Научная статья на тему 'Дистанционное образование и развитие профессиональных компетенций специалистов'

Дистанционное образование и развитие профессиональных компетенций специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / DISTANCE LEARNING / INNOVATION / THE ECONOMY OF KNOWLEDGE / COMPUTER-BASED SYSTEMS OF E-LEARNING / NETWORK TECHNOLOGIES / CORPORATE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сомко М. Л.

В статье определяется, что дистанционное образование занимает все большее место в модернизации образования, повышает качество обучения за счет применения современных средств и позволяет создать единую образовательную среду, особенно актуальную для корпоративного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance learning and development of professional competences of experts

The article defines distance learning which plays an increasing role in modernization of education, generates a higher return from education, raises quality of training by means of application of modern techniques and allows creating united educational environment which is particularly topical for corporate training.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование и развитие профессиональных компетенций специалистов»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

159

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗБИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

СОМКО М.Л.,

аспирант,

Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова,

e-mail: mbkl@mail.ru

В статье определяется, что дистанционное образование занимает все большее место в модернизации образования, повышает качество обучения за счет применения современных средств и позволяет создать единую образовательную среду, особенно актуальную для корпоративного обучения.

Ключевые слова: дистанционное образование; инновации; экономика знаний; компьютерные системы электронного обучения; сетевые технологии; корпоративные университеты.

The article defines distance learning which plays an increasing role in modernization of education, generates a higher return from education, raises quality of training by means of application of modern techniques and allows creating united educational environment which is particularly topical for corporate training.

Keywords: distance learning; innovation; the economy of knowledge; computer-based systems of E-learning; network technologies; corporate training.

Коды классификатора JEL: I21, I23, I28.

В начале 2012 г. Президент России подписал документ «О внесении изменений в Закон РФ "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Измененный закон разрешает использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, установленных федеральным органом исполнительной власти, в процессе реализации образовательных программ. Кроме того уточненный вариант закона определяет процедуру лицензирования образовательных учреждений, применяющих электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

В настоящее время на интернет-обучение в России приходится не более 15% общего рынка корпоративного образования и еще меньше высшего профессионального образования. Вместе с тем российский рынок образовательных услуг после кризисного спада стоит на пороге развития новой системы дистанционного образования, в том числе на основе интернет-обучения через социальные сети и мультимедийные курсы, где учебный процесс будет выстроен индивидуально для каждого студента.

Россия среди 75 наиболее развитых стран по данным исследования Всемирного экономического форума находится на 71-м месте по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании (доступ и использование новых технологий). В рейтинге готовности стран к электронному обучению за 3 года (с 2003 по 2006 гг.) она опустилась с 45-го на 52-е место, пропустив вперед такие государства, как Румыния, Колумбия, Перу, Таиланд. Эти цифры означают, что в начале нового тысячелетия Россия не готова к использованию технологий дистанционного обучения.

В Европе распространение интернет-обучения стимулировалось Болонским процессом и проектом «Эразмус», по которому студенты разных стран могут участвовать в онлайн-семинарах, осваивать с помощью Интернета любой курс зарубежного университета, одновременно обучаться по курсам нескольких вузов. Но идея глобализации образования очень быстро нашла сторонников и на других континентах. Например, 21 университет из Кореи, Сингапура, Англии, Шотландии, Австралии, Китая, США, Японии, объединившись, создали виртуальный университет U21Global.

Возможности новых технологий вызвали энтузиазм и в России, где под электронным обучением в вузах понимают перечень технологий, позволяющих привнести в учебный процесс мобильность и мультимедийность.

Для некоторых вузов дистанционные программы обучения стали реальностью. Например, число онлайн-слушателей Современной гуманитарной академии уже перевалило за 170 000. Разработал собственную систему электронного обучения на платформе Moodle МГУ им. М.В. Ломоносова. НИУ ВШЭ ввела систему «Антиплагиат».

© М.Л. Сомко, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

Вместе с тем, с внедрением электронных технологий в вузах не все так просто. Для развития информационносетевых технологий на рынке образовательных услуг предстоит разработать и внедрить новые методики обучения и материалы, которые способны при самостоятельном изучении студентами создать целостную картину предмета. Достичь высокого уровня программ непросто, ведь курс должен людей образовывать, а не заваливать еще большим количеством информации. Еще важнее осуществлять контроль качества знаний.

