Научная статья на тему 'Музыкально-театральная Жизнь Алтая на страницах дореволюционной прессы Сибири'

Музыкально-театральная Жизнь Алтая на страницах дореволюционной прессы Сибири Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
875
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Алтайский горный округ / дореволюционная пресса Сибири / музыкальная жизнь / театральная жизнь / спектакль / концерт / репертуар / гастроли / благотворительность / Altai Mining District / Siberian pre-revolutionary press / musical life / theatrical life / stage perfor-mance / musical performance / a list of stage productions / road tour / charity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Виноградов Валерий Аркадьевич

Представлены результаты авторской реконструкции процесса становления и развития музыкально-театральной жизни Алтая (в частности, Алтайского горного округа и Ал-тайского округа – единиц административно-территориального деления Российской империи, су-ществовавшых с 1834 по 1896 гг. и с 1896 по 1917 гг. соответственно) по материалам публикаций сибирских дореволюционных газет. Автор отмечает высокий интерес местной культурной публи-ки к сценическим постановкам и любительским занятиям музыкой. Рассмотрен исторический контекст появления признаков внимания государственных властей к вопросам организации сис-темной культурно-просветительной работы на территориях, удалённых от административного центра Алтайского горного округа, включавшего в себя территории нынешних Алтайского края, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, республик Алтай и Хакасия (Россия), а также Восточно-Казахстанской области (Казахстан). Охарактеризован вклад дореволюционной перио-дической печати Сибири в поддержку местных инициатив в сфере музыкально-театральной куль-туры. Сделан вывод о перспективном значении научного изучения истории музыкально-театральной жизни Алтая для осмысления достижений прошлого и настоящего провинциальной культуры исторической и современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL AND THEATRICAL LIFE IN ALTAI MINING DISTRICT ON PAGES OF SIBERIAN PRE-REVOLUTIONARY PRESS

The article gives results of the author’s reconstruction of development of musical and theatrical life in Altai (in particular, the Altai Mining District (one of administrative units in the Russian Empire in 1834–1896) and Altai District (an administrative units in the Russian Empire in 1890–1917)) using materials of Siberian pre-revolutionary press. The author notes the local finest people’s high interest to stage performances and amateur mu-sical activities. The paper considers historical context of appearance of authorities’ attention to issues of cultural work in areas located far from administrative center of the Altai Mining District which included the today’s Russian Altai Krai, Novosibirsk, Kemerovo, Tomsk Oblasts, republics o Altai, Khakassia, and East-Kazakhstan Oblast of the modern Kazakhstan. The contribution of Siberian pre-revolutionary papers to supporting of local initiatives in musical and theatrical life is stressed out. Also, the author concludes: scientific research in history of musical and theatrical life of Altai has a perspective significance for understanding of achievement of the past and the present of provincial cultural life in historical and the modern Russia.

Текст научной работы на тему «Музыкально-театральная Жизнь Алтая на страницах дореволюционной прессы Сибири»

РАЗДЕЛ II ВОПРОСЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

УДК [78+792](571.15)"1834/1896" DOI: 10.32340/2414-9101-2019-3-30-36

В. А. Виноградов, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

\\а1951@уапйех. ги

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ АЛТАЯ НА СТРАНИЦАХ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПРЕССЫ СИБИРИ

Аннотация. Представлены результаты авторской реконструкции процесса становления и развития музыкально-театральной жизни Алтая (в частности, Алтайского горного округа и Алтайского округа - единиц административно-территориального деления Российской империи, су-ществовавшых с 1834 по 1896 гг. и с 1896 по 1917 гг. соответственно) по материалам публикаций сибирских дореволюционных газет. Автор отмечает высокий интерес местной культурной публики к сценическим постановкам и любительским занятиям музыкой. Рассмотрен исторический контекст появления признаков внимания государственных властей к вопросам организации системной культурно-просветительной работы на территориях, удалённых от административного центра Алтайского горного округа, включавшего в себя территории нынешних Алтайского края, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, республик Алтай и Хакасия (Россия), а также Восточно-Казахстанской области (Казахстан). Охарактеризован вклад дореволюционной периодической печати Сибири в поддержку местных инициатив в сфере музыкально-театральной культуры. Сделан вывод о перспективном значении научного изучения истории музыкально-театральной жизни Алтая для осмысления достижений прошлого и настоящего провинциальной культуры исторической и современной России.

