Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ДОСУГОВЫХ ФОРМ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ДОМА УЧЕНЫХ СО РАН)'

ИЗУЧЕНИЕ ДОСУГОВЫХ ФОРМ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ДОМА УЧЕНЫХ СО РАН) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пыльнева Лада Леонидовна

Статья посвящена изучению любительских форм музицирования, ко- торые важны для оценки потребностей населения в музыкально-театральной деятельности. Проанализирована работа клубов Дома ученых СО РАН. Вы- явлены направления, связанные с академической, традиционной и массовой музыкальной культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF LEISURE FORMS OF MUSICAL-THEATRICAL ACTIVITY IN MODERN CULTURAL SPACE (THROUGH THE EXAMPLE OF THE SCIENTISTS HOUSE OF SB RAS)

The article is devoted to the study of amateur forms of playing music, which are an important criterion for determining the level of education and the needs of the population for musical and theatrical activities. The author has studied the work of clubs of the House of Scientists of the SB RAS, which implemented the directions connected with academic performance, traditional forms of art, and popular (mass) culture

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ДОСУГОВЫХ ФОРМ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ДОМА УЧЕНЫХ СО РАН)»

© Пыльнева Л. Л., 2017

УДК 78.073

ИЗУЧЕНИЕ ДОСУГОВЫХ ФОРМ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ДОМА УЧЕНЫХ СО РАН)

Статья посвящена изучению любительских форм музицирования, которые важны для оценки потребностей населения в музыкально-театральной деятельности. Проанализирована работа клубов Дома ученых СО РАН. Выявлены направления, связанные с академической, традиционной и массовой музыкальной культурой.

Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, музыканты-любители

Исследование проведено при поддержке РГНФ, грант № 17-04-00443а

Работа по сбору и изучению источников, посвященных музыкальной культуре Сибири, показала явную неравномерность в исследовании различных ее аспектов. Пробелы обнаружены применительно к ХУШ-Х1Х векам, что часто связано с плохой сохранностью источников, и потери порой уже невосполнимы. Не в полной мере исследованы процессы становления и развития исполнительских школ и направлений в искусстве ХХ столетия. Симптоматично, что пропуски в знаниях о музыкальной культуре Сибири заметны и применительно к современному периоду (конец 1980-х - 2010-е годы). Этот тезис легко подтверждается статистикой и анализом источников.

Несомненна определенная изученность высших достижений академической культуры крупных городов (таких как Новосибирск, Томск, Омск, Красноярск, Иркутск, Якутск, Улан-Удэ, Барнаул, и др.). Очевидно, что приоритетное внимание здесь отдается тем современным сибирским реалиям, которые отвечают уровню мировых достижений в области искусства. В центре внимания в первую очередь оказываются крупнейшие явления: значительные фигуры исполнителей, композиторов, педагогов, высокопрофессиональные музыкальные и театральные коллективы и учреждения, крупные события музыкальной жизни (конференции, конкурсы, фестивали, концерты и спектакли). Также описаны и активно изучаются традиционные коренные и переселенческие культуры Сибири, о чем свидетельствует обилие публикаций и материалов. В числе видов музыкальной культуры, незаслуженно оставшихся за пределами исследовательских интересов, любительские, досуговые формы музицирования.

Причин для сложившейся ситуации несколько. Во-первых, принципиальную роль играет временной фактор: не все объекты современной культуры успели попасть в круг внимания музыковедов. Во-вторых, спектр затрагиваемых в исследованиях вопросов, как правило, коррек-

тируется под влиянием социальных приоритетов. А настоящее время характеризуется снижением внимания к любительским формам творчества. В-третьих, к анализу определенных сторон культуры предрасполагает инфраструктура: наличие исследователей, которые занимаются профессиональным изучением музыкального искусства, наличие институтов, способных организовать работу образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность исследовательских линий. И, надо отметить, что в Сибири образовались приоритетные направления: теоретическое музыкознание, музыкальная медиевистика, музыкальная этнография, исследование академической культуры региона. Все это, безусловно, и определило предпочтения в исследованиях современной музыкальной жизни.

