Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РКИ / методы обучения РКИ / иностранные обучающиеся / критическое мышление / информационно-коммуникационная технология / инфографика. / RFL / RFL teaching methods / foreign students / critical thinking / information and communication technology / infographics.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзамасцева Н. Ю.

В статье отражены эффективные способы обучения иностранных студентов критическому мышлению в рамках изучения русского языка как иностранного. Автор останавливается на вопросе развития у обучающихся вузов медиакомпетентности посредством использования информационно-коммуникационных технологий. Приведены примеры использования на занятиях различных методов и методик, способствующих формированию критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арзамасцева Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CRITICAL THINKING AMONG FOREIGN STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article reflects effective ways of teaching critical thinking to foreign students as part of the study of Russian as a foreign language. The author dwells on the development of media competence among university students through the use of information and communication technologies. Examples of the use of various methods and techniques that contribute to the formation of critical thinking are given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 37.016:811.161.1

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2022 Н. Ю. Арзамасцева

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных граждан e-mail: n [email protected]

Курский государственный университет

В статье отражены эффективные способы обучения иностранных студентов критическому мышлению в рамках изучения русского языка как иностранного. Автор останавливается на вопросе развития у обучающихся вузов медиакомпетентности посредством использования информационно-коммуникационных технологий. Приведены примеры использования на занятиях различных методов и методик, способствующих формированию критического мышления.

Ключевые слова: РКИ, методы обучения РКИ, иностранные обучающиеся, критическое мышление, информационно-коммуникационная технология, инфографика.

FORMATION OF CRITICAL THINKING AMONG FOREIGN STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

© 2022 N. Yu. Arzamastseva

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Russian Language Department for Foreign Citizens e-mail: n [email protected]

Kursk State University

The article reflects effective ways of teaching critical thinking to foreign students as part of the study of Russian as a foreign language. The author dwells on the development of media competence among university students through the use of information and communication technologies. Examples of the use of various methods and techniques that contribute to the formation of critical thinking are given.

Keywords: RFL, RFL teaching methods, foreign students, critical thinking, information and communication technology, infographics.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования 3++ в требованиях к результатам освоения программы бакалавриата в качестве одной из универсальных компетенций обозначено системное и критическое мышление (УК-1) [9].

Изучение критического мышления, несомненно, является приоритетным направлением современных исследований. В условиях трансформации обучения многие филологи, методисты, психолингвисты, когнитивисты, психологи посвящают свои научные труды проблеме формирования критического мышления у иностранных обучающихся (см. [2; 3; 4; 6] и мн. др.).

Под критическим мышлением в рамках настоящего исследования понимаем специфическую форму мыслительной деятельности индивида, ориентированную

на анализ входящей информации и собственных решений, а также на поиск оптимального варианта решения поставленной задачи.

В период вузовского обучения критическое мышление призвано постепенно прийти на смену докритическому, занимающему доминантное положение на довузовском этапе. Перед преподавателями русского языка как иностранного (далее РКИ) стоит важная задача - сформировать критическое мышление у студентов-иностранцев. Это, несомненно, приоритетное направление, поскольку развитие данного вида способностей является неотъемлемой частью формирования современного компетентного специалиста. По словам У.В. Болотовой, «критическое мышление -залог духовного здоровья общества и главный враг ... социальных недугов» [1, с. 3]. Необходимо мотивировать и научить иностранного обучающегося мыслить, рассуждать, интерпретировать, оценивать и применять полученные данные к различным ситуациям на иностранном языке. Система российского образования выстроена таким образом, что базовым является умение анализировать, перерабатывать и интерпретировать информацию. Следовательно, иностранные студенты, проходящие обучение в вузах Российской Федерации, должны выработать умения и наработать навыки, способствующие успешному процессу получения образования по специальности. Кроме того, считаем важным отметить тот факт, что критическое мышление имеет не только учебное, но и личностное значение: способствует развитию таких волевых качеств, как смелость, настойчивость и решительность, что, несомненно, представляется важным в условиях адаптации и социализации.

Обучение критическому мышлению на занятии по РКИ направлено на реализацию целого ряда задач:

- способствует глубокому пониманию прочитанного/ услышанного / увиденного;

- позволяет быстро анализировать информацию;

- делает возможным вести грамотную дискуссию на изучаемом языке;

- реализует рефлексивно оценивающее обучение;

- обнаруживает моменты, требующие доработки и переоценки;

- расширяет возможности обучающегося - от упорядочивания мысли до формирования системы самообучения и др.

