Научная статья на тему 'Изменения в оплате труда работников бюджетной сферы: отказ от Единой тарифной сетки'

Изменения в оплате труда работников бюджетной сферы: отказ от Единой тарифной сетки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
779
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров Ф. Н.

ИЗМЕНЕНИЯ В ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ: ОТКАЗ ОТ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадыров Ф. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в оплате труда работников бюджетной сферы: отказ от Единой тарифной сетки»

Консультирует «М3» Консультант — Ф.Н.Кадыров

ИЗМЕНЕНИЯ В ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ: ОТКАЗ ОТ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ

КОНСУЛЬТАНТ — ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ЖУРНАЛА, Д.Э.Н. Ф.Н.КАДЫРОВ

Правительство РФ сделало новый серьезный шаг на пути дифференциации оплаты труда работников различных отраслей, приняв Постановление от 22 сентября 2007 г. № 605 г. «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Тем самым осуществлен окончательный переход на новую отраслевую систему оплаты труда и, по сути дела, для этой категории работников это означает отмену Единой тарифной сетки (ЕТС).

Тарифная сетка, подразделяющая всех работников бюджетной сферы на 18 разрядов, была удобна во времена высокой инфляции, так как позволяла оперативно и просто индексировать зарплаты всем бюджетникам. Расходы на оплату труда были в этой ситуации хорошо прогнозируемы. Но у ЕТС имеются и отрицательные стороны. ЕТС не учитывает специфики труда работников различных отраслей. Кроме того, ЕТС — это очень жесткая конструкция — если уж происходит повышение, то одновременно у всех работников бюджетной сферы вне зависимости от ситуации в каждой

отдельно взятой отрасли. А потому каждая индексация требовала серьезных бюджетных расходов, либо сопровождалась относительно небольшим повышением уровня оплаты труда.

Разговоры об отмене ЕТС велись не первый год. Особенности труда каждой отрасли, каждой профессиональной группы требовали дифференцированного подхода и к принципам формирования оплаты труда. Предлагалось начислять зарплату бюджетникам не по уравнительной ЕТС, а на основе так называемых «отраслевых систем».

Обращаем внимание на то, что данное Постановление касается систем оплаты труда только работников федеральных бюджетных учреждений. Юридической основой принятия данного Постановления явилась статья 4.1 Федерального закона № 22-ФЗ, в соответствии с которой по решению Правительства Российской Федерации для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться иная система оплаты труда, отличная от Единой тарифной сетки.

Формально с 2005 года в соответствии с Федеральным законом 122-ФЗ единая сетка осталась действовать только на федеральном уровне. Федеральный закон № 22-ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» в новой

Менеджер

здравоохранения .

Консультирует «М3» Консультант — Ф.Н.Кадыров

редакции стал называться «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Регионы же получили право разрабатывать свои собственные региональные системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Однако в целом отказаться от единой сетки так и не удалось: большинство регионов (за редким исключением, например, Санкт-Петербурга) разрабатывали свои региональные системы оплаты труда работников бюджетной сферы, фактически опираясь на ту же самую Единую тарифную сетку, внося модификацию лишь в части надтарифной оплаты.

Ныне же предлагается принципиально поменять подход к установлению величины заработка. Зарплата будет зависеть от таких факторов, как объем работы, диапазон профессиональных обязанностей и должностных требований внутри одной квалификационной группы, уровень образования и квалификации конкретного работника. Для каждой из квалификационных групп планируется установить утверждаемый Правительством базовый оклад. А все остальное будут регулировать повышающие коэффициенты двух видов: компенсационные и стимулирующие.

Закономерен вопрос: насколько введение новой системы расчета зарплаты предполагает ее обязательный рост? Конечно, сама такая возможность логично следует из нового подхода к формированию заработков. Тем более, что в Постановлении указано, что снижение уровня зарплаты невозможно. Однако гарантий существенного повышения уровня оплаты труда нет. Для начала в качестве ориентира для уровня будущих зарплат будут использованы нынешние бюджетные ассигнования. Суммы эти примерно одинаковы для всех федеральных бюджетных учреждений в расчете на одного занятого.

Существенно повысится самостоятельность руководителей бюджетных учреждений. Тем не менее, нельзя абсолютизировать этот момент. Уже приходится столкнуться с комментариями о том, что новая система обещает максимум самостоятельности руководителям бюджетных организаций, поскольку

не будет ни жесткой тарифной сетки, ни нормативного утверждения штатного расписания в организации, руководитель сам сможет перераспределять средства, чтобы стимулировать наиболее ценных работников. Однако это не совсем так. Основные положения новых систем оплаты труда будут достаточно жестко регламентированы. В частности, Мин-здравсоцразвития России должен разработать целый ряд документов, определяющих содержание новых систем оплаты труда:

— утвердить перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;

— утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами;

— внести предложения по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам;

— разработать и утвердить методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда.