Любительское музицирование всегда занимало важное место в культуре Сибири, хотя отношение к нему менялось со временем. Так, применительно к ХУШ-Х1Х векам наличествует современная литература, в которой представлены не только вершинные явления того времени, но во многом освоены и фоновые процессы, служившие базой, опорой для развития искусства. При изучении музыкальной культуры прошлых столетий большое внимание было уделено бытовому музицированию различных социальных слоев населения, деятельности музыкантов-любителей и любительских обществ. В частности, в трудах Т. А. Роменской, Е. В. Прыгун, Е. С. Царевой этим объектам посвящены главы или крупные разделы [9, с. 74-86, 228-324; 7, с. 35-114; 8, с. 84-103, 104-134; 11, с. 35-84].

Любительское музицирование неплохо освещено и в публикациях представителей XIX столетия. Пресса и архивные материалы подтверждают, что данный вид деятельности занимал большой сегмент в круге различных форм бытования искусства, при этом уровень исполнителей-любителей, как и репертуар, были весьма различны.

Так, корреспондент «Восточного обозрения» писал: «23-го марта в зале общественного собрания Иркутским обществом любителей музыки и литературы дан был музыкально-литературный вечер. Посвящен был вечер памяти А. Г. Рубинштейна и других умерших русских композиторов, а потому вся программа его состояла из произведений, главным образом, Рубинштейна, затем Глинки, Бородина, Алябьева, Серова, Верстовского и Даргомыжского. По отзывам многих из публики, общество любителей за последние два года еще ни разу не выступало с такой хорошо подготовленной программой, как 23-го марта. <.. .> Самое лучшее впечатление производила, несомненно, игра оркестра» [2, с. 1-2]. «Томский листок» свидетельствовал о том, что «Первый спектакль драматического общества 2 октября в зале Народной библиотеки прошел в общем очень недурно и дружно <...>. В антрактах спектакля оркестром любителей Томского драматического общества, под управлением Н. В. Осипова, довольно стройно и недурно исполнено несколько пьес — "Свадебный марш" Мендельсона-Бартольди, увертюра из "Свадьбы Фигаро" Моцарта, вальс Шопена и другие» [10, с. 3].

Постоянно появлялись анонсы, подобные следующему: «14-го января в зале общественного собрания в пользу "Общества вспомоществования учащимся" будет дан любителями спектакль. Пойдет "Под солнцем юга" ком. Корцын-Жуков-ского и "Крепость взята", водевиль» [4, с. 2]. Автор «Читинской хроники» отмечал: «Мы, читин-цы, не имея не то эстетических, но каких-нибудь удовольствий, конечно, рады нашему кружку музыки, литературы и драматического искусства, который является единственным приятным развлечением. Но видно он открыт в фернальный1 день и потому не может окрепнуть и оправдать свое назначение <...>. Мы в течение года видели всего два спектакля и два концерта, исполненных настолько безобразно, что ничего не потеряли бы, если б и совсем не видели...» [3, с. 3]. В разделе «Сибирской хроники» повествовалось: «Нам сообщают из Верхнеудинска, что там на третий день праздника нижними чинами квартирующей в городе 1-й забайкальской казачьей батареи дан был спектакль. Участвовали одни казаки и в женских ролях. Спектакль сошел очень недурно, по крайней мере зрители <...> громко выражали одобрение исполнителям» [1, с. 1].

Из текстов очевидно, что концерты, музыкальные и музыкально-театральные утренники, драматические и оперные спектакли, музыкальные классы проводились порой на весьма высоком уровне и были практически обеспечены про-

фессионалами, а иной раз бывали организованы весьма посредственными силами, и их качество оставляло желать лучшего2. Однако, учитывая недостаточность, либо же полное отсутствие государственных, муниципальных и частных светских музыкальных учреждений, музыканты-любители играли принципиальную роль в культуре и в изрядной степени заполняли лакуну, привлекая население городов Сибири к пассивному и активному участию в музыкальной жизни региона.

