Научная статья на тему 'Критическое мышление в менеджменте'

Критическое мышление в менеджменте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1796
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Анастасия Сергеевна, Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна

В данной статье представлены результаты исследования критического мышления у обучающихся вуза. Менеджер в области управления человеческими ресурсами должен уметь аргументировать свою точку зрения, используя не только логику, но и интуицию и эмпатию. В работе HRменеджера необходимы навыки эффективной оценки информации, используемой в процессе принятия решений. HRменеджер, обладающий хорошими аналитическими способностями легче обнаружит противоречия в информации, наиболее точно определит ее достаточность. Цель написания статьи: определить сформированность навыков критического мышления у студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидова Анастасия Сергеевна, Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL THINKING IN THE FIELD IN MANAGEMENT

This article presents the results of the study of critical thinking in the field of management. Management, as a science of management, concentrates in the field of economic, industrial, financial and trade relations. Inside the company, the manager must strive to increase productivity by improving planning, more efficient organization and automation of production processes.

Текст научной работы на тему «Критическое мышление в менеджменте»

УДК 378.046.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ Демидова Анастасия Сергеевна, студент (e-mail: [email protected]) Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В данной статье представлены результаты исследования критического мышления у обучающихся вуза. Менеджер в области управления человеческими ресурсами должен уметь аргументировать свою точку зрения, используя не только логику, но и интуицию и эмпатию.

В работе HR- менеджера необходимы навыки эффективной оценки информации, используемой в процессе принятия решений. HR- менеджер, обладающий хорошими аналитическими способностями легче обнаружит противоречия в информации, наиболее точно определит ее достаточность. Цель написания статьи: определить сформированность навыков критического мышления у студентов

Ключевые слова: менеджмент, критическое мышление, управление, предприятие, организация.

Современные требования к менеджерам сегодня это способность мыслить критически не только в сфере подбора кадров, но и в проектной деятельности. В работе HR- менеджера необходимы навыки эффективной оценки информации, используемой в процессе принятия решений. HR- менеджер, обладающий хорошими аналитическими способностями легче обнаружит противоречия в информации, наиболее точно определит ее достаточность. Менеджер в области управления человеческими ресурсами должен уметь аргументировать свою точку зрения, используя не только логику, но и интуицию и эмпатию, которая позволит ему быть чувствительным к запросам потребителя [4].

Такие признанные специалисты по менеджменту, как Д. Халперн, М. Мескон и Д. Коллинз, убеждены, что хороший бизнес может построить только хороший менеджер [1]. Но как определить, что именно этот человек приведет компанию к успеху? Одно из самых основных качеств, которым должен обладать каждый менеджер, по мнению авторов, это умение критически мыслить [1].

Карьерный рост специалиста может состояться тогда, когда он научится определять цели своей деятельности, предвидеть варианты ее достижения, выбирать соответствующие цели средства, развивать технологии и пути продвижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из

временных неудач и т.д. В федеральном компоненте государственного образовательного стандарта указано, что для приобретения опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, подготовки к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути студенты должны научиться: самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения; самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность. Навыки критического мышления включают в себя способности анализировать и задавать актуальные в данной ситуации вопросы, рассматривать и давать оценку альтернативным решениям.

Цель написания статьи: определить сформированность навыков критического мышления у студентов

Критическое мышление - это система из последовательных рядов мыслей и умозаключений, которые используются для выбора оптимально-достоверной информации на основе собственных убеждений [3].

А.Л. Браун и Д. Вуд определяют критическое мышление как разумное бессознательное мышление, сосредоточенное на выявление того, во что верить и что делать [2].

Позиции, по которым определяют наличие критического мышления:

- выявление причинно-следственные связи между фактами и идеями окружающей действительности;

- понимание уровне важности аргументов и идей;

- оценка и понимание других точек зрения;

- умение построить обоснованные аргументы и размышлять над обоснованием своих собственных убеждений;

- уточнять, не только повторять информацию, но и указывать ее таким образом, который легко понять;

- способность делать выводы на основе информации;

- быть объективным означает, что оценивать идею справедливо, без предвзятости;

- решение проблем - еще один важный навык, который включает в себя анализ проблемы, создание решения и реализацию, а затем оценку этого плана;

Авторами, в рамках проектной деятельности, было проведено исследование среди обучающихся 2,3 курса по направлению 38.03.02 «Менеджмент». В ходе исследования были рассмотрены базовые навыки критического мышления. Была разработана анкета, которая позволила максимально объективно оценить уровень критического мышления.

