УДК 81'34
Пчелина Татьяна Михайловна
кандидат филологических наук, доцент Московский педагогический государственный университет
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «КАЧЕСТВО ГОЛОСА» И «ТЕМБР ГОЛОСА» В СОВРЕМЕННЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Статья посвящена проблеме соотношения двух понятий - «качество голоса» и «тембр голоса» - в современных фонетических исследованиях. Данные понятия имеют длинную лингвистическую историю и довольно часто являются предметом фонетических дискуссий, в результате которых значение терминов либо расширяется, либо сужается, либо отождествляется. Зарубежных исследователей больше интересует проблема акустической природы «качества голоса». Вслед за британским ученым Дж. Лейвером они рассматривают его как характерный звуковой образ голоса конкретного говорящего, создаваемый определенной работой ларингальной и надларингальной систем. Дж. Лейвер также отмечает, что качество голоса передает информацию не только о физических, но и социопси-хических способностях говорящего. Кроме того, по мнению зарубежных исследователей, опытный оратор способен использовать строение мышечной ткани своего голосового аппарата с целью создания особого звукового эффекта. Что касается отечественных ученых, то они занимаются изучением как «качества голоса», так и «тембра голоса». При этом данные феномены могут рассматриваться как тождественные, обозначая средство выражения эмоционального состояния говорящего, которое преднамеренно эксплуатируется им с целью создания экспрессивных звуковых образов, оказывающих воздействие на слушателей. Однако ряд фонетистов не отождествляет тембр голоса с качеством голоса и относятся к нему как сложному психоакустическому феномену, являющемуся показателем психоэмоционального состояния говорящего и зависящего от характера фонационного процесса, артикуляционных позиций и резонансных качеств речевого аппарата.
Ключевые слова: качество голоса, тембр голоса, ларингальная и надларингальная системы, резонансные качества речевого аппарата, психоакустический феномен.
Понятия «качество голоса» и «тембр голоса» изучаются фонетистами на протяжении многих десятков лет. Интересно, что ряд исследователей отождествляют их, другие рассматривают как отдельные акустические феномены. Однако до сих пор вопрос, связанный с определением четких терминологических рамок данных понятий, остается дискуссионным.
Анализ зарубежных и отечественных фонетических работ показывает, что все разнообразие трактовок «качества голоса» и «тембра голоса» можно разделить на три основные группы. Зарубежные лингвисты чаще обращаются к изучению «качества голоса», не включая в сферу исследования «тембр голоса». Что касается отечественных фонетистов, то ряд ученых разграничивают данные понятия, другие, как уже отмечалось, их отождествляют.
В зарубежной лингвистической литературе разных лет мы находим различного рода определения «качества голоса» - от кратких, не перегруженных подробной информацией артикуляционно-физио-логического характера, описывающих качество голоса как идиосинкратическую, относительно постоянную вокальную черту индивида, позволяющую отличать его от других людей [12; 15], до подробных научных описаний, которые раскрывают двухтерминантную природу качества голоса, состоящую, с одной стороны, в анатомо-физиологи-ческой организации речевого аппарата, а с другой стороны, в способности говорящего использовать строение мышечной ткани своего голосового аппарата с целью создания особого звукового эффекта [14, с. 156-157].
Заметный вклад в изучение «качества голоса» внес британский ученый Джон Лейвер, которому принадлежит большое количество трудов, посвященных данному феномену. Исследователь подробно объясняет анатомо-физиологическую природу данного явления и тесно связанные с ней механизмы функционирования гортанного и надгортанного укладов. По его мнению, качество голоса необходимо рассматривать как характерный звуковой образ голоса конкретного говорящего, создаваемый определенной работой ларингальной и надларингальной систем [13, с. 1]. Последние понятия в данном определении являются ключевыми при изучении природы качества голоса, так как именно эти две системы отвечают за придание голосу так называемой характерной окраски.
