Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28,
№ 1. С. 192-197. ISSN 2073-1426
Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 1, pp. 192-197.
ISSN 2073-1426
Научная статья
УДК 378:004
https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-192-197
ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ОБУЧЕНИЕМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Елькина Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, Московский университет им. С.Ю. Витте, Москва, elkina.i.u@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7899-8400
Аннотация. В эпоху бурного развития образовательных технологий информатизация процесса обучения стала одним из самых востребованных направлений образовательной деятельности, поэтому особое значение приобретает изучение условий, позволяющих обеспечить построение электронного образовательного пространства, способного успешно интегрироваться в образовательный процесс и обеспечить его эффективность. Статья посвящена описанию результатов эмпирического исследования связей между характеристиками электронной информационно-образовательной среды и удовлетворенностью студентов учебной деятельностью. В исследовании приняли участие 217 студентов Московского университета им. С.Ю. Витте, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. Математическая обработка полученных данных показала наличие статистически значимой связи удовлетворенности студентов учебной деятельностью с позицией педагога, соответствием обучения ожиданиям студентов, а также качеством обратной связи. Автором предложены педагогические приемы, позволяющие организовать обучение, центрированное на интересах и возможностях студентов, а также повысить уровень удовлетворенности обучением в условиях информационно-образовательной среды. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования обучения, организованного с применением дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, дистанционные образовательные технологии, удовлетворенность обучением, образовательный контент, обратная связь, студентоцентрированное обучение.
Для цитирования: Елькина И.Ю. Изучение факторов, влияющих на удовлетворенность студентов обучением с применением дистанционных образовательных технологий // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 192-197. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-192-197
Research Article
THE STUDY OF FACTORS AFFECTING STUDENT SATISFACTION WITH LEARNING USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES
Irina Yu. Elkina, Candidate of Psychological Sciences, Witte Moscow University, elkina.i.u@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7899-8400
Abstract. In the era of rapid development of educational technologies, informatisation of the learning process has become one of the most popular areas of educational activity thus providing particular importance to study the conditions allowing the construction of an electronic educational space that would successfully integrate into the educational process and ensure its effectiveness. The article describes the results of an empirical study of the relationship between the characteristics of the information and educational environment and student satisfaction with learning activities. The study involved 217 students of Witte Moscow University, studying with the use of distance learning technologies. Mathematical processing of the obtained data showed the presence of a statistically significant relationship between students' satisfaction with educational activities with the position of the pedagogue, the correspondence of teaching to students' expectations, as well as the quality of feedback. The author suggests pedagogic techniques that allow to organise training centred on the interests and capabilities of students, as well as to increase the level of satisfaction with learning in an information and educational environment. The results of the study can be used to improve training organised with the use of distance learning technologies.
Keywords: electronic information affecting educational environment, distance learning technologies, satisfaction with learning, educational content, feedback, student-centred learning.
For citation: Elkina I. Y. The study of factors affecting student satisfaction with learning using distance learning technologies. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2022. vol. 28, № 1, pp. 192-197. https:// doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-192-197
192
Вестник КГУ S 2022 © Елькина И.Ю., 2022
Электронное обучение является инновационной парадигмой образования, основанной на применении информационно-коммуникативных технологий; оно является мощным инструментом, предоставляющим студентам возможность приобретать образовательный опыт в альтернативной образовательной среде. Современные образовательные технологии используются как в обучении, полностью организованном в электронной среде, так и в смешанном обучении, в основе которого лежит концепция объединения технологий традиционного и электронного обучения.
С развитием информационного общества и расширением использования информационно-коммуникативных технологий в обучении все больше образовательных программ реализуется посредством дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение представляет собой процесс приобретения знаний на основе применения современных информационно-коммуникативных технологий, обучения на расстоянии, без личного контакта преподавателя и обучаемого, но включающий все компоненты, присущие учебному процессу и реализуемые средствами ИКТ [Елизаров: 93].
Современные технологические возможности позволяют студентам осваивать учебный материал, несмотря на имеющиеся временные и пространственные ограничения. Это особенно важно для студентов, находящихся в неблагоприятном положении из-за географических и социальных проблем: удаленного места жительства (сельская местность или изолированная территория), труднодоступного транспорта, физических и временных ограничений, наличия в семье лиц, требующих постоянного присмотра/ухода. Обучение с помощью дистанционных образовательных технологий может содействовать повышению профессионального уровня студента, качественному улучшению перспектив трудоустройства и в конечном счете - реализации имеющегося потенциала.
