Новые аспекты валютного регулирования внешней торговли
1 октября 2012 года вступила в действие Инструкция Банка России № 138-И от 4 июня 2012 г. «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченными банками документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее Инструкция 138-И Банка России).
Инструкция устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций и движением товаров через таможенную границу РФ. Порядком оформления паспортов сделок (Форма 1) и связанные с ним изменения были рассмотрены в предыдущей статье.
Закон о валютном регулировании и валютном контроле (статья 19) говорит о двух безусловных требованиях к экспортеру и импортеру. Экспортер и импортер обязаны, соответственно, обеспечить в сроки, предусмотренные контрактами, получение от нерезидента оплаты за переданные ему товары и возврат в РФ ранее уплаченных средств, если импортируемые товары не ввезены.
Данное требование предъявляет к участникам внешнеторговой деятельности жёсткие требования, которые контролируются через заполнение ими соответствующих документов, а именно через Справку о валютных операциях, отражающую движение денежных средств.
Инструкция 138-И Банка России вводит взамен старой Справки новую форму Справки о валютных операциях (Приложение №1), через данную форму Справки осуществляется учёт и контроль за проведением участниками внешнеторговой деятельности внешнеторговых операций. Контроль осуществляется уполномоченными банками, как
О.В. Леонова
УДК 339.74 ББК 65.268 Л-472
агентами валютного контроля, через мониторинг движения денежных средств и товарных потоков. Данная информация отражается в заполнении резидентами -участниками внешнеторговой деятельности соответствующих справок, а именно: «Справки о валютных операциях» (далее СВО).
Инструкция 183-И Банка России видоизменила саму форму справки и сократила их количество, убрав ранее существующую Справку о поступлении валюты Российской Федерации. Теперь данные о движении денежных средств отражаются в одной СВО (Приложение №1), которая позволяет осуществлять контроль за сроками поступления валютной выручки в страну в независимости от вида валюты.
Данная статья посвящена анализу произошедших изменений в оформлении СВО, являющейся одной из базовых документов валютного контроля.
Справка о валютных операциях (форма 0406009) форма СВО претерпела некоторые изменения, сохранив за собой возможность осуществления контроля со стороны органов и агентов валютного контроля за движением денежных средств во внешнеторговой практике.
Изменения коснулись больше формы, чем самого содержания, отражающего в ней. За рамки граф в новом образце СВО вынесен номер счета резидента в банке ПС, также введены дополнительные поля «Код страны банка нерезидента» и «Признак корректировки», а также «Примечание».
В новой форме СВО, которая вступила в силу с начала октября 2012 г., номер счёта указывается в шапке документа, в СВО отражается только один счёт, а это значит, что по каждому счёту справки теперь придется подавать отдельные справки, ранее же в одной справке операции по списанию и зачислению валюты отражались по нескольким счетам одновременно, как мы видим теперь документооборот возрос.
Поле с номером счёта заполняется тоже не всегда. Исключением, например, будут валютные операции в рамках исполнения контракта, по которым оформлен ПС, если сделки и расчёты по нему проводятся через счета резидента в банке-нерезиденте. Также не подлежит заполнению поле при валютных операциях, связанных с расчётами по контракту (кредитному договору), осуществляемых в случаях расчётов по контракту при заполнении ПС, третьими лицами - резидентами, другими лицами - резидентами либо резидентами, которые не оформляют ПС, в случае многостороннего контракта.
Справочно: право открывать счета в банках за рубежом и проводить по ним валютные операции в рамках режима счёта резиденты получили в 2007 г.
В остальных случаях при осуществлении расчётов в иностранной валюте в графе поля «Номер счёта резидента в уполномоченном банке» - номер счета резидента подлежит обязательному заполнению, на который зачисляются либо с которого списываются денежные средства при осуществлении валютной или иной операции в уполномоченном банке.
Поле «Код страны банка нерезидента» цифровой код страны нахождения банка - нерезидента в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, заполняется только в том случае, если резидентом проводились валютные операции по ПС через счета, открытые им в банке-нерезиденте.
Поле «Признак корректировки» - проставляется символ «*», заполняется, если резидентом производились изменения информации, содержащейся в СВО, ранее принятой уполномоченным банком. Такой порядок заполнения чётко определён (п. 2.9, 3.15) в новой Инструкция 183-И Банка России. В иных случаях вышеозначенные поля СВО не заполняются.
