УДК 81'34 Н. Б. Цибуля
кандидат филологических наук, доцент каф. фонетики английского языка факультета английского языка ФГБОУ ВО МГЛУ; е-таЛ: [email protected]
ТЕМБР ГОЛОСА И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С НЕВЕРБАЛЬНЫМИ СОСТАВЛЯЮЩИМИ КОММУНИКАЦИИ
В статье представлен анализ работ, посвященных тембру голоса. Рассматриваются подходы к изучению этого явления, характерные для зарубежных лингвистов, а также традиционные для отечественных исследований. Особое внимание уделяется классификации типов голосов, соотносящихся с такими природными явлениями, как огонь, земля, вода и воздух. Анализируя данную систему тембров, коррелирующих с определенным невербальным поведением говорящих, автор делится собственными наблюдениями и примерами. В целом, положительно оценивая существующие дыхательные и звуковые упражнения, направленные на развитие тембральных возможностей человеческого голоса, автор высказывает некоторые замечания и пожелания. Обсуждается также вопрос о происхождении различных тембров, связанных с формированием эмоций у человека в процессе эволюции.
Ключевые слова: тембр голоса; тембральный диапазон; тип голоса; невербальные составляющие; коммуникация; дыхательные упражнения; эмоции; эволюция.
N. B. Tsibulya
PhD (PhiLoLogy), Assoc. Prof., Department of English Phonetics, EngLish Language FacuLty; e-maiL: [email protected]
VOICE TIMBRE AND ITS CORRELATION WITH NONVERBAL COMPONENTS OF COMMUNICATION
AnaLysis of works devoted to timbre invoLves researches carried out abroad and traditionaL in Russian Linguistics. CLassification of the types of voice correLating with such naturaL phenomena as "fire", "earth", "water", and "air" being in the focus of the present study, the author shares own observations and exampLes on the subject. On the whoLe, highLy estimating the existing system of breathing and voice exercises aimed at deveLoping human timbre capacities, the author suggests an aLternative opinion on some points. The probLem of timbre origin and its deveLopment in the context of human emotions formation in the process of the evoLution is aLso discussed.
Key words: voice timbre; timbre range; type of voice; nonverbaL means; communication; breathing exercises; emotions; evoLution.
Введение
Качество голоса, его тембр, сила резонанса имеют большое значение в передаче модально-эмоциональных значений устного высказывания. Западные лингвисты обычно относят тембр к разряду паралингвисти-ческих явлений [Crystal 2010; Crystal 2013]. В традициях отечественной школы языкознания тембр принято рассматривать как один из компонентов интонации. Это особая окраска голоса, передающая модальные отношения и чувства говорящих [Шевченко 2011; Веренинова 2012; Цибуля 2013; Медведева 2016; Васильев 2017; Лукина 2018].
Каждый человек обладает своим неповторимым тембром голоса, который несет в себе определенные свойства в силу специфики его физиологии. Можно с уверенностью утверждать, что общий тезис о том, что какая-то фраза выражает удивление, восхищение, грусть или иные коннотации, требует некоторой поправки. У разных людей с разной тембральной окраской голоса одни и те же модально-эмоциональные значения будут характеризоваться некоторой вариативностью.
Такой авторитетный исследователь, как Барбара МакЭфи (Barbara McAfee), выделяет пять типов голосов, связанными с пятью стихиями:
1) первый тип ассоциируется со стихией земли (the Earth Voice);
2) второй тип метафорически обнаруживает качества огня (the Fire Voice);
3) третий сравнивается со стихией воды (the Water Voice);
4) четвертый - металлический - характеризуется оттенками металлических звуков (the Metal Voice);
5) пятый тип - воздушный (the Air Voice) [McAfee 2011].
То, что МакЭфи называет типом голоса, практически представляет собой определенный тембр голоса. Как утверждает автор этой классификации, ни один тип голоса не встречается в чистом виде, однако каждый из них, как правило, превалирует в голосовой гамме.
Таким образом, с одной стороны, голос человека характеризуется сложным тембром, или типом голоса. С другой, каждый его компонент связан с выражением специфических модальных и эмоциональных значений и поэтому лучше подходит для реализации в одних ситуациях по сравнению с другими. Остальные составляющие можно развить с помощью дыхательных и звуковых упражнений с целью расширения возможностей своего голосового диапазона для более успешной коммуникации.
