Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЗРИТЕЛЬНУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ'

ИЗУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЗРИТЕЛЬНУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF NATURAL ILLUMINATION ON THE VISUAL WORKING CAPACITY OF SCHOOLCHILDREN

The illumination and visual working capacity of pupils were found to vary to some extent depending on the orientation of classrooms.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЗРИТЕЛЬНУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»

Учитывая высокую интенсификацию труда при работе на строительных машинах, сложность производственной обстановки (по классификации В. В. Розенблата эта работа по факторам тяжести нервной нагрузки относится к категории напряженной, тяжелой), агрессивность факторов окружающей среда, с нашей точки зрения, правомерно поставить вопрос о предварительном (до выхода на строительные объекты) обучении учащихся 1 основным приемам, навыкам и правилам выполнения работ на специально оборудованных тренажерах и стендах-аналогах систем управления строительных машин. Их использование на данном этапе подготовки позволит подросткам быстрее приобрести основные рабочие навыки и умение, выработать автоматизм, сформировать динамический стереотип. В связи с этим интересные эргономические задачи стоят перед специалистами, конструирующими и оборудующими такие тренажеры и стенды. Целесообразно также создание в строительных профессионально-технических училищах профилированных мастерских, специализированных полигонов и миниатюр-полигонов, оборудованных необходимой учебной аппаратурой в соответствии с требованиями возрастной эргономики.

Внедрение указанных мероприятий при профессиональном обучении подростков-строителей позволит повысить качество подготовки кадров для данного производства, обеспечит определенные гарантии по сохранению и укреплению состояния здоровья этой части молодежи, повысит производительность ее труда.

ЛИТЕРАТУРА

Жилсв Ю. Д. — Гиг. труда, 1975, № 1, с. 6—8. Жилсв Ю. Д. — Прсф.-техн. образование, 1977, № 2, с. 18—19. Кагансвич Д. И., Ястребов Г. Г. — В кн.: Состояние и перспективы гигиенической I науки в связи с развитием народного хозяйства Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера в свете решений XXIV съезда КПСС. М., 1973, с. 46—55. Ястребсв Г. Г. и Куценко Г. И. — Прсф.-техн. образование, 1977, № 6, с. 26—27.

Поступила 27/X 1978] г.

AGE-SPECIFIC ERGONOMICS IN BUILDING CONSTRUCTION G. G. Yastrebov and G. 1. Kutsenko

Recommendations are given relating to improvements in the conditions and schedules of vocational training for adolescents and in the design of operator's cabins in building machines and to the provision, for technical training schools, of special proving grounds, testing units, and trainers so equipped as to meet the requirements of ergonomics.

УДК 613.165:371.7

Н. С. Бурганетдинова

ИЗУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЗРИТЕЛЬНУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Пермский медицинский институт

Задачей настоящей работы являлось изучение естественного освещения и его влияния на зрительную работоспособность учащихся в зависимости от ориентации учебных помещений школьных зданий в условиях Западного Урала. Необходимо указать, что для Западного Урала характерны неравномерное распределение световой и ультрафиолетовой радиации в течение года, выраженный природный дефицит световых и ультрафиолетовых лучей в осенний и зимний сезоны, т. е. в период проведения учебных занятий.

Работа выполнена в натурных условиях общеобразовательной школы № 43 Перми в 3 классных помещениях, имеющих южную, восточную и за-

падную ориентацию. Под наблюдением находилось 80 школьников в возрасте от 10 до 11 лет, имеющих нормальную остроту зрения и цветоощущения. Применяли наиболее информативные гигиенические и физиологические методы: определение абсолютных уровней естественной освещенности, коэффициента естественной освещенности, устойчивости ясного видения и хроматического зрения, остроты зрения, латентного периода зрительно-моторной реакции и общей работоспособности. Исследования проводили непосредственно в учебном помещении с предварительной адаптацией к условиям среды в течение 10—15 мин до начала учебных занятий, в середине и в конце учебного дня. Выполнено всего около 12 ООО исследований освещенности и зрительных функций.

В результате изучения световой среды в классных помещениях различной ориентации установлено, что наибольшую освещенность имеет класс южной ориентации, а наименьшую — класс западной ориентации. При анализе частоты низких уровней естественной освещенности по рядам парт в зависимости от ориентации учебных помещений отмечено, что в классе южной ориентации они имеются только на третьем ряду парт, в классе восточной ориентации — на втором и третьем рядах, в классе западной ориентации — на всех трех рядах.