Любительские виды деятельности поощрялись и в советский период в качестве формы приобщения трудящихся масс к искусству в 19201930-е годы, и в качестве коллективного, самодеятельного творчества, а также показателя социальной активности в 1960-1970-е. Именно тогда был дан толчок к повсеместной организации кружков, клубов, домов культуры и искусства, обеспеченных государственной поддержкой.

В настоящее время ситуация, безусловно, изменилась: особое внимание стало уделяться национальным и конфессиональным культурам, сохранению традиций, кроме того, произошел большой прирост в секторе академического искусства, касающийся и исполнительства, и образования. Высокие результаты в данных областях отодвинули на второй план досуговую музыкальную и музыкально-театральную активность горожан. Можно сказать, что из инициативы, поощряемой государством, она транслировалась в сферу личных интересов, и к ней в известной степени сформировалось отношение как к периферии культуры. Тем не менее любительские организации по-прежнему остаются важными критериями определения общего уровня образования и потребностей населения в музыкально-театральной деятельности, а порой и являются ступенями для становления будущего профессионализма, что нередко использовалось на практике.

Так, напомним о начальном этапе становления кордебалета Сибирской государственной оперы: эту функцию выполнила балетная студия при театре [6, с. 71]. Аналогично действовали руководители Новосибирского театра оперы и балета, открывшие в 1944 году хоровую и балетную студии: «В них шли люди способные, интересующиеся искусством, но имевшие весьма смутное представление об элементарных основах своей будущей профессии, никогда не работавшие в театре» [6, с. 137]. Впоследствии студийцы вошли в профессиональную хоровую и балетную труппы в академическом коллективе. Рост профессионального мастерства характерен и для любительского симфонического оркестра ДК «Академия», созданного в 1962 году3. Как известно, постепенно

достигнутый исполнительской уровень позволил коллективу выступать с педагогами и с симфоническим оркестром студентов Новосибирской консерватории, участвовать в совместной гастрольной деятельности, в филармонических проектах. Симптоматична академизация любительского коллектива, функционировавшего в конце 1950-х -начале 60-х годов, — самодеятельной хоровой капеллы, созданной С. К. Мусиным и Н. Э. Казака-ускене4. На первых стадиях в работу коллектива включились представители различных поколений и профессий, как профессиональные музыканты, так и люди, не имевшие музыкального образования. Хор выступал в рамках филармонических мероприятий, исполняя советские и русские классические произведения, обработки народных песен, участвовал в смотрах самодеятельности. В 1965 году основная группа певцов перешла в Камерный хор Б. С. Певзнера. Названные примеры свидетельствуют о тонкости и преодолимости грани, разделяющей музыкантов любительского и профессионального уровня.

Желание не только воспринимать, но и практически осваивать различные виды музыкальной деятельности свидетельствует о потребности наших современников в сопричастности к творческому процессу. Факт, что любительское музыкальное исполнительство не утратило значимости, подтверждается работой различных коллективов и организаций Сибири. Подобных обществ достаточно много и в Новосибирске. В качестве примера приведем активно работающие клубы Дома ученых СО РАН: ряд из них является наследием советского периода, поскольку функционирует около 50 лет5, некоторые созданы уже в 2000-е годы.

Клубная работа Дома ученых имеет достаточно длительную историю, объединяет различные направления, в том числе изучение иностранных языков, литературы, психологии, истории, геологии, археологии, и даже истории моды, практические занятия живописью, шахматами, садоводством. Среди коллективов, связанных с музыкальным искусством, назовем Клуб народной песни, Клуб хорового пения «АХ Академ», Клуб любителей пения, Клуб авторской песни «Эврика», Клуб бальных танцев «Такт», а также Школу эстрадного вокала «В голосе»6, Клуб «Грация»7, Детскую театральную студию «Лукоморье»8 и т. д. Фактически можно говорить о реализации направлений, принадлежащих к области академического музыкального исполнительства, к народным (традиционным) видам искусства и к эстрадной (массовой) культуре.

