Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ)'

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ЦИФРОВОЙ ТЕКСТ / ЦИФРОВОЕ ЧТЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шефиева Э.Ш., Бессарабова О.Н.

Введение. В статье обоснована актуальность адаптации курса иностранного языка для студентов неязыковых специальностей к задачам развития навыков критического мышления выпускника вуза в условиях цифровизации профессиональной и рыночной среды; представлен обзор основных результатов исследований оценки возможностей и ограничений существующих подходов к разработке и реализации языковых курсов в вузе в контексте требований ФГОС ВО нового поколения (Письмо Минобрнауки России от 02.05.2023 № МН-5/169012 «О разработке ФГОС ВО нового поколения»). Цель статьи - оценить возможности и ограничения процесса развития навыков критического мышления у студентов неязыковых специальностей в условиях цифровизации курса иностранного языка, в частности, работы с цифровыми текстами. Материалы и методы. Методологической базой исследования послужили: цифровая таксономия (A. Churches), модель семи склонностей к критическому мышлению (P. Facione), а также результаты исследования особенностей цифровых текстов М. Ю. Лебедевой. В полевых исследованиях был использован тест оценки уровня развития критического мышления У. Глейзера на платформе «HRLider» (URL: https://employer.hrlider.ru/). Результаты. Авторы приходят к выводу о том, что цифровой формат курса «Иностранный язык» открывает дополнительные возможности в положительном изменении уровня критического мышления студентов неязыкового вуза. Использование цифровых текстов в процессе языковой подготовки положительно влияет на уровень развития критического мышления студентов. Эффективность такого влияния находится в прямой зависимости от феноменологических характеристик цифрового текста и субъективных особенностей студентов. Обсуждение. Подчеркивается тот факт, что оценка масштаба изменений уровня критического мышления в процессе языковой подготовки с использованием цифровых текстов требует проведения дополнительных исследований, а именно: феноменологических ограничений цифровых текстов, изучения корреляции между эффективностью использования навыков критического мышления и уровнем их сформированности, а также коэффициента вклада языковой подготовки в контексте влияния всей программы профессионального обучения. Заключение. Авторы приходят к выводу о том, что цифровизация образовательной среды не только открывает новые возможности для курса «Иностранный язык» для формирования современных компетенций выпускника вуза, но и формирует ряд вопросов, которые могут стать причиной снижения уровня эффективности влияния процесса языковой подготовки на развитие навыка критического мышления студентов. Основные положения: - определено, что процесс влияния языковой подготовки на уровень критического мышления студентов находится в зависимости от уровня цифровизации курса «Иностранный язык; - выявлены ограничения, снижающих эффективность языковой подготовки с использованием цифровых технологий; - описаны направления исследований, которые позволят управлять эффективностью процесса развития критического мышления в рамках языковой подготовки студентов неязыкового вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шефиева Э.Ш., Бессарабова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY AS A TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING (POSSIBILITIES AND LIMITATIONS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION)

Introduction. The article justifies the topicality of adapting a foreign language course for students of non-linguistic specialties to the tasks of developing critical thinking skills of a university graduate within the conditions of the professional and market environment digitalization; provides an overview of the main research results of assessing the possibilities and limitations of existing approaches to the development and implementation of language courses at the university in the context of the requirements of the Federal State Educational Standard for Higher Education of a New Generation (Letter of the Ministry of Education and Science of Russia dated 02.05.2023 No. MN-5/169012 “On the development of the Federal State Educational Standard of Higher Education of a new generation”). The purpose of the article is to assess the possibilities and limitations of the process of developing critical thinking skills among students of non-linguistic specialties in the conditions of a foreign language course digitalization, in particular, work with digital texts. Materials and Methods . The methodological basis of the study was: digital taxonomy (A. Churches), the model of the seven propensities to critical thinking (P. Facione), as well as the results of M.Y. Lebedeva digital texts features study. A test to assess the development level of critical thinking by W. Glazer on the platform “HRLider” (URL: https://employer.hrlider.ru/) was used in the field studies. Results. The authors come to the conclusion that the digital format of the “Foreign Language” course opens up additional opportunities in a positive change of non-linguistic university students’ critical thinking level. The use of digital texts in the process of language training has a positive effect on the level of students’ critical thinking development. The effectiveness of such influence is directly dependent on the phenomenological characteristics of the digital text and the subjective characteristics of students. Discussion . It is emphasized the fact that the assessment of changes scale in the level of critical thinking in the process of language training using digital texts requires additional research, namely: the phenomenological limitations of digital texts, the study of the correlation between the effectiveness of the critical thinking skills usage and the level of their formation, as well as the contribution coefficient of language training in the context of the entire vocational training program impact. Conclusion. The authors come to the conclusion that the digitalization of the educational environment not only opens up new opportunities for the “Foreign Language” course to form modern competencies of a university graduate, but also forms a number of issues that can cause a decrease in the effectiveness of the language training process influence on the development of students’ critical thinking skills. Highlights: It is determined that the process of language training influence on the students’ critical thinking level depends on the digitalization level of the “Foreign language” course; The limitations that reduce the effectiveness of language training using digital technologies are revealed; The research directions, that will allow managing the effectiveness of the developing critical thinking process within the framework of language training of a non-linguistic university students, are described.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ)»

а

«о

о vo а

SJ SJ

tq

Научная статья УДК 378.147.34 ББК 74.484.71

DOI 10.25588/CSPU.2023.174.2.014

Э. Ш. Шефиева1, О. Н. Бессарабова

1ORCID № 0000-0002-6258-4086 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

