогда, когда говорящий (или оратор) намеренно изменяет качества своего голоса «с целью передачи оценочной информации, являющейся частью смысла высказывания» [3, с. 201]. Таким образом, просодический тембр может рассматриваться как средство, раскрывающее эмоциональное состояние говорящего и его отношение к слушающему или содержанию высказываемого, и одновременно способствует реализации информационно-содержательного компонента звучащего текста.

Среди видов тембральной окраски Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина и Т.И. Шевченко выделяют гиперлабиализованный тембр (при произнесении нежных слов), создаваемый сильным огублением; нелабиализованный тембр (при передачи контекста негативного или даже яростного характера); ларингальный тембр (при демонстрировании боли и страдания); тембральная окраска с использованием переднео-рального резонатора (при создании иронического эффекта); придыхательное звучание (для передачи сильно эмоциональных чувств) [3, с. 201].

В работе С.В. Дечевой за тембром голоса как одного из компонентов речевого голоса также закреплена эмоционально-модальная функция. Автор определяет тембр как «способность говорящего к выделению в речи тех элементов звучания, которые необходимы как для эстетического воздействия на слушающего, так и для адекватного восприятия произведения в целом» [5, с. 13]. Как видим, в данном определении эмотивный аспект превалирует над физио-акустическим.

Наравне с тембром исследователь включает в состав номенклатуры речевого голоса громкость, темп, мелодику и ритм. Интересно, что громкость, темп и мелодику часто рассматривают в рамках интонации, но автор закрепляет за ними независимый статус фонетических средств. Особое внимание уделяется просодическому явлению - ритму. По мнению С. В. Дечевой, «ритм подразумевает

сознательное стремление говорящего к ритмической сбалансированности высказывания, его упорядоченности в плане соотношения и взаимного расположения простых, сложных ритмических групп» [5, с. 12].

Все перечисленные параметры речевого голоса, как отмечает С.В. Дечева, находятся в тесной взаимосвязи, но именно слог способствует их объединению: «Слог предстает как центральная единица речевой цепи, помогающая свести воедино сегментные и сверхсегментные характеристики английской речи и обусловливающие ее ритмическое своеобразие» [5, с. 12].

Наш краткий обзор был бы неполным без рассмотрения еще двух компонентов речевого голоса - голосовых модуляций и тона голоса. Голосовая модуляция является важной составляющей, поскольку она является мелодическим компонентом эмотивного характера, создаваемая говорящим (или оратором) в результате особого использования артикуляционной базы голосового аппарата с целью передачи определенной языковой информации или реализации риторических стратегий.

Голосовую модуляцию следует отличать от качества голоса. Голосовое качество является показателем анатомо-физиологической или социальной индексальной информации. Использование голосовых модуляций характерно для речи профессиональных ораторов, которые могут создавать особые звуковые эффекты на определенном отрезке речи, например, в рамках только нескольких синтагм.

Характер голосового модулирования зависит от вида риторического дискурса. Как отмечает М.Н. Козырева, например, при чтении лекции выступающий часто прибегает к использованию звучного голоса, а в рекламе фильма часто используется грудной голос для создания драматического напряжения или придыхательное звучание для передачи образа интимного характера [6, с. 40-41]. Опытные ораторы могут демонстрировать богатый репертуар голосового модулирования.

Голосовая модуляция, безусловно, является лингвистически релевантной категорией, так как целенаправленно используется оратором для передачи определенного рода информации или создания экспрессивного мелодического образа, а не является постоянной голосовой характеристикой.

Еще одним компонентом речевого голоса, который активно используется профессиональными ораторами, является тон голоса. В отличие от тона голоса «наивного» говорящего тон голоса оратора выражает его эмоционально-модальные установки, придает голосу дополнительные звуковые оттенки эмотивного характера и способствует реализации риторического плана публичного выступления.

По мнению Дж. Лейвера, тон голоса следует считать паралингвистическим явлением, поскольку он выражает эмоции и различного рода

Вестник КГУ ^ № 3. 2018

221

аффекты [10, с. 21-22]. Как отмечает ученый, тон голоса является вокальным паралингвистическим феноменом; невокальными паралингвистическими средствами считаются жесты, телодвижения, выражение лица и др. [10].

