Научная статья на тему 'Методический прием фишбоун как способ развития критического мышления при обучении профессионально-ориентированному английскому языку'

Методический прием фишбоун как способ развития критического мышления при обучении профессионально-ориентированному английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1497
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКО-ГО МЫШЛЕНИЙ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / ФИШБОУН / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / СА-МОСТОЯТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / FOREIGN LANGUAGE FOR SPECIFIC PURPOSE / TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING / TECHNIQUE OF TEACHING / FISHBONE / SYSTEMATIZING INFORMATION / INDEPENDENT THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Татьяна Евгеньевна

Статья посвящена использованию методического приема фишбоун при обучении профессионально-ориентированному английскому языку. Определено место данного методического приема в структуре технологии критического мышления. Данная форма систематизации информации рассматривается на примерах из курса иностранного языка по направлению подготовки «Экономика». Делаются выводы о дидактических возможностях данного вида работы для развития самостоятельного мышления и создания условий для активной мыслительной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический прием фишбоун как способ развития критического мышления при обучении профессионально-ориентированному английскому языку»

Алексеева Т. Е. Методический прием фишбоун как способ развития критического мышления при обучении профессионально-ориентированному английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,2 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/76149.htm.

ART 76149 УДК 372.881.1

Алексеева Татьяна Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», г. Рязань

Методический прием фишбоун как способ развития критического мышления при обучении профессионально-ориентированному английскому языку

Аннотация. Статья посвящена использованию методического приема фишбоун при обучении профессионально-ориентированному английскому языку. Определено место данного методического приема в структуре технологии критического мышления. Данная форма систематизации информации рассматривается на примерах из курса иностранного языка по направлению подготовки «(Экономика». Делаются выводы о дидактических возможностях данного вида работы для развития самостоятельного мышления и создания условий для активной мыслительной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: профессионально-ориентированный иностранный язык, технология критического мышлений, методический прием, фишбоун, систематизация информации, самостоятельное мышление.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Образовательный процесс в современном вузе характеризуется направленностью на приобретение знаний в деятельностной форме с акцентом на будущую профессиональную занятость обучающихся. Непрерывный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях и формах обучения вызван потребностью общества в формировании личности, способной к будущей самостоятельной творческой деятельности.

Одной из успешных инновационных педагогических технологий является технология критического мышления, суть которой заключается в том, чтобы развивать у обучающихся умения чётко мыслить, структурировать и корректно интерпретировать информацию [3].

В рамках технологии развития критического мышления разработан ряд методических приемов, позволяющих на практике реализовывать основные принципы данной технологии, а именно формировать самостоятельное мышление; развивать умения ставить вопросы и уяснять проблемы, убедительно аргументировать свою точку зрения и находить пути решения проблемы в сотрудничестве с другими членами коллектива [2].

Технология критического мышления предполагает три этапа работы с учебным материалом. На первом этапе активизируются имеющиеся у обучающихся знания по изучаемой теме, определяются цели дальнейшей работы. На втором этапе происходит непосредственная работа с информацией, при этом учебная деятельность должна носить осмысленный целенаправленный характер. Третий этап заключается в систематизации новой информации и ее соотнесение с ранее известными фактами [1].

Рассмотрим методический прием фишбоун (от английского fishbone, что означает «рыбья кость»), который используется на втором этапе - этапе работы с текстом. Схема «Фишбоун» была придумана японским профессором Каору Исикава, крупнейшим специалистом в области управления качеством, и изначально представляла со-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Алексеева Т. Е. Методический прием фишбоун как способ развития критического мышления при обучении профессионально-ориентированному английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,2 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/76149.htm.

бой диаграмму причинно-следственных связей, позволяющую определить возможные причины проблемы. Позднее эта графическая техника стала использоваться как методический прием для осмысления и структурирования информации.

Визуально данная схема выглядит следующим образом: в головной части «рыбьего скелета» обозначена проблема, рассматриваемая в тексте, на верхних косточках скелета записываются причины возникновения изучаемой проблемы, на нижних - факты, подтверждающие наличие проблемы, а в «хвосте» рыбы делается вывод. Рыба может располагаться горизонтально или вертикально, количество нижних и верхних «косточек» может варьироваться.

