Научная статья на тему 'Изменения в культурной сфере общества: информационный подход'

Изменения в культурной сфере общества: информационный подход Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1258
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛЕКТРОННАЯ КУЛЬТУРА / СЕТЕВАЯ КУЛЬТУРА / CULTURAL SPHERE OF SOCIETY / INFORMATIONAL SOCIETY / INFORMATIONAL APPROACH / INFORMATION CULTURE / DIGITAL CULTURE / NETWORK CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Басалаева Оксана Геннадьевна

В статье раскрываются особенности социокультурных процессов XX-XXI вв., демонстрирующих большое разнообразие самоорганизации и саморазвития, где фактор информации активно влияет на смену мировоззренческих приоритетов в культурной сфере общества и формируется более глубокое понимание механизмов развития культуры, человеческой цивилизации в целом. Информация, коммуникация и техника представляют формы и нормы культуры, определяющие собой процесс порождения новых технологий, рефлексии и отбора в социокультурных общностях тех из них, которые могут быть включены в процессы практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN CULTURAL SPHERE OF SOCIETY: INFORMATION APPROACH

In the social and cultural processes of the XX-XXI century showing the big variety of self-organising and self-development, the information factor plays the increasing role. It has forced philosophers and culturologists, experts of a humanitarian profile to look at essence of information processes for ways of their existence in culture more steadfastly. The concept of the information of these conditions has advanced to the forefront, having turned to an explanatory principle of social and cultural processes. Thus, in the end of the XX century, there is a change of world outlook priorities in a18Изменения в культурной сфере обществаcultural worldview and deeper understanding of mechanisms of development of culture, a human civilization as a whole is formed.The information, communications and technics represent forms and norms of theculture, defining itself process of generation of new technologies, a reflexion and selection in social and cultural society those from them that can be included in practical activities processes. The technics grows out of action of technologies and simultaneously appears as activity and communicative network, which represents not only the information and communications, but also the human relation to the world, images of a world order.Undoubtedly, the world is changing under the influence of scientific and technological advance including intensive development of information technologies.Not just the content of these or those cultures but also the value normative construction of culture itself are put to the severe test.The information evolution in communication gives the floor for new forms of the social interactions based on the compartible systems of technological interaction. Integration of the telecommunication and communication means guarantee remote access and immediate exchange for the data, sound and audio images. The new communication medium created conditions for establishment of the virtual relations and links between people.From our point of view, idea of the information approach are realised in the world of the information field connected by a network of telecommunications, i.e. a global information field.Thus, disclosing of the information approach to a cultural picture, consists that the information approach represents an image of the world of culture as a combination of special social and cultural institutes to information and communication technologies where the collective consciousness is formed in the course of an information transfer from the individual to the individual, and the global information field activelyinfluences this process.

Текст научной работы на тему «Изменения в культурной сфере общества: информационный подход»

Гуманитарная информатика. 2016. Вып. 10. С. 18-27

УДК 008:301

DOI: 10.17223/23046082/10/2

ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ ОБЩЕСТВА: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

О.Г. Басалаева

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

В статье раскрываются особенности социокультурных процессов XX-XXI вв., демонстрирующих большое разнообразие самоорганизации и саморазвития, где фактор информации активно влияет на смену мировоззренческих приоритетов в культурной сфере общества и формируется более глубокое понимание механизмов развития культуры, человеческой цивилизации в целом. Информация, коммуникация и техника представляют формы и нормы культуры, определяющие собой процесс порождения новых технологий, рефлексии и отбора в социокультурных общностях тех из них, которые могут быть включены в процессы практической деятельности.

Ключевые слова: культурная сфера общества, информационное общество, информационный подход, информационная культура, электронная культура, сетевая культура.