Условием для посещения клубов является желание заниматься в них, требования к уровню

начальной подготовки в искомой сфере деятельности отсутствуют. Соответственно, как и декларируется в уставах, клубы порой объединяют студентов, выпускников, профессоров, кандидатов наук и академиков, людей, которые занимаются десятилетиями и новичков, что обеспечивает обмен опытом, преемственность и общение разных поколений. В числе принципов работы — нацеленность на повышение мастерства, на участие в публичных выступлениях, в проектах Дома ученых и Академгородка. Некоторые руководители (председатели) клубов имеют специализированное образование или длительный опыт работы в избранной области творчества. Надо отметить, что и сами коллективы демонстрируют различный уровень профессионализма. Приведем более подробную информацию о самых показательных из них.

Клуб любителей пения представляет направление академического вокала, занятия подразумевают знакомство с разными музыкальными стилями и их посильное освоение, исполнение арий, романсов, дуэтов и песен русских и зарубежных композиторов, советских популярных эстрадных песен и арий из оперетт. Члены клуба настроены не только на процесс обучения, но и на концертную деятельность, они проводят концерты в Музыкальном салоне Дома ученых несколько раз в сезон. Основатель и художественный руководитель — О. С. Башина9. Учитывая профессионализм педагога, понятно достаточно успешное функционирование клуба и стремление его членов к высоким результатам.

Представителем другого направления искусства является клуб народной песни, который существует около 30 лет. Его работа включает изучение и исполнение фольклора, создание и постановку музыкальных представлений на основе фольклорных обрядов, участие в концертах и мероприятиях Академгородка, посвященных традиционным календарным датам и праздникам, созданным членами клуба по мотивам традиций (Егорьев день, Троица, Осенины, Рождество, Масленица), создание научно-популярных фильмов. Председатель клуба — Н. Е. Оболенская10. Коллектив пользуется в работе записями традиционных образцов народного искусства, полученными как из печатных источников, так и в результате экспедиций членов клуба по районам Новосибирской области и Алтая. В ходе поездок фиксируются образцы переселенческого русского, украинского, белорусского фольклора, делаются аудио- и видеозаписи исполнений носителями традиций, записи по мере возможностей расшифровываются. Отметим, что подобная работа

доступна далеко не всем участникам, что объясняется отсутствием профильного образования, поэтому вклад в экспедиционную деятельность членов коллектива различна. Эта сторона работы клуба нуждается в дополнительном изучении.

При разучивании песен и в певческой работе ансамбля в целом допускаются неприготовленные расхождения голосов певцов, элементы импровизации, то есть возникает многовариантное бытование образцов. Исполнители стремятся к воспроизведению различных певческих манер. Симптоматично, что наиболее близкие к традиции варианты исполнения наблюдаются в недавно разученных песнях, а по мере их шлифовки пение приобретает усредненное звучание.

Образцом занятия может служить программа 6 февраля 2017 года «Древнерусский месяцеслов Снежинь: последний месяц зимы», которая была посвящена подготовке к Масленице. Репетировались заимствованные из сборников и интернет-источников песни «Масленица дорогая» (Ф. Л. Рубцов. «Русские народные песни Смоленской области»), «Масленица полизуха» (Почин-ковский р-н Смоленской обл.), «А мы Масленку дожидали» (дер. Стукалово Псковской обл.), а также «Э, дырыгая ты нашая Масленица», «Ох, Маслена, ой, иде ты была»11. Кроме того, повторялись или разучивались следующие песни: зафиксированная в алтайском селе Первокаменка «Расчесал бы милый кудри», белгородские «У нашей утуш-ки короткие ножки» (с. Афанасьевка, свадебная) и «Ой, по саду, саду» (егорьевская), казачья плясовая «Что ты, жинка, губы жмешь», курская лирическая проголосная «Да, приехал мой миленький с поля» (с. Плехово). Фольклористское направление имеет свою аудиторию: помимо любителей народной песни и родственников участников клуба, устраиваемые театрализованные представления и обряды пользуются популярностью у детей благодаря оригинальности, красочности и красивым костюмам.

