Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций специалистов в системе маркетингового управления конкурентоспособностью коммерческого банка'

Формирование профессиональных компетенций специалистов в системе маркетингового управления конкурентоспособностью коммерческого банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
993
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БАНКИ / СТРАТЕГИЯ / МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETITIVE ABILITY / COMPETENCY BASED APPROACH / KNOWLEDGE BASED ECONOMY / MARKETING MANAGEMENT / BANKS / STRATEGY / COMPETENCY MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Л. Ю., Андреева А. В., Юдин А. А.

Формирование экономики знаний требует сегодня инноваций в системе образования и рынка образовательных услуг. Система образования все в большей степени воспринимается бизнес-сообществом как процесс, продолжающийся всю жизнь. Экономика знаний также способствует изменению маркетинговой парадигмы. Маркетинговое управление конкурентоспособностью коммерческого банка нацелено не столько на победу над конкурентами, сколько на совместное создание ценностей с потребителями банковских продуктов. Для создания таких ценностей необходимо глубокое знание рынка, потребностей клиентов, квалифицированный персонал, владеющий когнитивными технологиями. Важнейшей составляющей конкурентоспособности банка является компетентностный подход или построение модели компетенций как метода маркетингового управления персоналом. В данной статьей компетенция рассматривается нами как единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью сложившейся ситуации в бизнесе. Повышение квалификации позволяет сотрудникам банка достичь высокой результативности на основе развития знаний, умений, навыков и личностных характеристик. Для оценки конкурентоспособности сотрудника выделяют три вида компетенций: управленческие, профессиональные и корпоративные, совокупность которых может служить основой оценки конкурентоспособности сотрудника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional competencies of experts in a system of marketing management of competitive ability of a commercial bank

Formation of the knowledge-based economy demands diffusion of innovations in the national educational system and educational market nowadays. To an increasing degree the system of education in Russia is accepted by business community as a life-long process. Also the knowledge-based economy does have an impact on changes in a paradigm of modern marketing. Marketing management of a competitive ability of a commercial bank is aimed at not only winning a rival with competitors but on creating some joint customer-unique value with consumers of banking products. In order to fulfill it there is a need in indepth market knowledge, customers' insights, and skilled staff capable to master cognitive technologies. The most important part of competitive resistance of a bank is a competency building approach or modeling of competences as a method of marketing management of personnel. In the article competency researched in the tideway of unity of knowledge, professional experience, as well as ability to think on fit when doing and some behavioral patterns of a human aimed at current business situation. Post-experience education helps banking personnel to gain high performance on a basis of knowledge development as well as know-how and personal characteristics. There are three types of competences in order to estimate a level of competent ability of an employee: managerial, professional and corporate, the complex of which serve as a basis of a competitive ability.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций специалистов в системе маркетингового управления конкурентоспособностью коммерческого банка»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

14 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

АНДРЕЕВА Л.Ю.,

доктор экономических наук, профессор, Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону,

e-mail: andreevalarisa@mail.ru;

АНДРЕЕВА А.В.,

кандидат экономических наук, доцент, Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону,

e-mail: alya_andreeva@mail.ru;

ЮДИН А.А.,

кандидат экономических наук, доцент, Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, e-mail: a_yudin@cn-tr.ru

Формирование экономики знаний требует сегодня инноваций в системе образования и рынка образовательных услуг. Система образования все в большей степени воспринимается бизнес-сообществом как процесс, продолжающийся всю жизнь. Экономика знаний также способствует изменению маркетинговой парадигмы.

Маркетинговое управление конкурентоспособностью коммерческого банка нацелено не столько на победу над конкурентами, сколько на совместное создание ценностей с потребителями банковских продуктов. Для создания таких ценностей необходимо глубокое знание рынка, потребностей клиентов, квалифицированный персонал, владеющий когнитивными технологиями.

Важнейшей составляющей конкурентоспособности банка является компетентностный подход или построение модели компетенций как метода маркетингового управления персоналом. В данной статьей компетенция рассматривается нами как единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью сложившейся ситуации в бизнесе. Повышение квалификации позволяет сотрудникам банка достичь высокой результативности на основе развития знаний, умений, навыков и личностных характеристик.

