Научная статья на тему 'Измерение степени взаимодействия ВУЗа с коммерческими структурами в целях повышения финансовой устойчивости'

Измерение степени взаимодействия ВУЗа с коммерческими структурами в целях повышения финансовой устойчивости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Измерение степени взаимодействия ВУЗа с коммерческими структурами в целях повышения финансовой устойчивости»

по образованию Москвы и Санкт-Петербурга на запрос «обучение (адаптация, интеграция) мигрантов» дается ответ: «ничего не найдено».

В России - иммигрантской стране, где иммигрантский контингент в целом невысокого качества, нужна образовательная политика в отношении иммигрантов, притом ориентированная на результат. Политика, ориентированная на результат, - та, которая постоянно знает (благодаря непрерывному мониторингу) ответы на вопросы: (1) улучшается ли доступ иммигрантов (их детей) к качественному образованию; (2) увеличивается ли участие иммигрантов-студентов в качественном образовании, уменьшается ли их отсев из образования; (3) повышается ли занятость иммигрантов. Тем более что существует международный проект «Оценка качества образования школ с миграционным компонентом», нацеленный на разработку системы критериев для оценки качества образования в образовательных учреждениях с большим количеством иммигрантских детей. Проект открыт для участия в нем любой страны и имеет соответствующие разработки, доступные через Интернет1.

Формирование в России образовательной политики в отношении иммигрантов даст направление реформированию национальной системе образования, отвечающее мировой тенденции перехода к новой образовательной парадигме. Перехода - в ответ на вызовы глобализации в виде мощной волны международной миграции и беспрецедентного ускорения мирового социально-экономического развития. Эти две взаимосвязанные динамики и создали спрос на новую парадигму образования, которая бы поставляла динамичному обществу не «энциклопедистов», а аналитиков, способных решать актуальные проблемы общественного развития.

Пигарева О. С.

аспирант МФТИ

Якимец В.Н.

д.соц.н., к.т.н., гл.н.с. ИСА РАН, профессор МФТИ

ИЗМЕРЕНИЕ СТЕПЕНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА С КОММЕРЧЕСКИМИ СТРУКТУРАМИ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

За последние годы в сфере высшего образования в России в рамках осуществляемой реформы остро назрела потребность в выстраивания ВУЗами новых моделей взаимодействия с бизнес структурами. Это происходит на фоне роста бюджетного финансирования2, а также при настойчивом призыве со стороны Минобрнауки России к расширению возможностей внебюджетного финансирования3. За последние годы разными ВУЗами начали вырабатываться свои специфические модели и линии взаимодействия с бизнесами (Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского4, Национальный исследовательский Томский государственный университет5, Новосибирский государственный университет (НИУ)6 и др.).

Одним из механизмов привлечения внебюджетных средств, закреплённым на законодательном уровне, является механизм Целевого капитала (ЦК)7. Известно, что на конец 2010 г. около 60 организаций в России приняли решение о создании Фондов ЦК8. Отметим, что деятельность этих фондов оценивается неоднозначно9.

Становится актуальной разработка методологии выстраивания и реализации стратегии взаимодействия ВУЗа с бизнесом. Один из возможных подходов основывается на применении принципов и методов теории стейкхолдеров (теории заинтересованных сторон - ТЗС)10. Операционализация использования ТЗС применительно к созданию прикладных методов взаимодействия связана в первую очередь с умением оценивать эффективность участия аффилированных бизнес-структур11 в развитии ВУЗа.

I См.: Власти Москвы в новом учебном году проведут мониторинг... Указ. источник; Отчет о международной и межрегиональной деятельности Комитета по образованию за 2009-2010 учебный год (77.312Kb)// http://www.k-obr.spb.ru/page/219/; Review of migrant education // Country background report for Denmark // www.oecd.org/dataoecd/8/24/42485270.pdf; OECD review of migrant education // Country background report for Ireland. - 2009 // www.oecd.org/dataoecd/8/22/42485332.pdf; OECD review of migrant education // Country background report for Norway. - 2008 // www.oecd.org/dataoecd/8/44/42485380.pdf

Клячко Т. Л. Экономика высшего образования - смена модели. Экспертный канал «Открытая экономика». - М., 2010.

