Научная статья на тему 'Изменения в исчислении НДС'

Изменения в исчислении НДС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в исчислении НДС»

НАЛОГООБЛОЖЕНиЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ИСЧИСЛЕНИИ НДС

Ю.П. НИКОЛЬСКАЯ, кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Налоги, бухгалтерский учет и аудит»

Академии экономической безопасности МВД России А.А. СПИРИДОНОВ,

доцент кафедры «Налоги, бухгалтерский учет и аудит»

Академии экономической безопасности МВД России

С 2006 г. вступает в силу основная часть поправок, внесенных Федеральным законом от

22.07.2005 № 119-ФЗ. Изменения достаточно серьезные, поэтому для того чтобы в организациях, занимающихся издательско-полиграфическим бизнесом, было меньше проблем с этим сложным налогом, проанализируем эти изменения.

В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления и уплаты налога.

Рассмотрим изменения в соответствии с элементами налогообложения. Прежде всего изменения касаются налогоплательщиков. В составе налогоплательщиков изменений не произошло, однако для некоторых налогоплательщиков изменяется порядок представления деклараций и уплаты налога. Это касается предоставления права иностранным организациям, имеющим на территории РФ несколько подразделений (представительств, отделений) и вставшим на учет по месту их нахождения в соответствии с п. 2 ст. 144 НК РФ, самостоятельно выбирать то подразделение, по месту регистрации которого они будут предоставлять налоговые декларации и уплачивать налог по операциям всех находящихся на территории РФ подразделений. Это возможно в силу того, что НДС является федеральным налогом и полностью подлежит перечислению в федеральный бюджет. О своем выборе вышеуказанные организации должны

письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения своих подразделений на территории РФ. Эти изменения установлены путем введения нового п. 3 в ст. 144 НК РФ.

Статья 145 НК РФ определяет порядок освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика. Следует отметить, что это освобождение носит добровольный характер, и принятие решения об использовании такого права должно осуществляться на основе анализа рыночной ситуации и состава покупателей (заказчиков). Так же, как и в случае перехода на упрощенный режим налогообложения, нужно уточнить, будут ли дальше в новых условиях работать покупатели (заказчики) или для них это не выгодно. Например, если покупатели (заказчики) — организации или индивидуальные предприниматели, которые являются плательщиками НДС, то им в большинстве случаев не выгодно работать с теми, кто предоставляет товары, работы, услуги, стоимость которых НДС не облагается.

Изменения связаны с тем, что увеличивается лимит выручки для получения права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Если ранее лимит был установлен в размере 1 млн руб., то с 01.01.2006 в соответствии с изменениями в ст. 145 НК РФ он увеличивается до 2 млн руб. за 3 последовательных календарных месяца, предшествующих получению освобождения. Таким образом, если организация захочет в 2006 г. отказаться от столь почетной обязанности перед государством, нужно будет представить доказательства, подтверждающие право на освобождение с учетом нового лимита.

В части объекта налогообложения изменения были произведены Федеральным законом от 22.07.2005 № 118-ФЗ, вступившим в силу с

01.09.2005, причем его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005. Был расширен перечень операций, признаваемых объектом налогообложения (ст. 146 НК РФ) путем включения в объект налогообложения операций по передаче имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).

Произведены изменения, касающиеся места реализации работ (услуг). Мы рассмотрим только те из них, которые касаются организаций, занятых в издательско-полиграфическом бизнесе. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если покупатель осуществляет деятельность на территории РФ (это касается предоставления патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав).

Расширен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), представленный в ст. 149 НК РФ. Отметим, что в соответствии с подп. 3 и 31 п. 3 ст. 149 НК РФ это касается банковских операций, в том числе и услуг, связанных с обслуживанием банковских карт, операций по предоставлению займов в денежной форме, а также оказанию финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), совершение нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера (подп. 151 п. 3 ст. 149 НК РФ), выполнение НИР и ОКР научными организациями на основе хозяйственных договоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ), услуги организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей (подп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ). Кроме того, очень важен дополнительно включенный в ст. 149 НК РФ подп. 25 п. 3, который непосредственно касается издательств и полиграфических предприятий. С 01.01.2006 не облагается НДС передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. Это позволит издательствам и полиграфическим предприятиям проводить более масштабные рекламные акции. Можно воспользоваться «дарованными возможностями» для списания нереализованной продукции (что будет весьма полезным).

