Научная статья на тему 'ИЗМЕРЕНИЕ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ИЗМЕРЕНИЕ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Луговской Александр Витальевич

Цель настоящего исследования - разработать педагогический инструментарий для определения степени сформированности уровня критического мышления у студентов вуза, обучающихся по лингвистическому направлению. В статье рассматриваются понятия «информационная война» и «критическое мышление», обосновывается развитие критического мышления как инструмента сопротивления информационному воздействию, предлагается методика измерения степени сформированности критического мышления у студентов вуза. Научная новизна работы заключается в применении в качестве метода исследования трехэтапного анкетирования на английском языке, включающего в качестве одного из этапов самостоятельное исследование студентов на материале резонансного политического события, получившего освещение в англоязычных СМИ, а именно, прилет Н. Пелоси на Тайвань в августе 2022 г. В результате доказано, что студенты имеют различную степень сформированности критического мышления, а также выявлены основные недостатки критической способности обучающихся. Сделаны выводы о том, что предложенный метод может явиться эффективным средством измерения критического мышления у студентов вуза, стимулировать их интерес к политической проблематике и самостоятельность в поиске и анализе информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Луговской Александр Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXAMINATION OF CRITICAL THINKING SKILLS TOWARDS INFORMATION WARFARE AMONG UNIVERSITY STUDENTS

The aim of the study is to develop a set of pedagogical tools to examine the degree of critical thinking formation towards information warfare among university language pathway students. The research looked into the notions of information warfare and critical thinking, as well as provided rationale for the formation of critical thinking as a protective tool against media influence, and offered a method for examining critical thinking skills among university students. Scientific novelty of the study consists in the application of three-part questionnaires including as one of these parts a piece of independent student research based on the material highlighting a controversial political event, which was Nancy Pelosi’s visit to Taiwan in August 2022. The research findings revealed a different level of critical thinking formation and identified key flaws in the students’ critical ability. The study also drew conclusions about the efficiency of the method offered, which can both serve as a measuring tool for university students’ critical thinking skills and raise their interest towards political issues and independent analysis.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕРЕНИЕ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Измерение степени сформированности критического мышления в отношении информационных войн у студентов вуза

Луговской Александр Витальевич,

канд. филол. наук, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» E-mail: lugovskoy_2004@mail.ru

Цель настоящего исследования - разработать педагогический инструментарий для определения степени сформированности уровня критического мышления у студентов вуза, обучающихся по лингвистическому направлению. В статье рассматриваются понятия «информационная война» и «критическое мышление», обосновывается развитие критического мышления как инструмента сопротивления информационному воздействию, предлагается методика измерения степени сформирован-ности критического мышления у студентов вуза. Научная новизна работы заключается в применении в качестве метода исследования трехэтапного анкетирования на английском языке, включающего в качестве одного из этапов самостоятельное исследование студентов на материале резонансного политического события, получившего освещение в англоязычных СМИ, а именно, прилет Н. Пелоси на Тайвань в августе 2022 г. В результате доказано, что студенты имеют различную степень сформированности критического мышления, а также выявлены основные недостатки критической способности обучающихся. Сделаны выводы о том, что предложенный метод может явиться эффективным средством измерения критического мышления у студентов вуза, стимулировать их интерес к политической проблематике и самостоятельность в поиске и анализе информации.

Ключевые слова: информационная война, информационная безопасность, критическое мышление, технология, анкетирование.

о с

CJ

со см о см I—

Исследование выполнено при финансовой поддержке Тихоокеанского государственного университета на выполнение научно-исследовательских работ и разработок в рамках реализации Программы развития федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» на 2021-2030 годы.

Введение

Возрастающая роль информации и ее непосредственное влияние на человеческий прогресс не вызывают сомнений как у простых людей, так и у экспертов. Глобальная геополитическая ситуация предопределяет ценность информации как социально-политического и экономического средства воздействия для достижения страной собственных целей и отстаивания интересов внутри страны и за ее пределами. В этом смысле средства информации, способы ее распространения и носители становятся важным геополитическим инструментом, который не только благоприятствует усилению существующих дискурсивных практик, но и порождению новых.