3 При получении бюджетного финансирования выставляется требование привлечения определенной доли внебюджетных средств.URL: http://mon.gov.ru/pro/

4 URL: http://www.unn.ru/general/transfer.html

5 URL: http://www.tsu.ru/WebDesign/tsu/core.nsf/structurl/up

6 URL: http://www.nsu.ru/press/thanks.xml

7 Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» // Российская газета. - М., 2007. - № 4265, 11 января.

8 Дайджест «Целевой капитал». №7(16), декабрь 2010. Некоммерческое партнерство грантодающих организаций «Форум Доноров».

9 Гореткина Е., Помогут ли целевые фонды высшему образованию? // PC Week/RE. 2010. - №45 (747), 30 ноября - 6 декабря.

10 Freeman R. E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. London: Pitman Publishing. 1984.

II Под аффилированными коммерческими структурами понимаются компании, имеющие ту или иную степень участия или вовлеченности в деятельность ВУЗа (НИР, ОКР, образовательный процесс), что должно быть закреплено в соответствующих двухсторонних соглашениях.

В связи с этим авторами разработан инструментарий оценки степени взаимодействия таких заинтересованных сторон, как аффилированные коммерческие структуры в развитии ВУЗа. Формализованное описание модели дано в работе1.

В течение 2007-2010 гг. разработанный подход был апробирован на Московском физико-техническом институте. В этой статье рассмотрим результаты этого применения.

Исследовались взаимодействия таких структурных подразделений ВУЗа как базовые кафедры с аффилированными коммерческими компаниями-партнерами.

В современных условиях основная задача МФТИ - закрепиться в роли ведущего исследовательского университета мирового уровня на базе развития и укрепления «системы Физтеха», модернизировать существующие и разработать новые образовательные технологии, обеспечивающие высокое качество подготовки специалистов и их конкурентоспособность на рынке труда2.

Согласно недавно разработанной стратегии НИУ МФТИ, к реализации поставленных задач привлекать необходимо бизнес-сообщество3.

В программе развития МФТИ до 2017 года выделено три приоритетных направления развития (ПНР):

1. Физика и технологии наноструктур, наносистем, наноматериалов, включая живые системы;

2. Информационные, телекоммуникационные технологии, суперкомпьютеры, прикладное математическое моделирование;

3. Физика и технологии приборов, систем и устройств на новых физических принципах.

Далее в таблицах и рисунках приводятся номера данных ПНР.

На рис. 1 приведена диаграмма, характеризующая степень взаимодействия аффилированных с МФТИ коммерческих компаний по состоянию на 2007 год, которая представляет собой результат применения описанной методики. Компании пронумерованы от 1 до 45. На диаграмме взаимодействие компании (участие в проведении НИР, ОКР, образовательной деятельности) с кафедрой (подразделением) МФТИ тем сильнее, чем «ближе» компания на диаграмме расположена к центру рисунка (ВУЗу). Иными словами, рассчитываемая степень взаимодействия имеет смысл «расстояния» от ВУЗа до определенной компании. Чем меньше это расстояние, тем больше данная компания вовлечена во взаимодействие с вузом. Количественная характеристика расстояния определяется величиной коэффициента взаимодействия данной компании с ВУЗом. На рисунке введены четыре сектора. Три из них соответствуют трем названным выше ПНР. Четвертый сектор введен дополнительно, чтобы предусмотреть возможность появления компаний, которые не действуют в рамках ни одного из приоритетных направлений. Отметим, что в 2007 году по первому ПНР с МФТИ не взаимодействовала ни одна коммерческая компания.

Рисунок 1.

Диаграмма аффилированных коммерческих компаний МФТИ, 2007 год.

Для того чтобы наглядно представить силу взаимодействия различных компаний с ВУЗом, было введено четыре зоны с разными интервальными значениями степени взаимодействия: зона А - сильное взаимодействие, зона Б -удовлетворительное взаимодействие, зона В - слабое взаимодействие, зона Г - крайне слабое взаимодействие. Каждая компания принадлежит к одной из четырех зон по признаку степени вовлеченности во взаимодействие с вузом. В зону

1 Пигарева О.С., Якимец В.Н. Инструмент управления взаимодействием вуза и организаций бизнес-сообщества // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России. - М.: ИНИОН РАН, 2010. - Ч. 2. - С. 341-344.

2 Результаты работы Московского физико-технического института (государственного университета) в 2009г. - М.: МФТИ,

2010.

