Изменения в валютном законодательстве, затрагивающие участников внешнеторговой деятельности
Новые указания Банка России от 14.06.2013 г. № 3016-У (далее - 3016-У) «О внесении изменений в инструкцию банка России от 4 июня 2012 года 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банком документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» изменили порядок оформления некоторых базовых документов валютного контроля с 1 октября 2013 года.
В данной статье рассмотрим, какие изменения коснулись заполнения базового документа валютного контроля, а именно справки о валютных операциях (далее
- СВО).
СВО - документ, созданный для контроля движения денежных средств по счетам резидентов, открытых ими в уполномоченных банках либо в банках-нерезидентах.
При проведении валютных операций в иностранной валюте резиденты обязаны представлять в уполномоченный банк СВО (п. 2.1. Инструкции 138-И), а так же документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.
Форма справки о валютных операциях представлена в Положении №1 к Инструкции 138-И. Составляется справка в одном экземпляре.
Инструкция 138-И действовала с октября 2012 года, но практическая работа показала, что некоторые практические вопросы по заполнению базовых документов валютного контроля, таких как паспорта сделок, справок о валютных операций и подтверждающих документов, вызывали вопросы у участников внешнеторговой деятельности и банковских работников, и регулятору по-
О.В. Леонова
УДК 347.73 : 339.7 ББК 67.402 : 65.268 Л-476
требовалось расширить некоторые понятия в тех или иных пунктах Инструкции 138-И. Урегулированию послужило введение с 1 октября 2013 года Указания банка России под номером 3016-У.
Указание 3016-У обозначило требование регулятора по отражению в полном объеме операций по транзитному счёту, как по списанию, так и по зачислению на транзитный счет резидента.
Справочно: Режим транзитного валютного счета отражен в главе 2 Инструкции ЦБ 30.03.2004 г. № 111-И.
Начиная с 1 октября 2012 г., согласно новым правилам резиденты могли передавать уполномоченному банку полномочия по оформлению СВО (п.2.4, 3.5, 3.9, 9.4. Инструкции 138-И), для этого было необходимо резиденту включить соответствующее положение в договор, заключенный с банком.
Согласно п.3.9. 138-И Банка России уполномоченный банк после заключения с клиентом договора берёт на себя функцию по заполнению соответствующих Справок по проведенным клиентом валютным операциям.
В свою очередь участник внешнеторговой деятельности берет на себя обязательство по контролю за правильностью заполнения СВО банком.
В случае несогласия резидента с заполнением СВО банком резидент пишет Заявление с указанием в нем причин несогласия с содержанием СВО, заполненном уполномоченным Банком с приложением к данному Заявлению документов, обосновывающих несогласие с банком при их наличии.
Срок подачи Заявления остался прежним - не позднее 15 рабочих дней со дня получения от банка заполненного СВО.
Резидент предоставляет в уполномоченный банк корректирующую справку СВО, содержащую скорректированные сведения, с приложением Заявления, составленного в произвольной форме с указанием в нем причин несогласия с содержанием СВО, заполненной банком с приложением дополнительных документов (при их наличии), связанных с проведением валютной операции, если они ранее не были представлены банку.
Указание 3016-У внесло некоторые изменения в Порядок заполнение СВО. При заполнении справки так же, как и при заполнении ПС, требуется заполнять только аббревиатуру организационно-правовых форм юридических лиц.
Поле СВО «номер счета резидента в уполномоченном банке» - не заполняется в следующих случаях:
^ Валютных операциях, проведенных по контрактам (кредитным договорам) через счета резидента в банках-нерезидентах;
^ Валютных операциях, осуществленных третьими лицами - резидентами;
^ Другими лицами, которые не оформляли ПС (п.12.10 и в абзаце втором п.12.2).
В графе 2 «Уведомление, распоряжение, расчетный или иной документ» указываются через «/» номер документа (при его наличии) либо аббревиатура, состоящая из двух букв «БН», а во втором разделительном символе дата документа в формате ДД.ММ.ГГГГ. Регулятор добавил в перечень документов, подлежащих отражению в данной графе:
«документ по операциям с использованием платежных карт», «СВО третьего лица резидента, другого лица - резидента, который не оформляет ПС в случаях, указанных в п.12.4, 12.5, 12.10 и абзаце 2 п.12.2) - при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС.