Для оценки конкурентоспособности сотрудника выделяют три вида компетенций: управленческие, профессиональные и корпоративные, совокупность которых может служить основой оценки конкурентоспособности сотрудника.

Ключевые слова: конкурентоспособность; компетентностный подход; экономика знаний; маркетинговое управление; банки; стратегия; модель компетенций.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF EXPERTS IN A SYSTEM OF MARKETING MANAGEMENT OF COMPETITIVE ABILITY OF A COMMERCIAL BANK

ANDREEVA L.YU.,

Doctor of Economics, professor, Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, e-mail: andreevalarisa@mail.ru;

© Л.Ю. Андреева, А.В. Андреева, А.А. Юдин, 2013

ANDREEVA A.V.,

Ph.D. in Economics, associate professor, Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, e-mail: alya_andreeva@mail.ru;

YUDIN A.A.,

Ph.D. in Economics, associate professor, Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, e-mail: a_yudin@cn-tr.ru

Formation of the knowledge-based economy demands diffusion of innovations in the national educational system and educational market nowadays. To an increasing degree the system of education in Russia is accepted by business community as a life-long process. Also the knowledge-based economy does have an impact on changes in a paradigm of modern marketing.

Marketing management of a competitive ability of a commercial bank is aimed at not only winning a rival with competitors but on creating some joint customer-unique value with consumers of banking products. In order to fulfill it there is a need in indepth market knowledge, customers' insights, and skilled staff capable to master cognitive technologies.

The most important part of competitive resistance of a bank is a competency building approach or modeling of competences as a method of marketing management of personnel. In the article competency researched in the tideway of unity of knowledge, professional experience, as well as ability to think on fit when doing and some behavioral patterns of a human aimed at current business situation. Post-experience education helps banking personnel to gain high performance on a basis of knowledge development as well as know-how and personal characteristics.

There are three types of competences in order to estimate a level of competent ability of an employee: managerial, professional and corporate, the complex of which serve as a basis of a competitive ability.

Keywords: competitive ability; competency based approach, knowledge based economy; marketing management; banks; strategy; competency model.

JEL classification: G21.

В условиях роста неопределенности экономики и увеличения банковских рисков актуальной задачей для обеспечения конкурентоспособности современных кредитных организаций является формирование компетент-ностного подхода к обучению персонала на основе совершенствования системы подготовки и переподготовки специалистов. Построение эффективной системы подготовки и переподготовки персонала является наиболее актуальной задачей для коммерческих банков, реализующих конкурентную модель позиционирования на рынке. В связи с этим, инвестиции в развитие системы обучения персонала считаются приоритетными для коммерческих банков, которые планируют не только сохранить, но и увеличить объемы реализуемых продуктов и услуг и свою долю рыночного присутствия на основе развития компетентностного подхода к подготовке и переподготовке специалистов.

Высокие риски на финансово-кредитном рынке связаны не только с глобализационными трендами, но и с темы вызовами, которые финансовая глобализация продуцирует на локальных рынках, когда, открывая новые возможности для привлечения капитала, создает дополнительные риски.

В этом состоит специфика стратегии развития современного банковского дела, которое может быть эффективным, если опирается на конкурентные преимущества, формируемые, в том числе, на основе развития нематериальных активов, важнейшим из которых является человеческий капитал.

Современные конкурентные стратегии коммерческих банков формируются на основе увеличения стоимости материальных и нематериальных активов, на формировании дополнительных конкурентных преимуществ, направленных на обеспечение финансовой устойчивости и конкурентоспособности кредитной организации. Для формирования и реализации таких преимуществ необходимо наращивать ресурсную базу, привлекая инвестиции в развитие бизнеса, что связано с определенными сложностями и рисками.