E-mail: sherifovna@mail.ru

2ORCID № 0000-0002-1879-3251 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

E-mail: bessarabova-olga@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ)

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность адаптации курса иностранного языка для студентов неязыковых специальностей к задачам развития навыков критического мышления выпускника вуза в условиях цифровизации профессиональной и рыночной среды; представлен обзор основных результатов исследований

^ оценки возможностей и ограничений существующих подходов к

О

разработке и реализации языковых курсов в вузе в контексте тре-

бований ФГОС ВО нового поколения (Письмо Минобрнауки России от 02.05.2023 №2 МН-5/169012 «О разработке ФГОС ВО нового поколения»). Цель статьи — оценить возможности и ограничения

о

© Шефиева Э. Ш., Бессарабова О. Н., 2023

процесса развития навыков критического мышления у студентов неязыковых специальностей в условиях цифровизации курса иностранного языка, в частности, работы с цифровыми текстами.

Материалы и методы. Методологической базой исследова-

о

ния послужили: цифровая таксономия (A. Churches), модель семи ^

склонностей к критическому мышлению (P. Facione), а также результаты исследования особенностей цифровых текстов М. Ю. Лебедевой. В полевых исследованиях был использован тест оценки уровня развития критического мышления У Глейзера на платформе «HRLider» (URL: https://employer.hrlider.ru/).

У

Результаты. Авторы приходят к выводу о том, что цифро- о

у

вой формат курса «Иностранный язык» открывает дополнитель- е

д № ж к № к ж о

о 3

а ж ж

л

^

з о-

о

№ ж

е

So

з

£ к

о № о г о

№ л

и

ные возможности в положительном изменении уровня критического мышления студентов неязыкового вуза. Использование Р цифровых текстов в процессе языковой подготовки положительно влияет на уровень развития критического мышления студентов. Эффективность такого влияния находится в прямой зависимости

I §

от феноменологических характеристик цифрового текста и субъ- ж *

п |

ективных особенностей студентов. | ж

ж ^

0 Й Й I 3 I

ж 3

1 Р

I Р

ж I I з 1 I

проведения дополнительных исследований, а именно: феномено- V | логических ограничений цифровых текстов, изучения корреляции 1 |

^ с

между эффективностью использования навыков критического -§ §

►о Й §

3

о л № ^

Обсужденже. Подчеркивается тот факт, что оценка масштаба изменений уровня критического мышления в процессе языковой подготовки с использованием цифровых текстов требует

мышления и уровнем их сформированности, а также коэффициента вклада языковой подготовки в контексте влияния всей программы профессионального обучения.

-к Ж к ж

к к

о

Заключение. Авторы приходят к выводу о том, что цифро-визация образовательной среды не только открывает новые возможности для курса «Иностранный язык» для формирования современных компетенций выпускника вуза, но и формирует ряд вопросов, которые могут стать причиной снижения уровня эффективности влияния процесса языковой подготовки на развитие навыка критического мышления студентов.

Ключевые слова: критическое мышление; иностранные языки; педагогические технологии; методика преподавания; цифровой текст; цифровое чтение; педагогический дизайн.

Основные положения:

- определено, что процесс влияния языковой подготовки на уровень критического мышления студентов находится в зависимости от уровня цифровизации курса «Иностранный язык;

- выявлены ограничения, снижающих эффективность языковой подготовки с использованием цифровых технологий;

- описаны направления исследований, которые позволят управлять эффективностью процесса развития критического мышления в рамках языковой подготовки студентов неязыкового вуза.

1 Введение (Introduction)

Современные требования работодателей к выпускникам высших учебных заведений предполагают развитие профессио-

а в о

vo

а р

а с с

tq нальных компетенции, которые позволяют выходить за рамки узкой

специализации, обеспечивают гибкость и адаптивность к новым

§ видам деятельности, инициативность и креативность в решении

^ нестандартных задач, готовность к самообучению, саморазвитию в рамках профессии [1; 2]. Данные требования не случайны. Кон-^ курентоспособность современного выпускника находится в пря-

мой зависимости от современных тенденций развития общества: динамичное развитие технологий требует формирования у выпускников мотивации к высокому уровню трудовой активности, постоянному обновлению профессиональных знаний и умений;

О

интеграционные экономические процессы обусловили необходи- |

мость развития коммуникативных компетенций, знания иностранного языка, навыков обмена информацией в иноязычной среде; интенсивность рыночной конкуренции актуализирует развитие

н ж

навыков креативного мышления, работы в экстремальной ситуа- |

т-> I

ции, стрессоустойчивости. В таких условиях цели современного $

у

образования должны ориентированы на развитие высших когни- с тивных навыков у студентов.

В отечественных исследованиях данная ситуация описывается в контексте эволюции парадигм образования. Выделяя четыре парадигмы: когнитивную, личностно ориентированную (Ш. А. Амо-нашвили, И. П. Волков, Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов и др.), функ-ционалистскую (Н. А. Алексеев, Э. Ф. Зеер), и культурологиче-

I §

скую (В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Е. В. Бондаревская), н *

с ^

авторы рассматривают проблему обучения в контексте оценки зна- | §

I §

е

е ж 3 о №

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж е

So

£ к

о

№ о

г о

№ Л

чимости процесса развития личности. Однако цифровая трансформация современного общества сделала актуальными еще ряд предметных областей исследования вопросов профессиональ-