На российском рынке образовательных услуг наблюдается явная нехватка специалистов по интернет-обучению и преподавателей, способных работать в этом формате. Технологии интернет-обучения достигли такого уровня, что для их внедрения требуются высококвалифицированные специалисты по разработке методик, систем мотиваций и процессных моделей взаимодействия. При проектировании образовательного процесса по дистанционной форме образования необходимо выделить специфическую и важную отличительную особенность модели дистанционного образования, позволяющую отнести ее к инновационной форме получения знаний. Такой специфической особенностью выступает прозрачность границ между учебной, профессиональной и социальными средами [4].

Для выявления особенностей целеполагания в системе дистанционного образования важно выделить агентов рынка образовательных услуг, уровни и границы, относительно которых может осуществляться процесс целеполага-ния в системе дистанционного образования и подготовки кадров в целом.

Новые формы образовательных услуг возникают вслед за развитием новых интересов потребителей на этом рынке. Поведение потребителей на рынке образовательных услуг, обусловленное их потребностями, предполагает выбор образовательной услуги не как самоцель, а как средство реализации потребностей. Отсюда - различие интересов потребителей и формирование дифференцированного спроса на образовательные услуги.

Каждый из агентов рынка образовательных услуг играет определенную роль в механизме его формирования и функционирования, обусловленную выполняемыми ими функциями. Производители образовательных услуг, среди которых наиболее активными экономическими агентами выступают образовательные учреждения, формируют линейку продуктов, обладающих новыми характеристиками и технологиями, а также оказывающих решающее влияние на структуру предлагаемых услуг, следовательно, и на сегментацию рынка, которая проводится по продуктам и по клиентам.

Спрос на образовательные услуги предъявляют другие агенты рынка, которые часто выступают его модераторами: государство, предприятия, организации, российские и зарубежные граждане. Отметим, что агенты рынка предъявляют вполне определенные требования к объему тех или иных образовательных услуг, их содержанию и качеству. Для полного и эффективного удовлетворения своих потребностей в образовательных услугах заказчиками стимулируется их потребление, в том числе полная или частичная оплата этих услуг, создание различного рода фондов и т.д. Соотношение платных и бесплатных образовательных услуг зависит от уровня насыщенности рынка теми или иными образовательными услугами, а также от уровня платежеспособного спроса на эти услуги. Конечным потребителем образовательных услуг является конкретный выпускник, который служит носителем образовательного, профессионального, культурного и духовного потенциала и использует его для последующего создания общественных благ, улучшения своего материального положения, для удовлетворения своих нематериальных потребностей (культурных, духовных, познавательных и т.п.).

Эффективному продвижению образовательных услуг на рынке содействуют посреднические структуры, которые выполняют такие функции, как информирование, консультирование, организация сбыта образовательных услуг, ресурсная поддержка образования и т.д. Таким образом, рынок образовательных услуг складывается из производителей, потребителей и посредников, имеющих свои интересы и потребности, в той или иной мере связанные с рынком труда, следовательно, роль рынка образовательных услуг, как связующего звена между производством и потреблением образовательных услуг на рынке труда является его основной функцией.

Фундаментальной основой формирования рынка образовательных услуг послужило стремление системы образования соответствовать социально-экономическому контексту общества, структуре экономики.

В соответствии с определением ученых и специалистов в этой области, «рынок образовательных услуг -социально-организованный механизм, обеспечивающий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ в сфере образования» [2].

Под образовательной услугой, таким образом, понимается процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной подготовки, повышения человеческого потенциала и самореализации индивидуума в обществе, что дает возможность определить рынок образовательных услуг как систему экономических отношений между различными субъектами по поводу предоставления-приобретения образовательных услуг соответствующего уровня, ориентированную на наращивание человеческого капитала с целью обеспечения экономического роста.

Несмотря на то что рынок образовательных услуг, как и другие рынки, является формой хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена, все авторы сходятся на том, что это - рынок, обладающий рядом специфических особенностей, зависящих от исключительных свойств образовательных услуг. А. Эффендиев, И. Кратко, Л. Латышева выделяют следующие аспекты образовательных услуг [5]: образовательные услуги нематериальны, неосязаемы;

результативность предоставления образовательных услуг отсрочена во времени, их качество проверяется лишь в процессе потребления готового «продукта», в трудовой деятельности выпускника; образовательные услуги неотделимы от исполнителей (от преподавательского состава профессионального учреждения) и потребителей, поэтому главным конкурентным преимуществом любого учреждения про-

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ.

