Научная статья на тему 'Изменения в системе переподготовки и повышения квалификации работников в условиях «Новой индустриализации»'

Изменения в системе переподготовки и повышения квалификации работников в условиях «Новой индустриализации» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ И РАБОТНИКОВ КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ИНСТИТУТ ДОВЕРИЯ / NEW INDUSTRIAL DEVELOPMENT / MODERNIZATION OF EDUCATION SYSTEM AND RETRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF GRADUATES AND EMPLOYEES OF LARGE-SCALE COMPANIES / INSTITUTION OF TRUST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сомко М. Л.

В статье определены новые подходы и задачи системы подготовки и переподготовки кадров на основе компетентностного подхода, обеспечивающего развитие человеческого капитала, рост возможностей производства, обработки, передачи и применения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes in a system of retraining and professional development of employees under the conditions of the "new industrial development"

E-mail: mbkl@mail.ru The article determines some new approaches and tasks of a system of retraining and professional development of employees by means of a competency-based approach which provides development of human capital, growth of production, processing, transfer and application of knowledge.

Текст научной работы на тему «Изменения в системе переподготовки и повышения квалификации работников в условиях «Новой индустриализации»»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

ИЗМЕНЕНИЯ Б СИСТЕМЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ Б УСЛОВИЯХ «НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ»

СОМКО М.Л.,

аспирант,

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,

e-mail: mbkl@mail.ru

В статье определены новые подходы и задачи системы подготовки и переподготовки кадров на основе компетентностного подхода, обеспечивающего развитие человеческого капитала, рост возможностей производства, обработки, передачи и применения знаний.

Ключевые слова: новая индустриализация; модернизация системы образования; подготовки и переподготовки специалистов; формирование профессиональных компетенций выпускников вузов и работников крупных предприятий; институт доверия.

CHANGES IN A SYSTEM OF RETRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EMPLOYEES UNDER THE CONDITIONS OF THE «NEW INDUSTRIAL DEVELOPMENT»

SOMKO M.L.,

graduate student,

State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov,

e-mail: mbkl@mail.ru

The article determines some new approaches and tasks of a system of retraining and professional development of employees by means of a competency-based approach which provides development of human capital, growth of production, processing, transfer and application of knowledge.

Keywords: New Industrial Development; Modernization of Education System and Retraining and Professional Development; Formation of Professional Competences of Graduates and Employees of Large-Scale Companies; Institution of Trust.

JEL classification: J24, L84.

Злободневными проблемой современной российской экономики являются снижение темпов экономического роста и усиление диспропорций развития, которые связаны с отсутствием действенных преобразования, ростом затрат на подготовку квалифицированных кадров для российских компаний и крупных промышленных компаний.

Среди основных факторов, вызвавших стагнацию российской экономики, можно выделить внутренние, к которым относятся: ограниченный уровень развития бизнес-среды, замедление институциональных преобразований, неблагоприятный инвестиционный климат, низкое качество специалистов производственных предприятий.

Влияние этих внутренних факторов проявляется в высокой динамике оттока капитала из страны и снижающейся финансово-инвестиционной активностью частного сектора. К внешним факторам, ограничивающим развитие отечественной экономики, можно отнести медленное восстановление глобальной экономики, прежде всего, дисбалансы в экономическом развитии Европейского союза, отрицательно сказывающиеся на росте экспортной активности российской промышленности.

По мнению А. Улюкаева, «замедление темпов роста российской экономики началось с конца 2012 г., за первое полугодие 2013 г. российский ВВП вырос всего на 1,4%, а промышленность показала нулевую динамику, инвестиции также находятся в отрицательной границе (Улюкаев, 2013).