Ключевые слова: Алтайский горный округ, дореволюционная пресса Сибири, музыкальная жизнь, театральная жизнь, спектакль, концерт, репертуар, гастроли, благотворительность.

Музыкально-театральная жизнь всегда была сферой, аккумулирующей социально-экономические, развлекательные, религиозные, воспитательные традиции общественного жизнеустройства. Менялись и варьировались ситуативные условия организации спектаклей, концертов. Трансляция их в практику общественной жизни предусматривает наличие подготовленной публики, профессиональных руководителей, оборудованных помещений, музыкальных инструментов и нотно-музыкальной, театральной литературы, а также функционирование любительских коллективов.

Алтайский горный округ - крупный горно-металлургический регион в Западной Сибири, представлявший из себя инфраструктуру алтайских добывающих предприятий и горных заводов, административно входящей в состав Томской губернии. В юрисдикцию округа входили современные территории Новосибирской, Кемеровской областей, Восточного Казахстана.

Важным системным источником о музыкально-театральной жизни Алтайского горного округа является сибирская периодическая печать. Число издававшихся в Сибири газет во второй половине XIX в. начале ХХ было весьма незначительно: по нашим подсчётам в Томске,

Иркутске, Барнауле, Новониколаевске издавалось около 30 периодических изданий. Но тем большую ценность представляют публиковавшиеся в них обзоры музыкально-театральных событий, характеристики отдельных исполнителей, роль местных меломанов и творческих коллективов в развитии культуры региона. Обширная информация о действующих в Сибири театральных антрепризах, гастрольных спектаклях передвижных оперно-драматических трупп, концертах встречаем в известных и популярных периодических изданиях «Сибирская жизнь» (1897— 1918 гг.), «Томские губернские ведомости» (1857-1919 гг.), «Сибирский вестник» (1885-1905 гг.), «Восточное обозрение» (1888-1906 гг.), «Жизнь Алтая» (1911-1918 гг.) и др.

Следует особо отметить, что повременная сибирская печать дореволюционного периода предстаёт как достоверная летопись. Это бесценные факты, связанные с музыкально-театральным искусством, школьным образованием, культурно-просветительской деятельности клубов, благотворительных обществ. Особого внимания заслуживают методы и приёмы распространения и реализации, восприятия массовой аудиторией больших и малых, выдающихся и повседневных культурных событий и явлений той поры. Местные газетные издания исследуемого исторического периода надёжный, а часто и единственный источник искомых необходимых сведений. Без материалов прессы невозможно восстановить панораму культуры общественной жизни Алтая, Барнаула начала второй половины XIX начала ХХ века во всем е' многообразии, многоукладности, разветвлённости.

Авторы статей, рецензий, отзывов о театральных постановках, концертах, народных чтениях, на страницах печати, стремились связать с современным состоянием общественной жизни в своём городе, селе, деревне, станице, а также финансовыми возможностями местных властей. Даваемые ими оценки и наблюдения весьма интересны и носят отчётливый отпечаток их пристрастий и вкусов.