Важное место в современной музыкальной жизни ученых Академгородка занимают хоровые коллективы. Как известно, активная хоровая деятельность началась здесь с 1971 года, когда О. И. Выхристюк был создан хор студентов Новосибирского государственного университета (далее — НГУ), имевший переменный состав в силу связанности с образовательным процессом. Этот коллектив осваивал широкий репертуар разноязычной и разностилевой хоровой литературы, вошел в Ассоциацию студенческих хоров России, принимал участие в составе сводных хоров Новосибирска, в частности, при постановке опер. В 2010 году выпускники, не желавшие прекра-

щать творческой исполнительской деятельности, создали Клуб хорового пения, объединяющий научных сотрудников: ныне это лауреат Международного конкурса Народный коллектив Академический хор выпускников НГУ «АХ Академ». Художественным руководителем и дирижером является заслуженный работник культуры РФ О. И. Выхристюк, хормейстерами — Ольга Ерофеева и Наталья Актершева. Хоровой коллектив демонстрирует достаточно высокий уровень мастерства, в частности, в 2016 году он стал лауреатом 1-й степени III Международного конкурса «Осенний звездопад». Как и репертуар хора НГУ, репертуар коллектива выпускников не ограничивается академическими опусами, и помимо хоровой отечественной и зарубежной классики включает: рождественские колядки, джазовые обработки, песни народов мира (например, концерт 03.02.2014), панегирические канты (например, «Радуйся, Росско земле», исполненный в честь М. А. Лаврентьева 19.11.2015, в концерте «Михайлов день 2015»). Важная часть деятельности клуба — совместные акции с Русским домом народных традиций «КрАсота» и с фольклорным ансамблем «Полынь».

Достаточно широко представлено и направление, связанное с искусством танца. Клуб бальных танцев «Такт» (председатель канд. физ.-мат. наук В. А. Трунова) работает с 1977 года, и за 40 лет количество членов клуба превысило 300 человек. В программу работы входит изучение истории танца, различных танцевальных жанров и практическое освоение приемов и фигур, хореографического рисунка, манеры исполнения европейского и латиноамериканского танцев. В том числе танго, медленный и венский вальсы, полонез, гавот, фокстрот, самба, румба, квикстеп, падеграс, ча-ча-ча, степ (ирландский вариант). Внимание уделяется и музыкальной стороне. Обязательными являются вечера (три - четыре в сезон) с выступлением членов клуба и приглашенных танцоров, участие в мероприятиях Дома ученых, например Пушкинский вечер (1998), 100-летие со дня рождения академика М. А. Лаврентьева (2000) и др.

Кроме «Такта» в Доме ученых действуют группы акробатического рок-н-ролла, фламенко, хореографии, молодежных и детских танцев «Ультрамарин», детские группы бальных танцев и хореографии. Участники периодически выступают на публике, и многие достигают вполне профессионального уровня. Так, история студии фламенко начиналась с Центра Национальных культур (фламенко, 2000-2015), руководимого Владимиром Буненковым12. В 2015 ему на смену пришла студия «Vida mia» («Жизнь моя»), занятия проводит ученица В. Буненкова Ирина Лучинская. Как

известно, фламенко — весьма сложный стиль, имеющий большое количество разновидностей и подклассов в традиционной культуре, среди наиболее известных видов: аллегриас, фанданго, фаррука, тьентос, тангос, булерия, гуахира. Фламенко труден для освоения, помимо стандартных требований к танцовщицам подразумевает специфическую технику исполнения, включает целый комплекс обязательных элементов: отбивку ритма каблуками (сапатеадо), работу с кистями рук, отработку движений рук, прищелкивания пальцами (флорео). Тем не менее, энтузиасты изучения фламенко имеются, и они вполне профессионально выступают перед публикой с показательными номерами. Отметим, что данное направление не развивается в академической музыкально-театральной культуре города, поэтому вклад любителей представляется весьма ценным.

