удалить. Приступать к инъекции можно только после полного растворения вакцины. В случае, если вакцину разводят небрежно, эта незначительная деталь может оказать существенное влияние на качество профилактических прививок.
Выводы
1. При изучении инфицированности и заболеваемости бруцеллезом рабочих мясокомбинатов выяснилось, что 54,3% лиц, инфицированных бруцеллезом, клинически здоровы.
2. Инфицированность и заболеваемость бруцеллезом зависят от характера выполняемой работы и стажа рабочего, а также от уровня механизации работ.
3. Сезонность заболеваний бруцеллезом среди рабочих мясокомбинатов определяется не только числом перерабатываемых животных, больных бруцеллезом, но и фазой, в которой находится инфекция у животных.
4. В комплексе мероприятий против бруцеллеза существенное значение имеет отбор рабочих для работы с животными, зараженными бруцеллезом, их предварительный медицинский осмотр перед направлением на работу и профилактика производственного травматизма.
5. Важной составной частью комплекса профилактических мероприятий является также иммунизация живой сухой вакциной против бруцеллеза всех сотрудников мясокомбината за 1—-2 месяца до сезонного подъема заболеваний бруцеллезом.
Поступила 19/УН 1954 г.
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЮЖНОЙ И ЗАПАДНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДЛЯ ШКОЛ МОСКВЫ
Кандидат медицинских наук М. А. Шарова
Из Научно-исследовательского санитарного института имени Эрисмана
При проектировании и строительстве школьных зданий чрезвычайно важным является выбор правильной ориентации классных помещений по странам света. Однако этот вопрос до сих пор не имеет достаточных гигиенических решений, основанных на изучении физиологических реакций учащихся. При этом, как известно, наибольшие разногласия среди исследователей вызывает ориентация классных комнат на юг и запад. В практике работы органов санитарного надзора также нередко встречаются большие затруднения в отношении допустимости ориентации классных комнат на запад.
В данной работе была поставлена задача дать гигиеническую оценку южной и западной ориентации классных комнат школ Москвы. Работу проводили в типовой средней школе в двух одинаковых классах, отличающихся только ориентацией по странам света: с односторонней южной ориентацией и с односторонней западной ориентацией.
Под нашим наблюдением находилось 107 учащихся. Для проведения физиологических исследований была выделена группа в 30 человек. На протяжении двух учебных лет (1951/52 и 1952/53 гг.) в различные сезоны года проводилось изучение теплового и светового режима в классах и их влияния на некоторые физиологические функции учащихся.
Температуру и влажность воздуха классов, имеющих различную ориентацию, изучали весь учебный год (с 1 сентября по 20 мая).
Температура воздуха в пасмурные дни в обоих классах на протяжении всего учебного дня оказалась одинаковой и колебания ее составляли от 13° до 20,5°, повышаясь к концу учебного дня на 2—6°. В солнечные дни температура воздуха в классе с южной ориентацией резко повышается в первую половину дня, от 8 до 14 часов, и достигает максимума (24°) к 12 часам дня. В классе с западной ориентацией в те же дни температура воздуха сильно увеличивается от 14 часов до 20 часов и достигает максимума (24°) к 18 часам. Следовательно, максимальные температуры воздуха в двух классах как в солнечные, так и в пасмурные дни в различные сезоны года были равными. Однако в весенний и осенний сезоны года в солнечные дни в классе с южной ориентацией в первую смену учебных занятий чаще встречаются более высокие температуры воздуха — от 21° и выше, чем в классе с западной ориентацией. Это обеспечивает более широкую аэрацию класса с южной ориентацией и возможность проведения учебных занятий с открытыми окнами и фрамугами.
Для изучения влияния температуры воздуха в классах на учащихся мы остановились на исследовании кожной температуры и потоотде-лительной реакции, которые, как известно, являются основными физиологическими показателями, тесно связанными с процессами терморегуляции и общим состоянием организма. Кожную температуру и потоот-делительную функцию изнуряли с помощью комбинированного прибора ПК—5 системы проф. Мгшука. Измерения кожной температуры производили на трех участках — на лбу, груди и ладони три раза в течение учебного дня. Всего было проведено по 2 ООО измерений кожной температуры на каждом из трех участков кожи в три сезона года. Материал был подвергнут вариационно-статистической обработке.
Средняя температура кожи лба у учащихся обоих классов в различные сезоны года и на протяжении учебного дня почти одинакова. Небольшая разница находится в пределах тройной ошибки средней. Как показали исследования, средняя температура воздуха в обоих классах в течение всего учебного дня и в различные сезоны года также была одинакова. Результаты исследований потоотделительной- функции выявили, что потоотделение, так же как кожная температура, у учащихся обоих классов одинаково.
