Полученные данные заставляют задуматься. Ведь СПИД- это то редкое заболевание, при котором решающую роль играет поведение человека. Скорректировать его так, чтобы риск заражения был минимальным, задача, которая считается сегодня первостепенной в мире. Наиболее важным является создание правильной линии поведения еще до того, как человек стал сексуально активным или познакомился с наркотиками. Именно поэтому, одной из основных концепций, положенных в основу глобальной программы борьбы со СПИДом, разработанной ВОЗ, считается та, что ключевым средством профилактики СПИДа является санитарное просвещение. Уже сейчас ясно, что пропаганда здорового образа жизни и безопасного секса приносит максимальный результат [3]. Однако, результаты нашего исследования показали недостаточный уровень просветительской работы, даже в медицинской среде. В связи с этим мы рекомендуем расширить спектр учебно-просветительских программ, используя, при этом различные методики: изготовление брошюр, создание научно-популярных фильмов, участие самих студентов в подготовке материалов по ВИЧ-инфекции, плановое проведение среди студентов срезов знаний по вопросам ВИЧ-инфекции и наркомании.
Литература
1. Змушко Е. И., Белозеров Е.. «ВИЧ-инфекция» 2-е издание, издательство «Питер», С-Пб, 2003 г., с.19-24, 44-58.
2. Шкарин В., Соринсон С. «ВИЧ/СПИД- инфекция, 20 лет спустя после начала пандемиии», НГМА, Н.Новгород, 1999 г., с.5-7, 33 - 35.
3. Мешкова Р., Костюченков В.. «СПИД и пути профилактики», Смоленск: СГМА, 1990 г., методическое пособие.
4. Змушко Е. «Эпидемиология ВИЧ-инфекции в России и Вооруженных Силах РФ», материалы конференции «Военно-медицинские аспекты ВИЧ-инфекции», С-Пб, 1999 г.
5. Слабкая Е. В., Мешкова Р. Я., Коновалова М. И. «СПИД - инфекция иммунной системы», методическое пособие. -Смоленск: СГМА, 2001 г. - с. 44.
6. Боев Б. В., Бондаренко В. М. «Прогноз эпидемии ВИЧ-инфекции в России», Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии, 1999 г. - №4. - с.115 - 118.
УДК 616.31-053.6:616.248
ИЗУЧЕНИЕ АЛЛЕРГИЧЕСКОЙ ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К СТОМАТОЛОГИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ У БОЛЬНЫХ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ Е. В. Слабкая, И. В. Купреева
Смоленская государственная медицинская академия
Больные бронхиальной астмой относятся к группе повышенного риска возникновения аллергических реакций на применяемые стоматологические материалы.
В последнее десятилетие отмечается рост заболеваемости бронхиальной астмой, которая является сегодня наиболее распространенным заболеванием в структуре аллергических болезней. По данным эпидемиологов, бронхиальной астмой страдает более 7 % детей. Основным звеном патогенеза аллергической бронхиальной астмы является повышенная чувствительность, гиперреактивность бронхов к аллергенам. При этом ведущую роль наряду с аэроаллергенами могут играть лекарственные препараты (например, "аспириновая бронхиальная астма"), пищевые продукты и другие аллергены. С учетом изложенного и того, что стоматологической службой охвачено более 90-97% населения, очевидна актуальность изучения аллергической гиперчувствительности к стоматологическим материалам у пациентов с бронхиальной астмой [1].
В стоматологической практике постоянно пополняется арсенал новых лекарственных препаратов и современных стоматологических материалов, в состав которых входят высоко аллергенные компоненты (полимеры, акрилаты, эпоксидные смолы, красители, хром, никель, кобальт, йод, йодоформ, витамины группы В, анестетики и другие вещества). В литературе обсуждаются вопросы об аллергенных свойствах композитных пломб, особенно адгезивных систем [4]. Существуют различные мнения о частоте и структуре аллергических стоматитов и аллергических реакций на стоматологические пломбировочные материалы. Лекарственные вещества часто применяются многократно у одного больного в виде аппликаций, пломб, либо оставляются на длительное время в корневых каналах, и могут индуцировать аллергические процессы в полости рта. Сенсибилизирующий фактор, локализующийся в зубочелюстной системе (микроорганизмы, пломбировочные материалы, денатурированные белки), может участвовать в развитии аллергического хейлита, бронхиальной астмы и других аллергических заболеваний [2,5].
