Научная статья на тему 'Выбор ориентации школ в южной части СССР в связи с режимом естественного освещения и инсоляции'

Выбор ориентации школ в южной части СССР в связи с режимом естественного освещения и инсоляции Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор ориентации школ в южной части СССР в связи с режимом естественного освещения и инсоляции»

температуру в метантанке до 45°, что резко увеличит процент гибели яиц гельминтов в иле. Поставленные опыты на люберецкой опытной аэростанции термофильного брожения осадков сточных вод при 50—55° дали 100% уничтожение яиц аскарид;

5) дегельминтизация ила также достигается компостированием его в летнее время (о чем было сказано выше).

Сравнительная оценка эффективности дегельминтизации нечистот при отдельных методах биологической очистки их дана в табл. 2.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамович, К характеристике гельминтофауны сточных вод Саратова. Вестник здравоохранения Н.-Волжского края, 1929, № 48—52. Реферат в ЦМЖ„ 1930 г.—2. Васильков а, Роль полей орошения в эпидемиологии глистных инвазий, 1934 г., Мед. паразитол., №2.—3. Васильков а, Дезинфекция фекалий, содержащих яйца Ascaris lumbricoides, Мед. паразитол., 1935 г., т. IV, в. 4.— В а с и л ь-кова, К вопросу о дегельминтизации сточных вод при методах интенсивной очистки, Мед. паразитол., 1936, т. V, вып. 5.—5. Васильков а, К вопросу о роли полей ассенизации в эпидемиологии глистных инвазий, Сборник работ, посвященных акад. Скрябину, М.—Л., 1937.—6. Гальперин, К вопросу о выживаемости яиц гельминтов в торфо-фекальных и мусорных компостах, Мед. паразитол., 1937, т. VI, в. 5.—7. Горшков и Шумакевич, Методы дегельминтизации навоза с.-х. животных, Труды Всесоюзн. ин-та гельминтол., т. I, 1935.—8. Дан ильченко, К вопросу о возможности заражения некоторыми видами глист посредством овощей с одесских полей орошения, Одесский мед. журн., 1930, №1—2.—9. Серби-н о в и Ш у л ь м а н, Опыт обследования на глистные инвазии рабочих биологической и насосной канализационной станции Харькова, Сборник работ, посвященных проф. Скрябину, 1937.—10. Чарушин, Заболевания глистами некоторых групп населения Москвы, 1925, Московский мед. журн., № 10,—11. Ш у х а т, Профессиональные гельминтозы у рабочих одесских полей орошения, Гигиена безопасн. и патол. труда, 1930, № 12.

Кандидат технических наук Л. Л. ДАШКЕВИЧ (Москва)

Выбор ориентации школ в южной части СССР в связи с режимом естественного освещения

и инсоляции1

Исключительное развитие школьного строительства сочетается у нас с высоким уровнем санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к новым школам. Это заставляет особенно внимательно отнестись к таким существенным санитарно-гигиеническим факторам, как режим' инсоляции и естественного освещения в классах.

Создать оптимальные у сл овиЯТш с о л я ц и.и и естественного освещения можно лишь правильным1 выбором ориентации окон классов. Возможно также коррегирование светового и инсоляционного режима искусственными мероприятиями (веранды, козырьки, шторы и т. д.), но только в сторону уменьшения доступа радиации (лучистой энергии) солнца и небосвода. Выбор правильной ориентации классов особенно необходим в южной части Союза, где инсоляционный режим в основном определяет санитарно-гигиенические условия работы школьников.

При анализе и сравнительной оценке инсоляционного и светового режима необходимо отдельно рассматривать проникание в помеще-

1 Настоящая статья написана на основании выполненной автором совместно с доц. В. В. Мешковым работы «Выбор ориентации остекления в школах южных районов», МИОТ, 1936 г. (рукопись).

Ы

ние прямых солнечных лучей и рассеянного света от небосвода, так как действие этих факторов различно и, кроме того, рассеянный свет распределяется несравненно равномернее солнечного.

Так как наибольшая яркость небосвода всегда бывает вблизи солнца, то в помещение при инсоляции проникает максимум рассеянного света.