Одной из задач любого современного государства является обеспечение информационной безопасности, под которой понимается «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз» [3]. Информационная безопасность относится к различным сферам жизни государства и общества, включая образовательную сферу. Для образования особую актуальность приобретает обеспечение информационно-психологической безопасности, т.е. состояния защищенности отдельных людей и всего общества от отрицательных информационных воздействий на интересы личности, общества или всего государства [1]. Подобные негативные воздействия получили наименование «информационная война» (далее - ИВ). Данное понятие имеет различные трактовки, но в своей сути относится к информационному противоборству различных сторон, направленному на достижение преимуществ в различных сферах.

Для образовательной сферы принципиально важным становится не столько построение внешних барьеров от негативного информационного воздействия, сколько формирование у обучающихся внутренних механизмов сопротивления такому влиянию. Мы считаем, что одним из таких механизмов является критическое мышление, защитная функция которого в отношении информационных войн остается недостаточно изученной.

Это определило и постановку цели настоящего исследования, направленного на разработку инструментария для определения степени сформи-рованности критического мышления у студентов высшего учебного заведения в отношении информационных войн.

Достижение цели возможно через решение следующих задач:

- дать определения понятиям «информационная война» и «критическое мышление»;

- на основе поэтапного анкетирования обучающихся вуза с привлечением анализа конкретного политического события, освещенного в СМИ, обосновать метод измерения степени сформированности критического мышления у студентов;

- определить степень сформированности критического мышления у студентов вуза в отношении информационных войн. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам информационной войны и информационной безопасности (Libicki, 1995, 1998; Астахова, 2008; Манойло, 2012), а также критическому мышлению и особенностям его развития и измерения (Позднякова, 2015; Седова, Ваганова, 2019; Тарасова, Орел, 2022; Садова, 2022).

В исследовании использована комплексный метод измерения уровня сформированности критического мышления у студентов вуза. В качестве метода сбора данных применялось анкетирование. Методами анализа данных послужили статистический анализ и тематический анализ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в теоретических курсах по педагогике, социологии и политологии в аспекте освещения проблем информационной войны и критического мышления, а также на занятиях по методике обучения иностранным языкам и практических занятиях по английскому языку в качестве метода измерения критической способности студентов в отношении информационных войн.

Основная часть

Информационная война и способность критического мышления студентов

Несмотря на то, что информационные войны как таковые ведутся достаточно длительное время, само понятие «информационная война» появилось относительно недавно. Наиболее ранние упоминания ИВ относятся к работам американских работников спецслужб и военных консультантов. В частности, здесь следует упомянуть книгу А. Даллеса «Тайная капитуляция» (The Secret Surrender) и доклад Т. Роны «Системы оружия и информационная война» («Weapon Systems and Information War»), вышедшие в 1967 г. и 1976 г. соответственно.

Впервые содержание рассматриваемого понятия попытался обрисовать Мартин Либики, аме-

риканский ученый и военный консультант, опубликовавший в 1995 г. доклад «Что такое информационная война?» (What Is Information Warfare?). Исследователь представил семь пониманий ИВ, таких как командно-управленческая война (com-mand-and-control warfare), разведывательная война (intelligence-based warfare), электронная война (electronic warfare), психологические операции (psychological operations), хакерские атаки на информационные системы (hackerwar software-based attacks on information systems), информационно-экономическая война (information economic warfare) и кибервойна (cyberwar) [14].

Спустя три года, в 1998 г., М. Либики написал статью «Информационная война, информационный мир» (Information War, Information Peace), в которой автор отнес к ИВ физическое и электромагнитное разрушение командно-управленческих систем, повреждение радиоэлектронных и радиолокационных сетей, датчиков, а также урон компьютерным сетям противника [13].

Можно заметить, что изначально употребление понятия «информационного война» было ограничено военной и разведывательной сферой и было в немалой степени связано с техническим сопровождением реальных боевых действий, ведущихся во время «горячей войны». С течением времени исследуемое понятие приобрело немалую долю метафорического осмысления, выйдя за пределы военной сферы и заняв прочные позиции в политологии и социологии.

Согласно А.В. Манойло, в настоящее время существуют три подхода к определению ИВ. Помимо представленного выше понимания ИВ как средства военного противоборства, данное понятие может также относиться к отдельным информационным мероприятиям, способам и приемам ведения противоборства между сторонами в экономической или политической сферах. Что касается третьего подхода, ИВ трактуется как средство геополитического противостояния и не связано непосредственно с военными действиями [5, с. 2426]. При таком понимании ИВ рассматривается как средство достижения долгосрочной перспективы по завоеванию массового сознания, влияния на духовную сферу общества, что в конечном счете ведет к изменению национального самосознания и смены политического или экономического курсов, благоприятных для тех, кто задает этот информационный дискурс.