Цель исследования: изучить сенсибилизацию к материалам, применяемым для лечения стоматологических заболеваний у пациентов, страдающих бронхиальной астмой. Нами проведено обследование 47 больных аллергической бронхиальной астмой в возрасте от 15 до 45 лет (основная группа) и 29 практически здоро-
вых пациентов в возрасте 15-25 лет (группа сравнения). Оценку результатов проводили с вычислением критерия 1 Стьюдента. Для выявления сенсибилизации к исследуемому материалу проводили кожные аппликационные тесты. Аллергологическое обследование включало кожное тестирование с аппликаторами из ормокера "Адмира" и "Адмира бонд", лечебной прокладки "Кальцимол", корневого наполнителя "Эндоме-тазон" и местного анестетика "Ультракаин". Образец материала накладывали на кожу внутренней поверхности предплечья на 24 часа. Оценку результатов проводили через 30 минут, 24, 48 и 72 часа по четырёхбалльной системе, принятой в аллергологии: слабо положительная реакция в виде эритемы в месте контакта - 1 балл, положительная реакция средней степени - эритема и отёк - 2 балла, резко положительная реакция- эритема, отёк, везикуляция- 3 балла [3]. Кроме того, для определения гиперчувствительности немедленного типа на местный анестетик проводили скарификационный тест с раствором ультракаина. Полученные результаты кожного тестирования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты кожного тестирования со стоматологическими материалами (баллы, М±т)
Препарат Группы пациентов
основная (п=47) сравнения (п=29)
Адмира 0,298±0,112* 0
Адмира бонд 0 0
Кальцимол 0,064±0,036 0
Эндометазон 0,170±0,082 0
Ультракаин 0,213±0,086 0,056±0,041
Примечание: *-р<0,05 при сравнении препаратов "Адмира" и "Кальцимол".
При оценке кожного теста на ормокер "Адмира" у больных бронхиальной астмой слабо положительная аллергическая реакция наблюдалась у 4 пациентов (8,51%), резко положительная - у 3 (6,38%), сомнительная -у 2 (4,26%). В целом степень чувствительности к "Адмира" у больных астмой составила 0,298± 0,112 балла. В группе сравнения аллергических реакций на вышеуказанный материал выявлено не было. Нужно отметить, что у одного пациента основной группы, страдающего тяжёлым атопическим синдромом, была отмечена положительная реакция на ормокер "Адмира" по немедленному типу средней степени (зуд, гиперемия и волдырь спустя 20 минут после нанесения препарата). Обращает на себя внимание отсутствие реакции при кожном тестировании с использованием препарата "Адмира бонд" как в основной группе, так и в группе сравнения. На лечебную прокладку "Кальцимол" в основной группе у 3 пациентов (6,38%) была выявлена слабо положительная аллергическая реакция, при этом средний балл составил 0,064± 0,036, что достоверно ниже, чем степень чувствительности к ормокеру "Адмира" (1=1,989; р<0,05).
Используемый в качестве корневого наполнителя "Эндометазон" вызвал положительную аллергическую реакцию средней степени у 4 пациентов основной группы (8,51%), что составило 0,170±0,082 балла. В группе сравнения аллергических реакций на исследуемый корневой обтуратор мы не наблюдали., а на "Ультракаин" в скарификационном тесте у 2 больных (4,26%) основной группы отмечена слабо положительная аллергическая реакция, положительная реакция средней степени - у 4 (8,51%) пациентов. В группе сравнения "Ультракаин" вызвал в 1 случае слабо положительную аллергическую реакцию и в 1 случае мы наблюдали сомнительную реакцию. Аппликационные тесты с "Ультракином" и в основной, и в группе сравнения были отрицательными у всех пациентов. В целом чувствительность к "Ультракаину" по немедленному типу в основной группе была заметно выше, чем в группе сравнения (соответственно 0,213± 0,086 и 0,056± 0,041 баллов).
Таким образом, в ходе исследования нами было установлено, что больные бронхиальной астмой относятся к группе повышенного риска возникновения аллергических реакций на применяемые стоматологические материалы. Особенно часто отмечается гиперчувствительность к ормокеру "Адмира" и местному анестетику "Ультракаин". Поэтому при санации полости рта больных бронхиальной астмой необходимо рекомендовать проведение предварительного тестирования с обязательным участием иммунолога- аллерголога и учитывать наличие у них аллергических реакций, что очень важно для сохранения здоровья, повышения качества лечения.
Литература
1. Дегтярева Э.П., Дерябина Л.В., Демченко Т.В. Проблема аллергии в стоматологии // Пародонтология.-2000.-№3(17).-С.37-38.
2. Дерябина Л.В., Дегтярева Э.П., Демченко Л.В. Контактные аллергические стоматиты, обусловленные металлическими протезами // Пародонтология.- 2001.-№4(22).-С.61-63.
3. Клиническая иммунология и аллергология. Под ред. Г.Лолора- младшего, Т.Фишера, Д.Адельмана. Пер. с англ.-М.: Практика, 2000.- С.300- 314.
