Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РОССИИ НА 2020 ГОД'

ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РОССИИ НА 2020 ГОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1356
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНДЕКСАЦИЯ / ПЕНСИОНЕРЫ / PENSION / RETIREMENT BENEFITS / INDEXATION / PENSIONERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семёнова Надежда Сергеевна

В Российской Федерации пенсионная система имеет важное значение не только в социальном, общественном или политическом аспектах деятельности государства в целом, но и непосредственно в его финансово-бюджетной сфере. Пенсионная система оказывает очень сильное влияние как на процессы формирования и перераспределения денежных средств в 43 региональных и отраслевых аспектах, так и поддержания стабильности и сбалансированности финансовой системы государства. От изменений, проводимых на уровне государства, всецело зависит уровень жизни населения. Наиболее уязвимой группой населения в России являются пенсионеры. И государство, выступающее в качестве страховщика по пенсионному обеспечению, берет на себя обязательства для поддержки достойного уровня жизни. Для этого Пенсионным фондом России производится ежегодная индексация пенсии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN PENSION PROVISION IN RUSSIA FOR 2020

In the Russian Federation, the pension system is of great importance not only in the social, social or political aspects of the state's activities as a whole, but also directly in its financial and budgetary sphere. The pension system has a very strong impact on the processes of formation and redistribution of funds in 43 regional and sectoral aspects, as well as maintaining the stability and balance of the financial system of the state. The standard of living of the population depends entirely on the changes carried out at the state level. The most vulnerable group of the population in Russia is pensioners. And the state, acting as the pension insurance insurer, is committed to maintaining a decent standard of living. For this, the Pension Fund of Russia makes an annual indexation of the pension.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РОССИИ НА 2020 ГОД»

ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РОССИИ

НА 2020 ГОД Семёнова Н.С. Email: Semyonova699@scientifictext.ru

Семёнова Надежда Сергеевна - студент магистратуры, факультет экономики и управления, Забайкальский государственный университет, г. Чита

Аннотация: в Российской Федерации пенсионная система имеет важное значение не только в социальном, общественном или политическом аспектах деятельности государства в целом, но и непосредственно в его финансово-бюджетной сфере. Пенсионная система оказывает очень сильное влияние как на процессы формирования и перераспределения денежных средств в 43 региональных и отраслевых аспектах, так и поддержания стабильности и сбалансированности финансовой системы государства. От изменений, проводимых на уровне государства, всецело зависит уровень жизни населения. Наиболее уязвимой группой населения в России являются пенсионеры. И государство, выступающее в качестве страховщика по пенсионному обеспечению, берет на себя обязательства для поддержки достойного уровня жизни. Для этого Пенсионным фондом России производится ежегодная индексация пенсии.

Ключевые слова: пенсия, пенсионное обеспечение, индексация, пенсионеры.

CHANGES IN PENSION PROVISION IN RUSSIA FOR 2020

Semyonova N.S.

Semyonova Nadezhda Sergeevna - Graduate Student, FACULTY OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, TRANSBAIKAL STATE UNIVERSITY, CHITA

Abstract: in the Russian Federation, the pension system is of great importance not only in the social, social or political aspects of the state's activities as a whole, but also directly in its financial and budgetary sphere. The pension system has a very strong impact on the processes of formation and redistribution of funds in 43 regional and sectoral aspects, as well as maintaining the stability and balance of the financial system of the state. The standard of living of the population depends entirely on the changes carried out at the state level. The most vulnerable group of the population in Russia is pensioners. And the state, acting as the pension insurance insurer, is committed to maintaining a decent standard of living. For this, the Pension Fund of Russia makes an annual indexation of the pension. Keywords: pension, retirement benefits, indexation, pensioners.