В конце 2013 г. для привлечения ресурсов на пополнение активов на рынок глобального капитала для проведения IPO вышел банк «Тинькофф Кредитные Системы» (ТКС Банк), который достаточно успешно работает на основе применения формационно-сетевых инструментов и технологий. Инвесторы фондового рынка высоко оценили стоимость банка «Тинькофф Кредитные Системы» (предварительная оценка составила 3,2 млрд долл., в то время как объем активов ТКС Банк на момент выхода на IPO был меньше 3 млрд долл.). По мнению экспертов, несмотря на различные вариативные модели оценки стоимости банков, цена активов банка ТКС оказалась неправомерно высокой, что способствовало стремительному падению стоимости акций, котировки которых снизились в ходе одного торгового дня на 40% (Головин, 2013).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

Информационный повод, повлиявший на снижение акций, связан с тем, что зарубежные инвесторы приняли российский коммерческий банк за компанию информационного сектора, а акции телекоммуникационных компаний пользуются на рынках повышенным спросом.

Высокая оценка банка «Тинькофф Кредитные Системы» связана с приоритетной концепцией рыночного позиционирования, основанной на продуманной стратегии роста стоимости нематериальных активов, а также конкурентных технологиях работы персонала коммерческого банка, обладающего высоким уровнем знаний в области информационно-сетевых технологий ведения бизнеса и компетенций. Стратегия подготовки и обучения персонала банка ТКС обеспечивает ему устойчивую конкурентоспособность рыночного позиционирования, признаваемую и поддерживаемую его клиентами.

Почему клиенты выбирают банк, который не так давно появился на рынке? У банка ТКС достаточно высокая стоимость кредитных продуктов, взаимодействие с этим банком требует от клиентов не только финансовой, но и информационной грамотности. Следует также отметить, что сервисные продукты и услуги, которые предлагает своим потенциальным клиентам информационно-сетевой банк «Тинькофф Кредитные Системы» существуют и у других российских и зарубежных банков.

В связи с тем, что на современном рынке банковских услуг достаточно сложно разработать и удержать конкурентную стратегию позиционирования коммерческого банка, основанную только на преимуществе продукта (так как известно, что банковские продукты легко копируются и тиражируются на основе современных информационнофинансовых технологий), успешность ТКС банка, скорее всего, связана с качеством обслуживания клиентов.

Клиенты банка отдают преимущество не только кредитным продуктам банка, но и системе сервисного обслуживания, качеству работы персонала, а также профессиональному уровню его специалистов и менеджеров. Удобство и комфортность клиента зависит на современном рынке банковских услуг от инновационности построения финансово-кредитного бизнеса, от профессионализма работников банка, от уровня их знаний и компетенций, которые оказывают непосредственное влияние на формирование доверительного отношения клиентов к банку. Именно на приоритете компетенций специалистов, по нашему мнению, должна формироваться современная стратегия конкурентного позиционирования инновационного банка.

Уровень профессионального менеджмента, заинтересованность и лояльность специалистов позволяют банку создать рыночный сегмент лояльных клиентов, которые будут проявлять спрос на продукты и услуги, интересные самому финансово-кредитному оператору. В связи с этим, для формирования конкурентной стратегии необходима новая маркетинговая концепция развития бизнеса, основанная на компетентностном подходе (Андреева, Сомко, 2013).

Для конкурентного позиционирования коммерческому банку необходимы хорошо подготовленные, лояльно настроенные, грамотные и успешные специалисты, способные не только привлечь, но и удержать клиентов высоким качеством обслуживания. Значимую роль в обеспечении высокого качества обслуживания клиентов играет система подготовки и переподготовки специалистов, которая должна быть организована в каждом банке.

Менеджеры банка, обладающие опытом работы, знаниями, технологиями успешного ведения бизнеса, способны обеспечить конкурентоустойчивость банка за счет целеориентированного подхода к формированию модели эффективного взаимодействия с клиентами и контрагентами, среди которых могут быть и страховые, и сервисные, и телекоммуникационные компании, заинтересованные во взаимодействии с самим банком и его клиентами.