Так, отечественный политолог И.Н. Панарин относит ИВ к основному средству осуществления мировой политики, к способу достижения духовной, политической и экономической власти [6].

Г.В. Вирен определяет ИВ как «комплекс мероприятий по информационному воздействию на массовое сознание для изменения поведения людей и навязывания им целей, которые не входят в число их интересов, а также защита от подобных действий» [2, с. 5].

Для настоящего исследования представляет интерес именно третий подход к пониманию

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

CJ

со

информационной войны, связанный с непосредственным влиянием на человека, его духовно-нравственную основу и мировоззрение - понятиями, которые представляют особую ценность для образования, нацеленного на формирование «образа» человека в процессе усвоения им культурного опыта, знаний о самом себе, природе и обществе [7, с. 21].

Успешное формирование человека как самодостаточного субъекта невозможно без развития навыков критического мышления. Данный тезис принимает особую актуальность в отношении студентов высших учебных заведений. Развитие способности критически мыслить ставится одной из целей современного образования, в частности, высшего образования. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, критическое мышление является одной из универсальных компетенций, формирование которой предусмотрено программами бакалавриата и магистратуры [9].

Критическое мышление представляет собой мыслительную способность человека, которая определена его мировоззренческими установками и направлена на извлечение, анализ и оценку получаемой информации [4, с. 24]. Критически мыслить для студентов означает, прежде всего, мыслить рефлексивно и оценочно [11, с. 82].

В определенной степени способность критического мышления подразумевает взаимообусловленный процесс. Мировоззрение и ценности субъекта влияют на то, что и как будет извлекаться из окружающей действительности и подвергаться мыслительному анализу и оценке. При этом извлекаемая информация, в свою очередь, влияет на ценностно-мировоззренческое содержание человека. Критическое мышление в этом смысле представляет собой тот фильтр, который, с одной стороны, позволяет человеку извлекать необходимое и наиболее ценное, а с другой стороны, ограничивает спектр негативного воздействия поступающей информации.

Содержательно критическое мышление предстает как «совокупность знаний, навыков и диспозиций, позволяющая рационально анализировать и оценивать информацию для аргументированного принятия решений» [10, с. 107]. Таким образом, критическое мышление является одновременно и процессом, и результатом, качество которого определяется обоснованностью и целесообразностью анализа и оценки.

Метод измерения критического мышления

Измерение степени сформированности критического мышления является одной из трудноразрешимых психолого-педагогических проблем, так как зачастую связано с количественной оценкой по большей части качественных показателей. Наибольший успех в данном направлении добились зарубежные исследователи, предложив в качестве инструментов измерения такие тексты, как тест Уотсона-Глейзера

(Watson-Glaser Critical Thinking Appraisal Tool), калифорнийский тест (California Critical Thinking Skills Test), тест Корнелла (Cornell Critical Thinking Test) и др. Данные тесты ограничены по времени выполнения и предполагают выполнение заданий с множественным выбором.

В отечественной науке и практике проблема измерения степени сформированности критического мышления приобрела актуальность сравнительно недавно. Исследователи по-разному подходят к измерению данной способности. В частности, К.В. Тарасова и Е.А. Орел используют методику измерения критического мышления в открытой онлайн-среде. Данная методика позволяет оценить такие составляющие критического мышления, как анализ, синтез и установление причинно-следственных связей [12]. В качестве типов заданий авторами предлагаются выделение текстового фрагмента, выбор утверждения, короткий ответ, эссе, редактирование текста и др.

А.Р. Садова, Ю.С. Хиль, Т.В. Пащенко и К.В. Тарасова используют метод доказательной аргументации (Evidence Centered Design), направленный на изучение таких компонентов критического мышления, как работа с информацией, логичность рассуждений / выводов и аргументация. Предложенная исследователями методика позволила оценить способность респондентов отличать факты от фейков, выделять типы логических ошибок, находить в текстах аргументы, формулировать собственную позицию в виде ясного тезиса и проч. [10].