Рассмотрим изменения, связанные с налоговой базой. Новым является то, что при передаче имущественных прав налоговая база определяется теперь в соответствии с положениями гл. 21НК РФ (особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав определены в новой редакции ст. 155 НК РФ). Дополнительно включена ст. 1621 НК РФ, определяющая особенности налогообложения

при реорганизации организаций. Уточнен момент пересчета иностранной валюты в рубли при определении налоговой базы (п. 3 ст. 153 НК РФ).

Несмотря на многочисленные разговоры и обещания отмены НДС с авансов, этого не произошло, и при формировании налоговой базы следует учитывать суммы полученной полной или частичной оплаты в счет предстоящих поставок, за исключением предоплаты или частичной оплаты при изготовлении товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом. При отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной полной или частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу, налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг) с учетом акцизов и без включения в них НДС. Уточнен в ст. 154 НК РФ и порядок формирования налоговой базы в случае предоставления бюджетами различных уровней субвенций (субсидий) в связи с применением государственных регулируемых цен. Важно отметить, что не включаются до момента определения налоговой базы с учетом особенностей его определения, установленных в ст. 167 НК РФ, в налоговую базу суммы оплаты или частичной оплаты, поступившие в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых по ставке 0%. Это должно способствовать развитию экспорта из страны не только сырья, но и продукции.

Значительные изменения коснулись и момента определения налоговой базы (ст. 167 НК РФ). В общем случае им является наиболее ранняя из следующих дат:

— день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг),

имущественных прав;

— день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок (выполнения работ, оказания

услуг), передачи имущественных прав.

К отгрузке приравнена и ситуация, когда товар не меняет своего местонахождения (т.е. не отгружается и не транспортируется), а происходит передача права собственности на него.

Уточнены вопросы определения момента определения налоговой базы при реализации товаров, переданных по договору складского хранения (день реализации складского свидетельства), передачи имущественных прав, реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0%. При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления моментом определения налоговой базы является последний день каждого налогового периода, а при передаче для собственных нужд товаров (выполнении работ, оказании услуг), признаваемой объектом налогообложения, — день совершения указанной передачи.

Следует отметить, что если моментом определения налоговой базы является день оплаты (частичной оплаты), то на день отгрузки также возникает момент определения налоговой базы. Это же касается и передачи имущественных прав.

В части налогового периода (ст. 163 НК РФ) произошли следующие изменения: увеличился лимит ежемесячной выручки с 1 до 2 млн руб., при котором налоговый период устанавливается как квартал. Для налогоплательщика это изменение носит однозначно положительный характер, так как дает возможность уплачивать НДС поквартально большему числу налогоплательщиков. Увеличение налогового периода с 1 месяца до квартала дает налогоплательщику возможность большего финансового маневра, а также снижает трудоемкость ведения налоговой отчетности.

В отношении налоговых ставок следует отметить, что с 01.01.2006 расширен перечень товаров, работ (услуг), при реализации которых налогообложение производится по ставке 0% (с представлением отдельной декларации в налоговые органы):

— во-первых, теперь это касается не только товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, но и товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ), работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (новая редакция подп. 3 п. 1 ст. 149 НК РФ);

— во-вторых, уточнено, что по ставке 0% облагаются работы (услуги), связанные с организацией и сопровождением перевозок вышеуказанных товаров, выполняемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями (за исключением перевозчиками на ж/д транспорте), и работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории (новая редакция подп. 2 п. 1 ст. 149 НК РФ);

— в-третьих, дополнительно включен подп.9 п.1 ст. 149 НК РФ, согласно которому по ставке 0% производится налогообложение выполняемых российскими перевозчиками на железной дороге работ (услуг), также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке (подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В отношении ставки 10% изменений не произошло, а в отношении применения ставки 18%

уточнено, что именно эта ставка применяется при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Уточнены и дополнены положения, касающиеся порядка подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по ставке 0% (ст. 165 НК РФ). Это касается в первую очередь возможности получения оплаты за реализацию товаров (припасов) от третьего лица, вывоза товаров неотечественного производства в таможенном режиме экспорта на территорию государств — участников Таможенного союза.

Наибольшие изменения коснулись порядка исчисления и уплаты налога. Самое важное

— то, что теперь в учетной политике исключена ситуация с учетной политикой «по оплате», т.е. с образованием сумм налога, начисленных, но не подлежащих перечислению в бюджет и отражаемых на специальном субсчете счета 76. Если до 2006 г. многие налогоплательщики использовали право выбора при формировании учетной политики и выбирали вариант «по оплате», что позволяло начислять НДС только после получения оплаты, соответственно, была возможность более широкого маневрирования денежными средствами, теперь такой возможности нет.