Типы голосов по Б. МакЭфи
Рассмотрим типы голосов подробнее.
Первый тип «the Earth Voice», который ассоциируется со стихией земли, является самым глубоким и низким из пяти голосов. Он имеет гортанный, горловой оттенок, а вибрация в основном распространяется в торсовой части туловища, как при рычании, стоне или зевании. Просыпаясь утром, многие люди издают подобные звуки инстинктивно. В ногах и в нижней части тела вибрации не ощущается. Этот голос связывается с такими чертами личности, как сильный характер, сила воли, авторитарность, устойчивость, фундаментальность.
Автор называет людей, у которых данный тип голоса является преобладающим: Марлен Дитрих (Marlene Dietrich), Цезария Эвора (Cesaria Évora), Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher), Рональд Рейган (Ronald Reigan), Арнольд Шварценеггер (Arnold Schwarzenegger), Сильвестер Сталлоне (Sylvester Stallone) и др. [McAfee 2011].
Второй тип голоса «the Fire Voice», который сравнивается со стихией огня, характеризуется сильной вибрацией в солнечном сплетении. Говорящий делает много вдохов и выдохов в короткий промежуток времени, насыщая кислородом все свое тело, что, в свою очередь, стимулирует силу голоса. Таким образом, создается замкнутый контур (петля «loop»), активизирущий работу всего организма.
Данный тип голоса указывает на такие черты, как страсть, личная власть, жизненная сила, энергия.
По мнению автора, к людям с преобладанием такого типа голоса относятся Маршия Болл (Marcia Ball), Арета Франклин (Aretha Franklin), Этта Джеймс (Etta James), Энни Ленокс (Annie Lenox), Мартин Лютер Кинг (Rv. Martin Luther King), Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti), Брус Спрингстин (Bruce Springsteen), Майкл Джэксон (Michael Jackson) и др. [McAfee 2011].
Третий тип голоса «the Water Voice», связанный со стихией воды, является голосом сердца, выражает доброту, ласку, искренность и сердечность. Он концентрируется в груди и в горле и характеризуется более теплой и мягкой тональностью по сравнению с «the Earth Voice» и «the Fire Voice».
Люди, говорящие искренне, нередко прикладывают руку к сердцу или соединяют руки на уровне сердца. Пытаясь подавить слезы, человек прикасается к горлу или обхватывает его рукой.
Голосом «the Water Voice» обладают Барбара Стрейзанд (Barbara Streisand), Сьюзан Бойл (Susan Boyle), Джулия Чайлд (Julia Child), Джимми Картер (Jimmy Carter), Тони Беннет (Tony Bennett), Эл Грин (Al Green) и др. [McAfee 2011].
Четвертый тип - металлический голос «the Metal Voice» имеет вибрацию в области носа, лба и глаз. Звук фокусируется в синусовых полостях, служащих мощным резонатором работы голосовых связок. По сравнению с "Fire Voice", сильный металлический тембр формируется на фоне слабого выдоха. Металлический звук также резонирует вокруг головы говорящего.
В соответствии с точкой зрения МакЭфи, этот тембр является преобладающим в голосах таких людей, как Эдит Пиаф (Edith Piaf), Мадонна (Madonna), Леди Гага (Lady GaGa), Джордж Буш (George W. Bush), Пол Маккартни (Paul McCartney), Боб Дилан (Bob Dylan) и др.
Пятый тип - воздушный голос «the Air Voice» характеризуется легкостью и воспринимается как приглушенное волнение. Это достигается тем, что несильный звук исторгается мощной волной выдоха и резонирует в области над головой. Этот тип тембра ассоциируется с легким движением ветра, вдохновением, воображением, ангельским голосом, духовной связью с высшим началом и т. п.
Преобладание воздушного тембра отмечается у таких людей, как Мэрилин Монро (Marilyn Monroe), Шаде (Sade), Эния (Enia), Джеймс Моррисон (James Morrison), Смоки Робинсон (Smokey Robinson), Джон Мэйер (Jonh Mayer) и др. [McAfee 2011].
Комментируя данную классификацию, следует отметить, что метафорические названия тембра голоса давно утвердились в фонетических исследованиях и в художественной литературе и являются общепринятыми. Так, например, бархатный, шелковый, мягкий, теплый, сладкий, резкий, плавный, глубокий и множество других оттенков тембра имеют в своей основе осязательные, вкусовые, двигательные и иные ощущения.
