Научная статья на тему 'Тановление информационной культуры в России и её влияние на процесс преемственности культурных ценностей'

Тановление информационной культуры в России и её влияние на процесс преемственности культурных ценностей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
207
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СИНЕРГЕТИКА / СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МЕЖПОКОЛЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL COMMUNICATION / SYNERGY / NETWORK SOCIETY / INFORMATION CULTURE / INTER-GENERATIONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колодина Анна Александровна, Добрынина Валентина Ивановна

В статье рассмотрены основные характеристики информационной культуры, которая становится доминирующей особенностью современных государств, выступая в подлинных, достаточно развитых формах, а также в виде имиджных форм и симулякров во всём мире. Авторами сформулированы некоторые особенности становления информационной культуры в современной России, которые определяют все сферы бытия: материально-технического, финансово-экономического, социально-политического и духовно-культурного существования российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION CULTURE IN RUSSIA AND ITS IMPACT ON THE PROCESS OF CONTINUITY OF CULTURAL VALUES

The article describes the main characteristics of information culture, which becomes the dominant characteristic of modern States, speaking in an authentic, well-developed forms, and forms our image and simulacra in the world. The authors have formulated some features of formation of information culture in modern Russia, which determines all spheres of existence: logistics, financial-economic, socio-political and spiritual-cultural existence of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Тановление информационной культуры в России и её влияние на процесс преемственности культурных ценностей»

ТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

УДК 008:316.42

А. А. Колодина1, В. И. Добрынина2

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

2Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

В статье рассмотрены основные характеристики информационной культуры, которая становится доминирующей особенностью современных государств, выступая в подлинных, достаточно развитых формах, а также в виде имиджных форм и симулякров во всём мире. Авторами сформулированы некоторые особенности становления информационной культуры в современной России, которые определяют все сферы бытия: материально-технического, финансово-экономического, социально-политического и духовно-культурного существования российского общества.

Ключевые слова: социальная коммуникация, синергетика, сетевое общество, информационная культура, межпоколенное взаимодействие.

A. A. Kolodina1, V. I. Dobrynina2

Moscow Aviation Institute (National Research University), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Volokolamskoe shosse, 4, 25993, Moscow, Russian Federation 2The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), The Russian Government, Prospect Vernadskogo, 82, 119571, Moscow, Russian Federation

FORMATION OF INFORMATION CULTURE IN RUSSIA AND ITS IMPACT ON THE PROCESS OF CONTINUITY OF CULTURAL VALUES

The article describes the main characteristics of information culture, which becomes the dominant characteristic of modern States, speaking in an authentic, well-developed forms, and forms our image

1КОЛОДИНА АННА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры истории, культурологии, молодёжной политики и рекламы Института менеджмента, экономики и социальных технологий Московского авиационного института (национального исследовательского университета)

KOLODINA ANNA ALEKSANDROVNA - Ph.D. (Sociology), senior teacher of Department of Culturology, History, Youth Policy and Advertising, Moscow Aviation Institute (National Research University)

2ДОБРЫНИНА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА - доктор философских наук, профессор Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

DOBRYNINA VALENTINA IVANOVNA - Full Doctor of Philosophy, Professor, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) 48 e-mail: hoha555@yandex.ru1, vdobrynina@yandex.ru2

© Колодина А. А., Добрынина В. И., 2017

and simulacra in the world. The authors have formulated some features of formation of information culture in modern Russia, which determines all spheres of existence: logistics, financial-economic, socio-political and spiritual-cultural existence of the Russian society.

Keywords: social communication, synergy, network society, information culture, inter-generational interaction.

Для цитирования:. Колодина А. А., Добрынина В. И. Становление информационной культуры в России и её влияние на процесс преемственности культурных ценностей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 48-55.

Создание и успешное практическое использование кибернетики, а также последующее развитие электроники, радиотехники, телевидения, мобильной связи, сети Интернет и персональных компьютеров, широко распространившихся во всём мире, позволило исследователям современной социальной реальности начать анализ характерных свойств и отличительных признаков становящегося принципиально нового общества, его кардинальных отличий от других, предшествующих обществ, существовавших в разных исторических эпохах и обстоятельствах.