В связи с этим изучена продолжительность использования естественного света в классных помещениях различной ориентации. С этой целью на протяжении всего учебного года регистрировали время включения и выключения искусственного освещения. Результаты наблюдений с середины октября по 15 апреля показали, что в классе, ориентированном на юг, искусственным освещением пользуются до 10 ч утра (до окончания 2-го урока), в классе восточной ориентации — до 12 ч (до окончания 4-го урока), в классе западной ориентации учащиеся, как правило, весь указанный период занимаются при искусственном освещении. Это еще раз подтверждает неблагоприятные условия естественного освещения в учебном помещении западной ориентации и в связи с этим меньшую возможность использования в нем наиболее полноценного дневного освещения.

В зависимости от различных условий естественного освещения выявлена и определенная закономерность в изменении зрительной работоспособности учащихся, обучающихся в классных помещениях различной ориентации. Результаты исследования устойчивости ясного видения показали наличие наиболее высокой этой функции у учащихся, занимающихся в классе южной ориентации. Так, время ясного видения при уровне естественного освещения до 200 лк у учащихся, занимающихся в классе южной ориентации, составляло 42,8%, в классах восточной ориентации — 32,6%, западной — 20,2%, т. е. значительно меньше. Лучшие показатели устойчивости ясного видения у учащихся независимо от ориентации классов наблюдались при 600 — 1200 лк. Это согласуется с данными М. А. Шаровой, установившей, что оптимальной для учебных помещений следует считать освещенность 1200 лк, а допустимой — 600 лк. При этих уровнях освещенности показатели устойчивости ясного видения у учащихся в классе южной ориентации равны 61,7—69,6%, в классе восточной ориентации— 53,1—63,8%, а в классе западной ориентации — 43,7—60,1%, т. е. значительно ниже.

Аналогичная закономерность отмечена и по другим изученным физиологическим реакциям — устойчивости хроматического зрения и остроте зрения. Так, при уровне естественной освещенности 600—1200 лк устойчивость хроматического зрения у учащихся, занимающихся в классе южной ориентации, составляла 39,0—49,8 с, в классе восточной ориентации — 38,1—47,5 с, а западной — 30,8—40,2 с. Следует отметить, что даже при оптимальных уровнях освещенности показатели указанной физиологической функции намного ниже у учащихся класса западной ориентации. У школьников, занимающихся в классе западной ориентации, помимо более низких показателей этой зрительной функции, установлена и низкая

степень устойчивости хроматического зрения в отличие от учащихся классов южной и восточной ориентации, у которых оказалась только средняя и высокая степень устойчивости хроматического зрения.

В результате исследований остроты зрения выявлено, что у учащихся южной ориентации при уровне освещенности 600 лк показателей остроты зрения, равных 1,65 и 1,8, не наблюдается, а в основном имеются только высокие, равные 2,0. У школьников, обучающихся в классе восточной ориентации, встречается острота зрения, равная 1,65, в то время как у учащихся класса южной ориентации подобные показатели отсутствовали. В классе западной ориентации при указанных условиях естественного освещения отмечались низкие показатели остроты зрения, равные 1,5, 1,65 и 1,8.

Анализ латентного периода условнорефлекторной реакции на световой раздражитель показал, что при одинаковых уровнях естественной освещенности у школьников, обучающихся в классе южной ориентации, он значительно короче, чем у учащихся классов восточной и западной ориентации. Так, при оптимальном уровне освещенности 1000—1200 лк латентный период условнорефлекторной реакции у учащихся «южного» класса равен 159 мс, «восточного» 164 мс, «западного» 170 мс. Белее короткий латентный период условнорефлекторной реакции у учащихся «южного» класса указывает на большую подвижность корковых процессов по сравнению с детьми, обучающимися в классах восточной и западной ориентации.

Наряду с исследованиями функционального состояния зрительного анализатора изучена общая работоспособность учащихся. Полученные данные показывают, что наибольший процент работ, выполненных без ошибок, у учащихся, занимающихся в классе южной ориентации, а наименьший — в классе западной ориентации. Следует отметить, что достоверность разницы по показателям зрительной работоспособности у школьников, занимающихся в учебных помещениях разной ориентации, статистически достоверна. Следовательно, изучение зрительных функций глаза, состояния центральной нервной системы и работоспособности у детей, обучающихся в классах трех ориентаций, показало, что при аналогичных условиях световой среды высокий функциональный уровень исследуемых физиологических реакций имеется у учащихся «южного» класса. Благоприятные результаты физиологических реакций наблюдаются у учащихся, занимающихся в классе восточной ориентации. Неблагоприятные показатели изученных зрительных функций отмечаются у учащихся класса западной ориентации.