о

о г Й U

Ж Р

и р

4 р

Ж и

и 3

5 и № ^

ного обучения. В исследованиях А. В. Островского, М. В. Куди- Л р

л и

О 3

ной находит свое подтверждение актуальность концепции и §

^ о

Lifelong learning (непрерывного образования), которая в отличие -§ §

Л г о

р м о № ы

от традиционной модели обучения, основанной на процессах передачи и воспроизведения знаний, предполагает развитие основного навыка — умения учиться. В результате развития данного

Ж

и

ии

навыка современный специалист становится востребованным в цифровой экономике, так как его компетенции представляют собой баланс цифровых, поведенческих и профессиональных навыков [3, 234]. Таким образом, формируется новая парадигма обучения, основанная на принципе «бесшовности», предполагающая формирование процесса обучения в сетевом формате, освобождая его от жестких зависимостей, связанных с ресурсными и методико-методологическими ресурсами конкретных образовательных учреждений. В результате формируется образовательная экосистема, где все ее элементы, методики, технологии, программы и т. д., лишаются автономности и детерминированы основными трендами развития рынка труда и экономической системы в целом. Происходят изменения и в целях обучения, они предполагают теперь достижение метапредметных результатов, которые включают в себя: межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность использовать их в практике обучения и социализации. Одним из важнейших навыков становится критическое мышление. Данный факт утвержден в современных Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО нового поколения (Письмо Минобрнауки России от 02.05.2023 № МН-5/169012 «О разработке ФГОС ВО нового ^ поколения»), которые требуют развития навыка критического мышления на протяжении всего процесса обучения.

Отвечая на вызовы времени, происходят существенные из-

§ менения в подходах к преподаванию иностранного языка студентам

неязыковых специальностей. К примеру, актуальным направлением исследований становятся вопросы, связанные с возможно-о стями языковой подготовки в процессе развития у студентов

навыков критического мышления на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) (С. Уолтер, К. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл). Так в исследовании М. Т. Ка-римовой, П. С. Ризоевой разработан алгоритм проведения занятия по иностранному языку, внедрение которого не только повышает уровень мотивации студентов к изучению иностранного языка, но и формирует навыки критического мышления [4]. Более глобальный подход демонстрируют исследования М. И. Лукьяновой, Г. Н. Гмызиной, Н. Н. Старостиной, в которых технологии развития критического мышления не только систематизированы,

У

но описаны стадии их реализации и разработаны методические о

|

приемы [5]. Апробация данного алгоритма в исследованиях авто- Л

ж

5

ров, а именно: результаты применения адаптированной модели развития критического мышления в процессе преподавания иностранного языка, подтвердила факт влияния курса иностранного языка на изменение уровня развития критического мышления у студентов неязыковых специальностей. Возможности процесса

ской группой в течение семестра, проходящей обучение на основе технологии РКМЧП, авторы приходят к выводу о том, что показа-

О

ч

л л ж ж № ж ж о о

а ж

ж

Л

§

о*

о

№ ж

л

з

сг к

о № о г о

№ л

и

I г

языковой подготовки студентов демонстрируются в исследовании ж 5

о

о $

А. А. Главан и Д. В. Грамма. В результате наблюдений за студенче- | о

ж ^ о

о г

Й Ж 3 §

Ж 3

л Р жж

тель уровня развития критического мышления студентов за дан- 1 5

№ §

ный промежуток времени может быть увеличен в среднем значе- у 3

о 5

нии до 20 % [6, 30]. В работах И. А. Евстигнеевой и В. В. Порошина 1 §

§ л № о

представлен трехэтапный авторский алгоритм развития критиче- ж о

Л г 3 о№

ского мышления студентов в процессе формирования аудитивных № ^

навыков при изучении английского языка [7]. Алгоритм также ос- а №

жж жж

нован на технологии РКМЧП и дополнен трехфазной моделью ^ §

обучения аудированию. В качестве фактора, обеспечивающего успешное развитие критического мышления в исследовании М. В. Пьяновой представлена необходимость использования командных форм работы обучающихся, а также готовность студентов к развитию данного вида мышления [8].

Также, в отечественных исследованиях представлены исследования о возможностях использования альтернативных подходов к организации процесса обучения иностранному языку, позволяющих развивать навыки критического мышления студентов неязыкового вуза. Возможности таксономии образовательных целей Б. Блума (1956 г. «Таксономия образовательных целей: сфера познания»), по мнению ряда исследователей, оценены в недостаточной мере и требуют пересмотра методов, которые используются в работе с учебными текстами.. В ходе исследования, И. В. Шукурова, Н. Е. Чеснокова приходят к выводу о том, что «применение принципов таксономии Б. Блума на примере работы с текстами доказало свою эффективность в процессе развития навыков критического мышления студентов» [9, 129].

К настоящему времени накоплен большой арсенал методов и технологий обучения, позволяющих развивать критическое мышление в процессе языковой подготовки: совместное обучение, ар методы активного обучения, личностно-ориентированный подход, проектное обучение и коммуникативный подход. Значительный объем теоретических и эмпирических данных свидетель-

§ ствует о том, что существующие программы языковой подготовки,

связанные с обработкой текстов на бумажном носителе, предоставляют учащимся больше возможностей практиковать навыки о мышления более высокого порядка [10].

