Научная статья на тему 'Изменения в валютном законодательстве, затрагивающие участников внешнеторговой деятельности'

Изменения в валютном законодательстве, затрагивающие участников внешнеторговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CURRENCY LEGISLATION / FOREIGN TRADE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Ольга Владимировна

В статье дается комментарий к указанию Банка России от 14.06.2013 г. № 3016-У «О внесении изменений в инструкцию банка России от 4 июня 2012 года 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банком документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформлении паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» по изменениям коснувшимся порядка оформления некоторых базовых документов валютного контроля с 1 октября 2013 года. В статье подробно рассматриваются изменения затрагивающие практику оформления паспортов сделок участниками внешнеторговой деятельности (по форме 1) и (форме 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes in the currency legislation affecting foreign trade activity

The article provides comments on the changes affecting drawing up of some basic documentsin currency control as of October 1, 2013 as per Direction of the Bank of Russia No.3016-U datedJune 14, 2013 “On introduction of the amendments to Instruction of the Bank of Russia No.138-Iof June 4, 2012 « On the procedure for submission by residents and non-residents of documentsand information pertaining to conducting currency transactions to the authorized banks, on theprocedure for formalization of transaction passports, and on the procedure for the recording bythe authorized banks of currency transactions and control for carrying them out”. The authorexamines the changes affecting the procedure for drawing up transaction certificates by foreigntrade parties (as per Form 1 and Form 2).

Текст научной работы на тему «Изменения в валютном законодательстве, затрагивающие участников внешнеторговой деятельности»

Изменения в валютном законодательстве, затрагивающие участников внешнеторговой деятельности1

Новые указания Банка России от 14.06.2013 г. № 3016-У «О внесении изменений в инструкцию банка России от 4 июня 2012 года 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банком документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформлении паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» изменили порядок оформления некоторых базовых документов валютного контроля с 1 октября 2013 года.

В данной статье рассмотрим, какие изменения коснулись заполнения базового документа валютного контроля, а именно паспорта сделки (далее ПС).

Как и прежде, ПС должен оформляться резидентом -участником внешнеторговой деятельности и нерезидентом по договорам, предусматривающим экспорт и импорт товаров, услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (п.5.1.3, 138-И), в данном случае резидент оформляет ПС (по форме 1).

ПС (по форме 2) оформляется резидентом при получении или предоставлении денежных средств нерезиденту в виде кредита или займа (п.5.1.5, 138-И).

В связи с введением инструкции 138-И в октябре 2012 года список договоров подлежащих паспортизации был значительно расширен главой 5 инструкции. Данный список пополнился 1 октября 2013 года требованием по паспортизации, помимо недвижимого имущество (138-И), теперь и договорами движимого имущества, заключенными между контрагентами согласно требованиям (3016-У).

О.В. Леонова

УДК 347.73:339.7 ББК 67.402:65.268 Л-476

1 Продолжение статьи. Начало см. в №1 за 2014 г.

Существенные изменения коснулись и главы 6, отражающей требования регулятора по оформлению паспортов сделок (далее - ПС).

У участника внешнеторговой деятельности есть теперь право выбора по оформлению ПС, а именно: заполнить ПС самостоятельно либо заключить с банком договор и поручить оформление ПС банку, учитывая тот факт, что оформление ПС и базовых документов валютного контроля банком потребует от участника внешнеторговой деятельности дополнительных материальных затрат.

Справочно: предоставление резидентом уполномоченному банку прав по заполнению ПС приведены в п. 6.11, главы 6, 138-И.

Для оформления ПС резидент - участник внешнеторговой деятельности согласно требованиям п.6.6., 138-И представляет в уполномоченный банк (далее банк ПС) одновременно следующие документы и информацию:

- один экземпляр ПС (форма 1) или (форма 2) в зависимости от вида внешнеторговой операции, заполненный в порядке, приведенном в приложении 4, 138- И.

- контракт (кредитный договор) - данное требование было дополнено следующей фразой, а именно: «содержащую информацию, необходимую для оформления ПС, а так же информацию, связанную со сроками, указанными в части 1.1. статьи 19. 173 -ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», включая информацию об условиях расчётов по контракту» (п.6.6.2. 138-И).