Занятия кружков классической хореографии построены по стандарту: экзерсис у станка и в зале, разучивание и отработка элементов классического танца. Работа нацелена на решение задач эстетического воспитания детей, выработку профессиональных навыков путем регулярных тренировок. То же можно сказать и о «взрослых» группах: важными шагами являются правильная постановка корпуса, развитие координации, отработка движений. Участники кружков каждый год выступают в отчетных концертах с большими программами (особенно охотно это делают дети), участвуют в фестивалях. Ученики хореографа О. Н. Тихоновой являются лауреатами ряда конкурсов, в частности, 51-го Международного фестиваля-конкурса детских, юношеских, молодежных, взрослых творческих коллективов и исполнителей «Адмиралтейская звезда» (октябрь 2016) в номинациях «народно-сценический танец» (1-я премия) и «стилизация народно-сценического танца» (3-я премия). Отметим, что наличие руководителя-профессионала, который дает учащимся вполне академическую школу, позволило некоторым выпускникам связать свою профессиональную деятельность с классическим танцем.

Любительские формы музыкально-театральной работы Академгородка не ограничиваются Домом ученых: здесь функционируют уже упомянутый оркестр ДК «Академия», хор студентов и ансамбль скрипачей НГУ, кружки ДМ «Юность» и МКУ МЦИДД «Калейдоскоп» и др. В целом можно отметить активизацию любительской театральной и музыкальной деятельности и появление новых ее видов в настоящее время. Функционирование любительских учреждений является неотъемлемым критерием для оценки уровня культуры социума, дающего почву

для развития искусства. При этом наблюдается общая тенденция: несмотря на разницу в предпочтениях представителей различных возрастных групп, всех участников кружков и клубов объединяет не только желание осваивать новые для себя направления искусства. В основе работы лежит унаследованный от традиций прошлого просветительский импульс: желание популяризировать и пропагандировать музыкальное и сценическое искусство.

Примечания

1 Автор использует «фернальный» в значении «инфернальный».

2 См. подробнее материалы в ИС «Музыкальная культура Сибири», в частности публикации в «Восточном обозрении» от 01.09.1895 и 12.01.1897 [12].

3 Дом культуры «Академия» находится в Академгородке Новосибирска, научно-исследовательском центре СО РАН.

4 «Руководствуясь решениями ХХ1 съезда КПСС о всенародном развитии самодеятельного народного искусства, Новосибирская государственная филармония организует хоровую капеллу. Основной задачей капеллы является пропаганда лучших образцов хоровой, классической и советской музыки и воспитание у слушателей высокого эстетического вкуса» [5, с. 198.]

5 Дом ученых находится в Академгородке, создан в 1963 году. Деятельность учреждения многоаспектна. ДУ является площадкой для академических коллективов: в большом зале учреждения постоянно проводятся концерты симфонического оркестра, камерного оркестра, камерного хора Новосибирской государственной филармонии, выступают городские и приезжие театральные труппы. Кроме того, бытуют и иные формы музыкального искусства, связанные с весьма знаменательными событиями: в 1968 году в ДУ был проведен Первый бардовский фестиваль с участием Александра Дольского и Александра Галича, в ДУ также проводятся джазовые фестивали, фольклорные фестивали, периодически устраиваются представления КВН и т. д.

6 Руководитель Карен Мовсесян.

7 Президентом является д-р хим. наук М. В. Чайкина, а тренером — М. А. Василенко.

8 «Лукоморье» ежегодно показывает спектакли на сцене Дома ученых, руководитель студии, режиссер и педагог — О. А. Малова.