Ранее в старой форме справки о валютных операциях, заполняемой на основании Положения № 258-П и Инструкции № 117-И, такие сведения не отражались.
Основная информация по проводимой валютной операции участником внешнеторговой деятельности отражается в 11 графах СВО, в старой форме СВО граф было 13. В основном новая форма справки также отражает основные параметры внешнеторговой операции, изменилось только заполнение отдельных граф и введена новая графа обязательная к заполнению - «Ожидаемый срок».
Изменения коснулось заполнения графы 2. Теперь в графе указывается не только номер документа, как требовалось ранее, о зачислении или списании со счёта резидента денежных средств, но теперь в этой же графе указывается также дата данного документа с разделительным символом «/».
При заполнении следующей 3 графы СВО участник внешнеторговой деятельности по данному ему регулятором праву выбора впервые отражает одну из следующих дат в формате ДД.ММ.ГГГГ.:
И дата зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, указанная в уведомлении;
И дата зачисления на счет резидента в уполномоченном банке денежных средств в валюте Российской Федерации, поступивших от нерезидента, указанная в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту и содержащем сведения о зачислении валюты Российской Федерации на счет резидента;
И дата составления распоряжения резидента о переводе со своего счета иностранной валюты;
И дата составления расчетного документа по валютной операции в связи с переводом валюты Российской Федерации в пользу нерезидента;
И дата зачисления денежных средств на счет (списания денежных средств со счета) в банке-нерезиденте, указанная в выписке из счета банка-нерезидента или ином документе, содержащем информацию об осуществленной валютной операции через счет в банке-нерезиденте, - при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС;
И дата перевода денежных средств в пользу получателя-нерезидента при исполнении аккредитива;
И дата списания денежных средств со счета третьего лица - резидента в случае заполнения СВО резидентом, оформившим ПС либо другим лицом - резидентом, который не оформляет ПС, - при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС.
Данное право даёт возможность экспортёру и импортёру выбрать наиболее выгодную дату для его бизнеса, но требования по сроку предоставления в банк СВО остались жёсткими.
Резиденту - участнику внешнеторговой сделки по-прежнему следует представлять СВО одновременно с поручением о переводе валюты в день списания валюты со своего текущего валютного счёта при осуществлении им платежа нерезиденту, и не позднее 15 рабочих дней после поступления валюты на транзитный валютный счёт либо на расчётный счет в рублях (Приложение №2). Участнику внешнеторговой сделки во избежание нарушения валютного законодательства и фиксации его банком, агентом валютного контроля требуется контролировать соблюдения сроков представления СВО в банк.
Графа 4 СВО «Признак платежа» помимо ранее существующих кодов, отражающих движение денежных средств по счёту клиента (1-зачисление, 2- списание), была дополнена следующими кодами:
9 - осуществление валютной операции третьим лицом-резидентом, другим ли-цом-резидентом, резидентом, который не оформляет ПС, - при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС;
0 - перевод денежных средств при исполнении аккредитива в пользу получателя - нерезидента.
Данные коды (0,9) вводятся регулятором впервые для усиления контроля и наибольшей прозрачности за проведением валютных операций между резидентами и нерезидентами участниками внешнеторговой деятельности.
Требование по заполнению графы 5 СВО «Код вида валютной операции» осталось прежним, изменились само кодирование и наполнение кодов в связи с тем, что ранее не существовало кодов, отражающих переуступку прав требований, осуществления валютных операций третьими лицами, перевода долга, связанных с расширением области контроля внешнеторговых договоров.
Появились новые ранее не существовавшие коды, такие как: 22, 23, 32,56,57,80, отражающие отдельные виды внешнеторговых договоров.
Существенно видоизменились и сами коды, например коды, отражающие экспорт (10 код) товаров и услуг, если ранее код 10 имел кодирование от 10010 -10090, отражавший весь спектр внешнеторговые договоров, то теперь 10 коду соответствует только экспорт товаров, а также вывоз по договорам комиссии, агентскому договору и договору поручительства.
Теперь с 10 кодом осталось только 3 кода, отражающие следующие внешнеторговые операции: 10100 - авансовые платежи; 10200 - отсрочку платежа и код 10800 - кодируется возврат излишне полученных денежных средств экспортёром.