В процессе проектирования рассматривается текущая ситуация и формулируется проблема, планируется соответствующее решение, исходя из которого, разрабатываются определенные средства, а также стратегия реализации этого решения. Когда существует общая целевая направленность на улучшение будущей ситуации, могут быть сформулированы и цель об-

разования (долгосрочная общая цель) и непосредственная цель проекта [3,4].

Анкета в рамках оценки критического мышления определяет сильные и слабые стороны по 8-ми компетенциям. Каждый вопрос оценивал как одну, так и несколько компетенций.

Были предложены следующие критерии оценки:

- анализ и синтез. Оценка информации и умение разбивать ее на компоненты.

- оценка. Определение сильных и слабых сторон того или иного явления.

- интерпретация. Определение понятий и оценка силы доказательств.

- обоснование использование сильных, убедительных аргументов для доказательства своей позиции.

- логика. Определение причины и следствия.

- решение проблем. Поиск стратегий и выбор оптимального решения.

- креативное мышление. Поиск новых нестандартных решений.

Рисунок 1. Уровни критического мышления (Составлено авторами)

Система оценивания: Более 73 баллов - 25% От 49 до 72 баллов - 62% Менее 49 баллов - 13%

Среди опрошенных респондентов 25% имеют высокий уровень критического мышления, однако 19% из них находятся на границе со среднем уровнем. Оставшиеся 6% имеют немалое количество навыков для использования критического мышления на высоком уровне в профессиональной деятельности. Обучающиеся активно будут искать различные мнения и поощрять усилия обладателя иных ценностей и взглядов. Это, по мнению авторов, связано с такими умениями как: умение познать собственные индивидуально-психологические особенности; умение оценивать свое пси-

хическое состояние; умение осуществлять разностороннее восприятие и адекватно понимать коллег, участников команды.

Наибольшее количество респондентов заняли средний уровень, их 62%. Они имеют достаточно хорошие навыки критически оценивать ситуацию, но необходимо двигаться на ступень выше, ведь для критического мышления нужна постоянная тренировка и развитие навыков. Обучающиеся с такими возможностями наблюдают за другими, но не способны одновременно критично совершенствовать себя в процессе восприятия, подмечать и оценивать свой стиль восприятия и мышления. Как показал дополнительный опрос, студентам сложно свободно описать разнообразные аспекты ситуации. По мнению авторов, это связано с отсутствием навыков отбора и анализа информации, опыта владения информацией, с умением собирать необходимую информацию, связанную с процессом принятия решения [3,4].

На данном уровне необходимо прибегать к развитию наблюдательности и изучать основания своих собственных рассуждений. Исходя из данных анкеты, можно предположить, что многие респонденты не считают это умение основополагающим. Сегодня технологии критического мышления стали тенденцией. Создано множество методик по развитию критического мышления. Десять лет назад представители администрации, науки и бизнеса США разработали программу Future of Education («Будущее образования»), в которой критическое мышление было поставлено на одно из первых мест как условие национального благосостояния и безопасности. В России также разработана технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», однако основным источником получения информации по данной программе по-прежнему остается Интернет. В этом случае можно задать вопрос: «Какими методами владеет программа развития критического мышления в России на данный момент?». При её преподавании эксперты лишь пытаются опираться на опыт западных коллег, а во многих образовательных учреждениях до сих пор применяются устаревшие методики преподавания. К сожалению, в настоящий момент и в ближайшей перспективе, тенденция прививания навыков критического мышления малоэффективна. Преподаватели отмечают, что при изучении лекционного материала, при попытке заинтересовать обучающихся, последние занимают пассивную позицию, отвлекаются, не проявляют активности и не желают принимать участие в лекционной беседе. Практические занятия, на первый взгляд, должны способствовать развитию у обучающихся навыком поиска и анализа, так как здесь студент может сосредоточиться на материале, который будет ему знаком или интересен для познания. На практике для студентов приходится значительно сужать область знаний, в рамках которого рассматриваются лишь определенный спектр вопросов и решаемых задач. Однако и здесь система не дает положительных результатов. Более половины студентов по тем или иным причинам оказываются не готовы к семинарским занятиям по причине не выполненного домашнего

задания.