© М.Л. Сомко, 2013

Но устойчивое развитие и прорывы в экономике обеспечивают, прежде всего, средние и крупные предприятия, располагающие хорошо подготовленными кадрами. Если оценить перспективы развития таких предприятий в России, то следует отметить, что лидерами «новой индустриализации» могут выступать только хорошо технологически оснащенные крупные и средние компании, в большинстве своем созданные еще при советской власти. Отметим, что компании среднего бизнеса выступают организационно-экономической средой, в которой могут возникнуть новые динамичные организации, умеющие отвечать на вызовы и способные стать основой экономического развития.

«Новая индустриализация» ставит задачу перехода к инновационно ориентированной модели развития экономики. К реализации такой стратегии уже подошли компании, которые являются технологическими лидерами российской экономики, однако, следует отметить, что реализуют передовые российские предприятия отнюдь не российские технологии и разработки.

Выбранная модель трансферта знаний предполагает решение узких технологических задач и не ставит проблему создания метатехнологий, новых знаний и компетенций. Таким образом, в российской экономике формируются основы для технологического отставания и переориентации на западного производителя, причем в такой стратегически важной для нашей страны сфере, как транспортная отрасль.

В своих работах В.Г. Белолипецкий обозначил такие способы трансферта знаний, как технологии запирания. Технологии запирания - это технологии, которые обеспечивают устойчивость бизнеса экономике. Запирание потребителей, поставщиков и конкурентов помогает создать устойчивое конкурентное положение крупных иностранных компаний, открывая дополнительные (Белолипецкий, 2010. С. 54).

Использование таких технологий в образовательной деятельности создает дополнительную ценность для заинтересованных лиц, обеспечивая конкурентоспособность каждой отдельной компании. Динамично развивающиеся компании расширяют действие технологий запирания и на своих специалистов, стремясь увеличить стоимость человеческого капитала, который участвует в производстве инновационных продуктов.

Следует выделить факторы, тормозящие рост инновационных компаний, которые ограничивают их развитие и мешают средним компаниям дорасти до уровня крупных предприятий. Среди основных факторов отметим, прежде всего, отсутствие нужных специалистов и инфраструктуры. Для решения проблемы подготовки и переподготовки кадров необходима помощь государства. Система вузовского образования сегодня продолжает традиции советской высшей школы, основной дисфункцией этой системы выступает разрыв образования с практикой. Сложившаяся ситуация вынуждает многие предприятий и фирмы разрабатывать и внедрять собственные образовательные и научные проекты. Однако не у многих российских предприятий имеются ресурсы для реализации таких проектов.

В связи с этим, по нашему мнению, необходима государственная поддержка при реализации корпоративных образовательных программ, которые в настоящее время инициирует российский бизнес. Среди инструментов государственной поддержки должны быть следующие.

Во-первых, налоговые стимулы, обеспечивающие заинтересованность компаний в проведении мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов. Это означает, что динамично развивающимся компаниям производственного сектора необходимо предоставить налоговые преференции, а именно позволить таким фирмам и предприятиям относить расходы на образовательные программы на себестоимость продукции (работ, услуг). Отметим, что в настоящее время такие затраты идут из прибыли.

Во-вторых, необходимо применять технологии государственного софинансирования инновационных программ, связанных с переподготовкой специалистов непосредственно на предприятиях. Например, может быть сформирован фонд поддержки образовательных инициатив в области модернизации логистических потоков, информационносетевых коммуникаций транспортных компаний, чтобы компании-инициаторы могли получить грант, равный их собственным вложениям.

Предприятия, интегрированные в такие программы, должны выступать гарантами адресного и эффективного использование государственных средств. Это связано с необходимостью реализации регулярных программ переподготовки специалистов, которые проходят в рамках расширения ниши отраслевого образования на условиях дополнительного финансирования.

Предложенные меры и инструменты развития профессиональных компетенций в рамках программ подготовки и переподготовки кадров могут стать мощным стимулом для развития транспортных компаний, которые являются важнейшими агентами экономического роста.