Как видим, должна быть проведена серьезная работа для того, чтобы данное Постановление могло быть реализовано. Между тем в Постановлении закреплены жесткие сроки введения новых систем оплаты труда — до 31 декабря 2008 года.

Новая схема оплаты для работников федеральных бюджетных учреждений — это опять не окончательный, а очередной шаг в реформировании оплаты труда работников бюджетной сферы. Дальше настанет очередь окончательного перевода систем оплаты труда на новые рельсы и на региональном, и на муниципальном уровнях. И хотя эта работа во многих регионах уже началась, региональные системы, основой которых осталась Единая тарифная сетка, очевидно, будут подвергнуты новому пересмотру.

1енеджер

здравоохранения

____________Консультирует «М3»

Консультант — Ф.Н.Кадыров

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 сентября 2007 г. № 605 г.

«О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей.

2. Ввести с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее — работники и персонал), новые системы оплаты труда в соответствии с настоящим Постановлением (далее — новые системы оплаты труда).

Конкретные сроки и порядок введения новых систем оплаты труда устанавливаются:

— федеральными министерствами в отношении учреждений, находящихся в ведении федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим министерствам, а также в отношении учреждений, подведомственных министерствам непосредственно;

—федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, в отношении подведомственных им учреждений;

— иными государственными органами и организациями в отношении подведомственных им учреждений.

Федеральные бюджетные учреждения, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета, сроки и порядок введения новых систем оплаты труда устанавливают самостоятельно.

3. Определить, что ассигнования на оплату труда работников и персонала, объем которых увеличивается относительно объема ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета (федеральным бюджетным учреждениям), по состоянию на 31 августа 2007 г., согласно Приложению, используются федеральными бюджетными учреждениями на выплату заработной платы работникам и пер-

соналу в соответствии с новыми системами оплаты труда.

Федеральные бюджетные учреждения, в которых не введены новые системы оплаты труда, направляют средства в размере увеличения указанных ассигнований на увеличение стимулирующих выплат.

4. Объем средств на оплату труда работников и персонала, предусмотренных соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета (федеральным бюджетным учреждениям) в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, может быть уменьшен только при условии уменьшения объема предоставляемых федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг.

5. Заработная плата работников и персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения этих новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.

6. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

— в 3-месячный срок утвердить перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;

— до 31 марта 2008 г. утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами;

— до 1 июля 2008 г. внести предложения в установленном порядке по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам;

— разработать и утвердить методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда;

— давать разъяснения по применению настоящего Постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации В. Зубков

Менеджер

здравоохранения .'

Консультирует «М3»

Консультант — Ф.Н.Кадыров

Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей

1. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей (далее соответственно — работники и персонал, учреждения), включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

2. Системы оплаты труда работников и персонала устанавливаются с учетом:

а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственных гарантий по оплате труда;

г) базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам;

д) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях;

е) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;

ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений;

з) мнения соответствующих профсоюзов.

3. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе

требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы.

4. Виды выплат компенсационного и стимулирующего характера, входящие в систему оплаты труда работников и персонала, устанавливаются в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

5. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников и персонала, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

6. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

7. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором и составляет 3 размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения.

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, в целях реализации которых создано учреждение.

Перечень должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному

1енеджер

здравоохранения

Консультирует «М3» Консультант — Ф.Н.Кадыров

персоналу по виду экономической деятельности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

При расчете средней заработной платы учитываются оклады и выплаты стимулирующего характера работников (персонала) за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителю. Выплаты компенсационного характера при расчете средней заработной платы для определения должностного оклада руководителя не учитываются.

Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

8. Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемым в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.

9. Федеральный орган исполнительной власти (иной государственный орган или организация), в ведении которого находится учреждение, может устанавливать руководителю учреждения выплаты стимулирующего характера.

В этих целях федеральные органы исполнительной власти (иные государственные органы и организации, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета), в ведении которых находятся учреждения,

вправе централизовать до 5% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников и персонала подведомственных им учреждений, на выплаты стимулирующего характера руководителям указанных учреждений.

Руководителю учреждения, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размеры выплат стимулирующего характера определяются с учетом результатов деятельности учреждения.

10. Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение.

Штатное расписание учреждения, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, утверждается руководителем учреждения.

11. Объем средств на оплату труда работников и персонала формируется на календарный год, исходя из объема ассигнований федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждения.

Средства на оплату труда, формируемые за счет ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом, начиная с 1 января 2010 г., объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Средства на оплату труда, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.