Преимущества применения дистанционных образовательных технологий обучения очевидны и для высших учебных заведений. Возможность увеличивать число студентов без необходимости размещать их в стенах учебного заведения делает дистанционное обучение все более популярным. При этом образовательным учреждениям необходимо постоянно совершенствовать качество учебного процесса и учитывать факторы, оказывающие влияние на его эффективность. В связи с этим важным направлением современных исследований становится изучение особенностей электронной информационно-образовательной среды, способных стимулировать учебную мотивацию студентов, повышать уровень их учебной активности и удовлетворенности.
В современной научной литературе широко обсуждаются условия эффективного электронного обучения, а также вопросы удовлетворенности студентов учебной деятельностью в электронной информационно-образовательной среде. Научные исследования отечественных ученых в этой области представлены трудами А.А. Колесниковой, А.И. Синицкого, О.А. Заболоцкой, Н.Н. Мартынович и др. В зарубежной литературе вопросы удовлетворенности студентов электронным обучением рассматривается в статьях С.К. Йен, Г. Рам, М.И. Санталли, Дж. Грэй и др. Ряд исследований посвящен изучению факторов, влияющих на удовлетворенность студентов обучением с применением ДОТ. В качестве таковых рассматриваются цифровая компетентность преподавателя, уровень владения компьютером, возраст студентов, возможность применять знания на практике, оперативность технической поддержки стабильный доступ в интернет и пр.
Современные отечественные и зарубежные исследования в данной области демонстрируют тот факт, что особую значимость для слушателей имеет качество образовательного контента (M.A. Almaiah, D. Al-Fraihat, S. Ghazal, Q.N. Naveed, М.А. Горбунов, М.В. Леган и др.), соответствие системы обучения первоначальным ожиданиям студентов (A. Alshehri, R.D. Mahande, M.J. Rutter, C.R. Pennington, Л.А. Шепелева, В.В. Марюхина и др.), специфика взаимодействия преподавателя и обучающегося во время занятий (Q.N. Naveed, S. Ghazal, А.А. Колесникова, О.Л. Колесников, А.И. Синицкий и др), а также доступность и полнота обратной связи от преподавателя (M.A. Almaiah, S.L. Walker, М.М. Дворяши-на, Е.В. Артёмова). В связи с этим мы предприняли попытку исследования взаимосвязи перечисленных факторов и удовлетворенности студентов обучением с применением ДОТ.
Качество образовательного контента и дизайн электронного курса является одним из ключевых факторов, влияющих на удовлетворенность студентов, обучающихся дистанционно [Almaiah]. Термином «контент» исследователи обозначают некое информационное наполнение, например, это могут быть тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение информационной системы [Иванова, Сокол: 9]. Учебный курс, разработанный в соответствии с имеющимися у студентов знаниями, умениями, навыкам и способностями, может улучшить качество электронного обучения, повысить уровень восприятия и запоминания материала, повысить удовлетворенность студентов учебной деятельностью, а также уровень их академической успеваемости. При этом формы учебных занятий, методы и дидактические принципы обучения при освоении образовательных программ с помощью элек-
тронного образовательного ресурса могут варьироваться в соответствии с содержанием и спецификой обучения. Низкое качество электронного курса, напротив, может привести к сопротивлению студентов, снижению частоты использования образовательной платформы вплоть до полного отказа от него.
Роль, которую отводит учащимся педагог, имеет важное значение для студентов в связи с тем, что цен-трация педагога на интересах студентов, предоставление студентам возможности руководить собственной учебной деятельностью, делать выбор, активно участвовать в дискуссиях, разрабатывать собственные учебные проекты, исследовать интересующие их темы и вносить вклад в разработку собственной траектории обучения не только стимулируют учебную мотивацию студентов, но и повышают уровень их удовлетворенности. Реализация педагогом студен-тоцентрированного подхода удовлетворяет познавательные потребности студентов, позволяет связать содержание курса с их личным опытом, включить студентов в самостоятельную учебную деятельность, сформировать потребность в саморазвитии, раскрытии своего личностного потенциала [Елькина: 37].
Работы, посвященные изучению удовлетворенности студентов дистанционным обучением, подчеркивают важное значение такого фактора, как обратная связь. Студенты, которые получают достаточную поддержку со стороны преподавателя, более удовлетворены электронным обучением. Несмотря на то, что электронное обучение с применением ДОТ ориентировано прежде всего на самостоятельную работу студента, своевременная, продуктивная помощь преподавателя может рассматриваться как ключевой фактор, повышающий учебную мотивацию и удовлетворенность студентов учебной деятельностью [Simsek; РИат].