Таким образом, неблагоприятные показатели зрительной работоспособности у детей, обучающихся в учебном помещении западной ориентации, в отличие от учащихся «южного» и «восточного» классов при аналогичных условиях световой среды, по-видимому, можно объяснить тем, что при западной ориентации школьники большую часть учебного года находятся в условиях более низкой естественной освещенности, в результате чего даже при довольно высоких уровнях освещенности у них имеются более низкие показатели зрительных функций и работоспособности.

Выводы

1. В течение всего учебного года наиболее низкие показатели естественного освещения в классе западной ориентации, наилучшие условия освещения — в классе южной и восточной ориентации.

2. Сравнительный анализ изменений основных параметров оптического анализатора и работоспособности у учащихся позволил установить, что наиболее высокие показатели устойчивости ясного видения, хроматического зрения, остроты зрения, латентного периода зрительно-моторной реакции и работоспособности характерны для учащихся, занимающихся в классах южной и восточной ориентации по сравнению с учащимися класса западной ориентации.

3. Постоянное недостаточное естественное освещение в классе западной ориентации оказывает неблагоприятное влияние на зрительную работоспособность учащихся jio сравнению с динамичным освещением в классах южной и восточной ориентации.

ЛИТЕРАТУРА

Шарова М. А. — В кн.: Научная конф. по вопросам школьной гигиены, Материалы. М., 1960, с. 67.

Поступила 31/1 1979 г.

EFFECT OF NATURAL ILLUMINATION ON THE VISUAL WORKING CAPACITY OF SCHOOLCHILDREN

N. S. Burganetdinova

The illumination and visual working capacity of pupils were found to vary to some extent depending on the orientation of classrooms.

Методы исследования

УДК eie.24-00e.e-092.9-02:[ei5.277.4:665. 44

Проф. H. Я■ Янышева, кандидаты мед. наук Н. В. Баленко и И. А. Черниченко

К МЕТОДИКЕ ИНДУКЦИИ ПЛОСКОКЛЕТОЧНОГО РАКА ЛЕГКИХ У МЫШЕЙ ПРИ ИНТРАТРАХЕАЛЬНОМ ВВЕДЕНИИ БЕНЗ(А)ПИРЕНА

^Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены

им. А. Н. Марзеева

Гистологические типы рака легкого, адекватные наблюдающимся у человека, при введении в органы дыхания различных канцерогенных агентов, в том числе полициклических ароматических углеводородов, индуцированы у крыс и хомячков (Л. М. Шабад, 1962; Л. Н. Пылев; Л.-Л. А. Грицюте, и др.). У лабораторных животных других видов (собак, кроликов) такие опухоли легких получены в единичных случаях. Мышей до сих пор рассматривали как модель, непригодную для изучения легочного канцерогенеза, поскольку у них чаще возникали аденомы, которые по морфологии, гистогенезу и биологическим особенностям отличались от рака легкого, имеющегося у человека (Л. М. Шабад, 1967; Л.-Л. А. Грицюте). Однако в последние годы Nettesheim и Hammons, Но и Wilcox, Но и Fürst получили у мышей различных линий злокачественные новообразования, сходные с раком легких человека, впервые применив у этих животных многократные интратрахеальные инсталляции канцерогенных углеводородов метилхолантрена и бенз(а)пирена. В опытах Nettesheim и Hammons частота опухолей при воздействии метилхолантрена (суммарная доза Змг) составляла 86%, латентный период—10—28 нед от начала введения канцерогена. Бенз(а)пирен (суммарная доза 2 мг) вызвал опухоли лишь у 3 из 50 мышей спустя 28 нед, однако эти данные неокончательны, так как эксперимент к моменту опубликования материалов не был закончен. Гистологически индуцированные опухоли легких были представлены плоско клеточным, недифференцированным и диморфным железисто-плоскоклеточным раком. Новообразования характеризовались инвазивным ростом и способностью давать метастазы. Истинную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.