Научная статья на тему 'Современные проблемы пенсионного фонда Российской Федерации и возможные пути их решения'

Современные проблемы пенсионного фонда Российской Федерации и возможные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1407
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
BUDGET POLICY / PENSION FUND / THE PROBLEMS OF THE PENSION FUND / RETIREMENT AGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алам Мила, Лескова Виктория Владимировна

В настоящее время в Пенсионном фонде РФ имеется ряд проблем. Наиболее существенной является проблема финансирования фонда и его сбалансированность. Снижение налогов, увеличение продолжительности жизни и повышение пенсионного фонда сказывается негативным образом на финансовое положение бюджета. На фоне этих событий государство приготовило ряд реформ, способствующих стабилизации положения. Учитывая Российские реалии и иностранный опыт Правительство прияло ряд мер, такие как повышение пенсионного возраста, изменение порядка индексаций и общая реформация политики выплат. Все это коснётся не только Пенсионного фонда, но и некоторых социальных аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы пенсионного фонда Российской Федерации и возможные пути их решения»

УДК: 336.143.01

Экономические науки

Алам Мила, студентка, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва Лескова Виктория Владимировна,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация: В настоящее время в Пенсионном фонде РФ имеется ряд проблем. Наиболее существенной является проблема финансирования фонда и его сбалансированность. Снижение налогов, увеличение продолжительности жизни и повышение пенсионного фонда сказывается негативным образом на финансовое положение бюджета. На фоне этих событий государство приготовило ряд реформ, способствующих стабилизации положения. Учитывая Российские реалии и иностранный опыт Правительство прияло ряд мер, такие как повышение пенсионного возраста, изменение порядка индексаций и общая реформация политики выплат. Все это коснётся не только Пенсионного фонда, но и некоторых социальных аспектов.

Ключевые слова: бюджетная политика, Пенсионный Фонд, проблемы ПФР, пенсионный возраст.

Annotation: Currently, the Pension Fund of the Russian Federation has a number of problems. The most significant is the problem of financing the fund and its balance. The reduction of taxes, the increase in life expectancy and the increase of the pension fund have a negative impact on the financial position of the budget. Against the backdrop of these events, the state has prepared a series of reforms that contribute

to the stabilization of the situation. Given the realities of Russia and foreign experience, the Government has taken a number of measures, such as raising the retirement age, changing the order of indexation and general reform of the policy of payments. All this will affect not only the Pension Fund, but also some social aspects.

Key words: budget policy, the Pension Fund, the problems of the Pension Fund, the retirement age.

Одной из важнейших задач бюджетной политики Российской Федерации на протяжении ее существования является обеспечение долгосрочного равновесия и устойчивости Пенсионного Фонда России. Целью исследования является проанализировать основные параметры бюджета ПФР, сделать выводы и предложить один из возможных вариантов оптимизации расходов.

Так как Пенсионный Фонд является крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России, проблема его несбалансированности делает затруднительным выполнение его основных функций (установление и выплата пенсий, выдача государственных сертификатов на материнский капитал, назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др., адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ, реализация международных соглашений и др.) [6].

Для начала, выделим несколько проблем. В 2005 году государство провело налоговую реформу, нацеленную на поддержку малого бизнеса путём снижения налогового бремени. Еще одной причиной уменьшения налоговой нагрузки было масштабное развитие теневого сектора экономики, увеличение количества людей, скрывающих свои реальные доходы, чтобы уйти от обязательных выплат в бюджет. В рамках этой борьбы было принято решена о снижении отчислений в ПФР на 8% и заморозке регрессионной шкалы уплаты страховых взносов. В результате данных мер, не справляющийся с увеличением стареющего населения бюджет пенсионного фонда стал пополнятся за счет средств федерального бюджета.

Недостаток средств на финансирование базовой части трудовой пенсии, возникший с 2005 г. в размере 173 млрд. руб., к 2009 г. увеличился до 468 млрд. руб. . Дефицит бюджета ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, который в начале пенсионной реформы 2002 г. составлял 135 млрд. руб., к концу 2009 г. увеличился до 466 млрд. руб. [1].

Причиной возрастания дефицита ПФР послужила также передача с 1 января 2010 г. из Федерального бюджета базовой части трудовой пенсии на финансирование Пенсионному фонду.

Еще одной проблемой в том числе оказывающей давление на бюджет пенсионного фонда в России является наличие в пенсионной системе нашего государства значительного количества пенсий, назначающихся до наступления установленного пенсионного возраста [4]. Эту особенность называет одним из главных отличительных особенностей ПСРФ от зарубежных.

В 2017 году число людей, получающих пенсию досрочно достигло 34% от всего числа пенсионеров по старости (около 10млн. человек) и с каждым годом, по прогнозам специалистов, будет только расти, увеличивая расходы Пенсионного фонда.