Вторым направлением в работе являлось изучение светового режима в классах с различной ориентацией и его влияния на физиологические реакции учащихся, занимающихся в этих классах. Результаты измерения естественной освещенности, проводимые одновременно в классах с южной и западной ориентацией в зимний сезон года, представлены в таблице.
Из данных таблицы видно, что более низкие уровни естественной освещенности (до 100 лк) в классе, ориентированном на запад, во всех точках измерения и на классной доске встречаются значительно чаще (на 20% и более), чем в классе, ориентированном на юг. Более высокие уровни естественной освещенности (200 лк и выше) в классе, ориентированном на запад, в зимний сезон года в первую половину дня вообще не встречались. В осенний и весенний сезоны года имеют место более высокие абсолютные величины уровней естественной освещенности в обоих классах, однако наблюдается та же закономерность в преобладании более высоких уровней освещенности в классе, ориентированном на юг, по сравнению с классом, ориентированным на запад. В связи с этим выключение электрического света в наиболее темные месяцы года (ноябрь, декабрь и январь) в классе с западной ориентацией в первую смену учебных занятий производится на один урок (45 минут) позже, чем в классе с южной ориентацией.
2
§ о
с
г
ч а с
ее Ж
К 2
х = «
3 я Я >-2 « — X
£ « Й п а х
„ ш
х г
ев >-> и и св
4 Ж
•X
о
X X
о
о.
>»
к 3
а о.
га 0> Ч С
к а ¡с Ч к о
Н О Л!
А _ I- О
а; к и а;
в с
ч
Ч
К
а.
К -О
2 §
н о о. а о
и и а
ш о Ч X
К К Н <V о ш о
о ч
8 I I
сч со сч
ю
00
ОС
00 00
оо о*
8
3 3
о
к
св
а.
о
тового фактора на организ! учащихся исследовали работе способность и остроту зрения ; учащихся при разных уровня: естественной освещенности. Ис следование работоспособности проводили одновременно в дву! классах при помощи специаль ных заданий, состоящих в вы полнении тонкой зрительной ра боты. Тесты для изучения рабо тоспособности представляли со бой таблицу в виде квадратг размером 24X24 см. В это? таблице было нанесено 625 кле ток (25 клеток по вертикали у горизонтали). В 5 клетках таб лицы были помещены разные буквы и цифры, причем размер этих знаков был таков, что о^ соответствовал видению объекн та по таблицам определения остроты зрения под углом в одну минуту с расстояния 5 м. Такую таблицу помещали на середине классной доски на расстоянии 5 м от учащихся, сидящих за партами. Каждый ученик имел у себя таблицу с таким же количеством клеток уменьшенного размера, но без букв и цифр. Задание заключалось в том, что учащимся предлагалось точно перенести расположение букв и цифр с большой таблицы на маленькую. Во избежание запоминания букв и цифр имелся различный набор больших таблиц. При этом через каждую минуту производили определение естественной освещенности на большой таблице и на рабочих поверхностях парт у наблюдаемых учащихся. Хотя характер задания очень прост и по существу мало отличается от обычного списывания с доски, однако он требовал определенного напряжения со стороны зрения. Последнее и позволило выявить зависимость между уровнем естественной освещенности и выполнением задания.
По этим таблицам всего было проведено 640 исследований у учащихся 2 классов с раз-
личной ориентацией. Результаты исследовании ПоКЯаали, ч Iи киличести работ с ошибками у учащихся, занимающихся в классе, ориентированном на запад, было больше (201), чем у учащихся, занимающихся в классе, ориентированном на юг (161), причем наибольшее количество работ с ошибками приходится на низкие уровни освещенности до 50 лк. В связи с тем, что в классе, ориентированном на запад, низкие уровни естественной освещенности встречаются значительно чаще, количество ошибок у учащихся этого класса было больше. Лучшие показатели работоспособ-
нласс с южной ориентацией (первая смена учета занятой)
3 -й. урон-10 часов 25минут
Л'яасс с западной ориентацией (вторая смена учевных занятий.)
3-й урок-Ь часа го минут
■ IV I
Ш ЯП ш Г WÍ *[У ЮГ]
и se m га ш ш »ья и жГш
Ш OD ш [»■□ ЕЯ
ш ал ш Ж
ш ш ш 17! Г 1 1
ш ш m ш* ш ш
4 -й урон-11 часов 25минут , - 4-й урон- 5 часо& /5минут
ж ьчь I .««*# Ш ШиШ
Ш ¿ПтГП
кп ш ЕСз та ш □И iвIUШ
га лр!ш
«гп та ш
Рис. I. Распределение хода солнечных лучей в классах с южной и западной ориентацией.