Студенты, обучающиеся в электронной информационно-образовательной среде, способны работать без педагога, однако педагогам следует быть готовыми к обеспечению быстрой и адекватной обратной связи, чтобы избежать снижения учебной мотивации студентов. Оперативная обратная связь помогает в развитии прочной взаимосвязи между преподавателями и студентами, что в конечном итоге приводит к улучшению результатов обучения. Преподаватели, участвующие в реализации образовательных программ с применением ДОТ, должны быть доступны, давать оперативные ответы и поощрять студентов, используя для этого возможности электронной информационно-образовательной среды.
Анализ научной литературы демонстрирует тот факт, что удовлетворенность студентов дистанционным обучением во многом зависит от соответствия электронной информационно-образовательной среды их ожиданиям. В случаях, когда содержание курса не соответствует первоначальному представлению
студентов, снижается как уровень удовлетворенности курсом, так и уровень учебной мотивации [Pennington]. Несоответствие реальности ожиданиям вызывает у студентов тревогу и ощущение напряженности, поскольку чувство неизвестности ограничивает возможность суждения о том, какие требования могут быть предъявлены в новых условиях и в какой мере собственные возможности студента будут соответствовать гипотетическим требованиям преподавателя [Комиссарова: 40].
Целью нашего исследования стало изучение корреляционных связей между рядом значимых для студентов характеристик электронной информационно-образовательной среды и удовлетворенностью учебной деятельностью.
В исследовании приняли участие 217 студентов в возрасте от 18 до 42 лет, обучающихся дистанционно по направлению «Психолого-педагогическое образование» в Московском университете им. С.Ю. Витте. Все участники исследования прошли обучение по дисциплине «Психология учебной деятельности» и по окончании данного курса получили на электронную почту бланки теста-опросника и анкеты, использованные нами в качестве инструментов исследования. Для выявления уровня удовлетворенности студентов учебной деятельностью в рамках дисциплины «Психология учебной деятельности» был применен модифицированный тест-опросник Л.В. Мищенко (шкала удовлетворенности содержанием учебного процесса) [Мищенко]. Обработка результатов теста-опросника показала, что для студентов, прошедших обучение по дисциплине «Психология учебной деятельности», в целом характерен высокий (41 %) и средний (44,7 %) уровень удовлетворенности данным курсом.
Для выявления оценки студентами качества образовательного контента, качества обратной связи, ориентации педагога на интересы студентов, а также соответствия электронной информационно-образовательной среды ожиданиям студентов нами была использована анкета, разработанная А. Бан-гертом [Bangert]. Результаты анкетирования представлены на рисунке 1.
Выявление взаимосвязи между характеристиками электронной информационно-образовательной среды и показателями удовлетворенности курсом «Психология учебной деятельности» осуществлялось с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона. Результаты представлены в таблице 1.
Математическая обработка результатов показала, что фактором, в наибольшей степени влияющим на удовлетворенность студентов учебной деятельностью в рамках дисциплины «Психология учебной деятельности», является центрация педагога на интересах студентов (p < 0,01). Большинство студен-
Вестник КГУ 2022
Рис. 1. Оценка студентами характеристик электронной информационно-образовательной среды
Таблица 1
Взаимосвязь между характеристиками электронной информационно-образовательной среды
и удовлетворенностью обучением = 217)
Качество образовательного контента Качество обратной связи Центрация педагога на интересах студентов Соответствие обучения ожиданиям студента
Удовлетворенность обучением 0,11 0,15* 0,23** 0,19**
Примечание: * р < 0,05; ** р < 0,01.
тов отметили тот факт, что педагог поощрял учебные дискуссии в рамках онлайн-лекций, предоставлял информацию, позволяющую применять полученные знания на практике в реальной жизни, и предлагал задания, имеющие непосредственное отношение к сфере интересов студентов.
Обнаружена выраженная закономерность (р < 0,01) между удовлетворенностью студентов и соответствием обучения их ожиданиям (р < 0,01). Также отмечается наличие статистически значимых корреляционных связей (р < 0,05) между удовлетворенностью студентов и качеством обратной связи. Регулярная и своевременная информация и ответы на вопросы, в том числе напрямую не связанные с содержанием дисциплины, помогают студентам осознавать результативность собственного труда, а значит, стимулируют удовлетворённость учебной деятельностью.