CHANGES IN CULTURAL SPHERE OF SOCIETY: INFORMATION APPROACH

O. G. Basalaeva National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia

In the social and cultural processes of the XX-XXI century showing the big variety of self-organising and self-development, the information factor plays the increasing role. It has forced philosophers and culturologists, experts of a humanitarian profile to look at essence of information processes for ways of their existence in culture more steadfastly. The concept of the information of these conditions has advanced to the forefront, having turned to an explanatory principle of social and cultural processes. Thus, in the end of the XX century, there is a change of world outlook priorities in a

cultural world- view and deeper understanding of mechanisms of development of culture, a human civilization as a whole is formed.

The information, communications and technics represent forms and norms of the culture, defining itself process of generation of new technologies, a reflexion and selection in social and cultural society those from them that can be included in practical activities processes. The technics grows out of action of technologies and simultaneously appears as activity and communicative network, which represents not only the information and communications, but also the human relation to the world, images of a world order.

Undoubtedly, the world is changing under the influence of scientific and technological advance including intensive development of information technologies. Not just the content of these or those cultures but also the value normative construction of culture itself are put to the severe test.

The information evolution in communication gives the floor for new forms of the social interactions based on the compartible systems of technological interaction. Integration of the telecommunication and communication means guarantee remote access and immediate exchange for the data, sound and audio images. The new communication medium created conditions for establishment of the virtual relations and links between people.

From our point of view, idea of the information approach are realised in the world of the information field connected by a network of telecommunications, i.e. a global information field.

Thus, disclosing of the information approach to a cultural picture, consists that the information approach represents an image of the world of culture as a combination of special social and cultural institutes to information and communication technologies where the collective consciousness is formed in the course of an information transfer from the individual to the individual, and the global information field actively influences this process.

Key words: cultural sphere of society, informational society, informational approach, information culture, digital culture, network culture.

С конца XX в. становится очевидным, что информатизация - всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации. Доминирующими факторами развития общества становятся знания, информация, информационные услуги и отрасли, связанные с их производством. Формируется информационное общество как новая постиндустриальная социально-экономическая организация социума с высокоразвитыми информационно-телекоммуникационными инфраструктурами, обеспечивающими возможность эффективного использования интеллектуальных ресурсов для обеспечения устойчивого развития общества.

С одной стороны, наблюдается серьезный интерес исследователей к социальной и культурной значимости освоения информации для современного общества. С другой - следует отметить, что большинство исследователей анализируют ситуацию с позиций конкретной науки. В одних случаях исследования носят монодисциплинарный характер - работы Н.А. Войновой, Н.Б. Зиновьевой, А.А. Коряковцевой, В.А. Минкиной, в других технологический - работы Г.И. Калитича, К.К. Колина, Н.М. Яглома и др. В ряде исследований преобладает философско-культурологическая проблематика, объединенная идеей единства мира в информационном аспекте - труды И.А. Арнольдова, В.А. Виноградова, Н.Б. Зиновьевой, Ю.С. Зубова, И.А. Негодаева, В.М. Петрова, А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка, А.П. Суханова и др. Проблемная ситуация заключается в выявлении информационной основы формирования культурной сферы современного общества.

Развитие социальной формы, именуемой информационном обществом, может быть описано как глобальная система коммуникации, которая охарактеризована ведущей ролью информационного производства, доминирующего над занятостью в этой сфере и распространенностью информационных отношений в системе социальных связей. Дифференцирование информационных отношений становится встроенным процессом в развитие бесконечной рекурсивной сети. Процесс формирования практики в дифференцировании информационных отношений представляется как бесконечная деятельность в создании теоретической информации, которая выражается в определенных сообщениях. В результате строится определенная последовательность дифференцирования информационных отношений. Установленные первичные различия информационных отношений являются последовательными. Эта последовательность оказывается бесконечной, составленной из многих компонентов, которые формируются в соответствии с развитием области информационных продуктов и изменений потоков информации.

С позиции системного подхода современное общество включает четыре подсистемы, или сферы: экономическую, политическую, социальную и культурную (духовную). Причем информационные отношения характерны для всех перечисленных подсистем (см. более подробно [1]).