Если рассматривать упрощенно, то при учетной политике «по оплате» в бухгалтерском учете операции отражались следующим образом: в момент отгрузки:

Д-т сч. 62 К-т сч. 90-1 118 руб.;

Д-т сч. 90-3 (НДС) К-т сч. 76 (НДС) 18 руб.; при получении оплаты:

Д-т сч. 51 К-т сч. 62 118 руб.;

Д-т сч. 76 (НДС) К-т сч. 68 (НДС) 18 руб. Естественно, мы привели проводки в общем виде, без указания всей подробной аналитики.

Теперь все должны использовать вариант «по отгрузке», т.е.

Д-т сч. 62 К-т сч. 90-1 118 руб.;

Д-т сч. 90-3 (НДС) К-т сч. 68 (НДС) 18 руб. Очевидно, что такое нововведение ухудшает положение налогоплательщиков, тем более в российских условиях, когда дисциплина платежей деловыми партнерами весьма часто нарушается, у поставщиков на учете имеются большие дебиторские задолженности, контроль за которыми теперь необходимо усилить. Поэтому в пояснительной записке к годовой отчетности за 2005 г. налогоплательщик должен подробно раскрыть перечень дебиторов и кредиторов по состоянию на конец дня 31 декабря.

По-прежнему документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету, является счет-фактура. Выдавать счет-фактуру должны продавцы товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени (п. 1 ст. 169 НК РФ).

Внесены изменения, касающиеся порядка отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). Это касается приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе и основных средств и нематериальных активов лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ), а также в том случае, когда приобретенные основные средства, нематериальные активы и имущественные права будут использоваться для производства и реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не признаются реализацией (т.е. не облагаются НДС).

Кроме того, в новой редакции изложен п. 3 ст. 170 НК РФ, регламентирующий порядок восстановления сумм налога, ранее принятых к вычету. Восстановление должно быть сделано в случаях:

• передачи имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал. Это нововведение связано с одной стороны тем, что зачастую с целью ухода от НДС применялись схемы, основанные на имущественном взносе в уставный капитал (он не облагался НДС), а учредитель, сделавший такой взнос, через некоторое время выходил из состава учредителей, получая при этом денежный эквивалент внесенного имущества, а с другой стороны — с тем, что очень активно проходят в стране процессы по выводу активов, в частности, в некоторых случаях для того, чтобы перейти на достаточно привлекательный для некоторых упрощенный режим налогообложения, искусственно делили и разукрупняли организации, причем в ходе этого процесса основными собственниками новых субъектов, работающих по «упро-щенке», становились руководители и их ближайшее окружение. Теперь имущественный взнос в уставный капитал связан со значительным увеличением трудоемкости учетных операций у обеих сторон, что очевидно и сподвигло разработчиков поправок и законодателей на такие нововведения. По основным средствам и нематериальным активам при восстановлении необходимо вычислить пропорцию в части недоамортизированной стоимости, НДС, относящийся к которой подлежит восстановлению без учета переоценки.

Сразу же возникает вопрос к авторам новаций о том, что в данном случае понимается под переоценкой — все переоценки, которые имели место за то время, пока объект находился на балансе, или только последней? В отношении иных материальных ценностей восстановление должно быть произведено в полной сумме. Передающая сторона должна, очевидно, предоставить счет-фактуру, в которой отразить сумму восстановленного налога, а получающая сторона в том случае, если будет использовать объект (или материальные ценности, имущественные права) для операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС. Отметим, что в тексте гл. 21 НК РФ в указанных новациях нет явного упоминания счета-фактуры, а упомянуты только документы, которыми оформляется передача. Отметим, что в связи с тем, что в п. 3 ст. 170 НК РФ речь идет о суммах НДС, ранее принятых к вычету возникает вопрос формирования стоимости вносимого имущества, при этом вопрос оформления документов, в том числе и определения стоимости для целей налогообложения прибыли, следует увязать и с изменениями гл. 25 НК РФ, которые были внесены Федеральным законом от

06.06.2005 № 58-ФЗ.