Западные преподаватели предлагают уменьшить разрыв между лекционным и практическими занятиями путем чередования материала, а также путем активного вовлечения студентов в ход пары. Так после лекции, упор в которой ставится на активную коммуникацию «преподаватель - студенты» практическое занятие проходит не в традиционном, а в более интерактивном ключе. Создавая сообщество для решения вопросов практики, преподаватели уже делают большой вклад в успех занятия и получение положительных результатов студентов. Как пример, можно рассмотреть задание по составлению схемы с вопросами из начальных ключевых слов и фраз. Студенты работают и обсуждают задание внутри группы, после чего зачитывают получившиеся вопросы. При этом в рамках общения, преподаватель также занимает активную позицию и тезисно записывает наиболее продуманные на доске. Далее из коллективного задание становится индивидуальным. Каждому обучающемуся выдаётся текст для прочтения. Таким образом, можно дать студенту самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы, что очень помогает в развитии навыка критического мышления.

Это даёт свои результаты. Увеличивается общая динамика занятия, у студентов кроме навыков критического мышления развиваются навыки работы в команде, эрудиция, коммуникативные навыки, увеличивается скорость реакции на вопросы и скорость перехода от коллективных вопросов и личным и наоборот. Несмотря на то, что в России эта тема не так развита, как в других странах критическое мышление с каждым годом поднимается в списке навыков, которые будут востребованы на рынке труда у менеджеров.

Таблица 1 - Топ 10 востребованных навыков на рынке труда.

В 2020 году В 2015 году

1. Комплексное решение проблем 1. Комплексное решение проблем

2. Критическое мышление 2. Взаимодействие с людьми

3. Креативность 3. Управление людьми

4. Управление людьми 4. Критическое мышление

5. Взаимодействие с людьми 5. Ведение переговоров

6. Эмоциональный интеллект 6. Контроль качества

7. Оценка принятия решений 7. Клиенто-ориентированность

8. Клиенто-ориентированность 8. Оценка принятия решений

9. Ведение переговоров 9. Активное слушание

10. Гибкость ума 10. Креативность

Однако разница в содержании критического мышления западных и отечественных руководителей очень велика. Из этого можно сделать вывод, что критическое мышление одна из современных проблем ведения бизнеса

в России. Общая динамика внедрения критического мышления продвигается очень медленно. Если менеджеры не будут обучаться критическому мышлению сегодня, они однозначно не справятся со многими проблемами в бизнесе завтра. Чтобы разгадать тайну их успеха нужно искать выход не в самом решении, а в способе, с помощью которого оно было принято. Например, такие руководители всегда ставят вопросы, направленные на улучшение будущего и касающиеся важных моментов. Они отбирают данные таким образом, что второстепенная информация отбрасывается и не мешает вникнуть в суть вопроса. Рассматривая ход мыслей таких людей можно обнаружить, что им помогает именно способность мыслить критически. Однако мы не можем рассматривать эти действия как готовый шаблон. В процессе обработки информации на первый план могут выходить различные поступки. Данный процесс предписывают обстоятельства, которые приходится принимать руководителю, необходимо рассмотреть обусловленность данной ситуации. Им свойственно внутренне развитое чувство направления. Когда наблюдаешь за их действиями, сложно отследить конкретные шаги. Ведь весь процесс меняется в зависимости от конкретной ситуации. Способ решения проблемы это отказ от шаблона и признать естественный процесс разрешения ситуации. Именно эта способность руководителя мыслить критически определяет качество и результат принятого решения.

Список литературы

1. Асакаева Д.С. Проектная культура субъектов образования как необходимая составляющая педагогического проектирования [Электронный ресурс] URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/920149 (дата обращения: 7.11.2017).

2. Долматова Л.А. Методика и условия развития проектной культуры педагогов на основе концепции «Управление знаниями» //Вестник Санкт - Петербургской юридической академии. 2016. № 2 (31) - С.122-128.

3. Каримова Л.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к разработке и реализации культурно- просветительских проектов // Современные проблемы науки и образования. 2016. №2. С 261.

4.Шкунова А.А. Шкунова В. К. Плесовских Г. А. Шипулло М. С. Формирование критического мышления будущих менеджеров в проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. Серия Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: -Ялта. РИО ГПА. 2017. - Вып. 57. - Ч.13, - 376 с. - С. 77-86.

5. Yashkova E,V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Z.V, Kolosova T.V. Development of innovative business model of modern manager's Qualities // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. - VOL. 11, NO.11. - рр. 4650-4659. http://www.ijese.net/arsiv/137.

Demidova Anastasiay Sergeevna, student

Shkunova Angelika Arkadievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Prokhorova Maria Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia CRITICAL THINKING IN THE FIELD IN MANAGEMENT.

Annotation. This article presents the results of the study of critical thinking in the field of management. Management, as a science of management, concentrates in the field of economic, industrial, financial and trade relations. Inside the company, the manager must strive to increase productivity by improving planning, more efficient organization and automation of production processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.