Лауреаты конкурса «Тропой открытий имени В.И. Вернадского»
Тембр голоса как средство реализации экспрессивности в английской сказке
Авторы:
Ольга Францева, Егор Шиткин,
учащиеся 7 «В» класса
Научный руководитель:
Брыжак
Анастасия
Леонидовна,
учитель английского языка, МАОУ Наро-Фоминской СОШ №1, г. Наро-Фоминск Московской области
Работа стала лауреатом гуманитарной секции Всероссийского конкурса «Тропой открытий В.И. Вернадского» в 2018 году
Введение
Изучение явления тембра голоса в отечественной и зарубежной лингвистике насчитывает более чем столетнюю историю. К настоящему моменту накоплен значительный объем знаний о данном феномене. Однако интерес к его изучению не уменьшается. Это связано с развитием новых технологий и появлением современных подходов и возможностей исследования звучащей речи.
Актуальность исследования обусловлена интересом к изучению тембра голоса, установлению роли тембральных характеристик в создании экспрессивного (выразительного) сказочного образа.
Гипотеза. Мы предполагаем, что тембр голоса рассказчика играет большую роль в передаче содержания сказки и создании эмоционального настроения.
Цель работы - выявление роли тембра голоса рассказчика в создании экспрессивных звуковых образов в английской сказке.
Было намечено решение следующих задач:
1. Сформулировать базу исследования;
2. Изучить особенности жанра английской сказки;
3. Определить роль тембра голоса в создании эмоциональных звуковых образов в английской сказке;
4. Определить, какие тембральные характеристики способствуют формированию у слушателей положительных/отрицательных оценок.
Объектом исследования являются английские литературные сказки.
Предметом исследования являются тембральные характеристики.
Материалом исследования послужили аудиозаписи английских художественных сказок, прочитанные современными британскими актерами и актрисами. Был использован комплексный метод исследования, включающий критический анализ литературы, риторический, перцептивный и аудиторский анализы. Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности применения ее теоретического материала, результатов и выводов при изучении теоретической, практической фонетики и риторики на уроках английского языка.
Тембр голоса как средство реализации экспрессивности в английской сказке_| oJ^/
Францева Ольга, Шиткин Егор I ¿_yf
Глава I. Теоретическая часть
Исследование тембра голоса в зарубежной и отечественной литературе
Тембр голоса как сложное явление является предметом многих современных лингвистических исследований. Анализ научных работ, посвященных исследованию тембра голоса, показывает, что ряд фонетистов отождествляют данное явление с понятием «качество голоса». Другие относятся к тембру голоса как к голосовому признаку или особому оттенку эмоционально окрашенной речи: «Голосовые признаки, и среди них, прежде всего, физические - такие, как высота ..., сила или громкость ..., тембр и фонации, обуславливающие общую и (преимущественно) эмоционально-чувственную окраску ... - все перечисленные признаки голоса уточняют, а порой и однозначно задают тот или иной конкретный тип речевого акта в коммуникации» [Крейдлин, 2000: 459].
Некоторые ученые расширяют границы понятия тембра и рассматривают такое явление, как тембр речи, который играет важную роль в речевом сообщении. Так М.В. Давыдов и Е.В. Яковлева выделяют «патетический тембр» или «лирический тембр», «элегический тембр», «драматический тембр», характеризующиеся определенным набором просодических черт и использующиеся для чтения текстов разного регистра [Давыдов, Яковлева, 1999: 10].
Характерно, что большинство исследователей рассматривают тембр голоса как один из компонентов интонации: «Под интонацией ... понимается сложное единство следующих компонентов: 1) речевой мелодии, 2) фразового ударения,
3) временных характеристик (длительность, темп, паузация),
4) ритма и тембра (качество голоса)» [Антипова, 1979: 5]. Похожее определение мы находим в исследовании С.Ф. Леонтьевой, которая определяет интонацию как «единство речевой мелодии, фразового ударения, ритма, тембра голоса и темпа речи», при этом тембр как отдельное явление определяется как «специфический оттенок голоса, накладывающийся на речевую мелодию и показывающий отношения говорящего к высказыванию» [Леонтьева, 1988: 79]. Следует отметить, что это самое распространенное определение тембра.