Что касается отечественной фонетики, то следует отметить, что «качество голоса» как объект исследования стало более актуальным именно в последние тридцать лет в связи с возросшим вниманием к проблеме эффективной речевой коммуникации и возрождением риторических традиций. Внимание, обращенное к речевой манифестации, распространилось, как результат, на теорию и практику вопроса, касающегося качеств голоса оратора.
Интересно, что рассмотрение «качества голоса» может выходить за рамки строго «артикуляторного подхода». Например, исследователи лингвистической школы МГУ М.В. Давыдов и Е.В. Яковлева в одной из своих работ предлагают классификацию комплексных качеств голоса, которые являются, по словам авторов, основополагающей базой для художественного чтения. В данной классификации
172
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 5, 2016
© Пчелина Т.М., 2016
выделяются такие голосовые качества, как патетическое, лирическое, элегическое и драматическое [4, с. 36-48].
Расширение рамок понятия «качество голоса» мы находим и в работе М.Н. Козыревой, которая рассматривает его как особую функционально обусловленную звуковую окраску, представляющую собой результат изменений общей настройки голосового аппарата и присущую речи в определенных речевых ситуациях [7, с. 33]. Однако обсуждение может оставаться строго в рамках артикуляторного подхода и касаться изучения способа дрожания голосовых связок и преломления звука в надглоточных резонаторах [8].
Некоторые исследователи других отечественных научных школ так же, как и зарубежные ученые, придают первостепенное значение артикуляцион-но-физиологическому аспекту «качества голоса». Например, И.А. Анашкина в своей работе отмечает, что «"качества речевого голоса"... это не только качества фонации (звукопроизводящей деятельности голосовых связок и гортани), но и те качества, которые обусловлены деятельностью и других частей голосового тракта: велафаринкса, надгортанника, ротовой, носовой полостей, языка и других органов, относящихся к артикуляторной системе» [1, с. 78].
Иногда «качество голоса» может рассматриваться в качестве четвертой характеристики просодической структуры наравне с тоном, темпом и громкостью. В этом случае оно приравнивается учеными к понятию «фонация» [6].
Данный краткий обзор показывает, что в современных исследованиях наблюдается сужение или расширение понятия «качество голоса». Этот термин, как отмечает Н.Ф. Медведева, «стал, как это часто случается в лингвистике, своеобразным фетишем» [11, с. 5] и может рассматриваться под совершенно разными углами зрения, что приводит к терминологической избыточности понятия и двусмысленности.
Тем не менее очевидным фактом является то, что в большинстве определений «качества голоса» как зарубежных, так и отечественных лингвистов наблюдается «артикуляторный уклон». В связи с этим можно сделать вывод, что качество голоса -это, прежде всего, физио-акустический продукт общей работы гортанной системы (которая регулирует колебание голосовых связок, генерирование воздушной струи, а также выступает в роли арти-кулятора) и надгортанного тракта. При этом строение и мышечная активность обеих систем играют определяющую роль в качестве звучания голоса. Важно, что данная голосовая характеристика признается исследователями квазипостоянной и может меняться в процессе физиологических и возрастных изменений.
Рассмотренные выше концепции касались только одного понятия - «качество голоса». Однако
существует ряд теорий, в которых «качество голоса» отождествляется с «тембром» (А.М. Антипова, Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина, Т.И. Шевченко, С.Ф. Леонтьева и др.). В этом случае тембр (или качество) голоса часто рассматривается как особый оттенок голоса говорящего, который используется для выражения различного рода эмоций и настроений, таких как радость, гнев, грусть, негодование и др. [10, с. 203]. В этом случае качество голоса иногда признается еще одним компонентом интонации наравне с речевой мелодией, фразовым ударением, длительностью, темпом, паузацией и ритмом [2, с. 5].