Экспортер обязан отражать в контрактах максимальные сроки получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках валютной выручки в иностранной и национальных валютах, об ожидаемых в соответствии с заключенными импортерами договорами максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по заключенным договорам, также впервые регулятор обязал, помимо означенных выше требований, раскрывать также информацию, касающуюся расчетов по контракту либо кредитному договору (часть 1.1, статьи 19, 173-ФЗ).

Регулятором внесено уточнение относительно исчисления суммы, требуемой к заполнению ПС (50 000 долларов США либо её эквивалента). Данная сумма не только теперь исчисляется на момент заключения контракта, но регулятор уточняет, что при внесении изменений или дополнений в контракт (кредитный договор), в котором сумма изменяется и начинает превышать означенную выше сумму, участнику внешнеторговой деятельности потребуется оформить ПС на данный договор.

Расширен список документов, которые экспортеры и импортеры обязаны представлять в банк при исполнении своих обязательств перед контрагентами, помимо декларации на товары также заявление на условный выпуск товаров (заявление на выпуск компонента вывозимого товара).

Так же в данную главу 6 был введен дополнительный подпункт 6.6.4 следующего содержания: «принятое налоговыми органами по месту учёта резидента уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов

счета (вклада), о наличии счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ, в случае осуществления валютных операций, связанных с расчётами по контракту (кредитному договору), по которому оформляется ПС, через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте».

Данный пункт следует понимать, что уполномоченный банк вправе для оформления ПС принимать от участников внешнеторговой деятельности, помимо договоров (контрактов) и иных документов, раскрывающих характер внешнеторговой сделки, также и информацию, предоставляемую резидентами в налоговые органы по оборотам по счетам, открытым в банке-нерезиденте, затрагивающим паспортизированную сделку.

Изменения коснулись и оформления ПС резидентом, предусматривающего проведение расчётов по внешнеторговому контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте. Ранее такие ПС оформлялись только в соответствующем ГУ ЦБ, теперь, после внесения уточнения требования информировать банки по условиям расчетов по внешнеторговым контрактам, оформление и ведение досье по таким ПС перешло в компетенцию уполномоченных банков.

Изменился только срок, отведенный уполномоченному банку для рассмотрения оформленного резидентом ПС для принятия окончательного решения о принятии данного ПС на обслуживание или его отказе.

Срок увеличился с трех дней до 10 рабочих дней после даты представления резидентом требуемых для оформления ПС документов, предусматривающих ведение расчётов по счетам, открытым в банке нерезиденте.

Процедура оформления ПС банком не претерпела изменений, п.6.8, 138-И был обозначен срок передачи банком оформленного им ПС резиденту не позднее 2 рабочих дней после размещения ПС в виде электронного документа.

В связи с имеющейся в банках практикой было внесено дополнение в п. 7.9 138-И, где оговаривается ситуация, когда резидент вправе закрыть все расчетные счета в уполномоченном банке при неисполнении обязательств по контракту, не закрыв ПС. В этом случае банк ПС по истечении 30 рабочих дней, следующих за датой закрытия расчетных счетов, самостоятельно закроет ПС клиента с 1 октября 2013 г.

Согласно внесенным изменениям в п.6.4. и 7.10 138-И резидент - участник внешнеторговой деятельности имеет право реанимировать ПС, если банк его закрыл спустя 180 дней, согласно п. 7.9. 138-И, либо при закрытии расчетных счетов в банке ПС резидент вправе возобновить работу по данному ПС в случае внесения им изменений в такой контракт (кредитный договор) либо продолжит исполнение своих обязательств, согласно главы 8. 138-И, написав Заявление в уполномоченный банк о востребовании данного ПС из архива банка.

Уполномоченный банк, согласно п. 19.8, 138-И, обязан обеспечить сохранность ПС в течение 3-х лет. В случае истечения данного срока резидент вправе оформить

новый ПС по данному договору в этом уполномоченном банке либо в другом уполномоченном банке.

Если после даты закрытия ПС по контракту (кредитному договору) состоится завершение исполнения обязательств по нему и в случае если трехлетний срок хранения истек, то оформление нового ПС по такому контракту не требуется.