Следует отметить тот факт, что практически все рассмотренные возможности развития критического мышления в процессе языковой подготовки не анализируются в контексте работы студента с цифровым текстом. А так как цифровой текст обладает

О

специфическими характеристиками (нелинейность, интерактив- §

л л ж к № к ж о

о 3

а ж ж

Л

^

з о-

ность, мультимодальность), то и восприятие данного вида текста становится отличным от текста на бумажном носителе. В результате эффективность восприятия цифрового текста существенно изменяется: меняется скорость чтения, качество понимания текста и т.д. Речь идет о том, что навыки чтения в разных форматах

у

опираются на разные когнитивные механизмы. Данный факт поз- о

воляет сформулировать гипотезу исследования, в рамках которой е

н

т

следует предположить, что развитие навыков критического мышления в процессе восприятия цифрового текста может иметь другой уровень эффективности, нежели через текст на бумажном носителе. В этом контексте цель исследования заключается в том, чтобы оценить возможности и ограничения развития критиче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о в

н

е

¡о

р

сг

о в

о

Й о в ву

и

I г

ского мышления студентов неязыковых специальностей в про- н *

с И

цессе языковой подготовки в условиях восприятия информации и но

и а

о

о Й

Й и

ан р

и р § р

ен ви

ни т в

следующих допущениях. Цифровое чтение, в отличие от работы у р

а и

с оцифрованным линейным текстом, активизирует стратегии, ко- и §

^ е * с

торые не характерны для чтения с листа, оно ориентировано на и О

Л Й ро

развитие навыков поиска, проверки информации, оценки ее акту- в ^

альности. В рамках нашего исследования термин «цифровой а №

ии ни

текст» объединяет все свои синонимы, систематизированные в ис- ^ ^

через цифровой текст.

2 Материалы и методы (Materials and Methods)

Процесс разработки сценария исследования основан на

следовании М. Ю. Лебедевой: digital text (цифровой текст), webtext / web-based text (веб-текст), electronic text / e-text (электронный текст), кибертекст, а также дисплейный, экранный, электронный, мультимедийный виды текстов [11]. То есть, речь идет о специфических свойствах текста, которые возможны только в дивергентной среде цифровых носителей информации.

Исследование проводилось среди студентов третьего курса технических специальностей в течение семестра. В исследовании приняли участие 4 группы, в которых был использован учебный материал, систематизированный, сформированный и оформленный в соответствии с Цифровой Таксономиией Блума, разработанной Э. Черчем (2008). Данная методика позволила обеспечить соответствие между целями формирования профессиональных компетенций студентов и задачами по использованию цифровых текстов в процессе формирования учебных материалов курса «Английский язык». Структура выборки: 75 человек, возраст 19-20 лет, 85 % — юноши, 15 % — девушки. Средние показатели успеваемости по курсу «Английский язык»: «3» (36 %), «4» (49 %), «5» (15 %). В качестве основных критериев оценки уровня сформированности критического мышления у студентов были приняты следующие показатели, в интерпретации модели Delphi (P. Facione, 1990): ^ способность классифицировать информацию; способность выявлять причинно-следственные связи; способность к альтернативному восприятию проблемной ситуации; навык принятия нестандартных

§ решений; навык презентации полученных выводов и аргументов;

способность к рефлексии. Поэтому в процессе исследования использован тест оценки уровня развития критического мышления о У Глейзера. Тестирование проводилось на платформе «HRLider»

в два этапа, в начале и конце семестра.

Завершающим этапом исследования были серия структурированных интервью и опрос, задача которых заключалась в том, чтобы уточнить влияние внешних и субъективных факторов на ре-

0

интервью приняли участие студенты с ч

ж

низкими (в сравнении с групповым) результатами тестирования. е

ж

Опрос проводился на основе анкеты (16 вопросов), разработанной |

JS

авторами исследования. Ж

ж

3 Результаты (Results) у

Обобщая данные, полученные в результате исследования, |

у

можно сделать следующие выводы. Наиболее низкие результаты о представлены по компонентам «Умозаключение» и «Объяснение». Й

1 ж

ж е

So

£ к

ж

№ ж

г О

№ у

И

Данные показатели свидетельствуют о том, что студенты испытывают сложности не только в процессе формулировки выводов, но и тот факт, что около 62 % испытывают проблемы в процессах формулировки, объяснения, представления доводов. Как следствие, студенты ограничены в видении альтернатив возможных вариан-

I к

тов решений, а также затрудняются в реализации процессов изло- ж 5

о $

жения и обоснования аргументов. Наблюдения за поведением | о

ж 8

о

студентов во время занятий показали, что студенты охотно участ- г Ж

3§ ж3

вуют в дискуссии, поддерживают диалог, стараются учитывать | 3

Ж ж

ж| 5 § §

скорее всего, вызвана особенностями цифрового текста, а не ко- у 3

8 ж

гнитивными потребностями в работе с информацией. Следует от- ж §

§ о

метить низкие показатели по компонентам «Интерпретация» -к о

Л г

о

3 ^ о

№ £

альтернативные точки зрения. Но такая активность студентов,

(26,6 %) и «Анализ» (21,1 %). Первый этап исследования проведен в октябре 2022 года. Результаты оценки уровня развития критического мышления представлены на рисунке 1.

ж

Ж ж Ж Ж

а

«о

о vo а

SJ SJ

tq О

«О S

О

Рисунок 1 — Результаты оценки уровня критического мышления студентов, октябрь 2022 г.

Figure 1 — The assessment results of the students' critical thinking level, October 2022

Такие значения данных свидетельствуют о том, что студенты испытывают сложности в понимании и выражении смысла значений, событий и т. д., классифицировать получаемую информацию. Как следствие, только небольшое (21,1 %) количество студентов продемонстрировали навык идентификации логических

связей среди утверждений, понятий, описаний и т. д. Поэтому студенты затрудняются в формулировке и анализе аргументов. Самый высокий показатель по компоненте «Оценка»: 34,9 % студентов успешно проявили данное умение, потому что тестовые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

задания были ориентированы на аксиологический, а не смысловой §

выполнению, делал актуальными групповые формы взаимодействия; нелинейность информации часто вызывала усталость и сни-

аспект оценочной деятельности.