Настоящее исследование, направленное на измерение критических способностей студентов к анализу политической проблемы - информационной войны, имеет ряд отличительных особенностей. Прежде всего, исследование велось на основе анализа конкретного резонансного политического события, а именно, прилет на остров Тайвань американского политика, спикера Палаты представителей Ненси Пелоси 2 августа 2022 г. Другой особенностью является то, что материалы, применяемые в исследовании (анкеты, статьи), были на английском языке. Это обусловлено, во-первых, спецификой практических занятий у студентов, обучающихся по направлениям 45.03.02 и 45.04.02 («Лингвистика»), а во-вторых, особенностями отбора информации по событию, получившему неоднозначную трактовку мировыми политическими элитами и англоязычными СМИ.

Исследование проводилось на базе Тихоокеанского государственного университета в период с февраля по июнь 2023 г. и включало в себя два основных этапа: сбор данных и их анализ. В качестве метода сбора данных было использовано анкетирование, для которого было отобрано 35 студентов, обучающихся на разных курсах бакалавриата, а также на первом курсе магистратуры. Предложенные анкеты состояли из трех частей. Первая часть анкеты (подготовительная стадия) включала в себя ряд общих вопросов, относящих-

ся к полу, возрасту студентов, программы и курса. В анкете также необходимо было отметить, интересуются ли студенты политическими новостями, из каких источников они получают информацию о политических событиях (соцсети, семья, друзья, университет и проч.) и известны ли обучающимся какие-либо факты относительно Тайваня и Ненси Пелоси.

Вторая часть анкеты (аналитическая стадия) предполагала самостоятельную работу студентов по выбору и анализу любой статьи на тему прилета Н. Пелоси на Тайвань. Студенты не были ограничены ни в выборе источника, ни в объеме статьи. В анкете содержались вопросы, направленные на анализ отобранной статьи. Более конкретно, студентам необходимо было ответить, о чем статья, каковы ее основные тезисы, каким образом они аргументированы и т.д. На данном этапе студентам также предлагалось прочитать текст с пометками на выявление различных типов информации (см. ниже) и проанализировать фрейм, обрисованный статьей (ситуацию, участников, действия, характеристики).

Третья часть анкеты (рефлексивная стадия) предлагалась после прохождения первых двух этапов и представляла собой рефлексию над самим процессом отбора и анализа статьи. В частности, студентам необходимо было отметить время, затраченное на поиск статьи, ее источник, причины выбора конкретной статьи, удовлетворенность и полезность всей работы, а также ряд других аспектов.

Анализ результатов и обсуждение

В результате проведенного анализа анкет стало возможным выделить основные особенности сформированности критического мышления у студентов и сделать ряд выводов. Исследование показало, что заинтересованность политическими новостями имеют 25 человек, или 71% от общего числа студентов, участвовавших в исследовании. При этом из 25 человек 22 обучающихся (88%) отметили, что используют в качестве источников политических новостей социальные сети, 19 человек указали в качестве таких источников семью, 14 человек - друзей. Наименьшее количество выборов пришлось на печатные СМИ (0), а также радио и занятия в университете, одинаково отмеченные по три раза. Что касается социальных сетей, наибольшей популярностью пользуются Telegram и ВКонтакте, отмеченные соответственно 64% и 32% респондентов. Наименее популярны оказались такие соцсети и каналы, как YouTube и Reddit, отмеченные по одному разу.

Анализ осведомленности студентов о Тайване показал, что из 35 человек 23 респондента (66%) имеют какие-либо знания о данном острове. Что касается Н. Пелоси, лишь 34% обучающихся отметили, что им знакома эта политическая персона.

Обработка второй и третьей части анкет предоставила наиболее ценную информацию для настоящего исследования. Так, анализ источников

показал, что в большинстве случаев (80%) студенты обращались к американским изданиям. В 14% случаев источниками служили британские СМИ, и лишь в двух случаях в качестве источника материала служили российские издания, издающиеся на английском языке. На себя обращает внимание факт отсутствия азиатских источников.

Интересные взаимосвязи обнаруживаются при анализе источников материала, мотивирования выбора этих источников и затраченного времени. Больше половины респондентов (51%) потратили менее 10 минут на поиск необходимой статьи, при этом 37% от общего числа опрошенных отметили, что им необходимо было сначала что-то прочитать о проблеме, прежде чем приступать к поиску информации. 26% студентов указали, что не особо задумывались о выборе статьи; большая часть респондентов в этой группе (78%) относятся к числу тех, кому понадобилось на поиск статьи менее 10 минут. Среди опрошенных только один человек отметил, что поиск статьи занял свыше 20 минут.