Участник внешнеторговой деятельности может вносить изменения в ПС после внесения дополнений или изменений во внешнеторговый контракт. В таком случае, резидент направляет в банк ПС Заявление о переоформлении ПС. Требования по оформления такого Заявления приводятся в п.8.2, главы 8, 138-И. Одновременно с Заявлением резидентом предоставляются в банк ПС документы и информация, которые послужили основанием для внесения изменения в ПС.

Банк вправе отказать резиденту в переоформлении ПС в случае предоставления им либо неполной, либо недостоверной информации (регулятор расширил трактовку п.8.6. 138-И, оговорив возможную практику).

А именно, если в одном представленном резидентом заявлении о переоформлении ПС указана информация о нескольких ПС и банк ПС принимает решение об отказе в переоформлении одного (отдельных) ПС, то он обязан переоформить те ПС, по которым у банка не возникло возражений о правомочности их переоформления. В отношении же ПС, по которому принято решение об отказе в его переоформлении, направит в адрес резидента информацию о причинах отказа для их дальнейшего устранения резидентом, возвратив комплект соответствующих документов.

С 1 октября 2013 г. изменения коснулись и порядка заполнения самого ПС, прописанного в Приложении 4, 138-И.

При подписании ПС банком ПС и присвоения ему соответствующего номера, состоящего из пяти частей изменения коснулись заполнения четвертой части кода, отражающей коды вида контракта, состоящего из пяти кодов (1,2,3,4,9), изменения коснулись двух кодов (3,4), а именно: кода под номером 3 - отражает внешнеторговые договора резидентов, оказывающих нерезидентам услуги, работы, передачу информации и интеллектуальной собственности, передачи в аренду недвижимого имущества, пополнился также передачей в аренду теперь и движимого имущества, за исключением финансовой аренды и лизинга; тогда как код вида контракта под номером 4, отражающий оказание подобных услуг нерезидентами резидентам, также пополнился внешнеторговой операцией по передаче в аренду движимого имущества.

В разделе 1 «Сведения о резиденте» регулятор уточнил правильность правописания в ПС аббревиатуры организационно-правовых норм юридических лиц «(например, ОАО, ЗАО, ИП и т.д.)». В случае оформления ПС физлицом, занимающегося частной практикой (нотариус или адвокат), требуется в данном разделе

указывать его регистрационный номер в соответствии с реестром государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, либо регистрационный номер адвоката в соответствии с реестром адвокатов субъектов РФ.

При оформлении ПС резиденту, поставленному на учет в налоговом органе крупнейших налогоплательщиков, предусмотренных в приказе Минфина РФ от 11.07. 2005 г. № 85н «Об утверждении особенностей постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков» и при наличии у резидента нескольких КПП, в пункте 1.4, раздела 1 ПС указывается КПП в соответствии со свидетельством о постановке на учет резидента в налоговом органе.

В разделе 3 «Общие сведения о контракте» (форме 1 ПС) и подраздела 3.1 «Общие сведения о кредитном договоре» (форме 2 ПС, лист 1) в графе 5, где отражается сумма контракта или сумма привлеченных средств по кредитному договору, без учета процентных платежей.

По контракту (кредитному договору), в случае, указанному в абзаце первом пункта 7.10. 138-И, когда резидент оформляет новый ПС, при продолжении исполнения обязательств по нему указывается не сумма первоначальных обязательств, а только сумма незавершенных обязательств.

В разделе 4 «Сведения об оформлении, переводе и закрытии паспорта сделки» после изменений, внесённых с 1 октября 2013 г., заполняется следующим образом, если после закрытия ПС резидент исполняет обязательства по контракту (кредитному договору), а банк ПС обеспечит их учет в ранее оформленной по такому ПС ведомости банковского контроля, согласно п. 7.10, 138-И, то в граф 2 и 3, раздела 4 соответственно указываются сведения об уполномоченном банке, территориальном учреждении Банка России, который (которое) переоформляет такой ПС (графа 2), и дата переоформления ПС банком (графа 3).

Графы 4 и 5 раздела 4, отражающие основания для закрытия ПС, заполняются на основании, указанном в заявлении резидента в формате ДД.ММ.ГГГГ либо самостоятельно заполняются банком по освоениям, указанным в п.15.1 и п. 15.2, 138- И.