Конкурентоспособный менеджмент способен выделить и развивать специфический сегмент рынка банковских услуг, ориентированный на удобство сервисного обслуживания, комплексные продукты, банкостраховые продукты и высокую долю сервисной и консалтинговой составляющей в структуре финансово-кредитного продукта (Excelling at Strategy Execution..., 2011).

Сложноструктурированные продукты и многоканальность сервисных технологий привлекают в банк новых клиентов, однако, работают с этими потенциальными и реальными клиентами все-таки банковские специалисты, которые должны не только сами хорошо владеть информацией, но и предлагать клиентам доходные, эффективные продукты, формируемые на основе инновационных технологий опережающего маркетинга, создающего условия для обеспечения устойчивого конкурентного позиционирования на рынке.

Использование эффективных информационно-финансовых и инновационных технологий маркетингового позиционирования позволяет банку не только сохранить, но и увеличить конкурентные преимущества, например, за счет разработки и продвижения на рынок комплексных и комбинированных финансово-кредитных продуктов и услуг.

Комбинированные инвестиционные продукты, которые выводят на рынок банковских услуг инновационные кредитные организации, представляют собой банковские вклады с повышенной доходностью, включающие два интегрированных банковских продукта: банковский депозит и ПИФ.

Продукт «Вклад + ПИФ» основан на реализации концепции маркетингового управления привлечением клиентов, когда экономические агенты рынка банковских услуг активно использовали инвестиционные вложения в паевые инвестиционные фонды (ПИФы), чтобы обеспечить себе высокую доходность. Во время кризисных явлений из этих инструментов всегда происходил отток капитала, а на посткризисном рынке интерес к этим инструментам у потребителей финансовых услуг вновь возрастал.

Особенностью современного комбинированного вклада в банке является возможность осуществить определенную диверсификацию финансовых ресурсов клиентов, следовательно, снизить риски вложения денежных средств и

обеспечить доходность этих вложений на уровне, который превышает инфляцию на локальном рынке. Инвестируя средства в комбинированные продукты, клиент, таким образом, решает для себя две задачи:

- обеспечение надежности денежных средств;

- обеспечение доходности денежных средств.

Реализуя на рынке комбинированные продукты, коммерческий банк, во-первых, обеспечивает надежность вклада клиента, во-вторых, привлекает инструменты, обеспечивающие доходность финансовым ресурсам клиента.

Коммерческий банк для того, чтоб обеспечить эффективное вложение средств, представляет клиентам сложноструктурированные продукты, отвечающие интересам клиента. Часть обязательств банк по обслуживанию клиентов банк выполняет сам, а для реализации другой задачи вступает в контрактные отношения с определенной управляющей компании, специалисты которой обладают необходимыми компетенциями для вложения средств клиента банка в более рискованные активы финансового рынка. Такими активами являются основные и производные финансовые инструменты.

Для того чтобы реализовать преимущества, связанные с использованием сложных продуктов, банк должен привлекать контрагентов или иметь для продвижения комбинированных вкладов собственную управляющую компанию, специалисты которой обладают необходимыми компетенциями для работы с рисковыми активами (акциями) или более прогнозируемыми по доходности активами (облигациями). Сложные вклады обеспечивают клиентам банка более высокую доходность и способствуют формированию более доверительных отношений между коммерческим банкам и его контрагентами.

Приобретая пай в коллективном инвестиционном фонде, клиент банка начинает работать с брокером (финансовым консультантом) и менеджером банка, которые представляют ему необходимую информацию для потребительского выбора и формирования линейки продуктовых предпочтений.

Комбинированные вклады требуют финансовой грамотности не только от клиента, но и от специалистов кредитной организации, управляющей и страховой компании, которые вовлекают клиента в систему комплексного финансового обслуживания, используя маркетинговые технологии и инструменты в продвижении своих продуктов. Маркетинг выступает эффективным инструментом привлечения клиентов, если приобретенные комбинированные продукты, объединяющие условия срочного вклада с повышенной процентной ставкой и паевые инвестиционные фонды, принесут их держателям высокую доходность, обеспечив надежность инвестируемых клиентами средств.

