Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития инновационной инфраструктуры вуза в рамках модели тройной спирали «Университет – бизнес – власть»'

Проблемы и перспективы развития инновационной инфраструктуры вуза в рамках модели тройной спирали «Университет – бизнес – власть» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пудкова В. В., Уваров А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития инновационной инфраструктуры вуза в рамках модели тройной спирали «Университет – бизнес – власть»»

А попадают те компании, для которых вычисленный коэффициент взаимодействия К близок к нулю: ^ ^ ^ ;

в зону Б, когда < ^ ; в зону В - при < й 0.75 ; в зону Г, если О-75 < ^ Ц10

Нетрудно видеть (табл. 1), что в 2007 г. подавляющее большинство компаний находилось в зоне крайне слабого взаимодействия (33).

Напомним, что первое исследование было проведено в 2007 г. на основе данных, полученных от всех базовых кафедр МФТИ и 45 аффилированных коммерческих компаний.

Таблица 1

Анализ взаимодействия коммерческих компаний с МФТИ

2007 г. 2010 г.

Зоны Сектора Всего по секторам Сектора Всего по секторам

1 2 3 4 ед. % 1 2 3 4 ед. %

Сильное 0 0 0 0 0 0,0 0 0 0 0 0 0,0

Удовлетворительное 0 4 1 0 5 11,1 0 6 0 0 6 6,5

Слабое 0 3 4 0 7 15,6 0 15 2 0 17 18,5

Крайне слабое 0 33 0 0 33 73,3 2 64 3 0 69 75,0

Всего по секторам 0 40 5 0 45 100,0 2 85 5 0 92 100,0

Следующее исследование было проведено в 2010 году. Сравнительные данные представлены в табл. 1. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. За трехлетний период произошло двукратное увеличение числа аффилированных компаний, работающих с базовыми кафедрами МФТИ;

2. «Средняя компания» (виртуальная точка рассчитывается как среднеарифметическое значение от степеней взаимодействия компаний, относящихся ко всему множеству) как в 2007 г. так и в 2010 г. попадает в зону слабого взаимодействия (это объясняется тем, что подавляющее большинство компаний попало в зону слабого взаимодействия в оба периода наблюдений).

3. Практически все вновь появившиеся в 2010 г. компании попали в зону слабого взаимодействия, что говорит о необходимости разработки политики установления взаимоотношений с новыми партнерскими компаниями до вступления с ними в договорные отношения.

4. Отметим, что практически никаких изменений не произошло в зонах сильного и удовлетворительного взаимодействия (соответственно 0 и 0, 5 и 6 компаний в 2007 и 2010 гг.). За тот же период выросло более чем в 2 раза количество компаний, попавших в зоны слабого и крайне слабого взаимодействия (7 и 17, 33 и 69 в 2007 и 2010 гг.). Иными словами, прирост числа аффилированных компаний, работающих с базовыми кафедрами МФТИ, состоялся в основном за счет «новых» компаний, которые пока еще освоили правила взаимодействия.

5. Крайне низкое число компаний, взаимодействующих с ВУЗом по 1 и 3 ПНР (нанотехнологии и приборы и устройства на основе новых физических принципов) свидетельствует о необходимости выстраивания новых линий поведения ВУЗа с такими компаниями.

За последние годы выявлена тенденция роста числа компаний, которые устанавливают связи с несколькими подразделениями. Таких в 2010 г. оказалось 10% от общего числа компаний.

Использование инструмента оценки взаимодействия позволяет сформулировать адекватные рекомендации для ректората и руководителей факультетов. Если предположить, что у руководителей коммерческих структур и руководителей ВУЗа и факультетов имеется желание усилить взаимодействие в целях привлечения внебюджетного финансирования на НИР, ОКР и образовательный процесс, то требуется уделить серьезное внимание выработке и обсуждению соответствующей внутри вузовской политики.

Пудкова В.В.

к.э. н., доцент Института инноватики, руководитель Офиса коммерциализации разработок Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники Уваров А. Ф.