Классификация МакЭфи является весьма оригинальной, но в ней также, как и в существующих системах, достаточно четко и логично выявляются общие признаки качества голоса, предметов и явлений. Она сравнивает черты, свойственные голосу, и в данном случае природным стихиям.
Хотя у каждого человека один из представленных типов голоса является преобладающим, в его тембральном диапазоне присутствуют остальные окраски, но в меньшей степени. Поэтому в общении, в зависимости от коммуникативной установки говорящего, следует целенаправленно использовать другие возможности тембра.
Будучи певицей и специалистом в области постановки как певческого, так и речевого голоса, МакЭфи убедительно и последовательно следует своей концепции, предлагая различные ситуации, в которых проявляется тот или иной тембр голоса.
Ситуации, характерные для пяти типов голоса
1. Тембр голоса «the Earth Voice» сравнивается с предупреждающим ворчанием медведицы, охраняющей своих детенышей, с лаем сенбернара, стерегущим свою территорию, с возгласами наших доисторических предков, с голосом героя А. Шварценеггера из фильма «Терминатор» и др.
Тембр «the Earth Voice» придает особую весомость высказыванию, поэтому более всего подходит для демонстрации силы и власти. Он также свойствен родителям в строгом разговоре с серьезно провинившимися детьми; людям, профессионально владеющим самообороной в ситуации конфронтации с соперниками и т. п.
Воспитатели, родители, преподаватели, руководители, врачи с помощью этого тембра способны оказать положительное влияние на окружающих, находящихся в состоянии кризиса или паники.
Голос должен быть спокойным, медленным и полным уверенности.
2. Тембр голоса «the Fire Voice» больше всего подходит для выражения страсти, увлеченности, энтузиазма и поэтому часто используется великими ораторами для убеждения аудитории.
Зажигательная речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» характеризовалась этим тембром голоса. Вспомним также Долорес Иба-рурри, выдающего политического деятеля Испании, которую называли «Пламенная Долорес», страстно обличавшую в своих речах фашизм.
Спортсмены - метатели копья, тяжеловесы, игроки в регби - нередко прибегают к этому тембру для самоподбадривания и концентрации энергии в движениях, а также для отвлечения внимания соперников, особенно в боевых видах искусства, сопровождая свои выкрики ритмическими покачиваниями тела.
Использование «the Fire Voice» демонстрирует власть, а также силу и энергию. Экспрессивная мимика, горящий взгляд, энергичные жесты соотносятся с этим типом голоса. Поэтому не следует злоупотреблять этим тембром голоса и соотносящимся с ним невербальным поведением в обычной жизни. Этот тембр и связанная с ним невер-балика ограничены некоторыми ситуациями профессионального общения, изложенными выше. Они также характерны для футбольных болельщиков на трибунах, для речи сержанта, отчитывающего новобранцев, или для нью-йоркских таксистов в час пик и т. п.
3. Тембр «the Water Voice», который сравнивается со стихией воды, характеризуется теплым, умиротворяющим, успокаивающим звуком, напоминающим журчание воды. Одновременно в нем проявляется подбадривание, придающее собеседнику уверенность.
Этот тембр свойствен родителям, которые хвалят малыша, начинающего ходить. Проявление любви или примирение супружеской пары также происходят в похожей тональности. Мужчины, исполняющие женские роли, например Дастин Хоффман в фильме «Тут-си» («Tootsie»), имитируя женский голос, используют этот тембр. Бывший президент США Джимми Картер, говоря о своей работе по борьбе с болезнями в разных регионах мира, голосом выражает озабоченность, сочувствие и одновременно уверенность в том, что болезни можно победить.
Этот тембр инстинктивно используется людьми при выражении ласки и сочувствия. Он звучит, когда мы успокаиваем друзей или родственников, хвалим их и воодушевляем. При необходимости сообщить кому-то о чем-то неприятном эта окраска голоса смягчает воздействие на собеседника. В конфликтных ситуациях она помогает снять или уменьшить напряженность.
Следует учесть, однако, что как доминантная составляющая, этот тип голоса не эффективен в публичных выступлениях, презентациях или телеконференциях. Его доверительный интимный характер при обращении к большой аудитории может быть использован только в кратких отступлениях от основной темы для иллюстрации собственного опыта или выражения одобрения кому-то из слушателей.