161

фобразования является уровень квалификации преподавательских кадров, от которого зависит качество предоставляемых услуг;

получение образовательных услуг связано с риском, который для приобретателя услуги носит стратегический, «судьбоносный» характер, поэтому для обеспечения качества образовательных услуг вузу необходимо гарантировать получение именно тех знаний, которые смогут обеспечить востребованность приобретателя услуги на рынке труда:

приобретатель образовательных услуг, оказываясь под воздействием обучающей системы образовательного учреждения, в то же время реализует свои собственные личностные способности, качества, мотивации; в связи со значительной временной разделенностью приобретения образовательных услуг и получения конечного результата (знаний и компетенций) осложнена прямая оценка качества и ликвидности этих услуг, в том числе стоимость, на которую будут оказывать влияние репутационный менеджмент учебного заведения и новые технологии образования.

Выделим основных агентов современного рынка образовательных услуг, участвующих в процессе целеполагания:

■ непосредственный потребитель образовательных услуг, чьи интересы и устремления (личностные, профессиональные, социальные), потребности и мотивы служат в качестве главного ориентира при формировании образовательных программ;

■ организация, в которой работает обучающийся, формулирующая заказ на образование работника исходя из проблем своего функционирования и развития, а также требований к уровню компетентности специалистов;

■ социальная среда, порождающая и предъявляющая вовне некоторую систему ориентиров и ценностей, которая соответствует культурно-историческому периоду развития общества;

■ государство, регулирующее общий уровень образования, выдвигающее институциональные требования в виде образовательного стандарта и осуществляющее экспертизу соответствия подготовки специалистов заданному уровню образования;

■ образовательное учреждение инновационного типа, воспринимающее перечисленные виды заказов на образование и разрабатывающее на этой основе соответствующие своей миссии и целям образовательные программы.

Гибкость и адаптивность электронно-сетевых образовательных программ позволяет учесть эти факторы и изменить программу в соответствии с реальным заказом как отдельных обучающихся, так и организации в целом.

При разработке дистанционных образовательных программ необходимо проектировать вектор развития образования, определяющий траекторию развития обучающихся, руководствуясь дилеммой: «есть» - реальный уровень компетентности, личностные и профессиональные проблемы специалиста (уровень актуального развития) и «надо» - желаемый уровень компетентности специалиста (зона ближайшего и перспективного развития).

Такой подход позволяет определить границы целеполагания в системе дистанционного образования. В рамках намеченной траектории развития обучающегося оно осуществляется в трех взаимосвязанных сферах деятельности специалиста, определяющих его профессиональную компетентность: учебной, социальной, профессиональной. Иначе говоря, процесс целеполагания не ограничивается постановкой только учебных целей: проектируется некий направленный образовательный вектор, обеспечивающий обучающимся переход от проблем в профессиональной деятельности к учебной через квазипрофессиональную и опять - к профессиональной, сопровождающийся ростом компетентности в решении профессиональных задач.

Это связано с тем, что в современной модели дистанционного образования заложена четырехступенчатая модель развития компетентности специалиста как вершина цели образования взрослых:

♦ «знать» (онтологический уровень);

♦ «уметь» (поведенчески-деятельностный уровень);

♦ «владеть» (способностный уровень);

♦ «быть» (личностный, смысловой уровень).

Такая модель образуется набором типовых задач и проблем, решаемых специалистом на конкретном уровне компетентности, при этом каждая типовая задача предполагает прохождение обучающимся заданных ступеней ее освоения. Выделенные уровни соответствуют продвижению обучающегося по ступеням от знания через понимание к творческой деятельности и затем к уровню развития личности, уровню, на котором формируются личностные качества потребителя образовательных услуг (обучающегося) и происходит изменение его отношения к выбранной профессии.

Ведущим принципом системы дистанционного образования выступает метод динамического проектирования, включающий в процесс целеполагания самого обучающегося за счет интерактивного характера учебных материалов и заданий. Потребитель образовательных услуг как индивидуальность, с его проблемами, потребностями и мотивами, включается в образовательную программу и ставится в позицию субъекта учебной деятельности, т. е. самообучающегося - рефлексирующего и целеполагающего «на себя».

В образовательной программе и учебных материалах при дистанционном обучении предусматривается специальное «место» для студента, который достраивает данную программу, наполняя ее конкретными личностными смыслами и соответствующими целями, а также личным опытом, проблемами и целями своей организации, где он работает.