к.э.н., профессор, зав. кафедрой «Управление инновациями» Института инноватики, проректор по инновационному развитию и международной деятельности Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВУЗА В РАМКАХ МОДЕЛИ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ «УНИВЕРСИТЕТ - БИЗНЕС - ВЛАСТЬ»

«Тройная спираль» (Triple Helix), согласно интерпретации одного из её основателей Генри Ицковица, - это методология инновационного развития, дающая импульс исследованиям и основанная на активном взаимодействии университетов и бизнеса при создании государством благоприятных условий для их функционирования. Достижение тех-

нологического прорыва немыслимо без новаторства университетов, занимающих главенствующую позицию в инновационной системе. Сегодня университеты совмещают не только образовательную и исследовательскую функцию, они также выполняют и новую миссию, становясь центрами предпринимательства. Модель тройной спирали показывает включение во взаимодействие определённых институтов на каждом этапе создания инновационного продукта. На начальном этапе генерации знаний взаимодействуют власть и университет, затем в ходе трансфера технологий университет сотрудничает с бизнесом, а на рынок результат выводится совместно властью и бизнесом.

Роль университета в модели тройной спирали неоспорима. Большинство стран сегодня переходит к экономике знаний, когда ключевыми факторами конкурентоспособности государства становятся новые знания и технологии. Именно университеты, ведущие исследования и разработки, являются в такой ситуации важнейшим ресурсом для наукоёмкого производства.

В этом исследовании рассматривается классический цикл инновационного проекта и роль элементов инфраструктуры, поддерживающей инновационный проект на каждом этапе. Для примера взята инфраструктура поддержки инновационной деятельности ГОУ ВПО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники».

Ниже представлено описание элементов инновационной инфраструктуры вуза и их взаимодействие (рис. 1).

Этапы инновационного проекта

Идея, фундаментальные

___и .групповые___

исследования

Завершение >НИОКР, создание инновационного . предприятия

> Первые шаги предприятия

Групповое проектное обучение (ГПО)

Институт инноватики (ИИ)

Офис Студенческий

- коммерциализации- - ■ - -бизнес-инкубатор - -

разработок

Технологический - -бизнес-инкубатор- - -

\ Развитие

ч

> предприятия, выход на международный

уровень --

Структуры поддержки инновационного проекта

УНИК 115 предприятий Годовой оборот 15,2 млрд. руб.

Рисунок 1.

Схема поддержки инновационного проекта

Офис коммерциализации разработок (ОКР) выявляет наиболее перспективные с коммерческой точки зрения идеи и результаты фундаментальных исследований, содействует в привлечении средств для их коммерциализации. Сотрудники помогают ученым определить коммерческий потенциал научных и исследовательских результатов, стратегию защиты интеллектуальной собственности, привлечь финансы для вывода результатов интеллектуальной деятельности на международные рынки. Офис коммерциализации разработок рекомендует коммерчески перспективные разработки для создания на их основе хозяйственных обществ согласно Федеральному закону № ФЗ-217, помогает подготовить документы для создания предприятия, привлечения финансирования.

В последние два года ОКР проводит работу как консультационный центр международного проекта Gate2RunBIN, с целью вывода разработок вуза на международные рынки.

Межвузовский студенческий бизнес-инкубатор «Дружба» (СБИ) является первым в России (открыт в 2004 г.), размещается в отдельном здании площадью 3000 м2 и имеет 300 рабочих мест для проведения исследований и разработок в области радиотехники и информационных технологий. Места для размещения в СБИ выделяются студенческим командам на основе конкурса представляемых ими проектов. Резидентам оказывается поддержка по вопросам разработки бизнес-планов, организационно-правовой формы регистрации предприятий, разработке стратегии защиты интеллектуальной собственности, стратегии маркетинга, включая выход на российский и международный рынки. Структура СБИ соответствует перечню разделов бизнес-плана, который реализует студенческая команда.

СБИ ТУСУРа оснащен оборудованием на мировом уровне, а его отличительной особенностью является взаимодействие со стратегическими инвесторами студенческих проектов: Ассоциацией выпускников ТУСУРа (АВТ) и предприятиями УНИК. Разработанные регламенты, эффективное взаимодействие с АВТ и предприятиями УНИК позволили полностью решить проблему привлечения проектных инвестиций.

Технологический бизнес-инкубатор размещается в строящемся учебно-лабораторном корпусе ТУСУРа. Общая площадь помещений ТБИ составляет 3312 м2. В ТБИ планируется размещать не менее 30 инновационных проектов (200 рабочих мест).