Наиболее ранние сведения о любительских спектаклях мы находим в газете «Томские губернские ведомости. В июне-июле 1868 г. по Томской губернии путешествовал Великий князь Владимир Александрович . В своём очерке о пребывании Его Императорского Величества в Барнауле, сотрудник газеты, князь Н. Костров, в частности, писал: <...> В 8 часов вечера, любителями драматических представлений был дан спектакль. Здание театра снаружи и внутри было украшено вензелями ВК и роскошно освещено. Когда ЕВ [Его Величество] вошёл в приготовленную для него ложу, раздались звуки русского национального гимна и громкое «ура» не переставало греметь несколько минут. Благородные артисты давали на этот раз две пьесы: «Несчастие особого рода», комедия Пенькова и «Его Превосходительство или средство нравиться», комедия Коровкина. Во время спектакля, ЕВ много раз аплодировал артистам и после каждой пьесы удостаивал ходить за сцену, чтобы лично благодарить их. В 10 часов спектакль окончился и ВК отправился прогуливаться по городу [1].

Многие концерты, спектакли и представления носили благотворительный характер. В статьях, которые были посвящены благотворительным вечерам, непременно указывались имена людей или организаций - «обществ», при содействии которых проходило то или иное мероприятие. Как правило, они печатались в разделе «Хроника».

В объявлениях зачастую отмечалось количество вырученной суммы денег, автором указывалось, на что были потрачены деньги:

«Отчёт Барнаульского местного комитета Российского Общества Красного Креста за 1882 год. <... > На устройство в Барнауле больницы и вообще для принятия мер против инфекционных болезней поступило: сбор от спектакля любителей 14 января - 292 р., 4 фев. - 303р. 40 к., 8 сентября - 200р.; сбор от спектаклей драматическими актерами 2мая - 210р.5 к. [2].

«Отчёт по спектаклю, данному Кузнецким Литературно-драматическим обществом 29 декабря 1911 года.

Приход. Выручено от продажи билетов - 104 р. 35 к., от чайного стола -16 р.65 к., пожертвовано А. М. Золотниковой - 2 р. Итого 125 р.

Расход. 1. Благотворительного сбора ведомства Императрицы Марии - 7р.03 к.

2. Авторского сбора - 5 р.

Великий князь Владимир Александрович (1847-1909) - третий сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны; член Государственного совета (1872), младший брат Александра III.

3. За освещение - 2 р. 60 к.

4. За переписку ролей - 3 р.

5. За перестановку декораций - 3 р.50 к.

6. За мытье полов и прислугу - 6р.

7. Артисту Дубровскому за участие в спектакле - 8 р.

8. Гармонисту за игру на вечере - 2р. 20 к.

9. За фруктовую воду - 1 р. 80 к.

10. В магазин Фонарева за разбитую на вечере посуду - 36 к.

Итого - 39 р. 20 к. Остаток в сумме 85 р. 71 к. сдан Председателю Кузнецкого Сельскохозяйственного общества [3].

Сибирские газеты уделяли серьёзное внимание непрофессиональным, любительским представлениям. Рецензенты умело поддерживали в своих статьях молодые таланты. Вот как об этом писал в рубрике «Театр и музыка» «Сибирский вестник»: «27 декабря в алтайском горном собрании был любительский спектакль в 5 действиях «Со ступеньки на ступеньку» и водевиль «На ловца и зверь бежит». Разучивание ролей от наших актеров потребовало немало трудов и, в общем, исполнение главной пьесы было хорошее. Женские роли играли Е. Н. Давидович-Нащинская и Л. Б. Б., которых мы видели в этой пьесе в первый раз. Обе любительницы играли очень хорошо, хотя и не везде с чувством, требуемом положением. Верно, что Д.-Н. обнаружила уверенность в своих силах, но в иных местах уж слишком подчёркивала некоторые выражения и слова. Б. проявила мало энергии в первом действии, но с одинаковым умением исполнила и роль барыни, и роль торговки, и роль буфетчицы. Хороши были еврей, и купец. Главные мужские роли исполнили П. Н. Давидович-Нащинский и Е. В. Васильев умело и старательно. Гримировка была отличная и подходящая к характеру ролей. Вся пьеса шла бойко, без всяких натяжек, гладко и ровно. Водевиль прошёл порядочно. Разве один только Грильон слишком упорно смотрел в будку суфлёра и каждым движением и словом доказывал, что приложил очень мало старания к изучению роли. Театр был полон, сбору было 320 р., полный сбор 350. Хорошо если любители почаще будут дарить нашу публику подобными спектаклями. Постоянный зритель» [4].