Рассеянный свет улучшает естественное освещение помещения и его санитарные условия. Биологическое и бактерицидное действие рассеянного света весьма велико1 благодаря высокому содержанию в нем биологически ценных коротковолновых лучей (голубых, фиолетовых, ультрафиолетовых).

Можно ориентировочно считать, что действие рассеянного света в помещении в течение всего дня равносильно двум-трем часам инсоляции того же участка помещения. При этом надо учесть, что рассеянный свет всегда проникает во все уголки, инсоляция же крат-ковременна, непостоянна и охватывает ¡лишь небольшую часть помещения. /

Рассеянный свет создает оптимальные условия для работы зрения. Особенно желательно, чтобы ю классах было как можно светлее зимой и в начале и в конце дня. В эти периоды положительный эффект высокой освещенности значительно выше, чем в середине дня или летом.

Соответствующие расчеты, произведенные доц. В. В. Мешковым, дали применительно к широте Тбилиси результаты, приведенные в табл. 1. За 100°/о был принят световой поток, проникающий зимой в класс, ориентированный на юг, в течение двух часов после восхода солнца и двух часов перед заходом его. Изучению подвергся лишь тот период, который совпадает с учебным временем при одно- или двухсменных занятиях.

Таблица 1

Средние относительные значения световых потоков, проник Ю1ДИХ внутрь помещения

4 • Ориентация окон Учебные занятия в две смены (с 8 до 18 часов) Учебные занятия в одну смену (с 9 до 15 часов)

Юг........... 100,0 100,0

Юго-восток....... 101.2 95,5

Восток ....... 76,0 71.4

Северо-восток ...... 6.-1,3 55,5

Юго-запад.....• . 102 0 95,5

78,0 71,4 '

61,4 55,5

Как видно из табл. 1, ориентация окон на южную четверть горизонта дает наилучший результат в смысле увеличения освещенности в «темные» часы и удлинения времени пользования естественным освещением.

Инсоляция классов ценна главным образом вследствие, интенсивного бактерицидного эффекта прямых солнечных лучей. Однако она может оказать также и отрицательное действие.

Прежде всего надо учесть влияние солнечных лучей и бликов на зрение. Возможность засвета глаз прямыми солнечными лучами, без сомнения, совершенно недопустима. Нельзя, чтобы во время занятий в классе солнце освещало лица школьников. Положение учащихся в течение уроков фиксировано, они не

1 Это подтверждают Линке, Койранский, Калитин и др.

могут отвернуться или спрятаться от солнца, поэтому нельзя допускать инсоляцию, при которой лучи направлены на школьников наискось спереди.

Солнечное освещение наискось сзади также нежелательно, потому что оно вызывает на рабочих поверхностях (партах, книгах, тетрадях) яркие блики, временно снижающие функции зрения. Солнечные блики на черной матовой классной доске неопасны, но, падая на белую поверхность стены, могут слепить.

Инсоляция классов во время занятий оказывает нежелательное местное тепловое действие. Солнечные лучи нагревают голову и верхнюю часть тела, нарушая этим теплорегуляцию организма. Продолжительная инсоляция школьников во время занятий в классе безусловно недопустима, так как влечет за собой перегрев организма. В южных широтах не менее существенно и общее тепловое действие инсоляции. Проникающая в класс солнечная радиация поглощается поверхностями меблировки, пола, стен и т. д. Вся поглощенная радиация обращается в тепло, нагревающее инсолируемые поверхности, а затем передающееся воздуху помещения. Интенсивная инсоляция, особенно в теплое время года, вызывает недопустимый перегрев класса. Максимальная температура помещения наступает через 1—3 часа после максимума проникания солнечной радиации, охлаждение же протекает медленно и практически заканчивается лишь к следующему утру. Поэтому в южных широтах в теплое время года нельзя допускать инсоляции классов в учебные часы, особенно вначале или непосредственно перед началом занятий.

Таким образом, полезность инсоляции неоспорима лишь во внеучебное время и особенно зимой.

