ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
159
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗБИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ
СОМКО М.Л.,
аспирант,
Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова,
e-mail: [email protected]
В статье определяется, что дистанционное образование занимает все большее место в модернизации образования, повышает качество обучения за счет применения современных средств и позволяет создать единую образовательную среду, особенно актуальную для корпоративного обучения.
Ключевые слова: дистанционное образование; инновации; экономика знаний; компьютерные системы электронного обучения; сетевые технологии; корпоративные университеты.
The article defines distance learning which plays an increasing role in modernization of education, generates a higher return from education, raises quality of training by means of application of modern techniques and allows creating united educational environment which is particularly topical for corporate training.
Keywords: distance learning; innovation; the economy of knowledge; computer-based systems of E-learning; network technologies; corporate training.
Коды классификатора JEL: I21, I23, I28.
В начале 2012 г. Президент России подписал документ «О внесении изменений в Закон РФ "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Измененный закон разрешает использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, установленных федеральным органом исполнительной власти, в процессе реализации образовательных программ. Кроме того уточненный вариант закона определяет процедуру лицензирования образовательных учреждений, применяющих электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
В настоящее время на интернет-обучение в России приходится не более 15% общего рынка корпоративного образования и еще меньше высшего профессионального образования. Вместе с тем российский рынок образовательных услуг после кризисного спада стоит на пороге развития новой системы дистанционного образования, в том числе на основе интернет-обучения через социальные сети и мультимедийные курсы, где учебный процесс будет выстроен индивидуально для каждого студента.
Россия среди 75 наиболее развитых стран по данным исследования Всемирного экономического форума находится на 71-м месте по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании (доступ и использование новых технологий). В рейтинге готовности стран к электронному обучению за 3 года (с 2003 по 2006 гг.) она опустилась с 45-го на 52-е место, пропустив вперед такие государства, как Румыния, Колумбия, Перу, Таиланд. Эти цифры означают, что в начале нового тысячелетия Россия не готова к использованию технологий дистанционного обучения.
В Европе распространение интернет-обучения стимулировалось Болонским процессом и проектом «Эразмус», по которому студенты разных стран могут участвовать в онлайн-семинарах, осваивать с помощью Интернета любой курс зарубежного университета, одновременно обучаться по курсам нескольких вузов. Но идея глобализации образования очень быстро нашла сторонников и на других континентах. Например, 21 университет из Кореи, Сингапура, Англии, Шотландии, Австралии, Китая, США, Японии, объединившись, создали виртуальный университет U21Global.
Возможности новых технологий вызвали энтузиазм и в России, где под электронным обучением в вузах понимают перечень технологий, позволяющих привнести в учебный процесс мобильность и мультимедийность.
Для некоторых вузов дистанционные программы обучения стали реальностью. Например, число онлайн-слушателей Современной гуманитарной академии уже перевалило за 170 000. Разработал собственную систему электронного обучения на платформе Moodle МГУ им. М.В. Ломоносова. НИУ ВШЭ ввела систему «Антиплагиат».
© М.Л. Сомко, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3
Вместе с тем, с внедрением электронных технологий в вузах не все так просто. Для развития информационносетевых технологий на рынке образовательных услуг предстоит разработать и внедрить новые методики обучения и материалы, которые способны при самостоятельном изучении студентами создать целостную картину предмета. Достичь высокого уровня программ непросто, ведь курс должен людей образовывать, а не заваливать еще большим количеством информации. Еще важнее осуществлять контроль качества знаний.
На российском рынке образовательных услуг наблюдается явная нехватка специалистов по интернет-обучению и преподавателей, способных работать в этом формате. Технологии интернет-обучения достигли такого уровня, что для их внедрения требуются высококвалифицированные специалисты по разработке методик, систем мотиваций и процессных моделей взаимодействия. При проектировании образовательного процесса по дистанционной форме образования необходимо выделить специфическую и важную отличительную особенность модели дистанционного образования, позволяющую отнести ее к инновационной форме получения знаний. Такой специфической особенностью выступает прозрачность границ между учебной, профессиональной и социальными средами [4].