ности у учащихся, выполнявших задания в классе, ориентированном н; юг, можно также объяснить различным характером изменения остроть зрения в зависимости от уровней естественной освещенности.
Изменение остроты зрения в зависимости от различных уровне! естественной освещенности наблюдали у 6 учащихся. У них отмечаете) повышение остроты зрения по мере увеличения освещенности (от 2! до 200 лк и выше). Такая же закономерность повторяется и у други обследованных учащихся. Лучшие показатели остроты зрения, естест венно, могут способствовать повышению работоспособности, особенн при выполнении тонкой зрительной работы, как это имело место в на ших заданиях.
Для полной характеристики светового режима представляло инте рес изучить, в какой мере прямые солнечные лучи проникают и рас пространяются в классах с разной ориентацией и как это отражаете На состоянии зрительных функций у учащихся (рис. I).
В классе, ориентированном на юг, в первую смену учебных зан? тий наибольшее количество солнечных лучей наблюдается с 11 д
13 часов дня (т. е. на 3-м, 4-м и 5-м уроках). Солнечные лучи в этом классе доходят только до 2-го ряда парт и дальше никогда не проникают. Классная доска бывает освещена солнцем далеко не по всей поверхности и только на 3-м и 4-м уроках.
Аналогичные наблюдения проводили и в классе, ориентированном на запад. В данном классе в первую смену учебных занятий никогда не бывает солнца, что является одним из важных и неустранимых недостатков этого класса. В связи с этим наблюдения за ходом проникновения и распространения солнечных лучей в классе, ориентированном на запад, мы проводили во вторую смену учебных занятий. В настоящее время вторая смена еще имеет широкое распространение в школах и даже при односменных занятиях будет широко использоваться для внешкольной работы, которая с каждым годом все более расши-■ряется.
Из рис. 1 видно, что в классе, ориентированном на запад, в течение всего учебного дня второй смены учебных занятий имеет место чрезмерно большое и глубокое проникновение солнечных лучей. Особенно в неблагоприятных условиях в этом классе находится классная доска, которая с 1-го и до начала 5-го урока постоянно и сильно освещена солнцем.
Для изучения влияния прямых и отраженных солнечных лучей на зрительные функции учащихся в обоих классах проводили исследования остроты 'зрения и контрастной чувствительности глаза. Остроту зрения исследовали при помощи прибора, рекомендованного Научно-исследовательским институтом глазных болезней имени Гельмгольца. Прибор обладает большой точностью и позволяет определять остроту зрения с любого расстояния в классе, что очень важно в условиях естественного гигиенического эксперимента. Остроту зрения определяли вначале при равномерно рассеянном освещении, а через 5—7 минут — в условиях прямого солнечного освещения. Результаты исследования остроты зрения представлены на рис. 2.
Как видно из рис. 2, при равномерно рассеянном освещении острота зрения у учащихся обоих классов распределяется почти одинаково. При прямом же солнечном освещении и при одинаковых уровнях освещенности понижение остроты зрения у учащихся, занимающихся в классе с западной ориентацией, выражено резче, чем у учащихся класса с южной ориентацией. Так, если низкие показатели остроты зрения (0,5—0,9) при прямом солнечном освещении у учащихся класса, ориентированного на юг, встречались в 34,7%, то у учащихся класса, ориентированного на запад, — в 48,6%. Более же высокие величины остроты зрения, особенно 1,6 и выше, у учащихся класса, ориентированного на юг, встречались в 15%, а у учащихся класса, ориентированного на запад, — только в 3,6%.
При изучении влияния прямого солнечного освещения на состояние зрения учащихся мы производили также исследование контрастной чувствительности глаза при помощи специальных тестов, которые были построены по принципу ахроматических таблиц М. И. Теплова. Известно, что контрастная чувствительность является наиболее показательной функцией глаза при изучении влияния блескости. Наши исследования показали, что изменения контрастной чувствительности глаза при прямом солнечном освещении, так же как и изменения остроты зрения у учащихся, занимающихся в классе с западной ориентацией, выражены резче, чем у учащихся класса с южной ориентацией. Разный характер понижения зрительных функций можно объяснить глубоким проникновением солнечных лучей в класс, ориентированный на запад (см. рис. 1), а также низким стоянием солнца на западной части горизонта. В связи с этим имеет место более интенсивное попадание в глаза прямых солнечных лучей.
Представляют интерес данные анкетного опроса, который мы проводили среди учащихся и педагогов, занимающихся в разных по ориентации классах. Из опроса было выявлено, что большинство учащихся, занимающихся в классе с южной ориентацией в первую смену, а также и преподаватели считают, что в этом классе солнце почти не мешает учебным занятим, .за исключением одного-двух уроков, когда солнце освещает классную доску. В классе же с западной ориентацией (вторая смена учебных занятий) и учащиеся, и преподаватели указывали на отрицательное влияние прямых солнечных лучей во время учебных занятий в связи с большим их проникновением в класс.