Исключение составляет проповедь священника. В данной тональности она звучит более проникновенно и убедительно.
4. Металлический голос «the Metal Voice» сравнивается с неожиданным кошачьим криком на улице среди ночи, он свойствен некоторым сказочным персонажам, таким как ведьма, Баба-Яга и др.
Его острый характер «прорезает» не только тишину, но и все остальные фоновые звуки. Поэтому он может быть использован в толпе для привлечения внимания. Резкость этого тембра оказывается полезной в опасных ситуациях, требующих быстрой реакции: предупреждение человека о приближающейся машине; ребенка, собирающегося схватить горячий предмет; или коллег в офисе о случайно воспламенившейся корзине для бумаг и т. п.
Металлический голос применим, таким образом, в достаточно ограниченных случаях, выполняя функцию привлечения внимания для сигнала об опасности. Экспрессивная мимика, особая выразительность взгляда усиливают значение описываемых ситуаций.
Наряду с этим, как отмечает МакЭфи, металлический звук лежит в основе многих музыкальных жанров, таких как блюграсс, кантри, китайская опера и др. Автор высказывает интересное предположение о том, что зарождение этих музыкальных традиций связано с открытыми, охватывающими большие пространства, ландшафтами. Человек использовал металлическую окраску своего голоса, чтобы он далеко раздавался и резонировал среди гор, долин и лугов.
5. Воздушный тембр голоса «the Air Voice» можно услышать, когда счастливые родители разговаривают с новорожденным ребенком, по-особому называя малыша и любовно обращаясь к нему, произнося бессмысленные, но полные бесконечной нежности слова. В ответ младенец начинает гукать, улыбаться, бить ножками, издавать радостные звуки.
Или, например, читая детям сказку и наклоняясь к ним, рассказчик несколько приглушенным голосом говорит: «Давным-давно, жили-были...». Этот тембр способствует проявлению большего интереса, и дети слушают, затаив дыхание.
Похожей тональностью характеризуется разговор пожилой леди со своей собачкой, что вызывает у животного ответную реакцию: она извивается и виляет хвостом от радости и счастья.
Однако этот тембр подходит не только для общения с детьми или животными. Придавая речи приглушенный тембр и наклоняясь к собеседнику, можно воодушевить его, например, относительно планов на будущее или на принятие каких-либо решений. Доверительный
характер «воздушного» тембра используется при сообщении секретов или тайн.
Эта окраска голоса отличается теплотой и мягкостью, снимает мышечное напряжение, так как глубокое дыхание, лежащее в основе этой тональности, насыщает организм кислородом, тело оживляется, выражение лица просветляется. Используя этот тембр, можно услышать и почувствовать движение воздушной струи в ротовой полости.
Представляют интерес некоторые наблюдения МакЭфи относительно роли дыхания во время общения. Например глубокий медленный вдох одного из собеседников во время напряженного разговора обладает эффектом зеркальности - остальные участники беседы начинают спонтанно дышать глубже и медленнее, что в целом делает ситуацию менее напряженной. Однако резкий выдох, выражающий нетерпение, несогласие или раздражение, в совокупности с соответствующей мимикой, производит обратную реакцию - возрастает напряжение, и изменяется тональность диалога.
Упражнения для развития и совершенствования тембра
Практика развития и совершенствования пяти типов голоса, разработанная МакЭфи, включает в себя различные упражнения. Их текст не только представлен в книге, но и озвучен. Устный вариант содержит определенные звуки и интонации для тренировки каждого тембра. Критически оценивая предлагаемый тренинг, следует сказать, что установочные упражнения следует больше связывать не с воображаемыми, а с возможными реальными ситуациями, с их модально-эмоциональными коннотациями.
В целом упражнения, особенно дыхательные, представляют значительный интерес не только для фонетистов, но и для всех желающих развить возможности своего голоса для успешного общения.
Добавим, что важным компонентом тренировки определенной окраски голоса является невербальная составляющая, с которой реализация конкретного тембра образует некое единство.
Установочные упражнения для «the Earth Voice», выполняемые лежа, стоя или сидя, включают медленные, расслабленные движения, релаксацию мышц лица, потягивания, направленные на ощущение тяжести всего тела, глубокие зевки, многократное произнесение низкого звука «uuuh», который должен звучать все ниже и ниже.