В настоящее время 44,4% (15,9 млн. чел.) получателей трудовых пенсий составляют лица, на назначение пенсий которым пенсионный возраст не влияет, из них: 10,5 млн. чел. - получатели досрочных пенсий по старости (в том числе работники, занятые на работах с тяжелыми и опасными условиями труда - 2,8 млн. чел.; лица, работавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - 2,5 млн. чел.; работники, занятые на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - 1,98 млн. чел.), а также 3,9 млн. чел. - получатели пенсий по инвалидности и 1,8 млн. чел. - получатели пенсий по случаю потери кормильца .

В структуре новых назначений трудовых пенсий перечисленные категории получателей составляют примерно столько же - 42,5%. При этом более 73% получателей досрочных пенсий по старости, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, продолжают работать, причем три четверти из них на тех же рабочих местах.

Как уже было сказано выше, имеющийся бюджет пенсионного фонда не способен справится с оказываемым на него давлением в связи с ежегодным увеличением количества людей, получающих пенсии [3]. Необходимо было скорректировать бюджет для покрытия новых расходов, что и сделало в конце 2017 года Правительство РФ. Новый бюджет был утверждён президентом В.В.Путиным и учитывал возрастающие статьи социальных расходов.

В соответствии с бюджетом, в 2018 году расходы Пенсионного фонда на пенсионное обеспечение россиян вырастут на 278 млрд. рублей и составят 7,20 трлн. рублей. Расходы на социальные выплаты вырастут на 11,7 млрд. рублей и составят 982 млрд. рублей.

Новый бюджет предусматривает увеличивающиеся в связи с инфляцией индексации, страховые пенсии и другие виды социальной помощи.

Так, страховые пенсии, включая фиксированную выплату, неработающих пенсионеров с 1 января 2018 года будут увеличены на 3,7%, что выше показателя прогнозной инфляции. Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 983,9 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла - 81,59 рубля (в 2017 году - 78,58 рубля). Среднегодовой размер страховой пенсии по старости вырастет до 14 075 рублей (1612,1% к прожиточному минимуму пенсионера).

Новый бюджет обещает пенсионерам благополучие, обеспечивая доход не ниже прожиточного минимума по региону. Если с учетом всех повышающих пенсий факторов минимум не набирается, государство обещает произвести

доплату за счет регионального бюджета. Это позволит всем неработающим пенсионерам быть уверенными в том, что имеющихся средств хватит на оплату ЖКХ, учитывая льготы, продукты питания и иные необходимые для жизни расходы. На эти цели в бюджете ПФР заложено 94,6 млрд. рублей.

Столкнувшись с определёнными трудностями в достаточном финансировании пенсионного фонда, государство готовит несколько реформ. Осуществление задуманного, по их словам, должно пройти не позднее 2020 года иначе недостаток средств в бюджете пенсионного фонда придется возмещать за счет уменьшения выплат по другим социальным программам. Что скажется достаточно негативно наЬезащищенных слоях населения. Аналитики предсказывают волну негодования среди жителей России, после вступления в силу нового нормативно-правового акта. В том числе из-за уже имеющихся жалоб от жителей регионов на недостаточный размер пенсионных выплат. В то время как растут тарифы на оплату ЖКХ, цены на продуктовую корзину и иные расходу связанные с образованием и здравоохранением, размер пенсий повышается недостаточно для того, чтобы покрыть увеличивающиеся расходы.

Одними из тех, кто почувствует на себе изменения в законодательстве будут пенсионеры. Грядущая реформа заключается в том, чтобы отменить выплаты пенсий людям, достигшим пенсионного возраста, но все еще работающим по профессии. Таким образом могут лишиться финансовой поддержки со стороны государства те пенсионеры, которые зарабатывают больше 1000000 рублей в год. При пересчете на месячную зарплату выходит около 83 000 рублей. С одной стороны, мера кажется вполне оправданной, ведь при таких доходах люди не нуждаются в дополнительной помощи. Но с другой, нет информации, будет ли этот порог одинаковым во всех городах. Ведь если для столицы и других крупных городов такой заработок достаточен, то в некоторых селениях этот порог более чем высок и подлежит коррекции.

Средний уровень зарплат

■ Орел

■ Рязань

■ Пенза

■ Свердловск

■ Коми

■ Санкт-Петербург

■ Камчатка

■ Сахалин

■ Москва

■ Ямало-Ненецкий А.О.

Таблица 1. Статистика сравнения средних зарплат России по регионам. Источник: http://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplaty-v-rossii.html.

Следующие изменения будут касаться индексаций пенсионных выплат. Меры по изменению правил индексации уже были частично проведены государством. Так в 2016 году отменили обязательную индексацию пенсий, выплачиваемых работающим пенсионерам. Теперь же им положена только финансовая помощи от государства.

Многие граждане обошли эту реформацию стороной, поскольку с 2016 года не накопился тот уровень пропущенных индексаций, чтобы разница в пенсиях была существенна. Тем более, что в 2016 году гражданам должны были 2 раза повысить сумму, которую платит государство поле достижения пенсионного возраста. И данное правило было соблюдено в полной мере. Получается, что для неработающих пенсионеров нет никаких особенностей. Все та же индексация, все те же выплаты. Даже порядок назначения финансовой поддержки остался без изменений.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии. Заместитель председателя правительства Ольга Гольц подтвердила, что формирование накопительной части пенсии в ближайшие три года. Не исключено, что эта часть пенсии в ближайшее время и вовсе будет отменена. Бюджет пенсионного фонда на 20172019 гг. уже был сформирован таким образом, что весь объём тарифа страхового взноса ОПС будет направлен на формирование страховой части.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположению замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2019 года

[5].