Второй этап оценки изменений уровня развития навыка критического мышления показал незначительные изменения. Ж

ж

Максимально положительное значение принадлежит показателю ^ «Интерпретация» (увеличение на 2,9 балла). Речь идет о том, что £ студенты незначительно смогли улучшить навыки интерпретации о фактов, высказываний, понимания информации, представленные Й

ж

в графическом формате, категоризации фактов и событий.

Результаты структурированного интервью, проведенного Р по результатам тестирования, демонстрируют тот факт, что на ре зультаты оценки уровня развития навыков критического мышления влияли следующие факторы: трудности в восприятии инфор-

о

№ ж

¡о

сг к

о № о г о

№ Л

и

I г

мации при чтении с экрана (большая часть студентов пользовалась ж О

о

0 ^

мобильными устройствами); интерактивный характер учебных | о

ж 8 о

заданий и упражнений положительно влиял на мотивацию к их г ж

3 ц Ж з

ж Р

4 Р

Ж ж

1 и

• г

жение внимания; мультимодальность помогала сохранить кон- о 3

8 ж О О

центрацию внимания, поддерживала мотивацию к выполнению | §

^ о

заданий, но также провоцировала усталость от объема различного -§ О

о

3 ^ о

№ £

вида информации. Результаты второго этапа исследования, проведенного в апреле 2023 г., дельта изменения значений каждого оцениваемого показателя, представлены на рисунке 2.

-к Ж

1 ж

ж 1

^ и

Рисунок 2 — Дельта изменения значений навыков критического мышления студентов Figure 2 — Delta changes in the values of students' critical thinking skills

Обобщая полученные данные, можно сделать вывод о том, что в настоящее время цифровой текст и дизайн курса иностранного языка в соответствии с цифровой таксономией не демонстрирует явных перспектив в развитии критического мышления сту-

о

дентов неязыковых специальностей. Однако, столь категоричное §

суждение может быть лишено строгости, учитывая ряд факторов, обнаруженных в исследованиях, посвященных проблемам восприятия цифрового текста и субъективных особенностей студентов.

4 Обсуждение (Discussion)

Данные, полученные в результате исследования, не свидетельствуют о том, что процесс языковой подготовки студентов неязыковых специальностей не лишен перспектив в вопросе развития навыка критического мышления. К примеру, в исследованиях А. А. Главан и Д. В. Грамма достигнут более значимый результат;

л л ж s № s ж о

0

а ж

ж

1

I д

л ж

о № Ж

¡о Р сг

авторы продемонстрировали положительное влияние процесса §

о о

§ Л

и

I г

раза [6]. Но сценарий эксперимента в большей степени ориентиро- Ж 2

а 8

ван на развитие социальных навыков, в частности, подразумевал | о

ж ^ о

о Й Й Ж

языковой подготовки на уровень развития критического мышления, фиксируется положительное изменение показателей в полтора

активное использование групповых методов обучения при четко обозначенных этапах рефлексивной практики студентов. Таким образом, очевиден тот факт, что цифровизация обучающих мате-

Ж 3 Ж р

§ Р

Ж §

I 3

£ §

* г

риалов и соответствующие изменения в дизайне курса не явля- а з

о 3

ются фактором, способным системно влиять на уровень развития § §

£ й

* о

критического мышления. § О

Л Й о

3 ^ о

§ £

С другой стороны, цифровое чтение имеет ряд особенностей, которые также детерминируют процессы развития когнитивных способностей студентов. Результаты изучения процесса

-к Ж s ж

s s

влияния феноменологических характеристик цифрового текста (гипертекстуальность, интерактивность, мультимодальность) на развитие уровня критического мышления в процессе языковой подготовки варьируются в зависимости от сценария исследования, структуры выборки, стимульного материала. Но большая часть результатов исследований демонстрирует тот факт, что чтение на бумажных носителях в значительно большей степени влияет на процесс развития критического мышления у студентов, чем процесс цифрового чтения [11; 12]. И здесь нет противоречия, так как цифровое чтение и чтение с листа имеют разные конгитивные механизмы, и каждый формат имеет разную эффективность при решении задач, связанных с практикой обучения. Также не стоит забывать о том, что поколение «цифровых аборигенов» воспринимает большой объем информации в цифровом формате, но данное восприятие носит пассивный характер и не сопровождается необходимостью применять навыки критического мышления. Как показывает практика, в настоящий момент мы переживаем переход, связанный с интеграцией цифрового и традиционного образования, что требует соответствующей подготовки студентов для восприятия информации в новых форматах [13; 14; 15]. Так что в настоящее время существуют серьезные ограничения в возможностях использовала ния цифровых текстов в процессе обучения, связанных с невысоким уровнем развития навыков цифрового чтения у студентов. Другой аспект рассматриваемого вопроса связан с тем, что до сих пор нет данных, позволяющих оценить особенности взаимосвязей между степенью эффективности использования навыков критического мышления и уровнем их сформированности. Поэтому о данные исследований о результатах и динамике развития данного

навыка в будущем должны корректироваться результатами подобных исследований.