Традиционно исследования культурной сферы общества сформированы на пересечении многих наук, объединяя знание различных

наук о культуре в систему и транслируя идеи о сущности, функциях, структуре и динамике культуры моделирующие культурные конфигурации различных эпох, наций, и классов, показывая и систематизируя отличительные особенности различных культурных миров. Проблематика исследований культуры многоаспектна: это исследования этнологии и семиотики, истории и теории культуры, социальной и культурной антропологии, духовной и материальной, элитарной и массовой, мировой и национальной культуры, а также мифологического и религиозного аспектов культуры.

В информационном обществе культурная сфера имеет свои особенности. Информационно-коммуникационные процессы, изменившие среду обитания людей, разрушившие казавшиеся непоколебимыми базовые человеческие ценности, актуализировали вопросы взаимодействия культур, культурного диалога, культурного заимствования, индивидуализации и коллективизма, специализации культуры и локализации субкультур. Особой проблемой стала глобализация и информатизация культуры. Развитие информационных коммуникаций формирует социальные взаимосвязи, основанные на системе технологического взаимодействия. По мнению М. Ка-стельса, в результате опосредованной компьютером коммуникации, охватившей пространство всей планеты, формируется интерактивная символическая среда. В новой электронной коммуникационной системе «сама реальность (т.е. материальное/символическое существование людей) полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом» [2. С. 26].

С этой точки зрения, весьма перспективным может оказаться применение информационного подхода для изучения информационной составляющей в культурной сфере общества, поскольку информация в современной культуре носит глобальный, всепроникающий характер, выражающийся в многочисленности связей с реальностью и разными способами человеческой деятельности. Так, реальностью современной культуры является информационное пространство - новая среда обитания человека. Новые информационно-коммуникационные технологии проникли во все сферы жизни и стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом.

На сегодняшний день информационный подход как метод анализа, использующий аналогию с информационно-коммуникационными технологиями для обработки и хранения информации, стал распространенным междисциплинарным инструментом исследования. Суть указанного подхода заключается в выделении и исследовании информационного аспекта самых различных явлений. Его применение очень часто позволяет увидеть многие, казалось бы, привычные и хорошо знакомые процессы и явления в совершенно новом свете, раскрыть их информационную сущность, которая во многих случаях и является главной причиной того или иного развития этих процессов.

Несомненно, культурная сфера общества изменяется под влиянием интенсивного развития информационных технологий. Но речь идет не только о ее содержании, но и о возможности формирования самой культуры на информационной основе. В условиях информационного общества востребован новый тип культуры - информационная культура, выступающая как часть общей культуры, как целостная готовность к освоению образа жизни, определяемого новыми ценностями информационного общества. Под информационной культурой человека подразумевается не только культура работы с информацией, ее создание, обработка, передача, поиск и использование информации, но и культура организации коммуникативного процесса, поскольку информационная культура активизирует мыслительный процесс, позволяет интерпретировать полученную информацию, влияя на действия и чувства отдельный личностей, социальных групп и общностей. Иными словами, в процессе социализации цели исследования коммуникативных норм взаимодействия человека выходят на уровень информационной культуры. В свою очередь, информационная культура коррелирует с личным социальным миром.

Таким образом, информационную культуру человека нужно рассматривать как предварительное условие социальной и культурной интеграции, а также интеграции социальной системы киберпростран-ства, взятой в целом. Информационная культура человека - качественная особенность определенного вида деятельности, завершенной в процессе накопления знания и его практического применения. Информационная культура особенно показательно реализуется в культуре проекта личных домашних страниц, сообщений электронного письма, технологических методов информационного поиска и распространения, а также в этике межабонентской коммуникации. Самые

важные индикаторы личной информационной культуры - это отношение пользователя к полученной информационной целостности, диагностирование пользователем самого себя как информационного создателя и потребителя и понимание коммуникативной ситуации. Получить представление о том, насколько информационная культура воплощается в социальном мире, можно посредством анализа информационных форм поведения человека. Информационным поведением человека является система действий, предпринятых для сбора информации, обработки и извлечения данных, для того, чтобы создать новое знание и передать его в интернет-сообщество. Информационное поведение заключается: в регулярной адресации человека к информационным ресурсам; в качестве переработанной информации и знания; в тематическом разнообразии информации, востребованной человеком независимо от языковых ограничений, и т.д. Заметим, что информационное поведение - это не только индикатор информационной культуры человека, но также и отражение пригодности и доступности совокупных информационных ресурсов общества.