Для выявления особенностей целеполагания в системе дистанционного образования важно выделить агентов рынка образовательных услуг, уровни и границы, относительно которых может осуществляться процесс целеполага-ния в системе дистанционного образования и подготовки кадров в целом.
Новые формы образовательных услуг возникают вслед за развитием новых интересов потребителей на этом рынке. Поведение потребителей на рынке образовательных услуг, обусловленное их потребностями, предполагает выбор образовательной услуги не как самоцель, а как средство реализации потребностей. Отсюда - различие интересов потребителей и формирование дифференцированного спроса на образовательные услуги.
Каждый из агентов рынка образовательных услуг играет определенную роль в механизме его формирования и функционирования, обусловленную выполняемыми ими функциями. Производители образовательных услуг, среди которых наиболее активными экономическими агентами выступают образовательные учреждения, формируют линейку продуктов, обладающих новыми характеристиками и технологиями, а также оказывающих решающее влияние на структуру предлагаемых услуг, следовательно, и на сегментацию рынка, которая проводится по продуктам и по клиентам.
Спрос на образовательные услуги предъявляют другие агенты рынка, которые часто выступают его модераторами: государство, предприятия, организации, российские и зарубежные граждане. Отметим, что агенты рынка предъявляют вполне определенные требования к объему тех или иных образовательных услуг, их содержанию и качеству. Для полного и эффективного удовлетворения своих потребностей в образовательных услугах заказчиками стимулируется их потребление, в том числе полная или частичная оплата этих услуг, создание различного рода фондов и т.д. Соотношение платных и бесплатных образовательных услуг зависит от уровня насыщенности рынка теми или иными образовательными услугами, а также от уровня платежеспособного спроса на эти услуги. Конечным потребителем образовательных услуг является конкретный выпускник, который служит носителем образовательного, профессионального, культурного и духовного потенциала и использует его для последующего создания общественных благ, улучшения своего материального положения, для удовлетворения своих нематериальных потребностей (культурных, духовных, познавательных и т.п.).
Эффективному продвижению образовательных услуг на рынке содействуют посреднические структуры, которые выполняют такие функции, как информирование, консультирование, организация сбыта образовательных услуг, ресурсная поддержка образования и т.д. Таким образом, рынок образовательных услуг складывается из производителей, потребителей и посредников, имеющих свои интересы и потребности, в той или иной мере связанные с рынком труда, следовательно, роль рынка образовательных услуг, как связующего звена между производством и потреблением образовательных услуг на рынке труда является его основной функцией.
Фундаментальной основой формирования рынка образовательных услуг послужило стремление системы образования соответствовать социально-экономическому контексту общества, структуре экономики.
В соответствии с определением ученых и специалистов в этой области, «рынок образовательных услуг -социально-организованный механизм, обеспечивающий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ в сфере образования» [2].
Под образовательной услугой, таким образом, понимается процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной подготовки, повышения человеческого потенциала и самореализации индивидуума в обществе, что дает возможность определить рынок образовательных услуг как систему экономических отношений между различными субъектами по поводу предоставления-приобретения образовательных услуг соответствующего уровня, ориентированную на наращивание человеческого капитала с целью обеспечения экономического роста.
Несмотря на то что рынок образовательных услуг, как и другие рынки, является формой хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена, все авторы сходятся на том, что это - рынок, обладающий рядом специфических особенностей, зависящих от исключительных свойств образовательных услуг. А. Эффендиев, И. Кратко, Л. Латышева выделяют следующие аспекты образовательных услуг [5]: образовательные услуги нематериальны, неосязаемы;
результативность предоставления образовательных услуг отсрочена во времени, их качество проверяется лишь в процессе потребления готового «продукта», в трудовой деятельности выпускника; образовательные услуги неотделимы от исполнителей (от преподавательского состава профессионального учреждения) и потребителей, поэтому главным конкурентным преимуществом любого учреждения про-
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ.