%
>00 90 80
70 60 ■ 50
Ю
30 \
го го ■ о
Равномерно-рассеянная освещенность (от >00 до 1500лк)
зг,7
Лрямая солнечная
освещенность (от 1500до 20000ЛН)
Класс Класс Класс Класс
с тЛсной с западной с южной с западной ориентацией ориентацией ориентацией ориентацией шы Острота зрения от 0,5 до ШШ Острота зрения от 1,0 до 1,5 Острота зпения от /. е а выше
Рис. 2. Изменение остроты зрения у учащихся, занимающихся в классах с южной и западной ориентацией при равномерно рассеянном и прямом солнечном освещении.
Для устранения солнечных бликов были применены на окнах Ъбоих классов легко передвигаемые в вертикальной плоскости окна светлые полотняные шторы. Они закрывали только один сегмент окна, т. е. одну его треть, и по мере изменения высоты стояния солнца над горизонтом могли быть передвинуты на любой уровень окна. В классе с южной ориентацией такие шторы почти полностью устраняют солнечные блики на партах и классной доске, сохраняя достаточно высокий уровень естественной освещенности. В классе же с западной ориентацией шторы того же размера устраняют солнечные блики лишь незначительно. Это еще раз указывает на более значительное проникновение солнечных лучей в этом классе.
Выводы
1. Из двух рассмотренных нами ориентаций для школьного строительства в условиях Москвы может быть рекомендована южная.
На основании многолетних наблюдений за среднемесячной и годовой температурой воздуха этот вывод можно также распространить на следующие области центральной полосы страны: Московскую, Калинин-
скую, Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую, Костромскую, Горь-ковскую, Калужскую, Тульскую, Рязанскую.
2. Ориентацию на запад можно допустить только для таких школьных помещений, в которых не проводятся систематические учебные занятия (библиотека, методический кабинет, учительская).
3. При наличии в существующих школах классов с западной ориентацией не следует использовать их для учебных занятий во вторую смену.
4. В классе с южной ориентацией в часы наибольшего проникновения солнечных лучей (с 11 до 13 часов) необходимо предусматривать устройство светлых штор, легко, передвигаемых в плоскости окна.
ЛИТЕРАТУРА
Данциг Н. М., Гиг. и сан., 1953, № 9, стр. 13—17. — Д а н ц и г Н. М. и Ш а фра но в Б. В., Естественное и искусственное освещение школьных зданий, стр. 9—112, М., 1938. — Т у л я к о в а Л. Ф. и Логинова Р. А., Гиг. и сан., 1950, № 7, стр. 10—14. — Фи глин Л. И, в кн.: Вопросы гигиены и методики гигиенических исследований, стр. 211—219, М.—Л., 1953. — Холина А. А. и Цукер-ник П. Г., Русск. офталмол. журн., 1931, т. 13, № 5—6, стр. 508—516.
Поступила 18/VIII 1955 г.
-А- -А- -А-
ПРОФЕССОР В. А. СУББОТИН (Из истории отечественной гигиены)
Доцент Р. Я. Бенюмов, ассистент И. М. Макаренко Из кафедры истории медицины Киевского медицинского института
Среди пионеров гигиенической науки в нашей стране, наряду с именами выдающихся русских гигиенистов — проф. А. П. Доброслави-на, Ф. Ф. Эрисмана, И. И. Моллесона, М. Я. Капустина и др., стоят также имена В. А. Субботина, И. П. Скворцова, А. И. Якобия, руководивших кафедрами гигиены в Киевском и Харьковском университетах.
Основоположники отечественной гигиенической науки А. П. Добро-славин и Ф. Ф. Эрисман являются создателями крупных гигиенических школ в России. Они внесли большой вклад в развитие гигиенических знаний не только в нашей стране, но и за ее рубежом. Характерной особенностью их научно-педагогической и практической деятельности является стремление поставить гигиену на службу общественным задачам оздоровления населения.
Этими же особенностями характеризуется деятельность первого руководителя кафедры гигиены Киевского университета проф. В. А. Субботина.
В. А. Субботин родился в Прилуках Полтавской губернии 1 марта 1844 г. В 1861 г. он окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. По окончании университета в 1867 г. В. А. Субботин был единогласно избран Советом медицинского факультета Киевского университета стипендиатом «...для приготовления к профессорскому званию по кафедре патологии и терапии»
Два года В. А. Субботин работал на кафедре патологии и терапии под руководством одного из талантливых учеников С. П. Боткина —
1 Университетские известия, 1867, № 11, отд. 1, стр. 49. 18___