Неоспорим и тот факт, что культурная сфера общества представляет социокультурное бытие. Небывалая ранее быстрота появления и проявления информационных процессов социокультурного бытия современного общества отражается прежде всего в развитии социокультурных институтов (учреждений). С одной стороны, создание принципиально новых информационно-коммуникационных технологий в области информационных практик, которые устойчиво сопровождают социум, создает количественно и качественно новое информационное бытие человека и человечества. С другой стороны, в современном социокультурном пространстве продолжают функционировать традиционные социокультурные институты, которые не только не утрачивают своего культурного смысла и значения, но и обретают в новом информационном социокультурном контексте новые аспекты своего бытия и влияния на общественную жизнь.

Именно эти обстоятельства заставляют обратить внимание на существенную особенность культурной сферы общества, когда информационно-коммуникативные технологии позволяют при активном влиянии сети интернет представить современную культурную картину мира, доступную каждому заинтересованному в ней человеку.

Распространение интернета изменило современную культурную ситуацию. Интернет серьезно намеревается создать определенное

виртуальное мировое сообщество, в котором реализуется идея интерактивности как средство формирования культурной картины мира в условиях киберпространства.

Развитие социально-гуманитарных наук в этом направлении привело к осмыслению электронной и сетевой культур, которые являются составными элементами информационной культуры и имеют специфику своего развития и функционирования. Учет этой специфики -важнейшее условие усвоения и использования всего богатого арсенала культуры эпохи информатизации.

Электронная культура (Digital Culture, или E-culture) - «это новая область деятельности. Она связана с созданием электронных версий объектов культурного наследия: в изобразительном искусстве (живопись, графика, скульптура), в перформативных искусствах (музыка, театр, танец и пр.), в недвижимом культурном наследии (архитектура, культурный ландшафт), в кино, телевидении и пр.» [3]. Кроме того, электронная культура включает в себя произведения, которые сразу создавались в электронной форме, например сетевое искусство, реконструкции в виртуальной и расширенной реальности, новые интерактивные произведения. В электронную культуру входят электронные версии коллекций культурного наследия. Качественным итогом развития электронной культуры является феномен сетевой культуры («net-art»), и его проявления достаточно многолики. К настоящему времени сформировались жанры сетевого искусства: это художественные сайты, почтовые проекты («Фотошоп-теннис»), художественный интернет-софт, художественные сетевые конструкции, онлайновые аудио-, видео- или радиопроекты, сетевые перфомансы и т.д. Внутри вышеперечисленных жанров существует большое количество конкретных форм: это, например, браузер-арт, форм-арт и т.д. С некоторыми типичными примерами сетевого искусства можно ознакомиться, посетив обширную коллекцию сетевого искусства AdaWeb, открытый каталог нет-арта, а также место встречи новых сетевых художников BetaSpace.org.

Элементы сетевого искусства используются множеством художников в абсолютно разных жанрах и разнообразными способами. Сейчас никого не удивляет организация трехмерных панорам, которые позволяют совершить виртуальную экскурсию по музеям и в подробностях рассмотреть выставленные экспозиции.

Названные формы экранной культуры, раскрывая новые перспективы для развития информационной культуры в условиях информати-

зации общества, способны многократно усиливать возможности личности за счет увеличения степени свободы выбора информации в пределах Всемирной Паутины (WWW), обеспечения глобальной коммуникации и в максимальной степени учета индивидуальных запросов человека.