Интересно отметить, что, приравнивая качество голоса тембру, некоторые исследователи трактуют его как выразительное средство, под которым «понимается комплекс высотно-тембральных характеристик, который дополняет мелодический компонент и передает определенную языковую информацию» [2, с. 5]. По мнению ученых, данное качество голоса выполняет экспрессивную роль при реализации риторического дискурса, создавая выразительные звуковые образы.
Чтобы ответить на вопрос, корректно ли отождествлять два понятия - «качество голоса» и «тембр голоса», необходимо рассмотреть теоретические положения в отношении последнего понятия.
Изучение тембра голоса имеет длинную лингвистическую историю. Исследования последних лет показывают, что ученые не пришли пока к единому мнению по поводу акустической природы данного явления, поэтому в некоторых работах тембр голоса рассматривается только как голосовая характеристика, присущая эмоционально-окрашенной речи. Процитируем некоторые из них: «Для крайних по интенсивности эмоций как положительного, так и отрицательного знака наблюдалось вырождение мелодической кривой в прямую линию при самом высоком регистре основного тона (эффект ограничения натяжения голосовых связок). Это, в свою очередь, может свидетельствовать о возможности передачи эмоциональной окраски фразы другими параметрами речи. Одним из таких параметров может быть тембральный признак голоса» [5, с. 36]. «Голосовые признаки, и среди них прежде всего физические - такие, как высота... сила или громкость... тембр и фонации, обуславливающие общую и (преимущественно) эмоционально-чувственную окраску. все перечисленные признаки голоса уточняют, а порой и однозначно задают тот или иной конкретный тип речевого акта в коммуникации» [9, с. 459]. «В эмоционально окрашенной речи в качестве супрасегментных средств могут использоваться и разные типы фонации, меняющие тембр голоса.» [6, с. 183].
Этот краткий обзор показывает, что ряд исследователей, не рассматривая детально акустическую природу, относятся к тембру как к голосовому каче-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2016
173
ству, способному придавать речи говорящего эмоционально-чувственную окраску. При этом важно отметить, что в данном случае имеется в виду не индивидуальный тембр голоса, который помогает идентифицировать личность говорящего. Данное голосовое качество не является объектом лингвистического исследования. Внимание ученых привлекает тембр голоса, при помощи которого, например, оратор способен создавать особые звуковые образы, производящие особый эффект и вызывающие эмоциональный отклик у аудитории.
Следует отметить, что вплоть до недавнего времени при изучении тембра использовался импрессионистический подход. Как отмечает М.Э. Конурбаев, используя формулу «прилагаталь-ное + голос», фонетисты использовали такие тем-бральные характеристики, как «резкий», «звучный», «приглушенный», «тусклый», «безликий», «приятный», «сахарный», «елейный», «веселый», «холодный», «нежный», «грубый», «мягкий» тембр голоса. Часто эти описательные характеристики могли сводиться к выводам шаблонного характера: «Глухой или тусклый тембр голоса в нашем стереотипном представлении скорее отвечает характеру мрачному, угрюмому.» [9, с. 457]. Ряд ученых, среди которых М.Э. Конурбаев, Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина, Т.И. Шевченко, отмечают, что подобные описания акустических впечатлений слушающего («приятный», «загробный», «сахарный» тембр голоса и др.) не могут считаться строго научными и нуждаются в дополнительной демонстрации [3; 8].
Дать определение «тембру голоса» возможно, поняв его акустическую природу. Ряд ученых объясняют ее следующим образом. Обертоны образуются в результате колебания голосовых связок и усиливаются в резонаторных полостях. Резона-торные полости можно разделить на головную (полость рта, носа и носоглотки), фарингальную (гортанная область) и грудную (подгортанная область резонирования). Важно, что строение и артикуляционные установки данных резонаторов не меняются, и это позволяет им резонировать одни и те же группы обертонов и создавать индивидуальную окраску голоса, то есть тембр. Качество звучания зависит от места резонирования, формы, размера резонатора и его мускульной активности [3, с. 199200]. Отметим, что акустическими показателями тембра можно считать обертоны, продуцируемые формантами спектра звука - третьей и четвертой. Следует добавить, что третья и четвертая форманты определяются «строением речевого аппарата, произносительными привычками говорящего, психическим состоянием, влияющим на соматику мышц речевых органов» [1, с. 89].