В графе 3 «дата операции» резидент указывает дату совершения валютной операции, используя восьмизначный символ (ДД.ММ.ГГГГ), отражающий зачисление или списание финансовых средств с клиентского счета банком.
Графа 4 СВО не претерпела изменений и отражает коды признаков платежа: ґ Зачисление денежных средств на счет клиента; ґ Списание денежных средств со счета клиента;
ґ Осуществление операции резидентом - третьим лицом, другим лицом - резидентом, резидентом, который не оформлял ПС, - при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС (глава 12, 138-И).
Перевод денежных средств при исполнении аккредитива в пользу получателя
- нерезидента.
В графе 5 СВО «код вида валютной операции» - код операции проставляется в справке в соответствии с назначением валютной операции и документами, связанными с проведением валютных операций, представленными резидентом.
Регулятор в указании 3016-У уточняет применение кодов при осуществлении резидентами участниками внешнеторговой деятельности валютных операций, связанных с расчетами по экспортно-импортным операциям, по которым оформлен ПС за оказание услуг, работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, графа 5 заполняется исходя из осуществления авансового платежа со следующими кодами: 10100, 11100, 20100, 21100, 22100, 23100.
По операциям, связанным с поступлением от нерезидента валюты РФ, зачисленной на рублевый расчетный счет резидента в банке, указывается код вида операции, содержащийся в расчётном документе, поступившем от плательщика - нерезидента.
В случае несогласия резидента с кодом валютной операции, проставленном в расчетном документе нерезидента либо его отсутствия, резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления, указанной в выписке по расчетному счету, представляет в банк заполненную СВО с указанием кода, соответствующего проведенной валютной операции.
Заполнение граф 6 и 7 СВО не претерпели изменений, изменения были внесены в заполнение графы 8. Данное изменение коснулось следующего уточнения, в случае списания и зачисления резидентом денежных средств с одного счета
резидента на другой его счёт, открытые в этом или другом уполномоченном банке, сведения о документах в таком случае в графе 8 - не указываются.
Изменения также были внесены в заполнение графы 11 «Ожидаемый срок» -данная графа предполагает заполнение сведений резидентом об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, по импортному внешнеторговому контракту, в счёт осуществляемого резидентом авансового платежа по следующим кодам валютных операций: 11100, 21100, 21300, 23100, 23110. В иных случаях графа 11 не заполняется.
Ожидаемый срок указывается в виде последней даты, заполняемой в виде восьми знаков, истечения срока исполнения нерезидентом обязательств в счёт осуществляемого авансового платежа, который определяется резидентом следующим образом.
При наличии в контракте максимального срока исполнения нерезидентом обязательств по контракту к нему (к ним) прибавляется срок (сроки), который (которые) в соответствии с обычаями делового оборота необходим (необходимы) для ввоза товаров на территорию РФ (оформления ТД) и (или) сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем передачи резиденту товаров (при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
При отсутствии в контракте максимального срока исполнения нерезидентом обязательств по контракту, указывается срок, рассчитанный резидентом самостоятельно в соответствии с обычаями делового оборот, с учётом сроков оформления ТД, и (или) сроков оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем передачи резиденту товаров (при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Указанный в графе 11 срок не может превышать даты завершения исполнения обязательств по контракту, указанной в графе 6раздела 3 «Общие сведения о контракте» ПС (форма 1).
Требования по заполнению остальных параметров СВО остались прежними.
Регулятор через указание 3016-У существенно расширил и перечень валютных и иных операций резидентов и нерезидентов.
Внесенные изменения в наименование отдельных видов валютных операций с кодами нашли отражение в подпункте 1.57 Указания от 14.06.2013 г. № 3016-У. Корректировке подверглись следующие группы видов операций: 20, 21, 57, 58, 60, 61.