Каждая эпоха отличалась своим типом коммуникации: «племенной человек» осуществлял коммуникативную деятельность с помощью собственных сенсорных средств и анализаторов; «книжный человек» концентрирует знание и память человечества, а книжный текст стандартизирует общество, делает его массовым, учит тому, как должны жить люди; коммуникация с помощью электронных средств рождает «глобальную деревню»: электроника, как внешняя нервная система человечества, создаёт эффект всеобщей включённости, причём содержание информации вторично по отношению к информационным технологиям и их хозяевам — международным информационным системам.

Во второй половине ХХ века, благодаря становлению информационной куль-

туры и её проникновению во все сферы бытия общества, качественно преобразуется сама социальная коммуникация. Теперь атрибутивный признак человека — его коммуникативная деятельность, всё более становится деятельностно-комму-никационной, зависящей от материально-технических параметров приборов и систем, создающих специфику виртуальной реальности и её составляющих, которые развиваются не столько по законам изменения научно-технических процессов, сколько по законам современного рынка, для которого прибыль, деньги, реклама и продвижение товара являются неизменно доминирующими константами.

Концепция информационного общества стала рассматриваться как модификация концепции постиндустриального общества, в котором главным фактором дальнейшего развития человечества становится производство и многообразное использование информации.

Один из наиболее известных авторов этой концепции — Э. Тоффлер в целом ряде своих работ рассматривает становление информационного общества, обращая при этом внимание на тот факт, что в условиях быстрых темпов развития такого общества миллионы людей постоянно испытывают чувство тревоги, потому что новейшая — техническая — цивилизация навязывает свои, а не соразмерные жизне-

деятельности человека темпы и технологии, под влиянием которых изменяется и само социокультурное бытие каждого человека. В изданной в 1970 году работе «Шок будущего» (перевод на русский язык был осуществлён в 2003 году) он пишет: «шок будущего — это феномен времени, продукт сильно ускоряющегося темпа перемен в обществе. Он возникает в результате наложения новой культуры на старую [10]».

Быстрые и радикальные изменения человеческого мира, произошедшие в конце 80-х годов прошлого века, поставили под сомнение такие фундаментальные основы наук, изучающих развитие человеческого общества, как обязательность внешних причин главного источника изменений общества (то есть причин детерминаций), а также вопрос о бесконечной линейной эволюции человечества. Эти изменившиеся обстоятельства становятся основанием поиска новых, более конкретных объяснений действительного поливариантного развития любых сфер бытия современного человечества, пребывающего в хаотическом состоянии (начиная от каждого человека и до всего человечества).

Новое теоретико-методологическое объяснение мира получило название синергетика (с греч. 'совместно действующие'). Современные учёные считают, что основу хаотического развития любых открытых динамических систем (начиная от каждого человека до всего человечества) составляют процессы самоорганизации и внутренней саморефлексии.

В работе И. Пригожина и И. Стингерса «Порядок из хаоса» [7] убедительно доказывается, что атрибутом всего мироздания является спонтанная активность. Это значит, что вся человеческая история

всегда развивается не рационально, а хаотически, случайностно,альтернативно и многовариантно. Самое удивительное заключается в том, что состояние хаоса не означает отсутствие порядка. Хаос выступает и как определённая созидательная сила, потому что в состоянии неравновесности возникают точки бифуркации, когда взаимодействие и противодействие внешних и внутренних факторов развития и множество непредвиденных последствий действий людей достигают таких критических неустойчивых значений, от любого разрешения которых возможны самые различные варианты последующего развития.

Авторы этой пионерской работы по синергетике считают, что в состоянии неравновесности любая социальная система (социальный объект) может самоструктурироваться и выйти на более высокий уровень организации, то есть упорядоченности. Таким образом, исключается вопрос об акторе, творце и созидателе всего сущего, что характеризовало не только идеалистическую философию, но и многочисленные рационалистически выстроенные социальные утопии, в том числе и марксизм-ленинизм. На базе методологических принципов синергизма вырастает не только критика всех предыдущих теорий общественного развития, но и любые разнообразные формы новейшей постнеклас-сической методологии, которые создаются в рамках самых разных концепций постмодерна.