Что касается времени, отведенного на анализ статьи, большинство опрошенных (57%) указали временной промежуток в 1-2 часа. 17% респондентов отметили, что анализ статьи занял 2-3 часа. Менее часа на анализ ушло у 11% студентов, а свыше трех часов - у 15%.

Определенные закономерности наблюдаются при разделении всех респондентов на две группы в зависимости от курса обучения. В этом случае к первой группе можно условно отнести младшие курсы бакалавриата (18 человек), а вторая группа представлена 4 и 5 курсами бакалавриата и первым курсом магистратуры (всего 17 человек). Исследование показало небольшую разницу в потраченном времени на поиск статьи: в 50% случаев у студентов младших курсов на это ушло менее 10 минут, в то время как у второй группы респондентов количество таковых незначительно возросло и составило 57%. Это можно объяснить большей сформированностью навыков чтения и понимания англоязычного текста на иностранном языке у обучающихся на старших курсах. Этой же причиной можно объяснить и разницу в потраченном на анализ времени: среди студентов младших курсов только 55% справились с анализом статьи за период менее двух часов, в то время как количество таковых среди старших курсов и магистрантов существенно отличается и составляет 82%.

Анализ материала, отобранного студентами, выявил интересную особенность: в некоторых случаях разные студенты обращались к одинаковым статьям и источникам. Суммарное количество статей, проанализированных 35 студентами, сведено всего к 19. Наибольшее число повторений пришлось на статьи из New York Times (6 повторных использований) и The Guardian (4 использования). Это предоставило ценный материал для исследования, так как стало возможным сравнить анализ одного и того же материала, проведенного разными студентами. Представляется трудным заключить, связано ли это с определенной

сэ о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

исследовательской погрешностью, при которой отдельные студенты могли рекомендовать статьи своим сокурсникам, либо со спецификой поисковых систем. Примечательно, что в случае со статьей из New York Times в четырех случаях был использован браузер Yandex, а в случае со статьей из The Guardian трое студентов обращались к поисковику Google.

Анализ способности студентов резюмировать общее содержание статьи, определять ее объективность и аргументацию показал, что наиболее успешно обучающиеся справились с первым аспектом: в 83% студентам удалось кратко и содержательно изложить суть прочитанного. Однако в отношении работы с мнениями и аргументацией обучающие продемонстрировали больше затруднений. Чаще всего трудности вызывало определение объективности / субъективности изложения материала статьи. Из общего количества студенческих исследований только 8 (23%) отметили необъективность и предвзятость авторов к описываемым событиям; в 7 случаях оценка студентов оправдана. Остальные оценки распределились между указанием на объективность (40%) либо описательность (37%) статей, однако анализ материала показал, что подобные оценки оказались справедливы примерно в половине случаев.

Что касается способности студентов критически оценить аргументированность, представленную в статьях, наиболее успешно с данным заданием справились 16 человек, т.е. приблизительно 48% обучающихся. Типичными недочетами в этом аспекте явились неспособность разведения аргументаций авторов статей и цитируемых ими источ-

ников и политиков, а также замена аргументов (мнений) на факты, наподобие «Пелоси прилетела в Тайвань». Важно заметить, что показатель разнится в зависимости от курса: среди обучающихся младших курсов способность критической оценки продемонстрировали 39% студентов, в то время как аналогичный показатель среди старшекурсников и магистрантов составляет 47%.

Отдельного внимания заслуживает анализ задания, основанного на методике чтения текста с пометками, предлагаемый отдельными исследователями [8]. Согласно заданию, студентам необходимо было разметить текст по следующей схеме: А - «эта информация знакома мне»; В - «это новая для меня информация», С - «мое мнение отличается от этого», D - «данная информация нуждается в прояснении и уточнении», Е - «это интересная информация».

Анализ статей с пометками студентов (см. табл. 1) показал, что в 100% случаях была выделена новая информация (В). Пункты А, D и Е были отмечены студентами примерно в 90% случаев. Однако самым показательным в данном аспекте явился факт того, что только 63% обучающихся смогли отметить информацию, с которой они не согласны. Это может быть объяснено неинформированностью студентов относительно исследуемой ими проблемы либо их осторожностью в высказывании своего мнения и оспаривании мнений авторитетов. При этом большую осторожность проявили старшекурсники и магистранты: около 59% смогли отметить данный пункт, в сравнении с младшими курсами, где приблизительно 67% обучающихся нашли точки несогласия.