В условиях ограниченной ликвидности на современном финансовом рынке показатели по доходности у комбинированных вкладов сохраняют устойчивую динамику роста, например, за один месяц, используя эти инвестиционные инструменты, можно получить ожидаемый доход около 10% от суммы инвестиционного вклада. Важным преимуществом такого продукта является и гарантированность депозитных вложений для клиентов банка в пределах установленных законодательством норм.

Ограничивает использование этих инструментов наличие нескольких факторов. Во-первых, высокий порог входа на рынок для клиентов, который определяется привлекательностью этих инструментов для банка. Во-вторых, небольшой срок инвестиционного договора (6 месяцев), который связан с высокой неопределенностью развития финансового рынка. В-третьих, недостаточно высокий уровень подготовки банковских специалистов для сопровождения комбинированных продуктов, который отмечают клиенты банка.

Инвестиционные вклады достаточно широко представлены на рынке банковских услуг («Вклад + ПИФ» у финансовой корпорации «Уралсиб», «Вклад + ПИФ» у «Бинбанка, вклад «НОМОС - Инвестиционный Депозит», Росбанк «Инвестиционный», продукты ОАО «Сбербанк» и др.), но специалистов, которые могут обеспечить высокую доходность по этим вкладам, явно недостаточно. Это определяет необходимость проведения на системной основе подготовки и переподготовки специалистов коммерческих банков, управляющих и страховых компаний.

Маркетологи банка и специалисты по продвижению сложных продуктов должны не только удовлетворять растущие потребности клиентов, но и формировать их, используя технологии опережающего маркетинга и консалтинга. Важным маркетинговым инструментом увеличения продаж выступает отлаженный механизм банковского консалтинга, который на российском рынке активно используют кредитные менеджеры, а также специалисты, продвигающие которым не только стандартизованные продукты, но и сложные для первоначального восприятия неподготовленных клиентов.

Эффективным маркетинговым инструментом являются кросс-продажи в системе продвижения финансовых продуктов лояльным клиентам банка. Эффективные кросс-продажи снижают трансакционные издержки коммерческого банка и его финансовых партнеров, что обеспечивает рост привлекательности этих маркетинговых инструментов, облегчающих коммуникации финансовых операторов рынка с клиентами.

Вместе с тем, наиболее требовательными клиентами банка, по нашему мнению, являются постоянные клиенты банка, использующие кредитные, инвестиционные и депозитные продукты одновременно. Обслуживание таких клиентов требует от кредитных менеджеров и финансовых консультантов дополнительных знаний и компетенций, а также опыта консалтингового взаимодействия с клиентом на основе систем дистанционного банковского обслуживания. Постоянны клиенты рассматривают прикрепленных к ним банковских специалистов как личных консультантов, которым можно доверить предпочтительный выбор того или иного продукта.

На рынке международного банковского обслуживания такое доверительное взаимодействие между коммерческим банком и потребителями банковских услуг означает институционализацию консалтинговых отношений и появление на финансово-кредитном рынке не только консультантов, брокеров, но и советников, которые обучают

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

клиентов банка правильному использованию продуктов, дают информации о продуктовой линейке и об особенностях инвестирования в те или иные финансовые инструменты.

В этом случае коммерческий банк выступает в роли не только обучающей, но самообучающейся организации, развитие которой отражает стратегическую концепцию опережающего маркетинга, обеспечивающего расширение сегмента рыночного позиционирования финансовой организации, которая представляет собой институт интегрированного менеджмента и консалтинга по финансовым услугам, основанного на доверительном отношении с клиентами и контрагентами банка. Клиенты банка получают от специалиста все необходимые консультации и советы для определения стратегии экономического поведения на рынке финансовых услуг.

Таким образом, чтобы обеспечить в современных условиях конкурентное позиционирование на рынке финансовых услуг, маркетинговое управление развитием банковского бизнеса должно быть направлено не только на расширение продуктовой линейки и увеличения качество сервисного обслуживания, но и на установление доверительных отношений между менеджерами банка и его клиентами на основе создания дополнительных сервисов (Кувшинова, 2013).