Повременная периодика была источником информации о музыкально-театральной жизни не только Барнаула, но и о далёких уголках Алтайского горного округа. Приведём в качестве примера две заметки из разных газет. Первый - выдержка из отчёта о повседневной жизни Змеиногор-ска в 90-е годы XIX века: «После долгого затишья, и мы, змеиногорцы, оживились. 14 февраля неожиданно для всех дала концерт в общественном клубе, проездом из Томска, певица Добронравова. Публики как говорят было около 15 человек, так что концертантке едва ли хватило покрыть расходы. Причиной такой малочисленности - был домашний вечер, данный в этот день, военным офицером К. Уж и так-то мы относимся с пренебрежением ко всем приезжающим артистам, а тут ещё вечер, где можно повеселиться бесплатно и «повистовать». До концерта ли тут? <... > 17 февраля кружок любителей дал спектакль в здании посетительского дома (Екатерининский театр), сбор с которого пойдет на устройство сцены. Были поставлены комедии «По газетному предостережению» и «Племянничек». <... > Сбор был полный, что для любительских спектаклей не редкость» [5].

Вторая - яркое свидетельство размаха «разумных развлечений» в Бийском уезде: «С. Усть-Чарышская пристань. Прошло не менее 10 лет, как возник у нас кружок любителей драматического искусства, деятельность которого заслуживает самого широкого внимания. Прежде всего, нужно отметить, что кружок в первое время своего существования все сборы отсылал на благотворительные учреждения Бийска и другие города. Но потом появились и местные нужды. Первый спектакль был дан по инициативе И. А. Притчина в 1906 г. на приобретение леса для здания открывающегося здесь училища Министерства народного просвещения, <... > Благодаря энергии и трудам кружка, устроившего разные увеселения, был образован фонд для постройки пожарного депо, а также кружок оказывал громадную поддержку по содержанию добровольного пожарного об-ществ.<... > Вполне естественно, что с развитием в населении потребности в разумныхразвлече-ниях, деятельность кружка с каждым годом все более и более развивается и кружок, серьёзно сознавая свои задачи и желая прочно поставить дело, в августе минувшего года возбудил ходатайство о разрешении литературно-музыкально-драматического общества» [6].

В музыкальной жизни Алтая была область, в которой находили самое широкое применение профессиональные артисты и члены местных любительских хоров, оркестров. Этой области были массовые празднества. Они устраивались пышно, торжественно, сопровождались большой изобретательностью и художественно оформленной программой народных зрелищ и увеселений. Улицы, площади, сады уездных городов округа превращались в театральные и концертные эстрады, где, сменяя друг друга, выступали артисты разных жанров искусства. К таким праздникам готовились заранее. Создавались сводные хоры и оркестры. Так, в августе 1912 года, состоялось заседание городской комиссии по устройству празднования столетнего юбилея Отечественной войны в Барнауле. Была утверждена программа праздника:

«Празднество будет устраиваться по следующей программе: 26 августа в 11/ дня, будет отслужен молебен. Духовенство и представители разных ведомств расположатся на площадке. Учащиеся разместятся около площади, сзади них квадратом построен будет цепь солдат, чтобы убавить учащихся и площадку от натиска народа. После многолетия капелла М.Д. Славянской исполнит гимн, учащиеся кантату, затем кантату исполнит смешанный хор Хорового общества, кантата капеллы и многие лета. После этого состоится парад войскам. Затем соединёнными хорами с оркестром будет исполнен гимн. После этого под марш оркестра, участники торжества разойдутся. Вечером на площади будут выставлены и иллюминированы портреты Государей Александра Первого и Николая Второго. На площади все время будет играть военный оркестр» [7].