В раздел 5 «Сведения о переоформлении паспорта сделки» регулятором внесено уточнение по заполнении граф данного раздела в случае отсутствия у резидента документов, являющихся основанием для внесения изменений в ПС с указанием даты заявления резидента о переоформлении ПС и его номера (при его наличии) или символа «БН» (при его отсутствии).

Из этого уточнения хорошо просматривается элемент либерализации валютного законодательства по отношению к участникам внешнеторговой деятельности, ранее переоформление ПС без подтверждающих документов было невозможно.

Что касается переоформления ПС в случае, предусматривающем пролонгацию контракта без подписания дополнений и изменений к контракту (кредитному договору), резидент для переоформления в ПС даты исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), прописанную в графе 6 раздела 3 оформленного ранее ПС в срок не позднее 15 рабочих дней от этой даты представляет в банк ПС только заявление о переоформлении ПС с указанием в нем новой даты завершения обязательств по контракту (кредитному договору). Ранее требовалось оформить новый бланк паспорта, изменив соответствующую графу в разделе 3ПС.

Регулятор также внес уточнения, закрепив за резидентом право самостоятельного заполнения данного поля графы 7.1. ПС резидентом как для ПС (по форме 1). так и ПС (по форме 2), при представлении резидентом ПС в банк ПС документов в электронном виде, а иных документов, необходимых для оформления ПС - на бумажном носителе, и при наличии заключенного между резидентом и банком ПС договора.

Графой 7.1 и 7.2 завершается форма ПС оформляемая с кодами видов контракта (1,2,3,4,9).

Форма 2 ПС оформляемая по кредитным договорам и займам и имеет продолжение в виде второго листа заполняемого участником внешнеторговой сделки с кодами (5,6).

В раздел 8 «Специальные сведения о кредитном договоре» в подразделе 8.3 «Сумма задолженности по основному долгу на дату, предшествующую дате оформления ПС» указывается информация о сумме задолженности по основному долгу по кредитному договору, возникшей на дату, предшествующую дате оформления ПС.

При заполнении данного подраздела банк фактически фиксировал нарушение со стороны участников внешнеторговой сделки по несвоевременному оформлению ПС и направлял об этом нарушении информацию органу валютного контроля.

С 1 октября 2013 г. были внесено уточнение по ее заполнению, а именно регулятор подчеркнул, что данная графа не должна заполняться в случае получения резидентом денежных средств по кредитному договору на счет резидента в банке ПС до даты оформления ПС и предоставления соответствующей справки о валютной операции.

Регулятор обязал уполномоченный банк заполнять данный подраздел в случае уступки требований по кредитному договору первого резидента другому второму резиденту, взяв данные по данной кредитной операции из ведущейся банком Ведомости банковского контроля по тому ПС, который был ранее оформлен по кредитному договору.

Все остальные требования по заполнению формы 2 ПС по кредитному договору остались без изменений.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» -М.: издательство: Омега - Л, 2012. - 32 с. (Federal’nyj zakon «О valjutnom regulirovanii i valjutnom kontrole» -M.: izdatel’stvo: Omega - L, 2012. - 32 s.)

Инструкция банка России от 4 июня 2012 года 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банком документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформлении паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». (Instrukcija banka Rossii ot 4 ijunja 2012 goda 138-I «О porjadke predstavlenija rezidentami i nerezidentami upolnomochennym bankom dokumentov i informacii, svjazannyh s provedeniem valjutnyh operacij, porjadke oformlenii pasportov sdelok, a takzhe porjadke uchjota upolnomochennymi bankami valjutnyh operacij i kontrolja za ih provedeniem».)

Указание Банка России от 14.06.2013г. № 3016-У «О внесении изменений в инструкцию банка России от 4 июня 2012 года 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банком документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформлении паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». (Ukazanie Banka Rossii ot 14.06.2013g. № 3016-U «О vnesenii izmenenij v instrukciju banka Rossii ot 4 ijunja 2012 goda 138-I «О porjadke predstavlenija rezidentami i nerezidentami upolnomochennym bankom dokumentov i informacii, svjazannyh s provedeniem valjutnyh operacij, porjadke oformlenii pasportov sdelok, a takzhe porjadke uchjota upolnomochennymi bankami valjutnyh operacij i kontrolja za ih provedeniem».)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.