Кроме того, вся система профессиональной подготовки оказывает влияние на уровень развития данного навыка, она де-

0

монстрирует положительный эффект пусть в небольшом диапа- §

Й Ж

1 *

I Ж

о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зоне (6 %) изменений в зависимости от первоначальной подготовки студентов (И. В. Боязитова, В. В. Белоус, С. В. Ромащенко (2016). Поэтому не менее важный вопрос, влияющий на объективность результата исследования, каков коэффициент вклада курса «Иностранный язык» в процесс развития навыков критического мышления. Возможно, что показатели уровня изменения уровня критического мышления, описанные в данном исследования, являются достаточно высокими, если показатель вклада курса иностранного языка в результат когнитивных изменений студентов пропор-

а ж ж

I

3

I д

е ж

о

§

Ж Й

¡о Р сг

ционален полученным результатам. §

о

г о

§ Л

I 8

иностранному языку студентов неязыковых специальностей вы- Ж 3

о

§ 8

ходят за рамки знаниевой парадигмы, ориентированной на вос- § о

§ 8

о

О Й Й §

3 £

5 Заключение (Conclusion)

Следует отметить, что возможности процесса обучения

произведение полученной информации. Анализ существующих разработок, позволяющих оценить перспективы изменения целей,

Ж з

§ Р § р

Ж§

задач, дизайна курса иностранного языка в неязыковом вузе, по- § 3§

£

казал, что данное направление подготовки будущего специалиста Л 83

8 §

должно быть ориентировано на развитие одного из важнейших § §

8 §

навыков — критическое мышление. Курс иностранного языка мо- -§ о

Л й

о 3 ^ о § £

жет решать не только задачи, связанные с развитие коммуника- §

тивных компетенций, но и формировать условия развития других навыков, обеспечивающих конкурентоспособность выпускника

ж

Ж ж К Ж

на современном рынке труда. Однако в условиях цифровой трансформации системы образования, у данной перспективы есть два существенных ограничения. Первое связано с необходимостью изменений учебных материалов и педагогическим дизайном курса. Речь идет не об оцифровке бумажных носителей, а о подготовке полноценных цифровых текстов, обеспечивающих высокий уровень вовлеченности, мотивированности студентов, а также эффективность администрирования процесса обучения. Также сохраняют актуальность проблемы разработки педагогического дизайна такого курса, которые связаны не только с техническими вопросами, но и с задачами развития соответствующих компетенций преподавателей. Второе ограничение — готовность студентов к обучению в цифровой среде. В настоящее время у большей части студентов не сформирован навык цифрового чтения.

Таким образом, в настоящее время мы не можем говорить о том, что цифровизация курса иностранного языка дает четко выраженный эффект в развитии навыков критического мышления у студентов, но можем утверждать о его явно положительном влиянии. Поэтому в столь сложных переходных условиях необходимы дальнейшие исследования и разработки в области подго-| товки студентов к обучению в цифровой среде, тестирования

vo а

^ различных видов педагогического дизайна курсов языковой под-

u

и

^ готовки студентов.

Ö Библиографический список

1. Утяганова Д.М., Абрамов Е.Г. Какие качества необходимы студентам для успешного трудоустройства: позиция работодателей в 2021 г. // Экономика труда. 2021. Том 8, № 12. С. 1485-1500. DOI 10.18334/et.8.12.114133.

2. Маруневич О.В., Малишевская Н.А. Особенности интеграции ино-О язычной коммуникативной профессиональной компетенции на занятиях по

иностранному языку в транспортном вузе // Современное педагогическое образование. 2021. № 5. С. 133-137.

3. Островский А. В., Кудина М. В. Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С.229-244. DOI 10.24411/2070-1381-2020-10041.

4. Каримова М. Т., Ризоева П. С. Развитие критического мышления в ^ процессе преподавания английского языка // Тенденции развития науки и об- Ч

разования. 2022. № 86 (6). 2022. С. 55-59. DOI 10.18411/trnio-06-2022-p6. §1

е

§ Ж о

с

5. Лукьянова М. И., Гмызина Г. Н., Старостина Н. Н. Развитие критического мышления студентов в процессе изучения иностранного языка // Известия Саратовского университетата. 2019. Т. 8, № 2 (30). С. 104-112. DOI 10.18500/23049790-2019-8-2-104-112. (Акмеология образования. Психология развития). Ж

6. Главан А. А., Грамма Д. В. Развитие критического мышления в про- § цессе обучения иностранному языку студентов неязыковых направлений // Педагогика и просвещение, 2019. № 2. С. 24-31. DOI 10.7256/2454-0676.2019.2.29671.

7. Евстигнеева И. А., Порошин В. В. Развитие критического мышления студентов языкового вуза в процессе обучения аудированию на английском языке // Вестник Тамбовского университета. 2021. Т. 26, № 191. С. 2431. DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-191-24-31. (Гуманитарные науки).

13. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В., Граник Г. Г. Осо-

3

3

у

д е н

0

. Пьянова М. В. К вопросу о развитии критического мышления при е

з

ЕЕ

1

о

9. Шукурова И. В., Чеснокова Н. Е. Научно-педагогическое обозре- о

о

0 у

И

2021. № 2 (36). С. 124-134. DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-124-134 ° |

10. S.G. Gergera A.G. (2023), "Tesmand. Higher-order Thinking Skills in g §

1 0

s о

tional Studies, Vol. 15, № 1, pp. 98-112. DOI 10.17759/psyedu.2023150107. 3 g

изучении иностранного языка у студентов неязыковых вузов // Вестник науки и образования. 2018. Т.1, № 5 (41). С. 98-102. DOI 10.20861/2312-8089-2018-41-006.

9. Шукурова И. В., Чеснокова Н. Е. Научно-педагогическое обозрение. Развитие критического мышления студентов неязыковых направлений подготовки на основе учебных иноязычных текстов // Pedagogical Review.