Если ранее участники внешнеторговой деятельности освоились с заполнением кодов, то существенное расширение кодировок валютных операций, как показывает практика, затруднило заполнение СВО экспортёрами и импортёрами, хотя сделало внешнеторговые операции более прозрачными для валютного контроля.
Прежними остались графы, отражающие требование по заполнению суммы движения средств по счёту резидента (графы 6 и 7) в валюте перевода, и заполнения номера ПС (графа 8), по которому осуществляются расчёты.
В случае, когда проводимая валютная операция участником внешнеторговой деятельности валют не требует оформления ПС, т.е. сумма договора составляет менее 50 тыс. долларов США, графа 8 «Номер ПС или дата договора (контракта)» заполняется в формате, состоящем из двух элементов, разделенным символом «/», т.е. заполнение аналогично заполнению графы 2 СВО.
СПРАВОЧНО:
1. Датой оформления документа, связанного с проведением валютной операции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания либо дата вступления его в силу, в случае отсутствия указанных дат - дата его составления.
2. Если при осуществлении расчётов произошло зачисление или списание денежных средств на счёт резидента одной суммой одновременно по нескольким договорам, заключенным с одним и тем же нерезидентом, связанным с проведением валютной операции, с одним кодом вида валютной операции, по которым не требуется оформления ПС, то тогда в СВО сведения о такой операции заполняются следующим образом:
И либо одной строкой (без отражения информации по каждому документу, связанному с проведением валютной операции). В указанном случае графа 8 не заполняется, а заполнение обо всех документах, связанных с проведением валютной операции, переносится для отражении в поле «Примечание»;
И либо с разбивкой на несколько строк с отражением информации по каждому документу, связанному с проведением валютной операции с заполнением графы 8. Поле «Примечание» в таком случае не заполняется.
Указание в графе 8 одновременно номера ПС и иной информации не допускается.
Графы 9 и 10 СВО «Сумма операции в единицах валюты контракта (кредитного договора)» данные графы заполняются только в случае, если код валюты, указанный в графе 6 СВО, отличается от кода валюты контракта (кредитного договора), указанного в ПС. Тогда в графе 9 указывается цифровой код валюты контракта (кредитного договора), указанного в ПС, а в графе 10 указывается сумма, приведенная в графе 7, но в пересчете в валюту контракта (кредитного договора),
указанную в графе 9, по курсу иностранной валюты по отношению к рублю на дату совершения валютной операции, либо по курсу имеющейся в контракте валютной оговорки.
Графа 11 « Ожидаемый срок» СВО вводится регулятором впервые и отражает информацию об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, по оформленному резидентом ПС, в счёт осуществляемого резидентом авансового платежа (коды видов валютных операций 11100, 21100, 23100, 23110).
СПРАВОЧНО:
КОД: 11100 - расчёты резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию РФ, в том числе по договору комиссии (агентскому и договору поручения).
21100 - расчёты резидента в виде предоплаты за выполняемые резидентом работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включая выполнение указанных обязательств по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения).
23100 - расчёты резидента-комитента (принципала, доверителя) в виде предварительной оплаты нерезиденту-комиссионеру (агенту, поручителю) товаров, ввозимых на территорию РФ, выполняемых работ, оказываемых услуг, передавемых информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
23110 - Расчеты резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, передаваемых информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, по договорам (контрактам), заключенным для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.
Заполнение данной графы резидентом отслеживает весь спектр авансовых платежей, осуществляемых резидентом-импортёром в адрес нерезидента и даёт резиденту право выбора соответствующей даты.
Ожидаемый срок платежа указывается в графе 11 в виде последней даты истечения срока исполнения нерезидентом обязательств в счёт осуществляемого авансового платежа означенного в контракте либо иных документах, связанных с проведением валютной операции.
СПРАВОЧНО: Исчисление данного срока включает следующие сроки:
И для выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами (при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органов товаров),
И сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем передачи резиденту товаров (при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органов товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Графа 11 вводится в СВО для ужесточения контроля за авансовыми платежами, осуществляемыми участниками внешнеторговой деятельности с целью сокращения серых схем и утечки капитала, в основном используемых через осуществление авансовых платежей. Данная графа подлежит заполнению только по договорам и контрактам, по которым участник внешнеторговой деятельности оформил ПС, в остальных случаях графа 11 не подлежит заполнению.
Впервые в СВО вводится поле «Примечание», которое заполняется участником внешнеторговой деятельности в случае необходимости внесения в справку дополнительных сведений по проводимой валютной операции, при этом: в поле
строки» в этом случае указывается номер строки СВО, к которой приводится дополнительная информация.