161
фобразования является уровень квалификации преподавательских кадров, от которого зависит качество предоставляемых услуг;
получение образовательных услуг связано с риском, который для приобретателя услуги носит стратегический, «судьбоносный» характер, поэтому для обеспечения качества образовательных услуг вузу необходимо гарантировать получение именно тех знаний, которые смогут обеспечить востребованность приобретателя услуги на рынке труда:
приобретатель образовательных услуг, оказываясь под воздействием обучающей системы образовательного учреждения, в то же время реализует свои собственные личностные способности, качества, мотивации; в связи со значительной временной разделенностью приобретения образовательных услуг и получения конечного результата (знаний и компетенций) осложнена прямая оценка качества и ликвидности этих услуг, в том числе стоимость, на которую будут оказывать влияние репутационный менеджмент учебного заведения и новые технологии образования.
Выделим основных агентов современного рынка образовательных услуг, участвующих в процессе целеполагания:
■ непосредственный потребитель образовательных услуг, чьи интересы и устремления (личностные, профессиональные, социальные), потребности и мотивы служат в качестве главного ориентира при формировании образовательных программ;
■ организация, в которой работает обучающийся, формулирующая заказ на образование работника исходя из проблем своего функционирования и развития, а также требований к уровню компетентности специалистов;
■ социальная среда, порождающая и предъявляющая вовне некоторую систему ориентиров и ценностей, которая соответствует культурно-историческому периоду развития общества;
■ государство, регулирующее общий уровень образования, выдвигающее институциональные требования в виде образовательного стандарта и осуществляющее экспертизу соответствия подготовки специалистов заданному уровню образования;
■ образовательное учреждение инновационного типа, воспринимающее перечисленные виды заказов на образование и разрабатывающее на этой основе соответствующие своей миссии и целям образовательные программы.
Гибкость и адаптивность электронно-сетевых образовательных программ позволяет учесть эти факторы и изменить программу в соответствии с реальным заказом как отдельных обучающихся, так и организации в целом.
При разработке дистанционных образовательных программ необходимо проектировать вектор развития образования, определяющий траекторию развития обучающихся, руководствуясь дилеммой: «есть» - реальный уровень компетентности, личностные и профессиональные проблемы специалиста (уровень актуального развития) и «надо» - желаемый уровень компетентности специалиста (зона ближайшего и перспективного развития).
Такой подход позволяет определить границы целеполагания в системе дистанционного образования. В рамках намеченной траектории развития обучающегося оно осуществляется в трех взаимосвязанных сферах деятельности специалиста, определяющих его профессиональную компетентность: учебной, социальной, профессиональной. Иначе говоря, процесс целеполагания не ограничивается постановкой только учебных целей: проектируется некий направленный образовательный вектор, обеспечивающий обучающимся переход от проблем в профессиональной деятельности к учебной через квазипрофессиональную и опять - к профессиональной, сопровождающийся ростом компетентности в решении профессиональных задач.
Это связано с тем, что в современной модели дистанционного образования заложена четырехступенчатая модель развития компетентности специалиста как вершина цели образования взрослых:
♦ «знать» (онтологический уровень);
♦ «уметь» (поведенчески-деятельностный уровень);
♦ «владеть» (способностный уровень);
♦ «быть» (личностный, смысловой уровень).
Такая модель образуется набором типовых задач и проблем, решаемых специалистом на конкретном уровне компетентности, при этом каждая типовая задача предполагает прохождение обучающимся заданных ступеней ее освоения. Выделенные уровни соответствуют продвижению обучающегося по ступеням от знания через понимание к творческой деятельности и затем к уровню развития личности, уровню, на котором формируются личностные качества потребителя образовательных услуг (обучающегося) и происходит изменение его отношения к выбранной профессии.
Ведущим принципом системы дистанционного образования выступает метод динамического проектирования, включающий в процесс целеполагания самого обучающегося за счет интерактивного характера учебных материалов и заданий. Потребитель образовательных услуг как индивидуальность, с его проблемами, потребностями и мотивами, включается в образовательную программу и ставится в позицию субъекта учебной деятельности, т. е. самообучающегося - рефлексирующего и целеполагающего «на себя».
В образовательной программе и учебных материалах при дистанционном обучении предусматривается специальное «место» для студента, который достраивает данную программу, наполняя ее конкретными личностными смыслами и соответствующими целями, а также личным опытом, проблемами и целями своей организации, где он работает.