Teaching Reading Skills at Ethiopian Higher Education: A Qualitative Study on Classroom Practice, and Teachers' Knowledge and Beliefs", Psychological-Educa-

11. Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности § а восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 74-98. DOI 10.32744^.2020.4.5.

12. Кононенко А. П., Недосека Л. А. Преподавание иностранных языков в вузах с использованием онлайн платформ // Современное педагогиче-

к 3

ч 3

Н i

i §

g i

з I

§ i

0 i

ское образование. 2021. № 9. С. 19-21. g е

о

-К 0 к

бенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико- ^ 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 ^

о £

эмпирического исследования // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 5. С. 28-49. DOI 10.15293/2658-6762.2005.02. б

14. Бессарабова О. Н. Особенности обучения иностранному языку с при- И i

g

менением информационно-коммуникационных технологий // Преподаватель

высшей школы в XXI веке : труды Международной научно-практической конференции, 04-05 июня 2021 года. Ростов-на-Дону, 2021. Т. 18. С. 225-230.

15. Шефиева Э. Ш. Особенности использования информационных технологий обучения для проведения предметной олимпиады по английскому языку в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (135). С. 75-79.

E. Sh. Shefieva1, O. N. Bessarabova2

1ORCID No. 0000-0002-6258-4086 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Foreign Languages, Rostov State Transport University, Rostov-na-Donu, Russia.

E-mail: sherifovna@mail.ru

2ORCID No. 0000-0002-1879-3251 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Foreign Languages, Rostov State Transport University, Rostov-na-Donu, Russia.

E-mail: bessarabova-olga@mail. ru

TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY AS A TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING (POSSIBILITIES AND LIMITATIONS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION)

Abstract

Introduction. The article justifies the topicality of adapting a foreign language course for students of non-linguistic specialties to the tasks of developing critical thinking skills of a university graduate within the conditions of the professional and market environment digitalization; provides an overview of the main research results of assessing the possibilities and limitations of existing approaches to the development and implementation of language courses at the university in the context of the requirements of the Federal State Educational Standard for Higher Education of a New Generation (Letter of the

Ministry of Education and Science of Russia dated 02.05.2023 No. MN-5/169012 "On the development of the Federal State Educational Standard of Higher Education of a new generation"). The purpose of the article is to assess the possibilities and limi- g tations of the process of developing critical thinking skills < among students of non-linguistic specialties in the conditions of eig a foreign language course digitalization, in particular, work with ^

digital texts. eg

u

Materials and Methods. The methodological basis of the eg

e

study was: digital taxonomy (A. Churches), the model of the °

seven propensities to critical thinking (P. Facione), as well as S

e

the results of M.Y. Lebedeva digital texts features study. A test | to assess the development level of critical thinking by W. Glazer f

a

on the platform "HRLider" (URL: https://employer.hrlider.ru/) <0 was used in the field studies. ^

Results. The authors come to the conclusion that the dig- eg

i

ital format of the "Foreign Language" course opens up addi- i

tional opportunities in a positive change of non-linguistic uni- n versity students' critical thinking level. The use of digital texts in the process of language training has a positive effect on the level of students' critical thinking development. The effective-

i S i a

ness of such influence is directly dependent on the phenomeno- a e

S h

logical characteristics of the digital text and the subjective char- a n acteristics of students. ^^

Discussion. It is emphasized the fact that the assessment to

of changes scale in the level of critical thinking in the process 0 hh

n fa

of language training using digital texts requires additional re- e search, namely: the phenomenological limitations of digital h l

C6

texts, the study of the correlation between the effectiveness of p 3

the critical thinking skills usage and the level of their formation, § ^

si s

as well as the contribution coefficient of language training in g

the context of the entire vocational training program impact. S

Conclusion. The authors come to the conclusion that the & ^

digitalization of the educational environment not only opens up ^ ^

05 g

o

new opportunities for the "Foreign Language" course to form -^o^

modern competencies of a university graduate, but also forms a number of issues that can cause a decrease in the effectiveness of the language training process influence on the development of students' critical thinking skills.

Keywords: Critical thinking; Foreign languages; Pedagogical technologies; Teaching methods; Digital text; Digital reading; Pedagogical design. Highlights:

It is determined that the process of language training influence on the students' critical thinking level depends on the digitalization level of the "Foreign language" course;

The limitations that reduce the effectiveness of language training using digital technologies are revealed;

The research directions, that will allow managing the effectiveness of the developing critical thinking process within the framework of language training of a non-linguistic university students, are described.

References

1. Utyaganova D.M. & Abramov E.G. (2021), Kakie kachestva neobx-odimy studentam dlya uspeshnogo trudoustrojstva: pozitsiya rabotodatelej v 2021 g. [Utyaganova D.M., Abramov E.G. What qualities do students need for successful employment: the position of employers in 2021], Ekonomika truda, 8, (12), 1485-1500. DOI 10.18334/et.8.12.114133. (In Russian).

2. Marunevich O.V. & Malishevskaya N.A. (2021), Osobennosti in-tegratsii inoyazychnoj kommunikativnoj professionalnoj kompetentsii na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku v transportnom vuze [Features of the integration of foreign language communicative professional competence in

£ foreign language classes at a transport university], Sovremennoe pedagog-g icheskoe obrazovanie, 5, 133-137. (In Russian).

I 3. Ostrovskij A.V. & Kudina M.V. (2020), Novaya paradigma

obrazovaniya v epokhu tsifrovoj transformatsii gosudarstva [A new para-^ digm of education in the era of digital transformation of the state], Gosu-^ darstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik, 78, 229-244. DOI f 10.24411/2070-1381-2020-10041. (In Russian).