ТБИ будет оснащаться в соответствии с потребностями приоритетных направлений ТУСУРа: наноэлектроника; радиотехнические, информационно-телекоммуникационные системы; интеллектуальная силовая электроника; инно-ватика.

Президентом РФ Д.А. Медведевым в рамках мероприятий, связанных с проведением заседания комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России в г. Томске 11 февраля 2010 г., даны поручения руководителям ряда ведомств об ускорении ввода ТБИ в эксплуатацию. ТБИ будет выпускать не менее пяти малых инновационных предприятий в год. Предполагается, что после 2-3 лет размещения в ТБИ инновационные предприятия будут «переселяться» в Особую экономическую зону технико-внедренческого типа г. Томска.

Также инновационные проекты на различных этапах поддерживают: Патентно-информационный отдел (ПИО) и Отдел маркетинга и рекламы (ОМР).

Работа ПИО заключается в защите приоритета на результаты НИОКР, выполненные на уровне изобретений; развитии рационализаторства и изобретательства в университете с целью повышения конкурентоспособности научно-технических разработок; обеспечении подразделений университета и отдельных работников информацией об отечественных и зарубежных научно-технических мероприятиях, выставках, конкурсах и грантах министерств и ведомств РФ по профилю университета.

ОМР разрабатывает и реализует долгосрочные планы маркетинга подразделений ТУСУРа; разрабатывает направления, методы и географию продвижения научной продукции университета; оказывает помощь научным подразделениям в сфере маркетинговых действий; ведет презентационную деятельность; разрабатывает стратегию рекламной деятельности.

Неотъемлемой частью инфраструктуры поддержки инновационного проекта является Институт инноватики (ИИ). Институт инноватики ТУСУРа в настоящее время является системным проектом, направленным на совершенствование инфраструктуры инновационного развития университета. В институт входят образовательные и научные подразделения, дающие основу для интеграции научной, учебной и предпринимательской деятельности. Институт проводит исследования и аналитические работы в области образования, перспективных форм организации науки и взаимодействия с бизнесом и властью с целью построить эффективную систему управления образовательным процессом и НИОКР.

Учебно-научно-инновационный комплекс ТУСУРа заслуживает особого места в описании инфраструктуры поддержки инноваций. УНИК ТУСУРа является мощным элементом инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. В УНИК входит наряду с самим университетом 115 предприятий, образовавшие внутри университета исследовательские подразделения для разработки новых продуктов по своим научно-техническим направлениям, инвестиционный фонд Ассоциации выпускников ТУСУРа, предприятия, осуществляющие консалтинг инновационного бизнеса. На рис. 2. показаны два основных пути создания предприятий инновационного пояса ТУСУРа:

Кафедры

Научно-исследовательская часть

Научно-

исследовательские институты

Фундаментальные и прикладные исследования

Приоритетные направления развития:

- Наноэлектроника

- Радиотехнические, информационно-телекоммуникационные системы

- Интеллектуальная силовая электроника

Офис коммерциализации разработок

'Студенческий бизнес-инкубатор

>

Результаты интеллектуальной деятельности

1

Предприятия, созданные по 217-ФЗ

20

Объём продаж продукции и услуг 15,2 млрд. руб. (2010 г.)

Малые Ч инновационные N предприятия

95

Рисунок 2.

Схема создания предприятий инновационного пояса ТУСУРа

• внесением одного из результатов инновационной деятельности в уставной капитал хозяйственного общества в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ;

• выпускниками университета при содействии инфраструктуры поддержки инновационной деятельности вуза в тесной связи с сотрудниками и студентами вуза.

В Томске работает около 500 наукоемких предприятий, 115 из них, возглавляемые выпускниками ТУСУРа, производят около 80% наукоемкой продукции Томской области. Таким образом, усилиями выпускников ТУСУРа создан новый сектор экономики - экономика знаний.

Предприятия УНИК, являясь частью инновационной инфраструктуры, обеспечивают студенческие проекты актуальной рыночной тематикой, ориентируя их на мировой уровень технологий. Инвестиционный фонд Ассоциации выпускников ТУСУРа является стратегическим инвестором студенческих проектов в системе группового проектного обучения.