Уже на рубеже нового тысячелетия известный исследователь социума М. Кас-тельс в работе «Информационная эпоха: экономика, общество, культура» [3] писал о том, что возрастание роли информации во всём мире привело к возникновению

и усилению значимости многообразных коммуникативных технологий, которые используются во всех сферах жизнедеятельности практически всех современных народов и государств.

Именно поэтому М. Кастельс называет современную социальную реальность развитых стран мира «сетевым обществом», в котором человек становится не только субъектом своего индивидуально-личностного целеполагания, но и чётко внешне детерминирован мерой включённости в современные коммуникации, которые становятся значимым социальным индикатором новой культуры.

Сетевое общество основывается на достижениях электронной техники и автоматики, его главным товаром является информация. Деятельность информбанков, в которых хранится, классифицируется и структурируется информация, становится ведущим видом деятельности сетевого общества, равно как обслуживание глобальных информсетей, их ремонт, эксплуатация, конструирование и моделирование становятся наиболее значимыми профессионально мотивированными специальностями в этом типе общества.

Информационная культура сетевого общества настолько многообразна и динамична, что в современном научном сообществе возникли и не умолкают споры и дискуссии по поводу объёма и содержания исходных дефиниций и базовых понятий, характеризующих этот феномен.

С точки зрения новейших исследователей, в современном отечественном об-ществознании существуют, по меньшей мере, три главные дефиниции, определяющие содержание и сущностные характеристики этого типа общества: «информационно-коммуникативное пространство»,

«коммуникационное пространство», «информационно-коммуникативная среда».

По нашему мнению, каждое из этих определений имеет право на существование, так как любое из них выделяет в качестве доминирующего признака какой-то конкретный, особенно значимый для исследователя параметр этого общества.

В первом случае это - пространственные границы распространения информации, во втором — средства, обеспечивающие коммуникацию, в третьем — рассмотрены пользователи, то есть клиенты информсетей, которые выступают как воплощённое диалектическое единство субъекта и объекта сетевых обществ.

Сетевое общество обладает многообразными коммуникативными связями, которые становятся всё более неотъемлемой частью существующих социальных отношений и способствуют не только их воссозданию, но и их достаточно тенденциозному конструированию во всё более возрастающих масштабах в зависимости от интересов и потребностей владельцев-монополистов сетей и властных структур, а также с учётом интересов массовых пользователей — акторов, неизбежных и необходимых для эффективного функционирования сетей. Таким образом, термин «информационно-коммуникативная культура» обозначает форму и способ передачи информации на основе определённых средств связи и коммуникаций и обусловленных ими технологий, на базе которых формируются конкретно-исторические социальные отношения, социальные практики и артефакты культуры — всё то, что составляет неотъемлемую основу современной социальной реальности.

Базисной основой информационного типа культуры современные исследова-

тели считают социальные сети, которые специалисты называют интерактивными многопользовательскими веб-сервисами, на базе которых формируются и функционируют социальные связи и отношения в виртуальном пространстве. При достижении определённого уровня информационно-коммуникативной культуры её атрибутом становятся именно социальные сети, в которых осуществляется построение многообразных социальных связей и отношений субъектов, то есть пользователей, коммуникаторов, участников — производителей и потребителей виртуального пространства.

В современной России, как и во всём мире, социальные сети имеют множество функций, можно сказать, что они полифункциональны в своей основе. Это позволяет достаточно эффективно использовать их разным социокультурным и половозрастным группам общества для реализации целого ряда конкретных практических задач, а также для осуществления процессов самопрезентации и самоидентификации личности.

Исследователи этих процессов отмечают, что на базе коммуникации, участвуя в социокультурных практиках, личность реализует самоконструирование, демонстрируя целый ряд своих характеристик и свойств, значимых не только для индивидуально-личностных параметров человека и усиливающих его привлекательные черты (или имидж), но и такие свойства, которые способствуют более эффективной коллективной деятельности.

Подобные процессы самопрезентации и самоидентификации достаточно часто осуществляются наиболее активными пользователями сетей в любой семье, особенно «коммуникативно продвинутыми»

её членами. При взаимодействии с ин-формсетями человек является не только пассивным объектом, но и полноценным субъектом социокультурных процессов. Социальные сети являются в первую очередь средством коммуникации, однако в процессе реализации социокультурных практик в сети человек получает возможность продемонстрировать свою активность не только в виртуальном пространстве, но и в реальных практических действиях в реальном мире.