3

Кудрявцев Н.Н. Партнерство науки, образования и бизнеса - стратегический путь развития МФТИ как национального исследовательского университета // Образование: цели и перспективы. 2010. - № 9.

А попадают те компании, для которых вычисленный коэффициент взаимодействия К близок к нулю: ^ ^ ^ ;

в зону Б, когда < ^ ; в зону В - при < й 0.75 ; в зону Г, если О-75 < ^ Ц10

Нетрудно видеть (табл. 1), что в 2007 г. подавляющее большинство компаний находилось в зоне крайне слабого взаимодействия (33).

Напомним, что первое исследование было проведено в 2007 г. на основе данных, полученных от всех базовых кафедр МФТИ и 45 аффилированных коммерческих компаний.

Таблица 1

Анализ взаимодействия коммерческих компаний с МФТИ

2007 г. 2010 г.

Зоны Сектора Всего по секторам Сектора Всего по секторам

1 2 3 4 ед. % 1 2 3 4 ед. %

Сильное 0 0 0 0 0 0,0 0 0 0 0 0 0,0

Удовлетворительное 0 4 1 0 5 11,1 0 6 0 0 6 6,5

Слабое 0 3 4 0 7 15,6 0 15 2 0 17 18,5

Крайне слабое 0 33 0 0 33 73,3 2 64 3 0 69 75,0

Всего по секторам 0 40 5 0 45 100,0 2 85 5 0 92 100,0

Следующее исследование было проведено в 2010 году. Сравнительные данные представлены в табл. 1. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. За трехлетний период произошло двукратное увеличение числа аффилированных компаний, работающих с базовыми кафедрами МФТИ;

2. «Средняя компания» (виртуальная точка рассчитывается как среднеарифметическое значение от степеней взаимодействия компаний, относящихся ко всему множеству) как в 2007 г. так и в 2010 г. попадает в зону слабого взаимодействия (это объясняется тем, что подавляющее большинство компаний попало в зону слабого взаимодействия в оба периода наблюдений).

3. Практически все вновь появившиеся в 2010 г. компании попали в зону слабого взаимодействия, что говорит о необходимости разработки политики установления взаимоотношений с новыми партнерскими компаниями до вступления с ними в договорные отношения.

4. Отметим, что практически никаких изменений не произошло в зонах сильного и удовлетворительного взаимодействия (соответственно 0 и 0, 5 и 6 компаний в 2007 и 2010 гг.). За тот же период выросло более чем в 2 раза количество компаний, попавших в зоны слабого и крайне слабого взаимодействия (7 и 17, 33 и 69 в 2007 и 2010 гг.). Иными словами, прирост числа аффилированных компаний, работающих с базовыми кафедрами МФТИ, состоялся в основном за счет «новых» компаний, которые пока еще освоили правила взаимодействия.

5. Крайне низкое число компаний, взаимодействующих с ВУЗом по 1 и 3 ПНР (нанотехнологии и приборы и устройства на основе новых физических принципов) свидетельствует о необходимости выстраивания новых линий поведения ВУЗа с такими компаниями.

За последние годы выявлена тенденция роста числа компаний, которые устанавливают связи с несколькими подразделениями. Таких в 2010 г. оказалось 10% от общего числа компаний.

Использование инструмента оценки взаимодействия позволяет сформулировать адекватные рекомендации для ректората и руководителей факультетов. Если предположить, что у руководителей коммерческих структур и руководителей ВУЗа и факультетов имеется желание усилить взаимодействие в целях привлечения внебюджетного финансирования на НИР, ОКР и образовательный процесс, то требуется уделить серьезное внимание выработке и обсуждению соответствующей внутри вузовской политики.

Пудкова В.В.

к.э. н., доцент Института инноватики, руководитель Офиса коммерциализации разработок Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники Уваров А. Ф.

к.э.н., профессор, зав. кафедрой «Управление инновациями» Института инноватики, проректор по инновационному развитию и международной деятельности Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВУЗА В РАМКАХ МОДЕЛИ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ «УНИВЕРСИТЕТ - БИЗНЕС - ВЛАСТЬ»

«Тройная спираль» (Triple Helix), согласно интерпретации одного из её основателей Генри Ицковица, - это методология инновационного развития, дающая импульс исследованиям и основанная на активном взаимодействии университетов и бизнеса при создании государством благоприятных условий для их функционирования. Достижение тех-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.