Тем не менее, отечественные исследователи считают, что к «тону голоса» можно относиться как к лингвистически релевантному феномену, так как он сообщает речевую информацию, а именно служит показателем окказионального контролируемого выступающим эмотивного состояния [6]. Таким образом, тон голоса можно рассматривать как окказиональный эмотивный голосовой компонент речевого голоса, контролируемый оратором и способствующий реализации его коммуникативных задач.

Тон голоса является важным компонентом речевого голоса, так как от эмотивного характера его звучания зависит ответный «отклик» аудитории. В зависимости от того, будет ли тон выступающего восторженным, возбужденным, неуверенным, важным, сердитым, гневным, жалобным, ироническим, шутливым или радостным, довольным, нежным, удивленным, уверенным, учтивым, игривым и т.д., будет зависеть восприятие информации слушающим. Следовательно, как пишет Г.Е. Крейд-лин: «Основное коммуникативное назначение тона - согласовывать межличностные и социальные отношения между участниками данного акта коммуникации, а потому тон является этикетно нормативным, контролируемым и регламентированным» [7, с. 497].

Итак, подводя итог нашему краткому обзору, следует отметить, что вопрос о компонентном составе речевого голоса остается дискуссионным. Однако согласно современным лингвистическим теориям, в состав номенклатуры речевого голоса можно включить качество голоса (как показатель анатомо-физиологической и социальной индек-сальной информации); интонацию (как показатель анатомо-физиологической, психо-эмоциональной, социальной и эмотивной индексальной информации); тембр голоса (как показатель психо-эмоци-ональной индексальной информации), голосовые модуляции (как показатель эмотивной индексаль-ной информации) и тон голоса (как показатель эмо-тивной индексальной информации). Данный компонентный состав доказывает, что речевой голос является сложным, полиинформативным и многофункциональным фонетическим явлением.

Библиографический список

1. Анашкина И.А. Звучащий текст в аспекте культурной аксиологии. - Саранск, 1998. - 264 с.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Сов. энциклопедия, 1969. - 607 с.

3. Бурая Е.А., Галочкина И.Е., Шевченко Т.И. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с.

4. Гирина И.Г., Хмара О.Е. Речевой голос в звучащем американском телевизионном рекламном тексте. - Хабаровск: Изд-во ДВГГУУ 2008. - 137 с.

5. Дечева С.В. Когнитивная силлабика. - М.: Диалог - МГУ 1998. - 215 с.

6. Козырева М.Н. Введение в изучение речевого голоса. - М.: МГУ 1986. - 96 с.

7. Крейдлин Г.Е. Голос и тон в языке и речи // Язык о языке. - М., 2000. - С. 453-501.

8. Медведева Н. Ф. К вопросу о прагмалингвисти-ке национального голоса. - М.: МГУ, 1987. - 27 с.

9. Laver J. The Phonetic description of Voice Quality. - Cambridge University Press, 1980. - 186 р.

10. Laver J. Principles of Phonetics. - Cambridge University Press, 1994. - 707 р.

References

1. Anashkina I.A. Zvuchashchij tekst v aspekte kul'turnoj aksiologii. - Saransk, 1998. - 264 s.

2. Ahmanova O.S. Slovar' lingvisticheskih terminov. - M.: Sov. ehnciklopediya, 1969. - 607 s.

3. Buraya E.A., Galochkina I.E., SHevchenko T.I. Fonetika sovremennogo anglijskogo yazyka. Teoreticheskij kurs. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2014. - 288 s.

4. Girina I.G., Hmara O.E. Rechevoj golos v zvuchashchem amerikanskom televizionnom reklamnom tekste. - Habarovsk: Izd-vo DVGGU, 2008. - 137 s.

5. Decheva S.V. Kognitivnaya sillabika. - M.: Dialog - MGU, 1998. - 215 s.

6. Kozyreva M.N. Vvedenie v izuchenie rechevogo golosa. - M.: MGU, 1986. - 96 s.

7. Krejdlin G.E. Golos i ton v yazyke i rechi // YAzyk o yazyke. - M., 2000. - S. 453-501.

8. Medvedeva N.F. K voprosu o pragmalingvistike nacional'nogo golosa. - M.: MGU, 1987. - 27 s.

9. Laver J. The Phonetic description of Voice Quality. - Cambridge University Press, 1980. - 186 p.

10. Laver J. Principles of Phonetics. - Cambridge University Press, 1994. - 707 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.