Таблица 1. Распределение показателей, полученных по методике чтения текста с пометками

№ п/п Показатель Общая доля респондентов (%), отметивших данный пункт Доля отве-тов,% (младшие курсы) Доля отве-тов,% (старшие курсы, магистранты) Доля текстам/о (общ.) Доля текста,% (мл. курсы) Доля текста,% (ст. курсы, магистранты)

1 Знакомая информация 88,5% 77,8% 100% 8,6% 9,3% 7,9%

2 Новая информация 100% 100% 100% 20,8% 24,2% 17,2%

3 Мнение отличается 62,8% 66,6% 58,8% 2,6% 2,5% 2,8%

4 Фрагмент требует пояснения 94% 94% 94% 9,1% 10,5% 7,6%

5 Интересная информация 91,4% 88,9% 94% 12,6% 13,7% 11,5%

В таблице 1 также представлены доли выделенного студентами объема текста. Наибольший объем относится к той текстовой информации, которая является новой для студентов (20,8%). При этом распределение между двумя группами показало, что среди старшей группы такая доля меньше, что вполне закономерно, учитывая знания и опыт старшекурсников. Данная закономерность отражена и в 4 пункте: среди старших курсов было выделено лишь 7,6% текста, нуждающегося в пояснении, при показателе 10,5% среди младших

курсов (10,5%). Однако старшекурсники отметили меньшую долю знакомой информации в тексте (7,9%) в сравнении со второй группой (9,3%).

Наименьший объем выделенного текста связан с третьим пунктом, что подтверждает тезис об осторожности обучающихся в оспаривании других мнений и выражения критической оценки в сторону авторитетов. При этом обе группы отметили примерно равный объем такого текста.

Одной из задач, стоящих перед студентами, явилось моделирование ситуации, обрисованной

в статье. Обучающимся было предложено заполнить таблицу, в которой было необходимо выделить участников ситуации (фрейма), представить их действия и характеристики с опорой на текстовый материал. В результате анализа анкет было обнаружено, что диапазон участников, определяемых студентами, варьировал от 2 до 12. Примечательно, что даже при анализе наиболее популярной статьи у разных студентов такой диапазон составил от 3 до 8 участников фрейма. Выделить действия, используемые в описании участников ситуации, удалось всем студентам, однако характеристики были представлены лишь в 86% случаев. При этом была установлена определенная закономерность между полнотой анализа и его глубиной: в половине случаев анализ занял менее часа, а в 75% случаев оказался неполным анализ текста с пометками.

В третьей части анкеты студентам были также заданы несколько вопросов касательно проведенного анализа. На вопрос о том, поменялось ли первоначальное мнение студентов в отношении прочитанной информации после проведенного анализа, утвердительно ответили лишь 11%. Примечательно, что во всех этих случаях отмечается высокое качество анализа материала.

Подавляющее большинство респондентов (94%) отметили пользу своих языковых навыков в анализе статьи. Уточняющий вопрос относительно конкретных аспектов анализа выявил, что из этого числа студентов большинство (76%) подчеркнули пользу от владения английским языком при анализе идейного содержания статьи, 54% отметили полезность языковых навыков при анализе стилистических средств и только 30% выделили пользу от владения языком в аспекте анализа структуры и организации статьи.

Таблица 2. Распределение показателей, полученных на этапе рефлексии

№ п/п Показатель (по шкале от 1 до 10, где 10 -наибольшая степень проявления) Средний показатель (общ.) Средний показатель (младшие курсы) Средний показатель (старшие курсы, магистранты)

1 Удовлетворенность анализом 6,7 6,2 7,3

2 Полезность анализа 7,3 6,7 8

3 Эффективность для формирования интереса к политике 7,9 7,3 8,5

На заключительном этапе рефлексии респондентам следовало отметить на шкале от 1 до 10 такие показатели, как удовлетворенность от выполненного анализа, полезность анализа, а также эффективность подобного анализа для формирования интереса к политической пробле-

матике. Среднеарифметические показатели трех аспектов представлены в таблице 2. Анализ ответов обеих групп студентов выявил отклонение всех показателей к меньшему числу у студентов младших курсов и обратную тенденцию - у обучающихся старших курсов и магистрантов. Это свидетельствует о большей сформированности навыков рефлексии у студентов старших курсов, а также об осознании ими необходимости и полезности подобной работы.