Во всяком случае, современные социальные сети в нашей стране, несомненно, уже служат определённым инструментом инновационной деятельности, обеспечивающим и всё общество, и её значимый социальный институт — семью — возможностями интеграции в мировое информационное пространство, где можно в полной мере приобщиться к достоинствам и недостаткам современной информационной культуры и её социальным сетям.

Становление нового социокультурного типа человека - гражданина новой России — становится важной функцией всех социальных институтов и учреждений общества, заинтересованного в своей стабильности и процветании. Уже в самом начале нового тысячелетия стало особенно очевидным, что по мере становления информационной культуры главным богатством современного общества становятся не его природные и финансово-экономические богатства, что было характерно для индустриального мира, а — подлинный совокупный человеческий капитал.

Фундаментальную основу человеческого капитала, по мысли современных исследователей, составляют компетентные коммуникативные и коммуникационные характеристики личности.

В динамически изменяющемся российском обществе главным капиталом становятся многообразные способности людей, их наличный и легко актуализирующийся творческий потенциал, так как подлинным генератором всех прогрессивных социальных изменений является не «воля к власти» или «самовыражение духа критически мыслящей личности», а творческая деятельность людей, их способность к инновационным изменениям, желание и готовность жить в постоянно изменяющемся мире.

Специалисты считают, что в XXI веке особое значение приобретает творческий потенциал работающих людей, они называют это третьей научно-технической революцией и подчёркивают, что именно отсутствия этого не выдержал СССР, так как административно-бюрократический или тоталитарный строй создавал такие системы воспитания и образования подрастающих поколений, которые не освобождали, а закабаляли человека, глушили его инициативу и творческие способности, превращая его в бездумного исполнителя чужой воли.

«Жизненные миры» современного человека, равно как и главные сферы его деятельности, неразрывно связаны со всеми многочисленными социальными институтами и организациями, которые существенным образом определяют как социальные роли, так и статусное положение человека. Для современного общества наиболее значимым элементом социальной системы становится именно организация — как некоторая специфическая стадия развития социального института, возникающего с целью удовлетворения новых и уже осмысленных людьми конкретных новых интересов и потребностей.

Необходимо отметить, что рассмотрение единства и различия между информационными (технико-коммуникационными) и коммуникативными (преимущественно интерсубъективными) концепциями управления позволяет сделать вывод о возрастании роли и значения интерсубъективной коммуникации по мере усиления воздействия информационной техники на все сферы жизни современного общества, потому что такое чисто информационное управление, ориентированное главным образом на скорость передачи информации, превращается в безличностно-комму-никационное, в то время как коммуникативное общение всегда имеет конкретный личностный смысл.

Базисный уровень новейшего информационного типа культуры уже имеется в большинстве стран — членов ООН. Он определяется практическим использованием в повседневной практике семей электронной техники, мобильной связи, радио и телевидения, а также определяется широким доступом к сети Интернет, то есть речь идёт о всём том, что превращает информацию в главный и востребованный товар в этом новом типе общества.

Исследователи отмечают, что для современных вузов характерно становление новых форм воспитательных воздействий, которые отличаются не институализиро-ванностью, а деятельной социальной избирательностью и культурной самореализацией. При этом духовная и культурная социализация молодёжи становится всё более плюралистичной и прагматичной, а виртуальное пространство электронной коммуникации становится особой средой бытия современного молодого человека и новым способом реализации социокультурных практик.

Особенности становления информационной культуры в Российской Федерации определяются целым рядом объективных факторов и обстоятельств. К ним относятся:

• огромное геопространство страны, которое стимулирует и одновременно усложняет становление и функционирование социальных сетей;

• существенная материально-техническая, экономико-технологическая и либерально-идеологическая зависимость от международных корпораций и холдингов;

• очевидное доминирование сетей социального контроля и слежения по сравнению с другими формами коммуникативно-коммуникационного общения и взаимодействия.