Новости о грядущих изменениях на этом не иссякли. Главным, по мнению, как государства, так и граждан, остается вопрос о повышении пенсионного возраста. Мы считаем данную меру необходимой.

Начнем с того, что в 2017 Всемирный экономический форум сказал, что люди должны продолжать работать до 70 лет в таких странах, как

Великобритания, США, Япония и Канада. По их мнению, увеличение будет необходимо, так как к 2050 году число людей старше 65 лет будет более чем втрое до 2,1 миллиарда, а!число рабочих на!одного пенсионера!сократится до четырех. Майкл Дрекслер, глава!финансовых и инфраструктурных систем Всемирного экономического форума сказал, что ожидаемый рост долголетия стал финансовым эквивалентом изменения климата. В Великобритании государственный пенсионный возраст должен увеличиться с 65 в 2018 году до 68 к 2046 году. В докладе за Департамент по работе и пенсиям в начале этого года было предложено, чтобы работники до 30 лет не могли получить государственную пенсию до 70 лет [8].

Понятно, что подобные аргументы можно использовать применительно к России (помимо того, что постоянно растут расходы ПФР).

Во-первых, количество работающих пенсионеров значительно выросло за 15 лет, что указывает на сохранение ими трудоспособности. Это связано, в первую очередь, с развитием здравоохранения [2]. 16 14 12 10 8 6 4 2 0

Рис 1. Рост числа работающих пенсионеров, млн.. Источник: Демографический ежегодник России. 2016. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B15_16/Main.htm.

Во-вторых, влияние имеет изменение демографических тенденций, и в частности рост общей продолжительности жизни, особенно за последние 5 лет.

2000 2013

Например, на данный момент доля людей старше 60 лет в России составляет 19%, в США- 19,7%, в Великобритании - 28%.

В-третьих, происходит постоянное увеличение нагрузки на экономику, а именно рост соотношения нетрудоспособного и трудоспособного населения; увеличение пенсионной нагрузки на «бизнес», в основном неизбежное

повышение размера страховых тарифов [7].

Год Трудоспособный возраст Старше трудоспособного возраста

2017 56,7 25,1

2018 56 25,5

2019 55,3 26

2020 54,9 26,3

2021 54,4 26,7

2022 54 27,1

2023 53,8 27,3

2024 53,7 27,5

2025 53,7 27,7

Таблица 2. Соотношение населения трудоспособного возраста и лиц старше трудоспособного возраста. Источник: Демографический ежегодник России. 2016. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B15_16/Main.htm (Дата обращения: 11.03.2018).

Эксперты РАНХиГС, чьи разработки используются правительством, подготовили 4 сценария повышения пенсионного возраста. При каждом из них пенсионный возраст становится больше 60 лет, причем повышение происходит постепенно, в течение нескольких лет. Самым эффективным мы считаем сценарий повышения пенсионного возраста у мужчин до 63 лет ,а у женщин до 60 у женщин с периодом повышения 8 и 12 лет соответственно. В таком случае кумулятивный финансовый эффект составит 4,1% по отношению к ВВП в 2030годы и 18,8% в 2050 году.

Однако, как мы можем увидеть на практике, мало кто по достижению пенсионного возраста, женщины 55 лет, мужчины 60, прекращает трудовую деятельность. Это обстоятельство может быть вызвано разными факторами такими как любовь к профессии, заинтересованность, редкая, но достаточно востребованная специальность, потребность в социуме, улучшение здравоохранения, позволяющего пенсионеру заниматься любимым делом.

Следовательно, предложение о повышении пенсионного возраста положительно скажется не только на бюджете Пенсионного Фонда, но и на некоторых социальных аспектов.

Библиографический список:

1. Данные Федерального Казначейства и федеральных законов «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации» на 2017 год, на 2018-2020годы, «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» за 2010-2016 гг.

2. Демографический ежегодник России. 2016. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B15_16/Main.htm (Дата обращения: 11.03.2018).

3. Долина О. Н. Финансовые проблемы Пенсионного фонда Российской Федерации. 2016. С 2.

4. Куртин А. В. О Пенсионной системе России.// Пенсионные деньги. - 2010. с. 26.

5. Люлев Ю. Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования. //Вопросы экономики. 2009. с. 10.

6. Пенсионный фонд Российской Федерации. URL: http://www.pfrf.ru/ (Дата обращения: 27.03.2018).

7. Соловьев А. К., Попов В. Ю. Социально - экономическое обоснование повышение пенсионного возраста в Российской Федерации. 2015. с. 3.

8. Chris Johnston. Call to raise retirement age to at least 70. URL:http://www.bbc.com/news/business-40057117 ( Дата обращения: 15.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.