Рассмотрим дидактические возможности данного методического приема на примерах работы с текстами по экономической специальности, изучаемыми в рамках курса профессионально-ориентированного английского языка. Представленная ниже схема составлена по материалам текстов, посвящённых проблемам экономического кризиса 2008 года. На основании информации из текстов на верхних косточках скелета записаны основные причины кризиса (неограниченное распространение американских долларов, «пузырь» цен на жилье, невозможность населения вернуть долги), а в нижней части диаграммы представлены последствия данного экономического явления (падение ВВП, безработица, инфляция или дефляция). Вывод заключается в том, что кризис 2008 года явился результатом неэффективной экономической политики государства.

Поскольку основной задачей составления фишбоуна является систематизация

информации, содержание диаграммы может варьироваться. Например, содержание темы «Профессия экономиста» подсказывает иной способ систематизации информации: с одной стороны фишбоуна располагаются возможные места работы, а с противоположной - виды деятельности будущего экономиста.

ниепт

научно-методический электронный журнал

issn 2304-120X Алексеева Т. Е. Методический прием фишбоун как способ развития критического мышления при обучении профессионально-ориентированному английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76149.htm.

Следующая схема посвящена видам экономических систем. На основании информации из соответствующего текста в верхней части схемы помещены названия четырех существующих видов экономических систем (традиционная, командная, рыночная и смешанная), а напротив записаны их характеристики. Кроме этого, на основе имеющихся у обучающихся знаний о мировой экономике в схеме приведены государства или районы, где доминирует данный вид экономики. Выводом может стать собственное мнение обучающихся о том, какая экономическая система является наиболее эффективной.

Материалом для составления следующей диаграммы стал текст о видах предприятий, каковыми являются индивидуальные частные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью, корпорации. Ввиду значительного объема информации результатом ее систематизации может стать не одна, а несколько диаграмм, в основание которых положены преимущества и недостатки каждого из видов собственности. Впоследствии на основе полученных диаграмм могут быть составлены устные высказывания по теме.

ниепт

научно-методический электронный журнал

issn 2304-120Х Алексеева Т. Е. Методический прием фишбоун как способ развития критического мышления при обучении профессионально-ориентированному английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76149.htm.

Технология работы по составлению диаграммы может варьироваться: совместная работа над одним текстом под руководством преподавателя, самостоятельная, парная или групповая работа обучающихся над разными текстами по теме, обсуждение полученных результатов и выбор наиболее важных и четко сформулированных положений. Индивидуальная работа способствует развитию самостоятельного мышления, а работа в группе позволяет создать благоприятные условия для активной работы всех участников учебного процесса.

Поскольку диаграмма ограничена в пространстве, обучающимся приходится формулировать положения кратко, лаконично, по существу. Для осуществления этих трансформаций необходимы навыки перефразирования, когда предложения надо сократить, упростить или заменить их на словосочетания. Впоследствии при использовании диаграммы в качестве опоры для устного высказывания, перед ними встает противоположная задача - преобразовать краткую схему в развернутое высказывание. Для выполнения этого задания требуются умения грамматически и лексически корректно оформить высказывание.

Овладение стратегией фишбоун помогает обучающимся научиться читать тексты осознанно с целью извлечения необходимой информации, использовать полученную информацию для формулирования вывода и выработки собственной позиции по изучаемой проблеме.

Ссылки на источники

1. Гудзинская Е. Ю. Педагогическая технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов. - URL: www.unn.ru/pages/vestniki_journals.

2. Клустер Д. Что такое критическое мышление. - URL: http://rus.1september.ru.

3. Халперн Д. Психология критического мышления. - URL: http:// royallib.com//psihologiya_kriticheskogo_mishleniya.html.

Tatyana Alexeeva,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, the Academy of Law Management of the Federal Penal Service of Russia, Ryazan

Method fishbone as a way to develop critical thinking in teaching professionally-oriented English language

Abstract. The article is devoted to the use of the technique of fishbone when teaching English for specific purpose. The place of the method in the structure of the technology of critical thinking is determined. The examples of this form of systematizing information are given on the basis of the topics studied at the economics department of the academy. Conclusions are drawn about the didactic potential of the method for developing independent thinking and mental activities of students.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Алексеева Т. Е. Методический прием фишбоун как способ развития критического мышления при обучении профессионально-ориентированному английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76149.htm.

Key words: foreign language for specific purpose, technology of critical thinking, technique of teaching, fishbone, systematizing information, independent thinking.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 13.06.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.06.16

Принята к публикации Accepted for publication 15.06.16 Опубликована Published 04.07.16

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Алексеева Т. Е., 2016

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.