Преобладание крупных предприятий в российском промышленном секторе объясняется неустойчивостью малых и средних компаний в этом сегменте, что приводит к утрате конкурентных преимуществ. Такая ситуация связана с низким уровнем конкуренции на российском рынке, позволяющим недостаточно эффективным крупным компаниям долгое время существовать на рынке благодаря сложившимся связям.

С точки зрения институциональной экономики сложившаяся ситуация «отрицательного отбора» объясняет, почему периоды спадов промышленного производства в России длятся дольше, чем в других странах, в то время как по продолжительности экономических подъемов нет особенных различий между российскими и иностранными фирмами.

По мере развития промышленные предприятия увеличивает объемы производства, доходы от реализации, нанимает больше сотрудников, обладающих различными технологическими навыками. В России сложилась иная модель развития бизнеса, отличающаяся более низкими темпами роста, связанными с неэффективным распределением ресурсов, низкой диверсификации производства, связанной с ограниченным выпуском новых продуктов, недостаточной инновационной составляющей развития бизнеса.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

122

М.Л. СОМКО

Отечественная промышленность достигла институционального ограничения для своего роста, связанного с уровнем развития бизнес-климата, низкой инвестиционной привлекательностью, отсутствием инновационных программ подготовки специалистов, следовательно, определенного ресурсного предела развития: мощности загружены, безработица низкая, рост зарплат опережает производительность труда.

Недостаток квалифицированных специалистов с инженерным образованием (инженеров, технологов, конструкторов), который в настоящее время отмечается практически на всех российских предприятиях, через определенный период времени может привести к закрытию их большинства. Несмотря на то, что крупные российские предприятия реализуют модель маркетингового управления, зазывая молодых специалистов на вакантные места на достаточно привлекательных условиях, включающих наличие расширенного социального пакета, обеспеченность инженерами на промышленных предприятиях остается низкой (Андреева, 2012).

Большинство выпускников технических университетов, получивших необходимое образование, не хотят идти работать по инженерной специальности вследствие низкой оплаты труда. Острый дефицит квалифицированных кадров в российском промышленном секторе усиливается отсутствием отлаженной системы подбора, подготовки и переподготовки кадров инженерных специальностей. Руководители кадровых служб крупных промышленных предприятий отмечают, что выпускники вузов нередко не обладают необходимыми знаниями, так как обучение идет по устаревшим программам и учебникам.

Крупные компании российского промышленного сектора имеют больше возможностей для привлечения высококвалифицированных работников, инвесторов, для обеспечения интегрированного взаимодействия с университетами и научными центрами с целью разработки и внедрения программ подготовки и переподготовки специалистов. На предприятиях, стремящихся к развитию, профессиональные кадры должны обладать высоким уровнем знаний для того, чтоб формировать и развивать свои компетенции. Компетентностный подход, используемый при подготовке специалистов, означает институциональное проектирование отлаженной системы управления знаниями на промышленном предприятии.

Устойчивость и конкурентоспособность транспортных компаний и промышленных предприятий инновационного типа определяется уровнем развития компетенций специалистов и качеством внедрения в производство последних достижений научно-технического прогресса. В условиях перехода к новой индустриальной экономике устойчивость и конкурентоспособность развития бизнеса основываются на способности работников и специалистов к освоению новых навыков, созданию новых знаний и компетенций.

Для освоения нового опыта и развития компетенций работников инновационных фирм и предприятий необходима система управления знаниями, обеспечивающая устойчивый рост квалификации работников в связи с тем, что её основой выступает управление основным конкурентным ресурсом предприятия. Этим ресурсом выступает человеческий капитал.

Основное конкурентное преимущество отечественных предприятий формируется на основе человеческого капитала, развития навыков занятых в процессе производства работников, приобретенного опыта, систем обмена информацией, следовательно, интеллектуального капитала.

Возникновение новых концептуальных подходов к развитию человеческого капитала было связано с обозначившемся процессом перехода развитых стран к постиндустриальному этапу развития общества, особенностью которого являлось возрастание роли знаний, воплощенных в навыках и умениях, способностях людей, отношениях в обществе.