По свидетельству современников торжества удались на славу. В заметке «Наши торжества» на страницах газеты «Жизнь Алтая» под псевдонимом «Очевидец» писал: «Здесь был весь Барнаул. После крестного хода, <... > был совершён Торжественный молебен. <... > Народом была запружена вся площадь. В параде приняли участие все части местных войск, пожарная команда и даже потешные. Во время парада на площадке павильона были исполнены музыкальные номера певческим хором, а соединёнными хорами учащихся под управлением г. Филимонова - написанная специально для торжества, поэтом К. Порфирьевым стихотворение, напечатанное у нас в воскресном №, музыка на слова которого написана самим Филимоновым. В самом конце торжества, прибыла к павильону запоздавшая, благодаря пароходу, капелла Славянской, и исполнила несколько соответственных торжественному случаю номеров: Народный гимн «Боже Царя храни», «Многолетие царствующему дому» и другие пьесы. День торжества закончился народным гулянием в школьном саду и спектаклем в Народном доме. Шла пьеса Гнедича из времён 1812 года «Разгром», в которой особенно выделился хорошей игрой Белостоцкий. В саду был концерт Славянской, закончившийся «Многолетием царствующему дому», чему барнаульская публика очень много аплодировала. Капелла Славянской приняла участие и в спектакле. Очевидец» [8].

Пресса с большим интересом и вниманием относилась к постановке детских спектаклей, подготовке музыкальных номеров и фиксируя достижения. Вот несколько примеров:

«Село Боровское, Барнаульского уезда. Детский вечер. 26 декабря, на второй день праздника Рождества Христова, в нашем 2-классном Министерства народного просвещения училище был детский вечер, на котором присутствовали учащиеся и их родители. Была поставлена пьеса-сказка «Морозко» в двух действиях. После пьесы были поставлено несколько живых картин. Во время постановки картин, школьный хор исполнял соответствующие картинам пьесы. Из картин публике и детям особенно понравились «Весна» и «Стрекоза и муравей». В промежутке между картинами выступал школьный оркестр балалаечников, которым было исполнено несколько довольно сложных пьес. В заключение был поставлен маскарад, на котором дети в масках танцевали под оркестр балалаечников. В общем, вечер прошёл довольно весело и оживлённо. Дети и публика были очень довольны, ибо некоторые живые картины, по их требованию, повторялись, а оркестру балалаечников на «бис» приходилось играть после каждого выступления» [9].

«Поселок Тулатинский, Бийского уезда. Детский праздник. 2 февраля на добровольные пожертвования был устроен праздник для учащихся в известном начальном училище. Помимо детей, на празднике присутствовала часть их родителей, учителя и учительницы из соседних селений и посторонняя публика, преимущественно приезжая. Дети хором пели песни, читали басни, стихотворения, некоторые вещи исполнялись в костюмах и притом очень выразительно, чем приводили других детей и публику в искренний восторг. Особенно оживились ребятишки во время танцев под звуки двух скрипок. В этот вечер учитель раздал детям похвальные листы за успехи и

свидетельства об окончании курса. Устроенная среди публики подписка на нужды училища, дала более 20рублей» [10].

«С. Шелаболиха, Сибирская волость, Барнаульского уезда. Детское торжество.27 декабря для учеников местной школы была устроена елка. Торжество это, судя по настроению детей, было большое. После декламации хором были пропеты песни, а потом выступили самые маленькие танцоры, ликующие, улыбающиеся. Затем всем ученикам был предложен чай и розданы подарки. Во время раздачи детям подарков взрослые ученики, приехавшие на каникулы, под распорядительством ученика старшего класса Новониколаевского реального училища, открыли игры и танцы. Справедливость заставляет от лица учеников выразить сердечную благодарность устроителям этого торжества» [11].