Традиционно в методике обучения РКИ выделяют следующие стадии формирования критического мышления:

1) активация и актуализация информации (работа с лексическими единицами и грамматическими конструкциями, задания на детальное понимание текста и его составляющих; введение в проблему);

2) осмысление информации (всестороннее обсуждение информации, ролевые

игры);

3) рефлексия (дискуссия по рассматриваемой проблеме, самопознание, анализ собственного понимания проблемы, подготовка презентации по теме, самостоятельный поиск информации по рассматриваемой проблематике).

На каждом этапе применяются разнообразные методы развития данного ключевого навыка. Далее предлагаем рассмотреть основные из них, представляющиеся нам наиболее эффективными. Полагаем, достижению цели наилучшим образом способствуют информационно-коммуникационные технологии, такие как инфографика. Посредством инфографических текстов представляется возможным не только развить лексические, грамматические и речевые навыки, но и усовершенствовать качество получения информации за счет ее быстрого анализа и переработки. Актуальные данные, представленные в наглядном, графическом виде, призваны мотивировать, заинтересовать читателя. Обучение по данному методу способствует формированию лингво-, социо- и медиакомпетентностей, необходимых

для успешной учебы в вузе. На основе инфографической информации возможно предложить иностранным студентам разнообразные задания, разработанные по различным методам формирования критического мышления. Считаем важным отметить, что работа над развитием данного навыка должна проводиться на всех этапах обучения с применением различных технологий. На вузовском этапе ключевыми являются следующие методы (см. рис.1).

Рис. 1. Инфографический текст как средство формирования критического мышления на занятии по РКИ в вузе [7]

1. Метод «Кластеры»

Данный метод представляется удачным как с лексико-грамматической точки зрения, так и с позиции ситуативности. Преподавателем может быть предложено выделить кластеры по глаголам будущего времени совершенного вида (отремонтируем / поставим / начнем / расчистим / построим / проведем / благоустроим / реконструируем / установим и т.д), что методически выигрышно в силу сложности восприятия выбранной грамматической темы.

2. Метод «Инсерт», или «Технология эффективного чтения»

В процессе чтения инфографического текста иностранным студентам предлагается использовать специальные обозначения:

S - я это полностью понимаю/знаю;

+ - это новая (неожиданная) информация;

- - я думал по-другому, противоречит моим представлениям;

? - есть вопросы, хочу узнать больше.

Главное преимущество данного метода состоит в возможности глубокого, всестороннего анализа текста, а также в выработке продуктивного самопознания, контроле собственного мышления, внимания к собственным ментальным и когнитивным процессам.

3. Метод «6 шляп мышления», предложенный Эдвардом де Боно ("Six Thinking Hats") [5]

Данный метод имеет широкий диапазон использования. На наш взгляд, особый интерес представляет командная игра. С учетом характера актуальной инфографической информации преподаватель может предложить студентам «примерить» шляпы всех цветов: желтую шляпу - при обсуждении выгод и преимуществ планируемых действий (контроль, перспективы); зеленую -при высказывании идей и предложений по обсуждаемой теме (преимущества, альтернативы); красную - при выражении догадок и предположений с эмоциональной стороны (ощущения, эмоции, чувства); черную - при обозначении причин, по которым планируемое может не осуществиться с логической стороны (факты, подводные камни); синюю - при анализе результатов (начало и конец дискуссии); белую -при описании общей картины, того, что известно и что следует узнать (дополнительные вопросы преподавателю).

Важнейшим преимуществом рассматриваемого метода является оптимальное распределение ролей в группе с учетом характера каждого из участников и обмена ролями («руководитель» - обладатель синей шляпы, «ученый» - обладатель белой шляпы; «креативщик» - обладатель зеленой шляпы; «художник» - обладатель красной шляпы; «критик» - обладатель черной шляпы; «оптимист» - обладатель желтой шляпы).

4. Метод «Фишбоун» ("Fishbone", «Рыбий скелет», «Рыбья кость»), предложенный японским ученым Каору Исикавой [8]

На наш взгляд, данная графическая техника оптимально подходит для работы с инфографической информацией, представленной в схематичном виде. Посредством метода «Фишбоун» представляется возможным систематизировать работу по воспроизведению краткого и полного содержания текста. Кроме того, работа по подготовке визуальной опоры в виде схемы-плана пересказа не только мотивирует студентов, оптимизирует процесс обучения, но и позволяет детально понять информацию и провести анализ причинно-следственных связей (см. рис. 2).