Это объяснение свидетельствует о том, что тембр голоса напрямую зависит от типов фонации, которые акустически отражаются в спектре голо-
сового источника, и от разных артикуляционных установок, влияющих на конфигурацию речевого тракта, а следовательно, и на его резонансные свойства. Физической базой данных модификаций являются интегральные спектральные характеристики [6, с. 183-184].
Рассмотренное выше описание акустической природы тембра голоса позволяет определять его как психоакустическую характеристику голоса, обусловленную совокупностью факторов: фор-мантной структурой спектра, степенью выраженности шумовых компонентов и негармонических обертонов, модуляционными процессами, атакой и затуханием голосового сигнала [1, с. 88]. Следует отметить, что данный феномен является квазипостоянным, поскольку вся ларингальная и надларингальная база с возрастом претерпевает изменения. В результате этого меняется качество фонационного процесса и артикуляционных установок. Кроме того, мышечная активность голосового аппарата может зависеть и от психического состояния человека.
Безусловно, тембр голоса может эксплуатироваться говорящим в своих коммуникативных целях, однако это подвластно только профессиональным ораторам, к которым относятся также и пародисты-имитаторы. Только профессионалы могут понять, прочувствовать и создать в процессе речевой коммуникации разные тембральные окраски. Люди, не знакомые с искусством публичных выступлений, не могут продемонстрировать широкий диапазон тембров.
Таким образом, рассмотренные выше концепции в отношении «качества голоса» и «тембра голоса» позволяют сделать вывод, что данные понятия не являются тождественными, поскольку качество голоса является физио-акустическим продуктом общей работы гортанной и надгортанной систем, в то время как тембр голоса может быть определен как психоакустический феномен, являющийся показателем психоэмоционального состояния индивида и зависящий от характера фонационного процесса, акустически влияющего на спектр голосового источника, а также от артикуляционных позиций, усиливающих резонансные качества речевого аппарата.
Библиографический список
1. Анашкина И.А. Звучащий текст в аспекте культурной аксиологии. - Саранск, 1998. - 264 с.
2. Антипова А.М. Система английской речевой интонации: учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. школа, 1979. - 131с.
3. Бурая Е.А., Галочкина И.Е., Шевченко Т.И. Фонетика современного английского языка: Теоретический курс. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
4. Давыдов М.В., Яковлева Е.В. Основы филологического чтения. - М.: Диалог - МГУ, 1997. - 134 с.
174
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2016
5. Долотин К.И. Проблемы экспериментального исследования эмоциональной речи // Экспериментальные исследования звучащей речи. - М., 1998. - С. 29-51.
6. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 591 с.
7. КозыреваМ.Н. Введение в изучение речевого голоса. - М., 1986. - 96 с.
8. Конурбаев М.Э. Стиль и тембр текста. - М.: МАКС Пресс, 2002. - 328 с.
9. Крейдлин Г.Е. Голос и тон в языке и речи // Язык о языке. - М., 2000. - С. 453-501.
10. Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика
английского языка: учеб. для студентов педвузов. -М.: Высш. шк., 1988. - 271 с.
11. Медведева Н.Ф. К вопросу о прагмалингви-стике национального голоса. - М., 1987. - 27 с.
12. Crystal D. The English Tone of Voice. -London: Edward Arnold, 1980. - 198 p.
13. Laver J. The Phonetic description of Voice Quality. - Cambridge University Press, 1980. - 186 р.
14. Pennington M.C. Prosody // Phonology in English Language Teaching. - Longman, 1996. -P. 156-165.
15. Roach P. Introducing Phonetics. - Penguin English, 1992. - 128 р.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- № 5, 2016
175