В поле «Содержание» указывается дополнительная информация о валютной операции, сведения о которой приведены в строке СВО с указным номером, включая сведения о документах, связных с проведением этой валютной операции.
В поле «Информация уполномоченного банка» уполномоченный банк фиксирует:
0 дату представления резидентом СВО в банк;
0 дату возврата СВО уполномоченным банком резиденту (с указанием причин возврата);
0 дату принятия уполномоченным банком СВО.
При заполнении СВО уполномоченным банком в поле «Информация уполномоченного банка» фиксируемые даты указываются в формате ДД.ММ.ГГГГ. Состав фиксируемых в поле «Информация уполномоченного банка» сведений может быть дополнен уполномоченным банком по своему усмотрению.
Новая форма Справки о валютных операциях не только отражает движение средств по счетам резидента, как и было прежде, но позволяет агентам валютного контроля осуществлять более эффективный контроль за авансовыми платежами резидентов.
Дальнейшие изменения, внесённые регулятором в порядок контроля за проведением внешнеторговых операций, будут отражены в следующих статьях по данной тематике.
Код фор мы по ОКУД 0406009
Наименование уполномоченного банка Наименование резидента
СПРАВКА О ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЯХ
Приложение 1
Номер счетарезвдентаб уполномоченном 6 анке
Код стр аны банка- нерезидента
N Уведомление, Дата Признак Кодвида Сумма Номер ПС Сумма Ожидаемый
п/п распоряжение, расчетный или иной документ операции платежа валютной операции операции или номер и (или) дата договора (контракта) операции в единицах валюты контракта (кредитного договора) срок
код сумма код сумма
валюты валюты
1 1 2 2 3 А 5 б 7 8 9 10 11
Примечание.
N строки
Содержание
Приложение 2
Сроки предоставления СВО в зависимости от проводимой валютной операции участником внешнеторговой деятельности в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 г. № 138-И
Операции в иностранной валюте Операции в валюте РФ Операции через счета в банке-нерезиденте Операции с использованием банковской карты Исполнение аккредитива
П.2.3. Не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления валюты на транзитный валютный счёт. П.3.8. При списании П.11.5. Не позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором были осуществлены валютные операции.* П.2.5.П.3.10 При списании П.16.3. При исполнении
Одновременно с платежным поручением. При зачислении на расчётный рублевый счёт Не позднее 15 рабочих дней после цаты зачисления. Не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором была осуществлена валютная операция. аккредитива Не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором был исполнен платёж.**
Примечания к таблице:
* СВО предоставляется с копиями выписок, подтверждающих осуществление операций, если оформлен ПС.
**СВО не представляется банку, если банк-эмитент располагает всей информацией и документами об исполнении аккредитива.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». - М.: Издательство: Омега-Л, 2012. - 32 с.
Инструкция Банка России № 138-И от 4 июня 2012 г. «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченными банками документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
Пономаренко В.Е. Валютное регулирование и валютный контроль. - М.: Издательство: Омега-Л, 2012. - 302 С.
Тедеев А.А. Валютное право. - М.: Издательство: МПСИ, МОДЕК, 2011. - 224 с.
Адыгея: Итальянский опыт поможет развивать садоводство
Представители Адыгеи побывали в садоводческих хозяйствах итальянской провинции Южный Тироль, где ознакомились практически с особенностями ведения садоводства и виноградарства. Руководители сельхозпредприятий, вошедшие в состав официальной делегации Адыгее, смогли воочию увидеть все этапы сбора, хранения и переработки садоводческих культур. По климатическим характеристикам эта территория Италии практически идентична Адыгее, поэтому республика могла бы получать более существенные дивиденды от сельхозпроизводства.
"Сегодня очевидно, что у республики есть необходимость в специальной программе по развитию садоводства, которое в Адыгее имеет большие перспективы, - заявил глава Адыгеи А. Тхакушинов. А. Тхакушинов также выразил уверенность в том, что тиражирование опыта итальянских сельхозпроизводителей придаст новый импульс работе земледельцев республики. Связи аграриев Адыгеи и Южного Тироля налажены сравнительно недавно. Тем не менее, по итальянской технологии интенсивного производства садоводческих культур в Адыгее уже заложено 130 гектаров яблонь.