Нужно, чтобы после инсоляции классов во внеучебные часы оставалось время для их полного охлаждения к началу занятий. Это возможно лишь в том случае, если инсоляция будет происходить к концу уроков или по окончании занятий с тем, чтобы за ночь классы могли хорошо охладиться.

15 января

15 апреля

15 и юля

15 октября

а

§1

чесы ю /г г

8 ю к г «

/

\

/

\

8 10

8 ю /г г

Рис. 1. Кривые интенсивности радиации и ее ультрафиолетовой части (У\¥)

Существует мнение, что в послеполуденные и вечерние часы солнечные лучи лишены биологически ценной части их. С этим нельзя согласиться, так как многолетние актинометрические наблюдения показали, что содержание ультрафиолетовой и коротковолновой части спектра в солнечной радиации в утренние и вечерние часы практически совершенно одинаково, достигая максимума в полдень.

Для иллюстрации приводим на рис. 1 кривые хода интенсивности радиации и ее ультрафиолетовой части по данным Дорно. В гелиотерапии предпочтение отдают утреннему солнцу, потому что утром температура воздуха и окружающих поверхностей ниже, чем днем и вечером. Вследствие этого условия охлаждения облучаемых более благоприятны в ранние часы и равные дозы радиации утром переносятся легче, не вызывая перегрева. Для инсоляции класса во внеучебное время эти гелиотерапевтические соображения не имеют значения, и в данном случае инсоляция одинаково полноценна как утром, так и вечером.

Определить ориентацию, в наибольшей степени удовлетворяющую поставленным требованиям, можно лишь ¡на основании анализа инсо-ляционного режима класса в разное время года.

На рис. 2 приведены схемы, наглядно изображающие условия инсоляции типового класса на широте Тбилиси (40°4Г). Схемы пред-

...... Д^-"-—

Ю-ЗЗСШ № К /I

' У////////////////////^//////^

Запой Зиме

юг зит « а <■

'/////. у//.'/////////////д'/'/^

Ю-з Весна и осень п /г п

У////////////////-'Л'//////////////

т ш м

•швяЛШк отштк < к я ?

юг лет

ю-з лето

Рис. 2. Схемы инсоляции класса Тбилиси при различной ориентации окон

и в разное время года

ярко выражено при ориентации на юг. Западные ориентации представляют интерес в том отношении, что они не влекут за собой за-света в лицо школьникам во время занятия и максимум проникания солнечной радиации приходится на вторую половину или- на конец дня, уменьшая опасность перегрева.

Для правильного суждения о тепловом действии инсоляции приводится табл. 2, в которой указано, сколько тепла вносится в класс радиацией, проникающей сквозь одиночное остекление. (Для Тбилиси соответствует широта 40°.) При рассмотрении этой таблицы сразу обнаруживается отрицательная сторона западной и восточной ориента-ций, которые дают примерно в 2г/ч раза большую тепловую нагрузку (проникание радиации), чем ориентация на юг. Западная и особенно восточная ориентации наиболее опасны в смысле возможности пере-

г рева класса, создать же в данном случае хорошее защитное проти-воинсоляционное приспособление практически невозможно. Кроме того, при этих ориентациях максимум инсоляции приходится на лето и минимум на зиму, т. е. обратно нашим требованиям.

Таким образом, для южных широт (35—45°) следует предпочесть ориентации окон классов в пределах юг — юго-запад, что дает:

1) максимальное значение световых потоков!, проникающих в классы зимой в утренние и вечерние часы учебных занятий (табл. 1);

2) максимальную инсоляцию зимой, когда она особенно желательна, и минимальную — летом, когда есть опасность перегрева (рис. 2);

3) направление солнечных лучей, наиболее благоприятное с точки зрения требований гигиены освещения, так как инсоляция либо неглубока, либо направлена сзади и не слепит школьников (рис. 2);

4) относительно наименьшее тепловое действие инсоляции в теплое время года, когда опасен перегрев (табл. 2);

5) максимум прироста температуры класса от инсоляции (отстающий на 1 — 3 часа от максимума проникания радиации), приходящийся на конец учебных часов или конец дня, что наиболее благоприятно для теплового режима класса (табл. 2).