Такие взаимоотношений способствуют развитию деловой среды и улучшению предпринимательского климата, невысокий уровень развития которой, как отмечают специалисты в своих работах, ограничивает спрос на банковские продукты и услуги (Коулз, Олейникова, Муравьева, 2009).

Для установления доверительных отношений с клиентами коммерческие банки и их контрагенты должны систематизировать подходы к подготовке и переподготовке менеджеров банка, занимающихся работой с клиентами. Для этого целесообразно сформировать образовательные центры, обеспечивающие формирование центров компетенций и развитие интеллектуального и человеческого капитала.

Реализуя стратегию маркетингового управления развития, крупные банки, играющие на рынке роль финансового супермаркета, стараются привлечь к себе на работу специалистов, обладающих инновационными навыками и развитыми компетенциями для принятия управленческих решений.

Повышению уровня компетентности специалистов способствует тенденция к индивидуализации образовательных процессов, формирование гибких образовательных систем, разработка механизма их адаптации к специфике потребительского спроса и уровню развития рынка на основе модульных образовательных программ, опыт внедрения которых существует на развитых западных финансовых рынках.

Гибкие программы бизнес-образования, разработанные на модульной основе для менеджеров и специалистов крупных компаний, содействуют формированию грамотных и лояльных специалистов, обладающих навыками маркетингового управления и консалтинга, которые непосредственно влияют на обеспечении конкурентоспособности банка.

Многие программы переподготовки специалистов в рамках образовательных центров и корпоративных университетов коммерческих банков возникли на основе обмена опытом с ведущими бизнес-школами развитых стран и столичных центров. Мотивационными факторами, стимулирующими создание центров подготовки и переподготовки специалистов, выступают процессы укрупнения бизнеса, задачи привлечения профессиональных кадров, переход к системной подготовке квалифицированного управленческого персонала, который в современных условиях становится важнейшим конкурентным фактором стратегического преимущества, а также задачи формирования динамической концепции развития бизнеса.

Задачи, которые решают центры подготовки и переподготовки специалистов крупных компаний и корпоративные университеты, нацелены на реализацию в сжатые сроки концепции самообучающейся организации, обеспечивающей динамичное развитие бизнеса.

Учебные центры и корпоративные университеты крупных компаний обеспечивают подготовку специалистов для расширяющихся и вновь открывающихся производств. Такие образовательные центры концентрируются на технологиях передачи знаний и выступают точками роста новой модели профессионального образования (Андреева, 2012).

Собственный корпоративный университет даже крупному бизнесу создать достаточно сложно, но его формирование, несмотря на необходимость значительных инвестиций, снижает неэффективные издержки, которые компании несли вследствие распыления средств по внешним образовательным организациям на переподготовку специалистов.

Обычно крупные корпоративные университеты формируются поэтапно и расширяют свою деятельность поэтапно и параллельно развитию производств, когда процесс и технологии обучения развиваются непрерывно в целях реализации задач модераторов проекта, выступающих инвесторами.

При формировании и развитии корпоративных университетов возникают проблемы не только с разработкой обучающих программ, подбором преподавателей, но и с переподготовкой самих обучающих кадров. Многие крупные предприятия уже на этапе создания образовательных центров столкнулись с проблемой ограниченности преподавательского состава, успешно сочетающего в себе теоретические и практические навыки.

Эффективной практикой считается переподготовка преподавателей корпоративных университетов в рамках наиболее успешных программ известных зарубежных бизнес-школ в целях эффективной организации учебного процесса. Особенностью бизнес-программ корпоративных университетов является преимущественно их практикоприкладной характер.

Направления и содержания программ переподготовки формируются в соответствии с запросами корпоративных структур и самих обучающихся, а также условиями индивидуальной программ обучения, в том числе форматов

и сроков переподготовки. Бизнес-образование с самого начала формировалась как практико-прикладной формат с высокой вариативной составляющей. Именно пожелания и предпочтения бизнес-структур по программам переподготовки специалистов способствовали стремительной модернизации системы профессионального образования, способной быстро реагировать на социальные и экономические потребности на основе оперативной разработки образовательных программ.