В этом случае у нового владельца возникнет следующая ситуация:

— согласованная цена для целей бухгалтерского учета и отличная от нее цена для целей налогообложения прибыли;

— сумма, которая может быть предъявлена к вычету при выполнении ряда условий и определяемая исходя из фактически совершенного прежним владельцем вычета, а для амортизированного имущества — скорректированная с учетом амортизации. Очевидно, что желающих поиграть в такие игры, тем более, что точно однозначно эти вопросы не прописаны, найдется мало. И к такому варианту будут прибегать в случае, если это очень кому-то нужно (причины указаны выше);

• когда имущество используется для операций, которые НДС не облагаются. Это касается ситуаций, когда приобретенные ценности используются в деятельности, в процессе которой либо операции по реализации не облагаются НДС, либо организация(предприниматель) не признается плательщиком НДС. В частности, в новой редакции подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ установлено, что с 2006 г. восстанавливать принятый ранее к вычету «входной» НДС налогоплательщики обязаны и при дальнейшем использовании товаров, работ, услуг, основных средств, нематериальных активов и имущественных прав при операциях, не облагаемых

НДС на основании ст. 149 НК РФ, а также при операциях, осуществляемых лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС согласно ст. 145 НК РФ (т.е. получивших освобождение), при операциях, не признаваемых объектом налогообложения по НДС на основании п. 2 ст. 146 НК РФ, при операциях, осуществляемых не на территории России в соответствии со ст. 147 и 148 НК РФ.

Таким образом, если организация добровольно отказывается от почетной обязанности быть плательщиком НДС, то нужно будет восстановить НДС и уплатить восстановленный налог в бюджет в том налоговом периоде, в котором она передает либо начинает использовать имущество и имущественные права в перечисленных выше операциях.

Сумма налога, подлежащая восстановлению, рассчитывается в том же порядке, что и при передаче имущества в уставный капитал. Согласно ст. 264 НК РФ восстановленный НДС не включается в стоимость имущества и имущественных прав, а учитывается отдельно в составе прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. В бухгалтерском учете суммы восстановленного НДС можно отражать по дебету счетов учета затрат (20, 26 и 44), отметим, что НК РФ, естественно, таких норм не содержит.

При добровольном переходе на упрощенный режим налогообложения или принудительном на ЕНВД восстановить и уплатить суммы налога нужно еще до момента перехода, т.е. если возникло желание перейти на «упрощенку», то в налоговом периоде, который предшествует переходу, нужно восстановить налог. Отметим своеобразие момента: если налогоплательщик задумал перейти на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2006, то теоретически он восстанавливать НДС не должен, так как Федеральный закон от 22.07.2005 № 119-ФЗ вступает в силу только с 01.01.2006, а следуя ему, восстановить налог нужно в последнем периоде

2005 г., когда он еще не действовал, но учитывая, что расчеты за последний налоговый период года происходят уже в новом году, налоговые органы могут потребовать возмещения.

Если налогоплательщик реализует товары (работы, услуги) как облагаемые НДС, так и не облагаемые (это не совсем грамотно с точки зрения НК РФ, но так короче и понятнее), то организация обязана вести раздельный учет этих операций, и при принятии НДС к вычету необходимо вести раздельный учет и рассчитывать пропорции исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), реализация которых подлежит и не подлежит обложению НДС.

Отметим серьезные новации, произведенные в отношении вычетов и их восстановления, свя-

занные с недвижимостью. Если объект основных средств полностью самортизирован или с момента ввода в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло более 15 лет, то восстановления не требуется. В остальных случаях в течение 10 лет налогоплательщик должен восстанавливать сумму налога, причем эти 10 лет начинаются с момента амортизации объекта в соответствии с п. 2 ст. 259 НК РФ. Расчет этих сумм производится один раз в год в последний налоговый период. Например, если налогоплательщик эксплуатировал здание 4 года, а затем переходит на упрощенную систему налогообложения. Соответственно, срок для возмещения будет равен 10 — 4 = 6 лет, в течение которых нужно будет восстанавливать по 1/10 той суммы НДС, которая была когда-то предъявлена к возмещению. В том случае, когда недвижимость используется как для облагаемых, так и не облагаемых НДС операций, то при расчете необходимо по итогам каждого года определять удельный вес (долю) необлагаемых операций реализации и в соответствии с этой долей списывать часть ежегодной 1/10 части зачтенного когда-то НДС.

Важно, что порядок применения налоговых вычетов не содержит более требований совершения расчетов с поставщиком. Если ранее одним из важнейших условий для вычета была оплата, то с 2006 г. этого условия не будет. Очевидно, это положительно скажется на финансах налогоплательщиков.

С 2006 г. особый порядок исчисления и уплаты НДС установлен в отношении операций по договорам простого товарищества (договор о совместной деятельности). В ст. 1741 НК РФ установлен порядок применения вычетов участниками на основе счетов-фактур, а также определено, что на участника товарищества или доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика при реализации товаров (работ, услуг).

Как было отмечено ранее, произошли два значительных изменения, касающихся всех налогоплательщиков:

— отмена требования оплаты для возмещения

НДС;

— обязательное применение учетной политики

«по отгрузке».