4. Karimova M.T. & Rizoeva P.S. (2022), Razvitie kriticheskogo myshleniya v protsesse prepodavaniya anglijskogo yazyka [Development of critical thinking in the process of teaching English], Tendentsii razvitiya nauki ^ i obrazovaniya, 86 (6), 55-59. DOI 10.18411/trnio-06-2022-p6. (In Russian).

5. Lukyanova M.I., Gmyzina G.N., Starostina N.N. (2019), Razvitie kriticheskogo myshleniya studentov v protsesse izucheniya inostrannogo ^ yazyka [Development of critical thinking of students in the process of C learning a foreign language], Izvestiya Saratovskogo universitetata, "Ser- j iya. Akmeologiya obrazovaniya. Psixologiya razvitiya ", 2 (30), 104-112. a DOI 10.18500/2304-9790-2019-8-2-104-112. (In Russian). o

6. Glavan A.A. & Gramma D.V. (2019), Razvitie kriticheskogo mysh- i leniya v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovykh n napravlenij [Development of critical thinking in the process of teaching a n foreign language to students of non-linguistic areas], Pedagogika i pros- °§ veshhenie, 2, 24-31. DOI 10.7256/2454-0676.2019.2.29671. (In Russian). |

7. Evstigneeva I.A. & Poroshin V.V. (2021), Razvitie kriticheskogo o

t

myshleniya studentov yazykovogo vuza v processe obucheniya audirovaniyu d

na anglijskom yazyke [Development of critical thinking of students of a lan- §

guage university in the process of teaching English listening comprehen- °

sion], Vestnik Tambovskogo universiteta, "Seriya. Gumanitarnye nauki", 26 a

(191), 24-31. DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-191-24-31. (In Russian) J

8. Pyanova M.V. (2018), K voprosu o razvitii kriticheskogo mysh- i leniya pri izuchenii inostrannogo yazyka u studentov neyazykovykh vuzov gu [To the question of the development of critical thinking in the study of a foreign language among students of non-linguistic universities], Vestnik ^ nauki i obrazovaniya, 1 (41), 98-102. DOI 10.20861/2312-8089-2018-41- | 006. (In Russian). ^ |

9. Shukurova I. V. & Chesnokova N. E. (2021), Nauchno-pedagog- ° ^

R

icheskoe obozrenie. Razvitie kriticheskogo myshleniya studentov neyazy- i ^

kovykh napravlenijpodgotovki na osnove uchebnykh inoyazychnykh tekstov ^ e

[Scientific and pedagogical review. Development of critical thinking of " h

students of non-linguistic areas of training on the basis of educational texts d l

in foreign languages], Pedagogical Review, 2 (36), 124-134. DOI i 10.23951/2307-6127-2021-2-124-134. (In Russian).

10. Gergera S.G. & Tesmand A.G. (2023), "Higher-order Thinking ° e Skills in Teaching Reading Skills at Ethiopian Higher Education: A Qual- S b itative Study on Classroom Practice, and Teachers' Knowledge and Be- SI l liefs", Psychological-Educational Studies, no. 15 (1), pp. 98-112. DOI ^ l'§ 10.17759/psyedu.2023150107. | n

11. Lebedeva M.Yu., Veselovskaya T.S. & Kupreshhenko O.F. S f (2020), Osobennosti vospriyatiya i ponimaniya cifrovykh tekstov: mezhdis- ^^ p ciplinarnyj vzglyad [Features of perception and understanding of digital texts: an interdisciplinary view], Perspektivy nauki i obrazovaniya, 4 (46), l 74-98. DOI 10.32744/pse.2020.4.5. (In Russian).

12. Kononenko A.P. & Nedoseka L.A. (2021), Prepodavanie in- | in ostrannykh yazykov v vuzax s ispolzovaniem onlajnplatform [Teaching foreign ^ ^

i §

3

N' i

a i

languages in universities using online platforms], Sovremennoe pedagog-icheskoe obrazovanie, 9, 19-21. (In Russian).

13. Borisenko N. A., Mironova K. V., Shishkova S. V. & Granik G.G. (2020), Osobennosti tsifrovogo chteniya sovremennykh podrostkov: rezultaty teoretiko-empiricheskogo issledovaniya [Features of digital reading of modern teenagers: results of theoretical and empirical research], Science for Education Today, 10 (5), 28-49. DOI 10.15293/26586762.2005.02. (In Russian).

14. Bessarabova O.N. (2021), Osobennosti obucheniya inostran-nomu yazyku sprimeneniem informatsionno-kommunikatsionnykh texnologij [Features of teaching a foreign language using information and communication technologies], Trudy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii "Prepodavatel' vysshey shkoly v XXI veke ", 04-05 iyunya 2021 goda [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Teacher of higher education in the XXI century " ], Rostov-na-Donu, June 04-05, 2021, 18, 225-230. (In Russian).

15. Shefieva E.Sh. (2019), Osobennosti ispolzovaniya informats ionnykh texnologij obucheniya dlya provedeniya predmetnoj olimpiady po anglijskomu yazyku v vuze [Features of the use of information technologies in teaching for conducting a subject Olympiad in English at a university], Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta, 2 (135), 75-79. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 13.04.2023; одобрена после рецензирования 16.04.2023; принята к публикации 20.04.2023.

The article was submitted 13.04.2023; approved after reviewing 16.04.2023; accepted for publication 20.04.2023.

a >

о -о a

a ^

ъ

50 СЦ

£ Oï

a >

50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

hq

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.