В конце XIX и начале ХХ века на Алтае в эпицентре музыкально-исполнительской деятельности оказались Общественные собрания (Барнаул, Усть-Чарышская Пристань, Бийск, Змеино-горск, Курья), которые по мере возможности создавали инструментальные ансамбли для сопровождения танцев, подготовки отдельных концертных номеров.

Среди оркестров наибольшей известностью на Алтае пользовался оркестра Барнаульского Общественного собрания. Страницы барнаульской дореволюционной печати сохранили многочисленные концертные программы оркестра Общественного собрания. Репертуар выстраивался из чередования симфонических и отдельных номеров солистов и ансамблей. Ситуация это отчасти была вынужденная. Провести лишнюю репетицию, особенно оркестровую с приглашенными музыкантами, было сложно, на этом экономили, используя оркестр минимально: обычно в программах играли не более двух произведений. И в обязательном порядке каждый концерт включал вокальные и хоровые номера. Вот, к примеру, одна из программ оркестра с любительским хором Мякишева [12:]

1 отделение.

1. Томас. Увертюра «Раймонд».

2. Газельман. Бравурная каватина (соло корнета).

3. Люмби. Фантазия «Сновидения».

4. Зайцев. «Рассвет» (хор).

2 отделение.

1. Зайцев. «Нелюдимо наше море» (хор).

2. Менцель. «Страстное желание». Флейта и виолончель.

3. Рубинштейн. «Азра». Романс (сопрано).

4. Собек. Концертная ария. Соло кларнета с оркестром.

5. Славянский. «Чернобровый черноокий» (хор).

3 отделение.

1. Гуно. «Фауст».

2. Клястер. Колыбельная (скрипка с оркестром).

3. Вебер. Отрывок из оперы «Оберон» (квартет с роялем).

4. Рубинштейн «Тореадор и Андалузка».

Набор пьес, представленных в программе выступления, отличался разнообразием и был призван удовлетворить пёстрые музыкальные вкусы местной культурной публики. В репертуаре соседствуют серьёзные музыкальные композиции: налицо стремление составителей к просветительству. Особую атмосферу концерту придаёт выступление А. И. Клястера в качестве дирижёра, композитора и солиста-скрипача.

В начале ХХ века в Барнауле отмечается быстрый рост преподавателей предлагающих обучение музыке частным образом (Л. В. Покровская, Т. Л. Иекель, А. Ф. Бруннер, А. Ю. Шуцкая, М. В. Иванова, Л. С. Зальманова, Л. Л. Шаниор, А. И. Марцинковский, В. Ф. Федорова и др.), открывается музыкальная школа при клубе Общественного собрания (1900), частная музыкальная школа А. И. Смирновой (1912 г.) и М. Г. Куприяновой (1916 г.). Это способствовало воспроизводству дилетантов и создавало основу для пополнения рядов профессиональных музыкантов.

На протяжении рассматриваемого периода Алтайский горный округ посетило множество российских и иностранных музыкантов-гастролёров. Из большого списка знаменитостей, посетивших Алтай в начале ХХ века отметим оперных артистов Г. С. Гинкулову-Каренину, Ю. А. Ли-

невич, Е. К. Корсак-Дигби, С. П. Пашковскую, Рудольфа Бернарди, М. А. Петрову, В. А. Тассина-Островидова, А. М. Лабинского, Н. М. Ланской, С. И. Преображенского, Н. С. Южину-Ермоленко и Д. Х. Южина, М. А. Михайлову, А. И. Донского, М. М. Куренко, Ф. Т Гонцова, уроженца Бий-ска, артиста Санкт-Петербургской оперы М. И. Чеканова, П. Д. Орлова, Н. А. Шмелева с классическим репертуаром (оперные арий, романсы, популярные оперные сцены из «Кармен», «Евгений Онегин», «Жизнь за царя» и др.).