Образовательная программа проектируется таким образом, что у студента появляется возможность проецировать на себя, на свои индивидуальные потребности и проблемы потенциал образовательной программы, заложенный
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3
в учебных материалах и представленный в виде консалтингового сопровождения. При этом, агент рынка, получающий специализированные знания рассматривает себя не как самодостаточного потребителя знаний, а моделирует развитие собственной компетентности во времени [1].
Таким образом, в отношении целеполагания система дистанционного образования выступает как инновационный сегмент рынка, характеризуется следующими особенностями.
1. В учебных материалах представлены как цели разработчиков, так и цели обучающихся. Эти цели не равны, но адекватны друг другу.
2. Цели отражают различные среды жизнедеятельности обучающихся: учебную, социальную и профессиональную.
3. Процесс целеполагания начинается и заканчивается профессиональной деятельностью специалиста, соответственно - оценкой его исходного и достигнутого уровней компетентности.
4. Цели не навязываются обучающимся и не задаются жестко, а предлагаются. В ОДО цели представляют собой «уходящий вдаль горизонт возможностей», относительно которых студент, оценив свои ограничения, может самоопределиться и выбрать индивидуальную траекторию развития.
5. Цели содержатся не только в специально отведенных для них разделах, но и разбросаны по всему объему учебных материалов.
6. Цели предъявляются в учебных материалах как прямо, так и неявно - через какие-либо ситуации, задания, способы решения проблемы.
Главной характерной особенностью является появление в системе дистанционного образования нового уровня целеполагания, возникающего при реализации образовательной программы, когда вступает в силу заложенный в программу принцип динамического проектирования. Здесь происходит встреча двух целеполагающих субъектов: обучающегося, анализирующего себя во временной развертке с точки зрения развития компетентности, и преподавателя, осуществляющего допроектирование программы в соответствии с траекторией развития компетенций обучаемого студента.
Таким образом, понятие «компетентность», присущее профессиональной деятельности, переносится в учебную деятельность в качестве «вершинной» цели, относительно которой могут выстраиваться чисто учебные цели, выражающиеся в изменении знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств обучающегося. Цикл целепо-лагания замыкается «встречей» двух целеполагающих субъектов.
Выявленные особенности целеполагания в системе дистанционного образования позволяют построить многомерную шкалу целей, направленную на развитие компетентности специалистов посредством образования.
При этом основными требованиями к формулировке целей и задач являются следующие: инструментальность, диагностичность, реалистичность, привлекательность и контекстностъ. Учебные цели должны быть встроены в контекст социальной и профессиональной сфер деятельности специалиста и соотнесены с «вершинной» целью - развитием его компетентности.
Современный уровень проникновения широкополосного доступа в Интернет в России превышает 30%. По прогнозам экспертов, к 2015 г. этот показатель увеличится в 2-2,7 раза, а к 2020 г. - в 3-3,16 раза. Представленный прогноз учитывает планы развития как фиксированного, так и беспроводного интернет-доступа [3].
Стоимость услуги дистанционного обучения дешевле прочих форм образования на 32-45%, время обучения меньше на 35-45%, а скорость запоминания учебного материала выше на 15-25%. Если прибавить к этому 2 млн специалистов, которым нужно ежегодно менять профиль работы вследствие закрытия или перепрофилирования предприятий, миграции и других причин, по оценкам Федеральной службы по труду и занятости, то дистанционное обучение с помощью интернет-технологий давно должно было стать в России очень популярным.
ЛИТЕРАТУРА
1. АндрееваЛ.Ю. Маркетинговые инструменты глобальной инновационной гиперконкуренции. М.: Вузовская книга, 2011. С. 328.
2. Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И. и др. Экономика социальной сферы. М., Ростов н/Д.: «МарТ», 2005. С. 174.
3. Мартьянова Т. Достоинства дистанционного образования. Ведомости. 2011. № 75 (2841). 27 апреля.
4. Щенников С.А. Модель открытого образования как основа организации подготовки менеджеров в дистанционных формах // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. МИМ ЛИНК. 2000. Вып. 1. С. 5-12.
5. Эфендиев А., Кратко И., Латышева Л. Маркетинговая активность вуза на рынке образовательных услуг и рынке
труда // РЭЖ. 2004. № 8. С. 82-83.