Иную трактовку мы находим в исследовании С.В. Дечевой. Она рассматривает тембр не только как качество голоса, но и как «способность говорящего к выделению в речи тех элементов звучания, которые необходимы как для эстетического воздействия на слушающего, так и для адекватного восприятия произведения речи в целом» [Дечева, 1998: 13].
По мнению С.В. Князева, тембр является одним из субъективных свойств звуков, наряду с такими свойствами как высота, долгота и громкость. Тембром автор называет субъективное
Лауреаты конкурса «Тропой открытий имени В.И. Вернадского»
восприятие спектра звука, который в свою очередь является относительной амплитудой всех частотных составляющих звука. Иными словами, тембр звука является сложным и комплексным явлением. Тембр содержит основной тон, гармонические обертоны и резонаторные тоны, а также шум [Князев, Пожа-рицкая, 2003:40].
С.В. Кодзасов считает, что «тембр» существует в эмоционально окрашенной речи в качестве супрасегментного (просодического) средства. Иными словами, различные типы фонации и специфическая артикуляционная установка определяют «тембр» голоса говорящего. По мнению автора, физической базой просодических тембровых различий являются интегральные спектральные характеристики [Кодзасов, 2001: 183].
Похожее определение по своему акустическому описанию мы находим в исследовании Е.А. Бурой, И.Е. Галочкиной и Т.И. Шевченко: «... определенное соотношение спектральных составляющих звука создает его тембр, т.е. его индивидуальное качество. Голос, образующийся колебанием напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха, видоизменяется под влиянием резонаторов и превращается в звук, приобретая лишь одному ему присущее качество» [Бурая, Галочкина, Шевченко, 2014: 199].
Как показывает краткий обзор приведенных определений тембра, при рассмотрении данного явления акцент делается либо на его акустической природе, либо на речеголосовом качестве.
В нашем исследовании вслед за М.А. Соколовой, Ю.Л. Будасовым и Ю.А. Дубовским мы будем рассматривать тембр голоса как акустическое явление, которое образует с интонацией сложный комбинированный знак [Соколова, 2004: 136, Будасов, Дубовский, 1988: 2, 27]. Тембр голоса может быть определен как сложное акустическое выразительное средство, используемое говорящим с целью намеренного выделения определенных элементов звучащего текста или целых фоноаб-зацев для создания экспрессивных звуковых образов, оказывающих эмоциональное воздействие на слушателей.
На основе исследований нами была разработана классификация тембральных характеристик, описание которых основано на акустическом и физиологическом аспектах:
1) блеющий голос;
2) пронзительный, пискливый голос;
3) фарингальный, нежный, легкий голос;
4) лабиализованный, детский голос;
5) палатальный, насмешливый голос;
6) фронтальный, женственный голос;
7) расслабленный голос;
8) назальный, жалобный, противный голос;
9) грудное звучание;
10) модальный, звонкий голос;
Тембр голоса как средство реализации экспрессивности в английской сказке
Францева Ольга, Шиткин Егор
11) придыхательный голос;
12) велярный, ротовой голос, не в нос;
13) нервный, взволнованный голос;
14) хриплый голос;
15) резкий голос;
16) охрипший голос;
17) ретрофлексивный, простецкий голос;
18) низко-гортанный, мужественный голос;
19) резкий, грубый голос;
20) замогильный голос.
Данная классификация будет использована при проведении перцептивного эксперимента с целью выявления влияния тембральных характеристик на слушающих при восприятии ан-
глийской сказки.
Глава II. Практическая часть
Проведение перцептивного эксперимента с целью выявления влияния тембральных характеристик на слушающих при восприятии английской сказки
Цель данной работы заключалась в выявлении роли тембра голоса рассказчика в создании экспрессивных звуковых образов в английской сказке, оказывающих эстетическое воздействие на слушателей.
Эта цель в свою очередь определяет ряд теоретических и практических задач:
1. Сформулировать концептуальную базу исследования на основе анализа имеющихся в специальной литературе сведений;
2. Изучить особенности жанра английской сказки;
3. Выявить роль тембра голоса и просодических средств в создании эмоциональных звуковых образов в английской сказке;
4. Определить, какие тембральные характеристики способствуют формированию у слушателей положительных/отрицательных оценок.