Становление информационной культуры характеризуется тем, что социальные коммуникации, в том числе и межпоколен-

ные взаимодействия, опосредуются контактами, такая коммуникация осуществляется через многообразные формы и способы существования современной информационной техники.

Современные межличностные контакты зависят от наличия или отсутствия технических устройств; устойчивых каналов связи; необходимых технических знаний у коммуникаторов; их финансовых возможностей и специфики временных характеристик в стране. Внедрение информационной культуры в России осуществляется не только под воздействием объективно существующих и достаточно сложных законов истории, но и с помощью «субъективного фактора», в связи с чем усиливаются социокультурные де-привации в обществе и социальные струк-турации приобретают чёткие гендерно-возрастные очертания.

Примечания

1. Титлинг М. Социальная коммуникация как социокультурная проблема. Москва : Динтер-Интер, 2005. 127 с.

2. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. 3-е издание. Москва : УРСС, 2003. 286 с.

3. Кастельс М. Информационная эпоха : Экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана ; Государственный университет «Высшая школа экономики». Москва, 2000. 608 с.

4. Лещев С. В. Коммуникационное, следовательно, коммуникативное : монография / Российская академия естественных наук. Москва : Эдиториал УРСС, 2002. 172 с.

5. Лисин В. С., Яновский К. Э. Институциональные ограничения современного экономического роста / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва : Дело, 2011. 638 с.

6. Маклюэн М. Галактика Гутенберга : становление человека печатающего / пер. И. О. Тюриной. Москва : Академический Проект : Фонд «Мир», 2005. 495 с.

7. Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса : Новый диалог человека с природой / [пер. с англ.: Ю. А. Данилов]. 4-е изд., стер. Москва : УРСС, 2003. 310 с.

8. Селиванов Ю. Р. Феноменология отчужденного духа. Москва : ЭКОН, 1999. 284 с.

9. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учебное пособие. Санкт-Петербург : Михайлов, 2002. 460 с.

10. Тоффлер Э. Шок будущего / [пер. с англ. Е. Руднева и др.]. Москва : АСТ, 2001. 558 с.

^ Культурология вИШг I

References

1. Gitling M. Sotsial'naya kommunikatsiya kak sotsiokul'turnaya problema [Social communication as a social and cultural problem]. Moscow, Dinter-Inter Publishing House, 2005. 127 p.

2. Kapitsa S. P., Kurdyumov S. P., Malinetsky G. G. Sinergetika i prognozy budushchego [Synergetrics and forecasts of the future]. 3nd edition. Moscow, Editorial URSS, 2003. 286 p.

3. Kastel's M. [Castells Manuel] Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [Information epoch: economy, society and culture]. Moscow, Publishing House of National Research University Higher School of Economics, 2000. 608 p.

4. Leshchev S. V. Kommunikatsionnoe, sledovatel'no, kommunikativnoe [Communication, therefore, communication]. Moscow, Editorial URSS, 2002. 172 p.

5. Lisin V. S., Yanovsky K. E. Institutsional'nye ogranicheniya sovremennogo ekonomicheskogo rosta [Institutional restrictions of modern economic growth]. Moscow, 2011. 638 p.

6. Marshall Mcluhan. The Gutenberg Galaxy. University of Toronto Press, 1962. (In Rus. ed.: Maklyuen M. Galaktika Gutenberga: stanovlenie cheloveka pechatayushchego [Gutenberg's galaxy: formation of the person printing]. Moscow, Publishing house "Academic Project", 2005. 495 p.)

7. Prigozhin I. [Prigogine Ilya], Stingers I. [Stengers Isabelle] Poryadok iz khaosa. Novyi dialog cheloveka s prirodoi [Order out of chaos. Human's new dialogue with nature]. 4nd edition. Moscow, Editorial URSS, 2003. 310 p.

8. Selivanov Yu. P. Fenomenologiya otchuzhdennogo dukha [Phenomenology of alienated mind]. Moscow, 1999. 284 p.

9. Sokolov A. V. Obshchaya teoriya sotsial'noi kommunikatsii [General theory of social communication]. St. Petersburg, 2002. 460 p.

10. Toffler E. [Toffler Alvin] Shok budushchego [Future Shock]. Moscow, Ast Press Publishing House, 2001. 558 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.