УДК 338.001.36

Важное значение придается проведению стратегического и оперативного анализа текущего функционирования пенсионной системы в целом и Пенсионного фонда России в частности. В ходе работы был проведен традиционный анализ основных показателей. Динамика средних размеров пенсий 2019 - 2020 гг. представлена в таблице. Из таблицы видно, что прирост страховых пенсий по старости значительнее увеличилось для неработающих пенсионеров по состоянию на 01.01.2020г. на 6,6%. Социальные пенсии возросли на 0,1 %. Размер для неработающих пенсионеров составил 15523,89 руб. Рост страховых пенсий неработающих пенсионеров с 1 января 2020 г. рассмотрен на рисунке. В ходе анализа основных причин роста средних сумм назначенных трудовых пенсий, необходимо уделить особое внимание такому процессу, как индексация размеров пенсий.

Наименование показателей на 31 декабря 2018 года на 31 декабря 2019 года Прирост за 2019 год на 01 января 2020 года Прирост за 2020 год

руб. % руб. %

Средний размер пенсии, рублей 12 467,38 13 240,59 +773,21 6,2 13 877,99 +637,40 4,8

Страховые пенсии 13 003,41 13 857,42 +854,01 6,6 14 597,02 +739,60 5,3

из них:

- по старости 13 402,28 14 294,99 +892,71 6,7 15 058,05 +763,06 5,3

по старости неработающих 13 517,78 14 564,04 +146,26 7,7 15 523,89 +959,85 6,6

по старости работающих 12 977,54 13 280,13 +302,59 2,3 13 301,05 +20,92 0,2

- по инвалидности 8 574,60 9 135,36 +560,76 6,5 9 562,20 +426,84 4,7

- по случаю потери кормильца 8 799,52 9 208,40 +408,88 4,6 9 775,45 +567,05 6,2

Государственные пенсии 9 003,47 9 238,40 +234,93 2,6 9 242,47 +4,07 0,0

из них:

Социальные пенсии 9 093,56 9 338,47 +244,91 2,7 9 344,30 +5,83 0,1

пенсии военнослужащих и членов их семей 13 397,17 13 620,87 +223,70 1,7 13 642,20 21,33 0,2

федеральные гос. гражданские служащие 17 983,73 19 209,48 +1225,75 6,8 20 271,13 +1061,65 5,5

пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф и члены их семей 16 190,25 16 471,07 +280,82 1,7 16 666,09 +195,02 1,2

пенсионеры - бывшие народные депутаты РФ созыва 1990 - 1995 г. и их помощники 63 580,14 66 314,09 +2733,95 4,3 66 314,09 0,00 0,0

Процесс индексации проводится правительством в зависимости от темпов инфляции в стране с целью повышения реальной суммы пенсионных выплат. Индексация представляет собой один основной фактор повышения пенсий, но не единственный в своем роде. Рост числа так называемых льготных категорий пенсионеров обуславливает увеличение численности пенсионеров в целом по стране.

Наличие таких категорий и их постоянное увеличение становится причиной повышения финансовой нагрузки на Пенсионный фонд, поскольку кроме выплат основных трудовых пенсий, ему приходится искать резервы для выплат пенсий лицам, не достигшим пенсионного возраста.

Как следствие этих изменений - низкий уровень пенсий, получаемых населением, не соответствующий сложившемуся в стране уровню цен.

На 6,6 Щ*

С 1 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА УВЕЛИЧЕНА СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ 193 тыс. НЕРАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ

СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ

175.3 тыс. неработающих пенсионеров

СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ ПО ИН ВАТИДН ОС Ш 7.6 тыс. неработающих пенсионеров

СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СПК 10 тыс. неработающих пенсионеров

15 523,85 руб.

9 565,46 руб.

9 813,13 руб.

+960 I

14 564,04 руб.

8 992,13 руб.

9 223,75 руб.

Рис. 1. Рост страховой пенсии неработающих пенсионеров с 1 января 2020 г.

Согласно изменениям, внесенным в апреле в федеральный закон «О государственной социальной помощи» и федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», пересмотрены правила подсчета социальной доплаты к пенсии до прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ. Принятые поправки в закон предполагают, что доходы пенсионера, которые включают в себя пенсии, социальные выплаты и некоторые другие меры господдержки, сначала доводятся социальной доплатой до прожиточного минимума, а затем повышаются на суммы проведенных индексаций.

Таким образом, прибавка в результате индексации устанавливается сверх прожиточного минимума пенсионера и не уменьшает доплату к пенсии.