Для овладения тембром «the Fire Voice» необходимо тренировать максимальные возможности громкости и высоты голоса, выбирая такие места и пространства (например, берег моря, отдаленный уголок парка, салон автомобиля и т. п.), где, не мешая другим, можно полностью сосредоточиться на упражнениях. Фразы следует пропевать и выкрикивать, обязательно сопровождая их соответствующей не-вербаликой: жесты рук должны подчеркивать ударные слова, ладони раскрыты, осанка прямая, мимика живая. Взгляд выражает интерес и устремлен на воображаемую аудиторию, устанавливая с ней контакт. Дыхательные упражнения - частые вдохи и выдохи, направленные на раскрытие «the Fire Voice», заряжают энергией всё тело для активной деятельности. Этот тембр голоса характеризуется страстностью, уверенностью и силой убеждения.
Ключевым моментом в раскрытии и совершенствовании «the Water Voice» является максимальное расслабление мышц речевого аппарата, особенно ротовой полости и нижней челюсти, где обычно наблюдается наибольшее напряжение. Следует начать с глубокого зевка, сопровождая его более высоким звуком по сравнению с «the Earth Voice». Рекомендуется также спеть колыбельную или выразить сочувствие близкому человеку в трудной ситуации, не используя при этом слова, а только тембр голоса.
При тренировке «the Water Voice» особую выразительность приобретает мимика. Жесты спокойные и плавные, корпус тела слегка наклоняется в сторону собеседника.
Для развития «the Metal Voice» необходимо сосредоточиться на артикуляции высокого пронзительного звука, имеющего назализованный оттенок. Для достижения носовой окраски голоса рекомендуется зажать ноздри пальцами и произнести долгий гласный звук, придав ему соответствующий оттенок. Затем, убрав пальцы, следует снова произнести этот звук, старясь сохранить его качество. Горло не должно быть сильно напряжено, внимание направлено на носовую полость, область вокруг глаз и лба. Полезно также имитировать звуки мяукающей кошки и хныкающего ребенка.
Людям, обладающим глухим или монотонным голосом, а также нечетким произношением, эти упражнения помогают сделать артикуляцию более четкой. Когда она становится отчетливой, живой и ясной, то и невербальные составляющие коммуникации - движения тела, жесты, мимика - приобретают более гармоничный характер.
Чтобы выявить в своем тембральном диапазоне «the Air Voice» и развить его, следует начать с шепота, сосредоточившись на силе воздушной струи в ротовой полости. Для привлечения внимания воображаемого коммуниканта, находящегося на отдалении, следует мнгого-кратно произнести слово «Hey», постепенно увеличивая громкость, а затем снова понижая ее до шепота. При этом необходимо постоянно концентрировать внимание на силе выдыхаемого воздуха.
В общении с маленькими детьми тембр голоса высокий и мягкий, мимика живая, глаза широко открыты, брови приподняты, на лице улыбка. Поэтому, тренируя «the Air Voice», необходимо также контролировать свое невербальное поведение.
У людей, в чьем голосе превалируют другие тембральные оттенки, упражнения на постановку «the Air Voice» обычно вызывают головокружение. В таких случаях рекомендуется расслабиться и сделать несколько спокойных вдохов и выдохов как при тренировке «the Earth Voice».
Обсуждение
Как отмечают исследователи происхождения языка, например Стивен Митен (Steven Mithen) в своей известной книге «Поющие неандертальцы» («The Singing Neanderthals») [Mithen 2006] или всемирно признанный ученый Дерек Бикертон (Derek Bickerton) [Bickerton 2000], древние предки современного человека имели достаточно развитый лексикон, который отражал понятия, связанные с жизненно важными ситуациями, в том числе относящиеся к явлениям природы.
На основе процесса взаимодействия с окружающей средой происходит «развитие внутренних отношений и состояний организма» [Леонтьев 2003, с. 9]. Реконструкции костей черепа и нижней челюсти древнего человека позволили выявить у него разнофункциональ-ность полушарий мозга и развитый голосовой аппарат [Мак-Фарленд 2003]. Такие слова, как «земля», «ветер»,«огонь», «вода» и др., соотносились с природными стихиями. Можно предположить, что наши далекие предки имитировали в речи различные свойства природных явлений посредством мелодических модуляций, тембра и темпа. Как указывает МакЭфи, тип голоса «the Earth Voice» связан с активностью одного из древних отделов человеческого мозга - рептильным мозгом (reptile brain) [McAfee 2011].