Сетевую модель культуры, в контексте постмодернистской идеологии, обосновывает Н.Н. Плужникова [4]. Автор отмечает, что в условиях разрушения традиционных структур реальности культуры общество переходит на качественно новый этап взаимодействий, имеющих сетевой характер. Для обоснования сетевой парадигмы Н. Н. Плужникова обращается к теоретическим воззрениям представителя кибернетической ветви радикального конструктивизма - Г. Бейт-сона. Согласно Г. Бейтсону, сеть состоит из постоянно сменяющих друг друга способов коммуникаций.

Таким образом, наблюдателю, находящемуся в сети, необходимо обладать способностью к различению, чтобы переключаться с одного вида коммуникации на другой. Именно в условиях глобализации формируются основные особенности сетевой модели культуры. Заметим, что глобализация представляет собой не финальный, а переходный этап эволюции социокультурной действительности в качественно новое состояние - состояние сосуществования открытых и закрытых сегментов культуры, что соответствует принципам сетевой методологии концепции радикального конструктивизма.

Таким образом, информационный подход к исследованию культурной сферы общества можно рассмотреть как один из самых эффективных инструментов, несущих «надежду на ликвидацию главного дефицита современного мировосприятия - дефицита цельного взгляда на мир, того недостатка, который явился естественным результатом общественного разделения труда и дифференциации знания и остается главной проблемой современной культуры» [5. С. 11].

В условиях культуры информационного общества, характеризующейся постоянно совершенствующимися информационно-коммуникационными технологиями, тот, кого нет в интернете, почти и не существует для остального мира, так как сформированный постиндустриальной культурой новый тип мышления человека ориентирован в первую очередь на саморазвитие, а постоянно ощущаемый дефицит времени обусловливает стремление к получению конкретной информации [6. С. 256].

Особенно важно создавать свои виртуальные культурные образы, наполнять интернет информацией о культуре, поскольку сфера культуры должна стать одним из основных поставщиков информации для глобального информационного пространства. Кроме того, географическую удаленность, ограниченные финансовые возможности и возможность полноты и масштабности представления картины мира культуры в ее синхроническом и диахроническом развитии можно отнести к факторам, определяющим острую нужду в сохранении культурного наследия в цифровом формате и представлении наследия в сети Интернет. Переход информационного пространства культуры в цифровую форму является свершившимся фактом. Книги, музейные и архивные коллекции, фотографии, другие электронные версии объектов культурного наследия распространяются и потребляются в цифровом виде в масштабах, не уступающих традиционным формам, а во многих случаях - превышающих традиционные формы, так как доля цифровых форм, объектов культуры все время возрастает. При этом основной средой распространения и потребления цифровых форм объектов культуры сегодня стал интернет. С нашей точки зрения, идеи информационного подхода реализуются в мире информационного пространства, связанного сетью телекоммуникаций, т. е. глобального информационного пространства.

Таким образом, раскрытие информационного подхода к культурной сфере общества заключается в том, что информационный подход представляет образ мира культуры как сочетание специальных социокультурных институтов с информационно-коммуникационными технологиями, где коллективное сознание формируется в процессе передачи информации от индивида к индивиду, а глобальное информационное пространство активно влияет на этот процесс. Использование информационного взгляда на мир культуры позволило определить современную культурную картину как уникальное информационное видение мира, зафиксированное в культуре современного общества как результат переработки информации о социокультурной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукина Н.П., Нургалеева Л.В. Идеологические и аксиологические основания информационного общества. Томск, 2008. 240 с.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. ; под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

3. Черных А.В., Куйбышев Л.А., Браккер Н.В. Электронная культура как одно из основных направлений модернизации ФЦП «Электронная Россия» [Электронный ресурс]. URL: http://www.cpic.ru/Publicat/51-03.htm (дата обращения: 19.04.2016).

4. Плужникова Н.Н. Радикальный конструктивизм как методология исследования культуры : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2008. 24 с.

5. Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор. СПб. : Академ. проект, 2000. 182 с.

6. Basalaeva O.G., Balabanov P.I. Modern World-View of Culture and Web-Space // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2010 (3). № 2. С. 250-258.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.