Новые положения закона распространяют свое действие на период начиная с 1 января 2019 года и таким образом охватывают проведенные ранее индексации выплат пенсионерам. В январе страховые пенсии неработающих пенсионеров были проиндексированы на 7,05%, в феврале на 4,3% проиндексированы ежемесячные денежные выплаты, пенсии по государственному обеспечению в апреле увеличены на 2%.

Повышения пенсий и ежемесячной денежной выплаты в результате прошедших индексаций пересмотрены и установлены в новых размерах начиная с мая. Перерасчет коснулся не только федеральной социальной доплаты, предоставляемой Пенсионным фондом России, но и региональной социальной доплаты, которую выплачивают органы социальной защиты субъектов РФ.

Темпы индексации базовой части в целях приближения к величине прожиточного минимума пенсионера могут быть выше темпов инфляции, но для этого они должны устанавливаться в отдельном федеральном законе. Размер накопительной части трудовой пенсии индексируется ежегодно. Индексация производится с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Перерасчет накопительной части пенсии осуществляется (один раз в три года) в том случае, если пенсионер продолжает работать после назначения пенсии.

Таким образом, очевидно закладываемое изначально различие в размерах и темпах роста составных элементов трудовой пенсии. В случае, если индексация базовой части пенсии будет осуществляться темпами, не превышающими темпы инфляции, неизбежно постепенное падение коэффициента замещения. Это вынужденная мера, вызванная сокращением количества плательщиков взносов и увеличением числа пенсионеров. Переход от индексации пенсий по росту заработной платы к смешанной индексации или индексации по темпам инфляции все шире распространяется в мировой практике, и отказаться от него, вернувшись к старой схеме и сохраняя постоянный коэффициент замещения, можно только через увеличение тарифов

страховых взносов. Кроме различий в темпах индексации, рассмотренная схема предопределяет опережающий рост расходов на страховую часть трудовой пенсии, компенсация которой никак не оговорена в действующем законодательстве - за исключением случая, когда профицит бюджета базовой части направляется на ликвидацию дефицита страховой части.

Однако суммы, направляемые из базовой части в страховую, не будут отражены в ее доходной части и, следовательно, не пойдут ни в зачет пенсионных прав застрахованных лиц ни на индексацию страховой части с учетом этих дополнительных поступлений.

Неработающим пенсионерам, которым назначено страховое обеспечение, повысят пенсии с 1 января 2020 года. Это сделано за счет индексации на 6,6% - цены одного пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты ФВ к пенсии. При этом проиндексируют страховые выплаты только для неработающих пенсионеров. Помимо индексации, изменение пенсий в январе 2020 года произошли за счет утверждения в регионах Российской Федерации новых значений прожиточного минимума пенсионера. Для работающих пенсионеров никаких изменений в январе 2020 года не произошло. Прибавка для работающих пенсионеров будет выплачиваться с августа 2020, когда ПФР проведет перерасчет за стаж, наработанный за 2019 г. Величина доплаты будет зависеть от количества пенсионных коэффициентов, заработанных за прошедший год.

Демографическая ситуация в России крайне неблагоприятная для долгосрочного развития экономики. Так, например, население страны считается старым, если доля людей от 65 лет превышает 7%.

В России таких людей 16% от общей численности населения по итогам 2017 года. Немаловажен тот факт, что численность лиц старше трудоспособного возраста на 10,9 миллиона человек превышает численность лиц моложе трудоспособного возраста. Разница между двумя группами граждан в 5% от общей численности крайне неблагоприятна для демографической ситуации в стране. Так как в России распределительная пенсионная система с элементами накопительной, неблагоприятная демографическая ситуация отражается на пенсионной системе. Таким образом, выплачивая трудовую пенсию за счет страховых взносов работников, число которых постоянно уменьшается, во многом зависит поддержки государства и его социальных программ.

Список литературы /References

1. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. № 29.

2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. № 51.

3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. № 51.

4. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 4.07.2002 № 111-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 30.

5. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008. № 18.

6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013. № 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.