Несмотря на оптимальность рекомендуемых ориентаций по сравнению с остальными, в крайних -южных районах (в жарком климате) даже небольшая инсоляция классов, имеющая место летом при ориентации на юг или юго-запад, может вызвать перегрев.

Для защиты от избыточной инсоляции в теплое время года при ориентации на юг можно рекомендовать применение козырьков над окнами, а на юго - запад — рекреационных веранд. На рис. 3 приведены схемы козырька и веранды и указаны их размеры, обеспечивающие полную защиту классов от инсоляции летом на широте Тбилиси. Козырьки и веранды сильно уменьшают инсоляцию в теплую половину весны и осени, но почти совсем не ослабляют ее зимой. Это ценное свойство козырьков и веранд хорошо видно из схем инсоляции, приведенных на рис. 4, при сравнении их с рис. 2. Схемы, изображенные на рис. 4, построены с учетом затеняющего действия козырька при ориентации на юг и веранды — на юго-запад. Все прочие данные остались теми же, как на рис. 2.

Надежность и полный автоматизм действия козырьков и веранд позволяют широко применять их при указанных ориентациях. Для ориентаций на западную или восточную четверть горизонта козырьки и веранды окажутся бесполезными.

Размеры козырька или веранды для окон любой величины в пределах широт от 45° до 35° показаны в табл. 3.

Вынос козырька или веранды дан в относительных величинах. За единицу принята высота от подоконника до нижней грани козырька или карниза веранды. Приведенные в таблице размеры обеспечивают полную защиту от инсоляции в течение летних месяцев, а весной,

Рис. 3. Схемы козыцЬка при ориентации на юг и веранды (при ориентации на юго-запад) для широты Тбилиси

Радиация, проходящая летом через различно ориентированные окна (в больших кал/час на 1 м2 остекленной поверхности)

Широта Ориентация Час ы Сумма за день

5- 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

СВ 320 390 -И 350 *■-- 230 80 1 370

В 360 500 510 450 300 110 2 230

юв 150 270 340 340 280 190 70 1 640

35° ю t 70 110 120 110 70 480 9

юз 70 190 280 340 340 270 150 1 640

3 i 10 300 450 510 500 360 2 230

сз L0 230 350 390 320 1 370

СВ 350 390 320 190 40 1290

В 380 500 510 450 300 110 2 250

ЮВ 170 280 360 380 340 240 110 1 880

40° ю 50 120 170 190 170 120 50 870

юз 110 240 340 380 360 280 170 1 880

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

з 110 300 450 510 500 380 2 250

сз 40 190 320 390 350 1290

СВ 170 зео 380 300 150 1 360

в 170 410 510 510 450 300 110 2 460

ЮВ 50 190 310 390 410 380 280 150 20 2 180

45е - Ю 170 230 260 230 170 90 1 240

юз го 150 280 380 410 390 310 190 50 2 180

з 110 300 450 510 510 410 170 2 460

сз '50 300 380 360 170 1 360

|

Относительный вынос козырька или веранды в зависимости от географической

широты и ориентации

Ориентация по странам света окон, затеняемых козырьком или верандой Географическая широта

35° 40° 45°

Относительный вынос

Юг................... Юго-запад или юго-восток........ 0,27 1,19 0,37 1,43 0,47 1,73

Рис. 4. Схгмы инсоляции класса в Тбилиси, защищенного козырьками (при ориентации на юг) и верандами (при ориентации на . юго-запад)

осенью и зимой дают картину инсоляции помещений, аналогичную-приведенной на рис. 4.

А. И. ЕГОРОВ (Казань)

Дезинфекция зараженной сибирской язвой аппаратуры на кожевенных заводах

Из Казанского научно-исследовательского ветеринарного института и Института гигиены труда и санитарии НКЗдрава Татарской АССР

Зараженное спорами сибирской язвы кожевенное сырье инфицирует на кожевенных заводах как применяемые для обработки жидко--сги, так и аппаратуру (чаны, барабаны и т. п.) и инструменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.