Новинкой для региона явились многочисленные музыкально-драматических трупп украинцев, гастролировавших по всей Сибири. Они собирали большое количество публики. Объяснение этому заключается в постоянном росте количества переселенцев из разных губерний юга России на Алтай, некоторая часть из них оседала в Барнауле. Выходцы из Украины показывали обычный репертуар - «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского, «Наталка Полтавка» Н. В. Лысенко, «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского и др.

Знакомство барнаульцев с профессиональной хоровой капеллой состоялось в конце XIX века. Известная и популярная не только в России, но и во многих странах мира, «странствующая капелла» Д. А. Агренева-Славянского дала в Барнауле три концерта в 1898 году, последний из них состоялся в летнем театре Общественного собрания. После смерти Д. А. Агренева-Славянского (1907), его дочь Мария и сын Юрий создали свои коллективы. Юрий Дмитриевич свой хор назвал «Народная певческая капелла». Хор в Барнауле гастролировал в августе 1913 года. Дважды в городе (1912 г., 1915 г.) побывала и капелла Марии Дмитриевны Агреневой-Славянской.

Хоровая капелла под управлением В. Г. Завадского впервые в Барнауле побывала в 1907 году и дала 3 концерта, завоевавшая славу одного из лучших хоров России. Программы концертов разделялись на духовные и светские, и, как правило, включала в себя шедевры хоровой литературы русских и зарубежных композиторов. Во второй свой приезд в январе 1916 года, в двух концертах, она исполнила произведения М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского,

A. Г. Рубинштейна, С. В. Рахманинова, Э. Ф. Направника, Ш. Гуно, А. Т. Гречанинова и самого

B. Г. Завадского.

В Барнауле, Бийске, Змеиногорске, Усть-Чарышской пристани гастролировали несколько известных музыкантов инструменталистов - виолончелисты, скрипачи, пианисты. Среди виолончелистов - Б. Сикора, скрипачей - К. Думчев, Н. Мариупольский, К. Григорович, К. Черемных, П. Золотарев, В. Беляев, В. Графман. Пианистов с «клавиробендами» было немного, но большое количество их приезжало в качестве концертмейстеров. Яркими и зрелыми музыкантами проявили себя солисты - А. Скляревский, К. Козинек А. Вагнер-Скальский, Р. Ванштейн-Виноградов, аккомпаниаторами - А. Александров, Э. Бай, Ф. Ружичка, Е. Городецкая, Л. Аптекарева, О. Беркова, М. Селиванова, Ф. Тютрюмова.

Таким образом, в итоге проведённых изысканий, собранных и изученных документальных материалов сибирской дореволюционной прессы, определилась многообразная панорама музыкально-театральной жизни Алтайского горного округа. Стала яснее и реальнее характерная черта местных музыкально-театральных деятелей рассматриваемого периода: постоянное обращение к массовой аудитории, страстное желание приобщить её всякими доступными методами к серьёзному искусству.

Список литературы

1. Костров Н. Путешествие по Томской губернии его императорского высочества, государя великого князя Владимира Александровича в июне и июле месяцах 1868 г. - Текст : непосредственный // Томские губернские ведомости : [часть неофиц.]. - 1868. - 18 окт. (№ 41). - С. 9.

2. Отчёт Барнаульского местного комитета Красного Креста за 1882 год. - Текст : непосредственный // Томские губернские ведомости : [часть неофиц.]. - 1884. - 19 янв. (№ 3). - С. 17.

3. Отчёт по спектаклю, данному Кузнецким литературно-драматическим обществом 29 декабря 1911 года. - Текст : непосредственный // Томские губернские ведомости : [часть неофиц.]. - 1912. - 29 янв. (№ 8). - С. 8.

4. Постоянный зритель. - Текст : непосредственный // Сибирский вестник. - 1888. - 8 янв. (№ 4). - С. 3.