Дополнительно были введены коды, отражающие следующие операции: ґ Расчеты нерезидента в пользу резидента по договору аренды движимого и недвижимого имущества (20 300);
ґ Расчеты нерезидента - комитента (принципала, доверителя) в пользу рези-дента-комиссионера (агента, поверенного) в связи с оплатой приобретения у третьих лиц товаров или услуг, для нерезидента, в соответствии с договором комиссии (агентским договором, договором поручения) (20 400);
ґ Расчеты резидента в пользу нерезидента по договору аренды движимого и недвижимого имущества (21 300);
ґ Расчеты резидента - комитента (принципала, доверителя) в пользу нерези-дента-комиссионера (агента, поверенного) в связи с оплатой приобретения у третьих лиц товаров или услуг, для резидента, в соответствии с договором комиссии (агентским договором, договором поручения) (21 400);
ґ Расчёты резидента - учредителя управления в пользу нерезидента - доверительного управляющего (57 030);
^Расчёты нерезидента - доверительного управляющего в пользу резидента -учредителя управления (57 035);
ґ Переводы валюты РФ с банковского счёта (счета по депозиту) нерезидента в валюте РФ, открытого в банке-нерезиденте, на банковский счёт в валюте РФ этого нерезидента, открытый в уполномоченном банке (60 076).
ґ Переводы валюты РФ с банковского счёта нерезидента в валюте РФ, открытого в уполномоченном банке, на банковский счет (счет по депозиту) в валюте РФ другого нерезидента, открытый в банке-нерезиденте (60 085);
ґ Переводы валюты РФ с банковского счёта (счета по депозиту) нерезидента в валюте РФ, открытого в банке-нерезиденте, на банковский счёт в валюте РФ другого нерезидента, открытый в уполномоченном банке (60 086);
Ґ Списание валюты РФ с банковского счета нерезидента в валюте РФ, открытого в уполномоченном банке, с использованием банковской карты (60 200);
ґ Переводы валюты РФ со счета резидента, открытого в банке-нерезиденте, на счет другого резидента, открытого в уполномоченном банке (61 164);
ґ Переводы валюты РФ со счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на счет другого резидента, открытого в банке-нерезиденте (61 165);
Ґ Списание с расчётного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, с использованием банковской карты (61 200).
Редакционные изменения регулятор внес в группу видов операций 5S, отражающих расчеты по договорам о брокерском обслуживании и SG группу, используемую уполномоченным банком для хранения данных по валютным и иным операциям, проводимыми резидентами и нерезидентами.
Как видно из внесенных Банком России изменений в инструкцию от 4 июня 2012 года 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банком документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформлении паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», регулятор стремиться сделать валютный контроль и регулирование более прозрачным, ликвидировать возможные пробелы в валютном законодательстве и тем самым оказать влияние не только на валютную политику, но и на проводимую им денежно-кредитную политику страны в целом.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» -М.: издательство: Омега - Л, 2012Г. - 32. (Federal’nyj zakon «O valjutnom regulirovanii i valjutnom kontrole» -M.: izdatel’stvo: Omega - L, 2012G. - 32.)
Инструкция банка России от 4 июня 2012 года 13S-H «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банком документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформлении паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». (Instrukcija banka Rossii ot 4 ijunja 2012 goda 13S-I «O porjadke predstavlenija rezidentami i nerezidentami upolnomochennym bankom dokumentov i informacii, svjazannyh s provedeniem valjutnyh operacij, porjadke oformlenii pasportov sdelok, a takzhe porjadke uchjota upolnomochennymi bankami valjutnyh operacij i kontrolja za ih provedeniem».)
Указание Банка России от 14.06.2013г. № 3016-У «О внесении изменений в инструкцию банка России от 4 июня 2012 года 13S-H «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банком документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформлении паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». (Ukazanie Banka Rossii ot 14.06.2013g. № 3016-U «O vnesenii izmenenij v instrukciju banka Rossii ot 4 ijunja 2012 goda 13S-I «O porjadke predstavlenija rezidentami i nerezidentami upolnomochennym bankom dokumentov i informacii, svjazannyh s provedeniem valjutnyh operacij, porjadke oformlenii pasportov sdelok, a takzhe porjadke uchjota upolnomochennymi bankami valjutnyh operacij i kontrolja za ih provedeniem».