Представляется, что в процессе жизнедеятельности древнего человека формировались и другие тембры голоса. Находясь в полной зависимости от окружающей среды, он взаимодействовал со своими сородичами в поисках пропитания, в заботе о потомстве, в совместной охоте, в защите от стихий и диких зверей и т. д. Поэтому избегание опасности, сигналы об опасности были жизненно необходимы. Высокий резкий звук («the Metal Voice»), далеко раздававшийся в окружающем пространстве, был кратчайшим и эффективным способом предупредить о какой-то угрозе и поднять тревогу. Современные люди часто используют этот тембр с такой же целью. Более того, мы слышим искусственно созданный высокий резкий звук, например при включении сирены полицейской машины или пожарной сигнализации. Вероятно, ассоциация подобного звука с ситуацией опасности не является произвольной, но заложена в генах человека.
Многолетние исследования американского антрополога Пола Эк-мана (Paul Ekman) свидетельствуют об особенностях формирования человеческих эмоций в ходе эволюции и о той роли, какую они играли в процессе выживания [Ekman 2004]. В выражении ярости, страха, печали, отвращения, удивления, радости и других чувств особое значение имели интонация, в том числе тембральная окраска голоса, а также мимика и телодвижения. Манифестация власти, проявление гнева, страсти, любви, нежного отношения к потомству и многое другое передавались различными оттенками тембра.
Они развивались и совершенствовались в течение длительного исторического периода. Их появление уходит в глубокую древность и связано с формированием эмоций и когнитивной деятельности в процессе эволюции в контексте взаимодействия древних людей с окружающим миром.
Выводы
1. В тембре голоса каждого человека превалирует, как правило, один из пяти выделенных типов.
2. Остальные компоненты тембрального диапазона можно развить с помощью специальных дыхательных и звуковых упражнений.
3. Более тонкое варьирование тембральной окраски в передаче различных оттенков модально-эмоциональных значений должно способствовать успешной коммуникации.
4. Каждый тембр голоса соотносится с определенными выражениями лица, жестами, движениями тела. Поэтому, тренируя тембраль-ную вариативность, следует обращать внимание на невербальные составляющие общения.
5. Качество голоса и коррелирующие с ним невербальные характеристики являются отражением когнитивных процессов, происходящих у человека во время коммуникации.
6. Различные оттенки тембра голоса формировались и совершенствовались в течение долгого периода времени. Их возникновение уходит в глубокую древность и связано с развитием эмоций, отражая формирование когнитивных процессов в ходе эволюции в контексте взаимодействия древних людей с окружающим миром.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Васильев В. А., Катанская А. Р. и др. Фонетика английского языка: Практический курс. Новое издание / под ред. Ж. Б. Верениновой : учебник на англ. яз. Дубна : Феникс+, 2017. 375 с. Веренинова Ж. Б. Фонетическая база английского языка с сопоставлении с фонетической базой русского языка: учеб. пособие для факультетов иностранных языков и факультетов повышения квалификации. Изд. 3-е, перераб. и доп. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. 148 с. Леонтьев А. Н. Проблема возникновения ощущения // Сравнительная психология и зоопсихология / сост. и общ. ред. Г. В. Калягиной. СПб. : Питер, 2003. С. 7-20. (Серия «Хрестоматия по психологии»). Лукина Н. Д. Практический курс фонетики английского языка: учебн. пособие для студентов I курса, обучающихся по направлению «Лингвистика» / под ред. канд. филол. наук, проф. Ж. Б. Верениновой. 3-е изд., испр. и доп. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. 238 с. Мак-Фарленд Д. Язык и психические представления // Сравнительная психология и зоопсихология / сост. и общ. ред. Г. В. Калягиной. СПб. : Питер, 2003. С. 321-338. (Серия «Хрестоматия по психологии»). Медведева Т. В. Специфика качества голоса в академической презентации. Вестник МГЛУ «Фонетико-фонологические аспекты дискурса». Вып. 1 (661). Серия «Языкознание». М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. С. 89-98. Цибуля Н. Б. Курс практической фонетики английского языка. Британский
и американский варианты / учебник. М. : Гнозис, 2013. 384 с. Шевченко Т. И. Фонетика и фонология английского языка: Курс теоретической фонетики английского языка для бакалавров. Дубна : Феникс +, 2011. 256 с.