Теория человеческого капитала (Human capital theory) как раздел науки сложилась в 1960-х гг. ХХ в. в работах Т. Шульца и Г. Беккера (Капелюшников, 1993. С. 20).

Труды Г. Беккера, Т. Шульца позволили перейти от текущих одномоментных показателей к показателям, охватившим весь жизненный цикл человека (пожизненные заработки), выделению «капитальных» инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда, признанию человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.

Система управления знаниями зиждется на понимании высокой значимости образования в развитии человеческого капитала и рассматривает работников как основу для формирования конкурентной стратегии организации, как ресурс развития, который необходимо эффективно использовать для достижения стратегических целей организации.

Инструментом накопления и развития человеческого капитала крупных предприятий отечественного промышленности является корпоративная культура. Высокий уровень корпоративной культуры складывается в коллективе, который стремится к новым навыкам, способностям, знаниям и имеет прочные социальные коммуникации.

Реализация программ «новой индустриализации» российской экономики определяет приоритетность компетент-ностного подхода при модернизации системы управления персоналом крупного промышленного предприятия, прежде всего, на основе развития кадрового потенциала посредством эффективной системы подготовки и переподготовки специалистов. В условиях развития инновационной экономики на первый план выходят неценовые факторы конкурентоспособности предприятий, из которых определяющую роль играют инженерные работники и специалисты.

Для того чтобы создавать и развивать компетенции персонала, необходимо стремление работников, занятых на производстве, к расширению существующих знаний и получению новых. Модернизация управления системой подготовки и переподготовки специалистов должна быть основана взаимной ответственности наемного работника и работодателя, стремлении самих работников предприятия проявлять инициативу в получении новых знаний, про-

дуцированию технических и организационных нововведений, развитию корпоративной культуры и корпоративных ценностей, которые обеспечивают конкурентное развитие и экономический рост.

Система управления знаниями на промышленном предприятии вносит упорядоченность в систему мотивации и ожиданий, создает для работника ощущение неотделимости от коллектива и определяет перспективу развития как организации, так и самого специалиста. Профессиональные компетенции работников выступают необходимыми и достаточными условиями обеспечения конкурентоспособности российских индустриальных предприятий, реализующих стратегии развития.

ЛИТЕРАТУРА

УлюкаевА. (2013). Ситуация в экономике - худшая со времени кризиса 2008 г. // РИА Новости. 18 сентября. Доступно на: http://www.vedomosti.ru/politics/news/16496351/ulyukaev-situaciya-v-ekonomike-hudshaya-so-vremeni-krizisa#ixzz2gl8fBIOP.

Белолипецкий В.Г. (2010). Актуализация инновационного образования в условиях кризиса // Философия хозяйства. № 3.

Андреева Л.Ю. (2012). Маркетинговые инструменты реализации концепции корпоративной идентичности // TERRA EСONOMIСUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета). Том 10. № 1 (Ч. 3).

Капелюшников Р.И. (1993). Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США: экономика, политика, идеология. № 11.

REFERENCES

UlyukayevA. (2013). The situation in the economy - the worst since the crisis of 2008. RIA Novosti reported. September 18. Available at: http://www.vedomosti.ru/politics/news/16496351/ulyukaev-situaciya-v-ekonomike-hudshaya-so-vremeni-krizisa#ixzz2gl8fBIOP. (In Russian.).

Belolipetskii V.G. (2010). Mainstreaming Innovative Education in Crisis. Philosophy of the economy. №э. 3. (In Russian.)

Andreeva L.Yu. (2012). Marketing tools for the realization of the concept of corporate identity. TERRA ESONOMISUS (The Newsletter of the Rostov State University). Vol. 10. №э. 1 (Part 3). (In Russian.)

Kapelyushnikov R.I. (1993). Gary Becker's economic approach to human behavior. R.I. Kapelyushnikov. USA: economics, politics, ideology. ^. 11. (In Russian.)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.