Связь удовлетворенности студентов с качеством образовательного контента в рамках данного исследования не нашла своего подтверждения, но, несмотря на это, нельзя отвергать значение данного фактора в построении электронной информационно-образовательной среды.
Полученные в исследовании результаты позволяют предположить, что в процессе обучения с применением ДОТ одним из ключевых факторов, оказывающих влияние не только на эффективность обучения, но и на отношение студентов к учебной деятельности, является взаимодействие педагога со студентами. Педагогическое общение способно создать оп-
тимальную систему отношений между педагогом и студентами, расширяя способы передачи учебной информации через электронную информационно-образовательную среду и учитывая потребности и возможности каждого студента.
Гибкость и вариативность технологий электронного обучения позволяет сформулировать педагогические приемы, позволяющие реализовать идеи подхода, центрированного на интересах студентов, в условиях электронной информационно-образовательной среды:
- стимулирование дискуссии между студентами в рамках онлайн-лекций, веб-конференций и т. п., организация группового решения учебных задач, выбор в качестве приоритетного направления совместной познавательной деятельности сотрудничество, а не соперничество;
- содействие общению студентов на студенческих и научных форумах;
- постановка перед студентами задач, связанных с разработкой в условиях сетевого образовательного пространства собственных учебных проектов, имеющих непосредственное отношение к сфере их интересов;
- передача студентам не конкретных знаний, а способов работы с учебной информацией, размещенной на интернет-ресурсах (электронных библиотеках, поисковых системах, порталах и пр.);
- ориентация студентов на то, что преподаватель выступает в учебном процессе не источником инфор-
мации, накопленной человечеством, а компетентным консультантом, помощником, координатором самостоятельной, активной познавательной деятельности, содействующим становлению личности студента, способного к самоактуализации в профессиональной деятельности [Рыбакова: 59];
- подчеркивание активной роли и ответственности студентов за результаты обучения;
- сравнение результатов промежуточного онлайн-тестирования студентов не с результатами других студентов, а с их собственными результатами, достигнутыми ранее;
- уточнение промежуточных результатов обучения студентов, обсуждение возможностей практического применения полученных знаний, а также путей саморазвития, самосовершенствования [Елькина: 37].
Качественное образование, основывающееся на современных инновационных технологиях, является эффективным средством достижения высоких результатов обучения. Перечисленные в работе характеристики электронной информационно-образовательной среды могут оказать положительное влияние не только на уровень удовлетворенности студентов, но и на уровень их учебной мотивации, а значит, успешности профессионального обучения. Электронная информационно-образовательная среда должна быть тщательно спроектирована таким образом, чтобы не только максимально удовлетворять потребности и ожидания субъектов образовательного процесса, но и способствовать наиболее полному использованию возможностей как педагогов, так и студентов.
Результаты проведенного исследования дополняют имеющиеся научные данные и могут быть использованы для совершенствования обучения, организованного с применением дистанционных образовательных технологий. Исходя из цели исследования (изучение корреляционных связей между рядом значимых для студентов характеристик электронной информационно-образовательной среды и удовлетворенностью учебной деятельностью) было выявлено, что удовлетворенность учебной деятельностью связана в большей степени с центрацией педагога на интересах студентов (р < 0,01), а также соответствием обучения ожиданиям студентов (р < 0,01) и в меньшей степени - с качеством обратной связи (р < 0,05). Связь удовлетворенности с качеством образовательного контента в рамках данного исследования не выявлена, но данный фактор не может не учитываться при разработке электронной информационно-образовательной среды.
В дальнейшем необходимо исследовать и другие факторы, влияющие на отношение студентов к обучению с применением ДОТ (уровень владения компьютером, возраст студентов, возможность при-
менять знания на практике, оперативность технической поддержки, стабильный доступ в интернет и пр.). Всестороннее изучение факторов, влияющих на удовлетворенность студентов обучением в условиях электронной информационно-образовательной среды, позволит учитывать их специфику при организации качественного дистанционного обучения, а значит, повышать его эффективность.
Список литературы
Елизаров А.М., Елизарова Р.У. Использование информационно-коммуникационных технологий в электронном обучении в странах СНГ // Информационное общество. 2016. № 4-5. С. 92-103.
Елькина И.Ю. Реализация идей студентоцентриро-ванного обучения в условиях применения дистанционных образовательных технологий // Образовательные ресурсы и технологии. 2021. № 1 (34). С. 33-38. DOI: 10.21777/2500-2112-2021-1-33-38
Иванова Л.Б., Сокол Н.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в создании учебного контента // Сборник конференции НИЦ «Социосфера». 2020. № 1. С. 18-22.