Посредством обучения иностранных студентов русскому языку на основе рассмотренных в работе методов предполагается реализация следующих ключевых для учебы в вузе умений и навыков:

- детальное понимание текста;

- членение текста на главную и второстепенную части;

- изложение не только основного содержания текста, но и деталей, статистических данных;

- выражение мыслей и суждений, а также анализ и контроль собственного мышления.

Рис. 2. Метод "Fishbone" как средство формирования критического мышления на занятии по РКИ в вузе [8]

Для успешной реализации формирования критического мышления у иностранных обучающихся при обучении русскому языку должны быть выполнены следующие условия, призванные облегчить совместную работу преподавателя и студентов:

- применение разнообразных методов обучения;

- относительная новизна, актуальность и проблемный характер рассматриваемой информации и, как следствие, мотивация студентов;

- учет личностных возможностей студентов, грамотное распределение ролей и принятие мнения каждого выступающего;

- умелое сочетание индивидуальных и командных форм работы;

- обучение через разные каналы восприятия информации;

- задания, направленные на профессиональную специализацию обучающихся.

Таким образом, в данной статье обоснованы аргументы, доказывающие необходимость формирования у иностранных обучающихся вузов критического мышления, а также отражены способы его формирования в процессе обучения русскому языку. Русский язык при этом выступает одновременно целью и средством обучения. Кроме того, в статье показано, что ключевую роль при обучении играют визуальная поддержка в виде инфографических текстов, использование информационно-коммуникационных технологий, включение в материал занятия текстов из медиаконтента.

Применение данных методов направлено на оптимизацию процесса обучения, реализацию обозначенных преподавателем целей и задач; создание эффективных условий для осуществления образовательной деятельности; развитие языковых навыков, а также навыков творческой деятельности; совершенствование процесса восприятия и анализа информации; самоанализ студента как участника процесса

обучения; расширение кругозора иностранных обучающихся; повышение мотивации и самооценки студентов и т.д.

Основным преимуществом работы над развитием навыка критического мышления является не автоматическое, а осознанное, тщательно продуманное действие, погружение в ситуацию. Умение анализировать входящую информацию, а не автоматическое принятие ее за истину - бесценное качество современной личности, грамотного и конкурентоспособного специалиста.

Библиографический список

1. Болотова, У. В. Критическое мышление в жизни современного общества: диссертация ... кандидата философских наук / У. В. Болотова. - Пятигорск, 2007. -149 с.

2. Исупова, С. М. Работа с художественными текстами на занятиях РКИ с использованием технологии критического мышления / С. М, Исупова // Актуальные вопросы описания и преподавания русского языка как иностранного/неродного: сборник материалов международной научно-практической интернет-конференции / под общей редакцией Н. В. Кулибиной. - Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2018. - URL: https://confrki.pushkininstitute.ru/content/ %D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf#page=473 (дата обращения: 02.01.2022).

3. Павленко, М. И. Использование технологии критического мышления на уроках РКИ / М. И. Павленко // Русский язык в языковом и культурном пространстве мира: наука и жизнь: сдорник материалов конференции. - Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2013. - URL: https://www.elibrary.ru /item.asp?id=21514177 (дата обращения: 02.01.2022).

4. Скляр, Е. С. Формирование навыков критического мышления на занятиях по РКИ в медицинском вузе / Е. С. Скляр // Карельский научный журнал. - 2019. -Том 8. - № 4 (29). - DOI: 10.26140/knz4-2019-0804-0020. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41585502 (дата обращения: 02.01.2022).

5. De Bono, E. Six Thinking Hats / E. De Bono. - London: Penguin Books, 1985. - 207 p.

6. Shirkhani, S. Enhancing critical thinking in foreign language learners / S. Shirkhani, M. Fahim // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2011. - 29. -Р.111-115.

7. Инстаграм * kurskadm. Курская область. На что направим областной бюджет в 2022 году? Данные по каждому району. Часть 4. 26 декабря 2021 г. (дата обращения: 02.01.2022).

8. Сайт Pedsovet.su. Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры. - URL: https://pedsovet.su/metodika/priemy/5714 (дата обращения: 02.01.2022).

9. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. ФГОС ВО 3++. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (дата обращения: 02.01.2022).

* Организация, запрещённая на территории РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.