H. 5. ^6ynn
Bickerton D. How Protolanguage Became Language. In: The Evolutionary Emergence of Language / C. Knight, M. Studdert-Kennedy, and J. Hurford (eds.). Cambridge : Cambridge University Press, 2000. P. 264-284.
Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of Language. Cambridge : Cambridge University Press, 2010. 516 p.
Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language. Cambridge : Cambridge University Press, 2013. 499 p.
Ekman P. Emotions Revealed. Understanding Faces and Feelings. London : Phoenix, 2004. 282 p.
McAfee B. Full Voice. The Art and Practice of Vocal Presence. San Fransisco : Berrett-Koehler Publishers, Inc., 2011. 215 p.
Mithen S. The Singing Neanderthals. The Origins of Music, Language, Mind, and Body. Cambridge, Massachusetts : Harvard University Press, 2006. 374 p.
REFERENCES
Vasil'yev V. A., Katanskaya A. R. i dr. Fonetika angliyskogo yazyka: Prakticheskiy kurs. Novoye izdaniye / pod red. Zh. B. Vereninovoy: uchebnik na angl. yaz. Dubna: Feniks , 2017. 375 s.
Vereninova Zh. B. Foneticheskaya baza angliyskogo yazyka s sopostavlenii s fone-ticheskoy bazoy russkogo yazyka: ucheb. posobiye dlya fakul'tetov inostran-nykh yazykov i fakul'tetov povysheniya kvalifikatsii. Izd. 3-e, pererab. i dop. M. : FGBOU VPO MGLU, 2012. 148 s.
Leont'yev A. N. Problema vozniknoveniya oshchushcheniya // Sravnitel'naya psikhologiya i zoopsikhologiya / sost. i obshch. red. G. V. Kalyaginoy. SPb. : Piter, 2003. S. 7-20. (Seriya «KHrestomatiya po psikhologii»).
Lukina N. D. Prakticheskiy kurs fonetiki angliyskogo yazyka: uchebn. posobiye dlya studentov I kursa, obuchayushchikhsya po napravleniyu «Lingvistika» / pod red. kand. filol. nauk, prof. Zh. B. Vereninovoy. 3-e izd., ispr. i dop. M. : FGBOU VO MGLU, 2018. 238 s.
Mak-Farlend D. Yazyk i psikhicheskiye predstavleniya // Sravnitel'naya psikho-logiya i zoopsikhologiya / sost. i obshch. red. G. V. Kalyaginoy. SPb. : Piter, 2003. S. 321-338. (Seriya «Khrestomatiya po psikhologii»).
Medvedeva T. V. Spetsifika kachestva golosa v akademicheskoy prezentatsii. Vest-nik MGLU «Fonetiko-fonologicheskiye aspekty diskursa». Vyp. 1 (661). Seriya «YAzykoznaniye». M. : FGBOU VPO MGLU, 2013. S. 89-98.
TSibulya N. B. Kurs prakticheskoy fonetiki angliyskogo yazyka. Britanskiy i ame-rikanskiy varianty / uchebnik. M. : Gnozis, 2013. 384 s.
Shevchenko T. I. Fonetika i fonologiya angliyskogo yazyka: Kurs teoretiche-skoy fonetiki angliyskogo yazyka dlya bakalavrov. Dubna : Feniks, 2011. 256 s.
Bickerton D. How Protolanguage Became Language. In: The Evolutionary Emergence of Language / C. Knight, M. Studdert-Kennedy, and J. Hurford (eds.). Cambridge : Cambridge University Press, 2000. P. 264-284.
Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of Language. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 516 p.
Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 499 p.
Ekman P. Emotions Revealed. Understanding Faces and Feelings. London: Phoenix, 2004. 282 p.
McAfee B. Full Voice. The Art and Practice of Vocal Presence. San Fransisco: Berrett-Koehler Publishers, Inc., 2011. 215 p.
Mithen S. The Singing Neanderthals. The Origins of Music, Language, Mind, and Body. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 2006. 374 p.