Образовательная программа проектируется таким образом, что у студента появляется возможность проецировать на себя, на свои индивидуальные потребности и проблемы потенциал образовательной программы, заложенный

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

в учебных материалах и представленный в виде консалтингового сопровождения. При этом, агент рынка, получающий специализированные знания рассматривает себя не как самодостаточного потребителя знаний, а моделирует развитие собственной компетентности во времени [1].

Таким образом, в отношении целеполагания система дистанционного образования выступает как инновационный сегмент рынка, характеризуется следующими особенностями.

1. В учебных материалах представлены как цели разработчиков, так и цели обучающихся. Эти цели не равны, но адекватны друг другу.

2. Цели отражают различные среды жизнедеятельности обучающихся: учебную, социальную и профессиональную.

3. Процесс целеполагания начинается и заканчивается профессиональной деятельностью специалиста, соответственно - оценкой его исходного и достигнутого уровней компетентности.

4. Цели не навязываются обучающимся и не задаются жестко, а предлагаются. В ОДО цели представляют собой «уходящий вдаль горизонт возможностей», относительно которых студент, оценив свои ограничения, может самоопределиться и выбрать индивидуальную траекторию развития.

5. Цели содержатся не только в специально отведенных для них разделах, но и разбросаны по всему объему учебных материалов.

6. Цели предъявляются в учебных материалах как прямо, так и неявно - через какие-либо ситуации, задания, способы решения проблемы.

Главной характерной особенностью является появление в системе дистанционного образования нового уровня целеполагания, возникающего при реализации образовательной программы, когда вступает в силу заложенный в программу принцип динамического проектирования. Здесь происходит встреча двух целеполагающих субъектов: обучающегося, анализирующего себя во временной развертке с точки зрения развития компетентности, и преподавателя, осуществляющего допроектирование программы в соответствии с траекторией развития компетенций обучаемого студента.

Таким образом, понятие «компетентность», присущее профессиональной деятельности, переносится в учебную деятельность в качестве «вершинной» цели, относительно которой могут выстраиваться чисто учебные цели, выражающиеся в изменении знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств обучающегося. Цикл целепо-лагания замыкается «встречей» двух целеполагающих субъектов.

Выявленные особенности целеполагания в системе дистанционного образования позволяют построить многомерную шкалу целей, направленную на развитие компетентности специалистов посредством образования.

При этом основными требованиями к формулировке целей и задач являются следующие: инструментальность, диагностичность, реалистичность, привлекательность и контекстностъ. Учебные цели должны быть встроены в контекст социальной и профессиональной сфер деятельности специалиста и соотнесены с «вершинной» целью - развитием его компетентности.

Современный уровень проникновения широкополосного доступа в Интернет в России превышает 30%. По прогнозам экспертов, к 2015 г. этот показатель увеличится в 2-2,7 раза, а к 2020 г. - в 3-3,16 раза. Представленный прогноз учитывает планы развития как фиксированного, так и беспроводного интернет-доступа [3].

Стоимость услуги дистанционного обучения дешевле прочих форм образования на 32-45%, время обучения меньше на 35-45%, а скорость запоминания учебного материала выше на 15-25%. Если прибавить к этому 2 млн специалистов, которым нужно ежегодно менять профиль работы вследствие закрытия или перепрофилирования предприятий, миграции и других причин, по оценкам Федеральной службы по труду и занятости, то дистанционное обучение с помощью интернет-технологий давно должно было стать в России очень популярным.

ЛИТЕРАТУРА

1. АндрееваЛ.Ю. Маркетинговые инструменты глобальной инновационной гиперконкуренции. М.: Вузовская книга, 2011. С. 328.

2. Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И. и др. Экономика социальной сферы. М., Ростов н/Д.: «МарТ», 2005. С. 174.

3. Мартьянова Т. Достоинства дистанционного образования. Ведомости. 2011. № 75 (2841). 27 апреля.

4. Щенников С.А. Модель открытого образования как основа организации подготовки менеджеров в дистанционных формах // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. МИМ ЛИНК. 2000. Вып. 1. С. 5-12.

5. Эфендиев А., Кратко И., Латышева Л. Маркетинговая активность вуза на рынке образовательных услуг и рынке

труда // РЭЖ. 2004. № 8. С. 82-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.