В УНИК разработаны регламенты процесса развития инновационного проекта от идеи до вывода продукции/услуги на рынок, в соответствии с которыми университет содержит инфраструктуру за счет внебюджетных источников, а проекты поддерживаются и финансируются членами Ассоциации выпускников ТУСУРа. Начиная с проекта группового проектного обучения (ГПО) и вплоть до вывода предприятия на рынок все затраты берут на себя члены АВТ. При создании предприятия, как правило, 51% акций принадлежит инвестору из АВТ, 24,5% - студенческому коллективу, который является главной движущей силой проекта, 24,5% - обладателю интеллектуальной собственности (например, научному руководителю).

На основе результатов НИОКР в УНИК развивается успешный механизм взаимодействия университета и бизнеса в реализации инновационных проектов и подготовки кадров для этих проектов. На рис. 3. показаны этапы реализации проекта силами действующего предприятия и университета в УНИК. Такой механизм взаимодействия обеспечивает решение двух задач:

1) выполнение эффективных научно-технологических разработок по заказам предприятий в интересах формирования экономики России, основанной на знаниях;

2) повышение качества целевой подготовки кадров посредством вовлечения студентов в реальные исследовательские и бизнес-проекты.

ЗАО «ЭлеСи»

Оснащает лаборато- | рию, кафедру и НИИ электронных систем

Обеспечивает финансирование г и тематику

Обеспечивает финансирование

51% уставного капитала [ стартапа принадлежит фирме

Поддерживает дочернее предприятие . Участвует в создании\,-международных мостов передачи

НИИ

Электронных систем подразделение ТУСУРа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>

МАГИСТРАТУРА

ГПО

<

ТУСУР

Инкубирование <у

^ Работа на рынке

Открывает кафедру и НИИ электронных систем Организует учебный процесс

Обеспечивает методическое и кадровое сопровождение Обеспечивает инфраструктурой (СБИ) Обеспечивает кадрами 49% уставного капитала стар-тапа принадлежит студентам и профессору

■ Предоставляет возможность (—у участия в УНИК ^ * Оказывает поддержку в регионах

Рис. 3.

Этапы реализации проекта силами действующего предприятия и университета в УНИК

Представленный механизм сопровождения инновационных проектов содействует эффективному трансферу генерируемых знаний и технологий в бизнес, а также дальнейшему выводу продукции и услуг на региональные, российские и международные рынки.

Руководство инновационной системой ТУСУРа осуществляет проректор по инновационному развитию и международной деятельности, являющийся также директором Института инноватики (ИИ), на базе которого осуществляется подготовка инженеров-менеджеров по направлению «Управление инновациями», бакалавров и магистров техники и технологии по направлению «Инноватика».

Инновационный проект от идеи через научные и прикладные исследования до стадии защиты интеллектуальной собственности сопровождает научное управление ТУСУРа, в частности: отдел организации и планирования НИОКР, отдел маркетинга и рекламы, патентно-информационный отдел. Далее инновационный проект сопровождают

службы проректора по инновационному развитию и международной деятельности: офис коммерциализации разработок, отдел международного сотрудничества, межвузовский студенческий бизнес-инкубатор «Дружба». В 2012 г. начнет работу технологический бизнес-инкубатор.

За работу с проектами в каждом подразделении отвечает руководитель подразделения. За выполнение мероприятий в рамках проектов и достижение поставленных целей отвечает руководитель проекта. За работу с предприятиями УНИК ТУСУРа отвечает проректор по инновационному развитию и международной деятельности.

Таким образом, приведенная выше инфраструктура является достаточной для поддержки инновационных проектов: для каждого этапа жизненного цикла проекта в университете имеются консультанты-специалисты.

Эффективность работы инфраструктуры доказана практикой. Ниже представлены результаты работы инфраструктуры на конец 2010 года:

- успешно развиваются 115 предприятий и частных предпринимателей УНИК ТУСУРа, которые организовали свои структурные подразделения в университете;

- выпускниками ТУСУРа на действующих предприятиях г.Томска реализуется 120 инновационных проектов;

- выпускниками университета в Томской области создано 176 предприятий;

- ТУСУР является учредителем 20 хозяйственных обществ, созданных согласно Федеральному закону ФЗ-217;

- объем услуг, оказанных предприятиями УНИК ТУСУРа, в 2010 году составляет 15,2 млрд. руб.