5. Любительский спектакль. - Текст : непосредственный // Сибирский вестник. - 1891. - 8 марта (№ 28). - С. 3.

6. Жизнь Алтая. - 1911. - 13 февр. (№ 35). - Из содерж.: разд. «Корреспонденция» : [С. Усть-Чарышская пристань Бийскаго уезда]. - С. 4.

7. К празднованию юбилея Отечественной войны. - Текст : непосредственный // Жизнь Алтая. -1912. - 23 авг. (№ 188). - С. 4.

8. Очевидец [псевд]. Наши торжества. - Текст : непосредственный // Жизнь Алтая. - 1912. - 28 авг. (№ 192). - С. ...

9. Весёлый [псевд.]. Детский вечер. - Текст : непосредственный // Жизнь Алтая. - 1913. - 25 янв. (№ 21). - С. 4.

10. До-ре : [псевд.]. Ученические вечера. - Текст : непосредственный // Жизнь Алтая. - 1914. -20 февр. (№ 40). - С. 3.

11. Постоянный зритель [псевд.]. Театр и музыка. - Текст : непосредственный // Жизнь Алтая. -1914. - 8 янв. (№ 5). - С. 3.

12. [Анонс]. - Текст : непосредственный // Барнаульские ежедневные телеграммы. - 1903. - 5 нояб. (№ 242). - С. 1.

Valerii A. Vinogradov

Altai State Institute of Culture, (Barnaul, Russia)

vva1951 @yandex. ru

MUSICAL AND THEATRICAL LIFE IN ALTAI MINING DISTRICT ON PAGES OF SIBERIAN PRE-REVOLUTIONARY PRESS

Abstract. The article gives results of the author's reconstruction of development of musical and theatrical life in Altai (in particular, the Altai Mining District (one of administrative units in the Russian Empire in 1834-1896) and Altai District (an administrative units in the Russian Empire in 1890-1917)) using materials of Siberian pre-revolutionary press. The author notes the local finest people's high interest to stage perfor mances and amateur musical activities. The paper considers historical context of appearance of authorities' attention to issues of cultural work in areas located far from administrative center of the Altai Mining District which included the today's Russian Altai Krai, Novosibirsk, Kemerovo, Tomsk Oblasts, republics o Altai, Khakassia, and East-Kazakhstan Oblast of the modern Kazakhstan. The contribution of Siberian pre-revolutionary papers to supporting of local initiatives in musical and theatrical life is stressed out. Also, the author concludes: scientific research in history of musical and theatrical life of Altai has a perspective significance for understanding of achievement of the past and the present of provincial cultural life in historical and the modern Russia.

Key words: Altai Mining District, Siberian pre-revolutionary press, musical life, theatrical life, stage performance, musical performance, a list of stage productions, road tour, charity.

УДК 39:008(470+571)=512.1:069.02 DOI: 10.32340/2414-9101-2019-3-36-42

Т. И. Кимеева, кандидат культурологии, доцент Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)

tat-kimeeva@mail. т

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ПРИТОМЬЯ

В МУЗЕЯХ РОССИИ

Аннотация. Представлен анализ объектов этнического культурного наследия коренных малочисленных народов Притомья (шорцев и бачатских телеутов), находящихся на хранении в фондах музеев России. Традиционная культура этих народов в естественной среде своего бытования, по мнению автора, значительно руинирована: в частности, констатируется безвозвратная утрата уникальных ремёсельных методик и технологий народных промыслов, специфических знаний в области культовой обрядности этнических сообществ и др. Охарактеризован потенциал музейных коллекций предметов народной культуры шорцев и бачатских телеутов в контексте презентации и популяризации этнических традиций коренных народов современного Кузбасса; культурное наследие коренных малочисленных народов рассматривается автором в качестве ценного ресурса развития этнокультурного туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.