Заключение

Таким образом, в результате проведенной работы можно сделать ряд выводов. Прежде всего, нами были рассмотрены понятия «информационная война» и «критическое мышление». Были представлены различные трактовки ИВ и сделано заключение, что с течением времени содержание данного понятия менялось и стремилось к большей метафори-зации. Настоящее исследование принимает за основу трактовку ИВ как информационного влияния на духовно-нравственную основу человека, его образа себя и окружающего мира. Инструментом внутренней защиты от негативного информационного влияния может являться критическое мышление, связанное со способностью субъекта критически анализировать и оценивать информацию, извлекать наиболее ценное информационное содержание и ограничивать негативное содержание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В исследовании было обосновано использование методика измерения степени сформированно-сти критического мышления у студентов вуза в отношении информационных войн. Сбор исследовательского материала включал три стадии: подготовительную, аналитическую и рефлексивную.

Анализ материала позволяет заключить, что наибольшую трудность для студентов при анализе информации на спорную политическую проблему представляет подбор материала и его первичная оценка. Зачастую студенты выбирают наиболее доступный материал без установления его источников, заинтересованных сторон и политических сил. Материал часто не подвергается оценке с точки зрения структуры и содержания и воспринимается как объективно доносимая информация, смешиваются факты и мнения, не разводятся аргументы авторов статьи и цитируемых ими источников. Анализ показал, что в большинстве случаев студенты вуза справляются с сортировкой информации на знакомую/ новую, могут оценить ее полезность и отметить недостаточность, однако проявляют меньшую критическую способность в опровержении или несогласии с представленной аргументацией.

Был установлен ряд факторов, влияющих на качество критического анализа: затраченное время, возраст и учебный курс, общие навыки владения иностранным языком. В целом, исследование показало определенную сформированность навыков критического мышления в отношении информационных войн у студентов вуза, однако выявило не-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

CJ со

обходимость дальнейшей работы над данными навыками, начиная с младших курсов вуза.

Для развития критического мышления в отношении ИВ у студентов вуза можно использовать поэтапную методику работы со статьей. Студентам необходимо научиться не только определять общее содержание статьи, но и ее структуру, средства аргументации и стилистические средства. Полезно применять навык фреймового анализа ситуации с выделением участников, их характеристик и действий. Для совершенствования способности анализа либо построения структуры текста следует развивать навыки академического письма, написания эссе и проч.

Перспективой для дальнейшего исследования данной темы является включение большего числа респондентов, в том числе обучающихся на других специальностях и в разных вузах. Перспективным является и проведение двухэтапного эмпирического исследования с одинаковой выборкой, разделенного учебным курсом. Это бы позволило отразить динамику сформированности навыков у студентов и определить дальнейшую стратегию развития навыков критического мышления у обучающихся.

Литература

1. Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности: Монография. М.: РАН, 2009. 136 с.

2. Вирен Г. Современные медиа: Приемы информационных войн: учеб пособие для студентов вузов: М.: Аспект Пресс, 2017. 128 с.

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. URL: https://rg.ru/documents/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения: 15.06.2023).

4. Кузнецова Н.В., Луговской А.В. Развитие критического мышления для обеспечения информационно-психологической безопасности студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1(98). С. 22-25.

5. Манойло А.В. Современная интерпретация термина «информационная война» // Современная Россия и мир: альтернативы развития (Информационные войны в международных отношениях): сборник научных статей / под ред. Ю.Г. Чернышова. Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2012. С.24-29.

6. Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны // Литрес. 2012. URL: https:// www.litres.ru/book/igor-panarin/smi-propaganda-i-informacionnye-voyny-2886165/ (дата обращения: 29.05.2023).

7. Педагогический словарь: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Заг-вязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.

8. Позднякова Г.А. Технология развития критического мышления на занятиях по иностранному языку у студентов вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1(4). С. 850-853.

9. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: https://www.fgosvo.ru/fgosvo/index/24 (дата обращения: 20.06.2023).