На основе анализа взаимодействия университета, бизнеса и власти в Российской Федерации выделим узловые ограничения развития взаимодействия университетов и бизнеса и предложим пути преодоления этих ограничений:

1. В университетах при содействии региональных и федеральных властей фрагментарно создана инфраструктура поддержки инновационной деятельности: офисы коммерциализации разработок (ОКР), центры трансфера технологий (ЦТТ), студенческие бизнес инкубаторы (СБИ), технологические бизнес инкубаторы (ТБИ), технопарки.

На создание инфраструктуры федеральные власти выделяют финансовые средства на условиях софинансирова-ния региональными властями или бизнесом, однако, они не выделяют средства на её ежегодное функционирование. Региональные власти пытаются поддержать и поддерживают инфраструктуру, но в мизерных размерах. Общеизвестно, что инновационная инфраструктура может выйти на самоокупаемость в отдельных случаях, в подавляющем же большинстве её необходимо поддерживать. За рубежом поддержку оказывает государство: как путем прямого финансирования, так и через различные программы и поддержку инновационных проектов, которые заказывают услуги в организациях инфраструктуры.

Напрашивается аналогия с любым объектом, искусственно сделанным человеком: если объект только создать и более не заниматься его поддержкой, то объект разрушится.

В случае дальнейшего игнорирования государством вопросов поддержки инновационной инфраструктуры, создаваемая национальная инновационная система, основой которой являются именно структуры поддержки инновационной деятельности, - рухнет, даже не успев сформироваться в минимально необходимом объеме.

2. В России работают корпорации «Ростехнологии», «Роснанотех», имеются мегапроекты (например, «Сухой Суперджет-100»), крупномасштабные венчурные фонды, и это помогает развиваться крупным проектам. Однако инновационным проектам университета необходимо ещё дорасти до крупных, чтобы была возможность воспользоваться предлагаемыми государством ресурсами. Но механизмов, содействующих этому, критически мало.

Одним из таких механизмов является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Председатель наблюдательного совета - Бортник И.М.). Сотрудники, студенты и аспиранты университетов активно принимают участие в программах Фонда Содействия «СТАРТ», «У.М.Н.И.К.», но объемы финансирования одного проекта не позволяют выводить их на серьезный уровень. Необходимо мультиплицировать объемы Фонда Содействия в 100 раз, чтобы получить значительный эффект преобразования результатов НИОКР в бизнесы.

Другим механизмом «выращивания» крупных инновационных проектов может быть венчурный фонд при университете, но при существующих законах его невозможно создать, т.к. не университет, а Министерство образования и науки будет являться его основным распорядителем. Возникает ситуация: имеются инвесторы из инновационного пояса университета, которые готовы дать средства на рисковые инновационные проекты, но не хотят заниматься их управлением. Имеется портфель инновационных проектов, которые на условиях «классического» венчурного финансирования готовы принять эти инвестиции (одному проекту требуется от 5 до 50 млн. рублей). Но нет механизма, который может свести эти заинтересованные лица к обоюдной выгоде, не вызывая претензий со стороны контролирующих органов.

3. Принятый Федеральный закон 217-ФЗ от 02.08.2009 является долгожданным и, несомненно, полезным: наконец-то государство обозначило еще одно направление деятельности университетов.

Однако при его реализации университеты сталкиваются со следующими значительными ограничениями:

1) Хозяйственному обществу, созданному согласно этому Закону, не разрешено заниматься иными видами деятельности кроме «практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», причем из закона явно не следует: имеет ли право предприятие продавать продукт или услугу, созданные на базе интеллектуальной собственности. В реальном бизнесе предприятие не выживет, занимаясь ТОЛЬКО «практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности». Помимо внедрения новых технологий и разработок предприятию необходимо покупать, продавать, производить также и неинновационные продукты - продукты, имеющие устойчивый спрос на рынке. Эта деятельность необходима для выживания предприятия в жестких условиях рыночной экономики, а для повышения его конкурентоспособности как раз и необходим выпуск инновационного продукта/услуги.

Необходимо законодательно разрешить таким хозяйственным обществам заниматься сопутствующей развитию инноваций деятельностью, в том числе производством, покупкой и продажей неинновационных продуктов/услуг.