Очевидно, что поскольку многие налогоплательщики работали в 2005 г. и ранее «по оплате», то Федеральный закон от 22.07.2005 № 119-ФЗ содержит нормы, регламентирующие переходный период (ст. 2). Рассмотрим обязанности налогоплательщиков в этот период. По состоянию на конец дня 31 декабря необходимо провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности.

Следует заметить, что налоговые органы могут потребовать представить им акты инвентаризации (пока этого еще не сделано, но очень вероятно, что так и будет). По результатам инвентаризации устанавливаются суммы налога, которые находятся в составе дебиторской и кредиторской задолженности. Мы рекомендуем еще провести тщательную инвентаризацию счета 19 и проверить, какие суммы там связаны, а какие не связаны с совершением оплаты.

Дальнейшие действия в переходном периоде зависят от учетной политики налогоплательщика в 2005 г.

Если учетная политика по НДС была «по оплате», то поступления по операциям погашения выявленной в процессе инвентаризации задолженности формируют налоговую базу в момент оплаты. Это будет продолжаться до 01.01.2008. В первом налоговом периоде 2008 г. вся непогашенная дебиторская задолженность должна быть включена в налоговую базу. В свою очередь при погашении своей кредиторской задолженности право на вычет возникает именно в момент ее оплаты (т.е. все как и было). Это также производится до 01.01.2008, и оставшиеся суммы НДС по неоплаченной части кредиторской задолженности должны быть приняты к вычету в первом налоговом периоде 2008 г.

Если налогоплательщик ранее работал «по отгрузке», то выявленная сумма НДС по результатам инвентаризации кредиторской задолженности делится на 6 и включается в вычет равными долями в первом полугодии 2006 г.

Напомним, что операции 2006 г. отражаются только в порядке, который мы рассмотрели в начале статьи. Для бухгалтеров прибавится работы в части разделения сумм платежей и организации раздельного учета сумм НДС нового года и прошлых лет.

В ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ определен порядок применения переходных положений при выполнении строительно-монтажных работ.

Если работы произведены до 01.01.2005, то по произведенным затратам налог следует начислить в момент принятия объекта на учет (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 №119-ФЗ), а принять к вычету в соответствии с п. 5 ст. 3 — после начала амортизации и уплаты начисленного налога в бюджет.

Если затраты на строительство производились а 2005 г., то начислить налог следует исходя из фактически произведенных по 31 декабря включительно расходов (т.е. 31.12.2005 — момент опреде-

ления налоговой базы), а принять к вычету после оплаты в бюджет (п. 6 ст. 3 Федерального закона от

22.07.2005 №119-ФЗ). Что касается НДС со стоимости использованных товаров (работ, услуг), то к вычету эти сумы принимают в момент начисления, т.е. в декабре 2005 г.

В соответствии с п. 1 ст. 3 закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчика ми-застройщиками) при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 01.01.2005, подлежат вычету по мере постановки на учет построенных объектов. В том случае, если налогоплательщик продает «недострой», то вычет применяется в период его реализации. Этот порядок касается и сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, которые не были приняты к вычету до 01.01.2005 (п. 3 ст. 3 Федерального закона от

22.07.2005 № 119-ФЗ).

Что касается сумм налога, предъявленных подрядными организациями с 01.01.2005 по

01.01.2006, то они принимаются к вычету в течение

2006 г. равными долями по налоговым периодам (в соответствии с масштабам деятельности налогоплательщика). Если в 2006 г. строительство будет завершено, то вычет НДС должен быть произведен в том налоговом периоде, когда объект будет принят на учет (п. 2 ст. 3 Федерального закона от

22.07.2005 № 119-ФЗ). В случае реализации в 2006 г. объекта незавершенного капитального строительства суммы НДС подлежат вычетам в периоде реализации.

Мы рассмотрели (далеко не во всех деталях) те изменения, которые будут в 2006 г. связаны с НДС. Еще раз хотим напомнить о необходимости проведения инвентаризации, на основании данных которой будут реализовываться переходные положения, и внимательном ознакомлении с обновленным текстом гл. 21НК РФ. Не стоит планировать передачу имущества в счет вклада в уставный капитал в связи с высокой трудоемкостью и неполной определенностью в части отражения этих операций, при принятии решения об отказе от исполнения обязанностей налогоплательщика или переходе на упрощенную систему налогообложения, а также совершении необлагаемых операций нужно подумать, не велика ли будет цена перехода в части восстановления НДС. Может быть, проще зарегистрировать новую организацию, и в ней осуществлять такие операции?!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.