9 Башина Ольга Степановна пела в Новосибирском театре оперы и балета, в Новосибирском театре музыкальной комедии, принимала участие в постановках сочинений сибирских композиторов,

в частности, в премьерах оперетт сибирского композитора Г. Н. Иванова (1927-2010).

10 Оболенская Наталья Евгеньевна — руководитель субрегионального ЦОД, фольклорных групп и студий, участник и исполнитель фестивалей этнических культур.

11 Две песни, по информации членов клуба, были зафиксированы ими в регионе и исполняются в данных вариантах.

12 Владимир Буненков являлся солистом Новосибирского театра оперы и балета и Новосибирского театра музыкальной комедии.

Литература

1. Восточное обозрение. 1895. 15 января. № 7.

2. Восточное обозрение. 1895. 31 марта. № 38.

3. Восточное обозрение. 1895. 1 сентября. № 103.

4. Восточное обозрение. 1896. 6 января. № 3.

5. Мордвинов В. Г. Хоровая капелла // Сибирский музыкальный альманах. 2002: Ежегодник. Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2004. С. 198-203.

6. Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск: Новосибирская государственная

консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2005.684 с.

7. Музыкальная культура Сибири: в 3 т. Т. 2.; кн. 2: Музыкальная культура Сибири второй половины XIX - начала XX века. Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 1997. 510 с.

8. Прыгун Е. В. Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала ХХ века: дис. ... канд. искусствовед. Новосибирск, 2008. 218 с.

9. Роменская Т. А. История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 года. Томск: Изд-во Томского университета, 1992. 420 с.

10. Томский листок. 1896. 4 октября. № 212.

11. Царева Е. С. Музыкальная жизнь Красноярска от истоков до 1922 года: пути формирования музыкальной культуры европейского типа. Красноярск: ФГБОУ ВПО КГАМиТ, 2014.368 с.

12. ИС «Музыкальная культура Сибири» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Й1р:\\ www.media-nsglinka.ru (дата обращения: 01.04.2017).

© Лежнева И. В., 2017 УДК 78.071.2

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ШКОЛЫ Э. ГРАЧА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ Н. БОРИСОГЛЕБСКОГО

В статье прослеживается связь между педагогическими принципами профессора Московской консерватории Э. Грача и чертами универсализма в исполнительском творчестве его учеников, на примере искусства Н. Борисоглебского.

Ключевые слова: отечественная скрипичная школа, традиции, Э. Грач, Н. Борисоглебский, исполнительский стиль

Внимание к личности Эдуарда Грача, выдающегося скрипача, альтиста, педагога, дирижера, представителя фундаментальной школы А. И. Ямпольского1, в наши дни объясняется несколькими причинами.

Во-первых, Э. Грач является живым свидетелем событий, происходивших в отечественной скрипичной школе с 1950-х годов до сегодняшнего времени. Во-вторых, сложившись на основе педагогических принципов скрипичной школы Московской консерватории2, школа Э. Грача в настоящее время является квинтэссенцией высших ее достижений, что выражается в учениках — лауреатах престижных мировых конкурсов скрипачей. В-третьих, представитель старшего поколения педагогов консерватории Э. Грач стремится соответствовать современным тенденциям испол-

нительства и педагогики, гармонично сочетая их с традициями отечественной скрипичной школы.

В интервью журналу «Музыкальная жизнь» на вопрос Е. Кривицкой: «Вы всегда идете в ногу со временем, и Ваши ученики вписываются в любые современные тренды. Это сознательная позиция?», Э. Грач ответил: «Конечно, я постоянно слушаю нынешних скрипачей, и какие-то вещи впитываются подсознательно. Многое беру на вооружение. <.> Я вообще люблю все новое, многое пересмотрел в плане интерпретаций, отношения к разным стилям. Но азов технологии — как меня учили мои великие педагоги от Мордковича и Столярского до Ямпольского, основного педагога в моей жизни — придерживаюсь до сих пор. Есть композиторы, подход к которым все время меняется. Например, Бах, его Скрипичные сона-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.