2) Согласно 217-ФЗ при создании предприятия университет претендует более чем на 25% (в случае акционерного общества) или более чем на 33% (в случае общества с ограниченной ответственностью) доли этого предприятия. Таким образом, согласно Закону, при создании хозяйственного общества на него обрушивается вал ограничений и проверок, которым подвергаются все бюджетные организации. Соответственно, это не позволит стартапу достойно конкурировать на открытом рынке и приведет к его быстрому закрытию.

Необходимо разрешить университетам самим определять долю уставного капитала или долю акций хозяйственного общества, которая будет им принадлежать.

3. Федеральный Закон 217-ФЗ от 02.08.09 исходит из очевидной предпосылки к тому, что научные исследования проводятся в вузах с привлечением студентов и аспирантов, и, следовательно, финансирование исследовательских работ должно осуществляться государством и направляться в университеты.

Вместе с тем инициативы Правительства РФ по поддержке инновационных образовательных программ (20062008) и поддержке национальных исследовательских университетов (2009-2018) не предусматривали/-ют финансирования исследований, результатами которых как раз и являются объекты интеллектуальной собственности - основа уставного капитала, создаваемых по 217-ФЗ предприятий.

Вуз, чтобы все-таки проводить научные исследования, обращается за финансами на рынок - к крупным и средним предприятиям, которые, финансируя разработки, оставляют за собой право на интеллектуальную собственность (впрочем, государство делает то же самое при финансировании исследований). Таким образом, удается привлекать средства на финансирование, как правило, только прикладных исследований. Финансовые источники для фундаментальных исследований остаются сильно ограниченными. Конечно, имеются такие потоки, как: ФЦП, РФФИ, РГНФ, -и они оправдывают себя в гуманитарных и социальных науках, но в технических и естественных являются явно недостаточными.

При реально скудном бюджетировании исследований вуз все равно вынужден работать на том же рынке, что и Массачусетский технологический институт (США), имеющий бюджет исследовательских работ в размере 2 млрд. долл., университеты Токио и Шанхая, с их миллиардными бюджетами на исследовательские работы. Поэтому на глобальных рынках инновационной продукции Россия значительно проигрывает.

Конечно, университетам удается привлечь средства на прикладные научные исследования путем заказов на НИОКР от бизнеса и предприятий (например, ТУСУРу - до 300 млн. руб. в год), но вся интеллектуальная собственность в этом случае принадлежит заказчику. Однако заказы рынка не решают проблемы генерации объектов интеллектуальной собственности, способных вырасти в крупный бизнес.

Из всего вышеизложенного следует, что государству наконец-то необходимо взять смелость на себя и обеспечить опережающее финансирование фундаментальных и прикладных исследований в размере не менее 3% ВВП, и, главное, правильно направлять финансовые потоки - в университеты, чтобы средства доходили до конкретных научных работников.

В заключении следует отметить, что каждый актор модели взаимодействия тройная спираль «университет -бизнес - власть» в развитии экономики играет свою роль. Несмотря на имеющиеся проблемы, перспективы взаимодействия университетов, бизнеса и власти, понимающих друг друга, разговаривающих на одном языке и достигающих целей развития экономики региона путем достижения своих личных целей - заманчивы, и максимальный результат ожидается в том случае, если направляющие развития акторов тройной спирали будут параллельны и направлены в одну сторону.

Пуляева Е.В.

к.ю.н., с.н.с. Института законодательства и сравнительного правоведения

e-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Понимание роли образования с течением времени претерпевает изменения. Это наглядно видно в движении от кантовской идеи разума, как унифицирующей функции университета, к идее Гумбольдта об университете как носителе национальной культуры1. Подобные изменения происходят и сегодня... Но прежде чем сказать о сегодняшнем понимании роли образования, стоит привести характерный факт. Разрабатывается законопроект, согласно которому устанавливается в качестве основания для отчисления обучающихся только постановление суда по делу об административном правонарушении и о наложении административного взыскания на студента, нарушившего правила приема в образовательное учреждение (предоставление недостоверных сведений). Указанное основание, в виде административного правонарушения, как видим, четко не связано с фактором неуспеваемости. Но, что самое главное, указанное нововведение ведет к увеличению юридической службы образовательного учреждения и дополнительной нагрузке на судебную систему. В этом случае, конечно же, подлежит оценке то, какие выгоды и издержки лягут на плечи заинтересованных групп.

1 Университет в руинах. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.