Взаимодействие корпоративных университетов с бизнес-школами и другими образовательными центрами обеспечивает повышение гибкости и доступности образования, рост спроса на программы повышения квалификации, формирование мотивирующих механизмов, обеспечивающих рост квалификации специалистов и рационированию системы квалификаций, за счет упразднения дублирования квалификаций при обучении.

В заключение можно сделать вывод, что для будущего развития российской экономики одной из ключевых проблем является качество институтов, прежде всего, финансовых. Без проведения институциональных реформ, необходимость которых в условиях стагнации стала очевидной, единственным условием, при котором экономика страны будет способна сохраниться, является устойчивое повышение мировых цен на нефть. Этот фактор развития не является устойчивым, поэтому институциональные преобразования необходимы во многих секторах отечественной экономики.

Наиболее значимыми они являются в банковской сфере, потому что для обеспечения экономического роста необходимы ресурсы, а также в системе образования, которая обеспечивает развитие важнейшего фактора производства - человеческого капитала.

Основой компетентностного подхода в системе маркетингового управления банком с целью повышения его конкурентоспособности выступает разработки таких совместных образовательных программ с университетами и бизнес-школами, которые позволят подготавливать квалифицированные кадры, удовлетворяющие задачам конкурентного позиционирования банка на рынке.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева Л.Ю. (2012). Маркетинговые инструменты реализации концепции корпоративной идентичности // TERRA ECONOMICUS. Том 10. № 1 (Ч. 3).

АндрееваЛ.Ю., СомкоМ.Л. (2013). Система профессиональных компетенций, переподготовки и повышения квалификации работников крупных компаний как фактор экономической динамики // Философия хозяйства. Альманах центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. № 6. С. 114-124.

Головин А. (2013). Конкурентные стратегии в банкинге // Банковское обозрение. № 12(179).

Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. (2009). Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. М., С. 7.

Кувшинова О. (2013). Затяжная стагнация // Ведомости. № 177(3439) от 26 сентября. Доступно на: http://www. vedomosti.ru/newspaper/article/537371/zatyazhnaya-stagnaciya#ixzz2gl58EJSs.

Excelling at Strategy Execution: Cases from the Financial Services Industry, a BSR Reader (2011). Harvard Business Publishing Newsletters. Доступно на: http://hbr.org/product/excelling-at-strategy-execution-cases-from-the-financial-services-industry-a-bsr-reader/an/10907-PDF-ENG from August, 01.

REFERENCES

Andreeva L.Yu. (2012). Marketing instruments of concept realization of corporate identity. TERRA ECONOMICUS. Volume 10. Issue № 1 (Part 3). (In Russian.)

Andreeva L.Yu., Somko M.L. (2013). The system of professional competencies, training and retraining of personnel qualification of major corporations as a factor of economic dynamic. The Philosophy of Economy. Almanac of social sciences and economic department of Moscow State University named after M.V. Lomonosov. Issue № 6. P. 114-124. (In Russian.)

Excelling at Strategy Execution: Cases from the Financial Services Industry, a BSR Reader (2011). Harvard Business Publishing Newsletters. Available at: http://hbr.org/product/excelling-at-strategy-execution-cases-from-the-financial-services-industry-a-bsr-reader/an/10907-PDF-ENG from August, 01.

Golovin A. (2013). Competitive strategies in banking. "Banking Review". Issue № 12(179). (In Russian.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

KoulzM., Oleinikova O.N., Muravieve A.A. (2009). National system of qualifications. Providing demand and supply of qualifications of a labor market. Moscow. P. 7. (In Russian.)

Kuvshinova 0. (2013). Sustained stagnation. VedomostiNewspaper. Issue № 177(3439) from September, 26. Available at: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/537371/zatyazhnaya-stagnaciya#ixzz2gl58EJSs. (In Russian.)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.