Материал настоящего исследования составили аудиозаписи 8 английских сказок, которые были прочитаны британскими актерами (двенадцатью мужчинами и тремя женщинами). Материал был взят из интернет-источников.
Исследование включало следующие этапы:
1. Расшифровка аудиозаписи и составление транскриптов;
2. Аудиторский анализ, направленный на выявление интонационных средств, создающих эмоциональные сказочные образы;
3. Составление анкет для проведения перцептивного эксперимента;
Из архива журнала: детско-взрослое исследование
Картина П.Ю. Ренуара «Чтение»
4. Проведение перцептивного эксперимента с привлечением групп школьников 7-х классов;
5. Обработка результатов перцептивного эксперимента и аудиторского анализа.
Число испытуемых в каждой группе в среднем составляло 15 человек. Сеансы аудирования осуществлялись в течение недели, и каждое прослушивание длилось около 30 минут во избежание утомляемости слушателей.
Во время эксперимента при воспроизведении экспериментальных текстов школьникам предлагалось в анкете отметить воспринимаемые на слух половые и возрастные характеристики и тембральные оттенки голоса. Кроме того, школьники должны были попытаться определить, какой сказочный образ рассказчик пытался создать. В заключение слушателям следовало написать, какое впечатление (положительное/отрицательное) произвел на них голос рассказчика.
Глава III. Результаты исследования
Роль тембра в создании выразительности в английской сказке
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что тембр голоса рассказчика играет большую роль в передаче содержания сказки и создании эмоционального настроения. Согласно результатам перцептивного и аудиторского анализа нам удалось установить особую роль тембра, которая заключается в создании эмоционального настроения и ярких образов сказочных героев. Было установлено, что тембр голоса не является компонентом интонации; тембр передает эмоциональное значение произносимого; следует различать явления «качество голоса» и «тембр голоса»; тембр является показателем психоэмоционального состояния говорящего; качество голоса является продуктом работы гортанной системы и надгортанного тракта.
Выводы
Нам удалось достичь поставленной в работе цели и подтвердить выдвинутую гипотезу. Мы установили экспериментальным путем, что тембр голоса рассказчика играет большую роль в создании эмоционального настроения сюжета, а его изменение помогает создавать различные образы сказочных героев. Для создания одного образа рассказчиком может быть использовано сразу несколько тембральных характеристик. Одна и та же тем-бральная характеристика может участвовать в создании как положительного, так и отрицательного образа персонажа. щ
Тембр голоса как средство реализации экспрессивности в английской сказке
| Францева Ольга, Шиткин Егор
Список литературы:
1. Антипова А.М. Система английской речевой интонации: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. школа, 1979. - 131с.
2. Бурая Е.А., Галочкина И.Е., Шевченко Т.И. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с.
3. Давыдов М.В., Яковлева Е.В. Основы филологического чтения. - М.: Диалог - МГУ, 1997. - 134 с.
4. Дечева С.В. Когнитивная силлабика. М., 1998. - 214 с.
5. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык : фонетика, графика, орфография, - М., 2003
6. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 591 с.
7. Крейдлин Г.Е. Голос и тон в языке и речи. В кн. Язык о языке. - М., 2000. - 453-501 с.
8. Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика английского языка. - М.: Высш. школа, 1988. - 271 с.
9. Соколова М.А., Гинтовт К.П., Тихонова И.С., Тихонова Р.М. Теоретическая фонетика английского языка Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 286 с.
Б.Л. Грызунов, выпускник Лицея №1553 имени В.И. Вернадского
Автор работы обнаруживает незаурядную способность к основательно продуманному научному подходу. Анализ роли тембра в устной передаче текста - оригинальная и сложная задача, которая автору, на наш взгляд, вполне удается.
Некоторые недостатки: различие понятий «тембр голоса» и «качество голоса» вполне очевидно на материале исследовательских работ, используемых в теоретическом разделе, и в практической части работы уже берется за данность. Выносить его в раздел заключений представляется необязательным.
Вывод убедителен, но рекомендуется его конкретизировать.
Комментарий специалиста