Комиссарова О.А. Проблема перестройки эмоциональной сферы личности первокурсников в период вузовской адаптации // Образовательные ресурсы и технологии. 2021. № 1 (34). С. 39-43. DOI: 10.21777/2500-2112-2021-1-39-43.
Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2007. № 3. С. 122-128.
Рыбакова Н.А. Проблемы самоактуализации субъектов образовательного процесса вуза в условиях онлайн-обучения // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 4 (33). С. 54-61. DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-54-61.
AlmaiahM.A., Alyoussef I.Y. Analysis of the effect of course design, course content support, course assessment and instructor characteristics on the actual use of e-lear-ning system. IEEE Access, 2019, vol. 7. DOI: 10.1109/ ACCESS.2019.2956349
Bangert A.W. The Development and Validation of the Student Evaluation of Online Teaching Effectiveness. Computers in the Schools, 2008, vol. 25, pp. 2547. DOI: 10.1080/07380560802157717
Berniak-Wozny J., Rataj M., Plebanska M. The Impact of Learning Mode on Student Satisfaction with Teaching Quality: Evaluation of Academic Staff Teaching before and during Covid-19. European Research Studies Journal, 2021, vol. 24 (3B), pp. 722-738. DOI: 10.35808/ ersj/2497
Pennington C.R. et al. Transitioning in higher education: An exploration of psychological and contextual factors affecting student satisfaction. Journal of Further and
196
Вестник КГУ -Л 2022
Higher Education, 2018, vol. 42 (5), pp. 596-607. DOI: 10.1080/0309877X.2017.1302563
Pham L. et al. Does e-learning service quality influence e-learning student satisfaction and loyalty? Evidence from Vietnam. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 2019, vol. 16 (7). DOI: 10.1186/s41239-019-0136-3
Simsek U., Turan I. Social studies teachers and teacher candidates' perceptions on prompt feedback and communicate high expectations. PEOPLE: International Journal of Social Sciences, 2017, vol. 3 (1), pp. 332345. DOI: 10.20319/pijss.2017.31.332345
References
Elizarov A.M., Elizarova R.U. Ispol'zovanie infor-matsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v elektron-nom obuchenii v stranakh SNG [The use of information and communication technologies in e-learning in the CIS countries]. Informatsionnoe obshchestvo [Information Society], 2016, № 4-5, pp. 92-103. (In Russ.)
El'kina I.Iu. Realizatsiia idei studentotsentrirovanno-go obucheniia v usloviiakh primeneniia distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii [Implementation of the ideas of student-centered learning in the context of the use of distance learning technologies]. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii [Educational resources and technologies], 2021, № 1 (34), pp. 33-38. DOI: 10.21777/2500-21122021-1-33-38 (In Russ.)
Ivanova L.B., Sokol N.N. Ispol'zovanie informatsi-onno kommunikatsionnykh tekhnologii (IKT) v sozda-nii uchebnogo kontenta [The use of information and communication technologies (ICT) in the creation of
educational content]. Sbornik konferentsii NITs «Sotsio-sfera» [Collection of the conference SIC «Sociosphere»],
2020, № 1, pp. 18-22. (In Russ.)
Komissarova O.A. Problema perestroiki emotsional'-noi sfery lichnosti pervokursnikov v period vuzovskoi adaptatsii [The problem of restructuring the emotional sphere of the personality of first-year students during the period of university adaptation]. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii [Educational resources and technologies],
2021, № 1 (34), pp. 39-43. DOI: 10.21777/2500-21122021-1-39-43. (In Russ.)
Mishchenko L.V. K probleme diagnostiki otnoshe-niia studentov k uchebnoi deiatel'nosti [To the problem of diagnostics of students' attitude to learning activities] Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniia [Bulletin of practical Psychology of Education], 2007, № 3, pp. 122-128. (In Russ.)
Rybakova N.A. Problemy samoaktualizatsii sub"ek-tov obrazovatel'nogo protsessa vuza v usloviiakh on-lain-obucheniia [Problems of self-actualization of subjects of the educational process of the university in the conditions of online learning]. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii [Educational resources and technologies], 2020, № 4 (33), pp. 54-61. DOI: 10.21777/2500-21122020-4-54-61
Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 19.03.2022; принята к публикации 19.03.2022.
The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 19.03.2022; accepted for publication 19.03.2022.