10. Садова А. Р., Хиль Ю.С., Пащенко Т.В., Тарасова К.В. Измерение критического мышления взрослых: методология и опыт разработки // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 4. C. 105-116.

11. Седова А. С., Ваганова О.И., Кутепов М.М. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2(36). С.79-85.

12. Тарасова К. С., Орел Е.А. Измерение критического мышления студентов в открытой онлайн-среде: методология, концептуальная рамка и типология заданий // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 187-212.

13. Libicki M.C. Information War, Information Peace // Journal of International Affairs. 1998. Vol. 51. No. 2. Pp. 411-428.

14. Libicki M.C. What Is information Warfare // Small Wars Journal. URL: https://smallwarsjournal.com/ documents/libicki.pdf (retrieved 15.06.2023).

EXAMINATION OF CRITICAL THINKING SKILLS TOWARDS INFORMATION WARFARE AMONG UNIVERSITY STUDENTS

Lugovskoy A.V.

Pacific State University

The aim of the study is to develop a set of pedagogical tools to examine the degree of critical thinking formation towards information warfare among university language pathway students. The research looked into the notions of information warfare and critical thinking, as well as provided rationale for the formation of critical thinking as a protective tool against media influence, and offered a method for examining critical thinking skills among university students. Scientific novelty of the study consists in the application of three-part questionnaires including as one of these parts a piece of independent student research based on the material highlighting a controversial political event, which was Nancy Pelosi's visit to Taiwan in August 2022. The research findings revealed a different level of critical thinking formation and identified key flaws in the students' critical ability. The study also drew conclusions about the efficiency of the method offered, which can both serve as a measuring tool for university students' critical thinking skills and raise their interest towards political issues and independent analysis.

Keywords: information warfare, information security, critical thinking, technology, questionnaire.

References

1. Astakhova L.V., Kharlampeva T.V. Critical thinking as a means of ensuring the information and psychological security of the individual: Monograph. Moscow: RAN, 2009. 136 p.

2. Viren G. Modern media: Techniques of information wars: study guide for university students: M.: Aspect Press, 2017. 128 p.

3. Doctrine of information security of the Russian Federation // Rossiyskaya gazeta. URL: https://rg.ru/documents/2016/12/06/

doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (date of access: 06/15/2023).

4. Kuznetsova N.V., Lugovskoy A.V. Development of critical thinking to ensure information and psychological safety of university students // World of science, culture, education. 2023. No. 1(98). pp. 22-25.

5. Manoilo A.V. Modern interpretation of the term "information war" // Modern Russia and the world: development alternatives (Information wars in international relations): collection of scientific articles / ed. Yu.G. Chernyshova. Barnaul: Alt. un-ta, 2012, pp. 24-29.

6. Panarin I.N. Media, propaganda and information wars // Litres. 2012. URL: https://www.litres.ru/book/igor-panarin/smi-propaganda-i-informacionnye-voyny-2886165/ (date of access: 05/29/2023).

7. Pedagogical dictionary: textbook for students. higher textbook institutions / ed. V.I. Zagvyazinsky, A.F. Zakirova. M.: Academy, 2008. 352 p.

8. Pozdnyakova G.A. Technology for the development of critical thinking in foreign language classes for university students. Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. V. 17. No. 1(4). pp. 850-853.

9. Portal of federal state educational standards of higher education. URL: https://www.fgosvo.ru/fgosvo/index/24 (date of access: 06/20/2023).

10. Sadova A. R., Khil Yu. S., Pashchenko T.V., Taraso-va K.V. Measurement of adult critical thinking: methodology and development experience // Modern foreign psychology. 2022. Volume 11. No. 4. C. 105-116.

11. Sedova A. S., Vaganova O.I., Kutepov M.M. The development of critical thinking as one of the main goals of modern education // Innovative economy: prospects for development and improvement. 2019. No. 2(36). pp. 79-85.

12. Tarasova K. S., Orel E.A. Measuring students' critical thinking in an open online environment: methodology, conceptual framework and task typology // Educational Issues. 2022. No. 3. S. 187-212.

13. Libicki M.C. Information War, Information Peace // Journal of International Affairs. 1998 Vol. 51. No. 2.Pp. 411-428.

14. Libicki M.C. What Is Information Warfare // Small Wars Journal. URL: https://smallwarsjournal.com/documents/libicki.pdf (retrieved 06/15/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.