4. Майер Г. Способствуют ли композитные пломбировочные материалы развитию кариеса? //Маэстро стоматологии.-2000.- №3.- С.80-82.
5. Fregert S. Manual of contact dermatitis.-Copenhagen, 1981. - 138с.
УДК 616.91-071
ОШИБКИ В ДИАГНОСТИКЕ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ Н. Е. Филичкина, Н. А. Шибеко И. В. Ряжечкина, Н. В. Хамцов
Смоленская государственная медицинская академии
Ошибки в работе любого врача неизбежны. Многие хирургические, гинекологические, сердечно-сосудистые, онкологические и др. заболевания протекают под маской острой кишечной инфекции, особенно в начальном периоде. По данным литературы ошибки в диагностике ОКИ составляют от 2,5 до 15 %. Имеется достаточно публикаций о дифференциальной диагностике острых кишечных инфекций со многими инфекционными и неинфекционными заболеваниями.
Целью нашей работы является анализ ошибочных диагнозов острой кишечной инфекции с хирургической, гинекологической и др. патологией. В 2003-2004 г.г. - в инфекционное отделение кишечных инфекций МЛПУ№1 г. Смоленска поступило 1553 больных с ОКИ, из них этот диагноз не подтвердился у 127 пациентов, что составляет 8,3 %. Все пациенты были в возрасте от 15 до 71 года. Среди поступивших с ошибочным диагнозом мужчин было 60, женщин 67. В исследование не включали тех больных, диагноз у которых был изменен в приемном покое, и они были переведены в стационары соответственно профилю. В первую очередь нас интересовала патология у больных, заболевание которых протекало под маской ОКИ, причины диагностических ошибок у них, а также сроки постановки больным правильного диагноза.
Наиболее многочисленную группу составили больные с острой хирургической патологией. Именно эти больные представляют наибольший интерес, так как они чаще попадают в инфекционное отделение с ошибочным диагнозом острой кишечной инфекции и у них наиболее важно как можно быстрее поставить правильный диагноз для предотвращения неблагоприятных исходов. Из 127 пациентов, поступивших с острой кишечной инфекцией у 59 (47,2 %) выявлена хирургическая патология. У этих пациентов оказались следующие заболевания: Острый аппендицит - 28 (47,6 %); Кишечная непроходимость - 9 (15,3 %); Тромбоз мезентериальных сосудов - 7 (12,3 %); Острый холецистит - 3 (4,5 %); Острый панкреатит - 2 (3,5 %); Прободение язвы желудка и кишечное кровотечение - 5 (8,4 %); Острая гинекологическая патология - 5 (8,4 %). Важен тот факт, что в первые сутки пребывания больных в инфекционном стационаре был поставлен правильный диагноз у 40 % больных, на вторые сутки - 36 %, на третьи сутки - 24 % больных. Поздняя постановка диагноза в некоторых случаях была связана с ошибкой не столько инфекциониста, сколько хирурга. Некоторые пациенты осматривались хирургом 2-3 раза и более.
Итак, у 28 больных, что составляет 47,6 %, был острый аппендицит. Все они были молодого возраста (16-24 года), среди них чаще встречались женщины. У всех заболевание начиналось остро с болей в эпигастрии или околопупочной области. У некоторых пациентов боли носили схваткообразный характер в первые часы заболевания. У всех отмечались повышение температуры тела от 37,4° до 38° С, дисфункция кишечника: жидкий стул был 3-4 раза, у некоторых со слизью.
В первые часы пребывания в стационаре почти у всех больных диарея прекращалась, а интенсивность болей в животе нарастала, они становились постоянными, смещались в нижние отделы живота, преимущественно в правую подвздошную область. При исследовании крови в первые часы пребывания в стационаре у всех больных отличался умеренный лейкоцитоз, при повторном же исследовании увеличивалось число нейтро-фильных лейкоцитов. В первые сутки пребывания в инфекционном отделении все эти больные были осмотрены хирургом. 5 пациентов были переведены в хирургическое отделение 1 ГКБ после первого осмотра. 23 больных осматривались повторно, некоторые трижды. В дни перевода у 18 больных отмечались симптомы раздражения брюшины. Диагноз у всех подтвердился, все были оперированы.
12,3 % в группе хирургических больных составили пациенты с тромбозом мезентериальных сосудов. Заболевание наблюдалось у лиц пожилого и старческого возраста (69-71 лет). В анамнезе этих больных имели место сердечно-сосудистые заболевания: гипертоническая болезнь, ИБС, мерцательная аритмия, склероз сосудов головного мозга и др. 6 больных поступили в первые сутки заболевания, один - на вторые. Начало